Васнецов годы жизни. В

Виктор Михайлович Васнецов

Сегодня я хочу рассказать вам о русском художнике Викторе Васнецове.

Было время, когда его картины с самого раннего детства входили в жизнь молодого россиянина и это имя (как и картины автора) было известно любому, кто закончил простую среднюю школу.

Художник Виктор Васнецов. Биография

Творческий путь художника Виктора Васнецова начался в 70-х годах девятнадцатого века. Это было время, когда творили такие знаменитые ровесники и современники Васнецова, как Репин И.Е, Суриков В.И., Поленов В.Д. и многие другие. В те времена русская публика с огромным интересом и восторгом следила за успехами зарождающегося «реалистичного искусства» и просто «валом валила» на выставки Товарищества передвижных художественных выставок.

Огромный интерес был не только к живописи. Литература, наука, музыка – всё было интересно, всё было согрето идеей возрождения русской культуры и русских традиций.

Художник Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопатья, в семье сельского священника. Большая семья очень скоро, после рождения Виктора, перебралась в село Рябово Вятской губернии. В этом забытом Богом селе и прошло детство будущего художника.

Быт семьи сельского попа мало отличался от быта просто крестьянина. Тот же огород, скотина, народные песни и сказки.

В скором времени молодой человек отправляется в Вятку и становится учеником духовной семинарии. Учиться было скучно, и Виктор начал брать уроки рисования у учителя гимназии Н.Г. Чернышова. Васнецов с большой радостью и желанием рисовал с гипсов и литографии в Вятском музее, устроился помощником художника Э. Андриолли, который в это время расписывал собор в Вятке.

В 1967 году будущий художник приезжает в Петербург и через год поступает в Петербургскую академию художеств. Тут у него начинается совсем другая жизнь: он подружился с Репиным и Антокольским, Стасовым и Крамским. Бесчисленные собрания и литературные вечеринки, споры о путях развития русского искусства и культуры.

Многие современники художника вспоминали, что в тот период Васнецов увлекся чтением русских былин, изучал национальную культуру, фольклор и народное творчество. Однако, его обучение в академии стало просто формальным – умер его отец и Васнецов больше времени уделял элементарной борьбе с нуждой. Нужно было как-то жить самому и помогать матери, которая осталась одна с малолетними детьми на руках. Может быть поэтому, вспоминая впоследствии годы, проведенные в академии, Васнецов называл своим единственным учителем лишь одного Чистякова П.П., с которым у Виктора сложились дружеские отношения и к которому он очень часто обращался за помощью и советом.

Будучи студентом, Васнецов прославился, как автор многочисленных рисунков, на которых были запечатлены жанровые сценки и городские типы. В газетах критики хвалили молодого автора за наблюдательность и доброжелательный юмор, демократическую симпатию. И предрекали ему великое будущее, как типисту (было такое слово. Это тот, кто рисует типажи).

Однако, Васнецов видит себя серьезным художником и пробует свои силы в живописи. Его жанровые картины замечает публика. Особый успех выпал картине «С квартиры на квартиру».


С квартиры на квартиру

Эту картину приобрел для своей знаменитой выставки П.М. Третьяков.

Критики не ругают художника, но отмечают, что его жанровые картины не отличаются своеобразием по композиции и скромны по живописи.

Совсем другого порядка картина «Преферанс» (1879 г).


Преферанс

Её называют лучшей не только в творчестве молодого художника, но и русской жанровой живописи второй половины девятнадцатого века. Вот, что сказал о этой картине и о художнике Крамской:

Вся русская школа за последние 15 лет больше рассказывала, чем изображала. В настоящее время тот будет прав, кто изобразит действительно не намеком, а живьем. Вы один из самых ярких талантов в понимании типа. Неужели Вы не чувствуете своей страшной силы в понимании характера?

Однако, несмотря на несомненный успех, жанровая живопись не приносила полного удовлетворения самому Васнецову. Хотелось чего-то совсем иного, другие типажи и образы привлекали художника.

Репин зовет Васнецова в Париж – развеяться и осмотреться, напитаться новыми идеями.

Васнецов целый год живет в Париже, изучает живопись современных французских мастеров, посещает музеи. И решает вернуться в Россию, и поселиться в Москве.

Желание жить в Москве совершенно не случайно – Москва давно манит к себе художника. Много лет спустя он напишет:

Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным.

Нужно сказать, что Москва в тот период привлекала не одного Васнецова. Примерно в то же время в Москву перебираются Репин и Поленов, переезжает из столицы Суриков. Художников остро интересовала древняя столица, как чудотворный оазис, способный напоить искусство живительными силами. Не нужно забывать, что конец девятнадцатого века – это время, когда резко вырос интерес к отечественной истории и отечественной культуре.

Именно в Москве Васнецов совершает «решительный и сознательный переход из жанра». Он вдруг четко осознал, что все эти годы неясно грезил русской историей и русскими былинами, старыми русскими сказками.

И очень скоро на свет появилось первое полотно художника, как результат этих «исторических грез».


После побоища Игоря Святославовича с половцами

«После побоища Игоря Святославовича с половцами» публика и критики встретили достаточно прохладно. «Народ» требовал археологически точного изображения баталии, а «сказку и былину» принимать не хотел.

Художник пытался объяснить, что заимствуя сюжет из «Слова о полку Игореве», он не пытался создать иллюстрацию к произведению. Нет. Он сознательно убрал с полотна кровь и грязь реального боя, и хотел создать героическую картину, которая бы отражала русский дух и привлекала зрителя не ужасными деталями прошедшей сечи, а скрытой драмой, и красотой, и созданием поэтического художественного образа.

Чистяков писал Васнецову:

Вы, благороднейший, Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил, я, допетровский чудак, позавидовал Вам.

Художник предложил публике совершенно новый художественный язык, который был изначально не понят и не услышан.

Но, так чувствовали не все. Как только картина появилась на выставке, её сразу же приобрел Третьяков, который понял, какие возможности новое направление открывает для русского реализма. И с той поры известный меценат и коллекционер зорко следил за каждым творческим шагом художника.

А между тем, жизнь Васнецова в Москве складывалась просто счастливо: он нашел себе добрых друзей, часто бывал в доме у Третьякова П.М. на знаменитых музыкальных вечерах.

Ещё одним другом, который сыграл большую роль в судьбе художника, стал Савва Иванович Мамонтов. Художник всегда был желанным гостем и в загородном доме, и в знаменитой усадьбе «Абрамцево». Мамонтов просто беззаветно любил русскую старину, народное искусство и поддерживал молодых художников и литераторов. Очень скоро, благодаря стараниям Васнецова, в «Абрамцево» сложился дружный кружок, который состоял из молодых художников, музыкантов, артистов, литераторов, которые видели истоки своего творчества в русской культуре, в её истоках и её уникальности.

Картины художника Виктора Васнецова

Именно в «Абрамцево» (где художник долгое время жил) зародился первый цикл сказочных картин Васнецова. Цикл открывали три картины, которые были написаны по заказу Мамонтова: «Три царевны подземного царства», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке».


Три царевны подземного царства Алёнушка Иван-Царевич на Сером Волке

Картины со сказочными сюжетами Васнецов писал всю свою жизнь. При всем их разнообразии (и даже неравноценности) все картины объединяет, в первую очередь, желание раскрыть внутреннее содержание русской сказки, создать атмосферу реальную и одновременно фантастическую. Сказочную. С особым пониманием добра и зла. И верой в справедливость и торжество добра.


Ковёр-самолёт
Витязь на распутье

Уже в первых работах художника видна большая любовь к народному костюму и внимание к его деталям. Именно в этот период участники Абрамцевского кружка начинают заниматься углубленным изучением старинного народного костюма, форм и орнаментики. И полученные знания Васнецов использует в написании своих картин.


Спящая царевна Снегурочка

Ярким примером увлечения народным костюмом стал этюд художника «В костюме скомороха».

В костюме скомороха

В 1881 году Васнецов пишет одну из лучших своих сказочных картин - «Аленушка». Эту картину он пишет в Абрамцево. Там же, в Абрамцево, художник приступил к художественному оформлению спектакля «Снегурочка».


Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере

Спектакль изначально был поставлен в доме Мамонтова, а в последствии, перенесен на профессиональную сцену.

При всем успехе «Аленушки» самым грандиозным замыслом восьмидесятых годов стали «Богатыри». Эту картину художник писал почти двадцать лет (1881-1898). Нужно сказать, что за этот период Васнецов написал несколько больших и очень значимых работ.

Картина-фриз «Каменный век» (1882 – 1885) для Московского Исторического музея - 16 метров в длину, состоящая из трех частей: первая посвящена жизни и быту древних людей, вторая – это сцена охоты на мамонтов, третья – «Пиршество».

Именно благодаря «Каменному веку» художник получил подряд на роспись Владимирского Собора в Киеве.

Эскизы для росписи Владимирского собора. Княгиня Ольга и Нестор-летописец

В 1891 году работы по росписи были почти закончены и художник, вместе с семьей, возвращается в Москву. К этому периоду материальное положение семьи настолько улучшилось, что Васнецовы смогли купить небольшую усадьбу в Абрамцево и построить в Москве небольшой дом с мастерской. Именно в этой мастерской художник возобновляет работу над «Богатырями» и, одновременно, начинает писать картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (с этой картиной в 1897 году художник в последний раз выступит на выставке передвижников).

Царь Иван Васильевич Грозный

В 1899 году в Москве открывается первая персональная выставка художника. И центральным произведением выставки становятся «Богатыри».


Три богатыря

В последние годы XIX века Васнецов находится на пике славы: о художнике хорошо и много пишут отечественной и зарубежной прессе, его мастерскую посещают известнейшие музыканты, художники и писатели. Третьяков в своей галерее (уже переданной в дар Москве) строит специальный зал для произведений Васнецова.

В это период художника, вдруг, увлекла архитектура. Много лет назад в Абрамцево по эскизам художника были возведены две небольшие постройки: домашняя церковь и «Избушка на курьих ножках». Позднее – фасад Третьяковской галереи и несколько частных домов в Москве.


Гусляры

"Краса ветвей зависит от корней"

Практически весь род Васнецовых был священническим. В 1678 упоминается псаломщик Трифонова монастыря Дмитрий Кондратьев сын Васнецов . Но корни рода идут из Перми Великой: в 1678 там на погосте Ныроб упоминаются церковники Васкецовы .

Карта севера России, включая Великую Пермь.

Пермь Великая (Пермь Камская ) — историческая область в России. Пермью Великою назывались города Чердынь, Сольвычегодск, Соликамск, Кайгород, Старая Пермь. Город Старая Пермь находился в 140 верстах от устья Вычегды.

Фамилия возникла от имени Василий: Васка — Васкец — Васкецов, и первоначально выглядела именно как Васкецов . Подобно этой образовались фамилии Иванцов, Пашкецов.

Васнецовы были людьми, жизнь свою отдававшие служению Богу и просвещению: священники и учителя.

В 10 районах современной Кировской области есть места, связанные с деятельностью этого славного рода: это города и села, где жили Васнецовы, церкви и школы, где они служили людям.

Михаил Васильевич Васнецов

Отец будущих художников, Михаил Васильевич Васнецов, по окончании Вятской духовной семинарии был рукоположен в священники Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда, куда прибыл с женой Аполлинарией Ивановной происходящей из священнического рода Кибардиных, в 1844 году. В Лопьяле родились двое детей - Николай и Виктор.

Васнецов Николай Михайлович (1845—1893) — учитель, написал книгу «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора», изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом.

Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — художник, мастер исторической и фольклорной живописи.

В 1850 году Васнецовы переехали в село Рябово. Здесь родились еще четверо братьев: Александр, Аркадий, Аполлинарий, Петр.

Васнецов Пётр Михайлович (1852—1899) — агроном, учитель.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856—1933) — художник, мастер исторической живописи, искусствовед.

Васнецов Аркадий Михайлович (1858—1924) — народный учитель, заступающий головы города Вятка.

Васнецов Александр Михайлович (1861—1927) — русский фольклорист, народный учитель, автор сборника «Песни Северо-Восточной России» (1894).

Первоначальное образование всем шестерым сыновьям Михаил Васильевич дал дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили первые навыки рисования. «Начал я рисовать с самого раннего детства, - вспоминал Виктор Васнецов впоследствии, - и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения - это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и прочее) по воспоминанию...».

Безусловно, различные таланты, впоследствии проявившиеся в братьях, имеют наследственные корни от дедов и прадедов Васнецовых и Кибардиных.

Село Рябово - дом Васнецовых

Рябово - это «родовое гнездо», семья прожила здесь более 20 лет. В Рябово будущие художники Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) и Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) увидели красоту родной земли, получили первые уроки живописи и жизни. Прекрасны окрестности села, воспетые братьями Васнецовыми: сказочные леса, цветущие поля, заснеженные просторы. Тихие вятские пейзажи, жизнь и быт народа, сказки, песни, легенды, - все впиталось в детские души и отразилось в творчестве.

Сюда Виктор и Апполинарий приезжали, будучи уже взрослыми и знаменитыми, здесь похоронены отец и мать. Братья очень любили Рябово, часто вспоминали о родном селе, об этом свидетельствуют их письма и воспоминания современников. На рябовской земле, несомненно, возникали замыслы будущих картин.

В сохранившемся до наших дней доме Васнецовых с 1981 года находится Мемориальный музей. Бережно сохраняются драгоценные экспонаты: документы, фотографии, старинные предметы. Значительное место в коллекции музея занимают подлинные картины А. М. Васнецова, такие как "Пашня", "Дуб в Демьяново".

Добрый наставник

Род священников Васнецовых наделён от природы художественными способностями. Были среди них архитекторы, принимавшие участие в строительстве сельских каменных храмов, подготовке «художественных чертежей», по которым построена колокольня церкви села Талые Ключи. По их «художественным эскизам» сооружались каменные церковные ограды и металлические решётки к ним, торговые лавки для ярмарок и собственные дома. Художественное дарование священников Васнецовых проявилось в проведении отделочных работ и росписи стен храмов, устройстве иконостасов, написании живописных работ.

В доме матери о.Михаила Ольги Александровны Васнецовой, урождённой Вечтомовой, все стены были завешаны её картинами. Позднее Виктор Михайлович вспоминал: «...Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил “на поклон”, чуть только приедем из семинарии... все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов, заполняя стены гостиной… Мы гордились талантом бабушки».

Михаил Васильевич для сыновей был добрым и строгим наставником. На каникулах «отец требовал показать наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы, рисунки и этюды, выполненные масляными красками, все виды окружающих село красивых мест». «Однажды, - вспоминал Виктор Васнецов, будучи уже студентом Академии художеств, - мы все писали этюды, и единодушно рисунок отца был признан лучшим».

Через много лет, в 1929 году, семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, в то время академик Петербургской Академии художеств, в автобиографическом повествовании «Как я сделался художником» написал об отце и своём детстве в Рябово: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Его смерть потрясла меня до глубины души… Вечное, сердечное спасибо отцу».

Михаил Васильевич Васнецов отошёл ко Господу в 1870 году в возрасте 47 лет. Четырьмя годами ранее ушла из жизни Аполлинария Ивановна. Детство братьев кончилось. Шестеро детей остались сиротами.

Из гущи народа

Старшему брату Николаю (1845-1893) к тому времени было 25 лет. Он окончил Вятскую Духовную семинарию «по первому разряду», т. е. отлично, и был направлен на родину в село Лопьял наставником начального училища. Через несколько лет определён заведующим Шурминским двуклассным училищем, где преподавал русский язык, арифметику, историю, естествознание, земледелие, черчение, Закон Божий. По своей инициативе дополнительно к программе вёл уроки географии, истории Вятского края, считая главным в своей работе «освятить душу и сердце ребёнка». Художественный талант Николая Васнецова проявился в создании моделей древних крестьянских изб, школьных зданий, церквей и соборов, которые были показаны на Казанской выставке 1890 года и удостоены медали. Но совершенно уникальным его трудом, ценность и значимость которого увеличивается с каждым годом, являются «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора», изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом.

Пятеро других детей о.Михаила Васнецова тоже получили духовное образование и воспитание. Художественные способности Аркадия Васнецова проявились в резьбе по дереву и созданию мебели как по собственным рисункам, так и по эскизам Виктора Михайловича. Его работы украшали многие дома Вятки и Москвы.

Александр (1860-1927) был наделён редкой музыкальностью и прекрасным голосом. На протяжении тридцати лет он собирал и хранил народную «домашнюю» хоровую песню - и сам исполнял их с большим искусством. Его книга «Песни Северо-Восточной России» вышла в Вятке в 1894 году. Уникальность её оценили современники и потомки.

Двое братьев - Виктор (1848-1926) и Аполлинарий (1856-1933) - стали художниками. Была в них с детства удивительная наблюдательность и умение видеть глубинный смысл в обыденной жизни. В позднем рассказе «Сельский иконописец» А. М. Васнецов, вспоминая «милое Рябово», сделал живые, яркие зарисовки, благодаря которым как будто видишь и слышишь его героев: «Высокая лестница, ведущая в церковь, в долгие летние вечера служила местом, где на заходящем солнышке грелись местные жители - сторож Омельян, пономари Лука и Александр Иванович, Егор Николаевич “в белом холщовом подряснике” и местный иконописец Семён Иванович Копысов. Здесь они просиживали нередко до глубокой ночи, калякая о том о сём, решая житейские дела, интересы прихода, епархии и даже всего Русского государства. Это же радужное солнышко заглядывало через окна в самую церковь, играя на золочёном иконостасе, лампадах и ризах на иконах».

И словно продолжая живописать картины сельской жизни, В. М. Васнецов написал: «Я жил среди мужиков и баб и любил их не “народнически”, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печке при свете и треске лучины».

Как и старший брат, Виктор в десятилетнем возрасте был отправлен в Вятку для учёбы в Духовном училище и семинарии. Там в число обязательных дисциплин входили церковная живопись и архитектура. С 1855 по 1867 годы вёл их Н. А. Чернышев, иконописец и хороший рисовальщик, у которого «на дому была иконописная мастерская. Он писал иконы для многих церквей, в том числе «имел договор с Вятским Преображенским женским монастырём о написании икон в 29 клеймах иконостаса холодного храма».

В. М. Васнецов с внуком Витей (1925)

После окончания Вятской духовной семинарии Виктор, а затем и Апполинарий покидают родные края и поступают в петербургскую Академию художеств, но связь с родной землей не теряют, ведут активную переписку с родственниками и друзьями, жившими в Вятке.

В 1909 году братья Васнецовы, уже известные на всю Россию художники, обратились к вятской общественности с предложением «устроить в Вятке галерею и дать для нее свои произведения, а также оказать содействие в приобретении произведений других художников». Предложение было поддержано художниками, другими представителями творческой интеллигенции города. Так возник в Вятке художественный музей - ныне Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

В музее хранится одна из самых значительных региональных коллекций живописи: около 18 тысяч произведений живописи и графики, в том числе 27 работ Виктора Васнецова и 25 - Апполинария Васнецова, полотна Шишкина, Левитана, Тропинина, Репина, Сурикова, Айвазовского, Сарьяна, Кандинского, а также работы вятских художников Рылова и Хохрякова, Вершигорова, Харлова, Вопилова.

Виктор Михайлович Васнецов - живописец, мастер-портретист и пейзажист, театральный художник

"Смотрю я на этого, высокого статного человека, и верю, что именно ему суждено возродить забытые традиции великой нашей древнерусской живописи..." (Нестеров М. В.)

Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)

Выдающийся русский живописец-передвижник, автор героико-эпических и сказочных полотен, мастер монументальной живописи, театральных декораций, график, создатель ряда архитектурных проектов. Профессор, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель ордена Почетного легиона (Франция).

«Я только Русью и жил». Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества.

Крещение Руси, 1885-1896

Спящая царевна, 1900-1926

Имя Виктора Михайловича Васнецова - одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его творческое наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра - и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей - и эскизы театральных декораций; портретная живопись - и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты - и архитектурные проекты - таков творческий диапазон художника. Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но главное, чем обогатил художник русское искусство, - это произведения, написанные на основе народного творчества. Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец, Михаил Васильевич, священник, вскоре после рождения сына переселился в село Рябово. Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей. Мать умерла рано. Первое, что будущий художник запомнил на всю жизнь, был таинственный, размытый по комнате синеватый полумрак зимних сумерек и рассказы неведомых странников. «Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», - писал Васнецов. Другие впечатления, не менее сильные, получил Виктор от своей бабушки Ольги Александровны. В молодости она увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски. Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были идти по стопам отца, и Виктора в 1858 г. отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию. Решение стать художником у Васнецова укрепилось после встречи со ссыльным польским художником Э. Андриоли. От него же он узнал о Петербургской академии художеств. И Виктор решил испытать судьбу. Ректор семинарии благословил его на стезю живописца, сказав, что много есть священников, а Рублев все-таки один. Отец тоже дал согласие, правда, предупредив, что материально помогать не сможет. Когда Васнецов обратился за советом к Андриоли, тот думал недолго. Он познакомил Виктора с епископом Адамом Красинским, который привлек губернатора Кампанейщикова, и оба они оказали помощь в проведении лотереи - продажи жанровых картинок Васнецова «Жрица» и «Молочница». Шестьдесят рублей и небольшая сумма, данная отцом, составили весь «солидный» капитал будущего художника.

В 1867 г. Васнецов выдержал экзамены в академию, но, будучи застенчивым и скромным, даже не решился проверить себя в списках зачисленных. Начались мытарства: почти без денег, в поисках угла и хоть какой-нибудь работы. Случайно повстречав брата своего вятского учителя Красовского, Васнецов обрел надежду: тот помог ему устроиться рисовальщиком в картографическое заведение. Впоследствии Виктор получил работу по иллюстрированию книг и журналов. Одновременно он стал посещать рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с художником И. Н. Крамским. Это знакомство сыграло немалую роль в жизни Васнецова. Когда в августе 1868 г. Виктор опять решился попытать счастья в стенах академии, то, к своему удивлению, узнал, что был зачислен еще в прошлом году. Здесь он быстро подружился с Репиным, Максимовым, Антокольским. Вместе с ними в небольшой квартире на Васильевском острове Васнецов слушал молодого ученого, историка и поэта Мстислава Прахова, который ярко излагал свое учение о Древней Руси. Первый год учебы в академии принес художнику заслуженную награду - серебряную медаль второго достоинства. В следующем, 1869 г., за работу «Христос и Пилат перед народом» Васнецов получил еще одну серебряную медаль. Но с 1871 г., сначала по причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения академии нарушилась. А в 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию.

К этому времени им уже созданы жанровые картины «Нищие певцы» и «Чаепитие в трактире» (1874 г.). Последняя была столь значительна, что ее приняли на выставку передвижников. В 1876 г. Васнецов включает в экспозицию картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». Более удачна последняя. Дряхлые старики, муж и жена, бредут по льду Невы, перебираясь из одной каморки в другую. В руках у них весь их скудный скарб. Безлюдье. Лишь жалкая моська, забежав вперед, поджидает их. Одетые в плохонькую одежонку, согнутые нищетой и старостью, эти обитатели трущоб выглядят особенно жалко на фоне гордо возвышающейся Петропавловской крепости. Не зря о Васнецове говорили: «Первоклассный мог быть жанрист... очень близкий по духу к Достоевскому».

С квартиры на квартиру, 1876

Весной 1876 г. Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамской и Поленов. Он пристально изучал жизнь французского народа. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 г.). Через год, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он творил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!». Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г. Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, одетый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах спускался по крутой лестнице. Его облик был величествен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветовая гамма картины создавала впечатление монументальности. Как всегда, у Васнецова был удачен фон полотна: массивная стена, покрытая богатой росписью, в ее толще маленькое оконце, из которого далеко внизу видна старая деревянная Москва, занесенная снегом. Орнаментика стенных росписей, узор печати, вышивки вносили в работу декоративность.

Царь Иван Васильевич Грозный, 1897

В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в его новом историко-былинном цикле. В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На темно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна. Трагедийное звучание картины усиливал контраст тем смерти и красоты: изображения убитых воинов на фоне пышной зелени травы, нежно-голубых цветов, красивой одежды. Однако картина не встретила единодушного одобрения. Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам...».

После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880

Несмотря на непризнание картины большинством критиков, Васнецов не оставил выбранного им пути и к 1882 г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне былинную надпись подал Васнецову Стасов). В образе витязя на распутье художник как бы невольно изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.

Витязь на распутье, 1882

В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника. Скоро этот меценат заказал ему три картины для зала заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ превращения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ божества недр пробужденного края», - вспоминал о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.

Ковер-самолет, 1880

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» (1881 г.) - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в ее горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки. Композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склоненной головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю. Это одно из лучших полотен русского искусства.

Аленушка, 1881

С точки зрения нового народного понимания темы можно рассматривать и работу художника над сценическим воплощением «Снегурочки». Когда Репин увидал васнецовские декорации и костюмы к этой опере, то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы - восторг... Я уверен, что никто там у вас не сделает ничего подобного. Это просто шедевр». Особо ярко выразился дар художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Здесь переданы, пожалуй, все формы, какие знало древнее зодчество во внутреннем убранстве теремов. На фоне этих изумительных декораций выступали берендеи и берендейки. Невозможно было не поверить в существование этой страны. Деятельность Васнецова как декоратора была кратковременной, но достаточно плодотворной: декорации к драме Шпажинского «Чародейка» и к опере Даргомыжского «Русалка». И даже спустя многие десятилетия рисунок волшебной декорации подводного дна в «Русалке», созданный Васнецовым, только незначительно варьировался.

С 1875 по 1883 г. в Москве возводилось огромное по тогдашним временам здание Исторического музея. Заказ на выполнение картины «Каменный век» добыл для Васнецова Адриан Прахов, брат историка М. Прахова. Это панно должно было открывать экспозицию музея. Новая тематика потребовала от художника и новой живописной техники. Здесь его живописная манера больше всего приближается к языку фрески. Васнецов использовал матовые краски и, хотя писал маслом, сумел достичь полной иллюзии живописи водяными красками по серой штукатурке, передав неяркие цвета земли, глины, обнаженного тела, воды, звериных шкур. Все современники высоко оценили эту работу, но особо обрадовала Васнецова похвала Чистякова: «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения».

Такой же неожиданностью, как и заказ на панно, было для художника внезапное предложение выполнить роспись для Владимирского собора в Киеве. И опять же предложение поступило от Прахова. Вначале Васнецов решил отказаться от заказа, но материальные затруднения вынудили его взяться за роспись. За десять лет (1880-1890 гг.), шесть из которых он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 квадратных метров во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур. В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая поэзия сказок, мощь былин. Вот Богоматерь с младенцем: она как бы парит над землей, ее типично русское лицо прекрасно, оно полно любви и скорби. В лице младенца, которого она, бережно прижимая к себе, несет в мир, тоже как бы ощущается предчувствие предстоящих мук и страданий, но есть в нем и сострадание к грешным. Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал: «Мое искусство - это свеча, зажженная пред ликом Божьим...». Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно». Он падал с лесов, разбивался. Для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела. Много лет спустя на замечание художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил: «Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка».

И эта сказка - труд подвигалась к концу. «Богатыри» Васнецова прозвучали в русском искусстве не менее громко и победно, чем «Богатырская симфония» Бородина. На этой картине - возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. Персонажи полотна - три всадника в древнерусском снаряжении на боевых конях. Это застава богатырская. Илья Муромец кряжист, могуч. С легкостью держит он в руке «палицу булатную». О его прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестьянского лица. Совсем по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшенность, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полный справедливости и благородства. Психологически сложнее Алеша Попович. Врага побеждает он не столько силой - у него ее не так много, сколько сметливостью да хваткой. Алеша - балагур и весельчак, в правой руке его «гусельки яровчаты». Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощена в картине Васнецова богатырская застава Древней Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей. «Богатыри» были блестящим завершением периода расцвета творчества художника.

Богатыри, 1881-1898

Над фольклорными темами («Баян», 1910 г.; «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», обе в 1918 г.; «Царевна Несмеяна», 1914- 1926 гг.) Васнецов работал до конца жизни, но прежней силы в этих образах уже не было. Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, он не мог без пессимизма, усталости и разочарования принимать «новую» жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и Гражданской войной. Все чаще современники видели художника в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: «Бога надо не выболтать, а выстрадать». Васнецов скончался 23 июля 1926 г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к себе в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах. Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество. В статье, помещенной в «Вестнике знания», писалось о том, что в истории русской живописи роль Васнецова «равноценна и равнозначаща» роли Пушкина в русской поэзии. И в этой оценке нет никакого преувеличения.

Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра

"В последнее время среди художников и критиков существует тенденция, сущность которой сводится на положение: "не важно, что писать, а важно, как писать". Это почти равносильно отрицанию одного из тезисов: внутреннего образа, постигаемого глубоким внутренним чувством, что обыкновенно принято называть "содержанием". (Васнецов А. М.)

Кузнецов Н. Д. Портрет А. М. Васнецова

Живописи учился у В. М. Васнецова - старшего брата. В 1870-е годы, подражая народникам, стал сельским учителем. С 1880 по 1887 годы жил в Петербурге, работал в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», был членом «Товарищества Передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Васнецов много путешествовал, важное место в его искусстве занимают пейзажи Урала и Сибири, выполненные в стиле северного модерна («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895). В начале 1900 годов он - уже известный художник.

К 1900 году А. М. Васнецов становится известным художником. У него появляются первые монументальные полотна из истории Москвы, в которых Васнецов стремится показать облик и самую жизнь допетровской Москвы. Для этого ему пришлось стать ученым-исследователем. Лучшие исторические картины: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века», обе — 1900; «Всехсвятский Каменный мост. Конец XVII века», 1901, и многие другие. За заслуги на художественном поприще Петербургской Академией Художеств Васнецову было присуждено звание академика.

С 1901 по 1918 год Васнецов преподавал в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, после смерти И. И. Левитана руководил классом пейзажной живописи. В 1900 году Васнецову присудили звание академика.

На рубеже веков Васнецов увлекся театрально-декоративным искусством. Он работал над оформлением ряда спектаклей: «Иван Сусанин» (1885), «Хованщина» (1897), «Садко» (1899) для Частной русской оперы С. И. Мамонтова.

В 1906 году художник становится членом Московского археологического общества, а в 1918 году председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Для второго тома «Истории русского искусства» изданного в 1910 году под редакцией И. Э. Грабаря, написал главу «Облик старой Москвы». Критиковал декадентов, выступал за разделение модерна и авангарда. Писал живописные этюды Москвы и Подмосковья. Умер Васнецов в Москве в 1933 году.

Тайга на Урале. Синяя гора, 1891

Родина, 1886

Элегия, 1893

На рассвете у Воскресенского моста, конец XVII века

Сибирь, 1894

Озеро, 1902

Кама, 1895

Красная площадь во второй половине XVII века, 1925

Виктор Васнецов - знаменитый русский художник, творчество которого оставило глубокий след в культуре России. Кисти великого живописца принадлежат картины и церковные холсты. Церковной живописью художник занимался на заказ для русских храмов. Разносторонним, очень талантливым человеком был Васнецов Виктор Михайлович: краткая биография может послужить подтверждением этому выводу.

Биография живописца

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в бедной семье священника в селе Лопьял Вятской губернии 15 мая 1848 г. Кроме него, у родителей было пятеро детей. Отец мальчика уделял максимум внимания воспитанию детей. Он старался развивать их кругозор, а не только прививать религиозные догмы. Михаил Васильевич выписывал научные журналы, однако места, где жил Васнецов, изобиловали сказаниями, былинами, поверьями. Мысли мальчика крутились вокруг сказочных персонажей. Героев сказок и красочные пейзажи дикого края можно увидеть на холстах художника.

Маленький Виктор еще с детства проявлял способности к рисованию. Но недостаток денег не позволил его отцу отправить сына обучаться художественному искусству. Мальчику пришлось поступить в духовное училище (1958), где обучение для сына священника было бесплатным.

После училища мальчик поступил в семинарию, но не окончил учебное заведение, так как начал обучение в петербургской художественной школе (1867). Параллельно юноша сдал экзамен в Академию художеств, но из-за излишней скромности не пришел проверить результат (о зачислении Васнецов узнал через год).

После окончания академии художник участвовал во многих выставках, занимался росписью храмов. Он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок Москвы, когда приехал жить в этот город. В настоящее время вы можете посетить дом-музей Виктора Васнецова в Москве, спроектированный самим живописцем. Васнецов построил его в неорусском стиле. Сюда художник въехал в 1894 году и прожил с семьей до самой смерти.

Сейчас постройка принадлежит музейному комплексу Третьяковской галереи и представляет собой музей с постоянной экспозицией, посвященной жизни и творчеству известного русского живописца. Здесь вы увидите портрет Васнецова Виктора Михайловича и ряд полотен, принадлежащих кисти великого художника. Кроме постоянной экспозиции, тут регулярно проводятся другие выставки, охватывающие деятельность Васнецова.

Талантливый живописец рисовал до смерти (23 июля 1926 года). Он оставил незаконченным портрет Нестерова - друга и ученика художника.

Творчество русского живописца

Творчество Васнецова Виктора Михайловича развивалось поэтапно. Будучи студентом академии, юноша посвящал свободное время рисованию. На тот момент молодой художник увлекался иллюстрированием русских народных поговорок, пословиц, сказок. Заметив талант студента, представители духовенства попросили заняться росписью Вятского кафедрального собора.

Работы, написанные молодым художником с 1876 по 1879 год, отображают бытовые сюжеты. Холсты 1880-1898 годов имеют былинно-историческую направленность. С 1890 года живописец увлекся религиозной темой. Он активно занялся росписью храмов, но не забывал о станковой живописи. После 1917 года художник рисовал иллюстрации к русским народным сказкам.

За свою жизнь Васнецов неоднократно принимал участие в выставках живописи. Впервые он выставил работы студентом академии. Демонстрация картин помогла юноше привлечь внимание признанных художников, сделать его имя известным. После окончания учебного заведения (1873) живописец выставлял картины, как член Товарищества передвижных художественных выставок. Такие выставки проводились на территории крупных сел и многих городов. Кроме работ Виктора Михайловича, экспозиции включали картины других известных художников.

Активная деятельность товарищества длилась до 1980 года, затем движение стало затухать, а сама организация прекратила существование после последней выставки (1922).

Известные картины

От некоторых шедевров Васнецова осталось только описание. Но многие холсты сохранились до сих пор. Чем же порадовал современных любителей творчества Виктор Васнецов: картины с названиями рассмотрим по порядку.







Виктор Михайлович Васнецов оставил богатое наследие потомкам. Многие его работы были уничтожены после революции 1917 года. Но и сейчас мы можем любоваться шедеврами великого русского живописца 19-20 веков.

Кто не видел такие знаменитые картины, как «Богатыри» и «Аленушка»? А «Иван Грозный»? Легендарного русского художника, наверное, знают не только взрослые, но и дети, ведь последние могли видеть иллюстрации, выполненные Васнецовым, к русским народным сказкам в детских книжках или журналах.

Как жил художник?

Между тем он мог и не стать художником, ведь в те времена, кода он жил, существовала традиция, согласно которой сыновья должны были пойти по стопам отца и унаследовать его профессию. А отец его, к слову, был священником. Поэтому в 10 лет маленького Виктора отправили учиться сначала в специальное духовное училище, а затем и в духовную семинарию, расположенную в Вятке.

Вятская духовная семинария

Можно сказать, биография Васнецова как художника началась именно здесь. В было много местных художников-любителей и разных мастеров. Все они занимались, кто росписью игрушек, мебели и посуды, кто резьбой по дереву и красивой вышивкой.

Нет сомнений в том, что это оказало огромное влияние на развитие таланта молодого человека, а также на его мировоззрение. Он настолько увлекся рисованием, что если появлялось у него несколько свободных минут, он тут же что-нибудь начинал рисовать. Наверное, тогда он и подумать не мог, что вскоре это станет делом всей его жизни.

Хотя биография Васнецова включает в себя не только информацию о нем как о художнике. Достоверно известно, что он занимался архитектурой и дизайном, а также был живописцем-монументалистом, театральным художником и, как было сказано выше, иллюстратором детских книг.

Академия Художеств и школа Общества поощрения художников

Духовную семинарию он так и уйдя с последнего курса, решил ехать в Петербург, поступать в Академию Художеств. Для этого он пишет две жанровые картинки, «Молочница» и «Жница», продает их и на полученные деньги едет в Академию.

Далее биография Васнецова разворачивается следующим образом. Приехав в Петербург и добравшись до заветной Академии, он сдает и ждет извещения о результатах. Но так и не дождался. Но не потому, что не поступил, а потому, что произошла ошибка, и извещение по какой-то причине ему не доставили. На самом деле он поступил, но узнал об этом только спустя год.

Решив, что попробует поступить еще раз в следующем году, он идет в школу Общества поощрения художников. Там он совершенствует свое мастерство, а параллельно зарабатывает на жизнь иллюстрациями к различным книгам, журналам и даже дает частные уроки.

Художник Васнецов, биография которого содержит много интересных фактов, написал большую коллекцию картин, которые впечатляют своей реалистичностью и простотой. Многие из них он написал, когда учился в Академии, например, такие как «Чаепитие», «Старуха кормит кур», «Нищие» и другие.

После окончания учебы по приглашению своего друга и художника Репина он отправился в Париж. Там он проработал год, и в этой стране им была написана картина «Балаганы в окрестностях Парижа».

Но, кроме потрясающих картин, есть немало портретов, которые написал Васнецов. Биография краткая, изложенная в данной статье, имеет много недосказанных моментов, таких, например, как вышеупомянутое увлечение Виктора Михайловича архитектурой и дизайном.

Дом, в котором жил художник, оформлен в очень интересном, затейливом стиле. И автором этого проекта был, конечно же, Васнецов. На втором этаже этого «терема» располагалась мастерская, в которой появились на свет многие картины, ставшие потом легендой.

Личная жизнь

О семейной жизни художника известно немного. Но сохранившиеся портреты позволяют воочию увидеть жену творца, одну его дочь Татьяну и сыновей Владимира и Бориса.

Со слов его правнучатой племянницы известны некоторые любопытные факты, которые содержит биография Васнецова:

  1. Владимирский собор, расположенный в Киеве, Виктор Михайлович расписывал 10 лет.
  2. Однажды при росписи храма, находясь под самым куполом, Васнецов сорвался вниз. От беды его спасло лишь то, что он зацепился курткой за крюк и повис в воздухе. Вспоминая этот случай позже, он говорил, что его тогда сохранил Господь.
  3. Васнецов очень любил Историю Руси.
  4. Картина «Аленушка» была написана с юродивой девушки-крестьянки, жившей на самом деле. Фоном является также реальное место в Абрамцево. Изначально полотно носило название «Дурочка Аленушка» и никакого отношения к сказке не имело.
  5. Вечерами в семье художника всей семьей читали Библию.
  6. Васнецов был знаком с Николаем II и даже присутствовал на его коронации.
  7. В жизни он был очень экономным человеком, никогда не бросал денег на ветер и каждую заработанную копейку нес в семью.
  8. Васнецов был строгим отцом, но в тоже время детей своих он воспитывал в атмосфере творчества.
  9. Сын художника получил а старшая дочь стала художницей.
  10. Жена Васнецова имела медицинскую профессию, которую получила одной из первых (среди женщин) в Петербурге.

Умер художник в 1926 году, и последними словами его было: «Скажите всем, кто будет спрашивать, как, мол, и что: я только Русью жил…»

Великий художник Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 в селе Лопьял, в семье Михаила Васильевича Васнецова, священника. Отец прочил сыну будущее священнослужителя, и в первые годы становления молодого Васнецова юноша во всем слушался родителей и уже пошел было по стопам отца. Однако через несколько лет его судьба круто изменилась. Биография художника Васнецова содержит страницы становления и расцвета таланта одного из самых известных живописцев за всю историю Российского государства.

У него не было учеников, как, например, у В. И. Сурикова или других известных художников, но мастерство Виктора Васнецова было открыто для подражания любому начинающему живописцу. И молодые художники старались научиться "васнецовским" полутонам, присутствовавшим в его былинных сюжетах, или сочным веселым краскам, делающим пейзажи мастера такими яркими.

Семинария и искусство

В 1858 году по настоянию отца юный Васнецов был определен в духовное училище, где проучился четыре года, а затем продолжил учебу в Вятской духовной семинарии. Тогда же у него открылся талант живописца, и будущий художник стал учиться рисованию у Н. Г.Чернышова, преподавателя гимназии. Затем он с благоволения отца оставил семинарию и переехал в Петербург, где поступил в школу рисования и развития художеств, в класс Ивана Николаевича Крамского. Проучившись в школе один год, Васнецов перевелся в Академию художеств и там продолжил занятия живописью.

Свои студенческие работы художник выставлял для всеобщего обозрения еще в стенах Академии, чтобы они получили оценку признанных мастеров кисти. Отзывы маститых художников на работы начинающего живописца Васнецова были самыми благожелательными, многие критики отмечали творчество молодого художника как новое слово в искусстве.

Товарищество передвижников

После окончания Академии художеств в 1873 году Васнецов-художник стал участвовать в выставках передвижников, организованных в Петербурге и Москве. В "Товарищество" вошли двадцать известных русских художников, среди которых были: Крамской И. Н., Репин И. Е., Шишкин И. И., Д., Суриков В. И. и другие. Виктор Васнецов был представлен в передвижных выставках двумя картинами: "Витязь на распутье" и "Аленушка".

Расцвет и закат

Целью художников-передвижников было знакомство широких масс народа с русским искусством. Выставки проводились повсеместно, в городах и крупных селах, передвижничество развивалось и крепло. Расцвет "Товарищества" пришелся на 1870-1880 годы. Позже деятельность передвижников стала затухать по ряду объективных причин, и в 1922 году состоялась их последняя выставка.

Абрамцево

Русский художник Васнецов входил в "Абрамцевский художественный кружок", организованный промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, хозяином Устраивались встречи художников, скульпторов, писателей и музыкантов под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича, а позже кружок превратился в крупный центр русской культуры. Художники-живописцы приезжали в Абрамцево и месяцами жили там, создавая свои бессмертные полотна. Виктор Васнецов тоже был частым гостем, его вдохновляла нетронутая природа заповедных окрестностей, исконные русские ценности, поля, леса и деревенские люди как неотъемлемая часть пейзажей.

Академия Художеств

В 1893 году Васнецов-художник вошел с состав Академии Художеств и, уже будучи действительным членом Академии, продолжил плодотворную деятельность на поприще воссоздания русской культуры. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов не участвовал напрямую в деятельности "Союза русского народа", правомонархической организации, однако косвенно поддерживал черносотенное движение и даже финансировал отдельные издания, как, например, "Книги русской скорби". В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. А в 1915-м стал активным членом "Общества возрождения Руси", которое объединило многих художников того времени.

Разнообразие творчества

Творчество художника Васнецова отличается разнообразием стилей, чего нельзя сказать о других русских живописцах. Он создавал картины, используя противоположные жанры, иногда несовместимые друг с другом. Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. И все же красной нитью на протяжении всего творческого периода художника проходит былинно-историческая тематика. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: "Богатыри" (1898 год), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897 год), "Иван-Царевич на Сером Волке" (1889 год), "Аленушка" (1881 год), "Витязь на распутье" (1882 год), "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880 год).

Церковная тематика

В преддверии ХХ столетия Васнецов-художник, "Богатыри" которого, написанные в 1998 году, стали его визитной карточкой, обращается к религиозной теме. Он пишет картины для Владимирского собора в Киеве и храма Вознесения в Петербурге, известного как собор "Спас-на-Крови" на канале Грибоедова. Позже художник принял участие в росписи интерьера храма Александра Невского, который находится в столице Болгарии, Софии. А для московского храма Рождества на Пресне Васнецов создал эскизы потолочной и настенной росписи.

Гражданские проекты художника

Васнецов-художник в 1917 году полностью переключился на русский народный эпос, его картины-сказки "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", написанная в 1918 году, и "Кощей Бессмертный" 1926 года стали последними работами великого художника.

Кроме гениальных живописных полотен, Васнецов создал целый ряд архитектурно-исторических проектов:

  • В усадьбе Абрамцево была построена церковь "Спаса Нерукотворного" по эскизам Васнецова совместно с художником В.Д. Поленовым и архитектором П.М. Самариным (1882 г.)
  • В Абрамцево была построена "Избушка на курьих ножках", садовая беседка по сказочным мотивам (1883 г.)
  • Проект надгробного памятника Юрия Николаевича Говорухи-Отрока, русского писателя, в некрополе московского монастыря Скорбящего (1896 г.).
  • Русский павильон для Всемирной Парижской выставки 1898 года.
  • Проект особняка И. Е. Цветкова, совместно с архитектором Б.Н. Шнаубертом, в Москве на Пречистенской набережной.
  • Проект планировки главного входа Третьяковской галереи, при участии архитектора В.Н. Башкирова в Москве, переулок Лаврушинский (1901 г.).
  • Проект переходного терема из Оружейной палаты в Большой Кремлевский дворец в Москве (1901 г.).
  • Памятный крест, отличающий место гибели Князя Великого Сергея Александровича, в Москве (1908 г.), который был разрушен и впоследствии восстановлен скульптором Н.В. Орловым, а затем перенесен в Новоспасский монастырь.
  • Надгробие В.А. Грингмута праворадикального общественного деятеля, в Москве, в некрополе Скорбященского монастыря (1908 г.).
  • Собор Святого Александра Невского на в Москве, совместно с архитектором А.Н. Померанцевым (1911 г.).
  • Проект художественной почтовой марки, созданной для сбора средств в помощь жертвам войны (1914 г.).

Филателия

Васнецов-художник и его работы в свое время были широко представлены в филателии СССР:

  • Почтовая марка "Третьяковская галерея" художника А.С. Поманского выпущена в 1950 году. На марке изображен главный фасад Третьяковки, выполненный в 1906 году по эскизам Виктора Васнецова.
  • Серия почтовых марок, посвященная 25-летию смерти художника-живописца Васнецова, автор - художник И.И. Дубасов, 1951 год.
  • Почтовая марка с изображением В.М. Васнецова на картине художника И. Крамского", вышедшая в 1952 году в ИТЦ "Марка" под №1649.
  • Почтовая марка "Богатыри" (по картине Васнецова 1881-1898 гг) ИТЦ "Марка" №1650.
  • Почтовая марка "Витязь на распутье" (1882 год), выпущена в 1968 году, оформление художников А.Рязанцева и Г.Комлева, ИТЦ "Марка", №3705.
  • 150-летие рождения Васнецова было отмечено в России выпуском двойной почтовой марки с купоном.

За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 вошли в Золотой Фонд Русского искусства:

  • Год 1871 - "Могильщик".
  • Год 1876 - "С квартиры на квартиру".
  • Год 1878 - "Витязь на распутье".
  • Год 1879 - "Преферанс".
  • Год 1880 -
  • Год 1880 - "Аленушкин пруд".
  • Год 1880 - "Ковер-самолет".
  • Год 1881 - "Аленушка".
  • Год 1881 - "Три царевны подземного царства".
  • Год 1887 - "Воины Апокалипсиса".
  • Год 1889 - "Иван-Царевич на Сером Волке".
  • Год 1890 - "Крещение Руси".
  • Год 1897 - "Гамаюн".
  • Год 1897 - "Царь Иван Васильевич Грозный".
  • Год 1898 - "Богатыри".
  • Год 1899 - "Гусляры".
  • Год 1899 - "Снегурочка".
  • Год 1899 - "Встреча Олега с кудесником".
  • Год 1904 - "Страшный суд".
  • Год 1914 - "Илья Муромец".
  • Год 1914 - "Поединок Пересвета с Челубеем".
  • Год 1918 - "Царевна-лягушка".
  • Год 1918 - "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем".
  • Год 1926 -