Какие роли выполняли первобытные рисунки в стиле. Презентация к уроку по МХК на тему: Первобытное искусство

Для большинства произведений первобытного искусства характерны условность, обобщенность форм, символический характер, условный изобразительный язык. Ярко выражены экспрессия, чувство пластики, ритма. Присутствует чувство симметрии, правильность в соотношении объемов. Одна из особенностей первобытного искусства - в своеобразной однородности его форм повсюду, где оно существовало (сходство в деталях палеолитических “Венер”; сходство сюжетов, композиций, стиля наскальных неолитических изображений).

Важнейшая черта первобытного искусства - синкретизм, выражался как в слитности функций искусства с другими сферами культуры, так и в богатстве смысловых интерпретаций одного и того же предмета. Собственно художественное начало в нашем понимании в нем отсутствовало. В первобытности не существовало предметов, имевших целью эстетическое наслаждение, что не исключало их декоративности.

Архаичное искусство служило инструментом познания: фиксируя образ, оно делало его доступным восприятию, исследованию. Через группировку предметов, акцентирование деталей искусство выявляло значение, сущность предмета.

Первыми образцами первобытного искусства считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, являлись магическим знаком власти. Вероятно, магическим целям служили и фигуры животных, написанные на стенах пещер, вылепленные из глины, выгравированные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался также культ плодородия с эротической магией. Отсюда стилизованное изображение женского начала в виде миндалевидной формы или треугольника, характерное для первобытного искусства.

В искусстве палеолита совмещаются как натуралистические, так и схематические изображения: оттиски человеческой руки и беспорядочные волнистые линии, параллельные штрихи, которые покрывают натуралистические изображения женских фигур. В фигурах крайняя условность рук, ног и лица, проработанность и гипертрофия живота, бедер, груди (палеолитические “Венеры”). Преобладает предмет, его материальность, весомость, цвет, объем, фактура. Появляются также пещерные рисунки. Первыми объектами изображения в них были животные, которые рисовались в профиль примерно в натуральную величину. Люди чаще изображались фронтально в немного увеличенных пропорциях. Хотя человеческие изображения в самом раннем периоде редки. Изображение фигур было контурным, высеченным каменным орудием или нанесенным красной охрой. Внутри контур был совершенно не заполнен. Уже в ормньякский период (30 тыс. лет назад) появляются попытки пространственного изображения: копыта, и рога животных рисуются в фас или три четверти. В позднем палеолите размеры животных и людей увеличиваются или уменьшаются. Например, изображение человека (“Великий марсианский бог”), найденное в Сахаре, имеет длину 6 метров. Контуры заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей - одежда, татуировка).

В мезолитическом искусстве человек занимает уже центральное место. Даже образы животных могут принимать на этом этапе антропоморфный характер. Преобладает не предмет, а действие, движение. Отсюда все усиливающаяся стилизация и схематизм человеческих фигур, преобладание многофигурных композиций. Изредка можно встретить изображения людей, у которых лица рисуются в профиль, а грудь и плечи - фронтально.

В неолите наблюдается все большая стилизация и символизация. В позднем неолите были широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, спиралей, полумесяцев, встречаются стилизованные изображения животных и людей, орнаментальные мотивы (ленточные и спиралевидные).

В искусстве бронзового и железного века уже четко выделяется как стадиальное, так и этническое начало, определяющее специфику художественных школ.

Таким образом, эволюция первобытного искусства идет сначала по пути детализации, полихромии, стремления к объемности, а затем возвращается к схематизму, стилизации и символизации. Одновременно предметность и статичность заменяются действием и движением. Развитие первобытного искусства связано также с преодолением беспорядочности изображений и созданием композиций.

Первобытность кажется нам сегодня далеким прошлым человечества. А остатки архаичных племен воспринимаются как музейная экзотика. Однако следы первобытности продолжали существовать на протяжении всей истории человечества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох. Во все времена люди продолжали верить в приметы, сглаз, число 13, вещие сны, гадание на картах и другие суеверия, являющиеся отголоском первобытной культуры. Развитые религии сохранили магическое отношение к миру в своих культах (вера в чудотворную силу мощей, исцеление святой водой, таинство соборования и причастия в христианстве). Фольклор хранил отголоски магии и мифа в песнях и сказках. Художественная культура постоянно использовала мифы для своих сюжетов и образов. В XX в. влияние мифа на литературу проявляется в усложнении символики, тяготении к притче, смысловой многослойности художественных текстов (Б. Пастернак, А. Платонов, О. Мандельштам, Ф. Кафка, Г. Маркес, Т. Манн). Представления первобытных людей отражаются также в современных языковых фразеологизмах. К примеру, мифологический образ “волка-разбойника” привел к возникновению фразеологизма “волчья хватка”. Связывание как магическое действие воспроизводится в выражениях “развязать язык”, “связать по рукам и ногам”. Зеркало как магический символ границы между земным и потусторонним миром породили фразеологизмы “как в воду глядел”, “как в зеркале”. Есть большая группа фразеологизмов, правильное понимание которых требует знания мифа: “сизифов труд”, “ариаднина нить”, “Гераклитов огонь”, “каинова печать”.

Можно с уверенностью сказать, что основные структуры первобытного мировосприятия живут в глубинах психики каждого современного человека и при определенных обстоятельствах вырываются наружу. Кризисное состояние общества; явления, которые наука не может объяснить, и смертельные болезни, которые она не может вылечить; непредсказуемые опасные, но значимые для человека ситуации - вот тот фундамент, на котором возрождаются старые и вырастают новые мифы и суеверия.

Тема урока: «Сюжеты и образы первобытных изображений».

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности: графика, беседа.

Цель: формирование у учащихся общего представления об основных сюжетах и образах первобытных изображений.

Задачи:

  • - актуализировать знания о сюжетно-тематическом многообразии искусства первобытных времен;
  • - показать основные сюжеты первобытных изображений в разных видах изобразительного искусства;
  • - раскрыть особенности воплощения художественного образа в произведениях изобразительного искусства первобытных времен;
  • - формировать умение выделять основные темы искусства в произведениях первобытной культуры;
  • - совершенствовать умение диф­ференцировать произведения разных видов искусства (по темам и видам искусства);
  • - развивать культуру восприятия художественных произведений пер­вобытных времен

Зрительный ряд: презентация.

Оборудование урока:

Для учителя: доска, мел, проектор, ноутбук;

Для ученика: карандаши, бумага, тетрадь.

План урока

  • Организационная часть (2 минуты);
  • Сообщение нового материала (10 минут);
  • Закрепление нового материала (2 минуты);
  • Физкультминутка (1 минута);
  • Самостоятельная творческая деятельность учащихся (25 минут)
  • Анализ итогов (4 минуты);
  • Задание на дом (1 минута).

Ход урока

Организационная часть

Приветствие. Запись темы урока

Сообщение нового материала

Учитель: Одним из первых запечатлённых образов реального мира было животное. Люди внимательно наблюдали за животными и стремились изобразить их как можно естественнее и правдоподобнее. Это подтверждают графические и живописные изображения первобытных времён, покрывающие стены и своды многочисленных пещер современной Франции, Испании, России.

Изображение животных на стенах пещер Шове и Ласко (Франция), палеолит ;

Учитель: Большинство изображений составляют образы мамонтов, носорогов, диких лошадей, оленей, быков, медведей, львов. Некоторые из запечатлённых животных уже не существуют, например мамонты. И только рисунки, созданные первобытным человеком, позволяют нам сегодня представить их внешний вид, движения тела и повадки.

«Олени, переходящие через реку», гравировка на роге (г рот Лорте, Франция), неолит ;

Во Франции, в гроте Лорте, был найден фрагмент рога с изображением оленей, переходящих через реку. Первобытный человек уже умел изобразить животных в сложных ракурсах, например с поворотом головы. Впечатляет и детальное изображение рыб, находящихся в воде.

Учитель: Как вы думаете, на что художник обращал внимание в первую очередь?

Учитель: Позднее человек начал наносить изображения животных на орудия труда и охоты, на различные пластины из камня и кости. А в местах первобытных стоянок были найдены маленькие статуэтки животных, птиц, рыб. Особенно выразительны силуэты животных. Люди, которые их создавали, подмечали самые мелкие детали: особенности чешуи рыбы, фактуры меха, гривы или строение рогов животных.

Учитель: В записях про наскальную живопись пещеры Шове были найдены следы о первых мультипликационных опытах наших далёких предков. (Видеофрагмент)

Скульптура «Медведь» (пещера Монтеспан, Франция), палеолит ;

Ученик: В одной из пещер Франции - Монтеспан - найдено туловище медведя из глины. Венчалось оно натуральным медвежьим черепом. Возможно, наверх накидывали и шкуру медведя. Мы догадываемся, что такая скульптура использовалась во время ритуалов. С развитием первобытного общества сюжеты усложнялись, а в изображённых сценах всё чаще появлялся человек.

Учитель: Изображению животных отводилось важное место и в творчестве многих мастеров более поздних времён. Вспомните и назовите знакомые вам произведения разных видов искусства, в которых воплощены образы животных.

Учитель: Первые изображения человека появились в скульптуре. Они были выполнены из костей и рогов животных, бивней слонов и мамонтов, глины, дерева и камня.

Примеры палеолитических Венер, палеолит ; Венера из Костёнок (Россия), палеолит ;

Широкое распространение получили женские статуэтки. Самые примечательные из них - женские фигурки, известные всему миру под названием «палеолитические Венеры» или «первобытные мадонны». Эти маленькие статуэтки не превышают в высоту 25 сантиметров. Большинство учёных считает, что это были обрядовые, ритуальные предметы, их изготавливали, а потом либо ломали, либо “хоронили” в специально выкопанных ямах.

Для мастера не представляло никакого интереса лицо человека, имеющее для скульптора нашего времени важнейшее значение. Лицо заменялось выпуклостью, гладкой, как куриное яйцо. Зато внимание художника почти целиком поглощали две части тела. Первая из них – огромный выпуклый живот и таз – сосуд, где зарождается и зреет новое существо. И вторая часть – женские груди, сочащиеся молоком, пищей для новых поколений людей.

Еще важнее, что в этнографии обряд в честь богини-матери переплетается с чисто охотничьим обрядом умерщвления зверей. Первобытные охотники верили в своего рода разделение труда между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, привлекающими своим колдовством животных под удары копий охотников.

Учитель: «Венера» из Хотылёво. Ок. 23 тыс. л. н. Бивень мамонта. 5 см.

На верхнепалеолитической стоянке «Хотылёво-2» в Брянской области найдена женская статуэтка из бивня мамонта. Сама статуэтка изображает довольно тучную женщину, но при этом фигурка очень изящна, благодаря своим миниатюрным размерам (около 5 см в длину) и удлинённым пропорциям ног. Достоинства её состоят в художественном совершенстве.

Г. Мур . «Мать и дитя», 1930-е гг. ;

С древнейших времён существует соотнесение оппозиции "левый - правый" с понятием "женский - мужской". Видимо, в связи с тем, что левая рука была символом Великой Богини, возник ритуал целования руки жрице-царице племени, который позднее выродился в обычай целовать руку даме.

Учитель: Большой Шигирский идол (Свердловская обл., Россия), мезолит ;

В искусстве бронзового века из дерева или камня начали создавать идолов. Это были специфические статуи довольно больших размеров. Им поклонялись как божествам. Внешний вид статуй был схож с человеческим, чаще мужским. Одна из самых ранних найденных скульптур, изготовленных из дерева, - Большой Шигирский идол. Его высота достигает 5 метров. По оставшимся фрагментам можно представить образ, созданный 11 тысяч лет назад.

Голова идола достаточно реалистична и сохраняет основные черты, присущие человеку. Деревянное основание-туловище с обеих сторон покрыто резным орнаментом. Среди узоров просматриваются несколько лиц. Учёные склоняются к версии, что эти лица отображают почитаемые культы древних людей: воды и воздуха, животных и растений.

В искусстве железного века образ человека усложнился. Художники старались не просто воспроизвести человеческую фигуру, а раскрыть внутреннее состояние персонажей, через позу и жесты передать эмоции и мысли своих героев.

Учитель: Идолы с Кикладских островов, фрагменты росписей (ущелье Тассилин-Адджер, Алжир), 6 - 2 тыс. до н. э.

На островах Эгейского моря жители Киклад создали мраморные статуэтки людей. Их предназначение до сих пор остаётся загадкой. Возможно, статуэтки были частью обрядов. Среди кикладских идолов особенно выделяется фигура арфиста. Музыкант изображён сидящим на стуле с арфой в руках. Он полностью погрузился в звучащую мелодию. Тело музыканта застыло, а взгляд обращён ввысь.

Среди живописных композиций железного века широко известны росписи, найденные в ущельях скал Алжира, на плато Тассилин- Адджер. Это настоящая «картинная галерея», подробно рассказывающая о повседневной жизни первобытных людей и их занятиях. Здесь представлены образы охотников, которые с помощью луков, стрел, топоров и дротиков одолевают диких зверей. А сцены выгона скота свидетельствуют о том, что человек в тот период уже приручил животное. Правдоподобными и трогательными выглядят изображения матерей, играющих со своими детьми.

Учитель: Магические элементы

Сочетания простых точек, волнистые линии, круги, треугольники (обычные и перевёрнутые), спирали, шахматный узор, параллельные полосы, зигзаги и многое другое – у первобытного человека была хорошая фантазия. Эти знаки имели магическое значение, которое усилилось после появления керамики. Керамика - это отдельный вид первобытного искусства благодаря в первую очередь тому, что она была покрыта разнообразными орнаментами. Именно здесь эти орнаменты, по мнению экспертов, впервые чётко создают образ разделения мира на три части – нижнюю, подземную; среднюю, земную, водную; верхнюю, небесную, воздушную, сверхъестественную. Кроме того, с помощью этих символов обозначались явления реального мира – движение солнца и луны, звёзды, течение рек, даже те ли иные важные для человека растения.

Закрепление нового материала

Восприятие и обсуждение художественных артефактов первобытных времен.

Не осознавал себя чело-веком, но вместе с тем, указывает, что сознание его было занято со-всем другими образами — образами охоты. Анималистическая тема в живописи первобытных охотников вполне закономерна. Практиче-ская значимость объекта нашла эмоциональное закрепление в ис-кусстве и мифологии тотемизма , объясняющего происхождение лю-дей данного племени рождением (или превращением) от зверя .

Материалы изобразительного искусства позволяют пред-положить, что первый импульс осмысления подлинно человече-ского в себе возникает как осознание женской природы, интуи-тивно ощущается в соотношении с женщиной-родительницей.

Палеолитиче-ские Венеры

Первые изображения человека — это так называемые Палеолитические «Венеры», созданные в период XXV-XVIII тыс. до н.э. Глиняные статуэтки, найденные во многих об-ластях Европы (Чехословакия, Италия, Франция), на Дальнем Вос-токе, в Азии — все они стилистически весьма схожи со знаменитой Венерой из Виллендорфа (Нижняя Австрия). Искусствоведы отме-чали характерные для скульптуры преувеличенные признаки пола (большая грудь, громоздкий живот, возможно, указывающий на бе-ременность, тяжелые широкие бедра). Отсутствие индивидуальных черт (идентичность пропорций, схематично показанные конечности, сходство в изображении прически, не обработанные лица, иногда голова лишь намечена) указывает, что в образах этих подчеркива-лись материнские качества, обобщенные черты женщины в ее детопроизводительной функции. Женское тело воспринималось как источник жизни. Подчеркнутые материнские черты Палеолитиче-ских Венер — магическая гарантия продолжения рода. Кроме того, в этих небольших статуэтках впервые отчетливо и натуралистично воспроизводятся человеческие черты. В филогенетическом процессе самопознания , в противопоставлении зооморфной ипостаси человек впервые воспринимает себя именно в женском облике.

С образом женщины-жизнедательницы в первобытном искус-стве связан паттерн представлений о плодородии не только в мире людей, но также о размножении животных, об удачном промысле и календарном воспроизводстве циклов жизни. Эпизодическое появ-ление мужских персонажей в живописи палеолита включено в этот же тематический цикл: сезонного плодородия в мире природы, кру-говорота жизни и смерти. Постоянными героями искусства мужские персонажи становятся лишь к эпохе среднего камня (VIII-V тыс. до н.э.).

В мезолитических композициях наблюдается постоянная за-кономерность, определяющая общую стилистику изображений:

  • Как правило, это очень динамичные сцены охоты. Отметим, что женские палеолитические образы символизируют какие-то идеи, но не воспроизводят никакого сюжета. Подчеркнутая динамика движущихся фигур, акцент на событийном плане подталкивает к убеждению, что человек теперь осознает себя как деятельное существо. К тому же у героя мезолитического искусства по-являются атрибуты, характеризующие осмысленную трудовую деятельность: луки со стрелами, лодки, колесницы.
  • В отличие от натуралистичных образов «венер» фигурки охот-ников переданы весьма условно. Движения утрированы, тела непропорциональны. Женские образы не исчезают в эпоху ме-золита, но, кажется, утрачивают сакральную значимость. Они появляются в бытовых сценах, связанных с добычей пропитания: наскальная живопись из Тассилин-Аджер и Феццана в афри-канской Сахаре изображает женщин, собирающих мед, женщин с коровами возле хижин. Их фигуры также условны и непро-порциональны, персонажи изображаются в действии. Гендерные различия оказываются не существенными.
  • Изображения животных сохраняют реалистическую стилистику палеолита. Схематизм антропоморфных изображений в контра-сте с реалистическими профильными изображениями животных сохраняется не только в эпоху неолита . Подобные черты мож-но наблюдать в искусстве зарождающихся цивилизаций Египта, Крита. Стилистическое своеобразие может объясняться доми-нантными семантическими образами сознания . Реалистичность и детальность изображения животных свидетельствует об осо-бом пристальном внимании к объекту охоты.

Различная стилистика в изображении животного (реализм) и человека (условность) может быть показателем того, что антропос эпохи среднего камня выделил себя из мира природы и противопо-ставил ему. Он понял, что является иным, он преодолел свой зоо-морфизм как нечто, свойственное ему изначально. Материал с сайта

Тенденция к схе-матизации образа человека наблюдается в древнем искусстве вплоть до рождения стилей больших цивилизаций. Данный процесс, возможно, отображает характерную закономерность: чем большим ко-личеством предметов культуры окружает себя человек, тем меньше потребность изображать его физический облик. Это предположение подтверждается многочисленными изображениями бронзового века : петроглифы Центральной и Средней Азии, Алтая, Карелии, изобра-жающие человека на колеснице, напоминают орнаментальный узор, в котором глаз не сразу обнаруживает сюжет. Это может означать, что человек определяет себя не через физические качества и внеш-ние свойства, а через созданные и произведенные им предметы и атрибуты деятельности, культуры.

Условность и схематизм изображений свидетельствуют еще и о том, что человек в древнюю эпоху представляет собой существо ро-довое, коллективное. В изобразительном искусстве начала цивилиза-ций повсеместно мы сталкиваемся с весьма обобщенным образом человека. Достаточно вспомнить геометризованные фигуры в росписях керамических сосудов гомеровской Греции, додинастического Егип-та и т.д. Нарастание реалистических тенденций наблюдается лишь с усилением индивидуальных проявлений в

Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.

Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал - иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе - мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита - его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Расцвет искусства

По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.

Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.

Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).

"Сикстинская капелла каменного века"

Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название "Сикстинской капеллы каменного века". В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.

Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.

В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно - в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.

Первые человекообразные изображения

Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа - хранительницы домашнего очага.

Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры -первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

В России петроглифы получили название "писаниц", и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Бронзовый век

В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.

Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения - мегалиты.

Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.

Заключение

На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних "художников" о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.

Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

Пещерная или наскальная живопись - рисунки, которые встречаются на стенах и потолках пещер, поверхностях скал. Сделанные в доисторический период изображения датируются эпохой палеолита, примерно 40 000 лет назад. Некоторые ученые считают, что наскальная живопись первобытных людей - способ общения с окружающим миром. Согласно иной теории рисунки наносились с церемониальной или религиозной целью.

http://mydetionline.ru

История открытия

На юго-западе Франции и севере Испании было археологами обнаружено более 340 пещер, в которых имелись изображения доисторических времен. Изначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку метод радиоуглеродного датирования мог быть неточным из-за грязных поверхностей, которые исследовали. Но дальнейшее развитие технологий позволило устанавливать точный период нанесения изображений на стены.

http://allkomp.ru/

Хронологию можно установить также тематикой рисунков. Так, северный олень, изображенный в пещере Куэва-де-Лас, которая находится в Испании, датируется концом Ледникового периода. Самые ранние рисунки в Европе обнаружены в пещере Шове во Франции. Они появились 30 000 лет до нашей эры. Сюрпризом для ученых было то, что изображения были изменены неоднократно на протяжении тысяч лет, что и вызвало путаницу в дотировании рисунков.

Живопись в три этапа

Существуют монохромные и полихромные пещерные рисунки. Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа и полностью зависела от опыта и культурной зрелости художника, освещения, вида поверхности и доступного сырья. На первом этапе намечались контуры изображаемого животного при помощи древесного угля, марганца или гематита. Второй этап подразумевал завершение рисунка и нанесение на изображение красной охры либо другого пигмента. На третьем этапе наносились контуры черным цветом для зрительного увеличения изображения.

Сюжеты и темы

Наиболее распространенным сюжетом в пещерной живописи первобытных людей является изображение крупных диких животных. В начале каменного века художники рисовали:

  • львов;
  • носорогов;
  • саблезубых тигров;
  • медведей.

Образы животных, на которых охотились люди, появляются в период позднего палеолита. Изображение человека - очень редкое явление и картинки менее реалистичны, чем нарисованные фигурки зверей. В первобытном искусстве нет изображений пейзажей и ландшафта.

Работа древних художников

Доисторические обитатели планеты обнаружили, что краска, изготовленная из животных и растений не такая устойчивая, как добытая из земли. Люди со временем определили свойство окисей железа, находящихся в земле, не терять первоначальный внешний вид. Поэтому они искали залежи гематита и могли проходить в день десятки километров, чтобы принести краситель домой. Современные ученые обнаружили тропы, проложенные к залежам, по которым курсировали древние мастера.

Используя морские раковины в качестве резервуара для краски, работая при свечах или слабом дневном свете, доисторические живописцы применяли в работе разнообразные приемы и методы живописи. Вначале рисовали пальцами, а затем перешли на мелки, подушечки из мха, кисточки из шерсти животных, а также растительные волокна. Они использовали более прогрессивный метод распыления краски при помощи камыша или костей со специальными отверстиями.

В кости птицы делали отверстия и наполняли красной охрой. Изучая наскальную живопись древних людей, ученые определили, что такие приспособления использовались 16 000 лет до нашей эры. В каменном веке художники также применяли приемы светотени и ракурса. В каждой эпохе появляются новые методы живописи и пещеры пополняются рисунками, исполненными в новых стилях на протяжении многих веков. Гениальные работы доисторических художников вдохновили многих современных мастеров на создание прекрасных произведений.