Мое мнение о романе мастер и маргарита. Мои впечатления после прочтения романа Мастер и Маргарита Булгаков М

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Михаил Афанасьевич Булгаков.

Как вы уже поняли, речь пойдёт о великом романе, или, как его ещё называют, «романом в романе» «Мастер и Маргарита».

На самом деле, мне было очень сложно выбирать между тысячью великих произведений, чтобы говорить только об одном из них. К примеру, очень сложно сравнивать золотое слово Пушкина с нежным слогом Тургенева, а краткость и гениальность Чехова с многозначностью и подробностью письма Льва Толстого…

Первый раз я познакомилась с этим произведением в семь лет. Да, да, именно в этом возрасте. Моя мама, ярая поклонница литературы, и, в особенности, Михаила Афанасьевича, поэтому «Собачье сердце» и «Морфий» были у нас настольными книгами.

В 2005 году на экраны вышел сериал замечательного режиссёра Бортко «Мастер и Маргарита», и, конечно же, вся наша семья уселась за просмотр. Я помню свои первые ощущения: эта потрясающая музыка, от которой бросало в дрожь, великолепная игра великих актеров, с первого же кадра… Все эти элементы сшивались воедино и создавали фантастическую атмосферу «дьявольского добра»!

Уже в столь юном возрасте после просмотра сериала мое миропонимание стало меняться. Время шло, я взрослела, и в четырнадцать лет решила прочесть этот роман от начала до конца.

Какие чувства он во мне вызвал? Я не могу подобрать достаточно точного эпитета, но практически сразу я поняла, что Булгаков — гений. Конечно, в силу недостатка жизненного опыта и нужного образования, я понимала не все вещи, затронутые автором, но все равно не могла оторваться от книги.

У меня не возникало сложностей с перемещением по тексту романа из двадцатых годов СССР в древний Иерусалим. Я, может, и не понимала многих описанных вещей мозгом, но зато чувствовала суть на интуитивном уровне. Для меня книга стала своеобразной Библией жизни. Альманахом судьбы.

Время шло. Вот я уже в 9 классе и мне 16 лет. Позади первая любовь, первое предательство и даже неудачное поступление в театральный колледж. Появился и у меня сложный жизненный опыт. И я решаю прочесть роман ещё раз. И после второго прочтения снова получаю неожиданно яркие впечатления. Это волшебство какое-то, это невероятно, но такое ощущение, что этот роман я читаю впервые. Эти чувства непередаваемые.

Немного о юморе Булгакова, это отдельная тема. Как он ходит по лезвию ножа, как точно подмечает все недостатки общества, что до нашей эры, что в нашей. Склоняясь к тому, что социум не меняется. Очень четко и реально прописаны, образы героев, как главных, так и второстепенных. Кажется, что вся библиотека человеческих грехов раскрывается перед нами. Как смешно нам, когда мы это замечаем в своём соседе, и как печально, когда находим в себе.

Сцена бала прописана и величественно, и завораживающе, один из самых запоминающихся эпизодов книги.

Я считаю, что все самые главные человеческие проблемы описаны в романе: тема любви, предательства, дружбы, добра и зла, чести, гордыни, мести, обмана, истины. Как осторожно Булгаков подводит читателя к тому, что истинный свет не существует без тьмы. И сложно понять сразу — добро ли этот свет, является ли тьма злом? Или это совершенно естественные противоположности, не существующие друг без друга и не имеющие конструктивной формулировки?

Недавно я прочла роман и в третий раз. И он снова показался мне новым. Это удивительное созидающее качество по-настоящему великого произведения. Михаил Булгаков — гений, а его произведение — целая вселенная, окунувшись в которую понимаешь навсегда, что «Все будет правильно, на этом построен мир.»
Отзывом на роман Булгакова «Мастер и Маргарита» поделилась Александра (usan-2016).

В этом сочинении я хочу рассказать об одном из самых известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которое мне очень понравилось. По сведениям В.Я. Лакшина, Михаил Афанасьевич писал свой роман на протяжении более десяти лет. Последние вставки он диктовал своей жене в феврале сорокового года, за три недели до смерти. Основой этого романа является конфликт добра и зла. Добро здесь представляется в лице Иешуа Га-Ноцри, близкого по образу к Христу, а зло в лице Воланда, сатаны в человеческом обличье. Однако неординарность этого романа состоит в том, что зло не подчиняется добру, а обе этих силе равноправны. В этом можно убедиться, рассмотрев следующий пример: когда Левий Матвей приходит просить Воланда за Мастера и Маргариту, он говорит: «Иешуа прочитал сочинение Мастера «..» и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем». Иешуа именно просит Воланда, а не приказывает ему.

Воланд приходит на землю не один. Его сопровождают существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу. Своими действиями они раскрывают людские пороки и слабости. Также их задача заключалась в том, чтобы делать всю «черную» работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла.
Одна из самых загадочных фигур романа «Мастер и Маргарита» является, безусловно, Мастер, историк, сделавшийся писателем. Сам автор назвал его героем, но познакомил с ним читателя только в тринадцатой главе. Этот герой мне в особенности понравился. Хотя мастер и не смог пройти несломленным все испытания, отказался бороться за свой роман, отказался продолжить его, но сам факт того, что он смог написать этот роман, возвышает его над остальными людьми и, безусловно, не может не вызвать симпатии у читателя. Также, нельзя не отметить, что Мастер и его герой Иешуа во многом схожи.
С образом Маргариты в романе связан мотив любви и милосердия. Подтверждением этого может служить то, что она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.

На мой взгляд, суть романа заключается в критике многих людских пороков того времени. По сведениям, опять же, Лакшина, когда Булгаков писал свой роман, у него возникали большие трудности с острой политической сатирой, которую писатель хотел скрыть от глаз цензуры и которая, безусловно, была понятна людям, действительно близким Михаилу Афанасьевичу. Некоторые наиболее политически открытые места романа писатель уничтожил еще на ранних стадиях работы.

Для меня роман «Мастер и Маргарита» – очень важное произведение, которое ставит человека на новую ступень его духовного развития. Прочитав этот роман, легко можно понять, почему он стал классикой не только русской, но и мировой литературы.

За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Похождения Чичикова». Самое великое среди них - роман «Мастер и Маргарита», написанный в 1928-1940 годах.
Центральный образ в романе - образ Маргариты, ведь именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь. Создавая образ Маргариты, автор использовал такие художественные средства, как портрет, речевую характеристику, описание поступков героини.

М. Булгаков рисует образ Маргариты как личность, богатую эмоциями, душевными переживаниями, с непредсказуемым поведением.

Маргарита Николаевна - красивая, умная тридцатилетняя женщина, жена крупного специалиста. Муж ее был молод, добр, честен и очень любил свою жену. Они занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Маргарита не нуждалась в деньгах, кажется, чего еще ей не хватает? Но Маргарита не была счастлива. Ей необходимо было заполнить духовную пустоту, но она не находила чем. Героиня была одинока - вот что увидел Мастер в ее глазах. Спасением для героини стала неожиданная любовь к Мастеру, любовь с первого взгляда.

Маргарита до встречи с Воландом была верующей. После исчезновения Мастера она каждый день молилась о том, чтобы он вернулся, либо чтобы она его забыла. Например, в тот памятный для нее день встречи с Азазелло Маргарита «просыпается с предчувствием, что... что-то произойдет». И это ощущение рождает веру. «Я верую!- шептала Маргарита торжественно, - я верую!» Шепот создает впечатление исповеди. Маргарита думает, что жизнь ее - «пожизненная мука», что послана ей эта мука за грехи: за ложь, обман, за «тайную жизнь, скрытую от людей». Перед нами открывается душа Маргариты, в которой было лишь страдание. Но душа эта живет, ведь она верит и способна осознать свою жизнь.После встречи с Воландом Маргарита понимала умом, что она теперь относится к темным силам, и поверила в могущество мессира, но подсознательно обращалась к Богу в тяжелых ситуациях, например, в эпизоде знакомства с Азазелло, когда она узнает о том, что Мастер жив, Маргарита восклицает: «Боже!»

Маргарита милосердна. Это проявляется во многих эпизодах, например, когда Маргарита просит снять с Фриды заклятье.

По своей сути Маргарита добра, но то, что она «приближается» к темным силам, а также обида за совершенное с Мастером, толкает ее на месть (разгром квартиры Латунского). Люди же «света», такие как Иешуа, умеют прощать, считают, что все люди добрые.
Маргарита любит искусство и очень ценит настоящее творчество. Именно она спасла часть рукописи Мастера о Понтии Пилате.

Маргарита не дорожила своей жизнью. Она хотела быть вместе с Мастером, неважно где - на земле или на небесах, ведь только в этом и заключается для Маргариты смысл ее существования. Это подтверждается тем, что она сделала свой выбор сознательно: Маргарита готова была продать душу дьяволу ради любви.

Героиня романа «Мастер и Маргарита» предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.
Таким образом, Маргарита - женщина, ведьма - стала связующим звеном для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным разговор этих трех миров.

Свидетельствует о важности образа Маргариты и ее имя, так как Маргарита значит «жемчужина». Кроме того, в героине просматриваются черты самого дорогого для М. А. Булгакова человека в последние годы его жизни - Елены Сергеевны Булгаковой.
На протяжении всего романа Маргарита выражает авторское видение мира. Основная мысль романа заключается в том, что у каждого человека в любой ситуации есть выбор.
В романе хотелось бы отметить бережное и доброе отношение автора к своей героине. Ведь, по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество.

По-моему, за то, что Маргарита принесла в жизнь такие драгоценности, как любовь и созидание, она заслуживает не «покоя», а «света».

Давая своей героине возможность открыть истинные ценности бытия, автор не просто говорит о своем отношении к женщине, а предлагает миру свою концепцию личности.

Прочитав всемирно известный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» я осталась под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтение возникает бесчисленное множество тайн, загадок и неясностей, о которых до сегодняшнего дня спорят литературные критики, потому как не могут придти к общему мнению. Я считаю, что Булгаков сумел создать величайший роман в истории огромной мировой литературы. В романе были описаны весьма разнообразные темы, которые, не смотря ни на что, были «связанными». Сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, а также с событиями, описанными в Новом Завете. Однако повествование в «Мастере и Маргарите» ведется от лица сатаны, в следствие чего мы можем услышать и второе неофициальное название романа — «Евангелие от сатаны».

Смысл романа крайне глубокий. Первый смысл заключается в том, что читатель думает о добре, смотря на свет лица Иешуа Га-Ноцри. А второй смысл романа – это зло — тьма в обличие Воланда. По ходу чтения читатель невольно наталкивается на этих двух героев-противоположностей и соответственно и на их на философские рассуждения.

«Встречу» с Воландом каждый герой пережил по-своему. Лично я не считаю сатану темной личностью. В романе сатана предстал в обличии несущего истину, так же как и Иешуа. . И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков — все они были жестоко наказаны свитой Воланда. У всех этих героев остались неприятные, жуткие воспоминания о встрече со свитой сатаны, или же им самим.

Грядущие наказания за свои поступки – вот основная идея Булгакова.В каждой строчке романа присутствует истина. Истина – это то, что создано богом и не осквернено. На мой взгляд, Булгакову все же удалось написать свой шедевральный роман, в котором только настоящий мастер смог бы так плавно соединить будущее и прошлое, свет и тьму, добро и зло.

Мои впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.5 (30%) 2 votes

На этой странице искали:

  • мастер и маргарита сочинение
  • сочинение на тему мастер и маргарита
  • образ маргариты в романе мастер и маргарита сочинение
  • моё впечатление о романе мастер и маргарита
  • сочинение по роману Мастер и Маргарита

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», мне кажется, одно из самых загадочных и интересных произведений в русской литературе. Каждый пласт романа, будь то сюжет, система образов героев, композиция, язык повествования – всё необычно, непривычно для глаза читателя. Здесь переплетаются фантастика и реальность, поэзия чувств и сатира.
Роман настолько масштабен по замыслу, глубок, многогранен, что отвечает на множество «вечных» вопросов, волнующих автора и Человека вообще. По-моему, практически все темы, интересовавшие классиков 19-20 веков, нашли особое отражение в романе. Это тема любви, добра и милосердия, свободы, выбора, тема судьбы художника и искусства, тема народа и власти, тема веры и безверия. В этом произведении автор рассматривает такие сложные, спорные философские проблемы, как бессмертие и воскресение души, борьба добра и зла.
Необычайно интересна композиция романа. Мы можем выделить три места действия, вместе с тем и три временных пласта: Москву 1920-1930-х годов, древний Ершалаим и фантастический мир, где царят тёмные силы. Роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбе Мастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы рассыпаны в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Роман о Пилате вводится в повествование при помощи персонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главы о Понтии Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите. Булгаков настолько искусно переплетает временное и событийное пространство, что мы, не замечая, словно во сне, от беседы Иешуа и Понтия Пилата переходим к описаниям проказ свиты Воланда, а вот уже читаем о любви Мастера и Маргариты. Оттого сюжет кажется нам подвижным, многомерным.
Наверняка каждый читатель найдёт в этом произведении интересную ему тему или любимого героя. Самой загадочной, интересной личностью в романе для меня оказался Воланд, появившийся вместе с Азазелло, Коровьевым и Бегемотом в современной автору советской Москве. Целью визита Воланда было узнать, изменился ли человек за многие века; что движет сегодня его поступками, чем живёт его душа. Эпиграф к роману «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» помогает понять авторскую мысль. Разоблачая зло, Воланд тем самым служит добру и красоте, то есть восстанавливает равновесие между Добром и Злом. Сатана всегда противопоставлялся Богу. Булгаков же вольно обходится с ним и делает Воланда защитником Бога как единственного критерия добра и зла, нравственности и безнравственности в человеке, но сам судит людей безжалостно, не любя.
Булгаков показывает что «бесовское» начало живёт в каждом человеке. Автор показывает нам образ жизни ассоциации литераторов, для которых первым делом является вкусно поесть и поплясать. Зависть, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым – вот нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу.
Только наличием тёмной стороны в душе можно объяснить взяточничество председателя жилтоварищества Босого. Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку?
«Сеанс чёрной магии» собрал этих героев и других жителей Москвы. Массовый гипноз показал в каждом его внутреннее «я» - человека алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Но Булгаков, ужаснувшись своему беспощадному гротеску, «спасает» зрителей криками Бенгальского, трепача и фигляра, которому кот Бегемот оторвал голову, поручает Воланду произнести «приговор»: «Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…». Но настоящее наказание ожидало многих на Великом балу у Сатаны. По-моему, сцена бала – самое великолепное место в романе. Этот эпизод является кульминационным для всего сюжетного действия. Воланду нужно было дать оценку увиденному за три дня в столице, нужно было, чтобы Московская жизнь предстала в зеркале вечности. Описание интерьера бальных залов, участников бала, их диалогов сразу напомнило земную жизнь: стена тюльпанов, фонтаны, камины, реки шампанского и коньяка, танцы, в которых сплелись все человеческие пороки – честолюбие и донос, чревоугодие, ревность. Звуки и краски бала сгущены, словно автор задумал изобразить модель целого мира со всеми джазовыми оркестрами, всем выпиваемым человечеством вином, всеми яствами, съедаемыми миллиардами желудков, всей роскошью, потребляемой в ущерб природе во имя удобства и тщеславия. Человек, который праздновал свою короткую жизнь так жадно, бездумно, по Булгакову обменял на пустоутробие свою душу. Скелеты, прах, оставшиеся от прежних красавцев и красавиц, рассказали читателю о делах человеческих: о фальшивомонетчиках, государственных изменниках, убийцах и палачах (Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов – исторические персонажи). Слаженный танец символизирует единство для всех танцующих таких идолов, как власть, карьера, деньги, любовь, комфорт. Атеистическая теория Берлиоза, что «по отрезании головы жизнь прекращается», опровергнута Воландом. Он напомнил всем, что после смерти «каждому будет дано по его вере». Главная мысль, заключённая в романе, раскрывается в сцене бала – человек свободен в своём нравственном выборе между Богом и Дьяволом, ничто не освобождает его от ответственности за добро на земле.
Мир булгаковского романа ярок и блестящ. Жизнь в многообразии красок, в блеске неповторимого, поражающего воображение и подстёгивающего фантазию, в ярком кипении причудливых оболочек, «мистерия-буфф» - вот стихия Булгакова. Я думаю, это одно из самых ярких и талантливых творений в русской литературе.


УСОШ №4

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Уроки разработаны учителем литературы

МБУО «Удомельская средняя общеобразовательная школа №4» Тверской области

Хакимовой В.А.

Разработка уроков с применением новых технологий

по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Велик потенциал романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», уникального произведения литературы XX века. Его нелегко изучать в школе, хотя старшеклассники читают роман с увлечением. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычные герои – все это разжигает в учениках читательский интерес.

Но школьникам бывает трудно связать воедино сюжетные линии романа, осмыслить представления автора о жизни и смерти, о добре и зле, о вине и расплате.

На изучение биографии писателя и самого романа необходимо выделить 6 уроков.

Урок 1. Биография писателя. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита».

Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, выявить читательское восприятие романа.

1. Слово о писателе.

2. Верите ли Вы, что…

(используется прием технологии критического мышления).

М. Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии?

По образованию М. Булгаков - медик, закончил Киевский медицинский

Университет с отличием?

Имел частную медицинскую практику, как А.П. Чехов?

Первые произведения писателя – пьесы?

Все произведения, прославившие писателя, написаны в Москве?

М. Булгаков писал письмо Сталину с просьбой о выезде из СССР из – за

Бедственного положения?

Работал ассистентом режиссера во МХАТе?

Ставил инсценировку поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

По роману Булгакова снят фильм «Мастер и Маргарита» режиссером В. Бортко?

3. Сообщения учащихся по биографии писателя.

1) Детские и юношеские годы М.Булгакова.

2) Военная служба писателя. Начало литературной деятельности.

3) Литературная деятельность писателя.

4) Работа над романом «Мастер и Маргарита».

5) Последние годы жизни писателя.

4. Соотнесите предположения, выдвинутые в начале урока, с биографическими данными М.А. Булгакова.

5. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита».

Для беседы предлагаются вопросы:

Какое впечатление произвел на вас роман?

Какие страницы особенно запомнились?

При чтении каких эпизодов романа вам было трудно удержаться от смеха?

Какие эпизоды читались со слезами на глазах?

Какие ваши первые представления о Мастере и Маргарите?

Какие сюжетные линии вы можете назвать?

В качестве домашнего задания ко второму уроку ученики перечитывают «московские главы».

Урок 2. Воланд и его свита. Сатирическое мастерство писателя.

Цель урока: проверить знание учащимися текста романа, провести анализ эпизодов, связанных с Воландом и его свитой, выявить сатирическое мастерство писателя.

I. Тест по роману.

  1. Действие романа не происходит:

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Ершалаиме

г) в Ялте

  1. О ком пишет свой роман Мастер?

а) об Иване Бездомном

б) о Воланде

в) о Понтии Пилате

г) о Маргарите

  1. Какой герой является главным в «ершалаимских главах»?

а) Иешуа Га – Ноцри

б) Понтий Пилат

в) Марк Крысобой

г) Левий Матвей

  1. Кто из героев не входит в свиту Воланда?

а) Бегемот

б) Коровьев

в) Азазелло

г) Барон Майгель

  1. Что объединяет членов МАССОЛИТа, возглавляемого Берлиозом?

а) призвание писателя

б) упорный труд

в) молодость

г) получение благ

  1. Что сделал со своим романом Мастер?

а) отдал в печать

б) потерял

в) сжег

г) убрал в стол

  1. Кем была Маргарита на балу у Воланда?

а) хозяйкой бала

б) гостьей

в) Маргарита не была на балу у Воланда

г) служанкой

  1. Какую черту характера человека Иешуа считал самым страшным пороком?

А) жадность

Б) трусость

В) подлость

Г) зазнайство

  1. Какое событие не связано с героями романа Коровьевым, Азазелло, Бегемотом?

А) поджог дома Грибоедова

Б) фокусы черной магии

В) карнавальное шествие

Г) пополнение клиники новыми пациентами

10) Произведение какого писателя напоминают главы сатирического

изображения московского общества?

а) М.Е. Салтыкова – Щедрина

б) А.П. Чехова

в) Н.В. Гоголя

г) А.С. Грибоедова

а,в

  1. «Погружение» в текст романа, работа в группах.

Деление класса на группы, обсуждение каждой группой своей темы.

1 группа. Воланд и его свита.

Вопросы для обсуждения:

Найдите портреты Воланда и его свиты;

Какова сюжетно – композиционная роль Воланда в романе?

Чем булгаковский дъявол похож и не похож на своих литературных

Предшественников?

Какова связь между поступками Воланда и авторским выбором эпиграфа?

2 группа. Черная магия и её разоблачение.

Вопросы для обсуждения:

В каких эпизодах романа действует свита Воланда?

Как ведут себя москвичи в сценах, связанных с черной магией?

Зачем Воланду понадобилось такое представление?

Типизации персонажей?

3 группа. Бал у сатаны.

Вопросы для обсуждения:

Для чего появляется Воланд в Москве?

Какие герои являются гостями бала?

Почему Воланд выбирает хозяйкой бала Маргариту?

С какой целью введен этот эпизод?

  1. Выступления представителей групп с сообщениями.

Подведение итогов урока.

В качестве домашнего задания учащиеся должны выбрать описание нравов современной Булгакову писательской среды. Обратить особое внимание на историю Мастера.

Урок 3. Проблемы литературного творчества в романе Булгакова.

Цель урока: раскрыть проблемы литературного творчества в романе, пригласить учащихся к поисковой деятельности с целью сотрудничества.

  1. Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении романа:

Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?

Каким должен быть настоящий писатель? Какими проблемами озабочены писатели в романе Булгакова?

Может ли сумасшествие стать прозрением?

В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова?

Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником Мастера?

Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:

а) работа с текстом;

б) выбор цитат;

в) анализ эпизода;

г) сопоставительный анализ;

д) выявление художественных особенностей текста.

К каждому вопросу учащиеся собирают необходимый материал, собранная информация оформляется в виде схем.

  1. Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?

Берлиоз

Иван Бездомный

Редактор толстого журнала,

Председатель правления

МАССОЛИТа;

Пролетарский поэт;

Носит фамилию известного

Композитора;

Фамилия напоминает

Фамилии пролетарских поэтов:

Бедный, Приблудный, Голодный

Догматик;

Типичный представитель советского

Общества;

Псевдоученый;

Талантливый поэт;

Лицемер;

- «загипнотизирован» Берлиозом.

Идеолог, оболванивавший

Начинающих поэтов и писателей.

Выводы:

Воланд наказывает Берлиоза, произнося знаменитые слова: «Каждому будет дано по его вере». Но в том – то и беда, что ни во что не верит Берлиоз. За ним – непреклонность догматика, псевдоученость, высшая школа лицемерия. Редактор толстого журнала, управляя литературой, плодит себе подобных. Поэтому и казнит его Воланд страшной казнью, а из его головы делает чашу для вина.

Иван Бездомный «загипнотизирован» учителем, но в нем есть талант, недаром его Иисус «как живой». Воланд его прощает.

  1. Каким должен быть писатель? Какими проблемами озабочены писатели в романе Булгакова?

Чем должны жить писатели?

Чем озабочены члены МАССОЛИТа?

1. Думами о назначении человека.

1. Расширением собственной жилплощади.

2. Размышлениями о путях развития общества.

2. Выгодными командировками.

3. Поисками места человека в окружающем мире.

3. Высокими гонорарами.

4. Дачными проблемами.

5. Социальный заказом.

Выводы:

Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни, думают лишь о личном благополучии. Никто из них никогда не размышляет о литературе. Бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах, ради них готовы оболгать и очернить любого.

  1. Может ли сумасшествие стать прозрением?

Очищение Ивана Бездомного:

Из купели выходит другим, вместе с одеждой исчезает удостоверение МАССОЛИТа и чувство причастности к цеху литераторов;

Убежден, что сатана находится в доме Грибоедова;

Иконка и свеча в руках.

Выводы:

Теряя рассудок, Иван Бездомный прозревает. Он стал видеть бездарность своих собратьев по перу. Душевное потрясение – освобождение от стереотипности мышления, от сковывающих разум догм, от марксистской идеологии.

  1. В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова?

Сходства

Различия

Внешний облик

Мастер имеет возможность спокойно работать. У Булгакова такой возможности не было.

Судьба писателя – сатирика

Мастер отрекся от своего романа, Булгаков не отрекался от своих произведений.

Бешеная травля со стороны критики

Мастер предал любовь.

Сожженный роман

Булгаков писал свои произведения «в стол».

Любовь на закате дней

Выводы:

В романе мы наблюдаем явную параллель собственной судьбы М. Булгакова и Мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о произведениях писателя, напечатанных при жизни, только две были положительными.

5. Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником Мастера?

Иван Бездомный

Постигает диалектику жизни и впитывает

Гуманистические идеалы;

Обретает веру;

Проявляет интеллигентность;

Становится просвещённым.

Сотрудник института философии и истории;

Идейный преемник и духовный наследник Мастера.

Выводы:

История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана Бездомного к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония.

Как художник он захвачен буйством фантазии, психологической достоверностью творения Мастера. Теперь он никогда не придет в дом Грибоедова. Он познал суть творчества, ему открылось мерило истинно прекрасного. Сотрудник института истории и философии Иван Николаевич Понырев становится идейным преемником и духовным наследником Мастера.

В качестве домашнего задания предлагается перечитать «ершалаимские главы романа», подготовить индивидуальные сообщения по Евангелиям.