Классный час на тему: Классный час о ВОВ. Классный час «Но разве о войне мечтали дети

Классный час «Незаживающие раны Великой Отечественной»

Классный руководитель: Спицина Людмила Ивановна МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа, посвящённого Дню Победы. Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию классным руководителям 8-10 классов. Сценарный материал поможет учителям истории в подготовке внеклассного мероприятия по предмету.
Цели: воспитание молодёжи в духе патриотизма и гражданственности, приобщение обучающихся к исторической памяти, к событиям Великой Отечественной войны. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
Задачи:
Духовное обновление молодого поколения;
Приобщение обучающихся к теме Великая Отечественная война и ценностям отечественной истории;
Привлечение участников игры к творческому процессу, укрепляющему патриотические чувства, любовь к Родине и готовность её защищать.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование: репродукции картин, плакатов, посвящённых Великой Отечественной войне; музыкальные фрагменты песен о войне; историческая настенная карта Отечественной войны 1941-1945 гг.; изображение русских наград и памятных знаков; портреты героев Великой Отечественной войны. Пирамида с вопросами; конверты с разрезанными буквами; карточки с деталями и названиями событий войны; ноты с описанием на оборотной стороне песен военных лет.

Эпиграф
Нет героев от рождения, они рождаются в боях.
А.Твардовский

Чтец 1 :Мы живём в тревожном мире,
Но не наша в том вина,
Что звучат слова в эфире:
«Терроризм», «Агрессия», «Война»…
Чтец 2: Неспокойно жить на свете,
На Земле любой страны,
Если где-то в кабинете
Созревает план войны,
Принимаются решенья:
Как умножить разрушенья
И стереть с лица Земли
Всё, что люди возвели.
Ведущий: Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы десятилетий ни минуло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Дорогие ребята, на нашей встрече присутствует ветеран Великой Отечественной войны Киреев В.Ф.
Великой Победе, посвящается наша игра.
Правила игры:
1. В игре участвуют две команды.
2. Право первого хода разыгрывается в ходе разминки.
3. Команда, завоевавшая право первого хода, получает задание и в случае правильного ответа продолжает игру, получая следующее задание.
4. Если команда затрудняется с ответом или даёт не полный ответ, право ответа переходит другой команде.
5. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
6. Ответ оценивается по шкале: полный ответ – 5 баллов, неполный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.
Содержание игры:
Презентация команд. (Команды сами должны придумать себе название, связанное с историей Великой Отечественной войны, девиз и эмблему)
Ведущий : Конкурс – разминка.
Перед участниками игры находится пирамида, разделённая на шесть секторов, в каждом из которых находится вопрос с определённым количеством баллов. Команды по очереди открывают сектора. Баллы присуждаются, если команда дала верный ответ на поставленный вопрос.
Сектор 1: Сколько дней длилась Великая Отечественная война?
(2 балла)
Сектор 2: Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (2 балла)
Сектор 3: Когда началась Великая Отечественная война? (1 балл)
Сектор 4: Когда закончилась Великая Отечественная война? (1 балл)
Сектор 5: Какое кодовое название получил стратегический план Гитлера против СССР? (3 балла)
Сектор 6: Какое кодовое название носит операция, в результате которой армия Паулюса была разбита и капитулирована? (3 балла)

Конкурс «Шифровка»

Чтец: Снова лезут! Как черти, но им не пройти, не пробиться.
Это вместе с живыми стучатся убитых сердца.
Это значит, что детям вовек не придётся стыдится,
Не придётся вовек им украдкой краснеть за отца!...
Задание: Команды выбирают один из двух конвертов с определённым набором букв. Необходимо составить слово из всех предложенных букв. Оценивается правильность и быстрота.
(1 конверт – НАСТУПЛЕНИЕ; 2 конверт – ОТСТУПЛЕНИЕ )
Разминка для следующего задания:
1. На территории, какой страны была разгромлена последняя группировка врага? А) Румыния; Б) Бельгия; В) Венгрия; Г) Чехословакия
2. День освобождения города – 9 мая, стал Днём победы советского народа над фашизмом. О каком городе идёт речь?
А) Прага; Б) Берлин; В) Варшава
Конкурс «Исторические события»
1. 14 июля 1941 года под городом Оршей наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных миномётов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? (Катюша)
2. Какое историческое событие, транслирующееся по радио на всю страну, проходило в Москве в начале ноября 1941 года, когда враг стоял в 80 км от города?
А) Попытка переговоров; Б) Парад войск на Красной площади 7 ноября; В) Крестный ход вокруг Москвы
3. После, какой битвы был развеян миф о непобедимости
немецкой армии?
А) Битва под Сталинградом; Б) Битва под Москвой;
В) Битва под Курском
4. Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе
Великой Отечественной войны? А) Смоленская битва;
Б) Курская битва; В) Сталинградская битва; Г) Битва за Днепр
5. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза
за героизм, проявленный при форсировании неприступной,
по мнению немцев, системы укрепления («восточный вал»).
О какой битве идёт речь?
А) Форсирование Днепра; Б) Форсирование Дона;
В) Висло-Одерская операция
6. После, какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью
в руки советского командования? А) Смоленская битва;
Б) Курская битва; В) Харьковское сражение;
Г) Сражение у деревни Прохоровка
Конкурс «Коренной перелом»
Ведущий: Перед командами расположены карточки с датами и событиями. Необходимо привести в соответствие два набора карточек (дата-событие). Оценивается правильность и скорость.
Конкурс «Исторические места»

1. Крепость, построенная в 1833-1838 гг., героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость? А) Петропавловская крепость; Б) Брестская крепость; В)Измаил
2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьёзное сопротивление. Назовите этот город? А) Тула; Б) Калуга; В) Смоленск; Г) Рязань
3. В годы войны 28 бойцов И.В.Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? А) Смоленск; Б) Сталинград; В) Курск; Г) Москва
4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (А) Киев; Б) Севастополь; В) Одесса; Г) Воронеж
5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землёй. По какому озеру она проходила? А) Чудское озеро; Б) Онежское озеро; В) Ладожское озеро; Г) Белое озеро
6. 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолётов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова? А) Киев; Б) Москва; В) Брянск; Г) Волгоград
7. 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение. Около какой деревни оно состоялось? А) Васильевка; Б) Прохоровка; В) Ивановка

Чтец: В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои-города.
Конкурс «Города - гер ои»

Задание: Командам выдаются плакаты, на которых изображены списки городов. Назвать города-герои. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

Конкурс «Полководцы Великой Отечественной войны»

1. В честь, каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны были учреждены ордена?
2. В честь, каких известных русских флотоводцев в годы войны для награждения моряков были учреждены ордена?
3. Маршал Советского Союза, с июня 1942 года до конца войны командовал фронтом. Кто этот полководец? А) В.М.Молотов; Б) Г.К.Жуков; В) И.В.Сталин; Г) Л.А.Говоров

Конкурс «Споёмте, друзья. Литература и искусство»
Чтец: От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Вопросы:
1. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.Лебедева – Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной войны. Кто написал музыку и как называется эта песня? А) А.В.Александров «Священная война»; Б) А.Твардовский «Василий Тёркин»; В) А.Сурков «Землянка»
2. В самые тяжёлые дни блокады Ленинграда создана гениальная симфония. Её первая трансляция из осаждённого города была воспринята во всём мире как проявление гражданского мужества. Назовите её автора? А) С.С.Прокофьев; Б) А.В.Александров; В) Д.Д.Шостакович; Г) Б.А.Макроусов
3. Команда выбирает ноту на нотном стане, на которой дано описание песни военных лет. Необходимо угадать о какой песне идёт речь.
4. По музыкальным фрагментам угадать песни военных лет.

Конкурс «Подвиг солдата»
Чтец: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Задание: Перед командами находятся два портрета героев войны (изображения закрыты). Необходимо по предложенному описанию подвига солдата назвать имя и фамилию героя (изображение открывается).
1. Лётчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолёт в скопление танков противника. (Н.Гастелло)
2. Советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза 7 апреля 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (В.Талалихин)
Ведущий: Пока жюри подводит итог встречи, слово предоставляется ветерану войны Кирееву В.Ф.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает в игре.


Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на основе знаний о Великой Отечественной войне гг., ярких примерах героизма и жизни сверстников в годы войны. Задачи: Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества. Расширить знания школьников о Великой Отечественной войне. Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.



Есть события, над которыми время не властно, и чем дольше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник. Они вписаны в историю нашей Родины как один из самых тяжелых и в то же время самых славных, героических периодов жизни Российского государства.


Война против фашистского нашествия длилась почти 4 года: 1418 дней и ночей гремела буря кровавых сражений. Эта военная буря завершилась великой, всемирно- исторической победой нашего народа. Путь к победе был долог и невероятно тяжел. Борьба против гитлеровских захватчиков потребовала от народа огромных усилий и жертв.


Июнь. Россия. Воскресенье. Рассвет в объятьях тишины. Осталось хрупкое мгновенье До первых выстрелов войны. Через секунду мир взорвется, Смерть поведет парад-алле, И навсегда погаснет солнце Для миллионов на земле. Безумный шквал огня и стали Не повернется сам назад. Два «супер бога»: Гитлер– Сталин, А между ними страшный ад. Июнь. Россия. Воскресенье. Страна на грани: быть не быть… И это жуткое мгновенье Нам никогда не позабыть!


На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд российского народа. Началась Великая Отечественная война. Советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных. Как вы думаете, а кто остался дома? Старики, дети, женщины. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.


«Все для фронта, все для победы» - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Мальчишки работали на заводах, которые делали снаряды для фронта. Они заменяли своих отцов и старших братьев, которые ушли на фронт воевать с немцами.


Девочки вязали тёплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота, пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он на бой, зная, что кто-то его любит и ждет!


На фотографии мальчик, ему примерно 12 лет. Небольшого росточка паренёк стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Мальчик работает на заводе, так как ещё слишком мал и воевать с врагом его не взяли. Мужчины ушли воевать. На заводах и фабриках было некому работать, и дети стали помогать взрослым. Они встали за станки. Мальчику, запечатлённому на фотографии, подставили ящики, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с фашистами, но ему мало лет, его не берут. Раньше станок, за которым работает мальчишка, выпускал детские самокаты, теперь его переоборудовали – выпускают патроны…


Во время войны в тылу жил обычный мальчик Женя. 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка. Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.


Все мужчины ушли воевать. Цеха, выпускавшие раньше промышленные товары, теперь производили патроны для ружей. Женька решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтобы попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.


Сегодня мы говорим о ваших сверстниках, для которых война была не игрой, а являлась жестокой и суровой былью. Многие бросили учебу, так как ночью стояли в очередях за хлебом, а утром отсыпались. Во время бомбежки занятия прерывались на несколько часов. Срывались уроки, расписание нарушалось. Дети встали за станки, вышли работать в поля, помогали своим матерям и бабушкам. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.


На выезде из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), там, где начинается дорога на Легендарную Ладогу, сейчас стоит Памятник«Цветок жизни». На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Это памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей. Война обрушилась на детей так же безжалостно, как и на взрослых– бомбами, разлуками и голодом.


Вот записи из дневника девочки: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в ночи.1941 года». «Сестра Женя умерла прям о на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра г.». Всем детям нашей страны известно о дневнике, который вела Таня Савичева – ленинградская девочка, потерявшая всех своих близких в блокадном городе и выжившая в этой страшной войне.


Записи из дневника девочки: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня год». «Мама-13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Умерли все». Осталась одна Таня... В«Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену- в цех сообщили, что он умер…».


Девочки нет. Но остался дневник- Детского сердца слёзы и крик. Дети мечтали о корочке хлеба, Дети боялись военного неба. Этот дневник на процессе Нюрнбергском Был документом, страшным и веским. Плакали люди, строчки читая. Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник- это боль Ленинграда. Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: "Вновь не должно это всё повториться!"




Хочется, чтобы новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для них не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания. Мы все желаем одного – чтобы сегодняшним детям никогда не пришлось испытать те ужасы, которые обрушивает на людей война.

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Память о войне

Методическая разработка классного часа

для старшеклассников

Подготовил:

учитель технологии,

классный руководитель

Троценко С.А.

Тема «Память о войне»

Цель: расширение знаний учащихся об историческом прошлом нашей Родины

Задачи:

Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время;

Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны;

Развитие художественно-эстетического вкуса, познавательных интересов.

Оформление:

Мультимедийная презентация «Память о войне»;

Выставка книг «Они сражались за Родину»;

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, стеллаж.

Источники информации:

Ход классного часа

Классный руководитель:

Дорогие ребята, уважаемые ветераны и взрослые. Сегодня наш классный час посвящен событиям Великой Отечественной войне. Самая тяжелая, самая жестокая и кровопролитная война, которая началась в 1941 и закончилась в 1945 году. Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Все, от мала до велика, шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, грабить культурные ценности, сжигать деревни и села, угонять в плен и убивать русский народ.

Современники, отдавая дань и свою признательность солдатам, погибшим за их светлое будущее, стараются увековечить память о них. История не умаляет значение Воронежа в переломном моменте войны.

"Город воинской славы " – это звание присваивается тем городам Российской Федерации, где прошли наиболее ожесточенные сражения Великой Отечественной войны, в ходе которых защитники Отечества проявили мужество, стойкость, храбрость и массовый героизм, оказавшие решающее влияние на исход военных действий.

После Великой Отечественной войны остатки советских воинов были перенесены в братские могилы, над которыми возведены монументы. В городской черте Воронежа насчитывается 46 братских могил и воинских захоронений. По инициативе ветеранов было решено построить музей-диораму «Оборона Воронежа». В 2000 году, к 55-летию Победы, рядом с братской могилой № 6 появился музей, который с полным правом можно назвать народным. Подробнее об экспозиции боевой техники в заметке Музей-диорама, с тех пор обновили постаменты. В Парке Патриотов установлена стела в честь присвоения Воронежу звания "Город воинской славы".

Ученик 1:

В те суровые годы территория города, а также окрестности близлежащих сел были зоной жесточайших сражений. Продолжительные бои велись в области Задонского шоссе. Так в братской могиле, расположенной на стыке улицы Хользунова и Московского проспекта было захоронено порядка 10 тысяч погибших воинов. В мирное время, в январе 1967 года, на этом месте появился мемориальный комплекс. Его авторами стали два талантливых человека: архитектор А. Бузов и скульптор Федор Сушков. Гранитные доски Памятника Славы содержат имена погибших, чьи тела уже 70 лет покоятся в братской могиле.

Классный руководитель:

На въезде в город со стороны Московского шоссе, на площади Славы, появилась красная пирамида. Это случилось в 2000 году. Что она собой олицетворяет, ответить не просто. Скорее всего, она является украшением въезда в город, делая его запоминающим для воронежских гостей. В ночное время в ней загорается подсветка. На ее двух сторонах крупными пластиковыми буквами нанесены слова: «Воронеж - город воинской славы».

Ученик 2:

На северной окраине Воронежа стоит необычный памятник. Подобных ему едва насчитывается в мире с десяток, - остатки разрушенных войной зданий, сохраненные в том виде, в каком они предстали перед воинами – освободителями. Это легендарная Воронежская Ротонда.

Само слово «ротонда» - итальянского происхождения и происходит от латинского «rotundus», что означает «круглый». Именно в такой необычной и величественной форме был возведен главный вход в огромное здание областной детской больницы в Воронеже. Больницу выстроили в 30–е годы 20 -го века. На первом этаже - вестибюль с фонтаном по центру, на втором этаже – демонстративный зал хирургического корпуса, где проводились занятия со студентами-медиками. В больнице работали лучшие специалисты из разных стран. Но вскоре началась война.

Бои на территории больницы продолжались 203 суток! Когда фашистов изгнали с воронежской земли, город представлял собой сплошную руину. Из 20 тысяч жилых домов было полностью разрушено 18227, немцы взорвали, сожгли в городе почти все. От великолепной областной больницы остался только искореженный купол ротонды, с дырой в 2х2 метра, который чудом держался на колоннах. В 1965 году, к 20-летию Великой Победы, это здание было признано памятником - мемориалом Великой Отечественной войне «Ротонда».

Находится этот памятник в живописном месте, по улице Бурденко, рядом с новой больницей, а на территории бывшей больницы выстроен Владимирский храм.

Чтец:

Весь разворочен и распорот

Воронеж был безмолвен, пуст.

Враги вошли в горящий город,

От страха целясь в каждый куст.

Вытаскивали из развалин

Тех, кто покинуть дом не смог,

Под хриплый лай собачий гнали

В последний путь, в Песчаный Лог.

Солдаты пьяные орали

И жали, жали на курок…

Детей живыми в ров бросали…

Как ты смотрел на это, Бог?

Всё меньше, меньше ветеранов,

Но, память наша, не остынь!

У каждого на сердце рана –

Свой Бабий Яр, своя Хатынь.

Замотан важными делами?

Покинь кварталов шум и смог,

Пройди их скорбный путь с цветами

В Песчаный Лог, в Песчаный Лог.

Классный руководитель:

Мемориальный комплекс в Песчаном логу воздвигнут на месте страшного фашистского злодеяния – месте расстрела в годы Великой Отечественной войны 452-х мирных жителей нашего края – в 1975 году в дни празднования 30-летия Победы над фашистской Германией.

После освобождения Воронежа комиссия установила, что в Песчаном логу оккупантами были убиты люди, пострадавшие во время налетов немецкой авиации на город и находившиеся на излечении в госпитале для гражданского населения, размещенном в школе № 29 по улице 20-летия Октября.

Ученик 3 :

Мемориальный комплекс состоит из трех зон. Первая - дорога к месту расстрела. Она замощена булыжником с острыми углами. Это, пожалуй, единственная в своем роде дорога-памятник. Дорога смерти. Дорога приводит к стене, сооруженной у высокого песча¬ного обрыва. Здесь место расстрела. Стена выложена из красного кирпича. В ней пробоины от снарядов, куски колючей проволоки. На поверхности черные следы от копоти и огня. Шрамы войны. Рядом со стеной плита с надписью:

«ЗДЕСЬ В АВГУСТЕ 1942 ГОДА БЫЛИ

ЗВЕРСКИ ЗАМУЧЕНЫ ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ

452 МИРНЫХ ЖИТЕЛЯ Г. ВОРОНЕЖА».

Медсестра:

27 августа 1942 года к нашему госпиталю подъехали две грузовые машины, крытые брезентом. Прибывший с ними немецкий офицер объявил, что госпиталь эвакуируется из Воронежа в села Орловку и Хохол, и предложил больным грузиться на машины. Когда машины были заполнены, немецкие солдаты опустили брезент, чтобы люди не могли видеть, куда их везут, после чего машины двинулись в путь. Выехав за город, машины свернули вправо от дороги, что идет на село Малышево, и, подъехав к неглубокому песчаному логу, остановились. Беспомощных, слабых людей палачи стали сталкивать в овраг, заставляли ложиться лицом к земле и в упор расстреливали. Тех, кто пытался сопротивляться, убивали ударами приклада по голове. Мерзавцы не щадили даже грудных детей, пристреливая их на руках у матерей. Когда расстрел первой партии был закончен, машины вернулись в город, погрузили новую партию обреченных, которые были также привезены на это место и расстреляны. Такие рейсы повторялись несколько раз.

Девочка:

Я, Анна Федотовна Попова:"7 октября 1943 года мы ехали на автобусе к месту, где совершилось злодеяние. Нас втолкнули, больных и раненых, в две крытые брезентом машины. Тех, кто не мог сам идти, немецкие солдаты вынесли из госпиталя на носилках и тоже погрузили. Недолгий путь к окраине города, кончилась мостовая, машины вязнут в песке. Остановились, приказано выходить. Стоим у овражка, заваленного телами расстрелянных.

Приказ: ложиться на эти трупы лицом вниз. Я упала в яму рядом с убитой, но ещё не остывшей женщиной и накрыла голову полой её пальто. Тут поверх меня самой, видимо приняв за мёртвую, лёг кто-то ещё. Дальше прозвучали выстрелы, и меня обдало кровью. Чужой кровью. Сама я даже не была ранена. Звякнули лопаты, зашуршал песок. Я успела подумать, что легче сразу умереть от пули, чем мучительно и долго задыхаться в могиле. Попыталась пошевельнуться, поднять голову, но тут раздалась команда, и немцы уехали. Только выбравшись из-под мёртвых тел из оврага, отсиживаясь в густом бурьяне поняла,почему нас так небрежно зарыли: машины приходили ещё несколько раз, расстрелы продолжались до вечера. Три дня пряталась в пустом доме на окраине города, потом пробиралась от села к селу. Когда советские войска освободили Воронеж, вернулась в город и рассказала о том, ч то произошло в Песчаном логу. И теперь я ехала сюда со специальной комиссией, чтобы указать место."

Ученик 3 (продолжение):

Останки погибших захоронили в могилах на ровной площадке над взгорьем оврага. Это священное место напоминает Пискаревское кладбище. Могилы расположены в несколько рядов. На плитах, под которыми покоятся опознанные, указаны их имена. Остальные плиты безымянны. Год смерти на всех один - 1942.

Видеоклип «Песчаный лог»

Классный руководитель:

Самая первая бомба была сброшена на Воронеж в октябре 1941 года. Но она упала на территории авиазавода, и никто из мирных граждан тогда, к счастью, не пострадал. Поэтому первой бомбой, поразившей город, считается та, что упала на городской сад пионеров 13 июня 1942 года. Погибло более 300 детей.

Ученик 4: (музыкальное сопровождение)

В субботу 13 июня 1942 года в Саду Пионеров как всегда собралась детвора.

В киоске "Игротека" брали напрокат куклы, лошадки, велосипеды, шашки, шахматы, кегли. Оживление царило на танцплощадке-баянист И. И. Калашников с учеником Валей Орловым играли в два баяна славянский танец... И тут случилось страшное.

Женщина:

Я, Полина Осиповна Исаева, жительница Воронежа. Это произошло внезапно. Я окучивала у себя в палисадние картошку. Вдруг... какой-то гул на меня валится. Меня сбило с ног. Когда вскочила, вижу в Саду пионеров пожар. Я кликнула своё санитарное звено, и мы бегом через первые ворота туда. По саду будто прошел ураган: деревья вырваны, земля разворочена и везде, куда ни глянь, - детские тела. Одни чистые, целые, а другие - песком, грязью, глиной засыпаны. Не то ребенок, не то комок земли. Кто жив остался, того оглушило взрывной волной. В первые мгновения никто не двигался, не плакал, а потом все бросились кто куда. Крики, стоны... Навстречу бежит девочка лет 12-ти. Я её узнала, она с нашей Алексеевской улицы. Смотрю, бежит и почему-то прямо на глазах синеет. Я её подхватила, а у неё весь бок вырван. Так и умерла у меня на руках..."

Мальчик:

Я, Анатолий Костюков, тогда был еще мальчишкой, мы с другом гуляли в саду. Помню жуткий рев, грохот, удар. Меня отбросило взрывной волной, швырнуло спиной на землю, контузило. С трудом открываю глаза и не могу понять, где я. Напротив, на ветке дерева - окровавленная девичья голова с длинной косой. Эта коса мерно покачивается из стороны в сторону, как маятник, отсчитывая минуты после трагедии. Под деревом какая-то заплаканная женщина обхватила руками, прижала к себе девочку и пытается ее тащить. И вдруг все платье этой женщины спереди становится красным от крови. "Она, видимо, ранена, - проносится у меня в голове. - Почему же она не падает?". И тут эта женщина, обессилев, разжимает руки, опускает безжизненное тело ребенка на землю. И я вижу, что у девочки половины туловища нет и все внутренности наружу. Кругом крики, стоны. По саду разбросаны оторванные руки, ноги... Чуть позже я узнал, что на месте разорвало моего школьного друга Кольку.

Ученик 4: (продолжение)

Фашисты, нарушив все международные нормы ведения войны, отбросив честь и достоинство, совершили неслыханное - они посягнули на детей.

Самого сада уже нет. Но 13 июня 1992 года состоялось открытие памятного знака – бронзовой доски со словами: «13 июня 1942 года в бывшем городском саду пионеров от бомб, сброшенных фашистами, погибло более 300 детей». Слева от текста скульптор А. В. Мельниченко поместил на доске барельеф погибшей птицы с откинутым в сторону крылом.

Классный руководитель:

Чижовский плацдарм - мемориальный комплекс в Воронеже, посвящённый воронежским солдатам, защищавшим город во время Великой Отечественной войны. Современный памятник открыт 5 мая 1975 года около Вогрэсовского моста на территории Чижовки (бывшей городской слободы).

Ученик 5:

Ансамбль погребального комплекса состоит из братской могилы и «Зала Памяти», где на стенах выбиты имена защитников Воронежа. На высоком подиуме установлена скульптурная группа в виде трех солдат, покрытых листовой бронзой, отдающих салют погибшим. Ветер развивает плащ-палатки за их спинами.

Бои на Чижовском плацдарме развернулись в сентябре 1942 года. Советские воины стояли тут на смерть до полного освобождения и отбили город у фашистских захватчиков, превосходящих силы советской армии. В битве прославился сводный отряд народного ополчения, который в основном состоял из воронежцев. Бои за Чижовку вошли в историю сражения за Воронеж как образец величайшего мужества и героизма советских воинов. Плацдарм был захвачен советскими войсками в августе 1942 г. Бои за Чижовку длились днем и ночью 204 суток, с 6 июля 1942 года до освобождения города 25 января 1943 года. С 25 января 1943 года с Чижовского плацдарма началась Воронежско-Касторенская наступательная операция.

Чтец:

ЧИЖОВСКИЙ ПЛАЦДАРМ (авт.Виктор Будаков)

На Чижовке испытан солдатами ад,

Что расскажет их взгляд,

обращенный назад,

В нескончаемый сорок второй?..

Обгорелое взгорье.

Чижовский плацдарм.

Смерти - жатву жестокую жать.

Но приказ иссеченным, усталым полкам:

Удержать! Удержать! Удержать!

По весне на Чижовке -

как в белом раю,

Ветер с вишен - вишневый, крутой…

На Чижовском плацдарме

солдаты - в строю.

И бессрочен, гранитен их строй.

Классный руководитель:

Площадь Победы – уникальный мемориальный комплекс, здесь принимают присягу воронежские курсанты, сюда приходят почтить память погибших молодые офицеры-выпускники, молодожёны возлагают цветы. Конечно, это место – особое для ветеранов. В течение многих лет именно площадь Победы – место их сбора на 9 Мая.

Ученик 6:

9 мая 1975 года в день 30-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Воронеже состоялось открытие памятника, посвященного разгрому немецко-фашистских войск под Воронежем.

Место на проспекте Революции, где соорудили памятник, раньше было застроено небольшими домами, сараями. После их сноса образовалась площадь, которую назвали именем Победы. На этой площади нет больше никаких строений и объектов, кроме памятника. Поэтому за мемориальным комплексом и закрепилось название Площадь Победы.

Памятник (вернее будет называть его мемориальным комплексом) состоит из трех частей. В южной части площади возвышается 40-метровый обелиск из двух стел. Почти у самой вершины обелиска между стелами укреплены две модели ордена Отечественной войны. На противоположном конце площади установлена многофигурная скульптура, перед которой горит огонь Вечной славы. С западной стороны площадь окаймляет стена с пятью тумбами из красного гранита. На тумбах можно прочесть наименования или номера воинских частей и соединений, громивших фашистов на воронежской земле, имена и фамилии воронежцев-участников Великой Отечественной войны: Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

Монумент на площади Победы увековечил исторический подвиг советских воинов.

Чтец:

Воронеж. У вечного огня...

Воронеж. Ты познал печаль.

Во времена былых сражений,

Тогда, когда горела сталь,

Хлебнул немало ты лишений.

И слёзы матерей текли,

Смешались боль, земля и пепел,

Бойцы твои к победе шли,

Непобеждённый, стал ты светел.

Чижёвской не забыть черты,

Героев павших, нет сомнений!

У вечного огня цветы,

Не стёрта память поколений!

Классный руководитель:

По итогам нашего внеклассного мероприятия я вам задам несколько вопросов

    В каком году г. Воронежу было присвоено звание «город воинской славы»?

    Сколько дней и ночей шли бои за освобождение Воронежа?

    Назовите памятное место города, где проводятся основные мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войны.

Наш классный час подошел к концу. Сегодня мы познакомились не со всеми памятными местами Воронежа. В дальнейшем нам предстоит узнать о подвиге простой русской женщины, матери Прасковьи Щеголевой, артиллериста Николая Загорского, танкиста Петра Алексеевича Козлова и др. Мы должны сохранить память об их подвигах, чтобы такое страшное время никогда не повторилось.

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа № 40» г. Сыктывкара

ЦИКЛ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

по теме

ДЕТЯМ О ВОЙНЕ

Методическая разработка

учителя начальных классов

О.А.Пенкиной

Сыктывкар

2017

Детям о войне.

Цикл классных часов.

План:

1.Первые бои. Первые герои.

2.Дети и война.

3.Сыны и дочери полка.

4. Военные награды.

5. Память.

Пояснительная записка.

Давно не слышно грохота снарядов,

Не плачут дети, потеряв родных.

Но то, что было, забывать не надо,

О прошлом помнить – важно для живых.

Более пятидесяти лет прошло со дня Победы над фашистской Германией. Во всех городах, посёлках и самых маленьких селениях помнят о той войне. Каждая вторая семья проводила на фронт кого-то: отца семейства, любимого сына, брата, а иногда и мать, сестру, дочь. Многие из них не вернулись. Страшнее всего было получить треугольник письма с официальным сообщением, что горе постучалось в семью…Нельзя забывать о подвигах тех солдат, что своей жизнью приблизили великую победу и дали возможность жить всем нам.

Важное место в патриотическом воспитании подрастающего поколения имеют знания о войне. В доступной форме следует рассказывать школьникам о значимых датах, о совершённых подвигах, знакомить с именами героев СССР, о наградах СССР, полученных во время войны. Рассказы о тех годах должны быть представлены дозировано, с иллюстративным сопровождением. По возможности привлекать с рассказами о родственниках, переживших войну, родителей обучающихся. Собрать материал из книг, из сохранённых архивов родных, в классах организовать выставку книг о войне для детей Работа должна проводиться регулярно и демонстрироваться наглядно на стендах и в классных уголках. Завершением такой работы может служить традиционный концерт к 9 мая, выход к памятникам солдатам с возложением цветов, рисование орденов и медалей по шаблонам, коллективное письмо ветерану.

Первые бои. Первые герои.

Цели и задачи:

1.Познакомить обучающихся с военными датами.

2.Дать понятие о подвиге.

3.Воспитывать уважение к прошлому нашей Родины.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

1.Введение в тему.

Цель: подготовить обучающихся к восприятию новой информации

Любите ли вы слушать сказки?

А какие сказки вам больше всего нравятся? Про животных, про волшебство?

А я хочу сегодня познакомить вас с интересным человеком, который умеет рассказывать не сказки, а то, что было в жизни на самом деле. Зовут его дедушка Иван Иванович. Давайте познакомимся с ним.

Любим!

Разные.

Слайд №1.

Картинка старика Ивана Ивановича.

Здравствуйте, ребятишки!

Мне очень нравится встречаться с такими умными и любознательными детьми. Могу и я вам сказки разные рассказывать, но вы их и сами можете найти в библиотечных книгах. А вот мои истории вам никто не расскажет. Будете слушать?

Здравствуйте!

Да.

Основная часть.

Цель:

Рассказать обучающимся об основных, наиболее понятных им сражениях.

Слайд № 2,3,4,5,6

Было это давно, много лет назад. в 4 часа 30 минут немецкие войска нарушили границы нашей Родины. Началась . Наш народ не ждал её, не готовился к боям. В первые месяцы советская армия потеряла огромное количество солдат и военной техники. Мы отступали, но отступали, геройски защищая свою страну.

Первыми дали отпор врагу защитники Брестской крепости. Силы были неравными, немцы могли быстро выиграть этот бой. Но у них ничего не вышло, наши солдаты даже в одиночку сражались до последнего патрона. Сами немцы удивлялись, как это у них получается, ведь не осталось у защитников крепости ни еды, ни воды, снарядов, но никто не сдался в плен добровольно! Помимо крепости гитлеровцы 9 дней не могли взять Брестский вокзал. Железнодорожники, милиция и пограничники (около 100 человек) ушли в подвалы и ночами совершали вылазки на перрон, расстреливая немецких солдат. Бойцы питались печеньем и конфетами из буфета. В итоге немцы затопили подвалы вокзала водой.

Брестской крепости присвоено звание с вручением и медали « ». С крепость является . На её территории выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.

Слайд №7,8,9,10

Не страшно вам слушать? Тогда я дальше буду вам рассказывать о подвигах наших бойцов.

А немцы рвались к Москве, мечтали, что 7 ноября пройдут с парадом своих войск по нашей Красной площади. И это могло бы у них получиться, только вот советский народ не хотел отдавать свою родину врагам. 16 ноября 1941 года немецкие войска пошли в наступление под Дубосеково. Группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии, состоящая из 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым, в течение четырех часов под шквальным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Многие из них погибли, но план немцев не удался!
Вы можете посмотреть об их подвиге фильм «28 панфиловцев", прочитать книгу Владимира Паршинина «28 панфиловцев. «Вела Россия, а отступать некуда – позади Москва!»».

Ребята, может, вы сами знаете какие-то битвы за нашу Родину?

Нет.

Не знаем. Расскажите, пожалуйста.

Расскажу. Только давайте вспомним, о каких битвах вы сегодня уже узнали.

Защита Брестской крепости;

Оборона Москвы.

Слайд №11,12,13,

14,15,16

Молодцы! Запомнили. Тогда я вам расскажу ещё об одной битве, страшной, долгой, героической. Это битва за Ленинград.

Началась она в июле 1941 года, а закончилась в августе 1944 года. Если бы немцы выиграли это сражение, то могли бы нашу армию разгромить с моря. Немцы взяли город в кольцо. Со всех сторон окружили его и не давали возможности подвозить жителям продукты. Кроме того, с наступлением холодов нечем было обогревать город. Наступило голодное и холодное время. Жители города получали продуктовые карточки, по которым получали маленький кусочек хлеба. Если карточки терялись – это было страшное горе, люди умирали от голода. Девочка Таня Савичева оставила после себя дневник, в котором записывала, что происходило в семье в это время, как один за другим умирали её родные.

Но город не сдался врагам, хотя те не раз, и не два предлагали жителям сдаться.

Санкт- Петербург.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить полученные знания,

объявить тему следующего классного часа.

Слайд №17

Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать, что защитники этих мест совершали подвиги? А что такое, по-вашему, подвиг? Хотите, мы об этом поговорим в следующий раз?

А сегодня давайте вспомним, о каких сражениях вы услышали?

(выбрать из предложенного ряда)

Можно, потому что они умирали, но не предали никого.

Защита Брестской крепости, городов Москва и Ленинград

Дети и война.

Цели и задачи:

1.Познакомить обучающихся с жизнью детей в военное время.

2.Дать понятие о долге и ответственности.

3.Воспитывать интерес к истории страны.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Вспомнить то, о чём говорили на прошлом классном часе; определить тему нового по предложенным иллюстрациям.

Слайд №1

Слайд №2, 3,4,5,6,7,8,9

- Ребята, в прошлый раз к нам приходил старый солдат. Как его звали?

Верно. А про какие битвы он вам рассказывал? Давайте я вам немножко помогу: на слайде будут даны названия битв, вы будете выбирать те, про которые точно слышали от нашего гостя.

(битва за Берлин, битва за Москву, оборона Брестской крепости, Курское сражение, битва за Ленинград).

Молодцы. А сейчас я вам покажу несколько иллюстраций, а вы попробуете догадаться, о чём или о ком сегодня расскажет вам Иван Иванович.

Совершенно верно.

Иван Иванович.

битва за Москву,

оборона Брестской крепости,

битва за Ленинград)

дети, война,

дети и война

Основная часть.

Цель:

Познакомить обучающихся с жизнью обычных детей во время войны, о подвигах, совершённых их ровесниками.

Слайд № 10,11,12,13,14,15,16.

Ребята, скажите пожалуйста, вы хорошо сегодня спали? А где вы спали, в своей кровати? А мамы вас утром кормили? Вкусно?

А вот когда началась война, дети лишились возможности и спать спокойно в своих кроватях, и есть вкусно, да и мама видели редко. Те, кто не ушёл на войну, работали на победу. Что это значит? Это значит, что фабрики и заводы стали работать целыми днями, чтобы как можно больше сделать оружия для наших солдат; в сёлах и деревнях выращивали хлеб, чтобы накормить в первую очередь солдат. Школы не работали. Дети не имели возможности играть, как прежде. Им пришлось рано повзрослеть. Как? Я расскажу вам о детях, которые хотели играть, ходить в школу, спать в своей кровати, вкусно кушать и чтобы рядом были родители. Но им пришлось совершить подвиг, за который они получили заслуженную награду. Пятеро пионеров-героев были даже удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Александр Чекалин.

Коротко о каждом:

Лёня Голиков

Когда пришла война, он окончил семь классов. Леонид был разведчиком. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.

Марат Казей

Мальчик отказался от эвакуации и остался в строю. За смелость и отвагу в боях его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Юный партизан погиб, подорвавшись на гранате. Мальчик сам подорвал себя, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Володя Дубинин

Пионер-герой был членом партизанского отряда в Керчи . Вместе с еще двумя ребятами он носил боеприпасы, воду, питание партизанам, ходил в разведку. В 1942 году мальчик вызвался помочь взрослым товарищам - саперам, которые разминировали подходы к каменоломням. Мина подорвалась, а вместе с ней один из саперов и Володя Дубинин . Мальчика похоронили в братской могиле партизан. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.

Аркадий Каманин

Самый молодой лётчик Второй мировой войны. Он начал летать в 14 лет. Воевал на нескольких фронтах: Калининском, 1-ом Украинском , 2-ом Украинском. Аркадий летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам. Первую награду подростку вручили в 15 лет - спас пилота, разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2.

Вилор Чекмак

У мальчика было врожденное заболевание сердца, но он пошел на войну. 15-летний подросток ценой своей жизни спас Севастопольский партизанский отряд. Будучи в дозоре, он заметил приближение врага. Предупредив отряд, один принял бой. Вилор отстреливался, а когда кончились патроны, подпустил врагов к себе и подорвал себя вместе с фашистами гранатой.

Петр Клыпа

21 июня 1941 года Петя вместе с другом Колей Новиковым , смотрели кино в Брестской крепости. Утром мальчики собирались отправиться на рыбалку. Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Он потерял сознание, а когда пришёл в себя, тут же схватился за винтовку. В следующие дни обороны Петя ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых, выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях.

Хорошо спали. Конечно, в своей кровати. Да, мама готовит вкусно.

Давайте встанем и хором прочитаем их имена:

Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик,

Зина Портнова, Александр Чекалин.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить знания о детях-героях войны,

Дать задание к следующему классному часу.

Слайд №17

Ребята, вот я вам сейчас рассказывал про детей, которые не пожалели своей жизни, чтобы нам с вами хорошо жилось. Вы запомнили их имена – вот они, на доске, их можно прочитать, а про самих детей найти книги в библиотеке. Но мне хочется, чтобы и вы мне рассказали что-нибудь про войну.

Но можете узнать. Давайте договоримся: на следующий классный час вы приготовите отрывки о детях, которых называли «сыны полка». Я вам подскажу, где и что взять, вы найдёте, прочитаете, а потом будете рассказывать мне и друг другу. Договорились?

Мы не знаем.

Да!

Сыны и дочери полка.

Цели и задачи:

1.Дать представление о том, кто такие «сыны и дочери полка».

2. Рассказать об участии в боевых действиях детей.

3.Воспитывать стремление к самостоятельности, ответственности.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Повторить изученное на прошлых классных часах, подготовиться к проверке задания по теме нового классного часа.

Слайд №1

Добрый день, мои дорогие ребята! Я уже успел соскучиться по вам. А вы?

Вы помните, о чём мы договаривались?

Верно. Мне очень хочется послушать, что нового вы узнали. Ну, кто из вас самый смелый? Кто первым расскажет свою историю?

И мы скучали!

Мы должны были подготовить рассказы о детях, которые воевали рядом со взрослыми и назывались «сынами и дочерьми полка»

Основная часть.

Цель:

Познакомить детей с событиями военной поры посредством пересказа полученной информации

Слайд №2,3,4

Слайд №5,6,7,8,9

Видео

Слайд № 10,11,12,13,14

Рассказы о «сынах и дочерях пока».

Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли "сыновьями полка", хотя были среди них и дочери.

Сын полка ( Дочь полка ) - ребёнок, обеспечиваемый необходимым для его жизни . Он может быть зачислен в списочный состав воинского и поставлен там на довольствие или же такие дети «…содержались в за счёт основного состава, и сведения о них, как правило, не отражались в учётной документации» . Термин получил широкое распространение в в годы .

Володя Тарновский

На фотографии запечатлен мальчик, оставляющий автограф на стене Рейхстага. Это 15-летний Володя Тарновский, который попал в действующую армию в 1943 году, когда советские войска освободили его родной Славянск. Председатель сельсовета рассказал о мальчике капитану стрелковой бригады, и тот предложил Володе пойти в армию.

Сначала он был обычным посыльным, но вскоре стал ходить на боевые задания вместе со старшими товарищами.

Свою первую награду Володя Тарновский получил за форсирование Днепра и спасение офицера. В 14-летнем возрасте Володя Тарновский стал разведчиком. Медаль "За отвагу" уже ефрейтор Тарновский получил после захвата "языка

После войны Владимир Тарновский закончил школу с золотой медалью, а затем Одесский институт инженеров морского флота.

Валерий Лялин

На флоте сыновей полка называли юнгами. Валерий, или как его называли Валька, Лялин во флот попал в весной 1943 года. Свой подвиг Валька совершил в сентябре 1943 года, когда морякам-черноморцам было поручено освободить Новороссийский порт от боносетевого заграждения. Капитан запретил юнге участвовать в операции, но он тайно проник на корабль. На подходе к причалам в мотор попали осколки снаряда. Юнга Лялин стал ремонтировать один мотор, в это время заглох и второй. Снаряды рвались, большая часть команды погибла, ранило и капитана. Вдруг Валька доложил, что починил правый мотор. Десантников высадили и отправились в обратный путь. Капитан а ранили, его место в рубке занял юнга Лялин. Он довел катер до мыса, за которым был вход в Геленджикскую бухту.

Сережа Алешков (Алешкин)

Одним из самых юных бойцов в годы войны был Сережа Алешков. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата Летом 1942 года в деревню пришли немцы, и партизаны спешно уходили в леса. Маленький Сережа споткнулся и запутался в кустах, его нашли разведчики. Майор Михаил Воробьев забрал мальчика с собой и стал для него вторым отцом. Позднее он официально усыновил Серёжу.

Мальчика в полку полюбили, одели, обули – найти сапоги 30-го размера в действующей армии – задача не из легких! Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но старался помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Серёжа участвовал в обороне Сталинграда, дошел до Польши. И однажды спас жизнь своему командиру и, по совместительству, названному отцу. Во время фашистского налёта бомба угодила в блиндаж командира, взрывом завалило выход. Мальчик сначала попытался самостоятельно разобрать завал, но понял, что не справится, под бомбежкой побежал за подмогой. Пока солдаты разбирали бревна и вытаскивали своего командира, Сережа стоял рядом и рыдал… Как-то на Днепре, наблюдательный мальчик заметил двух мужчин в скирде соломы и немедленно доложил об этом командованию. Так удалось схватить двух немцев с рацией, которые пробирались в тыл, чтобы скорректировать огонь артиллерии…

Валя Таран

13-летняя санитарка уже на территории Германии спасла от взрыва госпиталь в городе Бернау. Она вовремя заметила заложенную взрывчатку. А начала служить санитаркой Валя еще в 10-летнем возрасте, в Керчи.

Мария Щербак

14-летняя пулеметчица так и вообще воевала на равных со всеми.

Александр Колесников

12-летний мальчик, сбежавший на фронт в 1943 году, стал разведчиком в танковой роте, неоднократно пробирался в тыл врага со специальными заданиями. Он сумел отыскать замаскированную железнодорожную ветку, по которой гитлеровцы поставляли технику и боеприпасы, и обозначить ее условными знаками для наших бомбардировщиков. А уже на обратном пути пробрался в немецкий поезд и прямо на ходу заложил в него взрывчатку, успев спрыгнуть в последний момент. Поезд, нагруженный боеприпасами, взлетел на воздух вместе с мостом.

Ребята, так рассказали нам о «сынах и дочерях полка» люди, воевавшие с ними рядом. А вот писатели и поэты рассказали нам о них в своих книгах, стихах и фильмах. Например, Валентин Катаев написал прекрасную повесть «Сын полка», по ней сняли фильм; а поэты Александр Твардовский и Сергей Михалков написали стихи.

Десятилетний человек С. Михалков

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе…
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

А второе стихотворение мы послушаем в исполнении школьника.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить знания о понятии «сыны и дочери полка», литература и искусство о «сынах и дочерях полка»

Ну, вот мы и закончили сегодняшний классный час. Скажите, можно ли назвать героями этих ребят? Почему?

А как вы думаете, они получали награды тоже как взрослые или у них были детские награды?

В следующий раз я расскажу вам о наградах. Какие они бывают и за что их дают. А кроме того вы узнаете, что наградить можно не только человека!

Да, они герои. Они воевали вместе со взрослыми и как взрослые.

Наверное, как у взрослых.

Военные награды.

Цели и задачи:

1.Дать представление о наградах.

2. Знакомство с героями-людьми и городами-героями.

3.Воспитывать чувство гордости за подвиги во время войны.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала, проверить ранее изученное.

Добрый день, дорогие мои друзья! Вот я и снова к вам зашёл, как и обещал. Прошлый раз я вам рассказал… А о ком я вам рассказал, напомните!

Точно! Не буду спрашивать их имена, а вот спросить, что они делали, очень хочется.

А вы помните, награждали их или нет?

Помните, чем их награждали? Коробкой конфет? Новой рубашкой? Обувью?

Молодцы! Сегодня я вам расскажу, какие награды Родина давала своим самым смелым бойцам, и кто ещё получал награды, кроме людей.

О сынах и дочерях полка.

Они помогали взрослым сражаться с немцами, ходили в разведку, взрывали военную технику.

Награждали.

Медалями и орденами.

Основная часть.

Цель:

Рассказать о наградах, о тех, кого награждали, за что; города-герои.

Слайд №1-16

Слушайте, мои любознательные друзья.

Во время войны люди совершали множество подвигов. Подвиг – это такое дело, которое не всегда можно сделать, потому что не умеем, потому что страшно, потому что хочется остаться живым. Но были люди, которые не задумывались о страхе, о смерти. Они понимали, что могут это сделать и делали. Кто-то оставался живым, кто-то умирал. Вот за такие подвиги и были им даны награды: медали и ордена.

Посмотрите, какие они разные. И дело не в том, что одни красивее других, дело в том, за какой подвиг они выданы.

Например: подвиг Алексея Демьяновского .

Это был 1942-й. Алексей помогал пулеметчику: подносил патроны, следил за обстановкой. Ему было 17. И это был его первый бой. В этом же бою пулеметчика сразил немецкий снайпер. Алексея поставили первым номером, дали солдата вторым номером, и солдат стрелял дальше. Чаще всего, если человек участвует в боях близко к противнику, больше трех суток он там не продержится. Алексею удалось продержаться, его тяжело ранило в ногу. Оттуда отправили в госпиталь. За то, что продержался, за то, что сдерживал противника, он и получил свою медаль «За отвагу».

Гвардии техник-лейтенант Алексей Аганичев бесперебойно снабжал дивизион боеприпасами. В период зимних боев 1942-43 года тов. В бою вел себя смело и решительно. 17.08.43 года Аганичев доставлял боеприпасы в пункт назначения, его колонна подверглась сильному артиллерийскому обстрелу противника, в результате чего была выведена осколками снаряда одна автомашина. Но Аганичев взял машину на буксир, вывел с района обстрела и своевременно доставил боеприпасы на, что дало возможность своевременно отразить контратаки противника.
Алексей создал с шоферов своего взвода ремонтную бригаду и своевременно производит ремонт и восстановление автотранспорта.
За бесперебойную доставку боеприпасов на огневые позиции, за содержание автотранспорта в боевой готовности, за храбрость в бою Алексей Аганичев удостоен правительственной награды - ордена "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА".

Но я вам сказал, что не только люди удостаивались наград, но и …

Давайте-ка вспомним, как называлась крепость, которая в самом начале войны не желала сдаваться врагу.

Верно. Молодцы! Так вот, именно Брестская крепость получила звание «крепость-герой».

Давайте посмотрим в таблицу, на которой записаны все города-герои.

1 .Ленинград (ныне )

В каждом из этих городов-героев есть музеи боевой славы. Но это – тема нашего следующего классного часа.

Брестская крепость.

Рефлексия.

Цель:

Запомнить, за что люди получают награды, какие они бывают.

Слайд №17

Ну, мои дорогие, скажите-ка мне, чем награждали людей за подвиг во время войны?

Могут ли получать награды не люди?

Медалями и орденами.

Да. У нас есть города-герои и крепость-герой Брест.

Память.

Цели и задачи:

1.Объединить все знания о войне, полученные на классных часах.

2. Вспомнить, кто сражался во время войны; какие награды получал.

3. Воспитывать чувство уважения к ветеранам войны, гордость на наш народ.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Стимулировать желание вспомнить материал, полученный на предыдущих классных часах.

Слайд №1,2

Здравствуйте, ребята!

Иван Иванович сегодня не пришёл. Он уже довольно старый человек, прошёл всю войну, теперь часто болеет. Но он прислал вам очень необычное письмо. Я его вам сейчас прочитаю:

« Дорогие ребята!

Мне было очень приятно встречаться с вами всё это время. Я старался рассказывать вам только правду. Надеюсь, что вы сможете ответить на вопросы, которые сейчас вам будут задавать.

Желаю успехов в учёбе, мирной жизни, хорошего настроения.

Ваш Иван Иванович»

Обучающиеся слушают письмо.

Основная часть.

Цель:

Повторить изученное, закрепить знания о войне.

Слайд №3

Ребята,

    я вам буду задавать необычные вопросы. Ответы на них есть на простенках, на партах, на иллюстрациях.

    мы посмотрим мультфильм и попробуем определить, кто какую награду получит

    на заготовках создадим награду для Ивана Ивановича.

Готовы?

    Когда началась война

    С кем мы воевали

    Подвиг – это плохой поступок или очень хороший

    Выберите, кто был на войне: «дедушка полка, сын полка, мама полка, дочь полка»

    Посмотрите на картинку и скажите, какой город защищают солдаты

    Что могли делать на войне дети: плакать, смеяться, взрывать поезда, ходить в разведку, рисовать картинки

    Что давали за подвиг: буханку хлеба, орден, отпуск, медаль, пять в тетрадь.

А теперь будем смотреть мультфильм «Партизанская Снегурочка».

Кого и чем мы могли бы наградить?

Да.

Девочку. За смелость. Орденом и медалью.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить полученные знания через рисование медали, ордена.

Определить, какие чувства возникают при прослушивании этой информации и рисовании.

Слайд № 4,5,6,7,8

А теперь вы мне скажете, какое у вас настроение после встреч с Иваном Ивановичем?

Интересны вам были сведения, которыми он с вами поделился?

Какие чувства вы испытываете:

    хочется плакать

    гордость за наших солдат

    уважение к ветеранам

А сейчас я вам предлагаю нарисовать орден нашему ветерану. Шаблон я вам приготовила. А что вы нарисуете в центре – это только ваша задумка.

(Эту работу можно дать на дом, собрать готовые рисунки, организовать выставку и написать коллективное письмо ветерану со словами благодарности)

Нам он понравился, мы его ждали.

Он очень интересно рассказывал.

Гордость за наших солдат