Проведение педагогическая диагностика в детском саду теория. Методы и приемы диагностики в детском саду. Общее понятие педагогической диагностики

Татьяна Масензова
Советы воспитателю при проведению педагогической диагностики в соответствии с ФГТ

Советы воспитателям при проведении педагогической диагностики в ДОУ.

Виды педагогической диагностики

Вид педагогической диагностики

Основная первичная (в начале учебного года) Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз)

Основная итоговая (в конце учебного года) Оценивание результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач.

Промежуточная (может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно- с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им основной общеобразовательной программы

Оперативная диагностика (в рамках конкретной образовательной работы с детьми) Оценка качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми.

Методы педагогической диагностики

Наблюдение

Педагогическое наблюдение- это непосредственное восприятие, познание индивидуальной, уникальной конкретной картины проявлений развития ребенка, предоставляющее много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях; один из самых распространенных и наиболее доступных методов педагогической практики.

Технология наблюдения

1. Определение темы, цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности со сверстниками и т. д.)

2. Определение 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, так как наблюдение за всеми детьми группы сразу практически невозможно.

3. Выбор ситуации наблюдения (когда наиболее целесообразно проводить наблюдение).

4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, технологических картах и т. п.).

Принципы диагностики:

Не все проявления нужно и возможно фиксировать, т. к. какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю, но, как советуют исследователи, не надо жалеть времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, выявить тенденцию этого развития.

Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать эмоциональную или этическую окраску. Результаты должны рассматриваться как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям.

Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.

Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому, кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (проанализировать).

Получение ответов от детей

Обычно воспитатели получают ответы, задавая вопросы. Это происходит постоянно не только во время образовательной деятельности, но и во время обычного пребывания ребенка в детском саду. Например, можно попросить дошкольника сосчитать до пяти, давая ему проявить инициативу. Большую роль при этом играет форма постановки вопроса или способ создания определенной ситуации, где ребенку захотелось бы ответить даже на незаданный вопрос. Например спросить: «Интересно, а сколько детей в нашей группе знаю числа до пяти?» или «Помогите мне назвать эти числа- что-то сегодня путаю их названия». А если вы построите игру, в которой необходимо будет что-то сосчитать или обратиться к цифрам, можно получить нужный ответ, не задавая вопросов. Это не значит, что не следует задавать прямых вопросов, без них невозможно обойтись в реальной детсадовской жизни. При сборе информации методом получения ответов дайте детям возможность ответить различными способами. Не требуйте от них только одной формулировки ответа, которую считаете единственно правильной. Если ребенок затрудняется в ответе на вопрос воспитателя, не нужно немедленно бросаться отвечать за него. Ожидая, вы демонстрируете свое уважение и уверенность в том, что вопрос ему по плечу. Кроме того, задавая вопрос, вы должны быть уверены, что дети его действительно поняли. Разные дети по разному воспринимают одну и ту же информацию- здесь имеет значение и исходный уровень заинтересованности в данном виде детской деятельности, и степень его включенности в проблему, наконец просто его настроение.

Сохранение продуктов детской деятельности

Сбор рисунков, вылепленных или вырезанных фигурок, написанных букв, цифр, детских каракулей и т. п., прежде всего, предоставляет нам информацию о прогрессе детей в различных видах деятельности. На основании того, что делал ребенок, мы можем судить и о его актуальном состоянии, его интересах, предпочтениях, уровне владения определенными техническими навыками, свободе самовыражения, о его опыте и т. п. Этот метод предоставляет очень важную информацию о развитии детей. Однако, сохраняя продукты детского творчества, необходимо помнить, что истинным хозяином является сам ребенок. Мы можем брать их только с его разрешения либо если ребенок сам подарит их нам.

Беседы с родителями и обследование условий жизни ребенка в семье

Воспитатели часто разговаривают с родителями, когда те приводят детей в группу, или в конце дня, когда детей забирают домой. Как правило, эти беседы сводятся к вопросу родителей: «Ну, как сегодня?»- и ответу воспитателя: «Все хорошо (нормально)» или «Сегодня Паша плохо спал (плохо ел, подрался, плакал и т. д.)». Таким образом, обычно мы вступаем в пространный диалог в случае, если у ребенка возникают какие-то проблемы. Тем не менее мы нуждаемся в информации и о тех детях, развитие и состояние которых не вызывает опасений. Воспитателю нужно знать, какова атмосфера в семье ребенка, чем интересуются его родители, могут ли они уделять ему достаточно времени, может ли воспитатель рассчитывать на контакт с ними и совместные действия по развитию ребенка. Однако, получив такую информацию, не торопитесь с выводами. Ни в коем случае не стоит непосредственно переносить свое впечатление о семье на оценку развития ребенка. Мнение родителей о ребенке несет важную информацию для воспитателя о его развитии и состоянии. Для того, чтобы наиболее эффективно систематизировать такую информацию, ее стоит собирать с помощью опросников. Если воспитателю понадобится разработать свои опросники для родителей, лучше сделать это с помощью специалистов- педагога-психолога или старшего воспитателя, поскольку такая работа требует специальной квалификации.

Литература:

1. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста:Научно-методическое пособие:в3ч. Ч1. Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании- СПб. :Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена-2008.-С. 54.

2. Детская практическая психология:Учебник/под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. -М. :Гардарики,2000.-С. 64.

3. Педагогическая и психологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. /Авт. -сост. Даниленко Н. Г. ,Баринкова Ю. С. -Иркутск: ИПКРО,2010.-С. 105.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИТОГОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2012-2013 ГОД.

Цель итогового педагогического анализа:

  • Оценка результатов деятельности педагогического коллектива.
  • Разработка задач на новый учебный год.
  • Определение путей совершенствования работы детского сада.

ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА:

1.1 Систематизированные данные внутрисадовского контроля и оперативные информации (таблицы, графики, характеристики, диаграммы).

1.2 Документация детского сада.

1.3 Записи анализов посещения занятий и воспитательных мероприятий.

1.4 Результаты диагностики, педагогического мониторинга.

2 Материалы анкет воспитанников, воспитателей, родителей.

2.1 Статистические документы.

2.2 Журналы посещаемости и заболеваемости.

2.3 Материалы аттестационной комиссии детского сада.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ИТОГОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ГОДА.

1 .Введение.

2 .Анализ выполнения задач годового плана

3. Анализ состояния здоровья воспитанников, заболеваемости детей и сотрудников в течении года, результатов организации физкультурно-оздоровительной работы.

4. .Мониторинг образовательного процесса(освоения образовательной программы)

5. .Мониторинг детского развития(развития интегративных качеств)

6. Анализ результатов повышения квалификации и аттестации педагогов, научно-методической обеспеченности учебно-воспитательного процесса.

7. Анализ системы взаимодействия с родителями, выполнения планов совместной работы ДОУ и школы, результатов взаимодействия с другими организациями.

8. Итоги административно-хозяйственной работы, материально-технические условия.

9. Итоги, выводы, определение содержания работы на следующий учебный год.

1. Введение.

На 1 сентября 2012-2013 уч.года в ДОУ было зачислено детей 66 детей, в том числе в группу компенсирующей направленности – 12 человек.

В ДОУ функционировали 3 возрастных группы. Распределение детей по группам:

· младшая группа - 21 ребенок

· старшая группа - 26 детей

· подготовительная к школе группа - 19 детей

2.Анализ выполнения задач годового плана

Вся работа коллектива ДОУ в 2012 -2013 учебном году велась согласно поставленным целям и задачам годового плана

1. Формирование речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода на занятиях и в индивидуальной работе (реализация образовательной области «Коммуникация»).

1.Педсовет «Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей»

2.Тематичекий контроль : ««Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

3.Консультации учителя-логопеда для воспитателей "Развитие фонематического слуха у дошкольников", "Использование фольклорных произведений на занятиях по звуковой культуре речи","О формах и организации работы по развитию речи"

4.Просмотр открытого занятия в подготовительной группе : « Звуковая культура речи»

5.Консультации для родителей "Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения",

"Значение подражания для речевого развития ребенка"

6.Праздники и развлечения: "День знаний", «Книжкина неделя», конкурс чтецов по произведениям С.В. Михалкова

Мониторинг образовательной области Коммуникация показал, что у всех детей словарь детей увеличился в количественном и качественном отношении. Предметный словарь соответствует возрастной норме. В речи детей появились обобщающие понятия: транспорт, мебель, время года, профессии и т. д. Но есть дети, которые затрудняются в подборе синонимов, антонимов, не могут объяснить значение многозначных слов. Дети научились использовать в речи предлоги, правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. Есть дети, у которых остались грамматизмы – ошибки в падежных окончаниях, в согласовании числительных с существительными в роде, числе. Не все дети говорят точно, громко.В течение года уделялось большое внимание развитию связной речи. В результате чего дети стали лучше пересказывать, составлять рассказы по предметной картине, по сюжетной картине, из личного опыта. Многие некоторые дети испытывают трудности при составлении рассказов по предложенному началу, середине, концу. При составлении рассказов по серии картин, некоторые дети затрудняются в установлении причинно-следственных отношений, не могут разложить картины по порядку. Наибольшие трудности у детей среднего и старшего дошкольного возраста возникла по разделу «Звуковая культура речи»: не у всех детей достаточно развита моторика речедвигательного аппарата. В следующем учебном году работа будет продолжена.

2 . Сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Организация эффективной работы по развитию у детей двигательной активности в режиме МДОУ. (реализация образовательной области «Физическая культура»).

Основная цель работы в этом направлении – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходи­мые двигатель­ные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, разви­тие и совершенствование организма, на достижение целей формирование у детей интереса и ценного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение специфиче­ских задач: развитие речи под средством движения; управление эмоциональной сферой ре­бёнка, развитие морально- волевых качеств личности, развитие физических качеств, накопление и обогаще­ние двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствова­нии. Наряду с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий большое внимание в детском саду уделялось психическому здоровью дошкольников: психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и умственных нагрузок, доброжелательный стиль общения, использование приемов релаксации.

Задача, поставленная перед педколлективом, выполнена полностью

В детском саду на протяжении 2012-2013 учебного года проводились мероприятия, которые помогли ре­шать эту задачу:

1.Педсовет «Движение – это жизнь! Двигательная активность детей в течение дня»

2.Медико-педагогичесий контроль:

- Хронометраж занятия физической культурой

- Организация утренней гимнастики во всех возрастных группах.

3.Консультации инструктора по физической культуре для воспитателей " «Формирование мотивов двигательной деятельности», Создание условий для реализации потребности в двигательной активности детей.

4 . Просмотр открытого занятия по физической культуре на воздухе в подготовительной группе :

5.Консультации инструктора по физической культуре для родителей : «Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей», «Красота в движении-здоровье с детства»

6.Праздники и развлечения: "Что бывает, если правил дорожных не знаешь?»,зимний спортивный праздник, спортивный праздник, посв. Дню защитника Отечества

7.День открытых дверей "На зарядку пап и мам приглашаем в гости к нам"

8.Общее родительское собрание . Презентация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

9.Совместное спортивное развлечение с родителями : спортивная игра «Большие гонки», «Веселые старты»,

Анализ проводимой работы показал, что в ДОУ созданы необходимые условия для решения поставленной задачи: это физкультурный зал с многофункциональным спортивным оборудованием для развития различных групп мышц, спортивный инвентарь и атрибуты для проведения общеразвивающих упражнений, подвижных и малоподвижных игр. В спортивном зале имеется нетрадиционное оборудование для профилактики и проведения корригирующих упражнений с детьми. Все группы ДОУ оснащены спортивными уголками с наличием необходимого оборудования для проведения физкультурно - оздоровительной работы с детьми в группе и на воздухе.

Налажена тесная связь с родителями детей, имеющих нарушения в физическом развитии. Индивидуально с каждым родителем проводились беседы, практические занятия по ознакомлению с корригирующей методикой, предложены комплексы упражнений для работы с детьми в домашних условиях.

По итогам работы в 2012-2013 учебном году можно сделать вывод: использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и здоровьесберегающих педагогических технологий, взаимосвязи с семьей дало свои положительные результаты. Совместная работа педагогического коллектива и медицинского персонала способствовала решению поставленных задач: дети жизнерадостны, подвижны, подавляющее большинство уходит в школу с хорошим физическим развитием, правильной осанкой, хорошим зрением.

В новом учебном году необходимо продолжить работу по оздоровлению и снижению заболеваемости дошкольников, особенно в группах среднего возраста, формированию ценностей здорового образа жизни и совершенствованию форм организации режима двигательной активности, сочетая игровые, тренирующие и обучающие элементы, с использованием упражнений для формирования и коррекции осанки, профилактики плоскостопия. Для более плодотворной работы в следующем году необходимо разработать новые расслабляющие упражнения, пополнить фонотеку, приобрести ароматические масла для профилактики простудных заболеваний и повышения иммунитета. Для младшего и среднего возраста разработать комплекс развивающих упражнений, игр. Все эти мероприятия будут способствовать профилактике простудных заболеваний, повышению защитных функций организма и снижению возбудимости и усталости у детей.

3. Повышение качества дошкольного образования в ДОУ через внедрение инновационных технологий в методическую работу ДОУ.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Для решения поставленной задачи были проведены следующие мероприятия:

1.Педсовет «Ярмарка идей» - распространение инновационного опыта педагогов

2.Консультация воспитателя Рожковой Т.А « Современное занятие: требования, организация формы проведения»,

3 . Семинар « Использование инновационных технологий в методической работе», на котором были сделаны доклады воспитателей Мордик И.С. Бобриковой С.В.

4 .Деловая игра на развитие творческих способностей педагогов, анкетирование педагогов «Ваши способности к саморазвитию»

5. Праздники и развлечения : интеллектуальное шоу «Поле чудес»

6.Участие в муниципальных и городских конкурсах:

Конкурс чтецов, посв.100-летию со дня рождения С.В.Михалкова

Конкурс чтецов, посв.125-летию со дня рождения С.Я Маршака

Муниципальная интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Районная выставка «Наши любимые животные»

Конкурс творческих работ «Права человека -глазами ребенка»

Конкурс на лучшую рождественскую открытку «Счастливое рождество»

Городской конкурс творческих поделок из бросового материала «Ненужные нужности»

Районный конкурс «Светлое Христово Воскресение»

Показателем результативности этой работы является растущий научно-познавательный интерес воспитателей, стремление применить на практике то новое, что обогащает учебно-воспитательный процесс. Методическая работа направлялась на освоение педагогами ценностей развивающего образования, на овладение педагогическими и управленческими навыками, обеспечивала расширение их личностных и профессиональных компетенций. Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности привел к тому, что в практике нашего дошкольного учреждения стали широко использоваться следующие педагогические технологии: технология проблемного обучения, проектной деятельности, игровые технологии, технология педагогического сотрудничества.

Среди качественных показателей педагогов следует отметить рост профессиональной ответственности, осознание необходимости непрерывного профессионального саморазвития, осознание роли методической работы в росте уровня их профессионализма, ориентированность на достижение высоких результатов педагогической деятельности, на личный вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса.

3 Анализ состояния здоровья воспитанников, заболеваемости детей и сотрудников в течение года, результатов организации физкультурно-оздоровительной работы.

По сравнению с 2011-12 учебным годом заболеваемость в 2012-2013 учебном году понизилась с 9,2 д/дней до 6,2 д/дней

По результатам углубленного медицинского осмотра детей узкими специалистами детской поликлиники изменились показатели детей по группам здоровья. В частности, по сравнению с данными за прошлый учебный год отмечается тенденция к незначительному увеличению количества детей с первой группой здоровья. Но уменьшился показатель детей с 3 группой здоровья, за счет увеличения показателей количества детей со второй группой здоровья. Это свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий, проводимых в ДОУ в соответствии с планом оздоровительной и профилактической работы. В системе проводятся профилактические мероприятия: врачебный осмотр, консультации специалистов, мероприятия в период карантина, кислородный коктейль, а также реабилитационные мероприятия после болезни.

По результатам осмотра были выявлены дети с нарушением осанки и плоскостопием. Анализируя эти данные, необходимо отрегулировать систематическую работу с детьми, педагогами и родителями по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Педагогическому коллективу ДОУ необходимо продолжать уделять должное внимание закаливающим процедурам, которые подходят для детей всех трех групп здоровья, а это щадящие методы закаливания: игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна, включающая релаксационную и дыхательную гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей; полоскание зева кипяченой водой, контрастные воздушные ванны, хождение босиком «дорожке здоровья», утренний прием на свежем воздухе, витаминизированное питье и др.

Посещаемость детей в 2012-13 уч.г. составила 125,5 д/дня

Отсутствие детей в основном связано с отпуском родителей, карантином. Пропуски без уважительной причины составляют 5%.

4 Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы)

Педагогический коллектив МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 работает по основной общеобразовательной программе дошколь­ного образования «От рождения до школы», программе нового поколения под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Эти программа обеспечивают разностороннее развитие детей в возрасте от 2 года до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направле­ниям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетиче­скому. И главной целью педагогического коллектива в прошедшем учебном году было обеспе­чить всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника, формирование духов­ных и общечеловеческих ценностей, полноценное проживание детьми периода дошкольного дет­ства.

Применяя в своей воспитательно-образовательной деятельности современные педагогические технологии педагоги добились хороших результатов в своей работе: сохранение и укрепление физиче­ского и психологического здоровья детей, формирование основ культуры здоровья, достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера включая детей в систему социаль­ных отношений формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирова­ние предпосылок экологического сознания, достижение целей развития у детей познаватель­ных интересов, интеллектуального развития детей, овладение конструктивными способами и средст­вами взаимодействия с окружающими людьми, формирование интереса и потребности в восприятии, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребно­сти детей в самовыражении.

Проведенный мониторинг образовательного процесса показал, что к концу года мы имеем достаточные стабильные результаты освоения детьми программного материала, которые достигались за счет профессионального потенциала педагогов, коллективного целеполагания.

Образовательная программа в детском саду освоена воспитанниками на 91%.

Значительно повысился уровень усвоения образовательной области Труд - с 60% на 97%, Безопасность – с 63% до 96%, Физическая культура- с 25% до 97%. Менее положительная динамика усвоения программы по образовательной области Музыка.,Коммуникация, Социализация, Познание. Более низкий результат освоения программного материала по образовательной области - Чтение художественной литературы.

Дети подготовительный группы усвоили программный материал на 95%, старшей – 91%; младшей - на 86,5%.

Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»

Комплексная диагностика формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показала, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьезберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры; у ребят наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию. Ребята старшего возраста научились переносить здоровьезберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице в природе, в общении с незнакомыми людьми. Дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.

Образовательная область «Физическая культура»

Анализ результатов диагностики развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников ДОУ показал положительную динамику. Улучшились результаты по прыжкам в длину с места, по броскам набивного мяча, при метании мешочка вдаль, а так же возросли показатели челночного бега, координационных способностей и гибкости. В целом, в процессе систематической физкультурно-оздоровительной работы, дошкольники успешно овладели всеми основными движениями в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.

Образовательная область «Познание»

Анализ результатов разделов: «Ребенок и окружающий мир», «Формирование элементарных экологических представлений», «Формирование элементарных математических представлений» показал, что у ребят всех возрастных групп повысилась исследовательская активность. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, познавательная деятельность, практическая деятельность (уход за растениями), отношение к знакомым объектам ближайшего окружения к концу года стали выше.

У детей сформированы первоначальные измерительные умения, образное мышление, знают геометрические фигуры и их элементы, имеют общее представление о множестве, умеют считать до 10 и знают состав чисел первого десятка.

Образовательная область «Коммуникация»

Анализ результатов разделов «Развитие речи», показал, что не во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика. В младшей группе реализация образовательной области Коммуникация освоена только на 67 %.Это связано прежде всего с возрастными особенностями детей, с отсутствием речи у многих детей, а так же большим количеством детей, для которых русский язык не является родным Развитие речи является одной из главных задач в педагогическом процессе. Занятия специалистов включают все составляющие обучения родному языку: формирование звуковой культуры речи; обогащение, закрепление и активизация словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; формирование элементарного осознания некоторых языковых явлений. Организованная образовательная деятельность проводится по подгруппам и индивидуально. Работа по развитию речи прослеживалась во всех направлениях работы с детьми. В группах созданы условия и накоплен необходимый дидактический материал для эффективной коррекции речевых нарушений и самостоятельной речевой деятельности детей (созданы картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики, подобран материал по развитию мелкой моторики: трафареты, шнуровки, различные виды конструкторов и т.п.). К концу года в старшей и подготовительной группах количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Ребята подготовительных к школе групп и старших групп свободно владеют основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, стараются пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т.д. Но есть и такие дети, которые не владеют формами объяснительной речи, затрудняются в построении развернутых предложений, что связано с их индивидуальными и национальными особенностями.

Образовательная область «Социализация»

Работа по освоению образовательной области «Социализация» проводилась в организованной образовательной деятельности, и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных игровых ситуаций, помогли детям освоить опыт поведения и доброжелательное отношение к сверстникам и близким взрослым. Это и организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых. Режиссерские игры, в ходе которых ребята осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.
Дети подготовительной группы: хорошо ориентируются в правилах культуры поведения, владеют разными формами и способами культурного поведения; умеют самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умеют действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого.

Ребята хорошо воспринимают эмоциональные состояния другого человека, способны оказывать действенную или словесную помощь. Но оказание помощи взрослому или ребенку носит избирательный или ситуативный характер, зависит от настроения.
Ребята имеют представления о людях других национальностей и культуры общения с ними, доброжелательно относятся к сверстникам, умеют налаживать дружеские отношения с ними

Образовательная область «Труд»

Анализ результатов раздела «Трудовое воспитание» по подразделам: «Хозяйственно-бытовой труд», «Труд в природе», «Самообслуживание», «Ручной труд» показал, что во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика в освоении детьми образовательной области «Труд».
Дети старших группы, подготовительных групп научились самостоятельно составлять полный описательный рассказ о предмете, речь стала выразительна. Наблюдаете осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости и добросовестности. У детей в группах компенсирующей направленности так же наблюдается положительная динамика (71% воспитанников имеющих низкий уровень на начало года улучшили свои результаты.)

Образовательная область «Чтение художественной литературы»Анализ результатов подраздела «Художественная литература» показал, что во всех группах прослеживается незначительная динамика. 58% детей старшего дошкольного возраста включаются в процесс восприятия литературного произведения, но не всегда умеют выслушать произведение до конца. С удовольствием возвращаются к прочитанному. Некоторые ребята самостоятельно читают стихи.

47% ребят среднего возраста улучшили свои познавательные умения: научились сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца; речевые умения: с удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, инсценировках.
Ребята старшего возраста самостоятельно называют 5 любимых сказок. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию. Охотно пересказывают сказки, сохраняя сюжет.

Образовательная деятельность Художественное творчество .

Дети подготовительной группы к концу учебного года различают виды изобразительного искусства, в создании художественного образа проявляют самостоятельность, творчество, высказывают собственное мнение. У детей сформирован стойкий интерес к изобразительной деятельности, рисунки стали более разнообразными и выразительными. Воспитанники ДОУ неоднократно участвовали в конкурсах рисунков и творческих работ, которые проводились на городском и муниципальном уровне.

Столь незначительная динамика в ИЗО деятельности воспитанников 2 младшей группы является то, что у них наблюдается отставание в развитии общей и особенно- тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.

Образовательная область «Музыка»

За текущий учебный год наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы В процессе музыкальной деятельности дети приобщаются к музыкальному искусству, знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки. Традиционно проводятся разнообразные досуги, праздники: "Осенины","Масленица", «Музыкальная семья», «День матери», «Новогодние посиделки», «Хрустальная капель» и.т.д. Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками: правильным звукообразованием, владением дыхания.

Воспитанники ДОУ научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.

В МДОУ созданы условия для театрализованной деятельности. В каждой группе имеются мини – театры (пальчиковый, кукольный, настольный). Отмечая успехи в музыкальном воспитании детей, следует обратить внимание и на недостатки:

  • недостаточно велась работа по обучению детей на музыкальных инструментах;
  • музыкальные досуги следует разнообразить, чаще использовать в работе с детьми игры-драматизации, показывать кукольные театры силами взрослых и силами детей;
  • необходимо пополнить картотеку музыкально-дидактическими играми.

Учитель-логопед Бузовкина Н.Ю.осуществляла работу по коррекции отклонений в разви­тии речи детей, направленных на МППК и зачисленных для обучения в группе компенсирующей направленности. Учителем - логопедом была выработана стратегия коррекционно-педагогического процесса и спо­собы его организации. Проведены педагогические консилиумы по проблемам от­дельно взятых детей с участием музыкального работника, физкультурного работ­ника и воспитателей групп. В коррекционно - развивающей работе выделены наиболее важные этапы, такие как: формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к непосредст­венной образовательной деятельности; развитие произвольного внимания и па­мяти, мыслительных операций, аналитиче­ских операций, сравнения, умения делать вы­вод; умения осознавать и различать формы и формирование артикуляционных навыков и уме­ний; постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (авто­матизация умений);формирование умений отбирать звуки, не смешивая их между со­бой (дифференциа­ция звуков)формирование умений и навыков безошибочного употребле­ния звуков в ситуациях обще­ния и др. А также составлены рекомендации воспитателям по разделу образовательной программы «Коммуника­ция», отраженные в тетради взаимодейст­вия учителя - логопеда и воспитателей группы.

В конце учебного года, подведя итоги работы учителя-логопеда на заседании ТПМПК, был определен процент выполнения коррекционной программы за учебный год. Он составляет 85%

Количество детей

Общее количество детей

Количество выпущенных детей

Из них: с хорошей речью

со значительным улучшением

без комиссии

В массовую школу

В массовую школу с занятиями на логопункте

В массовую группу

Количество детей на повторный курс

Количество детей, выбывших в течение года

Много внимания уделялось адаптации детей вновь пришедших в детский сад. Вследствие благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе и взаимодействии взрослых с детьми стала быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям детского сада. На основе многолетней практики педагогический коллектив выработал программу медико-психолого-педагогического сопровождения детей, которая предусматривает: формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников; комплексную диагностику дошкольников, анализ исходных данных; работу ПМПк в ДОУ; работу по адаптации детей к условиям детского сада.

Отсутствие детей младшего дошкольного возраста с дезадаптацией обусловлено слаженной и систематической работой воспитателей групп и специалистов ДОУ. С детьми данных возрастных категорий в период с октября по апрель текущего года систематически проводилась группо­вая профилактическая работа по предупреждению дезадаптации и снижению тревожности у детей к условиям ДОУ. Результатами данной работы стал высокий процент детей успешно преодолевших стресс поступления в ДОУ и адаптировавшихся к его условиям.

Показатели адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Данные приведенной таблицы, в целом, свидетельствуют о благоприятной социальной адаптации детей к ДОУ, что обусловлено проведением комплексных медико-психолого-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ДОУ и в период адаптации в детском учреждении.

5 Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств»

Младшая группа

Дети этого возрастной группы имеют высокие показатели в физическом развитии, дети владеют основными движениями в соответствии с возрастом. На достаточном уровне развитие КГН. Дети самостоятельно, либо с небольшой помощью взрослого выполняют гигиенические процедуры.

Несколько ниже оценки в показателях таких качеств как способный управлять своим поведением.Не все дети умеют вежливо обращаться ко взрослым, благодарить, не вмешиваться в разговор взрослых.

Эмоциональная сфера так же не достаточно развита. Дети отзывчивые, многие с удовольствием участвуют в театральных играх и сюжетно-ролевых, совместных, в достаточной степени владеют коммуникативными умениями, а также адекватно использование вербальные и невербальные средства общения. Знают свое имя, гендерную, семейную принадлежность, многих сотрудников называют по имени отчеству, знают много профессий. Достаточно хорошо ориентируются в сенсорных эталонах, дети различают форму, цвет, параметры величины, проводят целостно- расчленненый анализ объектов достаточный уровень – в формировании элементарных математических представлений. На достаточном уровне в развитии интегративное качество - .Дети хорошо владеют простыми способами конструирования, определяют положение предметов в пространстве, имеют элементарные представления о частях суток и ориентируются в последовательности названий ближайших дней. На этапе становления находятся такие показатели как, овладевший способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности, т.е умение планировать, что я делаю сейчас и что я сделаю потом, классификация предметов и их сравнение развиты на достаточном уровне.

Старшая группа

Дети этого возрастной группы имеют высокие показатели в физическом развитии, проявляют интерес к спортивным играм, упражнениям, имеют представления о ценности здоровья. Несколько ниже оценки в показателях таких качеств как способный управлять своим поведением.При распределении ролей в играх часто возникают конфликты, споры. Дети отвечают на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо, о дорожных правилах и как вести себя на улице, знают правила поведения в общественных местах, но из бесед с родителями выяснили, что дети не всегда применяют эти правила в жизни и чаще забывают о них в нужной ситуации.

Эмоциональная сфера у некоторых детей развита недостаточно, но дети отзывчивые, многие с удовольствием участвуют в театральных играх и сюжетно-ролевых, совместных, в достаточной степени владеют коммуникативными умениями, а также адекватно использование вербальные и невербальные средства общения. В большинстве своем у детей этой группы на достаточном уровне развития такое интегративное качество как, любознательный, активный. Большая половина детей группы знают свою гендерную, семейную принадлежность, многих сотрудников называют по имени отчеству, знают много профессий. Имеют представление о Российской армии, о Дне Победы.

На достаточном уровне в развитии интегративное качество: овладевший необходимыми умениями и навыками необходимые для осуществления различных видов деятельности : дети хорошо владеют простыми способами конструирования, определяют положение предметов в пространстве, имеют элементарные представления о частях суток и ориентируются в последовательности названий ближайших дней. На этапе становления находится такое интегративное качества, как, овладевший предпосылками учебной деятельности.Дети этого возраста имеют навыки организованного поведения в саду,но многие с трудом способны сосредоточенно действовать в течение 25 минут.

Подготовительная группа .

Двигательная сфера детей этого возраста развита на достаточном уровне, овладение двигательными навыками, соответствие нормам в развитии (Антропометрические показатели), также находятся на достаточном уровне развития. Практически у всех детей сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания. Таким образом, можно сказать, что такое интегративное качество, как физически развитый и овладевший гигиеническими навыками в сформированности находиться на достаточном уровне развития у детей 6-7 летнего возраста.

В большинстве своем у детей этой группы на достаточном уровне развития такое интегративное качество как, любознательный, активный. Дети способны вступать в общение со знакомыми взрослыми, задавать им вопросы, экспериментирует, устанавливают причинно-следственные связи, в ходе наблюдения за детьми при организации того или иного задания можно было видеть реакцию детей с каким проявленным интересом они подходили к самостоятельному преобразованию построек, экспериментированию с деталями конструктора, высказывают правильные предложения, выделяя причинно-следственные связи между различными явлениями, но все же некоторые дети задают вопросы и экспериментируют в условиях деятельности возникающей по инициативе других (детей и взрослых) уровень развития у таких детей близкий к достаточному.

Эмоциональность и отзывчивость детей этого возраста сформированы на достаточном уровне: дети способны распознать настроение близких его эмоциональное состояние, способны понять причину изменения настроения, эмоционально отзывчиво реагируют на музыкальные произведения, лишь несколько детей в разговоре о музыке высказывались односложно.

На этом возрастном этапе дети уже должны уметь вступать в общение со знакомыми взрослыми, высказываться простыми, распространенными предложениями, строить связный рассказ по сюжетной картинке - все это составляющие интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Практически все дети в ходе наблюдений справляются с предложенными заданиями, в процессе рассказывания по сюжетной картинке отмечается полнота содержания, структурное оформление высказывания, его грамматическая правильность. Используют обобщающие слова, антонимы и сравнение. Иногда встречается неточные выражения, опускаются важные детали, перечисление персонажей не связывает с событиями, у таких детей уровень близкий к достаточному.

В ходе диагностирования такого интегративного качества, как способный управлять своим поведением и планировать свои действия выявлено, что не все дети умеют согласовывать свои действия с действиями другого, в совместной деятельности, в конфликтных ситуациях часто проявляется агрессия, из-за стремления к самоутверждению, соперничество и нежелание уступить первенство. Что касается общепринятых норм и правил, таких как правила поведения на дороге, за столом и в общественных местах преобладает уровень достаточный, эти навыки сформированы на должном уровне.

Развитие соответствует возрастным возможностям и при выявлении показателей сформированности такого интегративного качества, как « способный решать интеллектуальные и…», в свободной деятельности практически все дети общаются друг с другом, участвуют или играют в какой то игре, доброжелательно разговаривают друг с другом (в большинстве у девочек). Легко справляются с заданием достроить фигуру, способны строить замысел будущей конструкции у многих детей проявляется большое количество замыслов, некоторые не до конца воплощают их на деле (в конструировании). В чтении худ.литературы дети с охотой сочиняют сказки, не похожие на другие с предложеннымит героями, и лишь немногие пользуются подсказкой воспитателя. В художественном творчестве дети четко и уверенно, творчески реализуют свой замысел, сами выбирают вид изодеятельности. Дети с уровнем средний испытывают затруднения при воплощении замысла и раскрытии предложенной темы, цветовая гамма однообразна.

Дети этого возраста имеют представление о себе и о своих возможностях, достаточный уровень развития преобладает по этому интегративному качеству, развитие соответствует возрастным возможностям, дети умеют прислушиваться к себе, понимают свое эмоциональное состояние. Могут сказать о себе, что они умеют хорошо делать, что у них пока не получается, осознают отношение к себе, окружающих проявляют потребность в самоутверждении. Дети имеющий достаточный уровень также без затруднений могут рассказать о городе, в котором он живет, без труда выделяют домашних и диких животных, адрес дома и детского сада, несколько достопримечательностей в городе, как зовут членов его семьи, как и кем работают его родители. Затруднялись дети лишь в том, что зная, правила и объясняя их в быту и в природе, не реализуют их на практике. Не всегда четкие представления о своих возможностях, не все дети называют отчество близких.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности . Для изучения способности ребенка использовать наглядные модели и символические средства в познавательной деятельности воспитатели организовывают игры, знакомящие детей с правилами дорожного движения. При наблюдении за игрой выявилось, что большинство детей самостоятельно и правильно используют модели и символы в своей деятельности, некоторые нуждались в помощи и дополнительных объяснениях. В основном дети свободно и легко запоминают правила и руководствуются в игре ими самостоятельно, лишь немногие воспроизводят образец после повторного объяснения.

Наиболее объемным, информативным и важным качеством в подготовке детей к школе является качество «овладевший необходимыми умениями и навыками», т.к. если у ребенка наблюдаются низкие показатели сформированности того или иного умения или навыка, можно говорить о несоответствии его возрастных возможностей.

Дети этого возраста могут систематизировать предметы по выделанному признаку, если есть ошибки, то по своей инициативе их исправляет, в большинстве своем дети справляются с этим заданием иногда опустив 1-2 ошибки. Также, при выявлении способностей к обобщению, самостоятельно выделяют лишний предмет, а остальные называют одним словом, с этим заданием все справились одинаково хорошо на достаточный уровень. На таком же уровне находиться и развитие памяти старших дошкольников, дети быстро запоминают и понимают правила игры и без ошибок выполнили задание. При анализе и выявлении развития этого качества также учитывалась способность детей работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе. Здесь наблюдалось, что некоторые дети все же отвлекаются и заглядывают в работу к другим, не доверяя себе. В произношении звуков практически все дети произносят звуки устойчиво, и лишь у нескольких детей идет замена одного звука на тот или иной звук. Умение выделять звуки в слове одна из задач для старшего дошкольного возраста, почти все дети справились с предложенными заданиями, лишь несколько детей не уверенны в иннотационном выделение звука. По знакомству с литературными произведениями, дети знают и называют более 5-ти произведений и легко рассказывает о их содержание.

В целом, педагогическое обследование детей подготовительной к школе группы, выявило: все дети, 6-7 лет готовы к обучению в школе, показатели развития необходимыми умениями и навыками находятся на достаточном уровне развития, что свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

7.Анализ результатов повышения квалификации и аттестации педагогов, научно-методической обеспеченности учебно-воспитательного процесса.

Итоги повышения квалификации и аттестации:

В ДОУ созданы условия для самореализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей, членов коллектива отличает высокая мотивированность на качественный труд.

Все педагоги ДОУ прошли через разные формы повышения профессионального мастерства: повышение квалификации; участие в РМО, конференциях, семинарах.; публикациях на профессиональных сайтах.; самообразование.

Воспитатель Короткова Н.Н. выступала с докладом на методическом объединении воспитателей

старших групп « Звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель Мордик И.С. выступила с докладом на методическом объединении воспитателей

подготовительных групп « Коррекционно-воспитательная работа с детьми по формированию

лексико-грамматического строя речи»

Учитель-логопед Бузовкина Н.Ю. выступила с докладом на методическом объединении

учителей-логопедов на тему «Оптимизация подготовки и работы с логопедической

документацией»

Воспитатель Рожкова Т.А. приняла участие в закрытии Девятых Рождественских образовательных чтений.

Музыкальный руководитель Малютина Н.В. приняла участие в семинаре "Православные ценности в содержании дошкольного образования"

Учитель-логопед Бузовкина Н.Ю. приняла участие в научно-практическом семинаре «Теория и практика непрерывного социально - психологического сопровождения детей и подростков на всех этапах образовательного процесса»

В течение года в ДОУ проходили открытые просмотры занятий:

Воспитатель Золикова Н.Н. - занятие по звуковой культуре речи.

Инструктор по физической культуре Михайлова Л.В.– занятие по физической культуре на воздухе.

В 2012/13 уч.г. 50% педагогов прошли курсовую подготовку в объеме 72 и 36 часов, которая осуществлялась в системе, согласно плана повышения квалификации:

«Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики».» - 2 воспитателя

«Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий» »-1 воспитатель

«Коррекция психоречевых нарушений у детей »- 1 учитель-логопед

«Менеджмент в образовании»- заведующая

В 2012-2013 году трое воспитателей успешно прошли аттестацию: 2 воспитателя на высшую квалификационную категорию, 1 на первую.

Кадровая политика ДОУ опирается на развитие профессиональной компетентности педагогов и личностно-ориентированный подход к детям. ДОУ укомплектовано кадрами полностью:

34 % педагогов с высшим образованием, 66% со ср/спец. образованием.

Анализ педагогических кадров по образованию

8.Анализ системы взаимодействия с родителями, выполнения планов совместной работы ДОУ и школы, результатов взаимодействия с другими организациями.

Особое место в деятельности ДОУ продолжает занимать сотрудничество с родителями. Успешно прошли родительские собрания с использованием различных форм. На родительские собрания были приглашены специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, медицинская сестра. Родители принимают активное участие в жизнедеятельности детского сада. Проведенные групповые родительские собрания, на которых были подведены итоги учебного года, показали, что в целом родители удовлетворены качеством образовательно-воспитательного процесса и организованного дополнительного образования в ДОУ.

В процессе сотрудничества с родителями методической службой ДОУ широко использовались вспомогательные (наглядные) средства и такие формы работы как:

· Общие родительские собрания

· Групповые родительские собрания

· Информация через уголки для родителей

· Папки-передвижки

Совместно подготовлены и проведены мероприятия: (спортивные праздники, развлечения и досуги.

В 2012/13 учебном году сотрудничеству с семьей уделялось достаточно вни­мания. Родители участвовали в таких мероприятиях детского сада, как "День Матери", "Большие гонки", «Веселые старты»,посещали груп­повые консультации и открытые занятия. Родители принимали участие в конкурсе снежных построек, конкурсе елочной игрушки, готовили поделки для районного конкурса «Зимнее вдохновение», «Светлое Христово воскресенье», «Мои любимые животные». К осеннему празднику на конкурс родители совместно с детьми готовили поделки из природного материала. Все участники были награждены призами. Совместно с родителями были проведены праздники: Масленица, Новый год, Выпускной бал, в которых, они принимали активное участие.

В детском саду также были организованы тематические вы­ставки по эстетическому творчеству детей, которые регулярно проводились в холле первого этажа

Результативность работы педагогического коллектива по вовлечению родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» имеет свои положительные результаты, но работу в этом направлении необходимо продолжать

Социальный статус семей на конец учебного года выглядит следующим образом:

o Полная семья-55 (94%)

o Неполная семья-4 (7%)

o Многодетная семья-4 (7%)

o Молодая семья-0 (0%)

o Работающие-52 (89%)

o Неработающие-5 (9%)

o Бизнесмены, интеллигенция -2 (4%)

Образовательный уровень родителей воспитанников: 45% имеют высшее образование, 43% средне-специальное. в связи с этим родители имеют высокую мотивацию в получении качественной подготовки детей к школе и успешной их адаптации к новым социальным условиям. Часть родителей активно включаются в процесс управления дошкольным учреждением через родительские комитеты.

Для повышения качества образовательного процесса и реализации годовых задач ДОУ сотрудничает с окружающим социумом. Цели взаимодействия способствуют разностороннему развитию воспитанников ДОУ и осуществляются в рамках реализуемой программы. ДОУ ежегодно заключает договор на сотрудничество с детской библиотекой. Еженедельно работники детской библиотеки проводят с детьми подготовительной группы занятия по ознакомлению с художественной литературой, вечера сказок, поэзии, конкурсы рисунков.

В течение года творческими коллективами артистов г. Москва, Воронеж, Тула были проведены цирковые и кукольные представления. Музыкальная школа № 2 организовала концерт - выступление детей. Согласно заключенному договору о совместной деятельности со школой были организованы встречи учителей с родителями в детском саду, проводилось совместное родительское собрание.

8.Итоги административно-хозяйственной работы, материально-технические условия.

В течение года были приобретены: методические пособия, наглядный материал, канцтовары для обеспечения образовательных целей, информационные стенды, моечные ванны для пищеблока, столовая посуда, мягкий инвентарь, детские столы. Частично заменено оборудование на участках и отремонтированы малые игровые формы (песочницы, столы, скамейки)

9.Итоги, выводы, определение содержания работы на следующий учебный год.

Итоги диагностики детей, повышения квалификации педагогов ДОУ показала, что в целом результаты работы за 2012 /13 уч.год хорошие. Таким образом, мы считаем, что основные направления этого учебного года являются выполненными. Достигнутые результаты в целом удовлетворяют педагогический коллектив, родителей, детей и соответствуют поставленным целям и задачам, проведённый анализ поможет учесть и исправить в 2012-2013 учебном году все недостатки и недоработки.

Наряду с положительными результатами в работе есть проблемы, над которыми необходимо работать:

проводить проблемные семинары, круглые столы по обмену опытом,

Наставничество, педагогическая практика взаимопосещения,

Проводить больше интегрированных занятий с дошкольниками;

Изменять предметно-развивающее пространство в ДОУ, корректировать, вносить изменения;

Продолжать поиск методической работы с педагогическим коллективом;

Принимать активное участие в конкурсах, выставках, методических объединениях проходимых в районе.

На основании анализа уровня развития детей и психолого-педагогических условий воспитания и обучения, дошкольное образовательное учреждение определило на 2013-2014 учебный год следующие задачи:

1.Повышать эффективность работы по развитию речевого общения дошкольников посредством приобщения их к произведениям художественной литературы.(Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественная литература», «Социализация»).

2. Совершенствовать эффективные формы здоровьесбережения дошкольников в ДОУ и в семье через организацию оптимального двигательного режима.(Интеграция образовательных областей «Физическая культура »,«Здоровье»)

3.Внедрять в работу ДОУ новые формы сотрудничества педагогов с родителями, осуществлять разностороннее развитие дошкольника в триаде: семья – педагог - ребенок

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?

Диагностика детей в детском саду нужна . Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности. Диагностика и коррекция связаны между собой. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития. Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей, - помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.

Психологической диагностикой ребенка принято считать исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях.

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения ребенка.

Методы и приемы диагностики в детском саду

Не секрет, что гармоничное развитие обеспечивается путем создания необходимых соответствующих условий. На выбор этих условий влияет наличие тех или иных приобретенных или врожденных качеств. Ясно, что врожденные характеристики, как бы нам не хотелось, практически не изменяются ни воспитанием, ни наказанием, в то время как приобретенные - поддаются коррекции и изменениям без вреда для психики ребенка. Чтобы не допустить травмирования психики из-за незнания этих особенностей и «из лучших родительских побуждений» (а ошибочные действия родителей смогут проявиться лишь в подростковом возрасте) нужна диагностика. Знание врожденных особенностей психики ребенка позволит грамотно подойти к выбору и созданию условий для его воспитания, развития и становления (от выбора няни до выбора программ обучения).

Диагностика в педагогике применяется для создания групповых, мини-групповых и индивидуальных методик обучения, что обеспечивает эффективность процесса обучения, повышает активность обучаемых. Психологическая диагностика в детском саду помогает осознанию внутренних ресурсов, соответствующей адаптации, самореализации в социуме, реализации врожденных способностей.

Примеры диагностики в детском саду:

  • диагностика раннего развития,
  • профориентационная диагностика,
  • диагностика готовности к школе,
  • диагностика предрасположенности к дисграфии,
  • диагностика психологического состояния,
  • предрасположенности к заболеваниям,
  • диагностика совместимости и многие другие.

На этапе раннего и дошкольного развития ребенка желаемым является диагностирование развития интеллектуального и творческого потенциала.

Проводимая диагностика в детском саду поможет выявить особенности его развития, заложенные природой и те, которые необходимо корректировать либо развивать.

Уже с трехлетнего возраста можно провести диагностику профориентации. Она позволит выявить предрасположенность ребенка к тем или иным видам деятельности, спланировать выбор будущей профессии, выбрать соответствующий тип учебного заведения, формы обучения.

С трех лет представляется возможность проведения так называемой глубинной диагностики детей в детском саду . Ее название свидетельствует о том, что она помогает выявить глубинные мотивы всех его поступков, понять философию. Профессиональная диагностика в детском саду позволяет разобраться с серьезными проблемами, возникающими у ребенка при общении, построении отношений, обучении, при задержке психического развития и энцефалопатии. Учитывая, что многие проблемы обусловлены физиологическими причинами, глубинная диагностика проводится на основе анализа крови и сканирования головного мозга.

С полугодовалого возраста возможно диагностирование предрасположенности к заболеваниям. Диагностика заболеваний позволяет выявить заложенные от рождения болезни, провести их коррекцию и тем самым предупредить развитие хронических заболеваний.

В любом возрасте применима диагностика совместимости. Она позволяет сделать правильный выбор для ребенка няни, репетитора или даже первой учительницы.

Особый интерес для родителей представляет диагностика готовности их ребенка к обучению в школе. Эта готовность анализируется обычно в трех аспектах - интеллектуальная, социальная и эмоциональная. Например, американские психологи большее внимание акцентируют на интеллектуальном аспекте готовности ребенка к школе. Чаще всего ими анализируются слуховые и зрительные различения (понимание на слух), общая осведомленность, словарный запас, уровень развития сенсорики и моторики, количественные понятия и т.д. Иной подход имеет диагностика готовности к школе института Гизелла. Сотрудниками этого института упор в диагностике делается не на интеллектуальный аспект развития, а на оценку уровня физического, сенсомоторного развития ребенка, его умение отвечать на поставленные вопросы.

Диагностические тесты

Существует множество тестов, позволяющих диагностировать уровень общего интеллектуального развития детей, овладения простейшими математическими понятиями, счетом, действиями, умениями читать, понимать смысл устной информации и т.д. Уже не протяжение многих лет популярностью в нашей стране пользуется тест готовности к школе Керна - Йирасека, который включает три задания:

Нарисовать мужскую фигуру.

Срисовать предложенные письменные буквы.

Срисовать группы точек.

Этот тест диагностирует не только интеллектуальный уровень готовности ребенка к обучению в школе, а и степень развития зрительной координации, тонкой моторики руки. Опыт применения теста на протяжении многих лет подтвердил его эффективность в прогнозировании успешности обучения ребенка в школе. Однако нужно заметить, что дети, плохо выполнившие тест, способны также к хорошей успеваемости в школе, в связи, с чем акцентируется внимание (тем же автором теста) на том, что предлагаемая методика является недостаточной для констатации школьной незрелости, а позволяет лишь достаточно точно диагностировать наличие школьной зрелости.

Мария Тазина
Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО

Введение

Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях

1.3 Методы психодиагностики дошкольников

Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации

2.1 Общее понятие педагогической диагностики

2.2 Функции и принципы педагогической диагностики

2.3 Этапы педагогического диагностирования

Заключение

Введение

Одной из приоритетных задач дошкольного развития является охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников. Она рассматривается в качестве условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и помощь в становлении тех психологических новообразований, которые сформируют основу развития в последующие периоды, является приоритетным направлением в профессиональной деятельности специалистов дошкольных организаций.

Наряду с этими направлениями стоит психологическая и педагогическая диагностика детей. Ранняя диагностика развития познавательной сферы и всех психических процессов ребенка крайне важна и необходима. На сегодняшний день доказано, что чем раньше начата целенаправленная работа с ребенком, направленная на коррекцию или развитие его возможностей и способностей, тем более эффективными могут оказаться ее результаты, нередко появляется и возможность предупредить вторичные отклонения развития, в случае их обнаружения. Нервная система ребенка обладает таким важнейшим свойством, как пластичность, то есть она гибко реагирует на воздействие извне. Это качество и определяет необходимость ранней диагностики ребенка.

Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

1.1 Общее понятие психологической диагностики

Важнейшей областью психологической науки и психологической практики является психодиагностика. Она связана с разработкой и применением разных методов распознавания индивидуальных особенностей человека или группы людей.

Под психодиагностикой понимается область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.

Психодиагностика практически применяется в самых разных областях деятельности психолога. И когда он выступает в качестве автора или участника прикладных психолого-педагогических экспериментов, и когда занимается психологическим консультированием или психологической коррекцией. И, тем не менее, чаще всего психодиагностика является отдельной самостоятельной сферой деятельности практического психолога. Тогда ее целью является постановка психологического диагноза, т. е. оценка психологического состояния, которое присутствует у человека.

В психодиагностическом обследовании выделяют три этапа:

1. Сбор данных.

2. Переработка и интерпретация полученных результатов.

3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.

Перед психодиагностикой стоят следующие задачи:

Выявление наличия у человека той или иной психологической особенности поведения или психологического свойства;

Определение степени развитости данного свойства, выражение ее в количественных и качественных показателях;

Характеристика диагностируемых поведенческих и психологических особенностей человека тогда, когда это является необходимым;

Осуществление сравнения степени выраженности изучаемых свойств у разных людей.

Все вышеперечисленные задачи решаются в практической психодиагностике или комплексно или каждая в отдельности, в зависимости от того, какие цели стоят перед проводимым исследованием.

1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях

В дошкольных организациях психологическая диагностика является составной частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, которая включает также педагогическую и медицинскую (Таблица 1).

Таблица 1 – Система диагностической работы с детьми

Цель:Изучение и выявление особенностей развития каждого ребенка и групп детей для последующей индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

Показатели: Состояние здоровья и физического развития; средства: медицинское обследование;

ответственные: врач, медицинская сестра.

Показатели: Освоение образовательной программы; средства: педагогическая диагностика; ответствнные: старший воспитатель, воспитатели.

Показатели: Особенности психического развития; средства: психологическая диагностика; ответственные: практический психолог.

Цели и задачи психодиагностики зависят от специфики дошкольной образовательной организации и вместе с тем их направленность должна быть ориентирована на определение условий, которые препятствуют полноценному развитию и становлению личности дошкольника. Основой для построения эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОО всегда должна быть психодиагностика.

Т. М. Марциновская считает, что в качестве предмета психодиагностики в ДОО выступают индивидуально-возрастные особенности детей, а также причины, приводящие к отклонениям и нарушениям в их психическом развитии.

Выделяют три основные диагностические схемы в модели психологического сопровождения: диагностический минимум, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития, углубленное психодиагностическое обследование личности.

Проведение психодиагностического обследования предусматривается на трех этапах дошкольного обучения. К ним относится этап поступления в дошкольное учреждение, этап пребывания в нем и этап окончания дошкольного обучения. Все они являются важными составляющими с точки зрения присутствующих в них потенциальных возможностей развития и обучения.

Таким образом, диагностическая система в дошкольной организации может включать шесть обследований:

1. обследование детей при поступлении в дошкольное учреждение в период их адаптации;

2. обследование детей раннего возраста (2-3 года);

3. обследование младшей возрастной группы (3-4 года);

4. обследование дошкольников средней возрастной группы (4-5 лет);

5. обследование детей старшей возрастной группы (5-6 лет);

6. обследование детей подготовительной группы в период окончания обучения в дошкольном учреждении (6-7лет).

Схема психодиагностической работы может выглядеть следующим образом. В сентябре-октябре, т. е. начале учебного года психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп. После этого, он проводит углубленное обследование детей, которые предположительно имеют проблемы в развитии. Эти дети, как правило, относятся к «группе риска». На основе полученных результатов углубленной диагностики составляется коррекционно-развивающая работа.

С детьми, которые имеют выраженные нарушения в психическом развитии, осуществляется психодиагностическая работа с целью первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития. Таких детей направляют на психолого-медико-педагогическую консультацию.

В апреле проводится повторное психодиагностическое обследование детей подготовительной группы по всем критериям психологической готовности, которое изначально является углубленным. В случае если у дошкольника обнаружился низкий уровень готовности к обучению в школе, то они должны получить дополнительную психолого-педагогическую помощь.

В основе психологического обследования дошкольников лежит необходимость получения информации о таких индивидуально-психологических особенностях ребенка, как особенности эмоционально-волевой сферы; особенности общения и поведения; особенности познавательной деятельности (Таблица 2).

Таблица 2 – Психодиагностическое обследование

Ранний возраст

Познавательная сфера: Сенсорные эталоны, общая моторика, конструктивный праксис.

Эмоционально-волевая сфера: Эмоциональный фон настроения, активность.

Поведение и общение: Игра,контактность, реакция на поощрение и порицание.

Младшая группа

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Доминирующее эмоциональное состояние, половозрастная идентификация, уровень притязаний.

Средняя группа

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Самосознание, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра,коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

Старшая группа

Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, внимание, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Самооценка, статус в группе, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра, коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

Подготовительная группа

Познавательная сфера: Память, внимание, речь, логическое мышление, воображение, моторика.

Эмоционально-волевая сфера: Мотивация, самооценка, произвольность, доминирующее эмоциональное состояние.

Поведение и общение: Игра,общение со сверстниками и взрослыми.

По результатам полученных данных психологической диагностики психолог подготавливает обобщенную аналитическую информацию по группам, заполняя сводные таблицы.

1.3 Методы психодиагностики дошкольников

В процессе психологической диагностики применяются различные методы получения информации о статусе ребенка и его соответствии возрастным нормам на этапе диагностического обследования. Методические приемы, которые применяются для проведения диагностического обследования ребенка, должны быть краткими и удобными для быстрого получения информации из той или иной сферы личности ребенка. Перед тем, как приступить к диагностическому обследованию рекомендуется провести диагностическое интервью, которое может затрагивать любую тему. Важно, чтобы психолог хорошо владел методикой его проведения.

Диагностическое интервью не должно быть для ребенка скучным и длительным. Необходимо учитывать возраст детей и задачи диагностики, и на основе чего применять разные его модификации. С этой целью можно использовать игрушки, карандаши, бумагу. Это связано с тем, что дети не могут описывать свои чувства, они легче выражают их в рисунках. Начинать собственно психодиагностическое обследование можно после проведения первичного знакомства.

Метод наблюдения является одним из основных методов в работе с детьми. Д. Б. Эльконин, известный советский детский психолог, применял наблюдение за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

Наблюдение необходимо проводить правильно: оно должно быть целенаправленным и строиться по определенному плану. Перед началом наблюдения важно установить его цель, ответить на вопросы о том, ради чего оно проводится, и какие результаты должно будет дать. После чего составляется программа наблюдения, разрабатывается план.

Для получения результатов, которые необходимы для обобщения, наблюдение должно проводиться регулярно. Это объясняется тем, что дети растут очень быстро и их психология и поведение меняется также быстро. Интервалы зависят от возраста ребенка: чем более ранний возраст, тем меньше должен быть интервал времени между очередным наблюдением. В данном случае имеется в виду осуществление научного наблюдения, которое сопровождается ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

В силу того, что дошкольники обладают повышенной отвлекаемостью и недостаточно устойчивым вниманием, возможно применение скрытого наблюдения, которое рассчитано на то, чтобы ребенок не видел взрослого, наблюдающего за ним.

Данный метод имеет как ряд неоспоримых достоинств, так и недостатков. Благодаря наблюдению можно получить интересные факты, исследуя ребенка в естественных условиях его жизни, также оно незаменимо для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. К недостаткам относится трудоемкость этого метода. Он требует от исследователя высокой психологической образованности и больших временных затрат, которые не гарантируют получение фактов. К тому же результаты наблюдения часто не дают возможность понять причины тех или иных форм поведения ребенка.

Метод эксперимента часто является одним из самых надежных способов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе.

Лучшие результаты эксперимент в работе с детьми позволяет получить тогда, когда он организуется и проводится в форме игры и привычных для ребенка занятий – рисования, отгадывания загадок, конструирования и т. д. Важным моментом является то, что дети не должны подозревать, что игры проводятся специально для их изучения. Это может привести к потере интереса у ребенка к тому, что ему предлагают сделать и не позволит раскрыть интеллектуальные способности и интересующие исследователя качества.

Специфика эксперимента в детской психологии состоит в том, что экспериментальные условия не должны нарушать привычных форм деятельности ребенка и должны быть близкими к его естественным жизненным условиям.

Помимо основных методов исследования детей - наблюдения и эксперимента – применяются и вспомогательные методы. Таковыми являются анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных ими сказок и др.) и метод беседы .

Наиболее широко используется анализ детских рисунков. Эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими отражаются именно в детских рисунках. При этом интерпретация не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает субъективизм исследователя, поэтому анализ детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. В связи с этим данный метод может использоваться только как вспомогательный в серьезных исследованиях.

Метод беседы (метод вопросов) можно начинать применять с четырех лет, когда дети уже достаточно хорошо владеют речью. Так как дети дошкольного возраста еще не имеют возможности выражать свои мысли и переживания в словах, поэтому обычно они дают краткие и формальные ответы.

Правильно подобрать вопросы для беседы с детьми является большим искусством. Ребенок не всегда правильно понимает вопросы, которые адресованы ему. По этой причине при проведении психологических исследований с применением опроса детей желательно изначально убедиться в том, что ребенок правильно понимает адресованные ему вопросы и лишь после этого приступать к интерпретации и обсуждению даваемых им ответов. Беседа также может применяться в качестве вспомогательного метода.

Таким образом, психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свою специфику, так как они обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, которые необходимо знать для получения достоверных результатов в процессе их психодиагностического обследования. Важно учитывать сравнительно низкий уровень самосознания и сознания, а также помнить о том, что у дошкольников недостаточно развиты такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение.

Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации

2.1 Общее понятие педагогической диагностики

Педагогическая диагностика имеет три взаимосвязанных значения:

1) Это самостоятельный вид аналитической деятельности педагога.

2) Прикладная область педагогики, изучающая закономерности постановки педагогического диагноза.

3) Процесс изучения педагогом актуального состояния объекта и его соотношение с нормой.

Педагогическая диагностика – это не столько изучение детей, их личностных особенностей, сколько возможности и ресурсы системы воспитания, педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении и в семье воспитанника.

Кроме того, педагогическая диагностика в дошкольной организации направлена также на изучение педагогов и родителей, выявление у них сложностей в организации педагогического процесса и уровня их компетенции. Полученные данные диагностики применяются для активного развития всех участников педагогического процесса, для правильного подбора методов и средств воспитания, а также с целью оказания своевременной помощи при обнаружении проблем или сложностей в работе с детьми.

2.2 Функции и принципы педагогической диагностики

Одной из главных функций педагогической диагностики для педагога-практика является функция обратной связи или информационная . Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. Осуществляя наблюдение за ребенком в различных ситуацияхсвободное время, на прогулке, в игре со сверстниками и т. д., педагог делает отметки его реакций на конфликт и на похвалу, на предложение заняться какой-либо деятельностью.

С помощью этого ему удается узнать какие интересы у ребенка, его умения, склонности, сложности, предпочтения и значимые для него объекты, а также понять причины поведенческих проявлений. Понимание этих моментов дает возможность воспитателю снизить формальность образовательного взаимодействия, определить своеобразие образовательных целей, ориентирует его на поиск и применение лучшего варианта педагогического решения.

Прогностическая функция позволяет спрогнозировать протекание педагогического процесса, определить перспективы развития ребенка. Для того чтобы составить прогноз, педагог сопоставляет информацию о том, каким дошкольник был раньше и как проявляет себя сейчас. В результате чего, выявленная динамика изменений (отрицательная или положительная) способствует возможности прогнозирования изменений ребенка и предупреждения нежелательных тенденций развития.

Контрольно-корректировочная функция выявляет конкретные сложности в протекании образовательного процесса, определяет порождающие их причины. Данная функция проявляется преимущественно в процессе проведения педагогической экспертизы и предполагает наличие стандарта.

Оценочная функция устанавливает степень изменения исследуемого педагогического объекта и зависимость этих изменений от условий образовательного процесса. С помощью этой функции можно провести качественную и количественную оценку достижений дошкольников, результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.

Проведение педагогической диагностики должно осуществляться с учетом ряда принципов, которые обусловлены спецификой педагогического процесса дошкольной организации. Содержание, цели, формы и методы диагностических процедур, а также методику анализа полученных данных определяют именно принципы педагогической диагностики.

1. Принцип объективности позволяет минимизировать субъективизм оценок, который может наблюдаться в виду того, что, как правило, проводится «включенное» наблюдение, при котором диагност находится внутри исследуемого предмета, а не отстранен от него.

2. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:

Рассмотрение ребенка как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов;

Сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях;

Выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.

3. Принцип процессуальности заключается в изучении явления в его генезисе и прогрессии.

4. Принцип компетентности состоит в том, что диагност принимает решения только в тех вопросах, в которых он имеет специальную подготовку; также запрещаются какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому в процессе и по результатам диагностики.

5. Принцип персонализации заключаются в требовании обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

2.3 Этапы педагогического диагностирования

Перед началом проведения диагностики необходимо ее спроектировать. В связи с чем, первым этапом является проектировочный этап . Он предполагает выполнение определенных действий.

1. Обозначить цели диагностики (например, оценить степень проявления детьми средней группы любознательности и активности, а также определить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

2. Определить норму (эталон, идеал, образец, с которой в дальнейшем будет сопоставлена полученная информация.

3. Обозначить показатели и критерии для оценки проявлений любознательности и активности у дошкольников. Так, критерием любознательности может быть чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия является выделение новых объектов в окружении, внимательное слушание рассказов воспитателя, вопросы познавательной направленности о новых объектах и т. д.

4. Определить методы диагностики. Диагностический метод ориентирован на изучение педагогической реальности.

Основными методами в педагогической диагностике являются включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Также применяются диагностические ситуации, которые «провоцируют» деятельность ребенка, за которой педагог хотел бы понаблюдать2.

Второй этап - практический , на котором осуществляется проведение диагностики.

Третий этап - аналитический . На этом этапе производят анализ полученных данных, после чего появляются количественные данные.

Четвертый этап - интерпретация данных. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.

Пятый этап - целеобразовательный - предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Педагог регулярно осуществляет проецирование данных, полученных в результате сопоставлений и анализа, на поведение ребенка в других ситуациях или в будущем в сфере педагогической диагностики.

Таким образом, искусство педагога заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя. Главный смысл прогностической деятельности педагога заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития двуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности.

Заключение

Правильно организованная и проведенная диагностика детей в дошкольной образовательной организации, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения и предпринять меры по их коррекции. Не менее важным является психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определения его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание всех необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.

Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма.