История шитых кукол. " история кукол"

Цель проекта:

Пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проекта:

Изучение истории возникновения куклы;

Изучение кукол других народов;

Материалы для изготовления кукол;

Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

Актуальность проекта.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего и других народов.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Кукла считается одним из самых загадочных символов. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

История появления куклы.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Где же появились первые куклы? Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Кукла - один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.

Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Но для большинства людей куклы были больше, чем просто игрушками.
Например, среди американских индейцев детская кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась как бы частью религиозного воспитания детей.
В Японии примитивная детская кукла изготовлялась, например, из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Имелась также кукла, которую мы назвали бы «козлом отпущения». Ее «кормили», одевали, обращались с ней как с живой и давали матерям, чтобы отвратить дьявола от их детей. Но, кроме таких «магических» кукол, у японских девочек были и обыкновенные, для игры.
Ислам запрещает изображать человека. Но, несмотря на это, красиво наряженные куклы нередко дарятся девушке, выходящей замуж, так как невеста в странах ислама часто бывает совсем юной. Матери обычно неохотно дают кукол своим маленьким дочерям, так как боятся, что дух дьявола, находящийся в кукле, может причинить вред ребенку. Но многие девочки сами делают себе кукол из кусочков дерева.
Куклы распространены в Африке, но иногда они используются в ритуальных, магических целях, а не как игрушки.

В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые - с праздником Рождества.
В протестантских странах Европы задолго до католических куклы стали просто игрушками.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом. Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

О происхождении слова «кукла» до сих пор спорят ученые и исследователи. “Кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Простейшая производная от этого корня – слово “кука” может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и “нечто страшное, обитающее в темноте”. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

Почему, как и где появились самые популярные в мире игрушки

1.Дарума (неваляшка)
Считается, что родина неваляшки - Япония. Там неваляшки называются дарума , их устойчивое вращение в вертикальном положении напоминает людям о стойкости и упрямстве. У неваляшки нет ног и рук - игрушка создана в честь монаха Бодхидхармы, который, по легенде, много лет медитировал, глядя в стену, после чего у него отказали конечности.

2. Россия
Матрёшка
В XIX веке художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин создали игрушку, символизирующую женщину и семью, - матрёшку (от имени «Матрёна»), внутри которой располагаются похожие друг на друга куклы, отличающиеся только размерами.

3. Америка
Кукла Барби
Одна из самых популярных кукол в мире родилась в Нью-Йорке, её полное имя - Барбара Миллисент Робертс. Барби бывают разные: медсёстры, певицы, космонавты и даже кандидатки в президенты.

Знаете ли вы, что:

1. первая Барби стоила 3 доллара, а сейчас любая кукла, изготовленная в том году, у коллекционеров оценивается в 10 тысяч долларов. Барби является самой популярной игрушкой во всем мире.

2. В 1959 году американка Рут Хандлер придумала куклу Барби. Она дала ей имя своей дочери Барбары. Через два года Барби появилась в Европе и обрела игрушечного друга Кена, которого Рут назвала в честь своего сына. Сейчас кукла Барби продаётся в 150 странах мира.

3. Каждую секунду на планете продаётся 2 куклы Барби.

4. Италия
Марионетка
Впервые марионетки (игрушки, управляемые кукловодом при помощи нитей, прикреплённых к ним) появились в Египте. Но всё-таки с этими куклами ассоциируется, скорее, Италия: первые итальянские марионетки появились в Венеции, и оттуда уже распространились по всей Европе.

Прообразом современной марионетки были деревянные куклы, получившие в народе прозвище «деревянные Марии» или «Марион». В дни церковных праздников в Венеции продавались изображения маленькой Марии, отсюда и название - марионетки.

5. Франция
Бумажная кукла
Первую бумажную куклу - картонный силуэт девушки - придумали во Франции в конце XVIII века. Вскоре такие игрушки стали очень популярными, причём не только у детей, но и у взрослых. Издатели модных журналов печатали бумажных девушек, одежду и обувь для них, чтобы читательницы смогли подобрать себе наряды, посмотрев сначала, как они выглядят на кукле.

Современные куклы.

1 . Мокси (Moxie) - это один из примеров . Мокси – американская кукла, которую в 2008 году представила на рынке компания MGA Entertainment. Напомним, этот же производитель ранее выпустил популярных кукол .

Серия Мокси представлена четырьмя куклами-подружками подросткового возраста. Это Софина, Эйвери, Саша и Лекса. Это девчонки-школьницы, которые вместе ходят на занятия и интересно проводят свободное время.

2. Несколько лет назад в отечественных магазинах появилась кукла Baby Born (что в переводе на русский язык означает "новорожденный"). Baby Born – кукла-пупс от немецкого производителя Zapf Creation, имеющая максимальное сходство с настоящим ребенком. Сходство обеспечивается не только внешностью (это кукла размером с настоящего малыша), но и наличием всех важнейших жизненных функций (кукла может кушать, пить, ходить на горшок и т.д.).



3. Winx (Винкс) – куклы, созданные по образу персонажей итальянского мультсериала . Игровая вселенная легко покорила сердца детей. Популярность куклам вслед за сериалом была обеспечена. Крупнейший производитель игрушек (в том числе и ) компания Mattel в 2004 году выпустила первую линейку кукол Winx. То же самое сделала другая компания - Giochi Preciozi, представившая на рынок похожую серию. Куклы Winx не уступают в яркости своим мультипликационным прототипам. Кроме того, производители позаботились о разработке и выпуске аналогичных нарядов и .


4. Братц (Bratz) – кукла от MGA Entertainment, ориентированная на девочек начального подросткового возраста (от 8 до 13 лет) с их страстью к вечеринкам и увлечением . Маркетинговая концепция, в основе которой – реалии жизни подростков, сделала этих кукол по-настоящему уникальными в сравнении с классическими куклами.

5. Antonio Juan (Антонио Хуан ) – классическая испанская кукла с национальными чертами лица.


6. Испанские куклы Carmen Gonzalez выпускаются с 50-х гг. XX века. Как и в ситуации со многими другими иностранными игрушками, о Кармен россияне узнали лишь сейчас. Так, в 2010 году куклы появились в некоторых онлайн-магазинах. Выбор их пока невелик, особенно учитывая, сколько их линеек производится в .

Следует отметить, что Испания является одним из главных поставщиков кукол в мире. Это касается как игровых кукол, так и коллекционных.

7. Pullip – шарнирная кукла с непропорционально большой головой и глазами, производится корейской компанией Chunsang Chunha. История Pullip начинается в 2003 году, когда эти куклы впервые появились на рынке. Чтобы «продвинуть» продукт, маркетологи компании сочинили легенду не только для куклы, но и для всей ее семьи, не забыв также про личную жизнь Pulli


8. Кукла Дженни (Jenny) – популярная японская кукла, которую с 1982 года производит компания Takara Co., Ltd.

9. Фулла (Fulla) – кукла, созданная в соответствии с ценностями арабского мира. Лицом Фулла похожа на американскую , а вот по характеру – полнейший ее антипод. Фулла носит платок и не выставляет тело напоказ, как это делает Барби, а в комплекте к ней идет крошечный , ведь Фулла – правоверная мусульманка.

На сегодняшний день Фулла является самой популярной куклой в

Заключение.

Итак, первая кукла появилась в Египте. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные, оккультные и обереговые цели.

Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с развитием общества.


Куклы старые — как мир. В раскопках с древнейших времен находим куклы, которыми играли дети наших предков. Были они сначала вероятно очень неуклюжие, изготовленные из древесины, веток, пока не стали глиняными или каменными. И вероятно играли ими девочки, обволакивая их и колыша, как их мамы убаюкивали их песней ко сну. Говорят, что куклы это исключительно забава девочек, это проявление врожденного в каждой женщине материнского инстинкта. Но мне думается, это скорее ген к подражанию. Видели девочки, как их мамы, с ними постоянно находившиеся, заботятся о детях, одевают, обувают, кормят — вот и девочки сделали себе своих «детей» и ими занялись. Так же как в те времени мальчишки, подражая отцам, делали себе луки и стрелы, играли в войну или охоту.

Играют ли ребята куклами? Если металлических солдатиков или бумажные вырезанные войска считать куклами, значит: ребята тоже играют куклами — фигурками, копируя военное ремесло старших. Дети трактуют забаву очень важно, как реальное действие. Забава ребенка позволяет нам проследить ее психологию, она является тем зеркалом, в котором отражается душа ребенка. Когда же два рода забав: девушек куклами, а ребят солдатиками сопоставим подле себя, то можно прийти к выводу, что здесь играет главную роль не материнский инстинкт у девушек, или военный забияковый у ребят, но скорее общее всем людям желание овладеть, создавать других на свой лад и подобие. Девушки хотят управлять куклой — ребенком, ребята — солдатиком — бойцом. Правда современные дети, к сожалению уже почти перестали играть куклами и солдатиками, их заменили компьютерные игры, телевидение. Но мы с вами вернемся к тем временам, когда компьютерными играми и близко не пахло, а дети играли куклами. Да и не только дети, скажем, некоторые старые генералы в отставке с 19-го века весьма любили играть оловянными солдатиками, отыгрывая ними мнимые военные кампании. Также очень любил играть солдатиками известный швейцарский психолог, талантливый ученик самого Фрейда — Карл Густав Юнг, причем любил это уже в довольно зрелом возрасте.


Но вернемся к истории кукол. Когда впервые появились настоящие куклы наподобие нынешних? Некоторые историки говорят, что произошло это в 50 году н. е. в то время, когда в Риме царил император Нерон и его жена Помпея. По образу распрекрасной цесаревной молодежи римлянки стали делать маленькие статуэтки и повсюду носили их с собой. Эти статуэтки называли «попейте», от чего выводят французское название куклы «La poupee» и немецкое «die Puppe».

Но в действительности начало кукол уходит куда в более глубокую древность. Археологические раскопки в египетских гробницах в долине фараонов обнаружили большое число малых фигурок из кости, дерева, жженой глины. Это и были куколки, которыми играли молодые египтянки. Играла ими вероятно и сама маленькая , до того как не начала играть людьми. Старейшая из тех деревянных кукол, одетая в египетскую одежду, представляет женщину, растирающую зерно. Некоторые ученые датируют ее происхождения 1200 годом до н. е., следовательно, много раньше римских «попей».


В Риме куклы бывали очень часто из слоновой кости, а молодые римлянки сами делали им одежду. Римские куклы попадают затем в Галлию, после того как ее завоевывает Юлий Цезарь и снова здесь молодые галийки одевают их по своему и вот по тем куклам-игрушкам можно восстановить, какую одежду носили женщины в галло-римскую эпоху.

В средневековье немного знаем о куклах. Только в Германии, в Норимбергии, и во Франции в Лимузен были специальные мастерские, где изготавливали детские игрушки, прежде всего куклы. В XIII веке Альберту Великому, ученому монаху с Колонии удалось, сконструировать говорящие куклы. Но они были из металла и почти в величину человека, так что не стоит их считать детскими игрушками.

В 1532 году находим в инвентаре Маргариты, дочери австрийского императора Максимилиана, описание различных игрушек, между другими было там целое малое кукольное хозяйство из золота, а именно: два чашки, и шесть малых чашек, шесть тарелок, рюмка, два малых подсвечника, маленький креденс (буфет для посуды). Все было такое маленькое, что вместе весило не больше 3 кг.

Но прежде в XV и XVI веках куклы распространились во Франции. Кардинал Ришелье как-то подарил княжне де Ангиен на Новый год миниатюрную комнату, в которой было шесть кукол из воска. Наконец, не только девочки играли в то время куклами. Куклы были едва ли не самой любимой забавой короля Людовика XIII, когда тот был еще ребенком, то постоянно возился по галереям Лувра с маленькой повозкой, в которой сидели две красивые куклы. И также получил в подарок ребенком кукольное хозяйство и прятал его всю жизнь между родственными памятниками. Состояло оно: из кухни, четырех маленьких светильников, прядилки, стола, корзины, шести кресел и кресла.

В то же время г-жа де Тиянж подарила молодому князю де Мэн комнату величиной со стол, в которой было много прекрасных кукол. Они лежали на большой кровати и принимали гостей, как славные куртизанки того времени. Знатные дворяне наведывались к ним, а ученые Рошфуко, Боальо, Босси, Ля Фон приходили сюда читать свои произведения и вести дискуссии перед куклами князя де Мэн.

В то же время цены некоторых кукол доходили фантастических сумм. Так, например одна кукла (девушка перед зеркалом), которую подарили испанской принцессе, стоила 20000 франков (огромную сумму на то время). Куклами играли не только дети, но также и взрослые люди. (В конце концов, взрослые порой такие же дети, только большие). Почти все тогдашние дамы имели куклы, сами их одевали и развешивали по своим апартаментам, как сегодня у нас порой сажают декоративные куклы на диванах, креслах, подушках.

Впоследствии трудолюбивая Германия начала заваливать Европу игрушечной продукцией, но Франция все же сохраняла лидерство в ее производстве. От XVII века появляются двигающиеся куклы, которые говорят и ходят.

Две самые красивые в истории куклы сделаны во Франции. Это те, которые президент Феликс Фор в конце 19-го века привез в подарок во время своего путешествия в Россию двум дочерям последнего российского царя Николая II. Первая кукла, большая русая «артистка», говорила очень определенно: «Добрый день, дорогая мамочка, хорошо ли спала ты этой ночью?» Кроме того выдавала целый монолог и пела песенку. Вторая — представляла большую даму. Она была одета необыкновенно элегантно по последней (на то время) французской моде. Имела также с собой огромный чемодан (как всякая настоящая женщина), наполненный разнообразным бельем и четырьмя народными французскими костюмами: нормандским, бретонским, беарнезким и арлезийским. Что случилось с теми куклами и кто играет ими теперь, когда судьба (в лице ленинских большевиков-чекистов) так страшно поиграла с членами царской семьи?

Но сегодня куклы не только забавляют детей, не только радуют и старых, украшая их проживание, но исполняют еще и другие задачи. Используются они в театре марионеток. А вот в 20-м веке они внедрены также в фильмы, подобно рисункам автора мировой славы Микки Мауса и трех свинок — Уолта Диснея. Также можно вспомнить и о ритуальном применении кукол в некоторых культурах. Скажем всем известная кукла Вуду, сделанная черными колдунами (бокорами) религии Вуду, как прототип какого-то реального человека, с целью нанесения откровенного магического вреда последнему. В Японии куклы применяли в ритуальных целях в жертву богам, которые должны были заменить собой реальных людей, в конце концов, сведения о ритуальных религиозных действиях с куклами присутствуют практически во всех древних языческих верованиях и шаманских ритуалах. Но это уже тема для другой статьи …

P. S. Старинные летописи рассказывают: Все-таки классно было раньше, дети играли в куклы, мальчики воевали солдатиками, сейчас всех их заменили компьютерные игры, и современные дети вместо солдатиков ищут, где б arma 2 лицензию купить (и находят, например, ), солдатики и куклы теперь переместились на экраны мониторов.

Куклы не умирают – в них просто перестают играть.

В. Пелевин

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:

    детская игрушка в виде фигурки человека;

    фигура человека или животного, сделанная из разного материала и управляемая кукловодом (театральная кукла);

    фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И. Ожегова).

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, который девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

В. Даль дает следующее определение понятия «кукла» - это сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда животного.

Кукла – предмет культа.

На протяжении тысячелетий человек неразрывно связан с этими таинственными и загадочными существами: куклы встречали человека при рождении и сопровождали его в загробный мир, жили во дворцах и храмах, в залах знатных вельмож и в лачугах бедных крестьян. Куклам посвящено много песен и стихов, для них шили самые смелые наряды и доверяли сокровенные тайны.

Первая кукла, по мнению исследователей (археологов, искусствоведов), связанны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, ритуальное. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам. Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев и корней, позже из обожженной глины. Брать в руки изображение людей дозволялось только старейшинам рода, посвящённым во все тонкости магических обрядов.

За шестнадцать столетий до нашей эры в древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина.

У самых примитивных племен кукла олицетворяла собой мертвое тело которое хоронили после похорон реального покойника, чтобы не дать ему возможность вернуться на землю и причинить вред живущим. Позднее возник обычай после смерти кого либо из членов семьи изготовлять деревянную куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком. Надежды на урожай соединялись с верой помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображение мертвых. Они свято верят в то, что особым образом изготовленные подвижные и не подвижные фигурки помогают душе в загробных странствиях.

Как известно, у многих народов культы смерти и плодородия неразрывно связанны между собой. И нет ни чего удивительного в том, что одни и те же атрибуты кочуют из культа в культ, приобретая дополнительные символические значения. Так, кукла, начавшая свой путь среди людей как мрачный атрибут погребального ритуала, постепенно приняла иное обличие.

По всей Земле возникли обряды, связывавшие куклу с культом женского плодородия. Во многих африканских племенах есть обычай дарить девочки, достигшей возраста половой зрелости, особую куклу – ее полагается бережно хранить до рождения первого ребенка. Как только ребенок родился, молодая мать получает в подарок от своей матери еще одну куклу – и так далее. Примечательно, что фактически идентичные обычаи известны у народов Крайнего Севера.

Алтайцы передают по наследству по женской линии тряпичных кукол, олицетворяющих духов предков – женщин. Такие куклы называются «энекелер», что означает «бабушка». Их берегут, почитают и оберегают от мужчин – по поверью, не только прикосновение, но даже взгляд мужчины способен оскорбить «бабушку» и накликать беду на весь род.

А юные жительницы древней Эллады и Рима, наоборот, получали кукол в подарок только до тех пор, пока их считали детьми. Да и сами эти куклы изображали именно детей разного возраста – от грудных младенцев до пяти-шестилетних карапузов. Сделанные из терракоты или искусно вырезанные из слоновой кости, эти игрушки служили тем же целям, что и их современные «потомки» - маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только на кануне свадьбы невеста расставалась со своей терракотовой или костяной подружкой, принося ее в жертву на алтарь Венеры…

Издревле люди верили, что куклы могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье.

Куклы – обереги выполняли защитную роль, им не когда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вмести с лицом они получают и душу.

Е

ще до рождения ребенка мать готовила ему куклу, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу - Бессонницу – берегиню, оберег малыша. Куклы передавались в семьях из поколение в поколение.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения.

Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было свое имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило.

В

о многих культурах кукла используется для магических обрядов, считается, что магия с использованием кукол самая сильная и не обратимая. Как правило, кукла олицетворяет дух покровителя или человека на которого совершают магический обряд. Для шаманских ритуалов, используются куклы – дух и кукла – реципиент, парой используется кукла с двумя ликами. В магии Вуду, колдун из воска изготавливает куклу и протыкает ее иглами, при этом человек которого изображает кукла испытывает страшные муки.

В средневековой Европе католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было вполне обосновано – рукотворные изображения людей, издревле являвшиеся ритуальными предметами, нашли свое применение в магических обрядах средневековых ведьм и колдунов.

Однако, куклу использовали не только для того, чтобы навредить, но и для того чтобы исцелить, например: на Ближнем Востоке шаманы лечили переломы с помощь кукол, для этого изготовлялась кукла с переломанной конечностью и над этой куклой читали заклинание и выпрямляли или наращивали конечность, потом куклу дарили пациенту и конечность быстро срасталась.

В Африканских племенах шаманы делали кукол из глины и воска, и лечили сначала куклу, видь считалось, что при лечении шаманы открываю дверь в иной мир и духи, привлеченные слабостью больного, не навредили ему.

В Восточной Европе применялся оригинальный способ лечения больных для этого делали куклу без лица из соломы или тряпок и внутрь зашивали уголь или осиновую чурочку. После этого куклу клали в постель больного, а как только болезнь переходила на куклу, ей рисовали лицо и торжественного сжигали.

Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимаю участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель обычно, персонажи этого библейского сюжета – куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющие имитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп – переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена – вифлеемские ясли, нижняя – дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.

Кукла – произведение искусства.

Когда кукла перестала быть частью культов и обрядов она обрела новую функцию – эстетическую.

Судьба и предназначение куклы породили бесконечное многообразие ее видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значение; они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, красоту и выразительность форм. Эти куклы, подлинные произведения искусства, задумываются и рождаются, подобно живописи или музыке, и главное в их природе – художественный образ. Именно художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. С этой целью во Франции создают прекрасный пандор, которые были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчина»).

В середине XX века – века новых технологий и синтеза искусств – появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - художественная кукла. Эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов.

На сегодняшний день можно сказать, что в России происходит настоящий кукольный бум. У нас существуют удивительные, не на кого не похожие художники авторской куклы.

Так что же такое авторская кукла? Википедия следующим образом отвечает на этот вопрос «Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определенным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (Bjd): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.

Умение создавать кукол, воплощая в них нереализованные детские фантазии и сказочные мечты – редкий дар. Создание куклы – процесс трудоемкий и долгий.

Мир авторской куклы – это своеобразная мастерская, где создаются самые необычные и удивительные образы. Кукла может быть не только подобие человека, в ее природе заложена способность делать то, что человеку не доступно.

Современные художники уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене.

Авторская кукла в России берет свое начало в среде профессиональных художников. Живописцы, скульпторы, дизайнеры, художники театра и кино, ювелиры, мультипликаторы, декораторы нашли в искусстве авторской куклы способы самовыражения и реализации. Именно поэтому художественный уровень российских кукол очень высок. Уже позднее, когда это стало популярно, появилось множественно кукольников-любителей, среди которых иногда рождаются настоящие профессионалы.

Каждая кукла – неповторимое произведение искусства, кропотливая работа, требующая от художника не только полета фантазии, но и солидного мастерства скульптора, знаний анатомии и огромного терпения. Она уникальна не только тем, что сделана в единственном экземпляре. Частица души художника живет в кукле, превращая ее в настоящее произведение искусства.

Кукла – это не просто кусок пластмассы с нейлоновыми волосами, кукла – это месяцы напряженной работы, во время которой руками мастера создается неповторимый образ. «Каждая кукла рассказывает свою сказку и для каждого человека она своя!» (Макарусь Е.В.).

К

укла – игрушка.

Кукла – воплощение мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.

История куклы-игрушки началась очень давно, развивалась и продолжает развиваться бурными темпами в наше время. Однозначно только одно: игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребенка формируется ум, физические и нравственные качества.

С куклой ребенок общается, как с другом или как с врагом. С ней он может проигрывать любую ситуацию – ссора с врагом из детского садика, урок, встреча с друзьями, свадьба. Нет ни чего более завораживающего, чем подглядеть за ребенком, играющим с куклами, и подслушать его лепет – в котором отражаются все уроки, полученные за день.

Психологи утверждают, что ребенок отожествляет себя с куклой. Она вводит в детский мир новые смыслы, может усилить или скрыть реальный образ, помочь выдумать и надеть первую в жизни психологическую маску. Фрейдисты вообще говорят, что, играя с куклой, человек работает с архетипом, называемым Тенью. «Тень» - это то, что сам человек в себе не видит и не хочет признавать.

Когда появились игрушки? Можно предположить, что игрушки почти ровесники человечества. Археологи до сих пор находят в раскопках древних становищ различные фигурки с изображением животных и людей. Однако многие ученые считают, что это вовсе не игрушки неандертальцев, а предметы культа.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме новорожденному дарили погремушки. Постукивая ими, матери и кормилицы напевали колыбельные песни.

За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол, особенностью которых является их способность к движению и даже к самодвижению. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Песец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др.

Однако в XIX столетии большая наука охладела к механическим игрушкам – автоматам. Прямые потомки этих шедевров – механические заводные игрушки – простые, неприхотливые и общедоступные, не только не утратили своей популярности, но и стали сходить с фабричных конвейеров тысячами и десятками тысяч и до наших дней доставляют радость малышам.

Очевиден тот факт, что чем спокойнее время, тем больше игрушек у детей. Когда кузнецам не нужно было ковать копья, они мастерили оловянных солдатиков. Наверняка в будущем игрушки, которыми играют наши дети, значительно «поумнеют». Через год – другой знакомые всем с детства плющевые мишки, куклы и солдатики будут взаимодействовать с компьютерами и учиться играть в новые игры, подобранные специально для каждого ребенка. Дети будут сами задавать дизайн своих игрушек и совершенствовать их. Игрушки будут собирать информацию о вашем ребенке, плачет ли он, смеется ли, взволнован. В конце концов, не исключено, что дело дойдёт до того, что игрушки обретут искусственный интеллект и станут надежными нянями нашим детям.

У разных народов есть мифы о том,что вначале боги делали из разных материалов кукол, а те затем превращались в людей. Ученые же полагают, что куклы появились вместе с человеком. Куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материаласолома, дерево, ткань и т.д. Сущность и назначение древних кукол означает образ человека. В музеях мира хранится множество фигурок: идолов, истуканов, кумиров, статуэток, созданных 40-112 тысяч лет до н.эры. Кукла - игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребенка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.

Первые из известных науке сегодня кукол - египетские. Они имели подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети играли даже и с троянским конём с солдатами и офицерами.

Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались-разрисовывались. Изготовление их составляло особую отрасль производства.

В наше время производство кукол способно претворить в жизнь любую, даже самую неожиданную, фантазию. Куклы сегодня есть на любой вкус, любого размера, из самых разных материалов.

Попытки "оживить" кукол, заставить их самостоятельно двигаться предпринимались еще очень давно. Известно, что в древнем Китае изготовлялись куклы-автоматы, приводимые в движение пороховыми взрывами, а греки и римляне устраивали кукольные хороводы, закрепляя на большом диске, вращавшемся под напором водяной струи, танцующие фигурки. Однако настоящего расцвета изготовление кукол-автоматов достигло именно в XVIII веке, когда сумма накопленных знаний и технологий позволила создавать настоящие механические чудеса. В то время очень большую популярность приобрели так называемые театры автоматов, представляющие собой разновидность шарманки, дополненной подвижными фигурками.

Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы, использовавшиеся в языческих обрядах, - таковы далекие предки русских игрушек. Опираясь на исследования археологов, можно также предположить, что в минувшие столетия ребятишки играли глиняными фигурками, среди которых встречались изображения человека.

В XIX веке куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях - в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи на которых выставлены куклы всех времен и народов.

В России фарфоровые куклы стали особенно популярны во второй половине XIX - начале XX века. Большим спросом пользовались не только сами куклы, но и предметы, создающие их быт. Также и сегодня - мы покупаем не только кукол, но и кукольную мебель, посудку, одежду...

Первое издание Барби, 1959 год.

Считается, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами и игрушками любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют.

Нo самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Также огромную радость доставляет делать мебель для кукол, или шить для них постельки, одежду, придумывать обувь.

  1. Паспорт проекта__________________________________ 3 стр.
  2. Цель проекта _____________________________________ 3 стр.
  3. Актуальность проекта _____________________________ 3 стр.
  4. Этапы реализации проекта _________________________ 4 стр.
  5. История кукол ___________________________________ 4 – 8 стр.
  6. Разнообразие кукол ______________________________ 8 – 9 стр.
  7. Создание куклы __________________________________ 9 – 10 стр.
  8. Заключение ______________________________________ 10 стр.
  9. Список литературы _______________________________ 10 стр.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Наименование проекта «История кукол».

Разработчик проекта: Бондаренко Данила, ученик 4 «А» класса МБОУ «НОШ» с. Хову-Аксы.

Руководитель проекта: Канторшина Ольга Валерьевна, классный руководитель.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

Формирование интереса к истории как науки, истории возникновения кукол.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Изучить историю возникновения кукол.

Изучить виды кукол.

Рассмотреть разные способы изготовления кукол.

Изготовить свою куклу, используя изученные приемы и способы изготовления кукол.

Воспитывать интерес к возникновению кукол.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Какую игрушку вы любите больше всего?

На этот вопрос отвечают по -разному. Кто-то любит плюшевого медведя, кто-то гоночную машинку или даже компьютер. Но, чаще всего мы слышим – куклу. У каждого в детстве была кукла, своя собственная или кукла сестренки, мамы и даже бабушки.

В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют кукол. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаëм во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  1. Поиск информации по теме.
  2. Изучение истории возникновения кукол.
  3. Изучение разных видов кукол.
  4. Изучение технологии изготовления кукол.
  5. Изготовление куклы.
  6. Разработка презентации к проекту.
  7. Защита проекта.

ИСТОРИЯ КУКОЛ.

Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Попутно с посудным лубочным, веретенным производством мастера развивали и игрушечное искусство. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву- «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100-150 лет назад.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера - природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других - дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.

Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки - забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивны и представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей. Это были игрушечные инструменты и миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички. Оружие - луки и мечи, кинжальчики, фигурки людей. И сегодня эти находки нас удивляют. Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов и цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы, - ярко и красиво их расписывали.
Кукла участвовала и во взрослых обрядах . В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

История тряпичной куклы

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которых они должны вселиться, - прообразы будущих кукол. Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Рукотворная русская игрушка в первые годы советской власти переживала глубокий кризис. Тяжелые времена революционных потрясений и гражданской войны отнюдь не способствовали ее развитию. С другой стороны, рукотворная игрушка начала активно вытесняться фабричными куклами, штампованными металлическими игрушками. Однако с течением времени интерес к игрушке, особенно крестьянской, стал постепенно расти. Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле! Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь и др.), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

РАЗНООБРАЗИЕ КУКОЛ.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Обереговые куклы:

Куватка, Ангелочек, Лихоманки, День и ночь, Параскева, Вепсская, Бабушкина кукла, Колокольчик.

Обрядовые куклы:

Неразлучники, Мировое дерево, Масленица и «Домашняя Масленица» , Коляда, Кострома, «Кукушечка» и кукла Кукушечка, Покосница, Купавка, Коза, Зольная кукла, «Козьма и Демьян» , Капуста.

Игровые куклы:

Столбушки,Малышок - голышек, Барыня,Кукла «на выхвалку» , «Кукла с косой».

СВЯЩЕННЫЕ ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ ИГРУШКАХ.

ГОЛУБЬ - священная птица, воплощение Духа Святого, олицетворение доброты и красоты. Голубь может быть и вещей птицей. Если он влетит в избу ∙ - быть смерти или пожару.

ПЕТУХ - апотропей ~ уничтожает нечистую силу. Поутру, после первого крика петуха у русских принято креститься со словами: "Слава богу! Свят дух по земле, а дьявол сквозь земли".

КУРОЧКА - символ плодовитости, многодетности.

УТОЧКА - чистая птица, так как плавает по воде, а все, что на воде, считается чистым.

ЖАВОРОНОК - символ жары и ясного неба.

СИРИН - посланница властелина подземного царства. При христианстве стала райской птицей, поющей и зовущей в рай. Чаще изображается неулыбчивой, даже лукавой, таинственной. Может человека убаюкать.

АЛКОНОСТ - солнечная птица. Часто изображается с Сирином. Птицы с женским ликом. В отличие от Сирина, от нее вреда нет, даже при сладком пении. Изображают улыбающейся.

МЕДВЕДЬ - пращур, тотемическое существо. Главного бога Белеса представляли в виде медведя. Называют дедом, хозяином, владыкой. В игрушках -символ богатства, духовного и материального.

КОНЬ - символ самой земли, пахарь, но одновременно символ света, пространства, устремления. Конь - атрибут высших славянских богов - символ белого света. Его образ связан также с культом плодородия, смерти, загробным миром.

БЫК - воплощение земной силы, жертвенное животное. Бык - опора земли, надежность.

КОРОВА - символ небесной воды. Облака в народном представлении- небесные коровы. Корова ≈ кормилица, ассоциируется с женщиной, невестой, несущей в дом счастье и благополучие.

КОЗЕЛ - апотропей, уничтожает нечистую силу. Одно из древнейших животных. Его шкура, шерсть считаются лечебными.