Составление плана по произведению. Как составить план произведения

Но где-то уже около месяца я начал ощущать острую нехватку качественного чтения, мне прямо хотелось взять книгу и читать взахлеб, так я изголодался по этому. И это касается не только прикладной литературы, меня начало тянуть и на качественную художественную.

Последней каплей стал отличный список художественной литературы, который я нашел у человека, которому доверяю.

Вот этим список я и поделюсь сегодня с вами. Я решил прочитать все из этого списка и первой книгой выбрал книгу Эриха Марии Ремарка «Три товарища » и сейчас наслаждаюсь каждой страницей…

Но все по порядку. Ниже представлен список западных авторов и их произведений.

ЗАПАД.

Тут опять же я отказался от пути простого перечисления мировой классики и назидательного «это надо прочесть!», мы не уроках литературы. Я просто перечислю то, что, по моему мнению, на самом деле стоит прочесть. А дальше… Дальше уже Вы и сами сможете ориентироваться.

Данте Алигьери «Божественная комедия» . Книга сложная для чтения и восприятия. Поэтому сначала рекомендую прочесть что-то вроде «критики», каковая присутствует обычно среди учебников. Но тот, кто прочтёт и разберётся, будет вознаграждён и общим повышением интеллекта, и набором мистических воззрений Средневековья, и положительными сдвигами в своём лингвистическом «портрете».

Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» . В принципе у Бальзака есть и другие замечательные романы, но с чего-то надо начинать…

Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст» . Медленно и не спеша.

Амброз Бирс. «Словарь Сатаны» . «Рассказы» . Его можно назвать О`Генри «ужастиков». «Дети в подвале играли в гестапо…» оттуда растёт.

Джон Голсуорси. «Сага о Форсайтах» . Если кто-то настроен на серьёзное и обстоятельное чтение. Повышает аристократизм духа. Надо сказать, что чтение этой книги в старших классах школы (не по программе) дало мне очень многое.

Тэофил Готье. «Капитан Фракас» . Добротно, классично, интересно, авантюрно.

Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери». «Девяносто третий год» . Понимаете, вот чтобы я рекомендовал – Гюго. Разительный контраст между темпом и суетой нынешнего времени и плавным, обстоятельным повествованием.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Крошка Цахес, по прозвищу Цаннобер». «Житейские воззрения Кота Мурра» . А вот это – надо. Свобода Духа, Новый Уровень Мышления – награда за вдумчивое чтение. Понимаю, что сюжет о Щелкунчике у всех «от зубов отскакивает», но эти два произведения дают гораздо больше.

Джеймс Джойс. «Улисс» . Поток сознания. Это может быть интересно только в случае серьёзного настроя на серьёзное чтение. И для развития интеллекта – супер.

Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» . Быстрый и продуктивный скачок от «камеди клабов» к «12 стульям». Аристократично. Настоятельно рекомендую!

Эмиль Золя. «Творчество». «Западня» . А не стать ли самим творцами? Не постичь ли, насколько это трудное и возвышенное занятие? Между прочим, сдаётся мне, что после прочтения этих романов Вы и к жизни станете относиться творчески.

Вашингтон Ирвинг. «Рип ван Винкль». «Жених-призрак» . Двух зайцев убьёте. Нет, трёх. Увлекательно, сочный язык и ужасно интересно. Ужасно.

Франц Кафка. «Замок». «Процесс» . Переход на иной уровень сознания.

Франциско де Кеведо. «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» . Предтеча куртуазного маньеризма. Если его стихи ещё присовокупите – наслаждение необыкновенное.

Уилки Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень» .Опять «одним махом всех побивахом». Детективно, сочно, «языково», увлекательно.

Густав Майнринк. «Голем» . Между прочим, бестселлер. Дэн Браун «раньшего» времени. Нынешний нервно курит махорочку, правда, гребёт солидное бабло, в чём и состоит цель его писаний. Майнринк тоже неплохо поднялся, но тут хоть есть за что.

Томас Манн. «Иосиф и его братья» . Великая и интересная книга.

О`Генри . Что тут говорить… Это надо читать, читать, читать.

Эдгар По. «Убийство на улице Морг». «Золотой жук» . …Как-то давно пошёл я в кино. Фильм назывался «В компании Макса Линдера». Комик начала 20-го века. Смотрел и думал: «А это было у Гайдая, а это у Александрова…». Потом дошло, что Линдер творил раньше и не он брал, а у него. Такое же ощущение при чтении По. Кроме того, язык…

Марсель Пруст. «В поисках утраченного времени» .Основоположник жанра психологического романа. Можно послушать квартет Гайдна в исполнении квартета, а можно в виде треньканья Шариковым на балалайке. Это я про многие современные «психологические» романы. Уж лучше Гайдна в «натуральном» виде.

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». «Триумфальная арка». «На западном фронте без перемен» . Особенно первый роман просто должен быть прочитан… Иначе – падение в бездну бескультурия…

Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера» . Понимаю, что про лилипутов читали все в детстве. Но вот остальные путешествия стоит прочесть. Тема более, что писал крупный аналитик и отец английской разведки.

Марк Твен. «Янки из Коннектикута при дворе Короля Артура», рассказы .

Вот специально Марка Твена поставил в конец списка. Сами понимаете, тут нет ни мест, ни рангов. Кстати, Вы можете указать на то, что нет в списке Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя, Александра Дюма и многих других писателей. И будете правы! Но!

С большой степенью вероятности Вы читали произведения этих писателей. Во-вторых , как я уже писал, нельзя объять необъятное. В-третьих , уверяю Вас, что названные произведения просто увлекательны, что немаловажно при чтении.

В-четвёртых , самое главное… У всех этих писателей и произведений есть «современные аналоги». Но течение времени и прогресса таково, что постоянно происходит принижение уровня. Уровня чего угодно. Стандартизация, глобализация…

Когда говорят, что колбаса докторская раньше была вкуснее – не врут. Может, и неудачный пример, но приведу его сейчас. Сигареты «Житан». Раньше – ароматный чёрный табак. Сейчас – редкая мерзость. И так далее, и тому подобное…

Я не хочу сказать, что сейчас всё плохо и всё деградирует. Процесс сложный на самом деле. Но приведенный список Вам поможет, как мне кажется, искать и находить НАСТОЯЩЕЕ. Тем более, что я его не закончил. Впереди ещё много жанров. Ждите!

Иван Полонейчик.

Надеюсь вы поддержите меня в этом начинании и мы будем вместе шагать про просторам истинной литературы!

___________________________________________________________

Главное найти время, отложить Интерны онлайн и прочитать пару десятков страниц. А потом уже можно с чистой совестью и «Интерны» посмотреть, там тоже можно отыскать крохи мудрости, главное хотеть!

Нередко в школах задают писать различные сочинения и рассказы. Темы могут быть совершенно разными, но что непременно объединяет все подобные сочинения - это грамотно составленный план, благодаря которому вы сможете написать интересный и логически завершенный рассказ. Многие очень часто задаются вопросом: как составить план рассказа? Рассмотрим несколько нюансов, которые помогут вам в этом.

Очень часто случается, что тема рассказа уже определена, тогда составление плана и написание не кажутся такими трудными. Но что делать, когда надо самому придумать и сюжет, и все остальное? Конечно, вдохновение-великая сила, но ведь может случиться и такое, что вдохновение не придет вовремя и вот тут главное помнить про базовые основы в написании любого произведения. Что же является самым главным при написании рассказа? Естественно, это сюжет. Поэтому, когда вы задумываетесь о том, как составить план рассказа, сначала определитесь про что вы будете писать. Лучше всего выбирать тему в которой вы хорошо разбираетесь или хотя бы имеете какое-то представление о сути будущего рассказа. Если тема вам хорошо знакома, то можно двигаться дальше. А если только общие представления, то имеет смысл посидеть обж книгами и ознакомиться с дополнительной литературой по выбранному вопросу.

Когда с темой, наконец, определились и разобрались в том, про что писать, нужно подумать о композиции. Где именно будет происходить действие вашего рассказа. Не забывайте о том, что рассказ-это короткое произведение, поэтому не надо его очень сильно затягивать. Запиши план своего рассказа на отдельном листочке, желательно без ошибок и помарок. Представьте, что составленный вами план тоже пойдет на проверку учителю. Все должно распределяться по пунктам. Определились с композицией? Замечательно! Непременно все подробно запишите, чтобы в дальнейшем ничего не напутать.

При составлении плана, не забудьте так же про главных героев вашего произведения. Поскольку в рассказе вы должны все-таки учитывать определенные границы, то описания героев тоже должно быть достаточно сжатым. Не обязательно на пол-листа расписывать, как выглядит тот или иной персонаж, можно подобрать несколько хорошо продуманных слов, которые будут характеризовать вашего героя ярко и объемно. Не торопитесь, подумайте.

Нужно знать не только то, как составить план рассказа, но и то, как грамотно раскрыть суть того, о чем бы пишете. Когда тема вам хорошо знакома, с этим не должно возникнуть особых проблем, но в любом случае лучше всего запиши в план своего рассказа краткое содержание в 2-3 предложениях. Когда то, о чем вы пишете будет у вас все время перед глазами, вам будет проще ориентироваться в дальнейшем.

Не забудьте о том, что при написании рассказа нужно учитывать плавные переходы о одного действия к другому. В содержании вашего произведения не должно быть лишь сухое перечисление фактов, которые лишь с трудно можно связать между собой. Не забывайте пользоваться различными цветовыми приемами, чтобы ваш рассказ получился живым и интересным. Когда бы знаете как составить план рассказа, то с остальным проблем возникнуть уже не должно. Лучше всего писать подробный план, чтобы было легче написать сам рассказ. Если по ходу написания плана у вас возникнут какие-либо изменения, то их будет очень легко внести и не придется в дальнейшем переписывать там рассказ.

Самая важная часть любого рассказа-это кульминация. Эта часть должна быть наиболее яркой и запоминающейся. Запишите в плане основные положения вашей кульминации. Что-то, что поможет вам раскрыть суть. Не забывайте, что разные части вашего рассказа не должны очень сильно отличаться друг от друга по величине. Не нужно посвящать начальной части несколько страниц, для того чтобы на кульминацию уделить лишь несколько предложений. Все части должны быть гармоничными по длине и содержанию, без грубых и неуклюжих переходов.

Чтобы было более понятно, рассмотрим небольшой пример. Допустим, вы хотите написать о том, как провели каникулы на море. Определяемся с названием. Нужно в 2-3 словах отразить суть того о чем бы будете писать. Затем необходимо очертить круг героев вашего рассказа. Мама, папа, бабушка, дедушка, друзья-сначала запишите в план всех. А потом подумайте, кто из них имеет непосредственное отношение к описываемым событиям. Не нужно описывать, что и кто делал, если это никак не влияет на суть вашего рассказа. Если вы хотите написать про какое-то яркое событие, которое с вами там произошло, то нужно плавно подвести рассказ к этому, без лишней резкости и острых углов. И, конечно же, в каждом рассказе должна быть развязка. Как правило, можно сделать в ней краткое завершение всех событий, или какие-либо выводы. Не надо отрывать концовку от основного текста.

Так что правильно составленный план рассказа-это уже наполовину успешно сделанная работа. Зная, как написать план рассказа, вы можете смело браться непосредственно за само изложение. Ещё раз вкратце рассмотрим основные положения для написания плана. Определяемся с названием и темой. Пишите только про то, что хорошо знаете, либо перед написание изучите соответствующую литературу, чтобы не писать про то, о чем вы вообще не в курсе. Затем выбираем главных героев и кратко их характеризуем. Никаких лишних деталей, все должно быть по существу. Когда композиция, герои и завязка определены, подходим к кульминации-самой запоминающейся части вашего рассказа. Затем плавный переход к развязке и концовке. Оставляйте очень подробный план будущего рассказа с пунктами и подпунктами. Чем подробнее план-тем легче сам процесс написания.

Не затягивайте описание каких-либо действий, иначе это может испортить вам весь рассказ. Не отступайте от намеченного плана. Повторюсь еще раз - зная, как составить план рассказа, заявит не будет проблемой и написание самого рассказа. Немного вдохновения и знание определенных навыков помогут вам сделать ваши сочинения яркими и незабываемыми!

С уважением, Дедок Юрик.

Для чего составляют план произведения ? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении план а за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста.

Инструкция

Прочитайте произведение.

В процессе чтения обращайте внимание на рубрикацию текста: части, главы, акты, строфы.

Во время чтения делайте необходимые выписки: название произведения , названия его частей (глав, актов), различные описания природы, лирические отступления, рассуждения автора.

Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план -схему.

Также определитесь с видом план а, он может быть: простой (сжатый), сложный (развернутый), цитатный.

Выявите экспозицию произведения (в драматургических произведения х это перечень действующих лиц и указание места действия).

Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.

Найдите завязку произведения .

Установите основную часть романа (повести, рассказа и др), т.е. развитие действия.

Выявите кульминацию.

Определите развязку книги.

Сопоставьте сюжет и композицию произведения .

Решите, кто является главными персонажами, а кто - второстепенными.

Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
- выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые характеристики персонажей-
- Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования-
- Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам-
- Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.

Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения .

Составьте первоначальный вариант план а, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.

Перечитайте план .

Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами план а интервалы.

Перепишите план в соответствии с поправками.

Окончательный вариант план а используйте при анализе произведения или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.

Существует две ситуации, в которых нам нужно написать сочинение – домашняя спокойная и экзаменационная, где требуется максимальное сосредоточение. Однако алгоритм составления плана остается одинаковым в том и другом случае.

План сочинения является основной задачей сочинения. Он представляет собой цепочку, последовательность ваших мыслей, которые ведут в раскрытию темы. Любой темы. В любой области знаний - литература, история, обществознание или биология.

Если вы пишите сочинение дома, у вас будет достаточно времени на раздумье, возможность соотнести свое мнение с мнением авторитетных критиков или специалистов. Достаточно воспользоваться поисковиком интернета.

Если вы пишите экзаменационное сочинение, на которое отводится 100 минут, выделите на осмысление темы и составление плана 20 минут. И помните, четко составленный план – половина успеха!

Воспользуйтесь общепринятой схемой плана:
I Введение.
II Основная часть.
III Заключение.
Части плана обозначаются римскими цифрами. Сформулируйте основные мысли и озаглавите каждую часть плана. Например:
I Введение. Самые известные теории происхождения человека.

Сформулируйте и озаглавьте основную часть. Правильно этот шаг алгоритма выполняется так:
II Основная часть. Борьба креационистской и эволюционной теорий.
В конце формулировки ставится точка.

Разверните основную часть плана. Сформулируйте пункты плана. (Пункты основной части плана обозначаются арабскими цифрами). К примеру:
1. Теория Дарвина:
2. Креационизм:
Ставим двоеточие.

Сформулируйте подпункты плана. Подпункты основной части плана обозначаются буквами. Выглядит оформление подпункта следующим образом:
а) противоречия в теории Дарвина-
После каждого подпункта нужно ставить запятую или точку с запятой.

Важные моменты

Каждый ваш пункт или параграф должен содержать только одну мысль. Опишите мнение автора или сторонников теории, отметьте сильные и слабые стороны, выразите свою точку зрения.

В каждом пункте или параграфе плана необходимо соблюдать соответствие основной мысли всего сочинения. Не увлекайтесь сторонними идеями, особенно, если вы ограничены объемом и временем.

Введение и заключение не должны разниться, ведь, вы отстаиваете только одну главную идею. Во введении сформулируйте её максимально правильно, с вашей точки зрения. В заключении напишите то же самое, только другими словами.

Сегодняшняя тема, напрямую относится к тематике блога. А именно, — как работать с книгой.

Ведь не секрет, что довольно часто прочитал что-то, — тут же забываешь. Или сразу или чуть позже. Все попытки вспомнить – о чем читал, заканчиваются безрезультатно.

Почему же такое происходит?

Причин несколько:

бессистемность нашего чтения. Читаем все подряд, что попадается, не преследуя определенной цели. «Чтобы быть в курсе», «чтобы получить удовольствие от чтения», «чтобы……». Новой информации просто не за что зацепиться, нет информационного дерева, о чем я писал

— наша рассеянность и невнимательность. Читаем, а думаем о чем-то своем. О внимании я даже написал книгу .

— неправильное чтение. Это уже ближе к нашей теме. Ведь читать–то мы все умеем. Так мы думаем. На самом деле – это не совсем так.

Чаще мы умеем лишь складывать буквы в слова, слова в предложения. Хотя при чтении, например, художественного текста – более важным является умение создавать образы из прочитанных слов, предложений.

Кстати образы, которые мы видим с экрана ТВ – это уже готовые образы, которые мозг просто считывает, не проводя никакой работы. Поэтому пользы для умственного развития – мало. Мозг должен сам создавать образы, тогда он развивается, а это происходит именно при чтении.

Как бывает жалко, когда прочитав нечто увлекательное, уже через несколько дней забываешь – и имена героев и то, чем говорилось в книге.

Об одном методе избежать этого я писал в статье « ».

Сегодня – рассмотрим еще один способ. Он вполне применим к любой текстовой информации, в том числе и нехудожественной.

Что является важным при чтении нехудожественного текста?

Важно понять структуру прочитанного: отдельные блоки и центральную идею, объединяющую эти блоки.

Помочь в этом может составление плана. О нем и поговорим ниже.

Психология подсказывает, что записанное полнее и лучше усваивается, способствует запоминанию. Коэффициент усвоения будет выше, если прочитав 1 000 слов, затем это кратко изложить в 50 словах. Свертывание информации – необходимый навык, когда информации очень много.

Свернуть информацию можно в виде плана. Хотя существует множество других способов письменной фиксации, о чем я писал в своих статьях:

Самый простой способ – это составить план прочитанной книги. Этот прием поможет лучше понять и усвоить прочитанное.

Почему это происходит?

Потому что подключается мыслительная деятельность. Мы мысленно обрабатываем текст, пытаемся понять его структуру, чтобы затем изложить ее на бумаге. Мы думаем, напрягаемся и это сказывается на понимании и запоминании.

Что такое план книги или статьи?

Это перечень основных мыслей, расположенный в последовательности отражающей логику того о чем говорит автор.

План бывает простой и сложный.

Простой, состоит из главных пунктов.
I.
II.
III.

Сложный, включает еще и подпункты. Он более раскрывает содержание текста, когда одна мысль раскрывается через несколько других, выделенных в подпункты:
I.
1)
2)
II.
1)
2)

План помогает выработать умение сжато делать записи, излагать свои мысли, а также быстро восстанавливать в памяти прочитанное.

Для информации: скажу лишь, что помимо простого и сложного вида плана существуют и такие: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема, комбинированный. Но мы остановимся на самых простых видах.

Как составить план?

Чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чем здесь говорится?». И затем с помощью этого вопроса выявлять главные мысли и записывать их в виде пунктов плана.

Общий подход:

1. Нужно прочесть текст.

2. Разделить текст на части и выделить в этих частях главные мысли.

3. Эти мысли послужат в качестве заголовков плана.

4. Проверить все ли главные мысли включены в план. Для этого еще раз пробежаться по тексту.

Замечу, что план не передает фактического содержание текста, а лишь указывает на него. Но при понимании сути содержания этого бывает достаточно, чтобы восстановить отдельные детали по памяти.

Существенны два момента:

1. Анализ текста и выделение основных частей.
2. Выяснение основной мысли/идеи в каждой части.

Здесь полезны следующие навыки:
— навык выделять существенное и не путать с второстепенным.
— навык излагать мысли своими словами.

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения . В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса . Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей . Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью " " , обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище .
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности . Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера . Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы . Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда . Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты . Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций . В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье . Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью , которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!