Сообщение на тему севастопольские рассказы. Севастопольские рассказы

В 50-х годах XIX века «Современник» начал публиковать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Для читателей, с нетерпением ожидавших новостей о Крымской войне, эти очерки были необходимы, как свидетельство очевидца, как репортаж с места событий. И названия рассказов вполне соответствовали: «Севастополь в августе», «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае».

История сборника

Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.

Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.

Цель и основная тема

Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и порождает героический дух. Рассказчика повествования удивляет различие между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять сражение», убить сотню-другую человек, чтобы получить очередное звание или звездочку. К народной массе близки только лучшие из офицеров.

«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого-писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий на защиту своего отечества. Так в русской литературе было положено начало реалистичному изображению войны и психологии человека. Новый, честный, взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и гарцующими генералами, - боль, кровь, страдания и смерть.

Август в Севастополе

Продолжаем анализ «Севастопольских рассказов». Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» - один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.

Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить. Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни. В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению.

С ним Володя и приехал в Севастополь. Настроение у него не веселое, у него в голове вертятся мечты, что если брата убьют рядом с ним, то он немедленно кинется мстить за его смерть и умрет возле окровавленного брата. Мечты Володи сбудутся: брата ранят, и он умрет на перевязочном пункте, Володя погибнет на мортирной батарее. Рассказ оканчивается тем, как русские войска переходят через бухту на Северную сторону.


Декабрьский Севастополь

Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка - «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще - носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.


«Севастополь в мае»

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова.


Вывод

Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах». Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как происходит на самом деле. Основная тема этого цикла - испытания духовной и нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но и способны на любовь к родине и героизм.

«Севастопольские рассказы», анализ которых представлен в статье, делятся на следующие 3 части: «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в декабре месяце» и «Севастополь в мае».

Многие события обороны Севастополя в 1-й части видятся нам глазами поручика Козельцова, а также его младшего брата Володи». Оба брата в конце первой части погибают — старший Козельцов в геройской атаке, закончившейся нашей победой, а Володя на батарее, захваченной французами.

Во 2-й части меняется манера изложения. Рассказчик, alter ego самого автора, выдвигается теперь на первый план и является деятельным участником событий произведения.

Реально-бытовая деталь в традициях очерковой прозы 1840-х годов с особым вкусом «выписывается» Толстым. Вслед за рассказчиком читатель видит суету на набережной, военный госпиталь, расположившийся в бывшем Севастопольском собрании, трактир. Однако плодотворно и мотивированно используя литературную технику натуральной школы, Л.H. Толстой не делает описание быта самоценным, как в физиологических очерках У него это просто частности, которые играют свою роль в сложном, организованном глубокой и самостоятельной авторской мыслью художественном целом.

Читая описание пребывания рассказчика на четвертом бастионе, можно почувствовать, на каком реальном жизненном опыте автора основано и описание в «Войне и мире» действий батареи Тушина под Шенграбеном, и пребывания Пьера на батарее Раевского под Бородином. Настоящий героизм не терпит театральности и аффектов. Рассказчик встречает на батарее морского офицера. Во время разговора возобновляется артиллерийская дуэль, от близких разрывов неприятельских бомб гибнут люди Рассказчик отмечает странность собственных ощущений.

Нравственные уроки, невольно преподанные ему защитниками четвертого бастиона, не ведающими, что они герои, приводят его к «кульминационным» по своему значению размышлениям («Итак, вы видели защитников Севастополя…»). К этим словам необходимо добавить то, чего рассказчик нигде не говорит. Он сам защитник Севастополя, имеющий мужество забираться в самые горячие точки обороны, разделяя все опасности передовой линии со сражающимися на ней воинами.

В третьей части произведения "Севастопольские рассказы" опять действует вымышленное лицо — штабс-капитан Михайлов, отличающийся «робостью и ограниченным взглядом». Как и в первой части, автор соответственно этому переходит от документально-очерковой манеры повествования к инсценировкам, диалогам и иным приемам сюжетной художественной прозы. Много внимания уделено характеристике сословного расслоения офицерской среды, которое вопреки разуму и военной целесообразности сохраняется и в обстановке непрерывных боев (Михайлова мучит то, что он «аристократ» но отношению к одним, но некоторые особы — «аристократы» по отношению к нему). Во время сцены боя вводится зарисовка, напоминающая эпизод со смертельным ранением князя Андрея под Бородином — возле Михайлова и другого офицера, Праскухина, падает бомба; Михайлов бросается ничком на землю, уцелев (его легко ранит в голову), а Праскухин, оставшийся на ногах, погибает.

Третья часть произведения "Севастопольские рассказы" Толстого кончается эпизодом перемирия, когда враги, русские и французы, встречаются и беседуют под белыми флагами. В этом эпизоде мысль Толстого обретает интонации, снова напоминающие «Войну и мир», ее философско-исторические и морально-религиозные обертоны.

Рассказ Льва Николаевича Толстого "Севастополь в декабре месяце" примечателен тем, что писатель показывает иную сторону военных действий при Севастополе - эта оборона известна всем лишь со стороны официальных данных, рассказывающих непосредственно о войне, а Толстой показывает собственные переживания этих событий.

"Севастополь в декабре месяце" в виде статьи был впервые опубликован в журнале "Современник" в 1855 году. Лев Толстой писал его, основываясь на собственном опыте, ведь в ноябре 1854 года он сам побывал в этом прекрасном и живописном городе.

Анализ переживаний автора

Своим живым и пронизанным настоящим переживаниям войны Толстой заставляет читателей ощущать совершенно разные, мощные эмоции - от страха до восхищения. В рассказе подробно описаны защитники Отечества и их жизнь, автор уделяет внимание тому, что они переживают, как воспринимают жизнь и окружающий мир.

Описывая их быт и привычки, Толстой раскрывает перед нами настоящую суть их жизни, и история об обороне Севастополя из официальных военных сводок превращается в творящуюся на глазах у читателей историю, в которой раскрываются человеческие судьбы.

Описывая военные действия глазами простых людей, Толстой заставляет читателей полностью прочувствовать действительную картину военной жизни. В этом и основная заслуга Толстого, как выдающегося писателя, он не просто со знанием дела описывает войну, он, прежде всего, заставляет людей испытывать настоящую гордость за русских солдат.

Это обусловлено тем, что Толстой специально выбрал лаконичный и сухой стиль повествования, и в рассказе не встречаются восторженные восклицания и прямое выражение восхищения - простота рассказа еще больше удивляет читателей. Свое мастерство Толстой сумел воплотить и в таком небольшом очерке, опубликованном в статусе статьи.

Душевные переживания героев рассказа

В большой мере "Севастополь в декабре месяце" посвящен раскрытию душевных переживаний героев, как и другие военные рассказы Толстого. Писатель не следует шаблонам, по которым выстроено большинство военных произведений - все его творчество на то, чтобы срывать маски и показывать действительность такой, какая она есть.

Как бы это странно не прозвучало, главная тема его военных рассказов - это правда. Толстой уходит от привычного восприятия войны, героических образов солдат и восторженного чувства победы, и раскрывает самую настоящую правду о войне и ее истинных героях.

И сам Лев Толстой раскрывает свои переживания по поводу происходящего, и анализируя его чувства и настроения, читатели могут полностью представить картину обороны под Севастополем. Толстой всегда уделял много внимания психологии людей, и старался раскрывать своих персонажей именно с этой стороны.

"Севастополь в декабре месяце" - не исключение, в рассказе показаны глубокие душевные переживания, их внутренние диалоги полны страстных и трепещущих чувств, которые помогают читателям проникнуться их жизнью и понять их.

«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет - всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра... Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...» Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идёт своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужики - сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, все суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты «будничным делом». Только на бастионах «вы увидите... защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища».

В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечатлениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Раненые, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельдшер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть «ужасные, потрясающие душу зрелища... войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а... войну в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти...». Молоденький офицер, воевавший на четвёртом, самом опасном бастионе, жалуется не на обилие бомб и снарядов, падающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция на опасность; он ведёт себя слишком смело, развязно и непринуждённо.

По пути на четвёртый бастион всё реже встречаются невоенные люди, и всё чаще попадаются носилки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведёт себя спокойно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту взрывов). Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало прислуги, но всё же на другое утро он уже опять палил из всех пушек.

Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую землянку и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, движениях защитников бастиона видны «главные черты, составляющие силу русского, - простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства... Чувство злобы, мщения врагу... таится в душе каждого». Когда ядро летит прямо на человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что «есть особая прелесть» в подобной игре со смертью. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа... Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина - эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине... Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»

Севастополь в мае

Проходит полгода с момента начала боевых действий в Севастополе. «Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи - успокоиться в объятиях смерти» Наиболее справедливым представляется решение конфликта оригинальным путём; если бы сразились двое солдат (по одному от каждой армии), и победа бы осталась за той стороной, чей солдат выйдет победителем. Такое решение логично, потому что лучше сражаться один на один, чем сто тридцать тысяч против ста тридцати тысяч. Вообще война нелогична, с точки зрения Толстого: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать»

В осаждённом Севастополе по бульварам ходят военные. Среди них - пехотный офицер (штабс-капитан) Михайлов, высокий, длинноногий, сутулый и неловкий человек. Он недавно получил письмо от приятеля, улана в отставке, в котором тот пишет, как его жена Наташа (близкий друг Михайлова) с увлечением следит по газетам за передвижениями его полка и подвигами самого Михайлова. Михайлов с горечью вспоминает свой прежний круг, который был «до такой степени выше теперешнего, что когда в минуты откровенности ему случалось рассказывать пехотным товарищам, как у него были свои дрожки, как он танцевал на балах у губернатора и играл в карты с штатским генералом», его слушали равнодушно-недоверчиво, как будто не желая только противоречить и доказывать противное

Михайлов мечтает о повышении. Он встречает на бульваре капитана Обжогова и прапорщика Сусликова, служащих его полка, и они пожимают ему руку, но ему хочется иметь дело не с ними, а с «аристократами» - для этого он и гуляет по бульвару. «А так как в осаждённом городе Севастополе людей много, следовательно, и тщеславия много, то есть и аристократы, несмотря на то, что ежеминутно висит смерть над головой каждого аристократа и неаристократа... Тщеславие! Должно быть, оно есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века... Отчего в наш век есть только три рода людей: одних - принимающих начало тщеславия как факт необходимо существующий, поэтому справедливый, и свободно подчиняющихся ему; других - принимающих его как несчастное, но непреодолимое условие, и третьих - бессознательно, рабски действующих под его влиянием...»

Михайлов дважды нерешительно проходит мимо кружка «аристократов» и, наконец, отваживается подойти и поздороваться (прежде он боялся подойти к ним оттого, что они могли вовсе не удостоить его ответом на приветствие и тем самым уколоть его больное самолюбие). «Аристократы» - это адъютант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов и ротмистр Праскухин. По отношению к подошедшему Михайлову они ведут себя достаточно высокомерно; например, Гальцин берет его под руку и немного прогуливается туда-сюда только потому, что знает, что этот знак внимания должен доставить штабс-капитану удовольствие. Но вскоре «аристократы» начинают демонстративно разговаривать только друг с другом, давая тем самым понять Михайлову, что больше не нуждаются в его обществе.

Вернувшись домой, Михайлов вспоминает, что вызвался идти наутро вместо заболевшего офицера на бастион. Он чувствует, что его убьют, а если не убьют, то уж наверняка наградят. Михайлов утешает себя, что он поступил честно, что идти на бастион - его долг. По дороге он гадает, в какое место его могут ранить - в ногу, в живот или в голову.

Тем временем «аристократы» пьют чай у Калугина в красиво обставленной квартире, играют на фортепиано, вспоминают петербургских знакомых. При этом они ведут себя вовсе не так неестественно, важно и напыщенно, как делали на бульваре, демонстрируя окружающим свой «аристократизм». Входит пехотный офицер с важным поручением к генералу, но «аристократы» тут же принимают прежний «надутый» вид и притворяются, что вовсе не замечают вошедшего. Лишь проводив курьера к генералу, Калугин проникается ответственностью момента, объявляет товарищам, что предстоит «жаркое» дело.

Гальцин спрашивает, не пойти ли ему на вылазку, зная, что никуда не пойдёт, потому что боится, а Калугин принимается отговаривать Гальцина, тоже зная, что тот никуда не пойдёт. Гальцин выходит на улицу и начинает бесцельно ходить взад и вперёд, не забывая спрашивать проходящих мимо раненых, как идёт сражение, и ругать их за то, что они отступают. Калугин, отправившись на бастион, не забывает попутно демонстрировать всем свою храбрость: не нагибается при свисте пуль, принимает лихую позу верхом. Его неприятно поражает «трусость» командира батареи, о храбрости которого ходят легенды.

Не желая напрасно рисковать, полгода проведший на бастионе командир батареи в ответ на требование Калугина осмотреть бастион отправляет Калугина к орудиям вместе с молоденьким офицером. Генерал отдаёт приказ Праскухину уведомить батальон Михайлова о передислокации. Тот успешно доставляет приказ. В темноте под обстрелом противника батальон начинает движение. При этом Михайлов и Праскухин, идя бок о бок, думают только о том, какое впечатление они производят друг на друга. Они встречают Калугина, который, не желая лишний раз «себя подвергать», узнает о ситуации на бастионе от Михайлова и поворачивает обратно. Рядом с ними взрывается бомба, погибает Праскухин, а Михайлов ранен в голову. Он отказывается идти на перевязочный пункт, потому что его долг - быть вместе с ротой, а кроме того, за рану ему положена награда. Ещё он считает, что его долг - забрать раненого Праскухина или же удостовериться, что тот мёртв. Михайлов под огнём ползёт обратно, убеждается в гибели Праскухина и со спокойной совестью возвращается.

«Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мёртвых в Севастополе; сотни людей - с проклятиями и молитвами на пересохших устах - ползали, ворочались и стонали, - одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а всё так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего тёмного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и все так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило».

На другой день «аристократы» и прочие военные прогуливаются по бульвару и наперебой рассказывают о вчерашнем «деле», но так, что в основном излагают «то участие, которое принимал, и храбрость, которую выказал рассказывающий в деле». «Всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звёздочку или треть жалованья».

Между русскими и французами объявлено перемирие, простые солдаты свободно общаются друг с другом и, кажется, не испытывают по отношению к противнику никакой вражды. Молодой кавалерийский офицер просто рад возможности поболтать по-французски, думая, что он невероятно умён. Он обсуждает с французами, насколько бесчеловечное дело они затеяли вместе, имея в виду войну. В это время мальчишка ходит по полю битвы, собирает голубые полевые цветы и удивлённо косится на трупы. Повсюду выставлены белые флаги.

«Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди - христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, не упадут с раскаянием вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны - и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льётся чистая невинная кровь и слышатся стоны и проклятия... Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой её? Все хороши и все дурны... Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда»

Севастополь в августе 1855 года

Из госпиталя на позиции возвращается поручик Михаил Козельцов, уважаемый офицер, независимый в своих суждениях и в своих поступках, неглупый, во многом талантливый, умелый составитель казённых бумаг и способный рассказчик. «У него было одно из тех самолюбии, которое до такой степени слилось с жизнью и которое чаще всего развивается в одних мужских, и особенно военных кружках, что он не понимал другого выбора, как первенствовать или уничтожиться, и что самолюбие было двигателем даже его внутренних побуждений».

На станции скопилось множество проезжающих: нет лошадей. У некоторых офицеров, направляющихся в Севастополь, нет даже подъёмных денег, и они не знают, на какие средства продолжить путь. Среди ожидающих оказывается и брат Козельцова, Володя. Вопреки семейным планам Володя за незначительные проступки вышел не в гвардию, а был направлен (по его собственному желанию) в действующую армию. Ему, как всякому молодому офицеру, очень хочется «сражаться за Отечество», а заодно и послужить там же, где старший брат.

Володя - красивый юноша, он и робеет перед братом, и гордится им. Старший Козельцов предлагает брату немедленно ехать вместе с ним в Севастополь. Володя как будто смущается; ему уже не очень хочется на войну, а, кроме того, он, сидя на станции, успел проиграть восемь рублей. Козельцов из последних денег оплачивает долг брата, и они трогаются в путь. По дороге Володя мечтает о героических подвигах, которые он непременно совершит на войне вместе с братом, о своей красивой гибели и предсмертных упрёках всем прочим за то, что те не умели при жизни оценить «истинно любивших Отечество», и т. д.

По прибытии братья отправляются в балаган обозного офицера, который пересчитывает кучу денег для нового полкового командира, обзаводящегося «хозяйством». Никто не понимает, что заставило Володю бросить спокойное насиженное место в далёком тылу и приехать без всякой для себя выгоды в воюющий Севастополь. Батарея, к которой прикомандирован Володя, стоит на Корабельной, и оба брата отправляются ночевать к Михаилу на пятый бастион. Перед этим они навещают товарища Козельцова в госпитале. Он так плох, что не сразу узнает Михаила, ждёт скорой смерти как избавления от страданий.

Выйдя из госпиталя, братья решают разойтись, и в сопровождении денщика Михаила Володя уходит в свою батарею. Батарейный командир предлагает Володе переночевать на койке штабс-капитана, который находится на самом бастионе. Впрочем, на койке уже спит юнкер Вланг; ему приходится уступить место прибывшему прапорщику (Володе). Сперва Володя не может уснуть; его то пугает темнота, то предчувствие близкой смерти. Он горячо молится об избавлении от страха, успокаивается и засыпает под звуки падающих снарядов.

Тем временем Козельцов-старший прибывает в распоряжение нового полкового командира - недавнего своего товарища, теперь отделённого от него стеной субординации. Командир недоволен тем, что Козельцов преждевременно возвращается в строй, но поручает ему принять командование над его прежней ротой. В роте Козельцова встречают радостно; заметно, что он пользуется большим уважением среди солдат. Среди офицеров его также ожидает тёплый приём и участливое отношение к ранению.

На другой день бомбардировка продолжается с новой силой. Володя начинает входить в круг артиллерийских офицеров; видна взаимная симпатия их друг к другу. Особенно Володя нравится юнкеру Влангу, который всячески предугадывает любые желания нового прапорщика. С позиций возвращается добрый штабс-капитан Краут, немец, очень правильно и слишком красиво говорящий по-русски. Заходит разговор о злоупотреблениях и узаконенном воровстве на высших должностях. Володя, покраснев, уверяет собравшихся, что подобное «неблагородное» дело никогда не случится с ним.

На обеде у командира батареи всем интересно, разговоры не умолкают несмотря на то, что меню весьма скромное. Приходит конверт от начальника артиллерии; требуется офицер с прислугой на мортирную батарею на Малахов курган. Это опасное место; никто сам не вызывается идти. Один из офицеров указывает на Володю и, после небольшой дискуссии, он соглашается отправиться «обстреляться» Вместе с Володей направляют Вланга. Володя принимается за изучение «Руководства» по артиллерийской стрельбе. Однако по прибытии на батарею все «тыловые» знания оказываются ненужными: стрельба ведётся беспорядочно, ни одно ядро по весу даже не напоминает упомянутые в «Руководстве», нет рабочих, чтобы починить разбитые орудия. К тому же ранят двух солдат его команды, а сам Володя неоднократно оказывается на волосок от гибели.

Вланг очень сильно напуган; он уже не в состоянии скрыть это и думает исключительно о спасении собственной жизни любой ценой. Володе же «жутко немножко и весело». В блиндаже Володи отсиживаются и его солдаты. Он с интересом общается с Мельниковым, который не боится бомб, будучи уверен, что умрёт другой смертью. Освоившись с новым командиром, солдаты начинают при Володе обсуждать, как придут к ним на помощь союзники под командованием князя Константина, как обеим воюющим сторонам дадут отдых на две недели, а за каждый выстрел тогда будут брать штраф, как на войне месяц службы станут считать за год и т. д.

Несмотря на мольбы Вланга, Володя выходит из блиндажа на свежий воздух и сидит до утра с Мельниковым на пороге, пока вокруг падают бомбы и свистят пули. Но поутру уже батарея и орудия приведены в порядок, а Володя начисто забывает об опасности; он только радуется, что хорошо исполняет свои обязанности, что не показывает трусости, а наоборот, считается храбрым.

Начинается французский штурм. Полусонный Козельцов выскакивает к роте, спросонья больше всего озабоченный тем, чтобы его не посчитали за труса. Он выхватывает свою маленькую сабельку и впереди всех бежит на врага, криком воодушевляя солдат. Его ранят в грудь. Очнувшись, Козельцов видит, как доктор осматривает его рану, вытирает пальцы о его пальто и подсылает к нему священника. Козельцов спрашивает, выбиты ли французы; священник, не желая огорчать умирающего, говорит, что победа осталась за русскими. Козельцов счастлив; «он с чрезвычайно отрадным чувством самодовольства подумал, что он хорошо исполнил свой долг, что в первый раз за всю свою службу он поступил так хорошо, как только можно было, и ни в чем не может упрекнуть себя». Он умирает с последней мыслью о брате, и ему Козельцов желает такого же счастья.

Известие о штурме застаёт Володю в блиндаже. «Не столько вид спокойствия солдат, сколько жалкой, нескрываемой трусости юнкера возбудил его». Не желая быть похожим на Вланга, Володя командует легко, даже весело, но вскоре слышит, что французы обходят их. Он видит совсем близко вражеских солдат, его это так поражает, что он застывает на месте и упускает момент, когда ещё можно спастись. Рядом с ним от пулевого ранения погибает Мельников. Вланг пытается отстреляться, зовёт Володю бежать за ним, но, прыгнув в траншею, видит, что Володя уже мёртв, а на том месте, где он только что стоял, находятся французы и стреляют по русским. Над Малаховым курганом развевается французское знамя.

Вланг с батареей на пароходе прибывает в более безопасную часть города. Он горько оплакивает павшего Володю; к которому по-настоящему привязался. Отступающие солдаты, переговариваясь между собою, замечают, что французы недолго будут гостить в городе. «Это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме: “Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”.

1 раздел

Пояснительная записка

Урок, посвященный анализу “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого проводит-

cя перед изучением романа “Война и мир”. Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по программе Т.Ф.Курдюмовой. Данная тема интересна и поучительна для десятиклассников.

Цели : познакомить с историей создания данного произведения; выяснить, как Толстой решает тему “Человек перед лицом смерти”; проанализировать кульминационные эпизоды; сравнить поведение героев; рассмотреть художественные приёмы изображения.

Оборудование: интерактивная доска

2 раздел

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Музыкальная заставка (”Прощание славянки”).

“Севастопольские рассказы” графа, подпоручика Толстого появились в журнале “Современник” в 1854-1855 гг. В них он выразил свои самые сокровенные мысли о войне, о человеке на войне.

Почему Л.Н.Толстой оказался в осаждённом Севастополе?

Что вы знаете о поведении человека на войне.

Доска Герой… - … правда.

оптимист …увидите войну в настоящем её

пессимист выражении - в крови, в страданиях, в

реалист смерти… пацифист …война есть сумасшествие Лев Толстой

  1. Сообщение ученика о Крымской войне и осаде Севастополя.
  1. Ещё в 1847 году Толстой составляет для себя правила, некий “моральный

кодекс”. Одно из правил гласит: Всегда говори правду. Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству. Следуя этому правилу, Толстой и оказывается в Севастополе в дни его осады: “Главное, я затем просился, что всё-таки как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество. Да и с тобой мне хотелось быть” (Севастополь в августе”).

  1. Лексическая работа .

Подберите ряд ассоциаций к слову война.

Война- кровь, слёзы, голод, страдания.

Используя эти слова и другие, дайте своё определение войны.

Война - вооружённая борьба между государствами.

III. Война в определении Толстого.

Самое страшное на войне – смерть человека.

В “Севастополь в декабре” Толстой показывает смерть солдата

В “Севастополь в мае/августе” – смерть Праскухина, братьев Козельцовых

  1. Анализ эпизодов.

Доска: …смерть Праскухина …смерть Михаила Козельцова

…смерть Владимира Козельцова

(в конце какое определение)

скоропостижная

незаметная, снуподобная (Обломов)

ранняя

ужасная

мученическая

чёрная (чума)

героическая

нелепая

бессмысленная

случайная

Работа в группах

I.Группа Смерть Праскухина. Ротмистр. Кульминационный эпизод.

Не простая игра случайностей губит Праскухина.В критический момент у них возникает различный поток мыслей и чувств, различное поведение, которое по-разному решает их судьбу.

Бомба упала рядом с Праскухиным и Михайловым, когда они вышли на менее опасное место и “Праскухин стал оживать немного”. “Оживать” - это значит тщеславиться.

В отличие от него не очень тщеславный Михайлов, “трус” по аристократическому кодексу, тотчас упал на живот, когда чей-то голос крикнул: “Ложись!”

Демократизм Михайлова, его инстинктивная привычка жить вместе с простыми солдатами одерживает верх над другими его чувствами.

Праскухин заметив падающую бомбу лишь “невольно согнулся до самой земли”, а спустя секунду “испугался, не напрасно ли он струсил”. Открыв глаза, верный себе Праскухин сначала с “самолюбивым удовольствием” увидел не бомбу, а то, что Михайлов “около самых ног его лежал на земле”. Когда же наконец Праскухин всего на аршин от себя заметил волчком крутящуюся бомбу и “ужас, исключающий все другие мысли и чувства”, охватил его тщеславие, ставшее второй натурой, сыграло с ним последнюю злую шутку. Он не лёг пластом, не прижался к земле, а упал на колени и закрыл лицо руками.

Беспощадный аналитик Толстой показывает далее, что самолюбие определяет и предсмертную вспышку душевной жизни Праскухина.

Первой мыслью, вспыхнувшей в его охваченном ужасом сознании, был вопрос: “Кого убьёт - меня или Михайлова?”

Эпизод смерти Праскухина показывает, как уже севастопольский период Толстой в таких мелочах и подробностях чувств своих героев учится ловить скрытый ход истории

Смерть Праскухина сродни самоубийству, нравственной подоплёкой которого является тщеславие.

Эпизод смерти Праскухина в какой-то мере перекликается с эпизодом смерти князя Андрея в Бородинском сражении. Князь Андрей не ложился при виде падающей бомбы. В поведении князя Андрея мотивы тщеславия приглушены. Высокое чувство гордости командного полка, на которое обращают внимание подчинённые.

Тщеславие, а не патриотизм решающий стимул в поведении офицеров. Элита не выдерживает испытание войной.

В поведении офицеров – аристократические эгоистические мотивы взяли верх над патриотическими.

Каким словом можно определить смерть Праскухина?

II.Смерть Михаила Козельцова. Героическая.

Михаилу Козельцову штабные офицеры ненавистны. Свойственна народная точка зрения на жизнь, прислушивается к мнению рядовых участников обороны. Солдатские разговоры подсознательно вторгаются в его внутренний мир.

Поведение во время штурма Севастополя.

Связь между внутренним миром личности и общим духом войска. Чувство страха невольно сообщилось и Козельцову. Солидарность с людьми, подчиняющиеся ему, даёт Козельцову внутренние силы для героического поступка. Ему противопостав-

лен молодой офицер, у которого страх перерастает в дух беззащитности и обособленности. Козельцов разделяет общее настроение масс. Его порыв увлекает роту лишь потому, Козельцов духовно с нею связан. Это самочувствие солдат близко его собственному.

III.Случайная смерть прапорщика Владимира Козельцова.

Война равнодушна человеческим судьбам. Героя убивают обыденно, как бы походя

(что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Владимир).

IV.Почему в каждом из циклов присутствует смерть героя?

В этом проявляется отношение Толстого к войне, античеловеческая направленность

Для чего же Толстой показывает нам смерть солдата, штабного офицера – аристократа, пехотного офицера.

Выводы: 1)Главный человек на войне русский солдат – защитник Севастополя

Чем питается этот будничный повседневный героизм защитников города? (любовью к родине)

2)Истинный патриотизм, любовь к родине следует искать не в высших

сферах, не у адьютантов и штабных, а в среде простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны.

О Войне Толстой:

“Cевастополь в декабре” …увидите войну в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти…

“Севастополь в мае” ...или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания…

Герой повести, которого я люблю всеми силами, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был есть и будет прекрасен, - правда.

Смерть на четвёртом батальоне матроса, у которого вырвана часть груди

Под влиянием патриотического чувства выпрямленная спина солдата, вспыхиваю-

щий в нём огонёк человеческого достоинства - высоко благородная мысль.

Основные черты: мужество, простота, скромность, естественность.

Война – это суровая стихия. Она жестоко мстит за легковесное представление

о ней, безжалостно разбивает и юношеские розовые представления. Толстой

показывает нам крушение юношеских представлений Козельцова. Мужество

рождается в борьбе, оно приходит к Володе только в боевой обстановке, на ба-

стионе.

Рисуя войну правдиво, писатель в центре своих сцен поставил живого человека,

раскрыл его внутренний мир, мотивировал его действия, поступки, его сокровен-

ные мысли.

Критерий оценки человека – его отношение к всенародному делу. Война с её ужа-

сом и величием показана изнутри путём раскрытия внутреннего отношения к ней

рядовых учеников, а сами ученики охарактеризованы в зависимости от их места во

всенародной борьбе.

Перед смертью ощущения человека особенно остры.

4 раздел

Библиография

  1. Интернет-