Литературная викторина по сказкам Чуковского в детском саду. Подготовительная группа

Боброва Валентина Макаровна – учитель начальных классов. ОСШ – лицей №4 город Талгар.

Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО

Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
3. Развивать мышление, речь, воображение, память.
4. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:

1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) выставка книг в классе.
Ход урока

1. Организационный момент.

Чтец №1:

Вот и начнутся каникулы вскоре,

Много за год прочитали мы в школе-

Даля, Жуковского, Фета, Толстого,

Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.

Повести, сказки, рассказы, стихи-

Все это сами мы в школе прочли.

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечет;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про телефон и Федорино горе.

Чтец №3:

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали-

От них они этих героев узнали.

Чтец №4:

К бабушкам долго мы приставали-

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Чтец №5:

Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней-

Сказочник, критик, поэт, чародей.

Чтец №6:

Жалко нам стало деда Корнея-

В детстве своем он не знал Бармалея.

Сколько же в жизни он потерял,

Что этих сказок в детстве не знал.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Чтец №7:

По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею-

Слушаться надо того, кто умнее.

Чтец №8 :

Хорошие книжки писал дед Корней-

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

2 . Вступительное слово

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Соревновательная часть
Представление команд

Команда "Мойдодыр".

Девиз: Мойте шею, руки с мылом

Трите щёчки, нос до дыр

И похвалит непременно

Вас за это «Мойдодыр».

Команда "Айболит"

Девиз:

Если кто-то не здоров,

Не зовите докторов,

Всех излечит, исцелит

Команда наша «Айболит».

Представление жюри.

За каждый правильный ответ команде «Мойдодыр» будем вешать на Чудо-дерево -----------ботинки, а команде «Айболит»-------- носочки.

I тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара) .
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону) .
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор(Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).

«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )

(«Путаница»)

Игра для болельщиков «Снабди свою команду необходимыми вещами»

«Мойдодыр» - мыло, расчёска, носовой платок, зубная паста, зубная щётка, ушные палочки, полотенце, влажные салфетки, шампунь, мочалка.

«Айболит» - грела, очки, молоточик, термометр и т.д.

II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)


IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
V тур «Музыкальная страничка».

Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза Песня «Айболит»

Загадки К.И.Чуковского.

Угадай героев произведений К.И.Чуковского.

Инсценировка сказки « Мойдодыр»

VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”. В сказке говорится о грязной, битой посуде. Сейчас мы поможем Федоре собрать посуду.

Игра «Собери по осколкам тарелки»
VII тур «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.

«Инсценировка сказки «Чудо – дерево»

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Просмотр видеоклипа «Книги Чуковского»

IX Подведение итогов викторины

4. Итог урока.

Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста "Сказки К.И. Чуковского"

Павлушко Оксана Михайловна, воспитатель БДОУ города Омска "Детский сад № 204 комбинированного вида"
Викторина рассчитана: для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обобщить знания детей по сказкам К.И.Чуковского; развивать память, внимание, умение быстро находить ответ. Воспитывать интерес к творчеству К.И. Чуковского.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Ю. Энтин


1. Кто просил прислать калоши "...И мне, и жене, и Татоше..." в сказке "Телефон"?
1) медведь
2) крокодил
3) кенгуру


2. Как звали хозяйку от которой убежала посуда?

1) Елизавета Ивановна
2) Настасья Петровна
3) Федора Егоровна


3. Кто победил крокодила в сказке "Краденое солнце"?
1) медведь
2) гиппопотам
3) волк


4. Что подарили Мухе - Цокотухе блошки?
1) серёжки
2) мёд
3) сапожки


5. Кто победил Бармалея и спас Танечку и Ванечку?
1) Айболит
2) крокодил
3) акула Каракула


6. Что выросло на Чудо - дереве для Мурочки?
1) башмачки
2) туфельки
3) сапожки


7. Какие волшебные слова закричал Мойдодыр?
1) мутабор
2) абра - кадабра
3) кара - барас


8. Куда поспешил Айболит спасать больных зверей?
1) в Россию
2) в Африку
3) в Австралию


9. Кто провалился в болото в сказке "Телефон"?
1) носорог
2) слон
3) бегемот


10. Почему посуда убежала от Федоры?
1) Федора не вкусно готовила
2) Федора была неряхой
3) Федора купила новую красивую посуду


Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
Сказка - чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.
Елена Степанова

Татьяна Бизина
Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гости к дедушке Корнею»

Программные задачи :

Закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского .

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений.

Совершенствовать речевые навыки дошкольников. Продолжать развивать умение содержательно рассказывать об интересном факте , герое. Формировать умение отстаивать свою точку зрения. Упражнять в согласовании слов в предложении.

Развивать чувство юмора, память, логическое мышление, внимание.

Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

Предварительная работа :

Чтение произведений К. И. Чуковского . Рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям. Прослушивание аудиозаписей со сказками К . И. Чуковского . Обыгрывание отрывков из произведений детского поэта. Рисование героев сказок Чуковского , оформление выставки в группе.

Материал : Портрет К. И. Чуковского , телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, калоша, термометр, сито, перчатки, монета, шоколадка, ошейник, мочалка, корзинки - 4 шт., аудиозаписи с произведениями К. И. Чуковского , грамоты, раскраски.

План викторины :

Вступительное слово учителя.

1 тур. Аукцион.

2 тур. «Кто есть кто» .

3 тур. .

4 тур. «Из какой сказки отрывок

5 тур. «Закончи строчку»

Корней Иванович Чуковский . Родился 31 марта 1882 году в Петербурге. Этот человек подарил всем нам очень много радости и веселья. А чтобы было совсем весело, он даже праздновал свой день рождения 1 апреля. К. И. Чуковский написал очень много произведений для детей. Сегодня мы вам предлагаем отправится в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского и проведем сказочную викторину . У нас четыре команды : Комарики, Бегемотики, Крокодильчики, Бабочки.

Итак, мы начинаем викторину

1 тур. Аукцион.

1 команда

1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )

2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )

3. В какой сказке прославляют воробья ? («Тараканище» )

4. Что просил слон в стихотворении – сказке «Телефон» ? (Шоколад)

5. Кто спас зверей от злого таракана? (Воробей)

2 команда

6. Кто потушил пожар в сказке «Путаница» ? (Бабочка)

7. В какой сказке гости предали именинницу ? (Муха-цокотуха)

8. За кого вышла замуж Муха-цокотуха? (Комар)

9. На чем летают комарики в сказке «Тараканище» ? (На воздушном шарике)

10. Что просили зайчата в стихотворении-сказке «Телефон» ? (Перчатки)

3 команда

11. Из какой это сказки : «Я за свечку – свечка в печку, я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать»? (Мойдодыр)

12. Название сказки , в которой крокодил проглотил солнце(«Краденое солнце» )

13. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр» ? (Умывальник)

14. Добрый доктор, лечащий зверей? (Айболит)

15. Кто доктора Айболита перевозил через море? (Кит)

4 команда

16. Почему маленьким детям ни за что на свете нельзя гулять по Африке? (Там злой и ужасный Бармалей)

17. Кто проучил злого Бармалея? (Крокодил)

18. Почему от Федоры сбежала посуда? (Федора не мыла посуду)

19. Кто проглотил солнце? (Крокодил)

20. В какой сказке все наоборот ? («Путаница» )

2 тур. «Кто есть кто» .

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена ?

Айболит - (доктор)

Бармалей - (разбойник)

Каракула - (акула)

Мойдодыр - (умывальник)

Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)

Цокотуха - (муха)

Барабек - (обжора)

Рыжий, усатый великан - (таракан)

Физминутка Веселая игра на внимание «Я – не я»

(Дети встают в круг : на «Я» - встать, руки вверх; «не Я» - присесть).

Кто любит шоколад?

Кто любит мармелад?

Кто не моет уши?

Кто любит гранат?

Кто любит виноград?

Кто любит урюк?

Кто не моет рук?

Кто любит мороженое?

Кто любит пирожное?

Кто любит ириски?

Кто лакает из миски?

Кто любит помидоры?

Кто жарит мухоморы?

Кто любит кино?

Кто разбил окно?

Кто любит печенье?

Кто любит варенье?

Кто любит мед?

Кто все время врет?

Кто хочет пельмени?

Кто хочет банан?

Кто упрямый, как баран?

Кто хочет «Кока- колу» ?

Кто вымоет всю школу?

3 тур. «Корзинка с потерянными вещами» .

В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки , в которых говорится об этом предмете.

1 команда

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

2 команда

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

3 команда

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки : «Нельзя ли прислать перчатки?» )

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

4 команда

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

С ранних лет сказки К . И. приносят всем радость. Ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок К . И. Чуковского . Давайте же вспомним эти сказки .

4 тур. «Из какой сказки отрывок

Ставится аудиозапись отрывка из произведения Чуковского . Дети называют сказку или стихотворение .

Физразминка «Муха Цокотуха»

5 тур. «Закончи строчку»

Ребята, вам необходимо закончить строчку из произведений К. И. Чуковского , но именно так, как она звучит у автора.

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися :

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под. (под лавочки; «Муха – Цокотуха» )

А теперь закончите строчку сами. Не забудьте, что рифму надо закончить так, как она звучит у Чуковского .

1 команда

И снова медведь : - О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского … (ежа; "Телефон") .

Загляни-ка ты в кадушку

И увидишь там - (лягушку; "Федорино горе") .

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает … (воробей; «Тараканище» )

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными. (грибами; «Путаница» )

Я за свечку,

Свечка - в печку!

Я за книжку,

Та - бежать

И вприпрыжку

Под. (кровать; «Мойдодыр» )

2 команда

Со слонами на ходу

Поиграли в … (чехарду; "Бармалей")

Море пламенем горит,

Выбежал из моря … (кит; "Путаница")

Наступила темнота,

Не ходи за ворота :

Кто на улицу попал -

Заблудился и. (пропал; «Краденое солнце» )

И такая дребедень

Целый день :

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то. (олень; «Телефон» )

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые. (крокодилы; «Бармалей» )

3 команда

Стыдно старому реветь

Ты не заяц, а … (медведь; "Краденое солнце")

Но как черная железная нога

Побежала, поскакала … (кочерга; "Федорино горе")

Только раки-забияки

Не боятся бою-драки;

Хоть и пятятся назад,

Но усами. (шевелят; «Тараканище» )

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку. (посадили; «Путаница» )

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало,

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке. (темно; «Краденое солнце» )

4 команда

Эй, вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как … (белки; "Федорино горе")

И пришла к Айболиту лиса :

Ой, меня укусила … (оса; "Айболит")

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни. (тараканы; «Федорино горе» )

Я - Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок. (командир; «Мойдодыр» )

У тебя на шее Вакса,

У тебя под носом … (клякса; "Мойдодыр")

Молодцы! Вот и подошла к концу наша викторина . Кто бы ни оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать , что сегодня победила дружба, смекалка и находчивость.

Подведение итогов. Награждение команд (грамоты и раскраски по сказкам К . И. Чуковского )

Литературная викторина по сказкам К . Чуковского в старшей группе

Составила: воспитатель МКДОУ д/с №2 «Улыбка» Данилова Ольга Михайловна

Цель:

Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;

Развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание.

Развивать умение у детей эмоционально и активно воспринимать сказку;

Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Иллюстрации к сказкам К. Чуковского;

Сказки К. Чуковского «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе».

Портрет К. Чуковского.

Атрибуты к сказкам.

Ход занятия.

Ведущий:

Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы проведем викторину на лучшего знатока сказок К. Чуковского.

У нас две команды. Первая команда - «Солнышко». Вторая команда - «Ручеек»

Приветствие.

Девиз первой команды:

«Мы едины, мы непобедимы

Книжки мы читаем,

Сказок много знаем.»

Девиз второй команды:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Ведущий:

А оценивать наши конкурсы будет жюри.

1. Разминка - Для начала давайте вместе вспомним какие сказки Корнея Чуковского мы знаем? («Путаница», «Краденое солнце», «Телефон», «Муха – Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Федорино горе».)

2 . - Что такое? Что за шум? Что случилось? Не беда ли приключилась?.. Не волнуйтесь, все в порядке – едут к нам в гости книжки и загадки. Угадайте, кто там:

Из какой сказки герой?

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет-

Она знать дает. (Собака «Айболит»)

Маленький, беленький

По лесочку прыг, прыг.

По снежочку тык, тык. (Заяц «Путаница»)

Осенью в щель заберется

А весной проснется. (Муха «Муха-Цокотуха»)

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это? (Слон «Телефон»)

3.Ведущий:

– Поиграем с вами мы в игру «Кто есть кто?» Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?

Айболит (доктор).

Бармалей (разбойник).

Федора (бабушка).

Каракула (акула).

Мойдодыр (умывальник).

Цокотуха (муха).

Рыжий, усатый великан (таракан).

Тотошка, Кокошка (крокодильчики).

4 . Ведущий :

Вспомните ребята, кто в сказках К. Чуковского это сказал:

Не кричи и не рычи,

Мы и сами усачи,

Можем мы и сами

Шевелить усами. (Раки)

Если топну я ногою,

Позову своих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят (Мойдодыр)

Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать! (Котята)

Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой! (Федора)

5. Ведущий:

Предлагаю поиграть вам в игру «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем сейчас угадаете. (Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат предметы):

Мочалка («Мойдодыр»)

Фонарик («Муха- цокотуха»)

Коробок («Путаница»)

Телефон («Телефон»)

Градусник («Айболит»)

Спички («Путаница»)

5. - Вспомните сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами («Путаница»)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня. («Мойдодыр»)

Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели! («Телефон»)

А рядом прикорнула

Зубастая акула.

Зубастая акула

На солнышке лежит («Айболит»)

6. - А сейчас я предлагаю вам прослушать записи, а вы отгадайте про кого в ней рассказывается. (Звучат аудиозаписи.)

Бармалей

Муха –Цокотуха

Крокодил

Айболит

Федорино горе

Мойдодыр

Тараканище

Телефон

7. Подведение итогов.

Ведущий:

- Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. Чуковского. Мы увидели, что дети любят и знают сказки К. Чуковского. Обе команды сегодня молодцы!

Награждение команд памятными подарками.


Подробности Опубликовано 31 Май 2014

Игра-викторина «Сказки Корнея Чуковского»

Предварительно детям дается задание - подготовить чтение стихотворений К. И. Чуковского и показ инсценировок по его книгам. Можно показать инсценировки по началу книг «Муха-цокотуха», «Телефон» и «Путаница».

Затем ведущий спрашивает о характере всех этих произведений. Обычно дети дают ответы, что эти стихи - смешные, веселые, создающие хорошее настроение. Ведущий сообщает о том, что К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 года, а день первого апреля у нас принято считать днем шуток, может быть, поэтому все его сказки и стихи такие забавные. И сегодня темой для беседы станут произведения этого замечательного писателя, стихи которого знали еще мамы и папы, бабушки и дедушки нынешних детей.

Сначала можно загадать детям ряд загадок, которые сочинил К. И. Чуковский.

Потом ведущий предлагает познакомиться с содержанием «волшебной коробки», в которой находятся предметы, упоминавшиеся в сказках К. И. Чуковского. А дети должны вспомнить, из какой книги тот или иной предмет. Вовсе не обязательно, чтобы все предметы находились в своем натуральном обличии, можно использовать их рисованное изображение, как, скажем, галоши из сказки «Телефон».

Подобными предметами могут стать, например, игрушечные подушка, кусок настоящего мыла и кукольный крокодил (сказка «Мойдодыр»); воздушный шарик, пряник (сказка «Тараканище»), мотылек, термометр (сказка «Айболит»), чашка, стакан (сказка «Федорино горе»), денежка, фонарик, варенье, мед («Муха-цокотуха»).

Ведущий рассказывает о том, что свою первую сказку «Крокодил» Корней Иванович Чуковский сочинил случайно. Он вместе с сынишкой ехал в поезде, мальчик плохо себя чувствовал, плакал, и папа, чтобы утешить его, стал сочинять для него сказку про крокодила, который по городу ходил и по-турецки говорил - «крокодил, крокодил, крокодилович».

После этого идет показ инсценировок по сказкам К. И. Чуковского. Перед каждой сказкой ведущий рассказывает историю возникновения замысла о ней.

1. Корней Иванович так вспоминал об идее создания своей сказки «Айболит». «Однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

«О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными
С моими зверями лесными?»

2. А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и, совершенно неожиданно для себя, тихо ей сказал:

«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!»

Как мы все хорошо теперь знаем, эти строчки потом вошли в известную книжку «Мойдодыр», в которой говорится про то, как от мальчика-замарашки убежали все вещи.

Следующий этап игры - ведущий предлагает добавить недостающее слово в названия стихов и сказок писателя К. И. Чуковского.

  • «Муха-... (Цокотуха)»,
  • «Котауси и...(Мауси)»,
  • «Федорино...(горе)»,
  • «Краденое...(солнце)»,
  • «Чудо-... (дерево)»,
  • «Приключения...(Бибигона)».

Ведущий сообщает, что всю свою жизнь Корней Иванович прислушивался к веселым словам и выражениям, которые говорят дети. С этой целью он постоянно ходил в гости к детям - в детские сады и школы, на праздники книг. У себя на даче он даже специально устраивал веселые детские праздники, на которые к нему приезжали знаменитые писатели, а в гости приходили все соседские дети. Из собраний своих записей детских высказываний он создал известную книгу, которая называется «От двух до пяти». Она много раз переиздавалась и выходила не только у нас в стране, и но и во многих других странах всего мира.

А из каких книг К. И. Чуковского эти строчки:

«Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает,
Он страшное слово кричит:
- Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас! («Бармалей»)

«И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи». («Айболит»).

«Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица». («Мойдодыр»).

«А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит». («Путаница»).

«А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем, как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток и молчок!» («Муха-цокотуха»).

«Он вбегает в трамвай,
Все кричат: - Ай, ай, ай! -
И бегом, кувырком, по домам, по углам:
- Помогите! Спасите! Помилуйте!» («Крокодил»)

Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он рассказывал, что свои произведения для детей сочинял везде, где бы ни находился - в очередях, в трамвае, даже когда ждал приема у зубного врача. Чтобы не тратить время попусту, он придумывал новых героев, новые стихи и свои замечательные загадки. Давайте отгадаем еще несколько из них. (Идет отгадывание загадок К. И. Чуковского) .

Как уже говорилось, произведения этого автора знают и любят дети нескольких поколений. В одной смешной потешке, которую ему прочитали во время праздника Дня детской книги, говорилось: «Айболит» и «Мойдодыр» зачитали мы до дыр». Вот как велика популярность его книг. Но вы, наверное, не все знаете, что К. И. Чуковский был еще гениальным переводчиком. Он изучал зарубежную литературу и лучшие книги старался перевести на русский язык, чтобы с ними познакомились дети в нашей стране. Вот откуда к нам пришли и многие другие стихи - из народных английских, чешских, французских потешек. Давайте их послушаем.

(Идет чтение переводных стихотворений К. И. Чуковского - «Котятки», «Дождь», «Робин-Бобин-Барабек» и др.).

А для ребят, которые подрастали и становились чуть постарше, Чуковский перевел на русский язык еще много замечательных книжек - «Приключения Тома Сойера», Робинзона Крузо и барона Мюнхгаузена, «Рикки-Тикки-тави», «Принц и нищий» и множество других.

Поэтому давайте закончим нашу встречу с произведениями этого автора словами благодарности за то, что он так много сделал для нашей прекрасной Страны Литературии. (Все смотрят на портрет К. И. Чуковского и произносят: «Спасибо!»).

См. также: