Культурная революция в развитии донбасса. Культура и история

Культура и история

Есть в мире страны и регионы, чей фольклор, историческое наследие стали частью общемировой культуры. Это Ирландия, Скандинавия, Греция, Индия. Скажем, из Ирландии к нам «прикочевали» эльфы, тролли, гномы, напиток эль, а слово «бард» – первоначально сказитель кельтского эпоса. Скандинавии мы обязаны старшей и младшей Эддами, валькириями, образом Валгалы. Греция и Индия – страны мифов и легенд, которые изучают сразу по двум школьным предметам: истории и литературе. И каждый наш школьник за незнание того, кто убил Гектора, или сколько воевали кауравы против пандавов из индийского эпоса Махабхарата, получает «неуд».

В то же время культуру и историю нашего региона не изучают вообще. Имеется в виду не сегодняшняя культура (например, фестивали балета) и джаза, а культура нашего прошлого. Многие ли знают, что в Донбассе существовала развитая городская песенная культура (ро-мансы, бытовые песни), от которой до нынешних дней дожил разве что «Коногон», да и то, скорее, известный в форме песни «На поле танки грохотали» из кинофильма «На войне как на войне».

Да дело не только в песнях и романсах – пропадает буквально на глазах уникальный шахтёрский фольклор. Мало кто знает, что «Добрый Шубин» – это не только марка местного пива, но и целый пласт сказов, связанных с этим мифическим персонажем, который приходит на помощь горнякам в трудную минуту. Но Шубин – не единственный фольклорный персонаж, рядом с ним существуют и Хозяин Горный, и возлюбленная Шубина – Христина.

Кроме шахтерских сказов, в сёлах Донбасса развивался и свой особый фольклор. Ещё в середине XIX века были записаны этнографами рассказы о людях-песеглавцах, о казаке Сауре, о разбойнике Карачуне и ватажке разбойном Савве. А ведь эти рассказы записывали достаточно известные люди – например, историк Михаил Драгоманов.

Бытует в наших краях и свой цикл преданий, связанных с Каменными Могилами, со Святогорским монастырём. Но почему об этом не говорится в наших учебниках по истории и этнографии? Почему в Донбассе не пишутся научные работы по этой тематике, не выходят книги?

А это ведь только вершина нашего эпического «айсберга», то, что лежит буквально на поверхности. История Донбасса насчитывает столетия, на протяжении которых в нашем регионе жили десятки народов.

Взять, например, наше Азовское море. Почему оно Азовское? В честь города Азова? А Азов в честь кого назван? Оказывается, в честь племени азов (асов). Что это за племя? Почему оно так врезалось в память, что сохранило напоминание о себе сквозь века? Норвежский исследователь Тур Хейердал предполагал, что именно у нас, в Приазовье, жили предки викингов (возможно, те же азы) и что значительная часть скандинавского эпоса возникла именно на наших землях. Местным краеведам эта тема показалась почему-то неинтересной.

Такая же история с Русским Каганатом, существовавшим на территории Донбасса в VII – IX вв. нашей эры, – государственным образованием, относительно которого впервые были употреблены названия «русский» и «Русь». Это было государство, в котором уровень урбанизации оказался одним из самых высоких в раннем средневековье. Именно это государство, по мнению многих историков, таких, например, как Георгий Вернадский (сын Владимира Вернадского), стало прародиной Киевской Руси.

Да любого из таких фактов было бы предостаточно, чтобы любой другой регион уже заявил об этом в полный голос! Но почему-то не Донбасс. Представление о том, что здесь до середины XVIII века было «Дикое поле», всё ещё довлеет над нашим региональным гуманитарным истэблишментом – позволяя навязывать нам чуждую нам идентичность, привнесённую с запада Украины, убивая тем самым душу Донбасса, а значит, и сам регион.

Реферат
О донецке
Написал_____________________________

История города

В отличие от многих больших городов, рождение которых определялось выгодами транспортно-географического положения, Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым запасам полезных ископаемых. Верховья реки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили большие залежи каменного угля. Вокруг основанной в 1779 году слободы Александровка появляются первые угольные копи. Копанием земляного "уголья" занимались и жители других выросших здесь слобод Семеновка, Авдотьино, Любимовка (Закоп), Николаевка, Екатериновка, Григорьевка (Георгиевка), Ларинка.

Русский инженер А.Мевиус в 1866 году обосновал целесообразность постройки железоделательного завода на правом берегу Кальмиуса недалеко от сло6оды Александровка. Для этого здесь было все необходимое: в землях верховья Кальмиуса - уголь, невдалеке, в районе Каракуба (ныне город Комсомольск Старобешевского района), - железная руда, близ села Еленовки (Волновахский район) - камень известняк и совсем рядом - речная вода.

Царское правительство не могло по-хозяйски распорядиться богатством земли. Оценив все возможности получения огромных прибылей на даровом угле с помощью дешевых рабочих рук, в Донбасс хлынули иностранные концессионеры.

Одним из них был англичанин, техник-металлург Джон Джеймс Юз, управляющий небольшим заводом вблизи Лондона. Выгодно купив и арендовав землю, он заключил с комитетом министров России договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии. В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о начале работ по добыче угля и постройке металлургического завода. Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869 года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода.

Из далекой Англии в Таганрог и Мариуполь на кораблях прибывали материалы и оборудование. К месту строительства завода их доставляли гужевым транспортом.

Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, нанятые местные мужики строили для рабочих землянки, деревянные бараки, балаганы из камня-песчаника. Английская колония, где поселялись инженеры и мастера, возводилась отдельно. Возникший поселок был назван по имени управляющего делами Юзовкой. Впоследствии Юзовка слилась с шахтерским селением Александровского рудника.

Настольная и дорожная книга "Россия. Полное географическое описание Отечества" (14-й том "Новороссия и Крым", изданный в 1910 году, стр. 376) свидетелъcтвует: "В 1870 г., в год открытия Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и появления на рынке каменного угля, в Екатеринославской губернии открылся первый частный завод для выплавки чугуна, основанный английским техником Д. Д. Юзом.

Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И.Ленина) положил начало большой металлургии Южного промышленного района.

Ввод в действие железнодорожных линий Константиновка-Ясиноватая-Юзовка- Еленовка и Еленовка-Мариуполь способствовал расширению металлургического производства, увеличению добычи угля. В 1899 году Юзовским заводом было выплавлено 17,7 миллионов пудов чугуна. На территории поселка работали уже 9 рудников, за год они добыли 99,2 миллионов пудов угля. Начал действовать машиностроительный и чугунолитейный завод (ныне Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины), который выпускал оборудование для шахт.

Росло и население Юзовки. В 1884 году здесь проживало 5494, а в 1897 году уже 29 тысяч человек. Поселок делился на две части: южную - заводскую, где находились промышленные здания, депо, телеграф, небольшая больница, школа, уютные жилые дома английских мастеров, дворец дирекции, и северную - с рабочими балаганами, базаром, трактирами, пивными. В мае 1917 года, когда в поселке насчитывалось около 70 тысяч жителей, его перевели в разряд городов.

В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число жителей достигло почти довоенной цифры - 63708 человек. Началось строительство жилого массива Стандарт для металлургов, двух- и трех- этажных домов для горняков. Открывались школы, магазины, лечебные и культурно-просветительские учреждения, создавались предприятия коммунального обслуживания населения.

В 1932 году город стал центром Донецкой области, в 1938 году - центром Сталинской области.

За годы первых пятилеток его промышленность получила большое развитие. К 1941 году в Сталино было 223 предприятия союзного и републиканского подчинения, 54 - местной и кооперативной промышленности, шахты давали 7 процентов общесоюзной добычи угля, заводы - 5 процентов стали и 11 процентов кокса. Население города составило 507 тысяч человек.

В период оккупации Сталино немецко-фашистскими захватчиками (с 21 октября 1941 года по 8 сентября 1943 года) гоpод понес огромные людские потери. В нем осталось 175 тысяч жителей.

В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году - всего промышленного производства.

В ноябре 1961 года город был переименован в Донецк.

В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж и Донецк присоединился к городам миллионерам.

Сегодня Донецк город областного подчинения, административный центр Донецкой области Украины. Крупный промышленный, научный и культурный центр. Большой узел железнодорожных, автомобильных и воздушных линий.

КУЛЬТУРА

В городе Донецке создана широкая сеть учреждений культуры - всего их насчитывается 8330.

На территории города расположены три постоянно действующих театра, областная филармония, цирк, 20 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 140 музеев и музейных комнат, в том числе областной художественный музей, около 450 библиотек (включая школьные библиотеки), планетарий.

Круглодично функционирует Центральный парк культуры и отдыха им. Щербакова и его филиалы - парк им. Ленинского комсомола и парк им. Горького.

В Донецке действуют 6 творческих союзов: областные организации союза архитекторов, журналистов, композиторов, писателей и художников Украины, а также Всеукраинского музыкального союза.

6 учебных заведений города готовят работников культуры и искусства для города, области, Украины.

Донецкий Государственный академический

Русский театр оперы и балета

Одно из крупнейших культурных учреждений города и области

Имеет интересную историю своего создания.

В 1932 году в Донецк (тогда город Сталино) на постоянное размещение полным составом прибыла II Передвижная опера Правобережной Украины, переданная в ведение Донецкого театрального треста - это и был коллектив будущего театра.

1 сентября 1932 года первый оперный сезон в городе открылся оперой А.Бородина "Князь Игорь". А в апреле 1941 года премьера оперы М.Глинки "Иван Сусанин" прошла уже на собственной сцене, в здании, построенном архитектором Котовским. Во время войны коллектив театра был эвакуирован в Киргизию, но уже в 1944 году он снова открыл свои двери зрителям.

В труппе нашего театра выросли такие всемирно известные певцы как Анатолий Соловьяненко и Юрий Гуляев, артисты балета Вадим Писарев и Инна Дорофеева Школа хореографического мастерства Вадима Писарева

Донецкий областной музыкально-драматический театр им. Артема.

Театр создавался в городе артистами труппы Первого Украинского Краснозаводского рабочего театра, которая прибыла к нам полным составом из Харькова в 1933 году. Тогда свой сезон театр открыл премьерой революционной драмы И.Микитенко "Бастилия божьей матери".

Сначала театр ставил спектакли только на украинском языке и работал в помещении Дворца-клуба "Металлист" (Дворец культуры Донецкого металлургического завода), а позже в помещении, где в настоящее время находится кинотеатр "Кристалл". И только в начале 60-х годов Донецкий музыкально-драматический театр переехал в специально выстроенное помещение в центральной части города.

Донецкая областная филармония.

Была создана в 1931 году. В 1957 году в ее концертном зале, которому было присвоено имя нашего земляка, выдающегося советского композитора С.Прокофьева, был установлен орган. В творческом составе филармонии работают симфонический оркестр, струнный квартет, квинтет духовых инструментов и фортепианное трио, концертный ансамбль "Экспромт", 6 групп артистов музыкального лектория, солисты-вокалисты, чтецы, инструменталисты и эстрадные коллективы.

В концертном зале ежегодно проходит более четырех тысяч концертов, которые посещают более 1,5 млн. слушателей. Здесь проходят гастроли украинских и зарубежных артистов.

Донецкий областной краеведческий музей.

Был создан в 1924 году энтузиастами-студентами и преподавателями горного института и насчитывал тогда 2000 экспонатов, посвященных в основном горной промышленности и металлургии. В настоящее время в новом помещении музея на площади более 3 тысяч кв. м находится более 100 тысяч экспонатов, некоторые из них уникальны.

Донецкий областной художественный музей.

Открылся в 1955 году. Сейчас его коллекция насчитывает более 10.000 экспонатов, представляющих собой наследие отечественного и зарубежного искусства. В его выставочных залах регулярно проходят вернисажи мастеров кисти и резца и другие творческие выставки.

Планетарий.

Был открыт в 1961 году. В выставочном зале планетария представлены макеты первого искусственного спутника Земли, космического аппарата "Луна - 3", глобусы Луны и Марса. В Звездном зале установлен аппарат "Планетарий", с помощью которого можно наблюдать звездное небо.

Цирк "Космос".

Открыт 26 августа 1969 года в канун юбилейных торжеств, посвященных 100-летнему юбилею города. Рассчитан на 2.200 зрительных мест. Здесь демонстрируют свое искусство лучшие коллективы украинского и зарубежных цирков. Кроме того, цирк является методическим центром цирковой художественной самодеятельности области - каждые 2 года летом здесь проводятся смотры-спектакли самодеятельных цирковых артистов, некоторые из них стали сегодня профессиональными мастерами арены. Ежегодно цирк посещают до 1 миллиона человек.

Областная универсальная научная библиотека имени Н.К.Крупской .

Создана в 1926 года. Сейчас она располагает фондом около 3 миллионов экземпляров книг, в числе которых издания, являющиеся библиографической редкостью. Здесь также хранятся газеты (с 1945 года), журналы (с 1937 года), интересная нотная литература, грампластинки. В распоряжении читателей широкий выбор справочных и библиографических изданий. Читателей обслуживает абонемент, отделы читальных залов и специализированные отделы. В 1993 году разработана спецификация автоматизации библиотеки.

В настоящее время функционирует локальная сеть, состоящая из 15 компьютеров и введены подсистемы "Комплектование фондов", "Электронный каталог", "Регистрация читателей" и др. В библиотеке работает электронная тематическая картотека "Законы Украины", информационно-поисковая система "Законодательные акты Украины".

Разработан проект создания информационного центра "Открытая библиотека между Востоком и Западом", реализация которого позволила установить контакты с крупными информационными центрами и библиотеками мира в режиме off-line. Библиотека начинает реализацию проекта по подключению к сети Интернет.

Общие сведения

НАСЕЛЕНИЕ

1.132.700 человек

Общая площадь - 381 квадратный километр, протяженность с севера на юг - 28 км, с востока на запад - 55 км, площадь скверов - 216,2 гектаров.

Средних школ средней ступени - 2; средних школ 1-2 ступеней - 38; средних школ 1-3 ступеней - 116; детско-юношеских спортивных - 7; станций юных техников - 2; центров творчества детей и юношества - 8; детско-юношеских клуба - 54.

Государственных - 7; филиал - 1; частных - 9 (из них лицензировано 6).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ПАРЛАМЕНТЕ

В Верховном Совете Украины - 10 народных депутатов, в областном Совете - 15, в городском - 75, в районных, Моспинском городском и Ларенском поселковым Совете - 281 депутат.

СТРУКТУРА ГОРСОВЕТА

Донецк является административным центром Донецкой области. В состав Донецкого горсовета входят города: Донецк (9 внутренних районов), Моспино, поселки городского типа Ларино, Горбочево-Михайловка, 8 сельских населенных пунктов.

КОММУНИКАЦИИ

Общая протяженность водопроводных линий - 2.398 километров, канализационных - 1.176 километров.

УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ

Площадей - 21, улиц, бульваров, проспектов -2.220, общая протяженность улиц -2.500 километров.

РЕКИ И ВОДОХРАНИЛИЩА

Рек - 5, самые длинные из них Черепашкина - 23 километра и Асмоловка - 13 километров. Все реки на территории города впадают в реку Кальмиус. Водохранилищ - 2: Донецкое море (206 гектаров) и

Кальмиусское водохранилище (60 гектаров).

Объективные условия жизни 20-х - 30-х годов обусловили развитие культурного процесса в стране преимущественно вширь. Это нашло выражение в приобщении широких масс трудящихся к культурным ценностям, повышении их общекультурного уровня, создании условий для проведения культурно-массовой работы. Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Отличительной особенностью культурного развития в Донбассе были высокие темпы создания материальной базы культуры. Если первыми очагами культуры становились клубы, сельские дома, библиотеки, красные уголки, и для них строились специальные здания, то в 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В Донбассе острее, чем в других областях Украины, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче-крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л.Слонимский. Ю.Л.Черный-Диденко, М.Голодный (М.С.Эпштейн), Г.М.Баглюк, II.Г.Беспощадный и другие.

В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - "Шахтерка Донбасса", в Артемовске - "Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.



Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института. Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс".Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

Развитие самодеятельного творчества в Донецком крае в 20-30-е годы

Донбасс богат промышленной историей, но культурные традиции здесь даже в начале XX века не сложились: рабочие приезжали на заработки со всех концов страны - возникла пестрая этническая картина. Этно-культурные компоненты были привнесены из разных частей страны: это и сельская культура восточно-украинская и западно-украинская; это и городская культура центральной России и украинских городов. На территории Донбасса издавна возникли греческие поселения, татарские и болгарские, десятки других народностей расселились среди преобладающего украинского и русского населения в городах, поселках и селах. Вследствие этого к 20-м годам нашего столетия не могла сложиться объединяющая все население края какая-либо единая национальная культура с вековыми самобытными основами. Люди каждой нации и народности, поселявшиеся в Донбассе, были связаны определенной общностью национально-культурных традиций, в частности, бытовых обрядов, но общие культурные традиции сформироваться не смогли.

Другая особенность заключалась в том, что до 20-х годов в Донецком регионе не было центров духовной культуры: не существовало высших учебных заведений, не было театров, концертных залов, художественных музеев. Поэтому не сформировались какие-либо единые традиции духовности края. Очаги культурной жизни стали возникать в результате тех преобразований, что в художественной культуре края протекали в 20-30-е годы. Они несут на себе отпечаток своей эпохи.

Художественная самодеятельность в Донбассе носила действительно массовый характер. В деятельности кружков нашел отражение многонациональный состав рабочего класса Донбасса. В конце 20-х годов увеличилось количество украинских драматических и музыкальных кружков, наряду с ними работали греческие, татарские, армянские самодеятельные коллективы. Им оказывали помощь творческие коллективы. Так, Киевская капелла «Рух» взяла шефство над рабочей капеллой Макеевского металлургического завода. Известный и популярный композитор И.Дунаевский организовал шахтерский ансамбль песни и пляски при Рутченковском дворце культуры. В нем занималось 130 шахтеров и членов их семей. Однако не все кружки работали достаточно эффективно, деятельность их носила агитационно-пропагандистский характер, им не хватало мастерства и культуры. Но некоторые коллективы добились значительных успехов. Например, среди победителей Всеукраинской олимпиады самодеятельного искусства был греческий ансамбль Сартанской МТС. Любительское объединение «Изо – забой» дало путевку в жизнь известному художнику П.Кодьеву.

Важное место в системе культурно просветительской работы в Донбассе занимали клубы, дома культуры, клубы-театры, создаваемые при крупных предприятиях и позже именуемые дворцами культуры. Для вовлечения селян создавались красные сотенные уголки: на 100 хат одна выделялась для занятий художественной самодеятельностью. Сеть культурно просветительских учреждений росла быстро: к 1935 году в Донбассе насчитывались 441 клуб, 26 Дворцов культуры, на селе - 804 «сотенные хаты». Культурно-просветительные учреждения были центрами художественной самодеятельности: в них создавались театральные, музыкальные, хоровые кружки и студии. Кружки и студии 20-х - 30-х годов сделали свое доброе дело: через них тысячи тружеников приобщались к искусству, знакомились с достижениями театрально-музыкальной культуры, пробовали свои силы в непосредственно художественном творчестве. В 30-е годы самодеятельные театральные коллективы все чаще переходят к воплощению на клубной сцене крупных произведений советской, а также русской, украинской и зарубежной классической драматургии. Возникает ряд музыкально-драматических коллективов, оперных студий. Многие самодеятельные коллективы работали на высоком художественном уровне.

Культурно-бытовые условия рабочих Донбасса в 30-е годы Рабочий класс Донбасса, несмотря на противоречивость развития общества в 30-е годы, внес значительный вклад в создание материальных ценностей страны, что в конечном итоге способствовало улучшению его благосостояния.

Особенно острой проблемой на Украине, в том числе и в Донбассе, была обеспеченность жильем рабочих и их семей. В середине 30-х годов государственные расходы на жилищное строительство в Донбассе увеличились. Так, половина всех капиталовложений в жилищное строительство республики, направлялась в Донбасс. Развивалось кооперативное и индивидуальное строительство, на которое промышленные предприятия отпускали значительные средства из фонда улучшения быта рабочих. В первую очередь поощрялись передовики производства. Вместе с тем обеспеченность жильем была ещё недостаточной.

Наряду с жилищным строительством осуществлялось благоустройство городов и рабочих поселков, велось коммунальное строительство. Важно отметить, что рабочие проявляли большую активность в осуществлении благоустройства городов и поселков. Так, рабочие Горловки отработали 600 тыс. человеко-дней на коммунальном строительстве и благоустройстве города. Опыт горловчан был широко использован во всех рабочих центрах Украины.

Организационную работу по бытовому строительству и благоустройству проводили депутатские группы местных Советов. Профсоюзы выделяли специальные фонды премирования передовиков соревнования по благоустройству. В частности, поощрялось движение женщин-работниц, которые брали шефство над рабочими общежитиями.

Наряду с жилищно-бытовым строительством развивалась сеть культурно-просветительных учреждений: библиотек, дворцов культуры и т.д. Рабочие многих промышленных предприятий принимали активное участие в строительстве театров и кинотеатров. Так рабочий коллектив завода "Азовсталь" в 1934 г. построил летний театр в Мариуполе за 46 дней, к началу гастролей Ленинградского государственного Большого драматического театра. Прочно входило в быт рабочих радио. В 1936 г. только в Горловке было радиофицировано более 4 тыс. квартир рабочих.

Широкое распространение получили новые формы организации отдыха и профилактического лечения рабочих. Особое внимание уделялось организации здравпунктов непосредственно на промышленных предприятиях Донбасса, а также поликлиник для преимущественного обслуживания рабочих и их семей. Так, обслуживание шахтеров и их семей составляло в 1937 г. по Макеевскому региону - более 60%, по Горловскому - более 50%.

В 1937 г. на Украине функционировало 366 стационарных санаториев на 35 тыс. мест и 175 домов отдыха на 24 тыс. мест. Преимущественным правом на получение путевок пользовались передовики производства Донбасса. Преобладающее большинство рабочих и инженерно-технических работников получали путевки, частично или полностью оплаченные соцстрахом. Значительная роль в укреплении здоровья и быта рабочих отводилась развитию физкультуры и спорта.

На эти цели из бюджета Украины в 1937 г. было выделено в 4,2 раза больше средств, чем в 1933 году,

Отмена нормированного снабжения, снижение цен в 1935-1936гг способствовало развитию общественного питания. За этот период сеть столовых и буфетов в Донбассе, как и в целом по Украине, увеличилась почти в 3 раза.

Одной из важнейших мер, направленных на улучшение материального и бытового положения рабочих, явилось создание на промышленных предприятиях собственных продовольственных баз и развёртывание индивидуального огородничества. Профсоюзные организации заводов и шахт обеспечивали своевременное получение через сеть отделов рабочего снабжения семян, рассады. Эффективными были такие формы работы по созданию продовольственной базы, как проведение городских, районных, областных конференций по обмену опытом, слетов огородников. Так, на Мариупольской районной конференции в 1934 г. была поддержана инициатива создания собственной фруктовой базы, а рабочие металлургических заводов Донбасса обратились с призывом создать в пригородных хозяйствах животноводческие базы. В 1934 г. в Донбассе огороды имели 600 тысяч трудящихся, на каждую семью было получено в среднем по одной тонне овощей и картофеля. Эта проблема остается актуальной и сегодня.

Таким образом, негативные процессы, связанные с командно- административной системой и отсутствием демократии, сдерживали развитие общества. Вместе с тем во второй половине 30-х годов благодаря активности рабочего класса была создана материальная база, позволившая улучшить культурно-бытовые условия трудящихся Донбасса.

Образование и просвещение в Донбассе в 20-е годы

Состояние образования и просвещения в Донбассе во многом определялось состоянием экономики края. За годы войны разрушенной оказалась не только промышленность, но и вся система образования и просвещения. К этому следует добавить, что население Донбасса в своей основной массе оставалось неграмотным или малограмотным.

И, тем не менее, уже в апреле 1920 года во всех уездах и районах Донецкой губернии создаются комиссии по ликвидации неграмотности. Через три года, когда ситуация с продовольствием несколько стабилизировалась, в школах ликбеза только в Юзовском районе обучалось 800 человек, а к концу 1924 года в Донбассе насчитывалось около 400 пунктов по ликвидации неграмотности. В следующем 1925/26 учебном году читать и писать научилось более 40 тысяч человек.

К концу 20-х годов проблема ликвидации неграмотности была еще далека от своего разрешения, и все же основа решения этой задачи была заложена прочная. Ликвидация неграмотности была лишь необходимым условием для получения образования и в этом большую роль играли школы повышенного типа для взрослых, которые открывались на больших предприятиях, при клубах.

В начале 20-х годов Наркомпрос Украины разработал свою концепцию образования и просвещения, основанную на гипертрофированном технократизме. Все старые структуры начальной, средней и высшей школы распускались. Вместо них создавались новые многоступенчатые структуры подготовки рабочих кадров и узких специалистов. Были закрыты все университеты, объявлена война гуманитарному образованию и теоретической подготовке, лекционному методу обучения. Технические дисциплины были обязательны для изучения даже в педагогических вузах.

Подготовка к будущей специальности осуществлялась уже в детском саду. С восьмилетнего возраста обучение продолжалось в общеобразовательной школе - 5-7 классов. Затем в школах фабзауча и профшколах. С 18 лет выпускники фабзаучей и профшкол завершали подготовку в техникумах и институтах, срок обучения в которых составлял 3-4 года.

Вновь созданные образовательные структуры в Донбассе постепенно, но неуклонно расширялись, привлекая к своей деятельности значительное число детей и подростков. В 1924 году общеобразовательные школы в Донбассе посещали 72 тысячи детей, через год - 89 тысяч, а в конце 20-х годов более 90% детей в городах и рабочих поселках Донбасса получали систематическое образование.

После окончания общеобразовательной школы обучение можно било продолжить в школах ФЗУ или профшколах. Осенью 1922 года были открыты ФЗУ на Донецком содовом и Макеевском металлургическом заводах.

В начале 20-х годов по всему Донбассу создается сеть горнопромышленного ученичества. К концу восстановительного периода в Донецкой губернии насчитывалось 57 школ ФЗУ, в которых обучалось 4,5 тысячи человек.

Вместе с тем количественный рост общеобразовательных школ и школ ФЗУ не гарантировал качество знаний. Подготовка учащихся здесь велась на примитивном уровне. Поэтому низкая базовая подготовка учащихся значительно затрудняла работу высшей школы. Не спасли ситуацию и так называемые рабочие факультеты, создаваемые повсеместно при техникумах и институтах.

Первым прообразом высших учебных заведений на Донецкой земле явились вечерние рабочие техникумы (в 20-е годы техникумы на Украине, как и институты считались высшими учебными заведениями). В 1921 году их насчитывалось 12 с общим числом учащихся 1030 человек.

В феврале этого года в Юзовке начал действовать горный техникум имени Артема. В январе 1922 года в Луганске состоялось торжественное открытие первого в Донбассе института народного образования.

В 20-е годы в Донбассе начался плановый переход к преподаванию в школах на родном языке, а в 1924-25 годах украинская словесность была введена во всех школах украинской части Донбасса. В середине 20-х в Донбассе функционировали сотни школ с преподаванием на греческом, татарском, немецком, еврейском, ассирийском и болгарском языках обучения. В Мариуполе был открыт греческий педагогический техникум.

Таким образом, в 1920-е годы в Донбассе идет процесс привлечения значительного числа лиц разных возрастов к различным формам образования и просвещения. Однако уровень подготовки во всех звеньях новой структуры был невысок. Планка знаний была опущена до минимума, произошло значительное проседание интеллектуального уровня общества.

ТЕМА 7. ДОНБАСС В 1941-1950-е ГОДЫ

1. Начальный период войны. Мобилизация в крае.

2. Оккупационный режим в Донбассе.

3. Партизанское и подпольное движение.

4. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

5. Восстановление народного хозяйства региона.

Истоки культурного развития в нашем регионе находятся в далеком прошлом - со времен заселения края. В самом далеком начале здесь был развит фольклор, обрядовые традиции.

С открытием угольных копей начинается этап более бурного развития культуры, искусства, ремесел. Наиболее распространены были в Донбассе легенды, в частности, о хозяине богатых подземных кладов Шубине. У горловских шахтеров была своя, отличная от донецких и макеевских, трактовка образа Шубина. С одной стороны, он и злой леший, с другой, добрый покровитель горняков. Историки утверждают, что в районе нынешней Бессарабки есть болото под названием Шубинское, с которым связано немало сказов и поверий.

Первое культурное заведение, клуб-театр, было открыто в 1890 году руководством Корсунских копей. Оно предназначалось в первую очередь для служащих. В нем проводились собрания, вечера отдыха, выступления заезжих артистов. Примерно тогда же в поселке ртутнян переоборудовали под клуб одну из больших казарм, устроили сцену и зрительный зал со скамьями. Вопрос о составе отдыхающих был решен более демократично. В клубе был буфет с чаем, печеньем, булочками, сладостями, поэтому за ним закрепилось название «Чайная».

Изобретение фотографии позволило документально запечатлеть первоначальный облик Корсунской копи, угольных забоев, Ртутного рудника, машиностроительного завода, поселка Горловки с линиями домов и землянок, портреты П.Н. Горлова, А.В. Миненкова, А.А. Ауэрбаха и других организаторов предприятий.

В первые годы XX столетия в Горловке открывается сеть развлекательных заведений. Приходит к шахтерам и синематограф. Распространяется на территории шахт и других предприятий и печатная продукция - газеты, журналы.

Служащие рудников и заводов в выходные и праздничные дни начали устраивать загородные увеселительные прогулки подобно тому пикнику, который описан в повести А. Куприна «Молох».

Под влиянием окружающей среды формировалась поэзия учащегося штейгерского училища а затем и горного специалиста Первого рудник Аркадия Яковлевича Коца, первого переводчика на русский язык всемирно известного «Интернационала».

Революционные события, Первая мировая война, события, связанные с иностранной интервенцией, прервали развитие культуры в крае, поэтому ее рост припадает на период двадцатых годов. На всех крупных предприятиях города устраиваются помещения для клубов. Например, зрительный зал на шахте №5 вмещал около 500 зрителей. В клубах чаще всего ставились спектакли, зрителями которых в большей части были служащие шахт и заводов.

Активизировались кружки художественной самодеятельности, переняв и приумножив традиции клуба Первого рудника. В 1927 году был дан старт многим полезным делам. Дворец Труда стал организационным и методическим центром развития культуры не только в городе, а и во всем Донецком крае. Он являлся приветливым домом для взрослых и детей, для ветеранов труда, женщин, для пытливых и любознательных. Впоследствии Дворцу культуры присвоили имя В.И. Ленина, и он на долгие годы стал в Горловке центром культурной жизни. В связи с закрытием шахты «Кочегарка» в 1999 г. он был передан на баланс города. Кстати, к этому времени на авансцену культурной жизни города вышел культурно-спортивный центр концерна «Стирол».

20-30-е годы характерны высоким всплеском в развитии культуры, литературы, художественной самодеятельности. Шахтерскую Горловку посещали известные в СССР писатели, художники, кинематографисты. Здесь творил известный на весь Донбасс шахтерский поэт Павел Григорьевич Беспощадный. Известный в то время кинорежиссер-документалист Марк Аевков, автор фильмов о Днепрострое, создает киноленту из нескольких частей о труде прославленного горняка Никиты Изотова. Этот кинорассказ о труде знатного углеруба, открывшем школу наставничества, надолго вошла в киноанналы отечественной документалистики.

Изотовское движение сыграло выдающуюся роль в подъеме угледобычи в Донбассе, а образ самого Никиты Изотова навсегда остался в памяти людей. Это был настоящий человек. Маленький фильм сыграл выдающуюся роль в пропаганде образа интересного человека и его дела.

Великая Отечественная война прервала уверенную поступь культурной жизни города, хотя музы во время грохота орудий не молчали.

После освобождения Донбасса первостепенное внимание было уделено восстановлению шахт, заводов, потому восстановление культурных учреждений, школ, больниц и т.д. было завершено к 50-му году. В клубах и дворцах заработали различные кружки, ансамбли, оркестры. Открылись кинотеатры в Никитовке, «Шахтер» - в центре города (1950 г.). В 1946 г. в новом здании разместилась городская библиотека, а через год от нее отпочковался детский филиал. Безусловно, вся культурная жизнь концентрировалась вокруг угледобывающих предприятий.

После некоторого затишья в 60-е годы наблюдалось оживление художественного творчества. Проводились смотры самодеятельных коллективов, театральных студий. Ансамбль народного танца ДК шахты «Кочегарка» заслужил всеобщее признание. В 1967 г. его руководитель А.П. Калабердин удостоен звания Заслуженный работник культуры Украины. В те же годы на базе ансамбля был снят художественный фильм «Годы молодые», в котором впервые с экрана прозвучала популярная и ныне песня А. Малышко и П. Майбороды о рушнике. Одним из достижений ансамбля явилось создание своеобразной сценической картины, отображающей историю и будни своей шахты. Зрители в танцевальных картинках увидели добычу угля в шахте.

Несмотря на отсутствие в городе профессионального театра, горловчане имели возможность имели возможность смотреть гастроли не только приезжих актеров, а и своей театральной студии «Юность», впоследствии получившего звание народного театра.

К концу шестидесятых годов в Горловке насчитывалось 15 многотиражных газет, десять из которых выходили на шахтах объединения «Артемуголь». В 1962 году начались регулярные передачи городского проводного радио. Радиостудии, сообщавшие информации о ходе добычи угля, о трудовых вахтах горняков, стали появляться и на шахтах.

В крупных жилмассивах города в середине 70-х функционировало 24 Дворца культуры и клуба, музыкальные школы, музей истории города, художественный музей, 70 библиотек.

Состояние культурной жизни в Горловке, как и в других регионах, во многом зависело от экономики и отражало ее зигзаги. Учреждения культуры оказались в весьма затруднительном положении и постепенно сворачивали свою активность и самодеятельность. Не выдержали испытания кризисом некоторые кинотеатры и кинозалы. Лишились финансовой поддержки Дворцы культуры шахт «Кочегарка» и им. Н. Изотова.

С большими перебоями работало проводное радио, на некоторых шахтах «сворачивается», особенно в зимнее время, работа клубов, библиотек. Закрылись музеи истории на Ртутном комбинате, шахтах «Кочегарка», «Комсомолец», в школе №30. Но тем не менее пополнялись экспонатами музеи истории города и художественный.

И все же культурная жизнь, литература и искусство не угасли. В конце 90-х с помощью предприятий города, в том числе и «Артемугля» был восстановлен кинотеатр «Шахтер». В Горловке появляется библиотека миниатюрной книги, переданная горловчанам энтузиастом-собирателем В.А. Разумовым, которая названа в его честь. За короткий промежуток времени на шахте «Комсомолец» был построен спортивный комплекс «Олимп». А шахтный Дворец культуры остается и поныне притягательным центром в шахтерском жилмассиве.

#русскиймир #донбасс #донецк #донецкийрегион

Начиная с XVI столетия судьба Донецкого региона и его населения тесно связана с Российским государством, что отразилось на экономическом и культурном развитии Донбасса. Несмотря на то, что у ряда ученных сформировалось мнение о том, что Донецкие степи исторически представляли собой нелюдимую «Необузданную область», пребывавшую за пределами границ региона существования так называемых «культурных народов», территория Донбасса с давних времен считалась составляющей евразийского степного коридора. Например, донецкий археолог Э.Е.Кравченко утверждает, что указанная территория практически во все периоды своей истории представляла собой сформированный густонаселённый район.

В особенности это касается территорий, близлежащих к Северскому Донцу и Азовскому морю, где всегда было более или менее многочисленное оседлое население. Это население всегда было полиэтничным. Формирование региона проходило в рамках тех же исторических действий, что и формирование соседних с ним земель.

Если сравнивать Донбасс и Россию, то можно сделать вывод, что Донбасс так же полиэтничен, как и Российская федерация. Как отмечают донецкие историки Л.А.Крутова и О. Б.Пенькова, уже после вхождения Донецкого края в ХVІІІ — начале ХІХ столетия в состав Российской империи как неотъемлемой части широкого историко- культурного региона Новороссия, его характерной особенностью было то, что заселение, инфраструктура, характер существования здесь создавались в течение относительно кратковременного периода.

Достаточно стремительными темпами подходило его хозяйственное осваивание . Все это привело к тому, что на Донбассе сформировался высокий уровень самоидентификации населения и собственный нравственный мир, к отличительным особенностям которого можно отнести, прежде всего, русский язык как родной и как язык межэтнического общения; русская культура, православие; понимание общих исторических корней с Россией.

Взаимосвязь с жителями Российской Федерации повлияла на формирование донецкого характера, который включает в себя такие качества как: усердность, твердость и упорство в достижении поставленной цели, решимость, устойчивость перед возникающими трудностями, предприимчивость, способность брать ответственность на себя, коллективизм и сильный темперамент. Как и россияне, дончане глубоко патриотичны и обладают высокой силой духа, они способны до последней капли крови защищать свою землю, о чем свидетельствуют события последних трех лет. Большой отпечаток на формирование характера наложила также трудная и опасная работа шахтера. Дончане, разделяют и отдают предпочтения базисным категориям русской культуры, например, идеалу соборности, как растворению русского человека в церкви, стране и народе, это любовь к единым ценностям. Это говорит о том, что в противовес западной цивилизации, в основе которой лежит индивидуализм, в Донбассе на первом плане стоит единство.

Люди, живущие на Донецкой земле, связаны российским языком как родным. Так, М.Хайдеггер утверждает, что речь всегда настроена на артикуляцию определенного содержания, которое есть результатом самопонимания и самовыражения человека в мире. Поэтому, анализируя речь, мы окунаемся в ту реальность, в которой эта речь проистекает, и так познаем реальность. Ибо речь - это всегда речь о чем-то .

Таким образом, русский язык — это не способ общения, а способ бытия. Хотелось бы верть, что совестная история России и Донбасса и общие взгляды на общественное развитие принесут в наш край мир, идеалы свободы, справедливости и суверенитета.

Список литературы

1. Крутова Л.А. Современные подходы к изучению истории Донбасса / Л.А.Крутова, О.Б.Пенькова // Журнал исторических, политологических и международных исследований, 2015.

2. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Академический проект, 2013.

Максименко А.А., Денисенко О.А.