Образы животных в сказках писателей. Характеристика сказок о животных

Для детей сказка - это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. Однако если посмотреть глубже, то становится понятно, что сказка - это уникальная энциклопедия, отражающая быт и нравственные устои любого народа.

За несколько сотен лет люди придумали огромное количество сказок. Наши предки передавали их из уст в уста. Они изменялись, исчезали и возвращались снова. Причем могут быть абсолютно разные персонажи. Чаще всего герои русских народных сказок - животные, а в европейской литературе главными героями чаще являются принцессы и дети.

Сказка и ее значение для народа

Сказка - это повествовательная история о вымышленных, не происходивших в действительности событиях с участием вымышленных героев и волшебных персонажей. Сказки, сочиненные народом и являющиеся творением фольклорных традиций, существуют в каждой стране. Жителям России ближе русские народные сказки о животных, царях и Иване-дураке, жителям Англии - о лепреконах, гномах, котах и т.д.

Сказки обладают мощнейшей воспитательной силой. Ребенок с пеленок слушает сказки, ассоциирует себя с персонажами, ставит себя на их место. Благодаря этому у него вырабатывается определенная модель поведения. Народные сказки о животных учат бережному отношению к братьям нашим меньшим.

Стоит также отметить, что русские сказки бытового характера включают в себя такие слова, как "барин", "мужик". Это пробуждает в ребенке любопытство. С помощью сказок можно заинтересовать ребенка историей.

Все, что вкладывается в ребенка в детстве, остается с ним навсегда. Правильно воспитанный на сказках малыш вырастет порядочным и отзывчивым человеком.

Композиция

Большинство сказок написаны по одной системе. Она представляет собой следующую схему:

1) Зачин . Здесь описывается место, где будут происходить события. Если о животных, то в зачине описание начнется с леса. Здесь же читатель или слушатель знакомится с основными героями.

2) Завязка . На этой стадии сказки происходит главная интрига, которая превращается в начало сюжета. Допустим, у героя возникает проблема и он должен ее решить.

3) Кульминация . Ее еще называют вершиной сказки. Чаще всего это середина произведения. Обстановка накаляется, происходят самые ответственные действия.

4) Развязка . На этом моменте главный герой решает свою проблему. Все персонажи живут долго и счастливо (как правило, народные сказки имеют хорошую, добрую концовку).

По этой схеме строится большинство сказок. Ее же можно найти в авторских произведениях, только со значительными дополнениями.

Русские народные сказки

Они представляют собой огромный блок фольклорных произведений. Русские сказки разнообразны. Их сюжеты, действия и герои отчасти похожи, но, тем не менее, каждая по-своему уникальна. Попадаются порой одни и те же народные сказки о животных, названия их при этом разные.

Все русские народные сказки можно классифицировать следующим образом:

1) Народные сказки о животных, растениях и неживой природе ("Терем-теремок", "Курочка-ряба" и т. п.)

2) Волшебные ("Скатерть-самобранка", "Летучий корабль").

3) "Ехал Ваня на коне...")

4) ("Про белого бычка", "У попа была собака").

5) Бытовые ("Барин и собака", "Добрый поп", "Хорошо да худо", "Горшок").

Классификаций существует довольно много, мы же рассмотрели предложенную В. Я. Проппом, одним из выдающихся исследователей русской сказки.

Образы животных

Каждый человек, выросший в России, может перечислить основных животных, которые являются персонажами русских сказок. Медведь, волк, лисица, заяц - это герои русских сказок. Животные живут в лесу. У каждого из них есть свой образ, в литературоведении именуемый аллегорией. Например, волк, которого мы встречаем в русских сказках, всегда голоден и зол. Это всегда Из-за своей злости или жадности он часто попадает впросак.

Медведь - это хозяин леса, царь. Его в сказках обычно изображают справедливым и мудрым правителем.

Лисица - это аллегория хитрости. Если в сказке присутствует это животное, то кому-то из других героев точно быть обманутым. Заяц - это образ трусости. Он, как правило, является вечной жертвой лисы и волка, намеревающихся его съесть.

Итак, именно таких героев нам представляют русские народные сказки про животных. Посмотрим, каким образом они себя ведут.

Примеры

Рассмотрим некоторые народные сказки о животных. Список огромен, постараемся проанализировать лишь некоторые. Для примера возьмем сказку "Лиса и Журавль". Она повествует о Лисе, которая звала Журавля к себе на обед. Приготовила она каши, размазала по тарелке. А Журавлю кушать неудобно, поэтому каши ему не досталось. Такова была хитрость экономной Лисы. Журавль пригласил Лису на обед, наварил окрошки и предложил покушать из кувшина с высоким горлом. Но Лиса так и не добралась до окрошки. Мораль сказки: как аукнется, так, к сожалению, и откликнется.

Интересна сказка про Котофея Ивановича. Один мужик привез кота в лес и оставил там. Его нашла лиса и вышла за него замуж. Стала она всем зверям рассказывать, какой он сильный и злющий. Волк и медведь решили придти на него посмотреть. Лиса предупредила, что лучше им спрятаться. Залезли они на дерево, а под ним положили мясо быка. Пришли кот с лисой, кот набросился на мясо, стал приговаривать: "Мяу, мяу...". А волку и медведю кажется: "Мало! Мало!". Подивились они, захотели поближе посмотреть на Котофея Ивановича. Шелохнулись листья, а кот подумал, что это мышь, и вцепился им в морды когтями. Волк с лисой убежали.

Таковы русские народные сказки про животных. Как видно, лиса всех обводит вокруг пальца.

Животные в английских сказках

Положительными героями в английских сказках выступают курочка и петух, кошка и кот, медведь. Лиса и волк всегда являются отрицательными персонажами. Примечательно, что, по исследованиям филологов, кот в английских сказках никогда не бывал отрицательным персонажем.

Как и русские, английские народные сказки о животных делят персонажей на добрых и злых. Добро всегда побеждает зло. Также произведения имеют дидактическое назначение, т. е. в конце всегда есть нравственные выводы для читателей.

Примеры английских сказок про животных

Интересно произведение "Кошачий король". Оно повествует о двух братьях, живших в лесу с собакой и черным котом. Один брат однажды задержался на охоте. По возвращению он начал рассказывать чудеса. Говорит, что видел похороны. Множество котов несли гробик с изображенной короной и скипетром. Вдруг черный кот, лежащий у ног, поднял голову и вскрикнул: "Старый Питер умер! Я - кошачий король!". После этого прыгнул в камин. Больше его никто не видел.

В пример приведем комичную сказку "Вилли и поросенок". Один хозяин доверил своему глуповатому слуге отнести поросенка его другу. Однако друзья Вилли уговорили его зайти в трактир, и пока он выпивал, они в шутку подменили поросенка на собаку. Вилли подумал, что это шутка дьявола.

Животные в других жанрах литературы (басни)

Стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть. Особенно животных в качестве персонажей любил использовать И. А. Крылов. Его басни "Ворона и лисица", "Мартышка и очки" известны всем.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование животных в сказках и баснях придает литературе особенный шарм и стиль. Причем в английской и русской литературе героями являются одни и те же животные. Только их истории и характеристики совершенно различны.


Оглавление

1. Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки 3
2. Ш. Перо. История создания сборника «Сказок моей матушки Гусыни…». Сказка «Красная Шапочка» 6
3. Маленькие рассказы Л.Н. Толстого. Их воспитательная направленность и огромное эмоциональное воздействие на детей. Анализ рассказа «Косточка» 8
4. Веселые сказки в стихах – основной жанр творчества Чуковского для детей. История создания, основные идеи, главный конфликт, элементы сатиры, художественные особенности сказки «Мойдодыр» 10
Список литературы 13

1. Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки

Русские народные сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты.
Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.
В животном мире сказок существует особый тип героя – трикстер, плут и обманщик. Лиса в сказках выступает главным трикстером. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках трикстеру противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух («Кот, петух и лиса«), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («Лиса и заяц«). Первоначально в мифе именно его необычное поведение способствовало сотворению мира и обретению знания. В отличие от мифа, лиса-трикстер часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору.
Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей«). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк« остается без хвоста.
Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь«) или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь - липовая нога«). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.
Существует не очень обширный вид сказок, которые обладают настолько специфическими композиционными и стилевыми особенностями, что выявление их в особый разряд не вызывает никаких сомнений. Это так называемые кумулятивные сказки.
Кумуляция - циклическое повторение и расширение сюжетных узлов - один из основных приёмов создания сказочного текста. Троекратная проверка героем силы с помощью палицы - кумуляция, посещение героем медного, серебряного, золотого дворцов - кумуляция, троекратная битва со змеем - кумуляция. Особенно много кумулятивных сказок значится в разделе сказок о животных.
Композиция кумулятивных сказок независимо от форм ис¬полнения чрезвычайно проста. Она слагается из......

1. Арзамасцева И. Н. Детская литература. – М.: Академия, 2008.
2. Детская литература: Учебник для студентов вузов. / Под. ред. Зубаревой Е.Е. – М.: Высшая школа, 2004.
3. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей.- М., 2009.
4. Латова Н.В. Чему учит сказка. // Литература в школе. 2003. № 4.
5. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. - М., 2001.

Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг, и даже письменности.

Учёные по-разному толковали сказку. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось». Известный сказковед Э. В. Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. Русский сказочный эпос о животных не очень богат: по данным Н. П. Андреева (этнограф, искусствовед), имеется 67 типов сказок о животных. Они составляют неполных 10% всего русского сказочного репертуара, но вместе с тем этот материал отличается большой самобытностью. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк-волчище – из-под куста хватыш», «мышка-погрызуха», «трусоватый заюнок – кривоног, по горке скок». Всё это неправдоподобно, фантастично.

Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории. Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов (медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д.). В сказках о животных животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Цель моей исследовательской работы – сравнить образы диких животных из русских народных сказок с повадками настоящих животных.

Гипотеза – моё предположительное суждение, что образы диких животных, их характеры соответствуют повадкам их прототипам.

1. Персонажи в животном эпосе.

Наблюдая за составом животных, выступающих в качестве действующих персонажей в животном эпосе, я отмечаю преобладание диких, лесных животных. Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона. Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие. Ведущими персонажами, как правило, являются лесные животные, домашние же животные играют подсобную роль.

Сказки о животных строятся на элементарных действиях. Сказки построены на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк. Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом. Действующими лицами являются только одни животные.

Излюбленным героем русских сказок, сделалась лиса: Лиса Патрикеевна, Лисица- красавица, лисица - масляна губица, лиса- кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул её, не ворохнётся. Обрадовался мужик, взял лису, положил её в воз с рыбой: «Будет старухе воротник на шубу»- и тронул лошадь, сам пошёл впереди. Лисица выбросила всю рыбу и ушла. Когда лиса стала обедать, прибежал волк. С чего бы это лисе угощать волка! Пускай сам наловит. Лисицу мгновенно осеняет: «Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка»

Предложение несуразное, дикое, и, чем оно страннее, тем охотнее верится в него. Но волк послушался. Лиса чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым кумом. Образ лисы дорисовывают другие сказки. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов. Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы, уносит петуха, выманивая его песней, путём обмана меняет скалочку на гусочку, гусочку на индюшку и т. д. вплоть до бычка. Лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, льстивая, ловкая, хитрая, расчётливая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера. Её хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде.

Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказках о животных одним из главных персонажей является волк. Это прямая противоположность образу лисы. В сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь. Козёл предлагает волку разинуть пасть и стать под гору, чтобы он мог впрыгнуть в пасть. Козёл опрокидывает волка и убегает (сказка «Волк-дурень»). Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий. Он всегда попадает в смешное, нелепое положение.

В многочисленных сказках выведен и медведь: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и другие. Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым. Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором мирно жили самые разные лесные зверюшки. В сказках медведь не умён, а глуп, он воплощает в себе большую, но не умную силу.

Сказки, в которых действуют мелкие звери (заяц, лягушка, мышь, ёж), преимущественно юмористические. Заяц в сказках скор на ногу, несмышлён, труслив и боязлив. Ёжик медлительный, но рассудительный, не поддаётся на самые хитроумные уловки своих противников.

Мысль сказочных историй о зверях переходит в пословицы. Лисица со своими сказочными чертами плутовки, хитруньи-пройдохи предстала в пословицах: «Лисица хвоста не замарает», «Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна, от ястреба». Глупый и жадный волк тоже перешёл из сказок в пословицы: «Не клади волку пальца в рот», «Быть тебе волком за твою овечью простоту». А вот пословицы о медведе: «Силён медведь, да в болоте лежит», «В медведе думы много, да вон нейдёт». И здесь медведь наделён огромной, но неразумной силой.

В сказках постоянная борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение.

Прототипы сказочных героев.

А теперь мы рассмотрим повадки и образ жизни настоящих животных. Я руководствовалась книгой «Жизнь животных» немецкого зоолога Альфреда Брема. Благодаря живым описаниям «образа жизни» и «характера» животных, труд Брема стал для многих поколений лучшим популярным руководством по зоологии. Так вот он отрицает преимущественную хитрость лисы и утверждает исключительную хитрость волка. Волки охотятся не в одиночку, а сообща. Они бродят обычно небольшими стаями по 10-15 особей. В стае соблюдается строгая иерархия. Вожак стаи почти всегда самец (волк-«альфа»). В стае его можно узнать по приподнятому хвосту. Среди самок также есть своя волчица-«альфа», которая обычно идет впереди вожака. В моменты опасности или охоты вожак становится во главе стаи. Далее на иерархической лестнице располагаются взрослые члены стаи и одиночные волки. Ниже всего стоят подросшие волчата, которых стая принимает только на второй год. Взрослые волки все время проверяют силу вышестоящих волков. В результате, молодые волки, взрослея, поднимаются выше по иерархической лестнице, а стареющие волки опускаются все ниже. Столь развитая социальная структура значительно повышает эффективность охоты. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы. Добыча делится между членами стаи соответственно рангу. Старые волки, не способные участвовать в совместной охоте, следуют за стаей в отдалении и довольствуются остатками ее добычи. Остатки пищи волк зарывает в снег, а летом прячет про запас в укромном месте, куда позже возвращается, чтобы доесть несъеденное. Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое.

Когда я изучила материал о повадках лисы, то я нашла некоторые сходства со сказочной лисой. Например, настоящая лиса, как и сказочная, любит наведываться в курятник. Она избегает глухих таёжных лесов, предпочитая леса в районе сельскохозяйственных угодий. И норку себе ищет уже готовую. Может занять нору барсука, песца, сурка. Хвост лисицы тоже упоминается в сказках. И действительно, пушистый хвост можно считать её особенностью. Лиса действует им как рулём, делая резкие повороты во время преследований. А ещё она им укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком и уткнув нос в его основание. Оказывается, в этом месте расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки. Предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обаяние лисицы, но точнее его назначение пока остаётся невыясненным.

6 Лисица-мать охраняет лисят и не подпускает никого близко. Если, например, около норы появится собака или человек, то лисица прибегает к «хитрости»- старается отвести их от своего жилища, завлекая за собой

А вот герои сказок журавль и цапля. О не сказочном, настоящем сером или обыкновенном журавле в книге А. Брема «Жизнь животных» говорится: «Очень чуток журавль к ласке и обиде – обиду он может помнить месяцы и даже годы». Сказочный журавль наделён чертами реальной птицы: ему и скучно, он памятлив на обиду. О цапле в этой же книге говорится, что она злобна и жадна. Это объясняет, почему цапля в народной сказке думает прежде всего о том, чем будет её кормить журавль. Она зла, как настоящая, не сказочная цапля: недобро приняла сватовство, ругает сватающегося жениха: «Ступай прочь, долговязый!»

В сказках, в поговорках говорится – «труслив, как заяц». А между тем зайцы не столько трусливы, сколько осторожны. Им необходима эта осторожность, так как в ней их спасение. Природное чутьё и способность быстро убегать большими прыжками в сочетании с приёмами запутывания своих следов компенсируют их беззащитность. Впрочем, заяц способен давать отпор: если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног. Мать-зайчиха кормит не только своих детёнышей, а вообще всех обнаруженных зайчат. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчат, притворяясь раненой, больной, старается привлечь к себе внимание, стуча ногами о землю.

Медведь в сказках предстаёт перед нами медлительным, неповоротливым. А между тем, неуклюжий на вид медведь исключительно быстро бегает – со скоростью свыше 55 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотно). И, оказывается, медведь активен в течение всего дня, но чаще по утрам и вечерам. У них хорошо развито чувство обоняния, а зрение и слух довольно слабые. В сказках медведь воплощает в себе большую силу и его прототип одним ударом лапы способен сломать спину быку или бизону.

Изучая животный эпос, мы должны остерегаться очень распространённого заблуждения, будто сказки о животных действительно представляют собой рассказы из жизни животных. До исследования этой темы, я тоже придерживалась такого суждения. Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей. Правда, до некоторой степени животные действуют согласно своей природе: лошадь лягается, петух поёт, лиса живёт в норе (впрочем, далеко не всегда), медведь медлителен и сонлив, заяц труслив и т. д. Всё это придаёт сказкам характер реализма.

Обрисовка животных в сказках иногда настолько убедительна, что мы с детства привыкли подсознательно определять характеры животных по сказкам. Сюда относится представление, будто лиса – животное исключительно хитрое. Однако всякий зоолог знает что это мнение ни на чём не основано. Каждое животное хитро по-своему.

Звери вступают в содружество и водят компанию, какая невозможна в природе.

Но всё-таки я хочу заметить, что в сказках есть и множество таких деталей в изображении зверей и птиц, которые подсмотрены народом из жизни настоящих зверей.

Прочитав литературу о сказках, о жизни и поведении животных и сравнив образы и их прототипы, у меня появились две версии. С одной стороны, образы животных похожи на свои прототипы (злой волчище, мишка косолапый, лисичка - таскающая кур и т. д.). С другой стороны, изучив, наблюдения зоологов я могу сказать, что образы и их прототипы имеют мало общего с действительными повадками зверей.

Искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок птиц и зверей.

И ещё: изучив историю сказок о животных, я пришла к выводу: сказки о животных чаще всего принимают форму рассказов о людях под личиной животных. В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с её страстями, алчностью, жадностью, коварством, глупостью и хитростью и в то же время с дружбой, верностью, благодарностью, т. е. широкая гамма человеческих чувств и характеров.

Сказки о животных – «энциклопедия жизни» народа. Сказки о животных – детство самого человечества!

Система персонажей русской народной сказки о животных представлена, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: лиса, волк, медведь, заяц, а из птиц – журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц – гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет.

Как уже упоминалось чуть ранее, в сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы; они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода. – весь народ умолк» взлетел ясен-сокол [солнце] – весь народ пошёл!» Следы такого древнего космического мировоззрения и верований обнаруживаются даже в незамысловатой детской игре «Гуси-лебеди и волк», где последний олицетворяет тёмную ночь, пытающуюся настичь и поглотить светлые солнечные дни – гусей-лебедей.

Широко было распространено по всей Восточной Европе поверье о людях-волках. Геродот в своей «Истории» писал о неврах - народе, который жил на территории нынешней Белоруссии и, по мнению учёных, несомненно, был связан со славянами. Геродот передал рассказы греков и скифов о том, что «ежегодно каждый невр становится на несколько дней волком, а потом опять принимает свой прежний вид». Не это ли поверье отразилось и в «Слове о полку Игореве», где рассказывается, как князь Всеслав «сам въ ночь влъкомъ раскаше».

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке. Фольклористы относят её к типу волшебных сказок. В том виде, в каком мы её знаем, она действительно волшебная сказка.

Сын караулит отцовский сад. Жар-птица клюёт в нём яблоки, герой хочет поймать её; он ищет злотогривого коня и добывает себе в далёких краях невесту – такие сюжетные положения любит волшебная сказка. Вместе с тем на сказку повлияли древние поверья о животных. В сказке действует волк-оборотень. По временам он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал. То буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред волку, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной и нарушение её каралось. Когда поступки шли вразрез с родовой моралью, они требовали возмещения самого точного. Волк съел коня. Он сам служит герою конём, он берёт на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для нег родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна. Правда, мы не знаем, какой конкретный вид имели древние повествования о волках, но вполне возможно, что взятая нами сказочная ситуация находится с ними в какой-то связи.

Волк, как и медведь в народных поверьях предстаёт животным, в честь которого устраивали праздники. Его не называли настоящим именем, боясь, что тем самым накличут и его самого. Существо враждебное и опасное, волк вызывал почтение и страх.

По опыту люди знали, что волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое. Между тем в сказках волк глуп, вечно голодный, вечно избиваемый зверь.

В бесхитростной сказке «Колобок» закодирована информация о соперничестве тотемов зайца, волка, медведя и лисицы-победительницы за право быть хранителем традиций культа солнца-Коло, олицетворяемого Колобком, тождественным древнему светилу и по имени и по обрядовым функциям (его съедают, как на Масленицу поедают блины, символизирующие солнце).

А в не мене популярной сказке «Теремок» получила отражение былая тотемная борьба за «жизненное пространство»: перенаселённость «теремка» решается путём вытеснения тотемов Мыши, Лягушки, Зайца, Лисы и Волка более сильным претендентом на «жизненное пространство» - кланом Медведя.

Наблюдения этнографов убеждают, что медведь рассматривался людьми как покровитель. Верили, что медведь может вывести из леса заблудившегося.

О медведе-покровителе говорят многочисленные белорусские поверья. Существовал обычай приглашать в дома медвежатника с медведем. Медведя сажали в красный угол, под образа, щедро угощали мёдом, сыром, маслом и после угощения вели по всем закоулкам дома и в хлев. Верили, что медведь изгонял нечистую силу. В других случаях медведь переступал через больного или даже наступал на него. Будто бы действовала целительная сила зверя. Эта сила якобы избавляла и от колдовства.

Медведь - Зверь Велесов

Медведь - ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный - стервятник, средний -овсянник и самый малый - муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище - мед-вед (знающий мед). Истинное его имя - бер, об этом говорит название медвежьего жилища - берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин - сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя - конец зимы. Цвета - коричневый,черный

Пословицы и приметы:

Силен медведь, да в болоте лежит

Не дано медведю волчьей смелости, а волку - медвежьей силы

Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла

Не продавай шкуры, не убив медведя

Два медведя в одной берлоге не живут

Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю

Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Человеческий тип, воплощённый в медведе, отчасти схож с тем, который воспроизведён в образе волка. Недаром волк часто замещает в сказке медведя. Таковы многочисленные варианты сказок «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и др. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь – зверь высшего ранга. Он самый сильный лесой зверь. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, зверях в яме и других.

Надо думать, что это положение медведя о звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках подчёркивалась огромная сила медведя. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором жили мирно самые разные зверюшки. Не является ли эта полузабытая сказочка полузабытым иносказанием. Мир-община испытывала давление князей и вотчинников: господа наровили обложить данью людей побольше, а принеповиновении наказывали всех непослушных. « Я всем пригнётыш», - говорит медведь о себе.

И в заключительной части своей исследовательской работы я бы хотел уделить внимание своему любимому сказочному образу - Сивке-Бурке.

И начну у бабки

Сказку я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал

Иван Суриков

Летающие и скачущие до небес кони – излюбленные образы русского и славянского фольклора.

С детства врезаются в память завораживающие строки, дошедшие из незапамятных времён и звучащие как заклинания:

«Конь бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет».

«Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

«В правое ухо влезь, в левое вылезь – станешь таким красавцем, каких свет не видывал».

Космические отражения проступают и в сюжетах о конях, скачущих до неба, и в сюжетах о героях, рождённых от лошади. Так в известной сказке об Иване-Кобыльникове сыне, записанной в Сибири в начале ХХ века, спутниками и помощниками героя выступают Иван-Солнцев сын и Иван-Месяцев сын.

В русском фольклоре и народном миросозерцании с единосущностью коня и солнца связаны другие известные образы и имена. Так, сказочный конь Сивка-Бурка (или в сказках других народов – Солнечный конь, Конь-солнышко), вне всякого сомнения, олицетворяет дневное светило. Его имя также восходит к протоиндоевропейским верованиям (богиня Сива «бог Шива»).

В одной из самых ёмких по мифологической закодированности сказок о Василисе Премудрой (Прекрасной) приоткрываются древнейшие представления русского народа о смене дня и ночи как космических всадников: День ясный – «сам белый, одет в белом, конь под ним белый и сбруя на коне белая»; Солнце красное – всадник «сам красный, одет в красном и на красном коне». Ночь тёмная – опять всадник: сам чёрный, одет во всём чёрном и на чёрном коне».

Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари. Конские головы, укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу (в развёрнутых сюжетах вышивок, росписей и резьбы эти кони, как правило, изображаются вместе с солнцем).

В композиции русской избы кони, устремлённые в небо, как бы уносят весь дом в космические дали. Солнце присутствует здесь же в разных украшениях – оно неотделимо от этого полёта, более того – это как бы модель солнечной колесницы, запряжённой деревянными конями.

Связь коня с культом плодородия очевидна в календарных обрядах и обычаях. Сохраняется обычай ряжения кобылкой или конём на Святки, несущий и свет, и работу в поле, и новое время – новый год. В далёкие времена при закладке дома происходил обряд захоронения головы коня, дающей связь с умершими предками. Среди семейных обрядов конь играл особую роль в свадебном: коня давали в качестве выкупа за невесту, коня и кобылицу привязывали у сеней, где молодые проводили первую брачную ночь.

Коня хоронили вместе с хозяином в языческие времена, павшего коня хоронили с почестями, как преданного воина.

Чуткое и преданное животное породило много гаданий и поверий. Если конь спотыкается на левую ногу – к беде. Во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, садились на неё, куда она пойдёт – туда и девушка замуж пойдёт. При проводах на войну или в рекруты, если лошадь вздрагивает, это считается дурным знаком. Ржёт конь – к добру, топает к дороге, втягивает воздух ноздрями – к приезду домой, фыркает к доброй встрече или к дождю. Конский череп страшен для нечистой силы, оттого-то прежде в деревнях на заборах вывешивалось много лошадиных черепов. Хомут снятый с лошади, и вода, недопитая лошадью, считаются целебными.

Почти все волшебные функции коня-побратима удачно соединены в классической литературной сказке Петра Петровича Ершова «Конёк-горбунок», бережно и скурпулёзно использовавшего образы русского фольклора.

Два небывалых коня золотогривых, их мать – волшебная кобылица, умчавшая Иванушку к поднебесью, и, наконец, чудесный Конёк-горбунок, уносящий своего хозяина ещё дальше, к небесным светилам.

Современное русское слово «конь» - сокращённое древнерусское слово «комонь». «Комони ржут за Сулою» - памятная фраза из «Слова о полку Игореве». Корнь этот сохранился в старорусских словах «орать» - «пахать», «орало» - «соха», «оратай»- «пахарь».

История тотемов – русских и мировых – это неисчерпаемый кладезь знаний о далёком прошлом. Прошлое надо хранить и помнить. Тотемное прошлое не исчезло бесследно. Оно живёт в современных символах, государственной и сословной геральдике, обрядах, традициях, и, наконец, во многих фамилиях, названиях рек, озёр, древних городов, селений и просто заповедных мест. О многом хочется узнать Но это - темы моих следующих исследований.