Цитатная характеристика Евгения Онегина (по главам). Образ Евгения Онегина в романе “Евгений Онегин” Пушкина: описание героя в цитатах

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» чувства и поведение героев во многом обусловлены укладом жизни общества, в котором они обращаются. Центральный персонаж романа – молодой дворянин Евгений Онегин, характер которого раскрывается в противопоставлении театральной жизни в первой главе и реальных человеческих чувств в конце романа.

Онегин обладает сложным, противоречивым характером. Он дорожит чувством собственного достоинства и независимостью, но идет на уступки нормам жизни общества, боясь быть непринятым, хоть и считает, что в этом нет смысла, что роль, которую он играет, - «низкое коварство».

С детства воспитание Онегина было поверхностным: «…Monsieur l"Abbe, фрацуз убогий… учил его всему шутя. Не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Юность Евгения проходила внешне легко и беззаботно, но все привычное быстро надоедало ему, вызывая недовольство и раздражение. Онегин живет многообразной светской жизнью, не отдавая предпочтения определенному ее способу. Подчиняясь требованиям общества, он все делает «по моде»: одевается модно и ведет себя «модно», т.е. так, как все считают правильным в данный момент. Боясь «ревнивых осуждений», он становится франтом. Евгению крайне важно мнение окружающих, его жизнь зависит от общества. Поверхностное отношение ко всему, беспрекословное следование моде лишают Онегина возможности быть самим собой.

Однако общество принимало его, ведь он «по-французски совершенно мог изъясняться и писать, легко манзурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил». Ведь свет хочет видеть Онегина именно таким: послушным общественным традициям молодым человеком. Благодаря своему остроумию и очарованию, он легко покорял сердца женщин и приятельствовал с мужчинами, ни к кому не испытывая сердечной привязанности:

Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!

Так же легко Онегин отвергает людей. Для него нет авторитетов – ни книги, ни театр, ни философия не оставляют глубокого следа в его душе. Евгений всюду принят, проводит время в круговороте развлечений, пестрых и однообразных, как говорит

Он – лицемер, умеющий произвести нужное впечатление, однако не отдающий себе отчет в том, зачем ему это:

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять…


Мы видим Онегина как будто лишь внешнего, из его настоящих переживаний – лишь скуку и безразличие. Он не был счастлив в этой своей, внешне легкой жизни: «нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум», как потом быстро наскучит и размеренная сельская жизнь.

Онегин, «непостоянный обожатель очаровательных актрис» в начале романа не позволяет себе истинного чувства любви. Да и не к кому. Все молодые девушки света также играют свою роль в его жизни-спектакле. Он понимает, что видел порыв настоящих чувств Татьяны, ее искренность в письме тронула его. Но Евгений, "в любви считаясь инвалидом", уверен, что не в состоянии связать свою жизнь с семьей: «Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, …кроме Вас одной, невесты не искал иной, и был бы счастлив… сколько мог».

Онегин не особо уважал людей вообще, однако, его надменность не была слепой гордыней. Раззнакомившись с Ленским, он высоко оценил его как человека, признавая его благородство и сильные черты характера:

Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал, -
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

В жизни Онегина нет места дружбе. Общение с Ленским для него сводится к развлечению:

…И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Он не дорожит людьми, и это приводит, что он убивает на дуэли Ленского, который был ему другом, из-за полной ерунды.

Именно то, что сам Евгений неискренен на протяжение всей своей жизни, не дает ему наслаждаться жизнью по-настоящему. Лишь увидев контраст между Татьяной прежней и новой – холодной, светской дамой, Онегин осознает, что именно искренность, неподдельность – то, что оживляет сердце:

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел…

Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

И он со всей своей страстностью и бездумностью стремится назад, к той Татьяне, ее живости. Онегин полон чувств и страсти, его душа полна любви, теперь уже неуместной. Татьяна уже связала себя узами брака и решает быть верной нелюбимому мужу, пусть ее чувства к Онегину и не прошли.

Теперь Онегин погружен в свою любовь с головой. Он любит «как дитя», непосредственно и бездумно. Теперь он понимает Татьянины чувства, теперь он испытывает то же самое. У него не получается отвлечься ничем. Ему потребовалось пройти долгий путь лицемерия, холодности, безразличия, неразборчивости, чтобы найти настоящую ценность в жизни:

И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки.

Однако Татьяна уже не может разделить с ним свою судьбу.

Сложно найти в мире литератора, который бы дал столько величайших образцов творчества по различным видам живого литературного слога, как А.С.Пушкин.

Среди его главных произведений – роман «Евгений Онегин». Чем ценен этот роман?

«Евгений Онегин» — это одно из самых сложных и важных произведений поэта. Оно выполнено в новаторском жанре – в стиле «роман в стихах».

Главный герой романа – Евгений Онегин. Что представляет собой Онегин? Молодой человек, дворянин, рождение которого застало смену веков: восемнадцатого и девятнадцатого. Завсегдатай светского общества, «глубокий эконом», философ, знаток «науки страсти нежной». В обществе во всём преуспел. Образован, изящно одет, как надо «острижен», знаток латыни и танцев, почитатель Адама Смита. Он умел непринуждённо кланяться, везде поспевать – в театр, на балет, на приёмы.

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

Но очень быстро к Онегину пришла усталость от мишуры и блеска, шума и суеты света. «Чувства в нем остыли», измены утомили, «друзья и дружба надоели». А знакомый многим недуг под названием «русская хандра» начал овладевать им.

Душа Евгения Онегина от природы не искалечена. Она испорчена наносным: соблазнами общества, страстями, бездействием. Онегин способен на добрые дела: в своей деревне барщину он заменяет «легким оброком».

Онегин чувствует: отношения, сложившиеся в обществе, ложные. В них нет искры правды, они насквозь пропитаны лицемерием. Онегин тоскует; и эта вечная тоска по чему-то стоящему, истинному.

Волею судеб Онегин оказывается в деревне, где знакомится с Татьяной Лариной, задумчивой, мечтательной уездной барышней. Она пишет ему любовное письмо – и тут в полной мере проявляются эгоизм и холодность души Онегина. Он учит её жизни, читает ей бесчувственную отповедь, отвергает её любовь.

Случай сводит Онегина с молодым соседом Ленским. Ленский – романтик, он далек от действительности, чувства его неподдельны и непосредственны. С Онегиным они совершенно не похожи. Между ними возникает ссора, за ней следует дуэль и Онегин убивает Ленского на этой дуэли. А затем, с ещё большей тоской от раскаяния в этом невольном, ненужном злодействе уезжает скитаться по России.

Онегин возвращается в Петербург, вновь встречается с Татьяной. Но что это? Какая разительна перемена. При виде Онегина у неё даже не шевельнулась бровь. Равнодушная княгиня, неприступная богиня.

Что происходит с Онегиным? «Забота юности – любовь?..»

В душе его, ранее холодной и расчётливой, затеплилось нежное чувство. Но теперь отвергнут он. Принеся в жертву свою любовь и любовь Онегина, Татьяна, возможно, указала главному герою путь к нравственному и духовному возрождению.

Евгений Онегин – продукт светского общества, он соблюдает правила приличия, но в то же время свет чужд ему. Секрет здесь кроется не в обществе, а в нем самом. В его неспособности к делу, к жизни с твёрдыми идеалами и целями. Перед ним нет задач, которые нужно решить, он ни в чём не находит истинного смысла.

Почему же Пушкин своего героя, как носителя высокой идеи – человеческой личности, её свободы и прав, ставит в такое странное положение, почему в сознании это лицо является героем неудачным и несостоятельным? Объяснение тут может быть двояким. Согласно первой версии, Пушкин создал своего героя под влиянием Байрона, и, таким образом, Онегин является отзвуком тех героев, «тревожных типов», проникнутых скептицизмом и разочарованностью, каковые выдвинула в то время западная культура, и как таковые, будучи пересажены на чужую почву, они оказываются здесь на деле неудачными и не состоятельными.

Другое объяснение может состоять в том, что подобные «тревожные типы» могли возникнуть самостоятельно на русской почве, благодаря отчасти всё той же западной культуре с одной стороны, а с другой стороны, благодаря русской жизни, которая давала достаточный материал для скептицизма и для разочарования.

Их несостоятельность и непригодность к русской жизни впервые осознана Пушкиным и это сознание проникло в наше общественное самосознание, что доказывает вся наша последующая русская литература. Эти «тревожные типы» продолжали существовать долгое время в нашей литературе в произведениях Лермонтова, Грибоедова, Тургенева и других авторов, с тем же характером несостоятельности и непригодности к русской жизни.

Заключение

Пушкин внес в наше общественное сознание высокую идею человеческой личности, её свободы и её прав, но вместе с этим он провел в наше сознание и тот факт, что эта высокая идея в руках наших передовых людей, имеющих и образование, и воспитание, нередко, и по большей части, разбивается об их личный эгоизм, вследствие чего не приносит ожидаемых результатов. Тогда как в массе русского народа идея теплится, как искра под массой пепла, и при всяком удобном случае готова загореться, подвигая массу и каждого в отдельности человека на великие подвиги.

/ Герои романа Пушкина «Евгений Онегин»

Великое произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» заключает в себе множество самых разнообразных образов и характеров, каждый из которых по-своему уникален и дает представление о той эпохе.

Главные герои романа Пушкина «Евгений Онегин»

– молодой представитель дворянского сословия, привыкший к жизни в роскоши. Всю жизнь Евгений имеет возможность наслаждаться походами в театры, на балы и т.д., но в какой-то момент все эти прелести более не могут удивить и насытить душу главного героя, жаждущую чего-то нового и необыкновенного.

Именно охота за новыми впечатлениями приводит персонажа в деревню, где он знакомится с весьма незаурядными личностями и семьями. Поначалу новые знакомые увлекают героя, особенно Татьяна Ларина, выделяющаяся на фоне остальных соседей Онегина. После признания Татьяны, Онегин охладевает и к ней, и в целом к деревенской жизни, которая на деле оказывается еще более скучной, чем светские развлечения.

К концу романа Онегин обретает новые черты, морально взрослеет, но это вовсе не помогает ему заполучить сердце Татьяны, так как оказывается уже слишком поздно.

– внешне совершенно не примечательная девушка, которая провела всю жизнь вдали от городской суеты. Но именно внутри этой героини скрывается больше всего невероятных черт, пусть она не так хороша собой, как ее сестра, но Татьяна обладает сдержанностью, скромностью, воспитанностью, эти черты придают ей особую притягательность в глазах главного героя.

Девушка на момент знакомства с Онегиным находится в некоем равновесии и гармонии с самой собой, но главный герой врывается в ее душу и заставляет испытать новые, еще невиданные чувства, которые все же очень тяжелы для Татьяны. Особенно сложно для героини было услышать отказ Онегина, ведь сколько чувств было вложено в ее письмо. Но Ларина не сломилась, она смогла найти в себе силы идти дальше, вышла замуж, и в результате, ей пришлось отказать Онегину, когда тот вдруг понял, что Татьяна Ларина – его идеал.

– в качестве отдельного главного героя стоит выделить рассказчика, и из контекста становится ясно, что он представляет собой самого А.С. Пушкина. Автор предстает перед читателями в роли давнего приятеля Онегина, поэтому «по-свойски» описывает всю его жизнь, во многом поясняя и оправдывая поступки главного героя.

Второстепенные герои романа Пушкина «Евгений Онегин»

– хороший приятель главного героя, который является абсолютным его антиподом. Ленский чувствует постоянный интерес и жажду жизни, для него постоянно открываются новые чувства и идеи, которые приводят героя в состояние невероятного восторга. Он искренне верит во все простые ценности, которые так наскучили Онегину.

Ленский влюблен в сестру Татьяны, Ольгу Ларину. Это чувство вспыхивает в герое ярким пламенем, он готов ради Ольги на много, видит в ней свою музу, посвящает ей огромное количество собственных стихотворений. Вполне естественно, что Ленского очень сильно расстраивает поступок друга по отношению к его возлюбленной, это заставляет его вызвать Онегина на дуэль. Смертью Владимира Ленского автор показывает, как слабо поколение подобных романтиков в нашем обществе, оно не способно выстоять и выдержать сего сильнейшего давления.

младшая сестра Татьяны, которая всегда казалась всем вокруг более милой и привлекательной. Это сравнение присутствует между сестрами с детства, неудивительно, что Пушкин также преподносит два этих образа в подобной манере. Ольга всегда невероятно весела и беззаботна, жизнь бьет в ней ключом, и девушке самой хочется, чтобы события вращались именно вокруг нее. Ленский влюбляется в этот образ Ольги, такой воздушный, жизнерадостный и притягательный. Онегина же эта девушка не привлекает из-за отсутствия глубины души, он лишь забавы ради обращает внимание Ольги на себя. Как результат, именно Ольга Ларина становится причиной дуэли друзей, и после смерти жениха, героиня не может слишком долго грустить просто в силу своего характера и привычки, она быстро находит себе богатого офицера в мужья.

Мать Татьяны и Ольги – женщина, которая полна заботливости и любви по отношению к своим детям, она не видит иного смысла жизни, кроме поддержания семейного очага. Читателю удается узнать ее историю, и как оказалось, героиня в молодости была весьма романтичной и мечтательной натурой, но типичная судьба представительницы богатого дворянства заставила ее слишком сильно окунуться в жизненные реалии.

Няня Татьяны – пожилая женщина, которая очень привязана к семье Лариных, так как служит в их доме с давних пор. Няня сыграла очень важную роль в воспитании Татьяны, именно она с детства приучала героиню к различным историям, книгам, опекала и наставляла ее.

Таким образом, образы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» представляют собой весьма реальные характеры, многие из которых довольно типичны для того времени.

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе. Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

Онегин - светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум..."

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов". В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.

В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних людей". Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

Впервые характеристика Онегина дается в I главе романа, где Пушкин не только знакомит нас со своим героем, но и раскрывает важный этап его эволюции. И каким же он явился?

Мы отмечаем честность и прямоту Онегина: он не пытается внушить себе родственные чувства или жалость к богатому старику-дяде. С присущим ему язвительным остроумием Онегин издевается над лицемерием родственников, проявляющих показную заботу о больном: "Какое низкое коварство…"

Но Евгений иронизирует и над самим собой: ведь это он едет к умирающему,

Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман...

Прямота Онегина - характеристика, которая вряд ли извиняет его цинизм, развязность, с которыми «молодой повеса » говорит об умирающем старике.

Так в одной только строфе, в одном высказывании героя раскрывается сложный, противоречивый характер: Онегин язвителен, умен, не считается с некоторыми общественными условностями и предрассудками, способен к саморазоблачению, зол и циничен. Слова героя язвительны, полны мрачной иронии. Но не такова была речь Онегина при первом вступлении в свет.

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал...

Юный Онегин говорит изящно, легко, чаще по-французски, чем по-русски, умеет вести непринужденную беседу на любую тему. Без сомнения, содержание высказываний Онегина свидетельствует о некотором его свободомыслии, но вместе с тем ясно, что это свободомыслие неглубоко, легковесно.

В рассказе о воспитании и светских успехах Евгения несколько насмешливых стихов рисуют его с головы до ног и заставляют догадываться о его происхождении, образе жизни, окружении. Например: "Служил отлично-благородно".

Слова «отлично-благородно» - обычный термин, у потребляющийся в послужных списках и других официальных документах, - помогают представить себе блестящего и, возможно, храброго офицера в отставке. Но нельзя не почувствовать иронического оттенка этих слов, особенно когда читаешь следующий стих - «долгами жил». Жить в долг - тонкое искусство, которым великолепно владели многие тогдашние аристократы, но с благородством оно мало вяжется. Отец Онегина - один из множества ему подобных: беспечный, общительный и хлебосольный прожигатель жизни.

В эпиграмматическом стиле изображен и учитель Онегина. Изображение учителя и его педагогической деятельности помогает нам разобраться в характере Онегина, понять, почему он был способен «коснуться до всего слегка», «но труд упорный ему был тошен».

Самого Онегина в период его светских успехов автор также делает мишенью дружеских, но беспощадных насмешек. Сами по себе качества, приобретенные Онегиным к моменту вступления «в свет», не смешны, не ироничны. Смешно то, что этого багажа пока достаточно и самому Евгению, и вполне достаточно свету: «Чего ж вам больше?» - иронически спрашивает автор, вскрывая круг интересов и героя, и среды.

Рассмотрим самый главный жизненный интерес юного Онегина - любовную игру. Почему «наука страсти нежной»? Почему не сказать « любовь»? Разве возможно соединение слов «наука» и «страсть»? Ведь страсть предполагает неудержимое чувство, с которым подчас и разум совладать не может. Дело в том, что здесь нет такого чувства, а есть искусная подделка, сложная « наука », подменяющая истинное страдание и счастье. И дальше: «Как рано мог он лицемерить», «Казаться мрачным, изнывать», «Как он умел казаться новым» и т.д. Каждое слово говорит о ложном, показном характере чувств, о том, что Онегин в совершенстве владел всем арсеналом любовной науки, но сердце его при этом молчало.

Велика ли его вина в том, что он, «забав и роскоши дитя», не нашел в жизни серьезного дела? Весь ход повествования заставляет нас понять, что милый юноша, «философ в осьмнадцать лет» жил так, как это было привычно, как было принято в его кругу.

Пушкин и о своем пребывании в свете вспоминает в том же тоне, как о юности Онегина. Сын своего времени и круга, поэт не мог избежать общения со светом. Отступления помогают нам полнее почувствовать атмосферу веселой, легкомысленной пустоты и пошлости, окружавшую Онегина, увидеть типичную картину нравов светского общества.

Поэт передает стремительный, неудержимый темп однообразной и пестрой жизни Евгения: «Куда поскачет мой проказник?», «Онегин полетел к театру». Евгений еще полон жизни, он еще жадно гонится за ее радостями. Но чем ближе повествование подходит к моменту разочарования героя, тем больше нарастает чувство грусти, горечи, тревоги.

Нередко разочарование Онегина объясняется пресыщением. Но дело, конечно, не только в этом. Ведь большая часть молодежи его круга не испытывала пресыщения и шла по проторенному пути. Появление разочарованных молодых людей было обусловлено определенной исторической обстановкой, вызвавшей к жизни и движение декабристов. Но чтобы разочароваться в жизни, надо было обладать недюжинной натурой, иметь запросы поглубже, чем у тех, кто великолепно чувствовал себя в светском омуте. Такова характеристика Онегина.

Однако угрюмость Евгения - результат его отвращения к светскому обществу - еще не свидетельствует об активном протесте. Одним из средств изображения «молодого повесы» в I главе является описание бытового фона. Например, описывая то, что украшало его кабинет, Пушкин прямо не высказывает своего осуждения, а, напротив, скорее оправдывает Евгения.

Онегина характеризуют не только бытовые детали, непосредственно относящиеся к нему, но и изображение быта, от него далекого, - быта мелкого петербургского люда. Этот бытовой фон, противопоставленный картинам жизни Онегина, косвенно бросает свет на героя романа.

В строфах, рисующих разочарование Онегина, меняется и сам фон. Это все тот же Петербург, но не залы и гостиные, не театр, не бытовые картины, а поэтический невский пейзаж, который гармонирует с настроением героя.

Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони…

В последующих строфах I главы, нарастая, все громче звучит тема свободы. В атмосфере тоски по свободе, чувствуя себя узниками, колодниками, жило поколение передовой интеллигенции 20-х годов.

Знакомство с дядей Онегина во II главе романа помогает нам глубже понять тот злой сарказм героя, который звучал в начале романа. Дяде посвящена всего одна строфа, в которой поэт в нескольких строках раскрывает сущность человека, дает возможность вообразить и жизненный путь персонажа и его окружение. Образ жизни, характер, душевный мир, уровень интересов старого помещика - все дано в двух последних строках этого четверостишия.

Такова та среда, в которую попал Онегин. По-видимому, большинство степных помещиков по духу и образу жизни мало чем отличались от дяди Евгения. Их характеристика Онегина, как и суждения светских судей, во многом напоминает сплетни недругов. Вот что говорят соседи об Онегине: "Сосед наш неуч, сумасбродит" и т.д.

Критика соседей в адрес героя касается и его манеры говорить. Помещиков возмущает независимый, свободный тон Евгения, отсутствие в его речи почтительных интонаций. Понятно, что в такой среде хандра Онегина могла только усугубиться. А иных сторон деревенской жизни он не мог оценить. В дальнейшем развитии образа Онегина важную роль приобретает его сопоставление с другими персонажами романа.