Основной род деятельности тютчева служба в. Фёдор Иванович Тютчев - биография, информация, личная жизнь

«Для Тютчева жить — значит мыслить».

И. Аксаков

«Только талантам сильным и самобытным предоставлена возможность касаться таких струн в человеческом сердце».

Н. Некрасов

Федор Тютчев — один из крупнейших русских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие поэзии и до сих пор волнуют читателя художественной дальновидностью, глубиной и силой мысли.

Если вокруг поэзии Некрасова и Фета разворачивалась политическая борьба и сейчас литературоведы делятся на сторонников или «некрасовского» или «фетивського» направления, то о творчестве Тютчева мысли были единодушны: высоко ценили и воспринимали как демократы, так и эстетики.

В чем же неисчерпаемое богатство Тютчева лирики?

Федор Тютчев родился 23 ноября 1803 года в семье дворянина в имении Овстуг Орловской губернии. Родители будущего поэта, люди образованные и состоятельные, дали сыну основательное и разностороннее образование. Гувернером к нему был приглашен известный в свое время поэт и переводчик С.Е.Раич, знаток классической древности и итальянской литературы. На его уроках Тютчев черпал глубокие знания по истории древней и новой литературы. Еще подростком Федор начинает писать и сам. Его ранние стихи несколько устаревшие и «тяжелые», однако свидетельствуют о таланте юноши. В 14 лет Тютчев становится членом Союза любителей российской словесности. В 1819-м впервые появляется свет его вольный перевод «Послания Горация к Меценату». В течение 1819-1821 гг Тютчев учился на словесном отделении Московского университета. Письма, дневники этого периода свидетельствуют его литературные вкусы. Он восхищался Пушкиным, Жуковским, немецкими романтиками, читал произведения французских просветителей, поэтов и философов Древней Греции и Рима. Круг его интеллектуальных интересов был достаточно широким и охватывало не только литературу, но и историю, философию, математику, естественные науки.

Московский университет начале 20-х гг становится центром политической и общественной мысли. И хотя Тютчев не интересовался политикой, мать, боясь вредного влияния на него революционных идей, настояла на досрочном завершении обучения и вступлению сына на дипломатическую службу.

Тютчев был зачислен в Коллегию иностранных дел. Вскоре он уезжает в Европу, где прожил почти 22 года, представляя российскую дипломатическую миссию в Мюнхене, затем в Турине и при дворе сардинского короля. Мюнхен (столица Баварского королевства) был одним из крупнейших центров европейской культуры. Тютчев знакомится там с учеными, литераторами, художниками, погружается в изучение немецкой романтической философии и поэзии. Он сближается с выдающимся философом-идеалистом Ф.Шеллингом, дружит с Гейне, первым начинает переводить его произведения ^ Осийский языке, переводит также Ф.Шиллера, И.В. Гетета других европейских поэтов. Это помогло Тютчеву оттачивать и совершенствовать свое поэтическое мастерство. В большую поэзию его имя вошло в 20-е гг Стихи Тютчева периодически появлялись в различных московских журналах и альманахах, и зачастую подписаны были только инициалами поэта. Сам Тютчев не очень высоко оценивал собственные наработки. Большинство из написанного или исчезло, или были уничтожены. Удивительно скромный и требовательный к себе, во время одного из переездов Тютчев, сжигая ненужные бумаги, бросил в огонь и несколько тетрадей своей поэзии.

Четыре сотни стихотворений Тютчева позволяют проследить становление его мировоззрения, ознакомиться с выдающимися событиями его жизни.

В студенческую пору и в начале пребывания за границей поэт находился под влиянием свободолюбивых идей. Его стихотворение «К оде Пушкина« Вольность »по идейной направленности близок к произведениям романтизма, но уже в нем грешат отличие от социальной лирики Пушкина декабристского периода. Тютчев использует лексику, характерную для поэзии декабристов («огонь свободы», «звук цепей», «пыль рабства» и др.), но видит смысл поэзии не в призыве к борьбе, а в призыве к миру и душевного покоя. В его оде есть строки, обращенные к поэту с просьбой волшебной струной «смягчать, а не тревожить сердца» читателей.

Отношение к России у Тютчева было противоречивым. Он глубоко любил свою родину, верил в ее будущее, но понимал ее экономическую и культурную отсталость, заброс, не мог мириться с политическим режимом «канцелярии и казармы», «кнута и чина», которые олицетворяли самодержавную Россию.

Для Тютчева всегда оставались неприйнятливимы любые насильственные формы борьбы. Отсюда — противоречивое отношение к декабристских событий, на которые он откликнулся стихотворением «14-е декабря 1825 года». Поэт с уважением отнесся к смелым действиям дворян ради идей общественной свободы, перешагнувших через собственные интересы, однако одновременно он считал их «жертвами глупых намерений», утверждал, что поступок их лишен смысла, потому и не оставит следа в памяти потомков.

Ежегодно мастерство поэта совершенствовалась. К середине 30-х годов он напечатал такие жемчужины, как «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Летний вечер», «Silentium!», Однако имя поэта оставалось неизвестным рядовому читателю, поскольку отдельные стихи Тютчева (и часть без авторского подписи) появлялись в различных журналах и альманахах разрозненно и «терялись» в море стихов низкого сорта.

Только 1836 по инициативе своего друга И. Гагарина Тютчев собрал свои стихи в отдельную рукопись с целью опубликования. Работы были переданы П. Вяземскому, тот показал его Жуковского и Пушкина. Три корифеи русской поэзии были в восторге, и в «Современнику» (а журнал в эту пору принадлежал его основателю А.Пушкину) были опубликованы 24 стихотворения под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью Ф.Т.

Тютчев был горд вниманием к нему первого поэта России и мечтал о личной встрече. Однако встретиться им не суждено. На смерть Пушкина Тютчев откликнулся стихотворением «29 января 1837 года».

Как и М. Лермонтов, Тютчев обвинял в смерти Пушкина светскую верхушку, но считал, что поэт глубоко ошибался, отвлекаясь от чистой поэзии. В конце стихотворения он утверждает бессмертие поэта: «Тебя, как первую любовь, сердце России не забудет».

С годами усиливается ощущение социальных сдвигов, которые происходят в мире, понимание того, что Европа стоит на пороге эпохи революций. Тютчев убежден Россия пойдет другим путем. Оторванный от родины, он создает своим поэтическим воображением идеализированный образ Николаевской Руси. В 40-е гг Тютчев почти не занимается поэзией, его больше интересует политика. Свои политические убеждения он толкует в ряде статей, в которых пропагандирует идею панславизма, отстаивает православие, считая религиозность специфической чертой русского характера. В стихах «Русская география», «Предсказание» звучат призывы к объединению всех славян под скипетром русского самодержавия, осуждения революционных движений, которые распространились в Европе и угрожали Российской империи. Тютчев считает, что славяне должны объединиться вокруг России, а революциям противопоставить просвета. Однако, идеалистические настроения относительно русского самодержавия были разрушены позорным поражением России в Крымской войне.

Тютчев пишет острые, хлесткие эпиграммы на Николая I, министра Шувалова, цензурный аппарат.

Интерес к политике постоянно спадал. Поэт приходит к пониманию неизбежности перемен в основе общественно-политического строя России, и это тревожит и одновременно волнует его.

«Я осознаю, — пишет Тютчев, — безрезультатность всех отчаянных усилий нашей бедной человеческой мысли разобраться в ужасном вихре, в котором погибает мир … Да, действительно, мир рушится, и как не потеряться в этой страшной круговерти ». Страх перед разрушением и радость от осознания уверенной походки нового теперь живут вместе в сердце поэта. Именно ему принадлежат слова, ставшие крылатыми: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые …»

Не случайно он употребляет слово «роковые» («Цицерон»). Тютчев по своим убеждениям был фаталистом, считал, что и судьба человека, и судьбы мира предопределены. Однако это не вызвало у него чувство обреченности и пессимизма, наоборот — за-

точенные желание жить, двигаться вперед, чтобы увидеть, наконец, будущее.

К сожалению, себя поэт относил к «обломков старого поколения», остро чувствуя отстраненность, отчужденность от «нового молодого племени» и невозможность идти рядом с ним навстречу солнцу и движению («Бессонница»).

В статье «Наш век» он утверждает, что ведущей чертой современника есть раздвоенность. Эту «двуличность» мироощущение поэта мы четко видим в его лирике. Он влюблен в тему бури, грозы, ливни. В его поэзии человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой с жизнью, судьбой, самим собой. Однако эти пессимистические мотивы сочетаются с мужественными нотами, которые прославляют подвиг несокрушимых сердец, сильных духом человек. В стихотворении «Два голоса» Тютчев воспевает тех, кто преодолевает жизненные трудности и общественные несогласия и может быть взломан только разве что рок. На таких людей с завистью смотрят даже олимпийцы (т.е. боги). В стихотворении «Фонтан» также прославляется тот, кто стремится вверх — к солнцу, к небу.

Философско-социальная лирика Тютчева часто построена на основе композиционного приема параллелизма. В 1-й части изображается привычная для нас картина или явление природы, во II-й строфе автор делает философский вывод, спроектированный на человеческую жизнь и судьбу. Тематически стихотворения Тютчева разделяем на три цикла: социально-философская лирика (о ней уже говорилось), пейзажная лирика и интимная лирика (о любви).

Мы ценят Тютчева прежде всего как непревзойденного певца природы. В русской литературе не было раньше поэта, в творчестве которого природа весила бы так много. Она выступает главным объектом художественных ощущений. К тому же сами по себе явления природы переданы немногословное, основная же внимание сосредотачивается на чувствах, ассоциациях, которые вызывают они у человека. Тютчев — весьма наблюдательный поэт, уже с помощью нескольких слов может воспроизвести незабываемый образ.

Природа у поэта переменная, динамичная. Она не знает покоя, находясь изначально в состоянии борьбы противоречий, столкновений стихий, в непрерывной смене времен года, дня и ночи. Она имеет много «лиц», насыщенная красками и запахами (стихотворения «Какое ведь хорошее ты, ночное море», «Весенняя гроза», «Какой веселый шум летней бури» и др.).

Эпитет и метафора имеют неожиданной характер, они по своему значению основном являются такими, которые взаимоисключают друг друга. Именно это помогает создать картину борьбы противоположностей, постоянных изменений, поэтому особенно привлекают поэта переходные мгновения в природе: весна, осень, вечер, утро («Есть в осени …», «Осенний вечер»). Но чаще Тютчев обращается к весне:

Зиме пришел мука,

Поэтому она печальна —

Ей в окошко стучит,

Жене ее весна.

Перевод М. Рыльского

Бури, метели стремятся остановить прогресс весны, однако закон жизни неумолим:

Зима уходить не хочет,

Весной все ворчит,

Но весна хохочет

И молодо шумит!

Перевод М. Рыльского

Природа в стихах Тютчева очеловеченная. Она близка человеку. И хотя в стихах не встречаем непосредственный образ человека или какие-то признаки ее присутствия (помещение, орудия труда, предметы быта и др.)., Мы внутренне чувствуем, что речь идет именно о человеке, его жизни, чувствах, о том, что на смену старому поколению приходит молодое. Возникает мысль о вечный праздник жизни на земле:

Зима бедствия услышала

Конец своей жизни,

Последнее снег швырнула

В волшебное дитя.

Но что вражья сила!

Снежком умылась тем

И лишь порозовела Весна в цвету своим.

Перевод М. Рыльского

Творчески усвоив учение Шеллинга о господстве в мире единой «мировой душе», поэт убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутреннем мире отдельного человека. Поэтому природа и человек органически слиты в лирике Тютчева и образуют неразрывное целое. «Дума за думой, волна за волной — два проявления одной стихии» («Волна и дума»).

Чувство оптимизма, утверждения праздника жизни является сущностью тютчевской поэзии. Именно поэтому Толстой каждую весну встречал строками стихотворения Тютчева «Весна». Н. Некрасов писал по поводу стихотворения «Весенние воды»: «Читая стихи, чувствуя весну, откуда, сам не знаю, становится весело и легко на сердце, будто на несколько лет моложе».

Традиции пейзажной лирики Тютчева имеют истоки из поэзии Жуковского и Батюшкова. Для стиля этих поэтов характерно, так сказать, преобразование качественных характеристик объективного мира в эмоциональные. Однако Тютчева отличает философская направленность мысли и яркая, живописная речь, придает стихам благозвучия. Он использует особенно нежные эпитеты: «блаженный», «светлый», «волшебный», «сладкий», «голубой» и другие. В пейзажной лирике Тютчев выступает как поэт-романтик, а в отдельных его стихотворениях ощутимы тенденции символизма («Дни и ночи», «Тени сизые»).

Высокого мастерства достигает Тютчев и в интимной лирике. Он поднимает ее до высоты такого же обобщения, как это наблюдаем и в пейзажной лирике. Однако, когда пейзажная — проникнута философскими мыслями, то интимная — психологизмом в раскрытии внутреннего мира влюбленного человека. Впервые в русской лирике внимание автора сместилась от лирических страданий мужчины к женщине. Образ любимой уже не является абстрактным, он приобретает живых, конкретно-психологических форм. Мы видим ее движения («Она сидела на полу …»), узнаем о ее переживаниях.

У поэта есть даже стихи, написанные непосредственно от имени женщины («Не говори: меня он любит, как раньше …»).

В 40-50-е гг женский вопрос в России становится проблемным. Еще живым остается романтический идеал, согласно которому женщина представлялась феей, царицей, но никак не реальным земным созданиям.

Жорж Санд в мировой литературе начинает борьбу за эмансипацию женщины. В России опубликовано множество работ, в которых определяется характер, интеллектуальные возможности женщины: является полноценным она по сравнению с мужчиной? В чем ее предназначение на земле?

Революционно-демократическая критика и литература рассматривали женщину как равноценную мужчине существо, но бесправное (роман Чернышевского «Что делать», поэма Н. Некрасова «Русские женщины»). Тютчев разделял некрасовскую («Панаевський цикл») позицию. Однако, в отличие от демократов, зовет не к социальному, а к духовному раскрепощению женщины.

Жемчужиной поэзии Тютчева является «денисьевским цикл».

В 1850-м, когда поэту исполнилось 47 лет, он принимает гражданский брак с Еленой Денисьевой, 24-летней племянницей и воспитанницей инспектрисы Смольного института благородных девиц, в котором учились и дочери (!) Поэта, их связь длилась 14 лет (за это время родилось трое детей). Высшее общество не признавало и осуждало Денисьевой. Деликатная ситуация угнетала молодую женщину, что и повлекло его болезни туберкулезом и раннюю смерть.

«Денисьевський цикл» — поистине роман в стихах о любви. Мы узнаем о радости первой встречи, счастье взаимной любви, неумолимое приближение трагедии (возлюбленная поэта, которую осуждает окружения, не имеет возможности жить с любимым одной жизнью, сомневается в верности и силы его чувства), а затем смерть любимой и «горький боль и отчаяние »по поводу потери, которые не оставляют поэта до конца жизни (« Чему молилась ты с любовью »,« И я один … »).

В интимной цикле много личного, пережитого самим автором, однако здесь нет места субъективизму. Стихи волнуют читателя, ассоциируются с собственными чувствами.

Многие литературоведы отмечает близость в раскрытии темы любви Ф. Тютчева и И. Тургенева. В обоих любовь женщины трагическое, ибо тот, кто ее любит, не в состоянии ответить ей взаимностью такой степени, как чувствует она. Причина страданий заключается в различиях в женском и мужском характерах. Женщина может жить одним любовью, а у мужчины чувства всегда сосуществует с потребностями социальной или интеллектуальной деятельности. Поэтому лирический герой раскаивается в том, что не способен любить с такой же силой, как его избранница. («Ой, не тревожь меня …»).

Любовь лирического героя Тютчева бессильно, такое, как и любовь героев «тургеневских романов. И это было типичным для того времени.

Тютчев по своему мировоззрению был либерал. И его жизненная судьба похожа на судьбу героев тургеневских романов. Тургенев-реалист видит причину неспособности героев любить в их социальной сущности, социальной бессилии. Тютчев-романтик пытается найти причину в невозможности понять до конца человеческую природу, в ограниченности человеческого «я». Любовь приобретает разрушительную силу, оно нарушает обособленность и целостность внутреннего мира человека. Стремление самовыражения идти, достичь полного взаимопонимания делает лицо уязвимой. Даже взаимное чувство, желание обоих влюбленных «раствориться» в новом единстве — на смену «я» — «мы» — не в состоянии предупредить, как приостановить разрушительный вспышка индивидуальности, «особенности», отчужденности, которая фатально сопровождает влюбленных и традиционно «представляется »за мгновение гармонии душ (« О, как же убийственное мы любим … »).

Большинство стихов Тютчева были положены на музыку и стали популярными романсами.

Однако признали поэта лишь на закате его жизни. 1850 года в журнале «Современник» была опубликована статья Н. Некрасова «Русские второстепенные поэты», которая, в основном, была посвящена Ф. Тютчеву. Критик поднимает его до уровня А. Пушкина и М. Лермонтова: видит в нем поэта «первой величины», поскольку главная ценность его поэзии — в «живом, грациозном, пластически-точном изображении природы». Позже в виде приложения к одному из следующих номеров журнала было опубликовано 92 стихотворения Тютчева.

1854 году за редакцией И. Тургенева увидел свет первый сборник стихов Тютчева. В статье «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева »Тургенев ставит его выше всех современных русских поэтов.

Творчество Тютчева оказывала немалое влияние на русскую литературу II пол. XIX в. — Нач. XX в. Русский романтизм в его творчестве достиг вершины своего развития в XIX в., Однако не утратил своей жизненной силы, поскольку традиции тютчевской поэтики мы прослеживаем в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока, М. Пришвина, М. Цветаевой, М. Гумилева и многих других.

На украинский язык переведены только несколько стихотворений Тютчева (переводчики: М. Рыльский, П.Вороний), однако эти переводы нельзя назвать совершенными. Во-первых, очень сложно переводить ассоциативные стихотворения, поскольку они не имеют конкретного содержания, а во-вторых, препятствием является и поэтический словарь Тютчева, в котором имеются такие смысловые оттенки слов, которые невозможно дословно передать на другом языке. Поэтому в переводах отсутствует неповторимое звучание именно Тютчева речь в стихах.

«Silentium» (1830)

Стихотворение имеет латинское название, которое в переводе означает «Молчание» В нем словно скрестились две темы: традиционная для литературы тема поэта и поэзии и тема любви. По форме и содержанию стихотворение декларативный, т.е. автор пытается убедить читателя в правильности суждений, которые задекларированы в нем.

В первой строфе на основе собственных мировоззренческих убеждений Тютчев предостерегает нас от попытки рассказать миру о своих чувствах и мысли:

Молчи, закрой от жизни

И мечты, и свои чувства.

Перевод П.Вороного

Человек и природа живут по одним законам. Как не могут понять звезды того, чем они блестеть и угасать в вышине, так и человек не может и не должна пытаться понять, почему чувство внезапно возникают и так же внезапно исчезают:

Пусть в пучине глубины

И сходят, и зайдут они,

Как звезды ясные ночью:

Любуйся ими и молчи.

Тютчев считал, что чувство выше разума, поскольку они являются порождением вечной души, а не бренной материи. И поэтому пытаться выразить то, что происходит в душе человека, не имеет смысла, и не возможно вообще:

Как сердцу выразит себя?

Ли поймет кто тебя?

Не поймет слова он,

Потому мысль выражена — тлен.

Человек — это «вещь в себе», каждая личность неповторима и «загерметизированы» в своем собственном духовном мире. Именно в нем человек и имеет почерпнуть животворные силы, а не пытаться найти поддержку среди материального среды:

В себе самом жить умей!

Есть целый мир в душе твоей

Секретно-чарующих дум,

Заглушить их обыденный шум,

И исчезнут, в сиянии дня мручы,

Ты слушай пение их и молчи!

И снова в последних строках стихотворения поэт сопоставляет мир человеческой души и мир природы. Это подчеркивается рифмовкой слов, которые имеют основную смысловую нагрузку — «дум — шум», «мручы — молчи».

Рефреном звучит слово «молчи». Оно употребляется в стихотворении 4 раза, и это фокусирует наше воображение на основной мысли стихотворения: почему и о чем нужно молчать.

Стихотворение дает нам некоторое представление и о предмете поэзии. Прекрасное свойственно человеческой душе, именно для ее характеристики поэт использует единственный в этой поэзии (в целом не характерно для его поэтики и отличается от других богатством экспрессивно выразительной лексики), величественно-поэтический эпитет — «секретно-чарующих дум». И это тогда, когда окружающий мир получает прозаическое определение — «обыденный шум».

Мир человеческой души — живой и опредмеченный, он существует как бы вне человека («Любуйся ими»-то есть своими чувствами — и молчи »). Ця.авторська идея подчеркивается насыщенной метафоричностью речи («чувство сходят», «чувство зайдут», «сердце выражает себя»).

Автор использует двустопный ямб, который способствует усилению смыслового звучания речи. Усиливают его ораторское направленность и риторические вопросы и восклицания. В вопросах прослеживается тема («Как сердцу выразит себя?», «Поймет кто тебя?»), В ответах — идея («Молчи, закрой от жизни и мечты, и свои чувства!», «В себе самом жить умей!» , «Ты слушай пение их (почуттив. — Н.М.) и молчи!».

Это стихотворение является важным для понимания сути поэзии Ф.И.Тютчева, особенно его интимной лирики.

«Последняя любовь»

(1852 или 1854)

Стихотворение относится к «денисьевским цикла» и посвящен сильному вспышки последней любви поэта. Стихотворение романтический по звучанию. В центре произведения — образ-чувство, образ-переживание. Нет никаких ссылок на то лицо, которому он посвящен, лирическая героиня — вне контекста повествования. И поэтому поэзия приобретает не конкретно-личностного, а общечеловеческое звучание. Это не рассказ о любви пожилого человека Тютчева к молодой девушки Елены Денисьевой, это рассказ о последнем ярко чувство, которое может вспыхнуть в душе человека, — «о последней любви».

Стихотворение имеет форму развернутой метафоры: картины природы перемежаются с описаниями чувств лирического героя. Последняя любовь ассоциируется в сознании поэта с «прощальным сиянием зари вечерней». Автор понимает, что его жизнь подходит к концу («уже полнеба охватила тень» и «стынет в жилах кровь»), и тем дороже для него это странное и прекрасное чувство, которое можно сравнивать только с «сияние» среди темной ночи.

Стихотворение отличается эмоциональностью, задушевностью, такого ощущения автору удалось достичь с помощью междометий «Ой», звучащие в начале и конце стихотворения, повторением отдельных, наиболее значимых для лирического героя слов («подожди», «по-жди-ка». «Вечерний день »,« продовжуйся »,« продолжается »,« чудо »), удачным подбором благозвучных слов (нежность, обаяние, блаженство и др.).. Неповторимость этой поэзии предоставляют метафоричность эпитетов и словосочетаний («прощальное сияние», «стынет кровь» и др.), оригинальное сочетание конце произведения совершенно разных по лексическим значением слов «блаженство» и «безнадежность», использование неожиданных грамматических вариантов одного слова («нежнее» и «нежность»).

Мелодичность, напевность стиха способствовали тому, что к нему неоднократно обращались композиторы как XIX, так и XX вв.

«Фонтан» (1836)

Стихотворение построено по принципу параллелизма. Первая строфа описывает явление природы, второе — проецирует его на человеческую жизнь. По содержанию это поэзия философская, в ней автор рассуждает о предопределенности человеческой жизни. И одновременно он в восторге от тех смельчаков, пытающихся вырваться за пределы этого рокового круга.

Лирический герой с удивлением рассматривает брызги фонтана, которые, сверкая в лучах солнца, хлынут вверх, к небу. Однако, как бы высоко не взлетали они «пылью огнецвитним», им «суждено» упасть на землю. Далее в сознании автора это ассоциируется с человеческой жизнью. Как бы человек не старался добиться на своем жизненном пути чего-то необычного, яркого и выдающегося, она обречена, как обреченные брызги фонтана упасть с высоты. Несмотря на, казалось бы, пессимистичный содержание, стихотворение не вызывает чувство безнадежности. Наоборот — оптимизм, ведь он воспевает и превозносит тех, кто не желает мириться с серой обыденностью.

«Фонтан», как и большинство стихов Тютчева на философские темы, написанный в форме эмоционально насыщенного монолога. Начинается он обращением к незримо присутствующего собеседника: «смотри», в текст введены местоимения «тебя», «ты», использованы риторические восклицания. Однако избыток чисто «эстетической», «экзотической» лексики (например, «длань») в стихотворении вызывает затруднения у переводчиков.

«Весенняя гроза» (1828)

Это один из лучших стихотворений Тютчева, который издавна стал хрестоматийным. Чисто пейзажный, лишен философского дидактизма (который есть в стихах «Зииепииит!» И «Фонтан»), стихотворение доступен не только для взрослого, но и для детского восприятия.

Тютчев любил «переломные моменты» в природе, когда происходит смена времен года, ночь уступает дню, после грозового ливня из числа облаков пробиваются солнечные лучи. Характерным для пейзажной лирики поэта является начало стихотворения, в котором он безапелляционно утверждает: «Люблю я время грозы весной». Далее идет описание природы во время первой майской грозы. Чем же так привлекает лирического героя гроза, явление природы, которое многие просто опасаются? Гроза Тютчева привлекает неуправляемостью стихии, когда все охвачено вспышками молний, когда все находится в состоянии борьбы, в движении. Это определило и выбор автором динамично-го стихотворного размера-двустопного ямба.

Каждая строфа стихотворения посвящена одному из этапов грозы. В первой строфе гроза лишь приближается, напоминая о себе отдаленным громом. Небо все еще ясное и голубое:

Люблю я время грозы весной,

Когда майский первый гром,

Словно упиваясь игрой,

Грохочет в небе голубом.

Перевод М. Рыльского

Во второй — гроза приближается, начинается борьба между солнцем и бурей, гром звучит громко и ощутимо:

А в третьей строфе — гроза в разгаре. Но побеждает не злая сила, а природа, жизнь. Поэтому «все подпевает громом»:

Бегут потоки вод прозрачных,

Птичий не смолкает гам,

И в лесу гам, и шум в горах, —

Все подпевает громам.

Это радостное настроение, веселье звучат и в последней — заключительной строфе, где появляется образ «озорной Гебы» (в греческой мифологии богиня юности, дочь верховного божества — Зевса), которая «обществен-мокипучий кубок с неба на землю со смехом разлила» .

Несмотря на подробный предметный описание грозы (гром, пыль, дождь, поток воды), главным в стихотворении есть не образ грозы, а образ-чувство, то настроение, которое вызывает она в сердце лирического героя. Стихотворение написано романтическим творческим методом: олицетворение природы («гром играет», «гремит Голосистое», природа «подпевает»), величественно поэтическое сравнение («капель прозорчасте ожерелье на солнце золотом горит»), использование античных образов (Геба, Зевс и др. .).

Стихотворение изящный и по своей форме, и по своему содержанию. Зная его, тем повторяешь про себя, а встречая первую весеннюю грозу, чувствуешь радостно-оптимистичное настроение, которое передает нам через века большой мастер поэтического слова.

Использованная литература

Захаркин А.Ф. Русские позтн второй половины XIX в. М., 1975.

Касаткина В.Н. Позтическое мировоззрейие Ф.Й.Тютчева: Саратовский ун-т, 1969.

Кожинов В. Ф.И.Тютчев. М., 1988.

Пигарев К.А. Ф.И.Тютчев и его время. М., 1978.

Чагин Г. Тютчев в Москве. М., 1984.

Н.Г. МАРЧЕНКО, кандидат филологических наук, Ю.М. Масельский, ассистент Полтава

Творчество Тютчева

5 (100%) 1 vote

Тютчев Фёдор Иванович - известный русский поэт, консервативный публицист, дипломат, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.


Детство

Отец Тютчева, Иван Николаевич, был поручик гвардии. Мать, Екатерина Львовна Толстая, принадлежала старинному дворянскому роду. У него был старший брат Николай, который стал полковником Генерального штаба, и младшая сестрёнка Дарья, которая после замужества стала Сушковой.

Образование

Родители дали будущему поэту прекрасное домашнее образование: к 13 годам Фёдор превосходно переводил оды Горация, изумительно знал латынь и древнегреческий язык. Домашним образованием маленького поэта руководил молодой поэт-переводчик С. Е. Раич.

В 1817 году, едва ему исполнилось 14 лет, Тютчев становится вольнослушателем историко-филологического факультета в Московском университете. Через год он был зачислен студентом, а в 1919 году избран в почётные члены Общества любителей российской словесности.

Государственная служба

После окончания университета, в 1821 году, Тютчев попадает на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре молодого и способного юношу отправляют внештатным атташе в составе Российской дипломатической миссии в Мюнхен.

Фёдор Иванович, занимаясь литературным творчеством, печатаясь во многих изданиях, отлично несёт государственную службу: в качестве курьера он выполняет дипломатические поручения на Ионических островах. За границей же Тютчев получает звание камергера, статского советника и назначается старшим секретарём посольства в Турине. Но в 1838 году, после кораблекрушения, жена Тютчева умирает, и Тютчев оставляет государственную службу, поселившись за границей.

Он возвращается на Родину только в 1844 году, где вновь возобновляет свою службу в Министерстве иностранных дел. В 1848 году его назначают на должность старшего цензора. В 1858 году Тютчев в звании действительного статского советника был назначен на должность Председателя комитета иностранной цензуры. Тонкий, дипломатичный, мудрый поэт имел массу столкновений с начальством на этом посту, но сохранил его за собой. В 1865 году его произвели в тайные советники.

Творчество

В творчестве Тютчева можно выделить три основных периода:

1) 1810-1820: Тютчев создаёт свои первые юношеские стихи, которые отличаются некоторой архаичностью и очень близки по своему стилю поэзии XVIII века.

2) Вторая половина 1820-1840: в творчестве Тютчева уже намечены черты оригинальной поэтики. В стихах этого периода много от традиций европейского романтизма и русской одической поэзии XVIII века.

Начиная с 1840 года, Тютчев ничего не пишет: перерыв в творчестве длился целое десятилетие.

3) 1850-1870: Тютчев создаёт большое количество политических стихотворений и «денисьевский цикл», ставший пиком его любовных чувств.

Личная жизнь

В Мюнхене Тютчев знакомится с прекрасной немкой, Элеонорой Петерсон, урождённой графиней Ботмер. Вскоре они играют свадьбу, и в браке у них рождается три прелестные девочки, но счастье было недолгим. В 1837 году пароход, на котором семья Тютчева перебиралась из Петербурга в Турин, терпит крушение в Балтийском море. Своим спасением жена и дети Тютчева обязаны плывшему на том же пароходе Тургеневу. Элеонора через год умирает. За одну ночь, проведённую у гроба своей покойной жены, Тютчев поседел.

Однако многие считают, что поседел он вовсе не от потери любимой женщины, а от раскаяния в своих тяжких грехах перед ней. Дело в том, что в 1833 году Тютчев всерьёз увлёкся баронессой Эрнестиной Дернберг. Об их бурном романе вскоре узнало всё общество, в том числе и жена Тютчева. После её смерти Тютчев женился на Эрнестине.

Но и на этом любовные увлечения влюбчивого поэта не закончились: вскоре у него завязался ещё один роман, с Еленой Александровной Денисьевой, которую общество осудило за эту страсть. У них было трое совместных детей.

Смерть

В декабре 1872 года Тютчев был частично парализован: осталась без движения левая рука, резко упало зрение. С этих пор сильнейшие головные боли не оставляют поэта. 1 января 1873 года на прогулке его хватил удар, в результате - паралич всей левой половины тела. 15 июля 1873 года поэта не стало.

Основные достижения Тютчева

  • Тютчев сумел объединить в своей поэзии черты русской оды XVIII века и европейского романтизма.
  • Фёдор Иванович и по сей день остаётся мастером лирического пейзажа: только его стихи не просто изображают природу, но и дают её глубокое философское осмысление.
  • Всё, что Тютчев пережил за свою жизнь, он сумел отразить в своих стихах: они настолько точно передают всё палитру любовного чувства, что остаются актуальными до сих пор.

Фильмы о жизни Тютчева



Важные даты биографии Тютчева

  • 1803 год - рождение
  • 1817 год - вольный слушатель историко-филологического факультета в Московском университете
  • 1818 год - зачислен студентом в Московский университет
  • 1819 год - становится членом Общества любителей российской словесности
  • 1821 год - окончание университета, начало службы в Коллегии иностранных дел, дипломатическая миссия в Мюнхен
  • 1826 год - свадьба с Элеонорой Петерсон-Ботмер
  • 1833 год - дипломатическое поручение на Ионические острова
  • 1837 год - звание камергера и статского советника, старший секретарь посольства в Турине
  • 1838 год - смерть жены
  • 1839 год - оставляет государственную службу, уезжает жить за границу, свадьба с Эрнестиной Дернберг
  • 1844 год - возвращение в Россию
  • 1845 год - возобновление службы в Министерстве иностранных дел
  • 1848 год - назначение на должность старшего цензора
  • 1854 год - вышла в свет первая книга Тютчева
  • 1858 год - должность Председателя комитета иностранной цензуры
  • 1864 год - смерть Денисьевой
  • 1865 год - произведён в тайные советники
  • 1873 год - смерть
  • Домашний учитель Тютчева, Раич, после того, как отправил учиться юного Фёдора в Москву, стал учителем маленького Лермонтова.
  • В Мюнхене, ещё до отношений со своей первой женой, у него был роман с молодой красавицей графиней Амалией Крюденер, которая отказывала в чувствах Пушкину, Гейне и даже Баварскому королю Людвигу. А вот в Тютчева влюбилась. И если бы не строгая мамаша, отношения закончились бы свадьбой.
  • Первая жена поэта, Элеонора Петерсон, была на 4 года его старше, и взял он её с четырьмя детьми.
  • После того, как Элеонора узнала о романе своего мужа с Эрнестиной Дернберг, она пыталась покончить жизнь самоубийством, нанеся себе в грудь несколько серьёзных ранений кинжалом.
  • Елена Денисьева была младше поэта на 23 года.
  • 1964 год для Тютчева стал поистине зловещим: его жизнь настигает целая череда смертей. За короткий период времени у него умирают двое детей, мать, затем ещё один, самый старший сын, брат, а затем любимая дочка Машенька.
Направление: Жанр: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября [5 декабря ] , Овстуг , Брянский уезд , Орловская губерния - 15 июля , Царское Село) - русский поэт , дипломат , консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года .

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование, изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. В 14лет в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Историко-филологическом факультете в Московском университете, где его преподавателями были Мерзляков и Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общество любителей российской словесности.

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Зачисление на службу состоялось по просьбе родственника, графа Остерман-Толстого. Здесь он знакомится с Шеллинг, и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, позже выходит замуж за Аксакова.

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей.

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком».

Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского

Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). 17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники.

4 декабря 1872 года поэт перестал двигать левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 Тютчев скончался.

Адреса

Пребывание в Москве

Пребывание в Санкт-Петербурге

Пребывание за границей

Поэзия

… интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, «никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам в всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу»… С другой стороны - тютчевский корпус откровенно «случаен», перед нами тексты, не прикрепленные институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое «тютчевское наследие» заведомо неполно. «Единство» и «теснота» тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором".

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идет работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода «правильные» риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развертывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приемов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвященных параллелизму - от нерасчлененного отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект .

Периодизация

Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.

Музеи

Памятник Тютчеву в музее-заповеднике «Овстуг»

Господский дом в музее-заповеднике «Овстуг»

Музей-усадьба поэта находится в подмосковном Муранове . Она досталась во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м², в борьбе с огнём пострадали двое сотрудников музея, которым удалось спасти часть экспонатов.

Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого волостным старшиной, депутатом Государственной Думы IV созыва Дмитрием Васильевичем Киселёвым было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне - музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаваемый музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.

Родовое поместье в селе Знаменское на реке Катка (ныне Угличский район Ярославской области). До сих пор сохранился дом, полуразрушенная церковь и необычайной красоты парк; планируется реконструкция усадьбы. Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию , в село Знаменское. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в свое имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.

Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Но Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич - в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же - последний помещик Знаменского.

Иван Николаевич Тютчев, отец поэта.

Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта.

Семья

Отец - Иван Николаевич Тютчев (12 октября -23 апреля ), сын Николая Андреевича Тютчева-младшего ( -) и Пелагеи Денисовны, урожд. Панютиной ( -3 декабря )

Мать - Екатерина Львовна (16 октября -15 мая ), дочь Льва Васильевича Толстого ( -14 октября ) и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой (?-1788). Похоронена на Новодевичьем кладбище . Родная сестра отца - Анна Васильевна Остерман и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи. Родной брат матери - А. М. Римский-Корсаков .

Братья :

  • Николай Иванович (9 июня 1801-8 декабря ). Полковник Генерального штаба. Умер холостым. Последний владелец родового имения Тютчевых с. Гореново.
  • Сергей (6 апреля -22 мая )
  • Дмитрий (26 февраля -25 апреля )
  • Василий (19 января ) умер в младенчестве

Родная сестра отца - Надежда Николаевна ( -), в замужестве Шереметева, мать Анастасии, будущей жены декабриста Якушкина и Пелагеи ( -), будущей супруги М. Н. Муравьёва-Виленского .

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 5 декабря
  • Родившиеся в 1803 году
  • Родившиеся в Овстуге
  • Родившиеся в Орловской губернии
  • Умершие 27 июля
  • Умершие в 1873 году
  • Умершие в Пушкине (Санкт-Петербург)
  • Умершие в Санкт-Петербургской губернии
  • Брянские писатели
  • Выпускники историко-филологического факультета Московского университета
  • Дипломаты Российской империи
  • Переводчики поэзии на русский язык
  • Писатели России XIX века
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище (Санкт-Петербург)
  • Поэты по алфавиту
  • Русские писатели XIX века
  • Русские поэты
  • Славянофилы
  • Тютчевы
  • Фёдор Иванович Тютчев
  • Цензоры
  • Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской академии наук

Wikimedia Foundation . 2010 .

Фёдор Иванович Тютчев - русский поэт XIX века, дипломат и публицист. Также он занимал пост члена-корреспондента Петербургской Академии Наук. Из-под его пера вышло более 400 стихотворений. Тютчев родился пятого декабря 1803 года в родовом поместье Овстуг, находившемся в Орловской губернии.

Юные годы

Родители юного Феди были дворянского рода, поэтому сына они воспитывали соответствующе. Будущий поэт получил прекрасное образование дома, уже к 13 годам он отлично разбирался в древнеримской поэзии. Также мальчик знал латынь, мог переводить поэзию Горация. Его домашним преподавателем был поэт и переводчик С.Е. Раич.

В возрасте 15 лет юноша начал посещать лекции по словесности, которые происходили на базе Московского университета. Он стал студентом этого учебного заведения. Год спустя Тютчева зачислили в Общество любителей русской словесности.

В 1821 г. Фёдор окончил университет и отправился работать в Коллегию иностранных дел. Через некоторое время ему пришлось переехать в Мюнхен в качестве дипломата. За рубежом поэт провёл 22 года, там он успел завести семью с Элеонорой Петерсон. Женщина была самой большой любовью в его жизни, у них родилось три дочери.

Кроме того, во время работы в Мюнхене Фёдор Иванович заинтересовался немецкой философией идеалистов. Он неоднократно общался с Фридрихом Шеллингом, подружился с Генрихом Гейне. Именно Тютчев стал первым переводчиком его сочинений на русский язык.

Дебют в качестве поэта

В подростковом возрасте Тютчев написал несколько стихотворений, но они не пользовались успехом у критиков и читателей. Кроме того, юноша не любил публичность, он крайне редко публиковал свои произведения. Период его творчества с 1810 по 1820 г. отличался крайней архаичностью. Стихотворения напоминали поэзию прошлого века. Среди них такие работы, как «Летний вечер», «Бессонница», «Видение», выпущенные на страницах журнала Раича «Галатея».

Полноценный дебют поэта состоялся в 1836 году благодаря А.С. Пушкину, который случайно получил его тетрадь со стихами. Классик смог оценить по достоинству талант Фёдора Ивановича и опубликовал 16 его стихотворений в своём журнале «Современник». В это время он начал совершенствовать свой слог, использовал некоторые формы европейского романтизма. Тютчев умело сочетал их с русской лирикой, благодаря этому его оригинальные стихи запоминались читателям.

Тем не менее даже признание со стороны Пушкина не принесло популярности Фёдору. Ему удалось стать известным только после возвращения на родину, когда в 1854 вышел отдельный сборник стихотворений. Затем был дополнительно выпущен цикл стихов, посвящённый любовнице Тютчева Елене Денисьевой.

В это время талантом поэта восторгались Афанасий Фет, Николай Чернышевский и Иван Тургенев. Николай Некрасов даже пишет статью, посвящённую творчеству Тютчева, и публикует её в журнале «Современник». Благодаря этому его произведения имеют успех, к Фёдору Ивановичу приходит известность.

Возвращение на русские земли

В 1837 г. Фёдора назначили первым секретарём Русской миссии в Турине. Там умирает его жена. Она не выдержала постоянных измен со стороны супруга, кроме того, Элеонора часто жаловалась на здоровье. В 1839 поэт женится на своей любовнице, ради венчания он уезжает в Швейцарию без согласования с начальством.

Из-за этого карьера Тютчева-дипломата закончилась. В течение следующих пяти лет он проживал в Мюнхене без официального статуса, пытаясь вернуть себе должность. Этого сделать Фёдору не удалось, поэтому пришлось поехать обратно в Россию. С 1848 г. Фёдор Иванович становится старшим цензором в министерстве иностранных дел. Одновременно с этим он не прекращает писать и участвует в кружке Белинского. Поэт постоянно общался с творческими людьми. В их числе были такие писатели, как Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие.

В 50-х годах начинается следующий этап в поэзии Тютчева. В это время он пишет преимущественно на политические темы, но не выпускает в печать свои стихотворения. С 1843 по 1850 г. Фёдор выступает с политическими статьями об утопическом будущем «всеславянской империи» и неизбежном столкновении России со всем миром. В 1858 г. поэт стал председателем Комитета иностранной цензуры. Примечательно, что он неоднократно защищал преследуемые издания.

В 1848-1850 гг. литератор создаёт несколько прекрасных стихотворений, полностью погрузившись в политическую тематику. В их числе такие поэзии, как «Русской женщине», «Неохотно и несмело…» и «Когда в кругу убийственных забот...».

1864 год стал переломным в жизни поэта. Сначала от чахотки умирает его любимая Елена Денисьева, через год погибают их совместные дети. Решающим ударом стала смерть матери Фёдора. Вышедший сборник не получил популярности, в жизни Фёдора наступили трудные времена. Из-за многочисленных проблем его здоровье существенно ухудшилось. Пятнадцатого июля 1873 года поэт умер в Царском селе. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

До конца жизни поэт оставался на государственной службе, так и не став профессиональным литератором. Его последние годы ознаменовались написанием политических стихотворений. В их числе произведения «Когда дряхлеющие силы…» и «Славянам».

Бурная личная жизнь

Фёдор Иванович был невероятно влюбчивым человеком. Примечательно, что всем своим женщинам поэт посвящал стихотворения. Кроме того, у него родилось 9 детей от разных браков. В юности Тютчев находился в романтических отношениях с графиней Амалией. Незадолго после этого поэт женился на Элеоноре Петерсон, которую неоднократно называл главной женщиной своей жизни. Он был сломлен, когда любимая умерла. Тютчев провёл ночь у её гроба, наутро он стал совершенно седым.

Но уже через некоторое время поэт нашёл утешение в объятиях Эрнестины Дернберг. Их роман начался намного раньше, именно эта измена подкосила здоровье Элеоноры вкупе с кораблекрушением в Турине. Уже через год после смерти супруги Тютчев снова обвенчался.

Фёдору Ивановичу было мало одной жены, поэтому вскоре он начал изменять и ей. Любовницей публициста стала Елена Денисьева, их связь продолжалась более 14 лет. Все знакомые были против этой связи из-за разницы в возрасте. Девушка была ровесницей дочери литератора.

После того, как общественности стало известно об отношениях Елены и Фёдора, отец отрёкся от девушки. Ей пришлось бросить институт, жить на съёмной квартире. Но влюблённую Денисьеву это не слишком интересовало, она стремилась броситься с головой в омут неизведанных чувств. Девушка посвятила ему всю себя и даже родила поэту дочерей.

Тютчев не смог надолго остаться ни с одной женщиной, Денисьева не стала исключением. В 1851 г. он написал стихотворение, своеобразно подводящее итоги их связи. Тем не менее пара продолжила сожительствовать, у них были крепкие дружеские отношения, пусть любовь со стороны Фёдора и угасла. В августе 1864 Лена умерла на руках у любимого человека.

На нашем сайте Вы можете скачать сообщение о Федоре Ивановиче Тютчеве или прочитать его краткое содержание.

Скачать полный вариант сообщения о Ф.И. Тютчеве

Краткое содержание сообщения о Федоре Ивановиче Тютчеве

Биография

Федор Иванович Тютчев (5.12.1803 – 15.07.1873) родился в дворянской семье, в имении Овстуг (Брянский уезд, Орловская губерния). Детские годы Тютчева прошли в Москве. Домашние учителя во главе с поэтом-переводчиком Семеном Раичем обучали его латыни и античной лирике. О способностях будущего дипломата и поэта говорит то, что он в 14 лет уже был вольнослушателем словесного отделения Московского университета.

После окончания университета Тютчев начинает дипломатическую карьеру (20 лет работает в Мюнхене и 2 года в Турине). В 1839 году он выходит в отставку, вызванную его самовольной поездкой в Швейцарию для бракосочетания с Эрнестиной Дернберг . Первая жена Тютчева, Элеонора Петерсен , скончалась 1838 году. На государственную службу Тютчев возвращается в 1845 году и становится старшим цензором министерства иностранных дел. В 1850 году Ф.И.Тютчев познакомился Елене Александровне Денисьевой , которая стала его последней любовью, осужденной высшим светом за разницу в положении и возрасте.

В 1858 году Федор Иванович становится Председателем комитета иностранной цензуры и занимает этот пост 15 лет. За заслуги Тютчев получает в 1865 году высокий чин тайного советника. Интересуется европейской политикой, пишет политические статьи, несмотря на слабеющее здоровье. Сильные головные боли и утрата свободы движения левой рукой в конце 1872 года были симптомом надвигающего инсульта, от которого поэт скончался через 8 месяцев в Царском селе.

Основные периоды творчества Ф.И. Тютчева

Собственные стихи Тютчев начал писать рано: первые из них («Любезному папеньке!», «Всесилен я и вместе слаб…» ) датируются 1813-1816 годами. Первые публикации известны только узкому кругу близких людей, потому что поэт печатался очень мало. Перу Тютчева принадлежит около 400 стихотворений (считая варианты и незавершенные черновики), а его творческий и жизненный путь можно разделить на три периода:

  1. Детское и юношеское творчество в духе поэзии 18 века (1810 – 1820).
  2. Оригинальное творчество – синтез русской одической поэзии 18 века и традиций европейского романтизма (середина 1820-х –1840-е годы). В 1836 году в «Современнике» А.С. Пушкина публикуется 16 и потом еще 8 стихотворений Ф.И. Тютчева под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» .
  3. После 10-летнего периода, когда стихи Тютчевым почти не писались, с 1850-х по 1870-е годы он создает много политических стихотворений и стихов «на случай». В 1854 году состоялась публикация его первой книги, в которой были старые и новые стихи, составившие знаменитый «денисьевский цикл» , посвященный Елене Денисьевой («Я очи знал, о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…» и др.).

Первое знакомство с Ф.И. Тютчевым в школе

С изучения в 6-м классе краткой биографии и нескольких стихотворений поэта (в основном пейзажных) начинается постижение лирики и личности Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...» позволяют почувствовать сложные, переходные состояния природы, воплощают смятение чувств в душе поэта. В стихотворении «С поляны коршун поднялся...» противопоставлены два образа: свобода полета вольной птицы и земная – «в поте и пыли» – ипостась человека. В список дополнительной литературы для самостоятельного чтения в 6 классе включено еще 3 стихотворения: «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь...» .