Биография к ф юона кратко. Юон константин федорович картины

русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства

Константин Юон

Краткая биография

Константи́н Фёдорович Юо́н (1875-1958) - русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Происхождение и семья

Родился 24 октября 1875 года в Москве, в германошвейцарской семье. Отец - работник страховой компании, позже - её директор; мать - музыкант-любитель.

Брат - композитор П. Ф. Юон, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к власти Адольфа Гитлера, эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.

До революции

С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища Юон два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

До революции основной темой творчества Юона были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви.

После революции

После революции Константин Юон остался в России. В качестве отклика на революционные события, Юоном было создано полотно «Новая планета», трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что Юон изобразил на нем «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.

В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идет о созидании нового мира.

В 1925 году Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

В 1951 году вступил в ВКП(б).

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

Могила К. Ф. Юона.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Ученики и последователи

  • Иванов, Герасим Петрович (1918-2012)
  • Кручёных, Алексей Елисеевич (1886-1968)
  • Меламуд, Шая Ноевич (1911-1993)
  • Попова, Любовь Сергеевна (1889-1924)
  • Розанова, Ольга Владимировна (1886-1918)
  • Скулме, Отто (1889-1967)
  • Степанова, Варвара Фёдоровна (1894-1958)
  • Страхов, Андрей Александрович (1925-1990)
  • Удальцова, Надежда Андреевна (1886-1961)
  • Фалилеев, Вадим Дмитриевич (1879-1950)
  • Фальк, Роберт Рафаилович (1886-1958)
  • и другие.

Основные произведения

  • «Русская зима. Лигачёво», 1947 Третьяковская галерея
  • «К Троице. Март», 1903, ГТГ
  • «Голубой куст», 1907, ГТГ
  • «Весенний солнечный день», 1910, ГРМ
  • «Весенний вечер. Ростов Великий», 1906, Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)
  • «Сергиевский Посад», 1911, написана из окна Старой Лаврской гостиницы. В коллекции ЦАК МПДА.
  • «Волшебница-зима», 1912
  • «Мартовское солнце», 1915, ГТГ
  • «Купола и ласточки», 1921, ГТГ
  • «Новая планета», 1921, ГТГ
  • «Подмосковная молодежь», 1926; ГРМ
  • «Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота», 1927. ГЦМСИР.
  • «Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928, ГТГ
  • «Москва салютует», 1945
  • «Раскрытое окно», 1947, ГТГ
  • «Штурм Кремля в 1917 году» 1947, ГТГ
  • «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ
  • «Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ
  • «Конец зимы. Полдень», 1929, ГТГ
  • "Мартовское солнце", 1915, ГТГ

Оформление театральных спектаклей

  • опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1912-13, Театр Елисейских полей, Париж, антреприза С. П. Дягилева;
  • пьеса «Егор Булычев и другие» М. Горького , 1934, МХАТ;
  • опера «Хованщина» М. П. Мусоргского, 1940, Большой театр, Москва.

Художник кинофильмов

  • Иван Никулин - русский матрос, 1944

Художник мультфильмов

  • Каштанка, 1952

Сочинения художника

  • Москва в моем творчестве, М., 1958;
  • Об искусстве, т. 1-2, М., 1959.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в искусстве
  • Орден Ленина (25.10.1945)
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени (1943; 27.12.1955)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1926)
  • Народный художник РСФСР (1945)
  • Народный художник СССР (1950)

Память

На московском доме, в котором он жил и работал (Улица Земляной Вал, 14-16), установлена мемориальная доска.

Прошедшие в субботу торги принесли нам новый ценовой рекорд русской живописи на территории России: за 76 миллионов рублей была куплена «Тройка в Угличе» известного русского и советского художника К. Ф. Юона

«Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни,
об истории русского народа, о природе, о древних русских городах».
Константин Юон

Прошедшие в субботу,18 мая, торги дома «Русская эмаль» принесли нам новый ценовой рекорд русской живописи на территории России: за 76 миллионов рублей была куплена «Тройка в Угличе» известного русского и советского художника К. Ф. Юона.

Благодаря успеху своих работ, К. Юон с конца 1890-х годов бывал в Италии, Австрии, Швейцарии, Германии. С 1896 до конца 1900-х неоднократно посещал Париж, где занимался в частных студиях, делал эстампы (акватинту) с пейзажей (городских видов) Камиля Писсарро и других импрессионистов; художник не имел целью с доскональной точностью скопировать в графике живопись мастеров нового искусства, он пытался воспроизвести их в собственном стиле.

Уже с 1898 года К.Ф.Юон стал принимать первых учеников. В 1900–1917 годах он возглавлял собственную художественную школу «Классы рисования и живописи» (совместно с И. О. Дудиным) в Москве. Среди учеников школы в разное время были многие известные художники, архитекторы и скульпторы, в том числе В.И. Мухина , В.А. Ватагин , В.А. Фаворский , Р. Р. Фальк и другие.

В конце 1890-х - 1900-х годов Юон неоднократно путешествовал по старинным русским городам. С 1908 и до самой смерти в 1958 году работал преимущественно в подмосковном Лигачёве, ставшим для него постоянным домом и неизменным источником русских мотивов.

В середине ХХ века он занимал высокие должности в советском художественном сообществе, в том числе был первым секретарем правления Союза Художников СССР. При этом он не прекращал своих творческих поисков, создавая произведения, которые сейчас стали классикой советской живописи. И хотя Константин Фёдорович Юон не оставил каких-либо записок о посещении города Куйбышева и области, тем не менее он поддерживал тесные связи со многими творческими людьми нашего города (рис. 1).

Он родился 12 (по новому стилю 24) октября 1875 года в Москве, в немецкоязычной швейцарской семье. Его отец работал служащим страховой компании, позже - её директором, а мать была музыкантом-любителем.

С 1892 по 1898 годы юноша учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его преподавателями были такие мастера, как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин. По окончании училища Юон два года работал в мастерской В.А. Серова, а затем основал собственную студию, в которой он с 1900 по 1917 годы преподавал совместно с И.О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А.В. Куприн, В.А. Фаворский, В.И. Мухина, братья Веснины, В.А. Ватагин, Н.Д. Колли, А.В. Грищенко, М. Г. Ройтер.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов «Союза русских художников». Он также входил в число участников объединения «Мир искусства». С 1907 года он работал в сфере театральной декорации, вёл художественную студию на Пречистенских рабочих курсах совместно с И.О. Дудиным. Одним из его учеников в это время был Ю.А. Бахрушин. В это время К.Ф. Юоном был написан один из самых известных автопортретов (1912 год) (рис. 2).

В период революционных событий и гражданской войны в России Юон встал на стороне советской власти, и в 1925 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), хотя есть все основания полагать, что, по крайней мере, на первых порах он не симпатизировал большевизму.

В частности, на созданной им в 1921-1922 годах картине «Новая планета» художник изобразил космическую катастрофу, которая символизирует Октябрьскую революцию. В другой «космической» картине «Люди» (1923 год) угадываются контуры Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) (рис. 3, 4).


Большой известностью по сей день пользуется и его картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 год). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и весьма смел для той эпохи, когда советская власть повела беспощадную борьбу с религией (рис. 5).

Помимо работы в живописном жанре, он активно занялся оформлением театральных постановок («Борис Годунов» в парижском театре Дягилева, «Ревизор» в Художественном театре, «Аракчеевщина» и др.), а также художественной графикой.

В 1943 году К.Ф. Юон стал лауреатом Сталинской премии первой степени, в 1947 году он был избран академиком Академии художеств СССР, а в 1950 году ему было присвоено звание народного художника СССР. В 1951 году К.Ф. Юон вступил в ряды КПСС.

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. С 1952 по 1955 К.Ф. Юон преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. В 1957 году его избрали первым секретарем правления СХ СССР, и на этом посту он находился до последних своих дней.

В конце жизни К.Ф. Юон оставил воспоминания о своём товарище по учёбе – самарском художнике В.А. Михайлове. Вот эта запись.

«Михайлов был моим товарищем в годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мы были с ним в одной группе и вместе переходили из класса в класс. Он был очень остроумным человеком, душой товарищеской среды, острил без конца, в нем было много юмора.

Ежегодно в рождественские каникулы в училище устраивались ученические выставки, которые пользовались большой популярностью среди любителей искусства. Меценаты всегда бывали на ученических выставках. У них было желание угадать будущего мастера и купить как можно больше его вещей.

С Михайловым В.А. мне пришлось быть среди так называемых распорядителей ученических выставок два года подряд. У меня сохранилась фотография группы участников выставки, в том числе и Михайлова. Распорядитель Михайлов и тут не мог не сострить и прикрепил к сердцу ярлычок с надписью «продано».

Я помню ученические работы Михайлова. Учился он не плохо. Как художник, Михайлов писал с большим чувством. У меня есть его уральский этюд - перламутровость, переливы утренних красок у него хорошо получились.

У нас на ученических выставках выступали старшие художники. Здесь Михайлов мог познакомиться с некоторыми из них, в частности, Бялыницкий и Жуковский еще выставлялись на выставках училища.

Кажется, что Гундобин тоже со мной учился.

В училище преподавание было так поставлено, что из класса в класс вы попадали в новые руки. В первом начальном классе преподавал только один преподаватель - это был Касаткин. Во втором, головном, классе преподавали двое: Горский и преподаватель на С.., не могу вспомнить фамилию. В фигурном, третьем классе, где рисовали фигуру человека, преподаватели Пастернак и Архипов. Позднее Архипов перешел в натурный класс. При мне были Серов и Архипов. На следующий год Серов получил персональную мастерскую при училище, и он в классах уже не преподавал.

По окончании училища Михайлов переехал в Самару и занялся педагогической деятельностью. Первое время мы переписывались, а потом каждый из нас пошел своим путем».

Эти воспоминания К.Ф. Юона «Товарищ по учебе» о В.А. Михайлове приводятся по стенографической записи, сделанной с его слов в 1958 году. Ныне в Самарском областном художественном музее находится этюд К.Ф. Юона «Монастырь» с дарственной надписью: «Дорогому В.А. Михайлову. К. Юон». Этюд поступил в коллекцию музея в дар от самого В.А. Михайлова (рис. 6-8).


В настоящее время в Самарском областном художественном музее хранятся и другие произведения К.Ф. Юона (рис. 9-11).


Константин Фёдорович Юон умер 11 апреля 1958 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (рис. 12).

Список литературы

Апушкин Я.В. К.Ф. Юон. М., 1936.

Володин В.И. Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец XIX – начало XX века. М., Изд-во «Советский художник». 1979. 176 с.

Генералова С.В. 2003. Роль областного департамента культуры по сохранению культурного наследия в г. Самаре. – В сб. «Неизвестная Самара». Сборник статей. Материалы городской научной конференции Муниципального музея «Детская картинная галерея» г. Самары. Самара. Издание ООО «Культурная инициатива», стр. 3-4.

Юон Константин Федорович — великий русский художник, пейзажист. Кроме живописи занимался оформлением театральных постановок, являлся академиком АХ СССР, народный художник СССР.

Константин Юон родился в Москве в 1875 году. Проходил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были такие прославленные художники, как К. А. Савицкий (жанровый художник, передвижник), А. Е. Архипов (передвижник, основатель Союза русских художников), Н. А. Касаткин (передвижник, один из основателей социалистического реализма). В жизни и творчестве Юон Константин Федорович был счастливым и удачливым человеком. Он стал признанным живописцем в довольно раннем возрасте. На протяжении всей жизни он регулярно получал награды, премии, звания, пользовался различными почестями. Его картины очень быстро раскупались и пользовались большой популярностью. Также его картины участвовали на выставках передвижников, выставках Мира Искусства и других. Такого признания общественности художник добился сам, своим кропотливым трудом и неимоверным талантом, своим поэтическим взглядом на Россию и своей любовью к обычным людским радостям, которые в его картинах представляются необычайно одухотворёнными и чарующими.

Помимо живописи и оформления театральных постановок, основал собственную студию, где преподавал основы и секреты мастерства. Его учениками стали А. В. Куприн, Мухина, братья Веснины, А. В. Грищенко, М. Ройтер и другие. Также известен как один из основателей объединения «Союз русских художников». Входил в число членов-художников известного объединения « «. Преподавал в МГАХИ имени В. И. Сурикова и других художественных заведениях. Умер 11 апреля 1958 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Хотите знать всё об искусстве, великих художниках, шедеврах мировой живописи? В этом вам помогут книги по искусству , которые можно приобрести в интернет-магазине «Мои Покупки». Большой выбор интересующей вас литературы.

К. Ф. Юон картины

Автопортрет

Весенний солнечный день

Волшебница-зима в Лигачево

Голубой куст

Гулянье на Девичьем поле

Деревня Новгородской губернии

Зима. Мостик

Комсомолки

Красный товар. Ростов Великий

Мартовское солнце

Русский художник, представитель символизма и модерна, мастер пейзажа. Родился в Москве 12 (24) октября 1875 в семье банковского служащего. В 1892 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были К.А.Савицкий, А.Е.Архипов и К.А.Коровин. По окончании училища (1898) занимался в мастерской В.А.Серова (до 1900). Был членом «Мира искусства», «Союза русских художников» (один из учредителей последнего) и АХРР. Жил в Москве.

Символистская поэтика Юона острее всего проявилась в цикле рисунков Сотворение мира (1908–1909) – с природой и светилами, нарождающимися из первозданного хаоса. Развивая эту тему, позднее запечатлел революцию в виде грозного космического катаклизма (Новая планета, 1921). Но более характерны для него сельские и архитектурные пейзажи, четкие по композиции и плотные по цвету, дающие не мимолетную импрессию, а устойчивый образ обжитой земли или исторической «почвы», знаменитой либо совсем обыденной (К Троице, 1903; Весенний солнечный день, 1910; Мартовское солнце, 1915; Купола и ласточки, 1921; все работы – в Третьяковской галерее, Москва). Особое место в его живописи и графике заняли мотивы Троице-Сергиевой лавры (в 1922 издал альбом литографий Сергиев посад).

В строгой системе соцреалистических выставок пейзажи Юона, иногда «тематические» (Штурм Кремля в 1917 году, 1947; там же), неизменно привлекали своим прочувствованным историзмом либо просто задушевной лирикой. Плодотворно работал как художник театра (был, в частности, главным художником Малого театра в 1945–1947) и педагог (с 1900 преподавал в собственной студии, а позднее в ленинградской Академии художеств и московском Художественном институте имени В.И.Сурикова). Занимал должности директора Научно-исследовательского института Академии художеств СССР (1948–1950) и первого секретаря правления Союза художников СССР (1956–1958).