Каверзные вопросы по сказке о царе салтане. Викторина по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» для детей подготовительной группы

Викторина с ответами по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников

Автор: Ботвенко Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №27" г.Камень - на - Оби, Алтайский край
Цель:
Совершенствовать знания детей о творчестве А.С.Пушкина.
Задачи:
Развивать интерес к сказке А.С.Пушкина, умение отвечать на поставленные вопросы. Предварительная работа:
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, просмотр экранизаций по мотивам сказки.
Описание:
Данный материал может быть интересен педагогам-организаторам, учителям начальной школы, воспитателям детских садов.
Условия проведения :
Викторину можно провести на прогулке, во время викторины дети получают поощрительную фишку, в конце мероприятия «медалями» награждаются лучшие знатоки сказки.
Ведущий:
Ребята, мы с вами много читали разных сказок, рассматривали иллюстрации. Я поняла, что очень полюбились вам сказки А.С.Пушкина. И по вашим рисункам особенно полюбившаяся сказка это «Сказка о царе Салтане». И я решила устроить вам небольшую викторину по сказке. Нужно вставить пропущенные слова в текст сказки. За каждый правильный ответ вы получаете по фишки. В конце посчитаем фишки и определим победителя. Вы согласны? Тогда начинаем!
1.Глядь – поверх текучих вод
… белая плывет.

2.Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде …
3.Кабы я была …
Говорит одна девица.
4.Здравствуй, … ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
5… на море гуляет
И кораблик подгоняет.
6. И послушалась … :
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько.
7. … песенки поет
Да орешки все грызет.


8. В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
… по морю плывет.


9. Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
«Распроклятая ты … !
Мы тебя!..» - А он в окошко.
10. В свете есть такие ль дива?
Вот идет … правдива:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
11.В тот же день стал княжить он
И нарекся князь … .
12.Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
… под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
13.Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть - … меня съедает».


14.Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке - ….
15.«Караул! Лови, лови,
Да дави его, дави…»
«Вот ужо! Пожди немножко,
Погоди!...» А … в окошко.


16.Клев кровавый навострил…
Но как раз … запела,
В шею коршуна задела.
17.Бьется лебедь средь зыбей,
… носится над ней.
18. Царь … за пир честной
Сел с царицей молодой.
19.За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
… на море лежит,
Град на острове стоит.
20.Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная …
Вот уж издали видна.
21.Все равны, как на подбор,
С ними дядька ….


22.А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе … .
23.Служат ей прислугой разной-
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей … честь.
24. «Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек … нам земли».
Все потом домой ушли.
25.А лежит нам путь далек:
Восвояси на … .
26.Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш … .
27.В сени вышел царь – отец.
Все пустились во … .
28.И растет ребенок там
Не по дням, а по …


29.А орешки не простые,
Все скорлупки… .
30.Судно весело бежит
Мимо острова… .
Ответы:
1.Лебедь.2.Палаты.3.Царица.4.Князь.5.Ветер.
6.Волна.7.Белка.8.Бочка.9.Мошка.10.Молва.
11.Гвидон.12.Месяц.13.Тоска.14.Честь.
15.Шмель.16.Стрела.17.Коршун.18.Салтан.
19.Остров.20.Страна.21.Черномор.22.Поклон.
23.Войско.24.Воздух.25.Восток.26.Удалец.
27.Дворец.28.Часам.29.Золотые.30.Буяна.
Ведущий:
Сейчас мы посчитаем фишки и наградим победителя.
Итоги викторины и награждение победителя.
Ведущий:
Читайте сказки чаще дети,
Будет легче жить на свете!
До новых встреч!

? с. 113 Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?

Почему они с сватьей бабой Бабарихой подменили гонца? В чём причина их ненависти к царице? Найди строчки, в которых об этом говорится.

Как ты думаешь, в сказке победит коварство и хитрость или добро и справедливость?

Ткачиха и повариха приходятся молодой царице родными (скорее всего, старшими) сёстрами. Тем не менее они испытывают к своей младшей сестре ненависть («А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Извести её хотят…»), по этой причине сёстры и подменили первого гонца, а затем вложили ложный указ в суму второго. Ненавидят они её из зависти к её положению и оттого, что, сами того не ведая, собственными словами определили себе такое будущее («Здравствуй, красная девица, – // Говорит он, – будь царица… // Вы ж, голубушки-сестрицы… // Будь одна из вас ткачиха, // А другая повариха»; «В кухне злится повариха, // Плачет у станка ткачиха»). Последний вопрос (победит ли в сказке зло или добро?) предназначен для того, чтобы заинтересовать в дальнейших событиях, побудить прочитать сказку целиком.

? с. 115 Как ты понимаешь выражение «растёт не по дням, а по часам»? Оно использовано в сказке в прямом или переносном смысле?

Выражение «расти не по дням, а по часам» означает расти очень быстро, однако имеет переносное, а не прямое значение. В этой же сказке автор использует его в прямом смысле: ребёнок только родился и брошен в бочку на произвол судьбы, но, вырастая «не по дням, а по часам», уже «волну торопит», обращаясь к ней с весьма красноречивой просьбой; уже «на ножки поднялся» и проявляет характер фольклорного богатыря, выполняющего любое дело легко и с прибауткой: «Понатужился немножко: // Как бы здесь на двор окошко // Нам проделать? – молвил он, // Вышиб дно и вышел вон».

? с. 117 — 120 Судя по этому отрывку, это волшебная сказка или сказка о животных?

Чтобы ответить на вопрос, является ли «Сказка о царе Салтане…» волшебной или сказкой о животных, мы должны подумать, в чём отличие этих сказок друг от друга. В сказках о животных рассказывается о том, почему у того или иного зверя именно такая внешность, повадки, отношения с другими зверьми (людьми). В волшебной сказке имеется волшебный мир и волшебный герой, который, совершая различные
деяния, постигает законы и правила поведения в волшебном мире, узнаёт его тайны. Очевидно, что этот отрывок – не сказка о животных, а волшебная сказка.

Перечисли все чудеса, которые происходят с царевичем и его матерью. Подтверди свой ответ строчками из текста.

С царевичем и его матерью происходит много чудес. Молодая девушка становится царицей самым чудесным образом; дитя её растет буквально «не по дням, а по часам»; юный царевич может повелевать силами природы («…волну торопит»); он – настоящий силач и добрый охотник. Царевич выручает из беды лебедя, который оказывается красной девицей; на второй день пребывания на чудо-острове мать с сыном видят большой город, жители которого радостно приветствуют их, а царевича «венчают княжей шапкой» и провозглашают правителем.

Кто является главным героем сказки?
А можно ли назвать князя Гвидона настоящим сказочным героем?

Главным героем этой сказки является «новорожденный» князь Гвидон. Гвидон – настоящий сказочный герой: он покидает родной дом, в пути он встречается с трудностями и препятствиями. Вполне можно предположить, что царевич Гвидон сумеет преодолеть все преграды и вернуться в отчий дом победителем, повзрослевшим и поумневшим.

Вспомни все черты, которыми должен обладать настоящий герой сказки. Подумай, является ли князь Гвидон таким героем?

- Но князь Гвидон – не просто сказочный герой, – сказал Михаил Потапович. – Он герой волшебной сказки. Это значит, что в нём есть черты, характерные для героев волшебных сказок.
- Это какие-то особые черты? – поинтересовался Миша.
- Особые, – подтвердил Михаил Потапович. – Сейчас вы всё поймёте. Но сначала вам нужно ответить на несколько вопросов.

? Когда стало понятно, что маленький царевич необычный ребёнок? Подтверди своё мнение строчками из текста.
У кого царевич просит помощи, сидя внутри бочки? Найди нужные строчки.
Как ц
аревич ведёт себя на берегу: можно ли сказать, что он находчивый? Какими ещё качествами он обладает?
Теперь ты догадываешься, о каких особых чертах героя волшебной сказки говорил Михаил Потапович? Если затрудняешься, посмотри, что обнаружили Маша и Миша с помощью Главного Библиотекаря.

С самого рождения герой волшебной сказки отличается от других людей: он обладает чудесными способностями.

Герой волшебной сказки способен общаться с силами природы.

- Я могу назвать ещё две черты героя волшебной сказки, — сказал Костя Погодин, который уже прочитал эту сказку Александра Пушкина целиком.

Михаил Потапович указывает на то, что князь Гвидон – не только сказочный герой; он – герой волшебной сказки, обладающий особыми чертами. Определить эти черты помогут вопросы из учебника. Юный царевич – особенный с самого рождения: он растёт в бочке «не по дням, а по часам», «…волну торопит», и силы природы подчиняются ему («И послушалась волна»). На берегу царевич проявляет заботу о матери, находчивость и смекалку («Ломит он у дуба сук // И в тугой сгибает лук, // Со креста снурок шелковый // Натянул на лук дубовый, // Тонку тросточку сломил, // Стрелкой лёгкой завострил…»). Царевич проявляет благородство и доброту, заступаясь за слабого (спасая лебедя от когтей коршуна).

? Посмотри, какие черты героя волшебной сказки назвал Костя.

С таким героем могут происходить настоящие чудеса и превращения.

Такой герой в конце концов побеждает зло и несправедливость.

Костя Погодин называет ещё две черты, присущие герою волшебной сказки. Во-первых, с героем могут происходить настоящие чудеса и превращения; и во-вторых, он всегда побеждает зло и несправедливость.

Проверь, прав ли Костя.
Для этого возьми в библиотеке сборник сказок Александра Пушкина и прочитай «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» целиком.
После этого можно продолжить обсуждение сказки, ответить на вопросы и выполнить задания.

Найди в тексте строчки, из которых видно, что князь Гвидон скучает по отцу и хочет его увидеть.

Кто и почему препятствует встрече царя Салтана с князем? Подтверди свой ответ строчками из сказки.

Какие чудеса мечтает завести князь Гвидон заводит в своём городе? Сколько этих чудес? На что он надеется, заполучив эти чудеса? Оправдались ли надежды князя?

Как наказано зло в сказке?
Теперь ты можешь утверждать, что князь Гвидон является настоящим героем волшебной сказки? Обоснуй свой ответ.

Князь Гвидон не обидчив и справедлив. Он не осуждает отца, но тоскует по нему и хочет обязательно с ним повидаться («Князь печально отвечает: // Грусть-тоска меня съедает, // Одолела молодца: // Видеть я б хотел отца»). Тут с Гвидоном и начинают происходить волшебные превращения: сначала, с помощью колдовства царевны Лебеди, он становится комаром, затем – мухой и шмелём. Встрече Гвидона с царём препятствуют злые сёстры царицы – ткачиха, повариха, а также сватья баба Бабариха: «А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Не хотят его пустить // Чудный остров навестить». «Уж диковинка, ну право…» начинают они отговаривать царя Салтана, а в пример настоящего чуда приводят (каждая в свою очередь) волшебную белку, богатырей с дядькой Черномором и красавицу-девицу. Князь Гвидон заводит в своём городе все те чудеса, о которых рассказывали злые бабы. Это, во-первых, белка, которая «песенки поёт // и орешки всё грызёт, // А орешки не простые, // Все скорлупки золотые, // Ядра – чистый изумруд»; во-вторых, выходящие дозором из вод морских «тридцать три богатыря, // Все красавцы удалые, // Великаны молодые, // Все равны, как на подбор, // С ними дядька Черномор»; и, в-третьих, царевна Лебедь, молодая жена Гвидона, такая красавица, что «днём свет божий затмевает, // Ночью землю освещает, // Месяц под косой блестит, // А во лбу звезда горит. // А сама-то величава, //Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит». Спросите у ребят, на что надеется Гвидон, заводя все эти чудеса? Может, он хочет, чтобы в его волшебном городе были все чудеса на свете? Или он надеется «уговорить» отца посетить свой остров и противостоять злодейкам? Благодаря упорству Гвидона и помощи царевны Лебеди надежды князя оправдались.

Викторина по сказке А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:
Совершенствовать знания детей о творчестве А.С.Пушкина.
Задачи:
Развивать интерес к сказке А.С.Пушкина, умение отвечать на поставленные вопросы.

Предварительная работа:
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, просмотр экранизаций по мотивам сказки.

Условия проведения :
Во время проведения викторины дети получают поощрительные фишки, в конце мероприятия «медалями» награждаются лучшие знатоки сказки.

Ведущий: Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт”.

А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…». И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня. Проведем викторину по сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане».

За каждый правильный ответ вы получаете по фишки. В конце посчитаем фишки и определим победителя.


1.Где сестрицы занимались рукоделием? (В светлице).
2. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком? (Три).
3. Что делали девицы под окном в «Сказке о царе Салтане...»? (Пряли).
4. Кем хотела стать для царя первая девица? (Поварихой).
5. Кем хотела стать для царя вторая девица? (Ткачихой).
6. Что хотела сделать для царя третья девица? (Родить богатыря).
7. Почему царь взял в жены третью девицу? (Обещала родить богатыря).
8. Кто царю привез плохое известие? (Гонец).
12. Куда засобирался царь? (На войну).
13. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын? (Бочка). 14. Как им удалось спастись? (Волна выбросила бочку на берег).
15. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану? (Очень быстро рос). 16.Как нарекли молодого царевича? (Князь Гвидон).
17. Какое оружие смастерил царевич? (Лук).
18. Какую птицу он спас от коршуна? (Лебедя).
19. Каким был первый подарок царевичу от лебедь - птицы? (Город).
20 . В кого превратила белая лебедь князя Гвидона? (В комара).
21. Что делала в сказке белка? (Пела песенки и грызла орешки).
22. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря? (Черномор).
23 . Что блестит под косой у царевны Лебедь? (Месяц).
24. Посетил ли царь Салтан чудный город князя Гвидона? (Да).
25. Кто был против поездки царя? (Бабариха, повариха и ткачиха).
26. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудогорода? (Что его жена и сын живы).
27 . Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном? (Отпустил домой).
28. Почему сестры пытались навредить царице? (Они ей завидовали).
29. Почему царица с ребенком оказалась в бочке в океане? (Из-за обмана.) 30. Как отпраздновали герои радостную встречу? (Устроили пир).
Ведущий:
Сейчас мы посчитаем фишки и наградим победителя.
Итоги викторины и награждение победителя.
Ведущий:
Читайте сказки чаще дети,
Будет легче жить на свете!
До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказки "Вовка в Тридевятом царстве, в Пушкинсом государстве" для детей старшего дошкольного возраста

Сказка "Вовка в Тридевятом царстве" с использованием отрывков из произведений А.С. Пушкина...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкинe удивляет напевностью и красотой стиха. Впервые она была издана в 1832 году. Сюжет сказки насыщен интересными событиями.

Викторина по «Сказке о царе Салтане» содержит 14 вопросов с вариантами ответов. Ответы приведены в конце викторины.

1. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком?
Две
Три
Пять

2. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын?
Корабль
Бочка
Плот

3. Какая птица атаковала лебедя на берегу моря?
Коршун
Орел
Ястреб

4. Как нарекли молодого царевича?
Граф Додон
Князь Гвидон
Барон Бурбон

5. Чем торговали корабельщики, посещавшие князя Гвидона?
Соболями
Горностаями
Серебристыми лисами

6. В кого превратила белая лебедь князя Гвидона?
В мотылька
В комара
В стрекозу

7. Что делала в сказке белка?
Танцевала польку
Пела песенки
Рассказывала сказки

8. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря?
Дуремар
Бэримор
Черномор

9. Сколько видящих глаз осталось у ткачихи с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой после того, как их покусал князь Гвидон в образе насекомых?
Три
Четыре
Пять

10. Что блестит под косой у царевны Лебедь?
Луна
Месяц
Звезда

11. Какого цвета была даль, в которой показался флот царя Салтана?
Изумрудная
Лазоревая
Золотая

12. Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном?
Посадил в тюрьму
Посадил в бочку
Отпустил домой

13. Как звали жену царя Салтана?
Бабариха
Буяна
В сказке имя не упоминается

14. Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона?
Старая дружба
Любовь к шахматам
Отец и сын

Ответы на вопросы викторины по «Сказке о царе Салтане»

1. Три
2. Бочка
3. Коршун
4. Князь Гвидон
5. Соболями
6. В комара
7. Пела песенки
8. Черномор
9. Четыре
10. Месяц
11. Лазоревая
12. Отпустил домой
13. В сказке имя не упоминается
14. Отец и сын

Галиева Суфия Мансуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кунгерская СОШ"
Населённый пункт: Атнинский район Республики Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Литературный тест по сказкам А.С. Пушкина для 3-4 классов"
Дата публикации: 20.12.2015
Раздел: начальное образование


Литературный тест по сказкам А.С. Пушкина для 3-4 классов.
1. Каким фруктом отравился царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? А) Яблоко Б) Груша В) Лимон 2.В какой сказке Пушкина «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?» А) Сказка о Царе и Салтане Б) Руслан и Людмила В) Сказка о рыбаке и рыбке 3.Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? А) Соколко Б) Шарик В) Орел 4.Какая сказка заканчивается словами «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? А) Сказка о Царе и Салтане Б) Сказка о золотом петушке В) Сказка о рыбаке и рыбке 5. В кого превращала Лебедь князя Гвидона? А) Комар, муха, шмель Б) Комар, бабочка, пчела В) Муха, бабочка, пчела 6. Где встретились поп и Балда? А) На базаре Б) На улице В) На поле 7. Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? А) 20 лет и 2 года Б) 40 лет и 4 года В) 30 лет и 3 года
8. Сколько раз закидывал старик невод в море? А) 4 раза Б) 3 раза В) 5 раз 9. Чем угрожала злая царица Чернавке? А) Палкой Б) Рогаткой В) Ножом 10 Верный сторож царя Дадона. А) Петушок Б) Гусь В) Утёнок ОТВЕТЫ Литературный тест по сказкам А.С. Пушкина 1. Каким фруктом отравился царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
А) Яблоко
Б) Груша В) Лимон 2.В какой сказке Пушкина «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?»
А) Сказка о Царе и Салтане
Б) Руслан и Людмила В) Сказка о рыбаке и рыбке 3.Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей?
А) Соколко
Б) Шарик В) Орел 4.Какая сказка заканчивается словами «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? А) Сказка о Царе и Салтане
Б) Сказка о золотом петушке
В) Сказка о рыбаке и рыбке
5. В кого превращала Лебедь князя Гвидона?
А) Комар, муха, шмель
Б) Комар, бабочка, пчела В) Муха, бабочка, пчела 6. Где встретились поп и Балда?
А) На базаре
Б) На улице В) На поле 7. Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? А) 20 лет и 2 года Б) 40 лет и 4 года
В) 30 лет и 3 года
8. Сколько раз закидывал старик невод в море? А) 4 раза
Б) 3 раза
В) 5 раз 9. Чем угрожала злая царица Чернавке? А) Палкой
Б) Рогаткой
В) Ножом 10 Верный сторож царя Дадона.
А) Петушок
Б) Гусь В) Утёнок Составила:Учительница начальных классов МБОУ «Кунгерская СОШ» Галиева Суфия Мансуровна.