Бакшеев в. н

    Бакшеев Василий Николаевич - 12(24).12.1862, Москва, ‒ 28.9.1958, там же], советский живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877‒88) у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д.… … Большая советская энциклопедия

    Бакшеев Василий Николаевич - (1862 1958), советский живописец. Народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Учился в МУЖВЗ (1877 88) у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова и др.; преподавал там же (1894 1918). Передвижник (с 1896),… … Художественная энциклопедия

    БАКШЕЕВ Василий Николаевич - (1862 1958) российский живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Передвижник. Жанровые картины (Житейская проза, 1892 93). В советское время продолжал традиции русского пленэрного лирического пейзажа (… … Большой Энциклопедический словарь

    Бакшеев Василий Николаевич - (1862 1958), живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Член Товарищества передвижных художественных выставок. Писал жанровые картины («Житейская проза», 1892 93), продолжал традиции русского пленэрного… … Энциклопедический словарь

    Бакшеев, Василий Николаевич - Род. 1862, ум. 1958. Художник передвижник, создатель жанровых полотен. В советское время пейзажист. Действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956). Лауреат Государственной премии СССР (1943) … Большая биографическая энциклопедия

    Бакшеев Василий Николаевич - … Википедия

    Василий Николаевич Бакшеев

    Василий Бакшеев - Бакшеев, Василий Николаевич [[Файл: | 200px| Фотография]] Дата рождения: 12 (24) декабря 1862 Место рождения: Москва Дата смерти: 28 сентября 1958 Место смерти … Википедия


Василий Николаевич Бакшеев (1862 – 1957)

Картины Василия Николаевича Бакшеева (1862 - 1957 гг.) привлекают к себе своей особой ясной тишиной, светлым взглядом на мир, душевной чистотой. Ровесник и соученик Левитана, проживший долгую и счастливую творческую жизнь, он обращался к бытовому и портретному жанрам, но предпочтение отдавал пейзажу, воссоздавая сложные и трепетные краски природы.

Художник пейзажист и жанрист. Родился в 1862 г. в Москве. Учился с 1878 по 1888 гг.

Бакшеев прекрасный мастер письма на открытом воздухе. Палитра его сдержанна, но это не мешает ему передавать тончайшие, неповторимые оттенки и переходы тонов. Пейзажи Бакшеева привлекают своей особой тишиной, духовной чистотой.

Русский художник Василий Бакшеев писал пейзажи и картины бытового жанра. Он учился в Московском училище живописи у самых знаменитых мастеров пейзажа второй половины XIX века - Алексея Саврасова, автора картины «Грачи прилетели», и Василия Поленова - «Московский дворик». И научился у них не только искусству живописи, но любви к русской природе.

Из всех времён года Бакшеев больше всего любил весну и изображал в своих пейзажах самые лучшие, самые светлые моменты пробуждения природы после зимнего сна. Вот картина «Голубая весна». Понятно, почему художник дал ей такое название - голубой цвет играет здесь главную роль. Яркое небо постепенно светлеет вдалеке, а белоснежные стволы берёз как будто растворяются в туманной дымке и кажутся нежно-розовыми. Снег уже растаял, земля подсохла. Тропинка между деревьев уходит вдаль. Она начинается прямо от края картины, художник будто приглашает нас прогуляться по весеннему приветливому лесу, подышать чистым воздухом.

Такой же приём с дорогой, уводящей внутрь пейзажа, Бакшеев использует и в другой картине - «В начале весны». Здесь ещё больше красок и оттенков: на почве перемешаны коричневый, зелёный, жёлтый, синий, бежевый цвета. На первом плане красуется тёмно-зелёная разлапистая ель, а ветви берёз переливаются оттенками розового и сиреневого. Вдалеке, если присмотреться, можно увидеть деревню, к которой ведёт дорога.

Летние пейзажи у Бакшеева тоже есть. Например, картина «Жатва». Это одновременно и пейзаж, и бытовой жанр. Сейчас урожай зерна собирают машины, а в конце XIX века, когда была написана картина, это делали крестьяне вручную, срезая колосья специальными большими полукруглыми ножами - серпами.

Бытовые картины Бакшеева рассказывают про самую обычную жизнь. Вот закончили серьёзный разговор отец и его взрослая дочь - картина «Житейская ссора», в которой можно рассмотреть интерьер городской квартиры конца XIX века - самовар, лампу под зелёным абажуром, вышитые скатерти. Вот семья собралась за обедом, и девочка угощает собачку, примостившуюся под столом. Бакшеев - хороший рассказчик, и, глядя на его картины, можно живо представить, какой была жизнь сто лет назад.

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе "Союза русских художников" ("союзников").

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. Жил в Москве. Был членом "Товарищества передвижников", а также одним из организаторов и самых характерных мастеров "Союза русских художников" (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

Продолжил традицию поэтического бытописания "передвижников" в своих жанрах – идиллических ("Девушка, кормящая голубей", 1887, ГТГ) или, напротив, гнетуще-тревожных ("Житейская проза", 1892-1893, ГТГ). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов ("Осенние лучи", 1916, ГРМ). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная "Голубая весна", 1930; "Весенний день", 1940; ГТГ). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл "На родине М.И.Калинина", 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к "уединению в пейзаже", характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших "союзников".

Лауреат Сталинской премии 1943. Много работал как педагог: с 1894 преподавал в МУЖВЗ и других училищах.

В. Н. Бакшеев принадлежит к советским художникам старшего поколения. Его творческий путь начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства – Репин и Суриков, Левитан и Серов, Верещагин и Поленов. Бакшеев являлся участником выставок передвижников. Его товарищами были Архипов, Нестеров, К. Коровин, Юон и многие другие замечательные русские живописцы. Сначала Бакшеев работал как художник-жанрист, и лишь позднее, уже после Великой Октябрьской социалистической революции, его увлекла пейзажная живопись.

Таким образом, Бакшеев, как и некоторые другие мастера, участвовавшие в формировании советского искусства, самым непосредственным образом прикоснулся к живительному источнику демократического русского искусства второй половины XIX – начала XX века.

Творчество мастеров старшего поколения во многом определило лицо нашей пейзажной живописи. Образ Родины выступает в их произведениях не как поверхностное описание тех или иных мест, а как взволнованный рассказ о бесконечно прекрасной природе, дарующей человеку силы, вселяющей в него светлые и радостные надежды, как переживание глубоко чувствующего человека.

Таково искусство Бакшеева-пейзажиста. Его картины отличаются правдивостью в передаче натуры, нежной любовью к русской природе. В них много покоя и глубокой сосредоточенности, проникновенного внимания к изображаемому. Больше всего он любит весенние и летние дни, когда природа предстает во всем богатстве красок и жизненной трепетности. Мотивы пейзажей Бакшеева отличаются скромностью, но художник и в самом простом видит большое поэтическое содержание.

Оригинал взят у kolybanov в Русский художник Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958)

Автор - Откровения_Красоты . Это цитата этого сообщения



Голубая весна

Драматичность и тонкий психологизм жанровых сцен, лирические пейзажи в мягких ненавязчивых тонах - все эти милые сердцу особенности реалистической традиции в русской живописи ярко воплотились в творчестве художника Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958). Живописи Василия Бакшеева присуще качество, которое очень дорого воспитанному в духе русской культуры человеку, это качество - душевность, задушевность. Понятие душевности настолько близко и понятно русскому человеку, что не стоит пытаться объяснять его словами. И всё же скажу, что для меня душевность - это участие, глубокое и в то же время ненавязчивое, непосредственное и искреннее сопереживание человеку, природе, родной земле...

Русский художник Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958)


Иней


За обедом. Неудачники
">


За советом


Московский дворик


Старая уходящая и новая Москва


Возвращение домой


Житейская проза


Весной (На крыльце)


...


Встреча зари после выпускного бала


Великий четверг


На окраине города Касимова


Летний вечер


Последний наряд

Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958) родился в Москве.
Поступил на отделение архитектуры МУЖВЗ, но затем перевёлся на живописное отделение.
Учителями Бакшеева были Владимир Маковский и Саврасов.
В 1888 году за картину «Возвращение с богомолья» получил звание классного художника.
В 1889 году был избран членом Передвижных выставок и преподавателем Училища живописи, где проработал более двадцати лет.
В 1913 году получил звание академика живописи.
Входил в «Товарищество передвижников», был одним из организаторов «Союза русских художников».
После Октябрьской революции принимал участие в организации московских районных музеев.
Около сорока лет жизни провел в деревне Зайцево нынешнего Одинцовского района Московской области.
В Зайцево он приехал студентом. Там находилось имение его друга Лосева. Сестра Лосева, красивая пятнадцатилетняя Анна, произвела впечатление на молодого художника, и он написал её портрет: «Девушка, кормящая голубей».

Эту работу Бакшеев выставил на ученической выставке. Выставку посетил Третьяков, ему понравилась картина, и он приобрёл её для своей коллекции. В 1892 году Бакшеев женился на Анне.
В начале своего творчества работал как художник-жанрист.
В 1922 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
С 1932 года член творческого объединения «Искусство - социалистическому строительству».
В последующие годы в основном писал пейзажи.

(1862 – 1958)

Василий Бакшеев начинал свой путь в искусстве как типичный продолжатель жанровой линии старших художников-передвижников, ведь его учителями в МУЖВЗ были Прянишников, В.Маковский.

Но душа художника целиком принадлежала пейзажной живописи, которая занимала главное место в его долгой и продолжительной творческой жизни. В своих привлекающих особой ясной тишиной и светлым взглядом пейзажах Бакшеев соединял сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов русской природы.

Бакшеев – великолепный мастер письма на свежем воздухе, палитра его светла и воздушна, кисть мастера запечатлевала тончайшие, неповторимые оттенки и переходы тонов.

Василий Николаевич Бакшеев родился 13 (25) декабря 1862 года в Москве в семье служащего. В 1878-1889 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении, а потом на живописном у А.К.Саврасова, И.М.Прянишникова, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского. С 1897 по 1918 преподавал в МУЖВЗ.

Член Товарищества передвижных выставок (с 1896, в течение ряда лет был уполномоченным Товарищества по организации выставок в Москве), Союза русских художников (с 1922), АХРР (с 1922).

Преподавал в Институте повышения квалификации художников (1933-1940), МХУ (1940-1958), МХПУ (1945-1951). Неоднократно выезжал в творческие командировки по Советскому Союзу. Действительный член АХ СССР (1947), Народный художник СССР (1956). Автор воспоминаний (Бакшеев В.Н. «Воспоминания», Москва, 1963).