От кого у миледи сын. Жанна де ламотт - миледи из "трех мушкетеров"

На берегу моря, у самого подножья Аю-Дага, в густой зелени уютно притаился миниатюрный, почти игрушечный домик. Только нечто неуловимо старинное отличает его от сотен подобных полудомиков-полусараев, массово сдаваемых отдыхающим. Но курортники давно здесь не живут. Единственные его обитатели - прыткие ящерицы, принимающие солнечные ванны на белых стенах. Да еще мрачные пауки, раскинувшие свои сети в арках окон. Местные жители издавна называют это милое сооруженьице Чертовым домиком

Сейчас в здании находится мемориальный музей Зиновия Соловьева - основателя и первого директора Артека, жившего здесь в двадцатые годы. Автор столь радостного и светлого творения вряд ли причастен к такому зловещему названию. Да и прозвище это намного древнее.

В течении двух веков в загадочном домике жили самые разные люди. Среди них и французская графиня Жанна де Ла Мотт. Среднестатистическому посетителю это имя не скажет ничего. А вот литературную героиню, прообразом которой она стала, знают почти все. Это героиня из «Трех мушкетеров» Александра Дюма, злобная и коварная помощница кардинала Ришелье - леди Винтер или просто Миледи. Скверный характер оригинала практически не отличался от ее литературной копии. Поэтому не удивительно, что прибежище этой дамочки окрестили Чертовым домиком. Удивляет другое - каким ветром графиню де Ла Мотт занесло из блистательного Парижа в этот в прямом и переносном смысле медвежий угол.

Жанна родилась в 1756 году во Франции в Бар-сюр-Об. Родоначальником генеалогического древа ее отца, Жака Сен-Рени, был незаконнорожденный сын короля Генриха II. После смерти отца семилетняя «бедная сиротка из дома Валуа» (так она сама себя именовала) жила милостыней. Как-то сидя на парижской улочке с протянутой рукой, девочка вещала прохожим, что в ее жилах течет королевская кровь. И надо же - провидение судьбы, мимо в карете проезжала богатая маркиза Буленвилье, заинтересовавшаяся романтикой положения — далекая правнучка Франциска I просит у прохожих подаяния. Маркиза проверила родословную девочки и отдала ее в пансион, затем взяла к себе в дом. Когда девочка подросла, к ней стал приставать муж маркизы. Не желая «платить черной неблагодарностью своей благодетельнице », она покинула дом Буленвилье и поселилась в монастыре в Иерре, под Парижем, потом в аббатстве Лоншан.

Отведав тяжелый хлеб попрошайки, и проведя какое-то время в доме богатой маркизы, Жанна усвоила простую истину, которую она любила повторять много раз: «есть два способа выпрашивать милостыню: сидя на паперти церкви или разъезжая в карете ». Разъезжать в карете Жанне явно нравилось больше.

Когда девушке исполнилось двадцать четыре года, она обвенчалась с жандармским офицером роты бургиньонцев Никола де Ла Моттом. От этого брака Жанна родила двух мальчиков-близнецов, которые вскоре умерли. Жили супруги в провинции, и, по-видимому, дела у молодых были очень плохи. В конце 1781 года, пытаясь угнаться за призраком ускользающего счастья, супруги Ла Мотт отправляются в Париж…

Отсюда начинается авантюрная судьба Жанны. Она бросает мужа, знакомиться с множеством интересных людей, многих из которых интересовала загадочная провинциалка, умевшая красиво подать свой ум и свое тело. Надо сказать, что графиня Ла Мотт не отличалась красотой — красавицей ее сделала позднейшая легенда. Тем не менее успех у мужчин графиня Ламотт имела большой. Все современники в один голос говорят, что она была очень умна. Одним из новых знакомых Жанны становится итальянец Джузеппе Бальзамо, известного под именем графа Калиостро.

Летом 1786 года излюбленной темой парижских сплетен стало только что завершенное судебное дело об алмазном ожерелье. Главным действующим лицом скандала была фрейлина королевы Марии Антуанетты (по совместительству одна из фавориток короля) вышеупомянутая графиня Жанна де Ла Мотт. Эта выдающаяся мошенница, используя свое положение при дворе, умудрилась присвоить алмазное ожерелье стоимостью 1 млн. 600 тыс. ливров. Цифра по тем временам баснословная. Афера была проведена на высшем уровне. Графиня де Ла Мотт и граф Калиостро по большому секрету сообщили епископу Страсбурга кардиналу де Роану, что королева Мария Антуанетта хочет приобрести у парижских ювелиров Бемера и Бассанжа дорогое алмазное ожерелье. Но по ряду причин сделать это лично она не может. Потому-де королева и просит его, кардинала де Роана, стать посредником в удовлетворении этого маленького женского каприза. В качестве доказательства предъявили фальшивое письмо. А после даже организовали для кардинала тайную ночную встречу с венценосной особой, роль которой успешно сыграла переодетая проститутка. Кардинал, давно и безуспешно искавший способ восстановить свое пошатнувшееся положение при французском дворе, с радостью согласился и приобрел ожерелье у ювелиров, дав обязательство внести плату по частям.

Мошенничество было разоблачено, как только пришло время платить первый взнос. Денег де Роану никто, естественно, не передал. И обманутые ювелиры обратились непосредственно к самой королеве, которая с большим удивлением узнала о своем тайном желании. А коварная графиня, как только заполучила заветное ожерелье, тут же переправила его мужу в Лондон. По приказу короля Людовика XVI излишне доверчивого кардинала арестовали и заточили в Бастилию. Впоследствии его оправдали как не подозревавшего о злом умысле, но сослали подальше от Парижа, в отдаленный приход в Оверне. Удалось выпутаться и графу Калиостро, его попросту выслали из Франции.

Графиню же подвергли порке, клеймлению (помните лилию на плече?) и приговорили к пожизненному заточению. Но птичка недолго томилась в клетке. При помощи высокопоставленных друзей Жанна де Ла Мотт вскоре сбежала из тюрьмы Пелтиер и всплыла в Лондоне. Ей бы притихнуть и спокойно жить-поживать, периодически продавая бриллианты из ворованного ожерелья. Но графиня опубликовала скандальные мемуары, где щедро поливала грязью все королевское семейство.

Агенты короля уже шли по следу беглянки, но грянула Французская революция. Только после разгрома Наполеона и реставрации монархии французское правительство опять вспомнило о государственной преступнице и потребовало от Британии ее выдачи. Об этом графиню предупредили друзья мужа, который служил когда-то жандармским офицером. Жанна де ла Мотт поняла, что французская охранка от нее теперь не отстанет, поэтому решила инсценировать собственную гибель. Всем объявили, что несчастная выпала с окна второго этажа своего дома и разбилась. Смерть запротоколировали в Ломбердской церкви Лондона, а на расположенном рядом кладбище соорудили фальшивую могилу.

В 1822 году в Санкт-Петербург приехала пожилая француженка - графиня де Гоше де Круа. Дама вела довольно скрытный образ жизни, лишь изредка появляясь в высшем свете. Она старалась не вступать в контакт с представителями французской колонии. Но полностью избежать встреч с соотечественниками графине все же не удалось. Ее опознали. Выяснилось, что графиня де Гоше де Круа и графиня Жанна де Ла Мотт - одно и то же лицо. Вскоре после этого ее пригласил на аудиенцию император Александр I. О чем в течение целого часа (время было точно запротоколировано в дворцовых документах) говорил русский царь с французской авантюристкой, осталось тайной. Но после аудиенции графиня исчезла из Северной Пальмиры и в 1823 году поселилась в маленьком однокомнатном домике, одиноко расположившийся на берегу Черного моря. Столь странный выбор объяснялся просто. Учитывая, что правоохранительные органы сразу нескольких европейских государств жаждали встречи с преступницей, ей волей-неволей пришлось искать уединения.

Сначала Жанна поселилась в Кореизе у княгини Анны Голицыной. Через некоторое время она переехала в Артек во владения графа Густава Олизара. Жила графиня в небольшом доме, так называемой даче Ашера, который сохранился на территории детского центра «Артек».

Тогда нынешняя территория Артека принадлежала еще одному отшельнику, польскому поэту Густаву Олизару. Правда, прятался он не от правосудия, а от позора и несчастной любви. Незадолго до упомянутых событий гордый поляк просил руки Марии Николаевны Раевской и получил отказ. После этого он покинул высший свет и отправился к берегам Тавриды залечивать душевные и сердечные раны. Однажды, путешествуя побережьем, он имел неосторожность высказать свой восторг окружающим пейзажем. Извозчик воспринял это как руководство к действию. Оперативно разыскав хозяина понравившейся барину местности, партенитского татарина Хасана, он явился с ним к Густаву Олизару. Так неожиданно для себя, всего за два рубля серебром, несчастный влюбленный стал владельцем четырех десятин земли у подножья Аю-Дага.

На новом месте графиня не успокоилась. Вскоре она взяла под свой контроль всю контрабанду на побережье. Тогда ее жилье и прозвали Чертовым домиком. Можно понять, что чувствовали законопослушные подданные, глядя, как в ночи мерцает свет в одиноком окошке, причаливают таинственные фелюги и шастают темные личности.

К чести графини следует сказать, что организованная ею тропа успешно действовала до конца двадцатых годов ХХ века, пока советские пограничники не закрыли границу.

Решив таким образом свои финансовые проблемы, Жанна де Ла Мотт с присущим ей пылом и энергией занялась спасением собственной души. Благо, грехов в прошлом хватало. Да и в будущем предвиделось немало. Смиренная молитва и покаяние были не для ее кипучего темперамента. Графиня решила обращать в христианство местных мусульман. Свежеиспеченная проповедница в компании с баронессой Варварой Крюденер, проживающей в Симеизе, и княгиней Анной Голициной отправилась в турне по татарским поселкам. Если верить воспоминаниям современников, старушка была еще та. Никакого транспорта она не признавала и разъезжала исключительно верхом, да еще с двумя пистолетами за поясом. Такая мера вовсе не была излишней, поскольку разбойного люда в Крыму тогда хватало.

Однако дьяволу, видать, было очень жаль отпускать такую замечательную душу. Во время одной из поездок конь под графиней споткнулся, она выпала из седла и разбилась. Случилось это возле поселка Эски-Крым в 1826 году. Там ее и похоронили. Сразу после смерти Жанны де Ла Мотт в ее одинокий домик явились представители правопорядка с предписанием изъять всю переписку графини и отделанную синим бархатом шкатулку, с которой француженка не разлучалась еще со времен пребывания в Лондоне. Старая служанка отдала письма, но ни шкатулка, ни средства, полученные авантюристкой от контрабанды, обнаружены не были. В симферопольском архиве до сих пор хранится так и не закрытое дело о поисках синей шкатулки. По слухам, пристальный интерес к злополучной вещице объяснялся тем, что именно в ней Жанна де Ла Мотт хранила остатки знаменитого бриллиантового ожерелья Марии Антуанетты. Не исключено, что шкатулку и золото, заработанное контрабандой, графиня припрятала по тогдашней моде - закопала в укромном месте где-нибудь поблизости. Во всяком случае старожилы уверены, что Белая леди (самое известное из артековских привидений) - это неприкаянная душа легендарной авантюристки, стерегущая свои сокровища.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЛИЛИЯ НА ПЛЕЧЕ МИЛЕДИ?

Почему именно лилия? А, может быть, Миледи не так уж виновата — если задуматься, вдруг не она главная злодейка, а на самом деле мушкетеры, четверо мужчин, уничтоживших в неравном противостоянии одну женщину? Недавно мы пересматривали наш советский фильм, и я впервые задумалась над этим вопросом. А после того, как муж сказал, что раньше женщина просто должна была знать свое место — у меня открылись глаза. И даже строчки из монолога героини это подтверждают «Мир гордых женщин окружен бессовестной игрой. За то, что сбросила ярмо В плечо впечатано клеймо».

ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ ЛИЛИЯ СИМВОЛ

Начну сразу с сути. Почему на клейме именно лилия? Лилия — символ королевского рода Франции. Самый распространенный символ в геральдике после креста, орла и льва. Довольно логично, что таким знаком клеймили преступников — как обозначение королевского правосудия. С другой стороны, лилия — это еще и символ чистоты, невинности, Девы Марии и христианства в целом. Не много ли чести для бродяг, воров и проституток?

Интересно, но факт — цветок называют лилией, но на самом деле вместо нее везде изображается ирис. При чем именно дикий желтый болотный ирис. Если присмотреться, ирис напоминает женские половые органы. Когда Атос в фильме рисует на стене цветок, видно, что он гораздо более вытянутый, чем настоящий. Есть интересная версия, что это намек на фаллопиевы трубы, которые в обязательно порядке должны были перевязывать средневековые проститутки, как средство контрацепции. Гнев Атоса — тогда еще графа де ля Фер — мог быть вызван не тем, что девушка оказалась воровкой, как деликатно преподнес Дюма, а более худшими подозрениями. Но все равно его поступок мало понятен — так любил, а чуть что, убил, даже не разобравшись. Но об этом ниже.

ЛЕДИ ВИНТЕР

О происхождении и жизни Миледи до начала действия романа известно мало. В разговоре с Рошфором она сообщает, что родилась в Армантьере — небольшом городке рядом с Бетюнским монастырем. При этом Дюма рассказывает о том, что она прекрасно знала обычаи и особенности веры английских пуритан — этому ее научил в детстве старый слуга. Откуда у француженки в услужении англичанин? Хотя это не самый спорный момент — в романе Анн и Серж Голон слугой Анжелики был бывший немецкий солдат Гийом Люцен. Также отмечается безупречное английское произношение Миледи. Не говоря уже о ее прозвище. Второе ее имя леди Винтер — также английское, по второму мужу-англичанину. Скорее всего отец Миледи — англичанин, мать — француженка. По контексту книги, Миледи — английская шпионка на службе Ришелье, завербованная незадолго до начала действия романа. Настоящее имя героини, как и ее происхождение толком не ясно. Только ближе к концу Атос перечисляет ее имена. Но опять точности нет — одни исследователи пишут, что настоящее ее имя Анна де Бейль, другие — Шарлотта Баксон. То есть снова происхождение непонятно: если верно первое имя — значит Миледи родом из Франции, если второе — значит она англичанка. В фильме Миледи просит у кардинала в награду за службу наследный титул. Здесь опять несколько вариантов. Либо титула у нее нет, либо она утратила на него право, либо она англичанка, а титул ей нужен во Франции. Последнее скорее всего — так как по второму мужу она получила титул леди Винтер, закрепленный за ее сыном.

АТОС И МИЛЕДИ

Это что же за любовь такая, когда ты абсолютно беспощаден к любимому человеку? Атоса не смутило ни происхождение миледи, ни то, что она не была девственницей, он даже «пошел против воли всей своей семьи». А клеймо пережить не смог. И вообще как это вот так взять и повесить собственную жену посреди охоты, как в какие-то дикие времена?! Об этом противоречии и весь роман Дюма. Кардинал Ришелье в нем — главный злодей, антагонист, а мушкетеры — положительные герои. В действительности все было наоборот. Атос — представитель старой аристократии, судя по всему, из очень древнего и знатного рода. Он как-то упоминает в разговоре с д’Артаньяном, что его мать была статс-дамой королевы Марии Медичи — то есть первой придворной дамой при дворе. Это очень высокая должность. Про себя Атос говорит «знатный как Дандоло и Монморанси». Монморанси — древний дворянский род, принцы крови, состоявшие в родстве с королевской семьей. При «старом порядке» знатные дворяне обладали полномочиями полноправных правителей в своих землях. Они имели право чеканить собственную монету, иметь личное войско и король далеко не всегда имел над ними полную власть. А над их поддаными не имел никакой. Помните поговорку «вассал моего вассала не мой вассал». То есть Атос был в полном праве творить самоуправство на своих землях. Его настоящее имя — граф де ля Фер. Во французском языке слово «фер» — железо. Железный граф. Жестокосердный,бесстрастный, стремящийся управлять своими страстями. Один раз дал слабину, и с тех пор пытается отыграться. Он беспощадный и твердый, как железный клинок, ко всему и всем. Трое его друзей, значительно более низкого происхождения, чем он — единственное исключение в холодной душе Атоса. Кстати, исключение не во всем. В романе «Двадцать лет спустя», Атос, вернувший себе титул, не может представить д’Артаньяна своим гостям под его простым титулом — он называет его «шевалье д’Артаньян», то есть поднимает до уровня, приемлимого для его окружения.

ГЕРОИ РОМАНА «ТРИ МУШКЕТЕРА»

Похоже, герои знаменитого романа не совсем те, кем мы привыкли их воспринимать. Д’Артаньян — не главный герой, а лишь прикрытие для более глубокого содержания. Суть же в 2-х моментах:

1)Противостоянии архетипичного мужского начала (Атос) с более древним архетипичным женским началом (Миледи). Подчинившие женщин с помощью грубой силы, патриархат и шовинизм, периодически оказывались бессильными перед женской сексуальностью. Не умея сдерживать себя и не добившись взаимности, мужчины все что могли — уничтожить объект вожделений. Так поступает и Атос со своей женой.

2) Противостояние дворянской аристократии с кардиналом Ришелье. Ришелье злодей именно поэтому — целью всей его политики была борьба с феодальной вольницей (которой Атос будучи графом пользовался вовсю) и укрепление вертикали власти. Он запретил дуэли, что сразу сократило количество смертей среди молодых дворян. Приказал срыть феодальные замки и на их месте построить открытые дворцы — чтобы дворяне не пытались скрыться за неприступными стенами от королевской воли. Назначил во владения аристократии королевских интендантов — чтобы иметь контроль. Атос и Ришелье — смертельные идейные враги.

Миледи — для Атоса враг дважды. И как женщина, осквернившая его род, и как приспешница кардинала.

При этом остальные мушкетеры враждуют с Ришелье скорее «за компанию». Отец д’Артаньяна наоборот наставлял его проявлять уважение и служить 3-м людям — королю, кардиналу и господину де Тревилю. Потому что он — мелкопоместный дворянин, ему политика Ришелье не наносила такого урона. В фильме после партии в шахматы во дворце кардинала д’Артаньян говорит Ришелье, что еще вчера он мог бы рассмотреть возможность служить у него, но сегодня его друзья среди мушкетеров короля. Ясно же, что их вражда не была изначальной. С Арамисом сложнее — его личность самая таинственная из всех. В книге его слуга Базен говорит, что «Арамис» — это наоборот слово «Симара», имя одного из демонов. У слова «симара» есть и другое вполне невинное значение — это подрясник священника. Учитывая, что Арамис — аббат-растрига, все время мечтающий вернуть сан, неудивительно, что он выбрал такое прозвище. Все три мушкетера носят имена, скрывающие их темное прошлое. С Атосом ясно — беглый опороченный граф. Арамис — человек, вынужденный оставить сан, чтобы научиться фехтовать и отомстить обидчику. Ришелье для Арамиса враг скорее ввиду обстоятельств — он запретил дуэли, а Арамису как раз надо было назначить «свидание» с оскорбившим его дворянином. С Портосом пока не очень ясно. Он только в книге «Двадцать лет спустя» пытается добиться хотя бы баронского титула. Значит едва ли Ришелье был для него настоящим врагом — его реформы Портоса касались мало.

Друзья-мушкетеры выведены положительными героями, хотя их поведение далеко не безупречно. Атос — пьяница и убийца. Портос открыто ухаживает за замужней женщиной ради денег, при этом появляется у нее в доме, представляясь мужу кузеном его жены и тратя его же деньги. Арамис в первой книге особо не провинился, зато потом наверстал по полной. В романе «Двадцать лет спустя» он любовник госпожи де Лонгвиль, активной участницы Фронды — дворянского заговора против короля. В книге «Десять лет спустя» становится иезуитом, предавшим своих друзей. Д’Артаньян меняет женщин, как перчатки. Сначала он любит Констанцию, после ее похищения крутит роман с Миледи и одновременно с ее служанкой Кэтти — пользуется ею, зная, что девушка в него влюблена — чтобы проникнуть в покои ее госпожи. Самой Миледи, чтобы провести с ней ночь, он представляется графом де Вардом, в которого она была влюблена. Чтобы его не разоблачили, он в темноте скрывает свое лицо. А в конце эта великолепная четверка, прихватив с собой четырех слуг, палача и лорда Винтера, собирается, чтобы убить в неравной схватке одну женщину.

КЛЕЙМО НА ПЛЕЧЕ МИЛЕДИ

Как представительницу мелкого дворянского рода, Миледи ожидало всего 2 пути — либо замуж за скромного человека, либо монастырь. Она оказалась во втором. Провела там 2 года и сбежала с молодым монахом, которого совратила. Перед побегом он украл церковное имущество. Беглецов нашли, монаха приговорили к заключению и клеймению. Палачом оказался его брат, который в порыве отчаянья заклеймил и девушку.

Первый факт — правосудия не было, был произвол со стороны палача.

Второй факт — если на момент замужества Миледи было 16 лет, значит, когда она сбежала из монастыря, ей было 14-15 лет. Есть некоторые сомнения в том, кто кого еще совратил.

Третий факт — а какие, собственно, злодеяния совершила Миледи,кроме убийства Констанции? Совращение монаха — с ним много вопросов. Убийство Бэкингема? Так это часть ее работы на кардинала, да и не она его убила, а фанатик Фельтон. Совратила и погубила этого несчастного Фельтона — так он был пуританином, которые и без того едва выносили Бэкингема. Убийство второго мужа, лорда Винтера — вот здесь есть нюансы.

Первое замужество Миледи закончилось кошмаром. Закономерный вопрос — как муж не увидел клейма на плече супруги? Но тут все вполне понятно — раньше считалось нескромным раздеваться полностью. Понятно, что в спальню никто не лез подсматривать, но Атос вполне мог понять смущение жены и не настаивал. Выйдя замуж во второй раз, Миледи, видимо, решила больше не дожидаться реакции супруга и отравила его сразу после того, как забеременела. Сын ей был нужен, чтобы он стал наследником, а она, как его мать, владела титулом на полном праве.

КАЗНЬ МИЛЕДИ

Атос описывает Миледи как «шестнадцатилетнюю девушку, прелестную, как сама любовь. Сквозь свойственную ее возрасту наивность просвечивал кипучий ум, неженский ум, ум поэта. Она не просто нравилась — она опьяняла». В фильме он говорит «Таких изысканных манер во всем Провансе нет». Из других описаний Миледи мы узнаем, что она: прекрасно владеет несколькими языками, знает много нюансов совершенно разных сторон жизни, умеет быстро находить выход в любой ситуации, умеет обращаться с оружием, обладает большой физической силой и «чудесным голосом». Как в настоящей архетипичной женщине, в ней очень много мужских черт. Женская слабость ей чужда — хотя она прекрасно умеет ее разыгрывать и использовать. Ни один мужчина так и не оказался способен совладать с ней, поэтому все, что они могли — уничтожить ее физически. Задумайтесь — пятеро мужчин (включая палача) против одной женщины! А в книге десять — там еще были слуги мушкетеров и свояк Миледи лорд Винтер. И еле-еле они все смогли совладать с ней. Дюма пишет, как Атос велел сменить слуг, охранявших Миледи, только на основании того, что она им что-то сказала.

«Три мушкетера» — роман о мужчинах, главные герои — мужчины. Только через 100 лет авторы станут делать героинями женщин. В книге же женщин всего 3 — Констанция, королева и Миледи — на огромное количество мужчин. В романе про Анжелику маркиз Плесси-Бельер, вспоминая правление Людовика XIII, говорит, что это было время грубых вояк, живших войной и дуэлями. Для женщин — даже очень сильных — места тогда не было.

Миледи – одна из главных героинь романа Александра Дюма «Три мушкетера». В прошлом она носила имя графини де Ла Фер, была женой Атоса, которую он, увидев на ее плече клеймо преступницы, повесил. Однако Миледи удалось спастись, и она стала доверенным лицом кардинала Ришелье, следовательно, врагом мушкетеров. На страницах романа мушкетеры успешно разрушают ее хитроумные замыслы. Но все же Миледи ожидает неминуемая смерть за то, что она убила Констанцию Бонасье, возлюбленную д`Артаньяна. Мушкетеры казнят Миледи в глухом местечке Армантьер. Эту женщину, хитрую, бессердечную и умную, не останавливает ничто, она стремится выполнить свои замыслы и осуществить политические интриги Ришелье любой ценой.

У нее совершенно отсутствуют угрызения совести, когда она, воспользовавшись своей ангельской внешностью, соблазняет и отправляет на верную смерть фанатика Фельтона, поскольку получила приказ от Ришелье убить герцога Бекингема. За это убийство кардинал обещал Миледи позволить расправу с д`Артаньяном. Безжалостно убивает она ядом Констанцию, которая расстроила планы Ришелье. Миледи ловко использует кардинала в своих целях, справляется с самыми опасными ситуациями и всегда добивается желаемого при помощи грязных интриг и злодеяний. Образ Миледи резко контрастирует с образами главных героев - благородных мушкетеров. Ей присущи только отрицательные качества.

Дюма представил Миледи в образе героини-злодейки, которая провоцирует опасность для главных героев. В созданных ею условиях мушкетеры получают возможность продемонстрировать свое бесстрашие и выдержку. Миледи вовлекает мушкетеров в бесконечные приключения, вместе с Ришелье она составляет тот фон, на котором несомненные достоинства этих героев выступают еще ярче.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-12-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

23.09.2014 0 8527


История жизни известной авантюристки Жанны де Ламотт , прототипа Миледи из «Трех мушкетеров» Дюма, настолько богата невероятными событиями, что кажется вымышленной.

А ведь описанная в романе интрига с алмазными подвесками Анны Австрийской, доставившая королеве огромные неприятности, на самом деле имела место и сыграла свою роковую роль в судьбе Марии Антуанетты. И не только. Эта авантюра, по мнению Мирабо, спровоцировала начало революционных событий во Франции.

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ

В 1756 году в одной обедневшей семье прямых потомков Валуа, чей род по древности и благородству был под стать самим Бурбонам, родилась девочка, названная Жанной. Правда, есть и другая версия происхождения Жанны де Ламотт, урожденной Сен-Реми де Валуа: якобы она была внебрачной дочерью короля и госпожи Сен-Реми.

Как бы там ни было, нужда и бедность заставляли девочку побираться на улицах, используя при этом известный прием попрошаек — упоминать свое знатное происхождение: «Подайте сиротке Валуа». Эта фраза, звучавшая из уст шестилетней девочки, растрогала проезжавшую однажды мимо маркизу Булевилье, и она решила принять участие в судьбе ребенка. Наведя справки о семье Жанны, маркиза выяснила, что в ней действительно течет кровь французских королей.

Благодаря хлопотам благородной дамы положение семьи Жанны стало значительно лучше: отец устроился на работу, мать оставила занятия проституцией, сын поступил в школу офицеров, а дочерей отдали на воспитание в пансион женского монастыря для благородных девиц. Жанна была умной и способной ученицей, вот только у нее полностью отсутствовали скромность и смирение, кроме того, она постоянно лгала.

Когда ей исполнилось 22 года, она сбежала из монастыря с одним из своих поклонников — графом де Ламоттом. Кстати сказать, де Ламотт был таким же графом, как и Жанна — Валуа. Бывший жандармский офицер, совершенно беспринципный и жестокий, блистательный аферист самостоятельно присвоил себе графский титул. Тем не менее будущая авантюристка стала величать себя графиней де Ламотт.

«БЛИЗКАЯ» ПОДРУГА КОРОЛЕВЫ

В 1780 году супруги де Ламотт переехали в Париж. Столичная жизнь казалась им более благодатным полем для интриг и обогащения, нежели провинция. Именно в Париже Жанна познакомилась с кардиналом Страсбургским, Луи де Роганом. Второе судьбоносное знакомство графини де Ламотт — со знаменитым Джузеппе Бальзамо, известным магом, алхимиком, масоном, прославившимся под именем графа Калиостро, — состоялось тогда же.

Кардинал в ту пору находился в немилости у Марии Антуанетты и всячески старался исправить ситуацию, но все усилия были тщетны. Доступ к французскому двору и королю был закрыт, а Роган так мечтал о месте первого министра Франции. Именно на этом и сыграла Жанна де Ламотт.

Хитрая интриганка каким-то образом стала завсегдатаем Версаля, ее принимали многие влиятельные вельможи. По сути графиня занималась тем же, чем и в детстве, — попрошайничала. Для этой цели у нее была даже припасена легенда: будто бы владения ее предков были присвоены бесчестными дельцами, поэтому она обивает пороги кабинетов в поисках справедливости.

Для пущей убедительности Жанна однажды упала в обморок у всех на глазах, это послужило поводом для слухов о том, что графиня чуть не умерла от голода в приемной королевского дворца. Несколько раз повторив этот прием, она добилась того, что о ней заговорили, ее запомнили. Благодаря ее знакомству с кардиналом банкиры открыли ей кредит, и чета Ламотт зажила на широкую ногу.

Посещавших ее особняк гостей Жанна развлекала подробностями из жизни королевы, и очень скоро ее стали считать близкой подругой Марии Антуанетты, а некоторые были даже уверены, что между женщинами существует интимная связь. Почва для главной интриги ее жизни была подготовлена.

Однажды Жанна намекнула кардиналу, что могла бы помочь ему восстановить добрые отношения с королевской четой, и предложила написать письмо Марии Антуанетте. Обрадованный кардинал не стал медлить, тут же написал подробное послание и даже получил благосклонный ответ. Завязалась переписка. Только он не мог знать, что письма королевы писала не она, а подельник графини, Рето де Вийетт, умевший виртуозно подделывать почерки.

Следующим шагом авантюристки была организация свидания кардинала и Марии Антуанетты. Для этих целей у нее была еще одна помощница — Николь Леге, внешне похожая на королеву. Свидание состоялось в сумерках, и одураченный кардинал снова не понял, что его обвели вокруг пальца и что роза, которую ему благосклонно вручила королева, не имела к последней никакого отношения. Зато с этого момента Роган был абсолютно уверен в особом доверии королевы к Жанне де Ламотт.

Когда графиня передала ему маленькую просьбу королевы о некоторой сумме, которую она якобы хотела потратить, чтобы помочь одному обедневшему дворянскому семейству, кардинал не раздумывая взял кредит на 40 тыс. ливров и вручил деньги ближайшей подруге королевы — графине де Ламотт. Естественно, королева никогда не видела этих денег.

РОКОВОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

Аппетит приходит во время еды, так и Жанна де Ламотт со временем поняла, что денег много не бывает. Она задумала грандиозную аферу, в центре которой находилось бриллиантовое ожерелье, состоящее из 600 драгоценных камней общим весом 2 500 каратов и стоимостью 1,6 млн ливров. О существовании этого украшения графиня узнала от придворного ювелира, который, как и все остальные действующие лица, попал под обаяние аферистки.

В свое время ожерелье заказал Людовик XV для своей тогдашней фаворитки, но вручить подарок не успел, так как скончался. Ювелиры, изготовившие драгоценность, вложившие в нее все свои средства, остались ни с чем. Мария Антуанетта очень хотела приобрести шедевр ювелирного искусства, но король отказал ей в этом. Между тем долги ювелиров становились неподъемными, и они уже были готовы разобрать ожерелье и распродать отдельно камни. И тут, на их счастье, на горизонте появилась графиня де Ламотт.

Жанне было довольно только намекнуть кардиналу о том, что королева жаждет получить украшение, и пожаловаться на скупость короля. И вот в начале 1785 года был подписан договор между ювелирами и де Роганом, в котором говорилось, что драгоценность должна быть передана покупателю немедленно, а деньги он будет вносить частями (по 400 тыс. ливров раз в полгода).

Эта сделка несколько насторожила кардинала, и он попросил Жанну, чтобы королева поставила свою подпись на договоре. Конечно, просьба была выполнена, но не Марией Антуанеттой, а все тем же пособником графини Рето де Вийеттом. Прежде чем передать ожерелье Жанне, кардинал решил спросить совета у магических сил, посредником которых, как вы понимаете, был граф Калиостро.

Сейчас трудно сказать наверняка, почему великий мистификатор пошел на поводу у графини и подтвердил, что та совершает благое дело. Возможно, он был в доле, или, быть может, Жанна, успевшая подружиться с его супругой, оказывала воздействие через нее. Как бы там ни было, грандиозная афера свершилась. И уже вечером того же дня ожерелье превратилось в горку камешков: извлекая их из украшения, мошенники не церемонились, поэтому многие бриллианты были повреждены.

ВОЗМЕЗДИЕ

После такой крупной кражи мошенникам надо было бы затаиться, но они настолько любили роскошную жизнь, что стали сразу же продавать камни и тратить с шиком вырученные деньги. То, что королева ни разу не показалась в новом украшении, насторожило ювелиров. К тому же, когда подошло время первого взноса в размере 400 тыс. ливров, де Ламотт сказала кардиналу, что у королевы сейчас нет денег и она просит об отсрочке, а тот сообщил об этом ювелирам.

Тут уже они взволновались не на шутку и стали добиваться аудиенции у королевы, которая вскоре приняла их. Слушая историю о вроде бы приобретенном ею в рассрочку ожерелье, Мария Антуанетта то краснела, то бледнела, Она была уверена, что вся эта афера — дело рук кардинала, который хотел обесчестить ее имя, и потребовала у короля сурового и публичного наказания для интригана.

Де Роган был арестован и помещен в Бастилию, но брать всю вину на себя он не стал, а чистосердечно рассказал об участии графини де Ламотт. Вскоре Жанна была тоже арестована, а вместе с ней и ее подельники. Муж авантюристки успел бежать в Англию, прихватив с собой нераспроданные бриллианты.

Суд приговорил мадам де Ламотт к порке, клеймению буквой V (voleuse — «воровка») и пожизненному тюремному заключению. Де Рогана признали жертвой интриг, но из столицы выслали в провинцию. Однако все произошло как в известном анекдоте: «Вилки нашли, но осадок остался», — имя королевы было запятнано этим скандалом, тем более что французы ее никогда не любили.

В ее адрес сыпались оскорбления, распространялись грязные памфлеты, общество презирало ее, народная неприязнь выплеснулась наружу. Скандал с ожерельем послужил падению престижа Бурбонов и кризису королевской власти, с которого началась Великая французская революция.

Графиня де Ламотт каким-то непостижимым образом, переодевшись в мужской костюм, смогла среди бела дня покинуть тюремные застенки и сбежать в Англию. Там она стала писать мемуары, в которых королева представлялась главным действующим лицом во всей этой истории, а все остальные были ее жертвами. Несомненно, мемуары только подливали масла в революционный огонь и послужили одним из главных доказательств вины королевы в небрежном отношении к интересам государства во время суда над ней.

Осенью 1793 года Мария Антуанетта умерла под ножом гильотины. О дальнейшей судьбе Жанны практически ничего не известно. Существует несколько версий ее гибели, документально не подтвержденных. По одной из них, она выбросилась из окна английской гостиницы, приняв входивших в комнату людей за агентов французского правительства. Ее муж прожил еще много лет, но дела у него не клеились, и в 1831 году он умер в нищете в грязной парижской больнице, оставленный всеми.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Есть мнение, что графиня де Ламотт не погибла в Англии, она просто инсценировала смерть, желая скрыться от преследований кредиторов и мужа. Накануне войны с Наполеоном она якобы объявилась в Петербурге под вымышленным именем графини Гаше и вроде бы получила российское подданство. В то время о ней даже писали в журнале «Русский архив»: «Старушка среднего роста, довольно стройная, в сером суконном редингтоне. Седые волосы ее были покрыты черным беретом с перьями. Лицо приятное с живыми глазами. Многие перешептывались о ее странностях, намекали, что в ее судьбе есть что-то таинственное. Она это знала и молчала, не отрицая и не подтверждая догадок».

В ту пору Жанне уже исполнилось 68 лет, но она по-прежнему сторонилась бывших соотечественников. Петербург полнился слухами о том, что Жанна скрывается от правосудия и что в подвалах ее дома находятся несметные сокровища.

Эти слухи дошли до Александра I, и он назначил аудиенцию таинственной графине. Неизвестно, о чем они говорили, только после этого разговора Жанна, покинув Петербург, переехала в Крым, где устроилась воспитательницей в дом княгини Анны Голицыной. Они стали хорошими компаньонками и в 1824 году переехали жить в местечко Кореиз в Крыму.

Через некоторое время графиня Гаше снова сменила место жительства и поселилась в Старом Крыму. В 1826 году Жанна скончалась. Как только государь узнал о ее смерти, в Крым был направлен нарочный с предписанием начальника штаба его величества, в котором содержалось требование изъять из вещей покойной темно-синюю шкатулку. После длительных поисков шкатулка была найдена, но она была пуста. По словам служанки, графиня ночью накануне смерти жгла свои бумаги и рассматривала бриллианты.

Кроме того, она оставила распоряжение не омывать ее тело, а похоронить в том, в чем была одета. Однако волю покойной не выполнили и под надетой на голое тело кожаной жилеткой увидели латинскую букву V. Французское историческое общество признало в графине Гаше Жанну де Ламотт. Похоронили известную авантюристку около Эльбузлы, установили на могиле памятник, украшенный королевской лилией и надписью: «Здесь покоится французская графиня де Ламотт». Но со временем надгробная плита исчезла, а на месте могилы была проложена автомобильная трасса.

Графини уже давно нет, а вопросы, связанные с нею, остались: что хранилось в темно-синей шкатулке, так интересовавшей императора? Может быть, документы, проливающие свет на эту темную историю, доказывающие причастие первых лиц Франции к интриге? Или все-таки то самое бриллиантовое ожерелье, которое, возможно, осталось в целости и сохранности?

Галина БЕЛЫШЕВА

Все мы в детстве зачитывались "Тремя мушкетерами" и другими книгами из этой серии, многие даже начинали любить историю благодаря Александру Дюма, хотя уж чего, чего, а реальной истории там было не так уж и много... Однако такие персонажи, как Ришелье, Мазарини, оба Людовика, королева Анна Австрийская, Луиза де Лавальер, безусловно, лица вполне достоверные, исторические. Даже д\"Артаньян - у него тоже были прототипы. А вот Атос, Портос, Арамис, миледи, - тут все скажут, что персонажи эти - насквозь выдуманные, детища самого Дюма. И будут неправы. По крайней мере, в отношении миледи.

Потому что у этого персонажа был вполне реальный исторический прототип. Более того, прототип настолько интересный, что достоин отдельной приключенческой книги, которая, возможно, когда-нибудь будет написана. (То, что жила она чуть позже событий, описанных в "Трех мушкетерах", большого значения, в общем-то, не имеет.)

Реальная история этой женщины кажется вымышленной - настолько много в ней интриг и коварства. А перечисление настоящих исторических лиц, участвовавших в ней, сделает честь любому приключенческому роману: королева Мария-Антуанетта, граф Калиостро и, собственно, сама известная авантюристка Жанна де Ламотт, знаменитая мошенница, ставшая в итоге прототипом миледи из "Трех мушкетеров".

Жанна де Ламотт, урожденная Сен-Реми де Валуа, появилась на свет в 1756 году. Происхождение ее было одновременно и благородным, и в тоже время весьма пикантным: она была в некотором родстве с королевским домом Валуа, но принадлежала к семейству, появившемуся от внебрачной связи короля Генриха II с госпожой Сен-Реми.

Семейство сие был очень бедным, и мать Жанны учила девушку зарабатывать деньги с помощью хитрости и женского обаяния. Надо сказать, что девица быстро освоила науку обольщения и обмана и вскоре нашла себе пару подстать - гвардейского офицера графа Ламотта. Жених юной авантюристки отличался такой же страстью к деньгам, любил авантюры и не имел ни капли совести. Они быстро нашли общий язык и поженились.

После свадьбы молодожены решили обосноваться в Париже, где возможностей для обогащения и интриг было не много, а очень много. Осмотревшись на новом месте, коварная Жанна выбрала свою жертву, человека отнюдь не глупого и славившегося своим добродушием - богача Луи де Рогана, кардинала Страсбургского.

Кардинал сей принадлежал к высшему обществу, но Жанна, несмотря на свое сомнительное происхождение и бедность, умудрилась познакомиться с ним и получить "доступ к телу". При этом, по свидетельству современников, Жанна отнюдь не отличалась красотой, но умела так себя преподнести и была так умна, что под ее чарами никто не мог устоять. Кардинал был покорен юной авантюристкой, осыпал ее деньгами, ввел в свой круг...

Жанна тем временем объявила в обществе, что сумела накоротко познакомиться с женой Людовика XVI, королевой Марией-Антуанеттой. В своих аферах мошенница начала прикрываться именем королевы и вскоре завоевала репутацию ее самой близкой подруги.

Правда, позже Мария-Антуанетта утверждала, что вообще никогда в жизни не была знакома с Жанной де Ламотт. Но неизвестно, кто был тут прав, а кто не был - хитростью и умением соврать себе на пользу отличались обе дамы... Не исключено, что королева действительно приблизила к себе умную интриганку, умевшую заводить самые неожиданные и выгодные связи. Например, с таинственным графом Калиостро.

В 1784 году, в доме кардинала Луи де Рогана Жанна де Ламотт познакомилась с этим удивительным человеком, недавно прибывшим в Париж, и очень быстро нашла с искателем приключений общий язык. Оба авантюриста успешно и активно морочили голову кардиналу, вели долгие беседы о ясновидении, об эликсире жизни и философском камне.

В то время темы эти были очень актуальными и интересовавшими буквально всех. Именно на волне этого интереса граф Калиостро устраивал в Париже свои знаменитые сеансы перевоплощений и, по слухам, Жанна не раз играла роли в его постановках, появляясь в различных образах.

А дальше начинается потрясающе интересная история с роковым ожерельем. История эта начала развиваться за десять лет до описываемых событий, когда Людовик XV в 1773 году задумал преподнести подарок своей фаворитке мадам Дюбарри, славившейся необыкновенной красотой. Король счел, что его дама сердца должна иметь все самое лучшее и заказал для прелестницы у ювелиров Бемера и Бассанжа необыкновенное ожерелье, состоящее из 629 бриллиантов чистой воды. Его стоимость была просто фантастической, это было целое состояние.


Однако в 1774 году Людовик XV умер, не успев выкупить драгоценности. Его наследник, Людовик XVI, заплатить за ненужное ему ожерелье отказался, сказав, что на эти деньги он лучше приобретет несколько военных кораблей. Ювелиры остались не удел и, не желая оказаться в прогаре, пытались воздействовать на Марию-Антуанетту. Однако королева осмотрела сверкающее бриллиантами ожерелье и отправила ювелиров восвояси - она сочла ожерелье слишком вульгарным. Бемер и Бессанж оказались практически разорены - материалы-то они закупали на свои собственные деньги. Ожерелье хранилось у ювелиров и ожидало покупателя, способного заплатить за него неслыханно-огромную сумму...

И вот про эту давнюю историю услышала авантюрная парочка - Жанна де Ламотт и граф Калиостро. Вскоре был придуман блестящий план...


Положение кардинала Луи де Рогана при дворе в то время несколько пошатнулось, от чего он немало страдал. Кардинал Страсбургский больше всего на свете мечтал получить покровительство королевы и ее дружбу. Жанна же постоянно подчеркивала свою дружбу с Марией-Антуанеттой и утверждала, что сможет помочь любовнику завоевать хорошее расположение при дворе. Она на пару с графом Калиостро в красках описывала несчастному кардиналу его будущее блестящее положение в обществе, которое ждет Луи де Рогана под покровительством королевы.

Мошенница рассказывала кардиналу и о том, что часто заводит разговоры с королевой о преданном ей Рогане, и та якобы благосклонно выслушивает речи о своем верном слуге. Однажды Жанна прибыла к кардиналу Страсбургскому с сенсационной новостью - королева сегодня ждет его на свидание в версальском парке! Вечером Луи де Роган прибыл в означенный парк и в уединенном месте действительно увидел Марию- Антуанетту. Королева благосклонно побеседовала с кардиналом и подарила ему свою розу - потом Роган велел заключить этот цветок в драгоценную оправу. Окрыленный кардинал летел из парка на крыльях, мечтая о будущем счастье.

Очень нескоро обманутый кардинал узнал, что королева была ненастоящей. Незадолго до этого Жанна и ее супруг познакомились с модисткой Николь Леге, сходство которой с Марией-Антуанеттой просто поражало. Оставалось только нарядить ее в роскошные наряды и научить гордо держать голову - и королева готова. За денежное вознаграждение модистка согласилась поучаствовать в афере, и простодушный кардинал не заметил обмана...

Вскоре Луи де Роган получил через Жанну известие, что королева Мария-Антуанетта желает выкупить ожерелье мадам Дюбарри, но просит помощи у своего доброго нового друга. Она якобы хочет выкупить бриллианты без огласки, и, кроме того, ей очень трудно найти необходимую сумму в 1 миллион 600 тысяч ливров, поэтому она просит кардинала пойти к ювелирам и отдать им ее письмо.


В этом письме королева просила предоставить ей рассрочку и передать ожерелье ее поручителю, кардиналу Луи де Рогану. Ювелиры, которым хорошо были известны и безупречная репутация кардинала, и почерк королевы, с радостью согласились на все условия и отдали ожерелье. Роган передал его Жанне и стал ждать милостей от Марии- Антуанетты. Но, как нетрудно догадаться, так и не дождался...

Ювелиры же вскоре написали письмо королеве, в котором просили все же внести часть суммы. Мария-Антуанетта в ответ выразила свое недоумение, ведь никакого ожерелья она не покупала. Более того, она ведь ясно дала понять, что ожерелье попросту не понравилось. Тут всплыло письмо королевы, которое при внимательном рассмотрении оказалось мастерски изготовленной подделкой. Бросились искать кардинала, тот указал на госпожу де Ламотт. Выяснилось, что ее супруг исчез, сама она тоже собиралась бежать, но не успела...

Дамочку арестовали, но она утверждала, что все делала по приказу графа Калиостро. Вскоре в Бастилии собралась вся компания - Жанна ле Ламотт, Луи де Роган и граф-авантюрист. Не было только графа де Ламмота, который удачно скрылся в Лондоне, где на ювелирном рынке вскоре появились бриллианты неслыханной чистоты.

А в Париже тем времен начался процесс века - разбирательство дела об ожерелье королевы. 31 мая 1786 года парижский парламент вынес приговор - кардинала Луи де Рогана и графа Калиостро оправдали (правда, последнему были велено в течение двух недель покинуть столицу), а Жанну де Ламотт и ее супруга (заочно) парламент приговорил к телесному наказанию, клеймению и вечному заключению в тюрьме.


Жанну прилюдно высекли на площади, заклеймили буквой V, что означало "воровка". Рассказывают, что преступница дернулась, и клеймо пришлось ставить еще раз. В итоге на ее плече остались две буквы V - одна смазанная, а вторая четкая. (У Дюма V превратилась в лилию.) Жанну отправили в тюрьму, отбывать наказание, но вскоре она из нее таинственным образом исчезла. Через некоторое время авантюристка появилась в Лондоне, где вскоре опубликовала сенсационные мемуары о положении дел при французском дворе.

Эти мемуары и вообще вся история с ожерельем очень сильно подпортили репутацию Марии-Антуанетты - французы ведь свято верили, что дыма без огня не бывает, и не иначе сама королева была замешана в этом странном деле. Спустя несколько лет Мария- Антуанетта умерла под ножом гильотины...


О дальнейшей судьбе Жанны де Ламотт практически ничего не известно. Однако существует несколько версий ее гибели, документально, правда, не подтвержденных. По одной из них она выбросилась из окна английской гостиницы, приняв входивших в комнату людей за агентов французского правительства. Но версия эта кажется какой-то натянутой: чтобы такая женщина поступила так малодушно и так поспешно?..