Отто рунге картины. Рунге филипп отто

Филипп Отто (Runge, Philipp Otto) 1777, Ваольгаст, Померания - 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799-1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене (1801-1803). С 1804 работал в Гамбурге. В раннем произведении Рунге Триумф любви (1801, Гамбург, Кунстхалле) обращение к монохромной композиции в виде рельефа с путти, строгая академическая манера рисунка свидетельствуют о влиянии манеры его учителя профессора копенгагенской Академии Альбигора. Как и в рисунках Альбигора, сюжет трактуется молодым художником глубоко эмоционально. Под воздействием Альбигора, знатока античного искусства, бывавшего в Италии, сформируется интерес художника к классическому наследию. В 1800 Рунге знакомится с копиями рисунков Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, которые прислал ему в Копенгаген из Германии брат Даниэль, читает о них статью А. В. Шлегеля в журнале Атенеум (1799). Влияние линейного рисунка Флаксмена, а также иллюстраций Корнелиуса к Фаусту Гёте (1808) ощутимо в исполненных Рунге иллюстрациях к Илиаде Гомера и произведениям на темы песен Оссиана. Однако художник создает свой стиль рисунка пером и кистью, в котором значительная роль отведена эффектам светотени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения рубежа XVIII-XIX вв. Значительное место в творчестве Рунге занимал портрет. В портрете Мы втроем (1805) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все - Гамбург, Кунстхалле) выражена концепция романтического портрета. Он изображает себя в момент различных душевных движений - глубокой взволнованности или меланхолии, погруженным в мир мыслей, как бы наедине с собой. Собственно автопортретом с братом Даниэлем и женой Полиной является и портрет Мы втроем, где ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливается поэтическим горным пейзажем, на фоне которого изображены три фигуры. Как художник-романтик, Рунге часто избирает и форму парного портрета (Мои родители, 1806, Гамбург, Кунстхалле), позволяющую передавать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, темпераментов, настроений. Портреты художника с изображением детей (Дети семьи Хюльзенбек, 1805-1806; Портрет сына, Отто Сигизмунда Рунге, 1805, оба - Гамбург, Кунстхалле) непосредственностью образов, конкретностью воспроизведения натуры и пейзажного фона предвосхищают работы немецких мастеров раннего реализма - бидермайера. Для немецких церквей были созданы художником полотна Отдых на пути в Египет (1805-1806) и Христос, идущий по водам (1806-1807, оба - Гамбург, Кунстхалле). В плавном абрисе фигур, скрупулезном воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, сдержанном, но глубоком внутреннем настрое персонажей ощущается влияние искусства мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера. В поздние годы художник под влиянием учения немецкого мистика Я. Бёме увлекается символикой цвета, проблемой связи цветовой и музыкальной гармонии. Эти идеи Рунге выразил в трактате Цветовой круг. Полотна задуманного в 1807 четырехчастного цикла (Утро, Полдень, Вечер, Ночь) должны были демонстрироваться под музыку и чтение стихов. Художник предполагал выразить в них волновавшую романтиков идею непрерывного движения в жизни природы и человека, гармонию их сосуществования. В созданном Рунге полотне цикла (Утро, 1808, малый вариант; Утро, 1808-1809, большой вариант, оба - Гамбург, Кунстхалле) голубые, белые и розовые цвета спектра символизируют пробуждение природы. Парящие женские фигуры в окружении путти и весенних цветов создают иллюзию танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Этой же романтической теме посвящены и многие рисунки художника (Гамбург, Кунстхалле). Творчество Рунге как крупнейшего художника-романтика оказало значительное влияние на последующее развитие немецкого и европейского искусства XIX в.

Лит.: Einem H. Philipp Otto Runge. Das Bildnis der Eltern. Stuttgart, 1957; Fraeger I. Philipp Otto Runge und sein Werk. Munchen, 1975; Jensen J. Ch. Philipp Otto Runge. Leben und Werk. Koln, 1977; Betthausen P. Philipp Otto Runge. Leipzig, 1980.

  • - одношаговый метод численного решения задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений вида Основная идея Р.- К. м. была предложена К. Рунге и развита затем В. Кутта и др....

    Математическая энциклопедия

  • - область Рунге первого рода,- область G в пространстве комплексных переменных, обладающая тем свойством, что для любой голоморфной в Gфункции f существует последовательность многочленов сходящаяся в G к f...

    Математическая энциклопедия

  • - , немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи. Учился в АХ в Копенгагене и Дрездене...

    Художественная энциклопедия

  • - Филипп Отто 1777, Ваольгаст, Померания - 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799-1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене. С 1804 работал в Гамбурге...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - в нем. труппе Мире, в СПб. 1799-1800...
  • - арт. оперы и камерная певица. Пению обучалась в Петербурге у З. Греннинг-Вильде. В 1892- 1901 солистка петерб. Мариинского т-ра. Позднее выступала в частных оперных антрепризах. 1-я исп. партий: Бригитты, Тани...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Академик РАЕН; родился 24 июня 1937 г. в Московской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - скульптор, работал в Зимнем дворце в 1838 г....

    Большая биографическая энциклопедия

Ф. О. Рунге. Утро (малый вариант). Масло. 1808. (см. приложение 63).В 1800-е годы немецкий романтик Филипп Отто Рунге работал над серией "Времена суток". Сначала, появились рисунки, потом на основе их дважды были изданы четыре гравюры "Утро", "День", "Вечер" и "Ночь". Затем художник намеревался создать по этим мотивам большие живописные панно. Рунге исходил из идеи близости всех искусств, особенно живописи, литературы и музыки. Замысел его легче понять из собственного авторского комментария, так как в изображениях традиционные аллегорические фигуры сочетались с образами, порожденными фантазией художника, и каждый элемент, включая любой цветок или былинку, имел символическое значение. Более того, в живописных панно предполагалось, что и краски будут иметь определенное символическое значение. Программа Рунге свидетельствовала о том, что времена суток понимались им не просто как смена утра и дня, вечера и ночи, но как отражение божественного Универсума, его совершенства, всепроникающей и созидающей силы. Таким образом, картины имели некоторое "иконное" начало, перед ними необходимо было предстоять и молитвенно прислушиваться к таинственным звукам, идущим из высших, небесных сфер.

Основной пласт аллегорий - воскрешаемые образы древних мифов, о которых говорил Винкельман. Там, где появилась одна аллегория, приходится ожидать и другую. Крылатый молодой человек изображен с глазами, завязанными лентой, у ног его рог изобилия. Это - Благосклонность, порождение счастья и красоты. Слово "фавор", то есть благосклонность, по-латыни мужского рода, потому и аллегория эта представлена фигурой отрока. Рог изобилия указывает на богатство, а завязанные глаза -- знак того, что благосклонность может быть и слепой. Молодая нимфа увенчана цветами, крылата, ее розовую колесницу влечет Пегас, в руках ее розы и догорающий факел. Мы видим Аврору - божество начала дня...

Еще сложнее обстоит дело с символами. Мир их намного шире. Это растения, животные, предметы, цветы, буквы и числа. Символичными могут быть складки одежд, поза, выражение лица. Вот несколько примеров. Анемон - цветок грусти и смерти. Его образ появился в легенде об Адонисе, скончавшемся на ложе из анемонов, на лепестках которых сами собой появились красные пятнышки. В сценах распятия Христа - это знак скорби Марии, его матери. Число один -источник других чисел, символ единства. Два - намек на человеческую и божественную природу Христа, указание на женский пол, который делим, то есть воспроизводит потомство.

Символы чаще возникают в те эпохи, когда получает распространение представление о двоемирии. Так было в романтизме, символизме. Аллегории появляются в эпохи Возрождения, классицизма. Как бы там ни было - они важнейшая часть нашего культурного наследия. Долгое время в нашем обществе к ним относились пренебрежительно или с подозрением. Казалось, что они противоречат необходимости реалистического отражения действительности, уводят сознание в чуждые нам миры. На самом деле и символы, и аллегории - иной путь и иной уровень осмысления действительности, и мастера самых разных эпох охотно к ним обращались.

РУНГЕ, ФИЛИПП ОТТО (Runge, Philipp Otto) (1777–1810), немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.

Родился в Вольгасте (Мекленбург) 23 июля 1777 в семье купца-судовладельца. Юношей приехал в Гамбург, чтобы учиться торговому делу, но вскоре (в 1897) начал заниматься рисунком. Учился в копенгагенской (1799–1801) и дрезденской (1801–1803) академиях художеств; особое влияние на него в эти годы оказал датчанин Н.Абильгор с его четкой классицистической манерой рисунка. Испытал также заметное воздействие Дж.Флаксмена. С 1804 жил в основном в Гамбурге.

Уже в ранний период проявился выдающийся дар Рунге-портретиста (картина Мы втроем , или Автопортрет с женой и братом , 1805, не сохранилась; портреты жены, 1804 и 1809; детей Хюльзенбек, 1805; сына, 1805, и родителей, 1806, художника; автопортреты, 1805 и 1806; все работы – Кунстхалле, Гамбург). Несколько архаичная, «наивная» застылость поз и жестов, пестрота колорита нисколько не гасят, но, напротив, усиливают поэтическое, порой чуть таинственное обаяние этих вещей. Сказавшиеся здесь традиции искусства Северного Возрождения проявились и в религиозных композициях Рунге – с их ирреальными цветосветовыми эффектами (Отдых на пути в Египет , 1805–1806; Христос, идущий по водам , 1806–1807; обе работы – там же).

Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а с другой – связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизму в целом, призван был стать четырехчастный цикл Времена дня , символизирующий слияние человека с природой, – его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально-ритмической эмблематикой, а также феерически-сказочное по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808–1809; там же) принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом с Гёте. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства (Farbenkugel oder Construction des Verhдltnisses aller Mischungen der Farben zu einander und ihrer vollstandigen Affinitдt , 1810), которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.

Умер Рунге в Гамбурге 2 декабря 1810. В 1840–1841 были изданы два тома его сочинений (наряду с Шаром цветов – две сказки, сочиненные Рунге на «платтдойч», нижненемецком диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник , обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием).

немецкий художник-романтик, крупнейший - вместе с Каспаром Давидом Фридрихом - представитель романтизма в немецком изобразительном искусстве

Биография

Родился в многодетной семье корабелов в Западной Померании, находившейся в тот период под управлением Швеции . Его школьным учителем был Людвиг Козегартен . С 1799 при финансовой поддержке брата (впоследствии его трудами были изданы статьи, письма и заметки художника) обучался живописи у Йенса Юэля в академии Копенгагена . В 1801 сблизился в Дрездене с К. Д. Фридрихом и Людвигом Тиком, углубился в мистические трактаты Бёме, на которые обратил его внимание Тик. В 1803 познакомился и подружился с Гёте, с которым разделял интерес к проблематике цвета, - натурфилософские и естественнонаучные поиски обоих, питаясь разными источниками, шли в сходном направлении: Гёте, всегда более чем сдержанно относившийся к романтизму, с неизменным одобрением высказывался о творчестве и теоретизировании Рунге. В 1804 женился и переехал в Гамбург . В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации Цветовая сфера (гётевское Учение о цвете появилось в том же году). Последние годы работал над большим мистико-философским живописным замыслом Четыре времени дня, работа осталась незавершенной. Умер от туберкулёза.

Творчество

  • Triumph des Amor (1800)
  • Die Heimkehr der S?hne (1800)
  • Die Zeiten (1803)
  • Die Lehrstunde der Nachtigall (1803)
  • Die Mutter und Kind an der Quelle (1804)
  • Pauline im gr?nen Kleid (1804)
  • Wir drei (1805)
  • Die Ruhe auf der Flucht (1805-1806)
  • Die H?lsenbeckschen Kinder (1805-1806)
  • Der kleine Morgen (1808)
  • Der gro?e Morgen (1808)
  • Arions Meerfahrt (1809)

Помимо портретной и визионерской живописи, книжных иллюстраций к произведениям Л.Тика (1803), выступал как поэт и прозаик, обрабатывал народные сказки (две из этих обработок вошли в Сказки братьев Гримм). Большой историко-культурный интерес представляют письма Рунге к брату Даниэлю, Гёте, Тику, Клеменсу Брентано и другим адресатам.

Посмертная судьба

Большая часть наследия Рунге была уничтожена при пожаре

I will have no man in my boat who is not afraid of a whale.

Немецкий живописец-романтик, график, работал в технике акварели, известен также как талантливый поэт и теоретик искусства.

Родился в Вольгасте (Мекленбург). Начальное художественное образование получил в Гамбурге.
С 1799 по 1801 г. учился в копенгагенской Академии у Н. Абильгора. В начале 1800-х гг. работал под влиянием учителя. Особенно сильно оно чувствуется в картине «Триумф любви» (1801, Кунстхалле, Гамбург), написанной в строгой академической манере. Для этого полотна характерна однотонность композиции. В это время художник сблизился с кружком романтиков, во главе которого были Л. Тик и Ф. Шлегель. С 1801 по 1803 г. продолжал образование в Дрездене. Тесно общался с дрезденскими романтиками. В этот период художник серьезно изучал копии иллюстраций Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, познакомился с посвященной им статьей А. В. Шлегеля, опубликованной в журнале «Атениум» в 1799 г. Позднее под воздействием этих рисунков и иллюстраций Корнелиуса к «Фаусту» Гёте (1808) Рунге выполнил серию картинок к «Илиаде» Гомера. Индивидуальный стиль автора проявился здесь в особой игре света и тени.
Рунге обладал своеобразной манерой письма, в которой ощущается влияние искусства бидермейера. В своем творчестве он был близок к йенскому романтизму. Стремление к романтической подаче мира воплотилось в портретной живописи Рунге, особенно в таких портретах, как «Мы втроем» (1805, не сохранилась, раньше - Кунстхалле, Гамбург), «Автопортрет» (1805, 1806, Кунстхалле, Гамбург), «Портрет сына, Отто Сигизмунда Рунге» (1805, Кунстхалле, Гамбург), «Дети Хюльзенбек» (1805-1806, Кунстхалле, Гамбург), «Мои родители» (1806, Кунстхалле, Гамбург). Герои портретов гармонично возникают на фоне пейзажа, который помогает раскрыть их душевное, эмоциональное состояние: тревогу, взволнованность, меланхолию, грусть, задумчивость. Для творческой манеры художника характерны искренность, непосредственность и реализм изображения моделей и пейзажа. Сформулированный художником девиз: «Все тяготеет к ландшафту, постигающему универсум» - отражает его отношение к пейзажу.
Будучи художником-романтиком, Рунге нередко обращается к форме парного портрета, что дает ему возможность показать сложный мир человеческих эмоций и чувств в переплетении с разнообразием характеров и темпераментов.
В 1804 г. Рунге переехал в Гамбург, написал ряд теоретических работ по искусству.
Наибольшую известность получило сочинение «Цветовая сфера», в которой дано толкование символического значения цветов.
Поздний период творчества Рунге характеризуется появлением особой колористической символики и гармоничного сочетания музыки и цвета, которые были обусловлены сильным увлечением художника учением немецкого мистика Я. Бёме. К этому времени относится замысел цикла, состоящего из четырех полотен: «Утро», «Полдень», «Вечер », «Ночь». По мнению автора, они должны были восприниматься под музыку и чтение стихов. Этот цикл представляет собой непрерывное движение, развитие, гармоничное слияние человеческой жизни и природы. Например, в картине «Утро» (малый вариант, 1808; большой вариант, 1808-1809, оба в Кунстхалле, Гамбург) голубые, белые и розовые цвета символизируют пробуждение природы. Женщины, окруженные ангелами и цветами, словно парящие в воздухе, создают ощущение танца.
Ф. О. Рунге повлиял на последующее развитие немецкого и европейского искусства.