Древнегреческие названия планет. Возникновении нашего мира в мифологии

Есть темы, которые занимали человечество только на отдельных этапах его жизни. А есть такие, которые волнуют его тысячелетиями. В их числе — любовь. Древним грекам это явление представлялось в образе прекрасной богини Афродиты.
Времена античности в жизни человечества соответствуют примерно переходному возрасту. Понятно, что понадобилась богиня любви. Она была не только у греков, но и у других древних народов: вавилонян (Иштар), египтян (Исида), финикийцев (Астарта).
Древние боги, как и сами древние греки, не сидели без дела. Что касается Афродиты, то в ее задачу входило внушать смертным и бессмертным любовь и устраивать браки. Как объясняли сами греки устами поэта Гесиода: «С самого было начала дано ей в удел и владенье/ Между земными людьми и богами бессмертными вот что:/ Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы,/ Сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».
Древнейшие из дошедших до нас античных изображений богини любви относятся к V в. до н.э. Например, сохранился мраморный рельеф с острова Сицилии, на котором запечатлена сцена рождения Афродиты. Согласно мифу (его гекзаметром изложил Гомер), она появилась на свет из морской пены вблизи острова Кифера. Повинуясь дуновению теплого ветра Зефира, волны принесли ее к Кипру (отчего Афродиту называют еще Кипридой). Там ее встретили горы, богини времен годы, окутали «нетленной одеждой», украсили золотым венцом, серьгами и ожерельем и отвели на гору Олимп, в обитель бессмертных богов, которых ее появление привело в восторг.
Древнегреческие живописцы рисовали Афродиту на керамических вазах, а скульпторы создали лучшие из известных в искусстве статуи богини. Их устанавливали в храмах Афродиты, недаром еще в VIII веке до н.э. Гомер в своих гимнах называл богиню любви «чести великой достойной». Но если на ранних своих изображениях Афродита окутана одеяниями, то с IV века до н.э. мастера постоянно помнили о том, что она еще и богиня красоты. Афродита виделась им теперь идеальной женщиной. И, дабы ничто не мешало зрителю наслаждаться ее совершенством, ваятели лишили ее «нетленных одежд» — сначала отчасти, а потом и вовсе.
Автором первой в Греции обнаженной статуи Афродиты был скульптор Пракситель. До него так и не ваяли не только богинь, но и обычных женщин. Чтобы новшество не слишком потрясло греков, настроившихся на молитву, он изобразил богиню как бы скинувшей одежды перед омовением: рядом с ней сосуд для воды, в руке — покрывало. Рассказывали, что статую Праксителю заказали жители острова Кос и скульптор изваял две — обнаженную и одетую. Заказчики предпочли традиционный вариант, и тогда нагую Афродиту, в пику им, забрали соседи с острова Книд. Они проявили широту взглядов, и город их прославился на всю Грецию: Афродита Книдская стала эталоном женской красоты. С тех пор богиню так и изображают — без одежды. А об обнаженных статуях древние греки сочиняли иронически-одобрительные эпиграммы: «Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала:/ — Горе мне, где же нагой видео Пракситель меня?» Подлинник Праксителя не сохранился, но с него было сделано примерно 50 копий. Кроме того, другим скульпторам он послужил образцом для подражания — например, автору так называемой Афродиты Капитолийской, которая ныне стоит в римском музее. В подлиннике дожила до наших дней другая знаменитая Афродита, найденная на острове Милос, более известная как Венера Милосская (120 до н.э.). Ей поклонялись не только древние греки, но и не верившие в античных богов европейцы XIX века.

Копии с греческих Афродит делали римляне. Они тоже чтили богиню любви и красоты, только называли ее Венерой. Более того, римляне считали, что они произошли от сына Афродиты Энея, так что прекрасная богиня была для них прародительницей и покровительницей. В искусстве древним римлянам лучше всего удавался скульптурный портрет. Но поскольку никому из мастеров не довелось увидеть Венеру воочию, они предпочли позаимствовать ее изображение у греков. Теперь благодаря им мы можем получить представление о плохо сохранившихся греческих шедеврах.
Рельеф «Рождение Афродиты» украсил алтарь древнегреческого храма на Сицилии примерно в 460 году до н.э. Прошло около двух тысяч лет. За это время истории о древнегреческих богах уступили место рассказам о христианских святых. Любовь не исчезла с лица земли, но как бы ушла в подполье: открыто превозносить разрешалось только любовь к Богу, а «владенье» Афродиты, весь этот «девичий шепот, улыбки, и смех, и обманы», получило название «грех». Но к XV веку уже нашей эры человечество снова стало вспоминать античные мифы, и в 1485 году в Италии, на родине античности, художник Сандро Боттичелли вновь воспроизвел сцену появления на свет Афродиты, только уже не в камне, а на холсте. Точь-в-точь, как ее описал Гомер. Так богиня любви и красоты пережила в искусстве второе рождение и осталась в нем навсегда. А поскольку возвращение состоялось на земле древних римлян, она стала называться своим римским именем — Венера.
С тех пор очаровательной богине было посвящено бесчисленное множество портретов. Как только её не писали: то спящей, то с зеркалом, то с Амуром… На всех полотнах у нее разные лица и даже разный обхват талии, но не узнать ее невозможно: всюду она — воплощение идеала женской красоты для пишущего ее художника. Даже когда живописцы перестали изъясняться на языке мифов, вездесущая богиня нет-нет да и появлялась на какой-нибудь картине под своим настоящим именем. Но и просто изображая обнаженную женщину, художник — быть может, не всегда осознанно — пишет свою Афродиту.
В наше время идеал красоты человечество пытается искать в фотомоделях. Далеко не каждый фотограф знаком с греческой мифологией, и все же на каждой фотографии модели незримо присутствует Венера. Вот уж воистину бессмертная богиня!

>> Первые наблюдения

Первые наблюдения

Венеру, также как Сатурн, Юпитер, Марс и Меркурий, человечество знало еще в эпоху каменного века. Планетой восхищались древние китайцы и греки, жители Египта, Вавилона и Месопотамии, индейские племена Южной и Северной Америки. Ошибались древние звездочеты только в одном - они делили Венеру на две звезды, одну наблюдая рано утром, другой поклоняясь в сумерках. Отсюда и два названия. У жителей древней Эллады Венера, восходящая утром, звалась Фосфор, восходящая вечером - Веспер. Жители дельты Нила утреннюю именовали Тайоумутири, вечернюю - Оуэйти. Майя придумали Венере два названия: Великая Звезда или Нох Эк и Звезда Осы или Ксукс Эк, также древние майя умели вычислять синодический период Венеры.

Пифагорейцы первые заговорили о том, что утреннее и вечернее сияющее чудо - это одна звезда, а не две. А Гераклит Понтийский доказывал в своих научных тркдах, что Венера вращается не вокруг Земли, как ошибочно предполагали тогда, а вокруг Солнца. Где-то в этот же исторический период греки стали называть Венеру в честь богини Афродиты, богини любви и красоты на греческом Олимпе.

Кажущееся нам традиционным и неизменным название планеты Венера предложили древние римляне, назвав так чарующее небесное тело по аналогии с греческим вариантом. Афродита и Венера - вечно-юные богини женственности, красоты, любви. Изучение планет в античный период истории человечества сводилось большей частью к составлению карт звездного неба. Хотя, древние астрономы пытались рассчитать расстояние от Земли до всех известных тогда планет Солнечной системы.

Необычно понимание Венеры у древних индейцев Южной Америки. Они связывали Венеру с жизнью мужского божества - Кецалькоатля. По индейским верованиям, каждый цикл Венеры, а они располагали знаниями о венерианских циклах, олицетворяет жизнь бога Кецалькоатля на Земле. Утреннее восхождение Венеры озаряет появление бога на Земле. Вторая фаза утреннего цикла Венеры заставляет Кецалькоатля испытывать сильнейшее возбуждение и совершать необдуманные поступки. Когда Венера полностью прячется от глаз майя за солнечным диском, тогда Кецалькоатль веде жестокую битву с беспощадным Солнцем. Вечерняя фаза Венеры наделяет Кецалькоатля мудростью и умиротворением, он спускается на Землю в облике человека и делится тайнами мудрости с внимающими ему майя. Нижняя фаза вечерней Венеры символизирует смерть божества. Новый цикл Венеры - и история Кецалькоатля повторится вновь, и так неизменно до скончания времен Венера символизирует подвиги бога индейцев майя на Земле. В священном городе майя была возведена специальная астрономическая башня, предназначавшаяся только для наблюдения за Венерой. Проводя ночи в наблюдениях за небесными телами на башне Эль-Караколь, звездочеты пламени майя составили примерный календарь затмений Венеры, пытались рассчитать время оборота планеты вокруг своей оси.

Удивительно понимание Венеры древними китайцами. Для них Венера была мужского рода. Ее цвет - белый, который тогда в Китае символизировал смерть. Осенью Венера ярче всего видна в свою вечернюю фазу, поэтому китайцы отдали ей покровительство над этим временем года. Из известных тогда химических элементов, Венере был отдан металл. Согласитесь, ничего общего с восприятием планеты античной Европой. В Вавилоне Венеру считали матерью богов Иштар и называли “ярким факелом небес”.

Древние славяне называли Венеру на греческий манер Афродит, или же Денница и Чигирь-звезда. Но славянская мифология практически не связана с символикой и обожествлением звезд, поэтому историки и располагают скудной информацией. Известно только, что наши предки знали Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Традиционные для славянской культуры источники - летописи и фольклор ничего не говорят о попытке изучить движение Венеры.

Первым из великих умов Европы заговорил о возможности прохождения Венеры по Солнцу Иоганн Кеплер в 1631 году.

Самым первым и самым романтичным упоминаем о Венере в письменных источниках является легенда о происхождении Исиды и Гора, древнеегипетских божеств. В древнейших религиозных текстах Древнего Египта, которые называются “Тексты пирамид”, говорится, что Исида и ее сын Гор потомки Великой Утренней Звезды… Потомки божественной Венеры

October 9th, 2016 , 12:11 pm

У меня как-то интересовались названиями планет в Древней Греции, и я поизучал этот вопрос.

Известны названия примерно VI в до н.э., и традиционно их приписывают пифагорейцам, но я полагаю их более ранними минимум на век, восходящими к VII веку, когда в Греции начались первые "настоящие" астрономические наблюдения.

Солнце и Луна, очевидно, уже тогда назывались Гелиос и Селена, вот названия планет.

- Меркурий - Στίλβων, Стилбон ("Блестящий "), также Ἀπόλλων, Аполлон;
- Венера - Ἓσπερος, Геспер (лат.Vesper, "Вечерний ", Венера вечерняя), Εωσφόρος/Φωσφορος, Эосфор/Фосфор ("Зореносец ", лат.Lucifer, "Светоносец ", Венера утренняя) (также Геспер и Эосфор - боги, братья, надо полагать, персонификация планеты);
- Марс - Πυρόεις, Пироис ("огненный");
- Юпитер - Φαέθων, Фаэтон ("блистающий);
- Сатурн - Φαίνων, Фенон / Фаэнон / Фэйнон Фоцифер ("сияющий").

Венера первоначально имела два разных имени и считалась за две разные планеты, утреннюю и вечернюю. Эта планета не отходит далеко от Солнца и видна всегда в зоревое время или на границе ночи. Утверждение идентичности вечерней и утренней планет приписывается Пифагору (Плиний) или Пармениду.

С Меркурием должна быть точно такая же ситуация, он также виден только в лучах зори утром или вечером низко над горизонтом, но для него почему-то не находится двух ипостасей в древней астрономии. Поэтому к версии про Венеру тоже стоит относиться с осторожностью.

Все названия переводятся как относящиеся к свету.

У Гигина Юпитер и Сатурн обменялись названиями.

Вообще-то я не проверял названия по аутентичным первоисточникам, пифагорейских (точнее, близких к ним) источников вообще крайне мало, переведенных на русский, кажется, вообще нет, если не считать "Фрагментов ранних греческих философов" 1998 года, вся эта информация из античных описаний и средневековых схолий.

После походов Македонского в IV веке до н.э. пошла волна интереса к восточному научному знанию, и по аналогии с вавилонской астрономией греки начали применять "божественные" имена к планетам:

- Меркурий - звезда Гермеса,
- Венера - звезда Афродиты и т.д.

Эта традиция укрепилась, перешла к римлянам и так осталась в европейской астрономии.

Но образованные латиняне должны знать греческую традицию, и вот Авсоний в IV веке уже нашей эры, пишет мнемоничекое упражнение для запоминания греческих названий планет.

...Знает, каков оборот Стильпона, каков Пироента,
Сколько дано Фенону, как долго Юпитер обходит
Небо благим огнем, как Венера спешит или медлит,
Сколько затмений затмят Луну и сколько Титана
Прежде, чем наступит конец Великого Года
И возвратятся в высь светила на прежнее место,
Где начинали свой бег при начале строения мира.

Была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Киферы, а затем на остров Кипр, ставший любимым местопребыванием этой богини. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы и обаянию ее красоты покорялись все боги, люди и даже звери. Культ Афродиты, по мнению многих ученых-исследователей, был занесен в Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню под именем Астарты .

Мифы древней Греции. Афродита (Венера). Повелительница любовных желаний

Существует несколько разноречивых сказаний о рождении Венеры. Но художники, изображая это рождение, представляют ее всегда выходящей из морской пены. На античных картинах богиня обыкновенно лежит в простой раковине. На монетах она изображается на колеснице, везомой тритонами; наконец, на многочисленных барельефах богиня является в сопровождении морских коней или морских кентавров. В XVIII веке французские художники, и главным образом Буше , любили изображать этот поэтический миф на плафонах и декоративных картинах. Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее. Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугро «Рождение Венеры».

Туалет Венеры – излюбленный сюжет для художников и поэтов. Оры занимаются воспитанием прелестной богини, а грации (хариты) присутствуют при ее туалете и помогают ей. «Она – самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона , желая вернуть любовь Юпитера , просит Венеру одолжить ей этот пояс. Ее золотые украшения горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер). Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Когда греческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений Венеры к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило эту богиню воображение греков, этих страстных поклонников красоты. Богиню стали изображать сидящей на троне, она обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Венеры есть именно изящество, элегантность драпировок и движений. Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе Венеры выражена, главным образом, женственность ее натуры, и чувство любви, которое она должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в Венере именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.


Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение


Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера - римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому


Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру


Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту - морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции


Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов


Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480-323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов


Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой


Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали



К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей


Высота Венеры Милосской - 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения


Отсутствующие руки Венеры Милосской - гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.