Картины Николая Ге.


живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен
27 февраля 1831 (179 лет назад) - 13 июня 1894

Он всегда искал истину, нередко думал,
что был к ней близок, но ненадолго,
так как искание истины было в его природе…
Г. Мясоедов

Судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура. Картина ««Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.

Николай Николаевич Ге родился (15) 27 февраля 1831 года в семье помещика в Воронеже. Для обучения Николай сначала выбрал физико-математический факультет, проучившись год в Киевском университете и год в Петербургском.

Ярошенко Н. А. "Художник Николай Ге"

«Саул у Аэндорской волшебницы» эскиз 1856

Но тяга к живописи и природный талант сказали свое веское слово. Он поступил в академию художеств, проучился там семь лет, а в 1857 году за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство.


"Ахиллес, оплакивающий Патрокла" 1855

"Суд царя Соломона" 1854


"Разрушение Иерусалимского храма" 1858 г.

"Христос в синагоге" 1868 г.

Смерть Виргинии. 1857-1858. Эскиз неосуществленной картины. 1857-1858. Холст, масло. 43 х 57.

Сюжет взят художником из истории Античного Рима. Децемвир Аппий Клавдий, один из коллегии десяти законодателей, воспылал тайной страстью к дочери уважаемого центуриона. Он задумал хитростью овладеть ею и сговорился с одним из тех, кто от него зависел, что тот заявит, будто девушка эта ранее была рабыней, и приведет обвиняемую к Аппию, который вынесет приговор в пользу своего сообщника. Но прежде чем ее увели, явившийся отец Виргинии схватил в лавке мясника нож и заколол ее. Эскиз неосуществленной картины.

"Возвращение с погребения Христа" 1859 г. Эскиз

Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. Лук.23:50-56

В 1858 году в Риме состоялась встреча Ге с А. А. Ивановым и его картиной „Явление Христа народу“. Творение Иванова оказало на Ге серьезное влияние, что вскоре проявилось в эскизе „Возвращение с погребения Христа“.

За шесть лет Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья.

"Голова Апостола Андрея" Начало 1860-х

"Голова Иуды" этюд к картине «Тайная вечеря» 1863

«Тайная вечеря» 1863

В Петербург он вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Картина была явно вне канонов академизма, но она понравилась Александру II и император её приобрел. Такой успех не могла не отметить академия художеств, присвоив Николаю Ге звание профессора исторической и портретной живописи.

На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами.


"Сорренто" 1869


"Флоренция" 1864


"В Гефсиманском лесу" 1869


"Иуда" 1870–1880-е гг


"Вестники воскресения" 1867

Он вернулся в Петербург в 1870 году, включившись в художественную, общественную и духовную жизнь столицы. В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех. Но у художника случались и неудачи, которые он тяжело переживал. Один период он даже забросил кисть и занялся сельским хозяйством.


«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» 1871


"Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы"

"Пущин у Пушкина в Михайловском" 1875

На рубеже 1870-х и 1880-х Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников – Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва Толстого (1884).

Живопись Ге претерпела разительные перемены. Она приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма.

Н.Н. Ге – один из самых своеобразных и значительных русских художников второй половины 19 века. В его творчестве нашли отражение прежде всего морально-этические проблемы, волновавшие передовую русскую интеллигенцию того времени. Н. Ге продолжал традиции Александра Иванова, верившего в преобразующую человека силу искусства. По своим взглядам на современную жизнь Ге был близок И.Н. Крамскому и Л.Н. Толстому. Назвав одну из своих картин «Что есть истина?», художник показал, что стремится ставить перед собой самые сложные вопросы, волнующие человечество на протяжении веков. В поисках ответа Ге обратился к сюжетам, взятым из Евангелия. Картины «Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие» вызывали у зрителей самые разные отзывы – от восторженных до крайне отрицательных. Они волновали, заставляли размышлять, и это было главное.
Внук французского эмигранта, Н.Ге детство и юность провел на Украине. Учился будущий художник на математическом факультете Киевского, а затем Петербургского университетов. В 1850 году Ге поступил в Академию художеств в мастерскую профессора П.В. Басина. В Национальном Художественном музее находится картина «Ахиллес, оплакивающий Патрокла» (х.,м.147,5х172,5.Справа внизу: Николай Ге. 1855. Приобр. в 1957г. у частного владельца), написанная в годы учебы в 1855году. Следуя классической традиции академической школы, Ге обращается к сюжету из «Илиады» Гомера.
Патрокл пал в битве, сраженный рукой Гектора. В скорбно-торжественной позе со слезами на глазах склонился над телом любимого друга Ахиллес. Рядом с ложем стоит божественно-прекрасная богиня Фетида – мать Ахиллеса, принесшая сыну новые, выкованные Гефестом, великолепные золотые доспехи. С большим мастерством Ге выписывает вооружение древнегреческих воинов. Героические характеры, барельефная композиция, локальная система колорита являют нам образец академической картины, за которую Н. Ге была присуждена малая золотая медаль.
Закончив Академию художеств, Н.Ге отправился в заграничное путешествие. Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. В Риме была задумана картина «Смерть Виргинии». В собрании музея находится этюд к ней – «Римлянка» (1857. Этюд для неосуществленной картины «Смерть Виргинии» на сюжет одноименной трагедии В.Альфиери. х.,м. 58х42,5. Слева внизу: 1857. Римъ. Н.Ге; ниже: n2. Приобр. в 1959г. у частного владельца. РЖ-590). На нем изображена итальянская девушка с живыми черными глазами, одетая в синий, украшенный красными лентами корсаж. Этюд написан мастерски, широко и свободно, в нем сияет солнце Италии, пленившей не одного русского художника. Очарованию этой страны покорялись С.Щедрин, О.Кипренский, К.Брюллов В этюде чувствуется несомненное влияние «великого Карла», под впечатлением картин которого находились тогда многие молодые художники. Солнце и воздух Италии оказали на Н. Ге благотворное влияние, высветлив и обогатив его цветовую палитру. В Италии созрел замысел картины «В Гефсиманском саду».
Образ Христа привлекал внимание художников во все времена. В русском искусстве второй половины 19 века к нему обращались И.Крамской, В.Поленов, М.Нестеров. Каждый художник по-своему понимал и воплощал этот образ. Н.Ге в Христе искал высокий этический идеал, видел в нем прежде всего человеческую, а не божественную природу.
В собрании музея находится этюд мужской головы («Мужская голова». 1868. Флоренция. Этюд для картины «В Гефсиманском саду» 1869г., находящейся в ГТГ. Х.,м.54,5х43,1. Справа внизу: Александру Авакумову Куринному отъ Ник. Ге. Приобр. у частного владельца в 1957г. РЖ-27). Лицо изображенного на этюде человека покоряет огромной внутренней силой, его глаза проницают душу. Перед нами пророк, знающий все тайны и глубины человеческой природы. Созданный Ге образ Христа полон драматизма. Яркий контраст света и тени, выдержанная в коричневых тонах цветовая гамма придает ему особую выразительность.

"Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад" Эскиз. 1888 ГТГ

Н.Ге обращался не только к религиозным сюжетам. Его картина «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» стала заметным явлением в русской исторической живописи второй половины 19 века. Н. Ге был талантливым портретистом, им созданы замечательные портреты знаменитых современников художника – А.И. Герцена и Л.Н. Толстого. Всю жизнь Н. Ге мучительно искал идеал нравственности и добра. Его духовные запросы были чрезвычайно высоки, и это придавало его творчеству напряженный, романтический характер, отвечавший самым насущным требованиям времени.

(1) 13 июня 1894 года художник умер на своем хуторе.

"Что есть истина?" 1890

"Суд Синедриона. Повинен смерти!" 1892

«Суд Синедриона» входил в поздний «страстной цикл» художника. Картина была запрещена к экспозиции президентом Императорской академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, и Ге увез ее в свое имение. После кончины художника его сын переправил две последние работы отца, в том числе «Суд Синедриона», Льву Толстому в Ясную Поляну. Снятые с подрамника полотна были обернуты в газетную бумагу, и типографский шрифт отпечатался на картинах. Дочь Толстого Татьяна Сухотина-Толстая сумела только частично удались фрагменты газеты из полотна. В 1897 году "«Суд Синедриона» был передан в дар Третьяковской галерее, годом позже он был на время помещен в экспозицию, а затем перенесен в запасники.

Реставрация картины в новейшее время потребовала многих лет. Итоги работы, в том числе рентгенограммы и макрофотографии, будут показаны вместе с полотном на выставке в Третьяковке.


"Голгофа" 1893

"Христос и разбойник" 1893

"Голова распятого Христа" 1892-1893

" Распятие" 1892

"Распятый Христос" 1893


"Совесть"(Иуда) 1891

Толстой писал художнику в феврале 1894 года: „То, что картину сняли, и то, что про нее говорили,- это очень хорошо и поучительно. В особенности слова „это бойня“. Слова эти все говорят: надо, чтобы была представлена казнь, та самая казнь, которая теперь производится так, чтобы на нее было так же приятно смотреть, как и на цветочки. Удивительная судьба христианства! Его сделали домашним, карманным, обезвредили его, и в таком виде люди приняли его, и мало того, что приняли его, привыкли к нему, на нем устроились и успокоились. И вдруг оно начинает развертываться во всем своем громадном, ужасающем для них, разрушающем все их устройство значении… Снятие с выставки - ваше торжество“.

" Распятие" 1892 г. Музей д"Орсэ, Париж

Художник Николай Ге о картине:
- Я долго думал, зачем нужно распятие… - для возбуждения жалости, сострадания - оно не нужно… раскаяние нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня…

Мастер портрета, религиозных и исторических полотен, один из художников-передвижников.

Портрет Николая Николаевича Ге работы художника Николая Ярошенко

Художник Николай Николаевич Ге родился в феврале 1831 года в городе Воронеже, в семье помещика Николай Ге, предки которого эмигрировали в Россию из Франции в конце восемнадцатого века.

Через три месяца после рождения Николая Николаевича от холеры умерла его мать и заботы о воспитании ребёнка легли на плечи няньки из крепостных. До 10 лет будущий художник жил в деревне, а в 1841 году поступил в Первую киевскую гимназию, где педагоги сразу отметили выдающиеся способности гимназиста к рисунку и прочили ему будущее большого художника.

Однако после окончания гимназии, по настоянию отца, Николай Ге поступил в Киевский университет на физико-математический факультет. Вскоре Николай Николаевич перебрался в Санкт-Петербург, к старшему брату, под предлогом продолжения обучения в Петербургском университете. Ге исправно посещал лекции в университете, а в свободное время изучал живопись на уроках рисования в Эрмитаже.

В 1850 году Николай Николаевич оставил университет и поступил в Академию художеств. Через семь лет, в 1857 году Николай Ге окончил академию с Большой золотой медалью и с огромным удовольствием использовал право на заграничную «командировку» за государственный счёт. Впоследствии художник говорил, что он «задыхался в царской России».

Ге посетил практически все страны Центральной Европы, а в Риме познакомился с русским художником А. Ивановым, чьё творчество просто поразило Николая Николаевича, и оказало очень глубокое воздействие на всю последующую творческую судьбу живописца.

Молодой художник, в большей мере, увлекался портретной живописью, после этого знакомства начал писать эскизы на библейские и исторические темы.

В 1860 году художник покидает Рим и обосновывается во Флоренции. Именно во Флоренции он начинает писать «Тайную вечерю». Эту картину он в 1863 году Николай Ге представит на осенней выставке в Петербургской академии. Полотно просто поразило публику, а официальная пресса назвала её «торжеством материализма и нигилизма». Цензура запретила воспроизводить картину в копиях. Впрочем, «Тайную вечерю» для своей личной коллекции приобрел российский император. А художнику, за эту картину, было присвоено звание профессора и, минуя звание академика, он был избран Действительным членом Императорской Академии художеств.

Тайная вечеря

Николай Ге недолго жил в Петербурге и вскоре, в начале 1864 года, вернулся во Флоренцию, где начал с удвоенной энергией писать эскизы на евангелистические сюжеты. Во Флоренции был написан и портрет А. Герцена, который уже был объявлен государственным преступником. Писать портрет политического эмигранта для профессора и члена Императорской академии – это было делом опасным. Можно было легко лишить и званий, и, что было немаловажным, положенным для этих званий должностным окладам.

В 1867 году художник выставляет на очередной выставке в Петербургской академии свою картину «Вестники Воскресенья», но эту картину для выставки не принимают. Друзья художника выставляют эту работу Николая Ге в Художественном клубе, но картина у публики успеха не имеет. Такая же судьба постигла и картину «Христос в Гефсимаском саду».

Вестники воскресенья

Христос в Гефсиманском саду

В 1869 году Николай Николаевич Ге возвращается в Петербург и начинает активно работать с «Товариществом передвижных художественных выставок». Для первой передвижной выставки художник написал полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» - картина была очень тепло принята публикой и вскоре была приобретена Павлом Третьяковым для галереи.

Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Шесть лет, с 1869 по 1875 годы, художник работает в Петербурге, пишет портреты «известных русских интеллигентов», создаёт несколько полотен на исторические темы. Однако, его картины не имеют успеха.

Материальные проблемы заставляют Николая Ге покинуть Петербург и поселиться в небольшом хуторе Черниговской губернии. Художник решил оставить живопись и заняться вопросами морали и религии.

Однако, тяжёлое материальное положение заставило его писать «заказные» портреты для местных состоятельных граждан, которые были готовы платить за труд знаменитого столичного художника. Ге пишет ряд работ на религиозную тему, но эти работы не принимают и критика, и общество. Картины не принимаю в России, не имеют они успеха и за рубежами империи, куда их вывозят друзья Николая Николаевича.

Скончался Николай Николаевич Ге на своём хуторе в июне 1894 года.

Картины художника Николая Николаевича Ге

Совесть. Иуда

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила

Христос и Пилат. В чём истина?

Перевозка мрамора в Карраре

Портрет поэта Н.А. Некрасова

Распятие

Портрет Л.Н. Толстого

Портрет жены художника А.П. Ге

Мост в Вико

Лейла и Хаджи Абрек

Автопортрет

Портрет Николая Ге, внука художника

Портрет Н.И. Костомарова

Портрет писательницы и общественной деятельницы Е.О. Лихачевой

Портрет неизвестной в голубой блузе

Портрет М.П. Габаевой

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский

Портрет Софьи Андреевны Толстой с дочерью Александрой

Царь Борис и царица Марфа

Морской залив в Ливорно

Николай Николаевич Ге родился 17 февраля 1833 года в Воронеже. Семья Ге имела французское происхождение. Детство будущего художника проходило в деревне. Образование Ге получил в киевской гимназии. Окончив это учебное заведение, он поступил в Киевский университет, затем перешел в Петербургский. Ге учился на физико-математическом факультете. Однако впоследствии Ге почувствовал интерес к живописи. Оставив университет, он успешно сдал экзамены в Академию художеств. Руководителем начинающего художника стал П. Басин, однако своим наставником сам Ге считал Карла Брюллова. Именно картину «Помпея» Ге считал идеальной работой.

За картину Ге получает командировку за границу. Художник путешествует с 1857 по 1863 год. Он посещает Париж, Рим, Швейцарию. Выставка картин Поля Делароша, на которой он побывал в Париже, оказала огромное влияние на характерные черты творчества Ге.

В этот период появляются многочисленные портреты, а также эскизы («Разрушение Иерусалимского храма», ). Картиной, которая принесла ему настоящую популярность, стала . Это полотно, проникнутое небывалой драматической взволнованностью, отличающееся новой трактовкой евангельского сюжета, Ге представил на суд публики в 1863 году. За это полотно Ге получил от Академии художеств сразу статус профессора.

Ге продолжает работать над различными сюжетами евангелия. Появляются картины «Братья Спасителя», . Во время работы во Флоренции Ге пишет портрет Герцена, с которым художник сблизился в этот период.

Последние работы христианской тематики не имеют успеха, поэтому, вернувшись в 1870 году в Петербург, Ге на время отходит от этой тематики. Художник вновь проявляет интерес к русской истории.

В 1871 году Ге участвует в первой выставке художников-передвижников, представляя работу . Эта картина стала очередным успехом художника, она отличается особой правдивостью и достоверностью. В лице отца и сына Ге увидел противоборство двух сил того времени.

С 1875 года художник навсегда переселяется на Украину, где он покупает маленький хутор. Этот период связан с серьезным нравственным переворотом, с обращением художника к морали и религии. В этой связи важную роль сыграло знакомство Ге с Л.Н. Толстым. В 1884 году художник пишет портрет знаменитого писателя. Впоследствии Ге в основном работает только над религиозными сюжетами ( , «Выход с Тайной вечери», ). Последние работы Ге вызвали много нареканий, однако сам художник был доволен ими. Ему удалось впервые внести нотки реализма в полотна на религиозную тему.

Лучшие картины Ге Н.Н.

“…Я потому и делаю эти нецензурные вещи, что я художник”. Николай Ге.

«Тайная вечеря» (1863). Написана в Италии. Современников поражала непривычная, не каноничная композиция. Атмосфера – напряженная, тревожная. Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». Их взгляды из освещенного уютного угла комнаты устремлены на уходящего, изображенного в полный рост Иуду. В облике Христа угадываются черты Александра Ивановича Герцена. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду – внешне очень напоминает самого художника. Картина – противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, потому что материалисты не понимают идеалистов…». За эту картину художник получил звание профессора исторической живописи Академии художеств, минуя звание академика.

«Вестники Воскресения» (1867). Работать над картиной начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной – стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. «… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром». Психологизм, явное противостояние двух мировоззрений – все это делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник. – Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы.

«Что есть истина?» Христос и Пилат (1890). В этом году у художника родился внук Иван, сын Николая Николаевича Ге-младшего, и внучка Анастасия, дочь Петра Николаевича Ге. Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее. Произведение написано поверх картины «Милосердие».

«Совесть. Иуда» (1891). Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление [от] Идеала». В этом же году уходит из жизни жена художника Анна Петровна Ге, с которой они прожили вместе 35 лет. «В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других..» – это слова художника Григория Мясоедова.

«Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866). Старший сын – Николай – стоит рядом с матерью, младший – Петр, сидит у нее на коленях. Взгляды персонажей – по кругу. Замкнутый счастливый мир отношений матери и детей.

«Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886). Работа не окончена. Вновь – красота материнства. Екатерина Ивановна Ге (в девичестве Забело), училась в Киевском музыкальном училище. Являлась членом Русского женского взаимо-благотворительного общества в Санкт-Петербурге и была женой сына художника, Петра Николаевича Ге.

«Распятие» (1892). Начал работу в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Все это и вспоминается перед картиной Ге. «Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Все здание христианских догматов о Воскресении (…) воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Российские зрители увидят «Распятие» впервые –постоянное «место жительства» картины – музей Д’Орсе в Париже.

«Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892). Картина была запрещена к показу президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду, и я должна была изображать мальчика, идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», – вспоминает Прасковья Николаевна. Прасковья Ге – дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой. В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу.

и другие украинские пейзажи. Конец 1880-х – начало 1890 –х. В 1876 году Ге стал жить на хуторе Ивановском Борзенского уезда Черниговской губернии. Туда к нему не раз приезжал Л.Н. Толстой. Но украинские пейзажи стоит посмотреть не поэтому. А потому что – красиво. На выставке много и других, не менее интересных работ, в том числе – портреты, обширная коллекция графики.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) – живописец, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончанию гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской П. Басина. Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). Но Ге не нравятся свои работы, и он совершает поездку в Неаполь, где снова начинает писать множество этюдов с натуры. В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, минуя звание академика. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894.

(1831-1894)

Николай Николаевич Ге, знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Дед художника был французским эмигрантом, который приехал в Россию в конце XVIII века. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончанию гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университета. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской П. Басина. Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). Но Ге не нравятся свои работы, и он совершает поездку в Неаполь, где снова начинает писать множество этюдов с натуры. В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, миную звание академика. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. В 1867 Николай Николаевич заканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Также не имеет успеха и его новое произведение, «Христос в Гефсиманском саду». В 1870 Ге возвращается в Петербург. Там он начал писать картины на сюжеты из русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которая оказывается вполне успешной. В 1875 Ге навсегда покинул Петербург и уехал на Украину, где купил небольшой хутор. Он на время отказывается от искусства и увлекается вопросами религии и морали. В 1882 Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 написал его портрет. Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты - «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Синедрион» (1892) и «Распятие». В то же время он пишет портреты своих современников, а также автопортрет. Ге делает иллюстрации к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя. Судьба его последних работ сложилась весьма драматично: картину "Милосердие" (1880) он уничтожил; работа "Выход с тайной вечери" (1889) была подвержена критике церковной цензурой; картина «"Что есть истина?". Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа; первый вариант "Распятия" (1892) он уничтожил, а еще один вариант "Распятия" в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире и т.д. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894.