Из русской литературы XX века. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века

Сочинение

Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество - фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народное творчество еще называют и фольклором, который в переводе означает - народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны - это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п.

Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей - что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка - тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление.

Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня - гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак - защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение.

Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева - это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость.

Украинская народная песня - самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества.

Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков.

* Наша дума, наша песня
* Не умрет не погибнет.
* Вот где, люди, наша слава, Слава!

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Обучение конспектированию.
Задание: прочитайте лекцию и выделите главное.
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Лекция.
Древнерусская литература возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской эпохи.

Киевскую Русь сменило время княжеств Северо‑Восточной Руси с центром во Владимире, летописная Русская земля пере‑жила монголо‑татарское нашествие, освободилась от ига.

Великий князь московский стал царем, Государем Всея Великия, и Белыя, и Малыя Руси. Умер последний отпрыск «колена Рюрикова», на троне воцарилась династия Романовых. Русь становилась Россией, передавая своей преемнице богатейшие литературные традиции.

Термин «древнерусская литература» является условным. Начиная c XIII века литература, изучаемая нами, является восточнославянской словесностью Средневековья.

Продолжая употреблять термин, исторически закрепившийся за названным явлением, не будем забывать о его реальном смысловом наполнении.

Древнерусская литература делится на несколько периодов (по Д. С. Лихачеву):

Литература Киевской Руси (XI—XIII веков);

Литература XIV—XV веков;

Литература XVI века;

Литература XVII века.

В эпоху Киевской Руси происходило становление литературных жанров, закладывались основы всех восточнославянских литератур — русской, украинской, белорусской.

В это время жанры греческой и византийской литературы начинают развиваться на национальной почве. В процессе становления древнерусского литературного языка большую роль играет не только живой разговорный язык того времени, но и еще один язык, близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, — язык старославянский (церковнославянский).

Литература следующих двух периодов — это уже литература собственно русского народа. Это время создания традиций, развития новых идей в русской культуре и словесности, время, которое называют Предвозрождением.

XVI век — время развития публицистических жанров литературы. Создается «Домострой» — свод житейских правил и наставлений, отражающий принципы патриархального быта. «Домострой» требует строгости домашнего уклада.

Во время царствования Ивана Грозного создаются«Великие Минеи Четьи» — свод из двенадцати книг, включающих чтение на каждый месяц. Каждая из двенадцати книг насчитывает от тысячи пятисот до двух тысяч листов большого формата. Составление беловых списков длилось около двадцати пяти лет. В книги включены произведения различных жанров, к созданию, переводу и редактированию которых было привлечено большое количество русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков.

В это же время создается «Лицевой свод», который содержит положение всемирной истории от сотворения мира до XV века. Сохранившиеся десять томов насчитывают около десяти тысяч листов, украшенных 17 744 миниатюрами (цветными иллюстрациями).

XVII век — эпоха, когда меняется мировоззрение людей, старые литературные формы распадаются, возникают новые жанры и идеи. Намечается переход к литературе Петровского времени. Развивается сатирическая и бытовая литература, центр внимания постепенно перемещается на жизнь простого человека — не князя, не святого.

Древнерусская литература не похожа на литературу Нового времени: ее пронизывают иные мысли и чувства, в ней иной способ изображения жизни и человека, иная система жанров.

В эпоху Средневековья невозможно провести четкую границу между литературами светской и церковной. Они развивались вместе, не отрицая, а обогащая одна другую.

Основные жанры древнерусского литературного творчества — летописание, житие, красноречие (которое включает в себя поучение, жанры похвалы и слова), воинские повести, хожения (хождения) и послания. Поэзии, драматургии, романа, повести в современном понимании этих жанров в XI—XVI веках не было. Они возникают только в XVII веке.

Все жанры древнерусской литературы развиваются в тесной взаимосвязи с устным народным творчеством.

Более всего фольклорная стихия повлияла на летопись. Как и фольклор, древнерусская литература не знала понятия авторского права: каждый книжник мог использовать все, что было написано до него. Это проявлялось в повсеместных текстовых заимствованиях. Писцы стремились оставлять неизменными только тексты богослужебных книг и законодательных актов.

Главная роль книги в культуре Древней Руси — служить средством спасения души. В связи с этим наиболее важными книгами считались Евангелие, Священное Писание, святоотеческие творения, житийная литература и церковные предания. Важными также считались исторические произведения и памятники деловой письменности. Менее всего ценились мирские сочинения, не преследовавшие дидактических целей. Их считали «суетными».

В начале своего развития древнерусская литература очень тесно связана с бытом, особенно бытом богослужебным. Произведения, помимо литературного значения, имеют еще и практическое, прикладное. Лишь постепенно с течением времени происходит отделение художественно-эстетической функции от бытовой, прикладной.

Древнерусская литература — дореалистическая, средневековая, изучение ее показывает нам, насколько отличается наше восприятие мира от восприятия наших предков.

В сознании жителей Древней Руси книга являлась символом христианства, просвещения и особого уклада жизни.

При испытании христианства идолопоклонниками прежде всего проверке подвергалась книга. В «Житии равноапостольного князя Владимира» рассказывается, как язычники потребовали, чтобы патриарх Фотий положил в огонь книгу, которая учит христианской вере. Евангелие не сгорело в огне. Пораженные язычники поверили в истинность нового учения и крестились. И книга, и сама письменность овеяны ореолом чуда. Славянская азбука была дана Константину после его молитвы как Божественное откровение.

Понятия христианство, книга и чудо тесно переплетались между собой.

Чудо русского языка в том, что человек даже с небольшой филологической подготовкой может читать древнерусские тексты почти тысячелетней давности. Но часто слова, которые кажутся нам знакомыми, имеют иное значение, встречается много непонятных слов, трудно воспринимаются синтаксические конструкции. Названия предметов, имена, подробности быта, сама логика событий — все требует комментария. Если не вдуматься в смысл произведения, современному читателю может показаться, например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» забавной сказкой, и ее богословская проблематика и философская глубина останутся незамеченными.

За последние столетия коренным образом изменились стереотипы общественного сознания, нормы поведения, мышление человека, старые слова обрели новый смысл, поступки наполнились иным содержанием. Уже с изобретением книгопечатания к книге стали относиться иначе.

Первоначально вся письменная литература была исключительно церковной. Темы и идеи произведений могли быть разными, но глубоко религиозным было мироощущение авторов и читателей. Это проявляется не только в богослужебных и богословских текстах, но и в описании истории, в воинских повестях и светских сюжетах.

В представлении православного Средневековья «почитание книжное» было нравственной заслугой и добродетелью, приближало человека к постижению Бога. Для этого надо было «в нощи и в дне» читать и перечитывать духовную литературу. «Повесть временных лет» пишет, что именно так и поступал Ярослав Мудрый. Искусство чтения состояло в медленном, сосредоточенном и обдуманном восприятии написанного «вьсем сердцьмъ». Читатель останавливался, повторно перечитывал важные места, внимательно всматриваясь в глубину смысла. Такая культура чтения учила распознавать за внешней оболочкой скрытую природу вещей, постигать «духовными очима» невидимый простому глазу мир.

Книга — микрокосм, в котором «любители душепитательных словес» наслаждаются вечными истинами и получают лекарство душевное — утешение и поучение. Читать следовало не торопясь, а укрывшись от житейской суеты и пустых треволнений. Считалось, что, обратившись к произведению с греховными помыслами, нельзя извлечь из него ничего полезного для души.

До сих пор в нашем сознании сохраняется древняя вера в чудесную силу слова.


Класс: 7

Зачёт №1 «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя».

Список произведений :

1.Пушкин А.С. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***», повесть «Барышня-крестьянка», роман «Дубровский» (в сокращении).

2.Лермонтов М.Ю. «Смерть поэта», «Элегия», «Песня», «Стансы», «Дума», поэма «Мцыри».

3.Гоголь Н.В. комедия «Ревизор».

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837).

1. Богатство тематики и разнообразие жанров. Жанры лирики. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Творческое разнообразие родов и жанров в творчестве Пушкина:

Лирика проза драма

т/л жанры лирики поэта роман «Дубровский» трагедия «Борис Годунов»

Послание «Повести Белкина» «Маленькие трагедии»

элегия т/л жанры эпоса

стансы рассказ

лироэпические жанры

роман в стихах «Евгений Онегин».

2.Жанры прозы А.С.Пушкина. «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка». Героиня повести – Лиза (Бетси).

т/л ЖАНРЫ ЭПОСА (смотри №1)

«Повести Белкина»:

1)»Выстрел»,

2)»Метель», издатель

3)»Станционный смотритель», Иван Петрович Белкин

4)»Гробовщик»,

5)»Барышня-крестьянка».

Д/З Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: И.П.Берестова и Г.И.Муромского.

3. Сюжет и его герои. Автор и его решение вопросов композиции. Рассказ или повесть?

Повесть или рассказ? (размер и сложность событий)

«Барышня-крестьянка»:

Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский (англоман),

сын Алексей АКУЛИНА дочь Лиза (Бетси)

(крестьянка) (дворянка)

Одна девушка.

4. Незавершённый роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершённого произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романов. В.Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

т/л РОМАН

Роман – большое эпическое произведение, изображающее человеческую жизнь. (стр. 99)

Виды романов:

1)исторический,

Любовь Маши и Владимира 2)любовный,

3)социальный, роман «Дубровский»

Социальные конфликты 4)философский и т.д.

Владимир Дубровский – романтический герой? ЦЫГАН, ГОРЕЦ, БУНТАРЬ?

(2 портрета: Анны Савишны и полицейского)

Маша – пылкая мечтательница.

5. Расцвет жанра романа. Варианты. Споры.

Работа с параграфом учебника.

6. Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе

Из истории романа (учебник 98с.)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

7.Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.

т/л рифма, «словарь рифм» Лермонтова

Богатство жанров лирики:

Элегия, песня, стансы …

Композиция лироэпического стихотворения «Смерть поэта»:

1.Гневное обличение в убийстве. Сатира. Четырёхстопный ямб. 33 строки.

3.Обвинение убийцам поэта, перерастающее в проклятие. Сатира. 16 строк.

Это стихотворение сделало Лермонтова известным и опальным поэтом (был отправлен на Кавказ, где шла война).

т/л РИФМА. «Словарь рифм» Лермонтова.

РИФМА – одинаковое звучание окончаний строк.

б перекрёстная

Для лирики Лермонтова характерно:

    Богатство жанров лирики,

    Мотив одиночества,

    Романтическое мироощущение.

8. Поэма «Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа.

т/л романтический герой

Герои поэмы:

    Мцыри («послушник»)

    Старый монах

Мцыри и его исповедь (3 – 26 строфы ):

3-8 собственно исповедь,

9-26 рассказ о трёх днях, проведённых на воле.

ИСПОВЕДЬ:

1.рассказ о своих грехах (священнику);

2.рассказ о наболевшем.

Мцыри – горец и борец по натуре; на воле раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство, несгибаемая сила воли, презрение к опасности, любовь к родине и её природе.

Монастырь = тюрьма Свобода

Смерть Жизнь

Когда Мцыри по-настоящему жил? (в монастыре или 3 дня на воле)

В.Г.Белинский : «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый нашего идеал поэта, это отражение в поэзии песни его собственной личности». Мцыри – романтический герой.

Романтический пейзаж – экзотические картины природы Кавказа.

ЯЗЫК насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, риторическими фигурами.

«Мцыри» - романтическая поэма.

9. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

А) ЭПИТЕТЫ – образные определения.

(поток глухой, объятья жадные, бурное сердце);

Б) СРАВНЕНИЕ

(стройна, как тополь; сплетясь, как пара змей);

В) МЕТАФОРА – скрытое сравнение; переносное значение слова по принципу сходства.

(рукою молнии ловил, кусты шептались);

Г) РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

(О, я как брат обняться с бурей был бы рад!

Бой закипел, смертельный бой!)

ЭПОС ЛИРИКА

Сюжет – рассказ о судьбе Мцыри. Мысли и чувства главного героя.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

10. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Отражение Россия 19-го века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N . Хлестаков. Женские образы.

т/л афиша комедии;

особенности отражения действительности в драматическом произведении

«Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов 19-го века. Сюжет подсказан А.С.Пушкиным: молодого человека из столицы в провинциальном городе приняли за ревизора; чиновники этого города дают ему взятки.

т/л АФИША КОМЕДИИ.

Городничий – неглуп, умудрённый жизненным опытом, убеждённый взяточник и казнокрад. Цель его стремлений – «… со временем … влезть в генералы.» С подчинёнными груб и деспотичен.Судья Ляпкин-Тяпкин – считается «вольнодумцем», потому что прочитал несколько книг; в суде беспорядок; берёт взятки борзыми щенками.Попечитель богоугодных заведений Земляника – «человек толстый, но плут тонкий»; в больнице «больные мрут, как мухи».Смотритель училищ Хлопов – робкий и запуганный человек, не дворянин.Анна Андреевна и Марья Антоновна – провинциальные кокетки. Уничтожающим смехом Гоголь бичует чиновничество царской России (бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень). Д/З Решите, кого вы считаете главным героем комедии? Подготовьте рассказ об этом герое.11. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе.

т/л структура драматического произведения и образ героя; ремарки в пьесе как один из приёмов создания образа

Мастерство композиции.

    Отсутствии главного героя, таким героем стала чиновниья масса.

СМЕХ – живой персонаж, который имеет свою точку зрения, он смел, никто и ничто не ускользает от его действия.

Примеры речевых характеристик (2 персонажа).

Д/З «Зачем нужны комедии?»

12. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Сценическая история комедии «Ревизор» (смотри приложение).

Гоголь о «Ревизоре»:

«В «ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одно разом посмеяться над всем.» Хлестаков – «без царя в голове», пустейший человек, «он лжёт с чувством»; главная его черта – «стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему предназначена» - в этом и заключается сущность «хлестаковщины».

1.чтение письма о приезде ревизора (Д1, явл.1);

2.новость о приезде ревизора (Д1, явл.3);

3.разговор Хлестакова с городничим в гостинице (Д2, явл. 8);

4.сцена вранья (Д3, явл.6-7);

5.чиновники дают взятки (Д4, явл.1-7);

6.чтение письма Хлестакова (Д5, явл.8).

13. РР Исполнение избранных явлений и их рецензирование (чтение письма Хлестакова). 14. Контрольная работа «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.»

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче-ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос-сии.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви

людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про-изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз-витость - основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа-теле.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас-сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины ве-сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по-нятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писа-теле.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра-гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы, Притча (углубление по-нятия).


Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии >0< века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокиеидеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об-разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа-лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен-ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народ-но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об-разы в лирике Есенина. Тема России - главная в есе-нинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Словоо поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от-рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча-щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по-эта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло-ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно-сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор-ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра-соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворе-


ния о человеке и природе. Философская глубина обоб-щений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе-

лая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонациив любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Вес-на в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли-рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к совре-менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о по-эте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже-

вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация истиль стихотворений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Силлаботоническая и то-ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы