Художник фрэнсис бэкон. Френсис бэкон

Сегодня 105-й день рождения Фрэнсиса Бэкона. Деформированные, гротескные работы сделали его одним из главных живописцев ХХ века. Мы решили вспомнить знаковые произведения художника

Ф рэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, "размазанные" фантомы, в худшем - хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). При этом однажды Бэкон умудрился сказать, что считает "мрачноватыми" полотна абстрактных экспрессионистов, безобидные на фоне его собственных работ. Неудивительно, что одним из главных поклонников художника стал Дэмиен Херст, известный своими расчлененными акулами и коровами.

Впрочем, творчество живописца вовсе не о деформации плоти или уродстве. Бэкон изображает трагичность существования, метания души, боль утраты, а порой просто экспериментирует с формой, пытаясь одновременно изобразить различные состояния и восприятия окружающего мира. Один из излюбленных жанров британца - триптих. К 105-летию Фрэнсиса Бэкона мы решили вспомнить его знаковые работы.

"Три этюда к фигурам у основания распятия". 1944

"Три этюда..." - первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Художник избирает библейский сюжет и форму, традиционную для церковной живописи, будучи убежденным атеистом. Его герои - гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Каждый из них выражает плач, вопль, тоску. Отказавшись от изображения людей, Бэкон максимально обобщает тему. На это рассчитан и оранжевый фон, который избавляет полотно от конкретных декораций и контекста. Сам сюжет распятия тоже условен: картина была написана в 1944 году, когда мир был потрясен ужасами войны. Получилась работа о страдании и ответственности человека за него вне времени и пространства. Триптих оказался очень оригинальной формой - в последующие годы Бэкон взял этот формат на заметку.

В 40-е: в начале 40-х молодой Бэкон, освобожденный от военной службы из-за хронической астмы, был призван в отряд гражданской обороны. В эту эпоху художник всерьез увлекается живописью. "Три этюда...", выставленные в 1945 году в галерее Лефевр, производят настоящую сенсацию. С 1946 года Бэкон участвует в крупных групповых выставках, продает свои первые картины. В 1949 году нью-йоркский МоМА приобретает для своей коллекции "Картину 1946". До 1950 года Бэкон живет в Монте-Карло, предаваясь страсти к азартным играм.


"Три этюда головы человека". 1953

Бэкон понимает, что триптих - отличный формат не только для абстрактных сюжетов, но и портретных работ. Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. "Три этюда головы человека" - предтеча будущих шедевров Бэкона-портретиста. Работа 1953 года напоминает раскадровку киноленты, скриншоты самых выразительных моментов какого-то фильма или "испорченные" смазанные снимки, которые делают в полицейском участке. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Бэкон пытается отойти от статичного, фотографического представления о человеке, изобразить впечатление, возникающее при живом общении, когда люди говорят, выражают эмоции мимикой и жестами.

В 50-е: Бэкон возвращается в Лондон, несколько месяцев преподает в Королевском колледже искусств, начинает работать над знаменитой серией полотен по мотивам "Портрета папы Иннокентия Х" кисти Веласкеса. В 1954 художник представляет Великобританию на 27-й Венецианской биеннале. В 1957 году в Париже проходит первая персональная выставка Бэкона. А в 1959 живописец принимает участие в Documenta II и 5-й биеннале в Сан-Паулу.


"Три фигуры в комнате". 1964

На этот раз в центре внимания художника - пластика человеческого тела. Бэкон сталкивает вечные переживания человека и повседневность: его герои праздно лежат на кушетке, сидят на унитазе. Даже в столь прозаичной обстановке художнику удается передать трагичное состояние души: на это работают приглушенный, болезненно-зеленоватый фон, пустое пространство, в котором люди кажутся маленькими и беззащитными, изломы обнаженных тел, выполненных в несколько трупных, синюшных тонах.

В 60-е: Бэкон обзаводится постоянной мастерской, в которой десятилетиями будут рождаться его шедевры. Tate Gallery устраивает в 1962 году первую ретроспективу художника, а в 1963 в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке открылась его первая американская выставка. В том же году Бэкон знакомится со своим возлюбленным и источником вдохновения Джорджем Дайером. В 1968 году художник впервые побывал в Нью-Йорке.


Триптих "Май-июнь 1973". 1973

Этот триптих - одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. В октябре 1971 года в Гран-Пале в Париже открылась большая ретроспектива, представившая более 100 полотен Бэкона. Дайера нашли мертвым в номере отеля накануне вернисажа. Его смерть стала большой трагедией для Бэкона и не раз возникала в последующих работах художника. Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень "бэконовское" место - уборную. На первой "створке" триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из "Трех фигур в комнате", на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы - нависает над раковиной, на месте которой два "кадра" назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека.

В 70-е: Бэкон теряет Джорджа Дайера, но в 1974 году встречает Джона Эдвардса, нового спутника жизни и впоследствии своего наследника. В 1975 художник знакомится с Энди Уорхолом. Работы Бэкона выставляются в Мадриде, Барселоне, Мехико.


"Этюд к автопортрету". 1985 -1986

Героями триптихов Фрэнсиса Бэкона становились абстрактные эмоции, обобщенные человеческие лица, его близкие друзья. Наконец, в триптихе 1985-1986 годов художник изображает самого себя. Он и раньше создавал автопортреты, однако эта работа, одна из поздних, служит своеобразной кульминацией творческого пути Бэкона. Если сравнить триптих 1944 года с "Этюдом к автопортрету", становится видно, как изменился "почерк" художника: на смену жестким, несколько рваным мазкам оранжевого фона первой работы приходит монохромное, гладкое исполнение второй. Как и монстры с "Трех этюдов...", художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души.

В 80-90-е: В 1988 году работы Бэкона выставляют в Третьяковской галерее. В 1990 художник посещает выставку обожаемого Веласкеса в мадридском Музее Прадо. Фрэнсис Бэкон ушел из жизни в 1992 году.

Сегодня несколько картин Фрэнсиса Бэкона входят в список самых дорогих картин мира - Бэкону, напомним, принадлежит рекорд мировой аукционной цены (речь об открытых аукционах, точная информация о закрытых аукционах недоступна):

В ноябре 2013 года триптих Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969 года) был продан на Christie’s за $142,4 млн., тем самым был побит предыдущий рекорд аукционной цены, когда в 2012 году знаменитая картина “Крик” Эдварда Мунка была продана за $120 млн.

на фото: фрагмент портрета Фрэнсиса Бэкона, художник Реджинальд Грей

Также, по данным открытых аукционов, в 2007 году семья шейха Катара приобрела "Этюд к портрету папы Иннокентия X на красном фоне" Бэкона за $53 млн., а в следующем году картина "Триптих, 1976" Бэкона была куплена на аукционе Sotheby s Романом Абрамовичем за $86,3 млн. В феврале 2014 года анонимный покупатель из США приобрёл "Портрет говорящего Джорджа Дайера" (1966 года) за $70 млн. В мае 2014 года триптих "Три этюда к портрету Джона Эдвардса" (1984 года) был приобретён тайваньским коллекционером за $80,8 млн.

Творчеству художника посвящаются всё новые и новые выставки, одна из них - “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого” - проводится в настоящее время Эрмитаже, в здании Главного штаба на Дворцовой площади (д.6/8), с 07 декабря 2014 года по 08 марта 2015 года.

"Три наброска к портрету Люсьена Фрейда", 1969, холст, масло, Художественный музей, Портленд (Орегон), США

Выставка “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого”, одно из наиболее масштабных и значимых культурных событий уходящего года, проводится в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России 2014, а также в рамках празднования 250-летия Эрмитажа, - подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Центром изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии.

Фрэнсис Бэкон (1909-1992) - один из крупнейших мастеров XX века. Его произведения являются важнейшими экспонатами залов современного искусства мировых музеев, частные коллекционеры выкладывают за его картины целые состояния. В молодости Бэкон не получил художественного образования и долгое время находился в неведении относительно своей будущей профессии, экспериментируя с различными родами деятельности, поэтому его стиль - особое смешение его собственного восприятия и ярких заимствованных образов, которые прослеживаются во многих работах художника. Основной темой его работ является человеческое тело - искаженное, вытянутое, заключенное в геометрические фигуры, на лишенном предметов фоне.

В экспозиции выставки “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого” представлены тринадцать картин Фрэнсиса Бэкона из собрания Центра изобразительных искусств Сейнсбери. Они происходят из коллекции Лизы и Роберта Сейнсбери, его первых и самых щедрых меценатов, оказавших художнику существенную моральную и финансовую поддержку в сложные для него годы. Картины были написаны, в основном, в 1950-е - начале 1960-х годов и являются той основой, вокруг которой собирались остальные произведения художника.

На выставке будут представлены живописные произведения из галереи Тейт (Лондон), Художественной галереи и музея Абердина, Йельского центра британского искусства в Нью-Хейвене, галереи Хью-Лейн в Дублине, а также из собраний частных коллекционеров. Выставку прекрасно дополняют художественные произведения из собрания Государственного Эрмитажа, начиная от египетского искусства и образцов греко-римской пластики до живописи Веласкеса и Рембрандта, Матисса и Пикассо, скульптуры Микеланджело и Родена.

Согласно одному из мнений, концепция выставки в Эрмитаже заключается в том, чтобы представить творчество самого дорогого аукционного художника современности в контексте его предшественников, которыми он восхищался — от Рембрандта до Дега. А основная цель - заставить людей задуматься об искусстве и творчестве. Ничто не способствует мыслительному процессу так, как сравнение. Именно эта выставка дает для этого необходимую почву.

Возвращаясь к Фрэнсису Бэкону, напомним, что будущий художник родился в Дублине в семье военного, происходившего из старинного, но обедневшего рода. Однако, несмотря на благородное происхождение, художник не получил даже систематического образования, ему помешали слабое здоровье и частые переезды семьи, связанные сначала с Первой мировой войной, а потом - с войной за независимость Ирландии. Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет. Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков, и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века.

"Три этюда к фигурам у подножия распятия", 1944, галерея Тейт, Лондон

Осенью и зимой 1949 года в Лондоне прошла его первая персональная выставка, о нем заговорили, как об одном из ведущих художников Британии, а его работы стали неотъемлемой частью выставок современного искусства во всем мире. С 1961 года художник обосновался в Южном Кенсингтоне, в Лондоне, где оставался до конца жизни и где создал знаменитые большие триптихи, ставшие его излюбленной композиционной формой («Три этюда человеческого тела», 1970, собрание Ордовас, Англия). Умер Фрэнсис Бэкон в Мадриде в 1992 году.

Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Изображенные Бэконом фигуры и лица людей, как правило, деформированы, перекручены, искажены. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Его мало интересовало, как выглядит тело, ему было важно передать, что и как оно чувствует.

Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. Бэкон создал серию картин под впечатлением от работ и писем Ван Гога к брату Тео, в которых Ван Гог излагал свое отношение к копиям с картин предшественников. Будучи больным, он утешался копированием с черно-белых репродукций Делакруа и Милле, которые использовал, как источник для сюжетов. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт).

Портрет Ван Гога, Фрэнсис Бэкон

Архивные материалы из мастерской Бэкона - фотографии, книги, вырванные листы из альбомов по искусству и журналов, газеты, испорченные и незаконченные картины, - как и фотографии Перри Огдена самой мастерской, зафиксировавшие творившийся в ней беспорядок, позволяют проникнуть в психологию художника и отчасти являются ключом к пониманию метода его работы. Бэкон признавался, что “в этом хаосе чувствует себя, как дома”, что хаос рождает в нем образы.

Попасть в это “сугубо личное пространство”, сохраняющее отпечаток яркой индивидуальности Фрэнсиса Бэкона и таящее разгадки к пониманию его творческого гения, можно будет до 08 марта 2015 года. Далее выставка из Питера должна будет поехать в Норвич.

а втор: Галина Малашенко

«Я считаю себя ловцом изображений. Для меня изображение важнее красоты живописи…Я — это посредник выразительности на службе происшествия и случая» .
Фрээнсис Бэ́кон (англ. Bacon; 1909, Дублин — 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист.

Художник Фрэнсис Бэкон не просто полный тезка великого философа (1561-1626) – он его прямой потомок. В ирландской семье Бэконов было принято одного из сыновей называть Фрэнсисом.

Будущий художник родился 28 октября 1909 года в Дублине. За 55 лет до него на соседней улочке родился Оскар Уайльд. Страсть, которая, по словам Уайльда, "боится назвать себя по имени", и которая привела в тюрьму великого писателя, с раннего детства вселила в Бэкона чувство постоянной вины и страха перед Богом, отцом и полицией.

Клетки и голые комнаты, деформированные предметы и искалеченные люди – картины Фрэнсиса Бэкона часто основывались на реальных прототипах – будь то шедевры старых мастеров, кадры из кинофильмов или газетные фотографии (которыми и был усыпан пол его мастерской). Бэкон был самоучкой, и его искусство, лишь в некоторой степени сходное с кошмарами сюрреалистов, с трудом поддается стилевым определениям.

Хотя в картинах Бэкона прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, художник всегда утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь".

«Этюд боя быков N1» и «Автопортрет». По предварительной оценке стоимость картин составляет более $50 млн.

Триптих Фрэнсиса Бэкона под названием «Три наброска к автопортрету».

Триптих Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон. Триптих. 1976 год. Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)

Фрэнсис Бэкон. Этюд для портрета II

Отражение пищущего человека. Художник Фрэнсис Бэкон.

Картина Фрэнсиса Бэкона "Отражение пишущего человека" (Figure Writing Reflected in Mirror) продана на аукционе в 2012 году Sotheby"s за 44,9 миллиона долларов.

Первое на что обращаешь внимание - смазанные, сплющенные, деформированные черты, расплывающиеся фигуры, угрюмые драматические краски...

Кажется, что Бэкон работает, как мясник, и видит человека мясной тушей. Все мрачно и драматично. Но любители его живописи считают, что природа этого драматизма и этой мрачности совсем другая. Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется. Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ. Просто у него на время отнята его идеальная сторона. В это Бэкон не верит. Посмотрите в его лицо - и поймите его лица. Это не красота формы, а красота настроения и движения.

Иначе, это что же за концентрация негатива должна быть в человеке, чтобы ему захотелось вот это все рисовать...

А может, и была такая концентрация. В его биографии есть и такой факт: родился в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека. В 1914 г. семья переезжает в Лондон. Частые переезды и болезнь - астма помешали Фрэнсису получить систематическое образование. В 1925 г. за склонность юноши к гомосексуализму, понять которую отец не смог, Френсиса выгнали из дома".

Конечно, категории времени и движения играют в авангарде огромную роль, в том числе в экспрессионизме. А может быть, мы просто обыватели, которымнедоступновосприятие искусства XX века, тяготеемк реализму. Людям вообще не нравится, когда они чувствуют себя глупыми, когда не можем понять какие-то там картины, мало похожие на привычные произведения искусства. Вроде, "так и я могу нарисовать!". Отсюда начинается отторжение.

Художник Фрэнсис Бэкон. "Три наброска к портрету Люсьена Фрейда" была продана на аукционе Christie"s за рекордную сумму в 142 млн долларов.

тот Триптих, созданный экспрессионистом в 1969 году, выставлялся на аукционе впервые при предпродажной оценке в 85 млн долларов. Сейчас продан за рекордную сумму в 142 млн долларов. Торги продолжались шесть минут. Аукционный дом Christie"s не стал раскрывать личность покупателя. Картина Бэкона стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на аукционе.

Художник ЛУСИЕН ФРЕЙД. Портрет Фрэнсиса Бэкона.

Бэкон Фрэнсис Картины и биография Фрэнсиса Бэкона Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon; 28 октября 1909, Дублин - 28 апреля 1992, Мадрид) - английский художник-экспрессионист. Родился в Дублине в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека; мать Бэкона была культурной и образованной женщиной. В 1911 семья переезжает в Лондон. Частые переезды и болезнь (астма) помешали Фрэнсису получить систематическое образование. Весной 1927 года Бэкон отправляется в Берлин к родственникам. Хоть Бэкон и увлечён этим городом, но через полгода он появляется в Париже на Монпарнасе, где изучает французский язык и работает как дизайнер и декоратор. Посещение выставки Пикассо в 1927 году оказало на него решающее влияние - он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе Южного Кенсингтона мастерскую; там он работает до 1932 года.

В 1933 году Фрэнсис Бэкон пишет своё первое «Распятие». Картина художника экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Арт Нью». В 1944 картина «Три этюда фигур в ногах Распятия» экспонируется в галереях Лефевр и Тэйт и вызывает большой резонанс.

В 1946 Бэкон уезжает в Монте-Карло и там работает до 1950 года. Затем некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне и работает до 1958 года с «Хановер Гэлери». В 1955 - первая ретроспективная выставка Бэкона в Институте современных искусств в Лондоне.

К 1962 году проводится ретроспектива работ художника в галерее Тэйт. В следующем году Фрэнсис Бэкон знакомится с Жоржем Дайером, который становится моделью многих его работ. В 1964 пишет триптих «Три фигуры в комнате», в 1965 триптих «Распятие» (Государственная галерея современного искусства, Мюнхен). Ретроспективы картин в музее Гугенхейма и в Институте современного искусства Чикаго. В 1964-1967 годах пишет женские портеты (не свойственные творчеству Бэкона) - портреты и этюды Изабель Раусторн, Генриетты Мораес и других. В 1960-х годах Бэкон осыпан множеством премий и почестей.

Премию Рубенса он отдаёт для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения. Без названия, 1944 Галерея Тэйт, ЛондонМагдалена, 1946 Частное собрание Фигура в пейзаже, 1945 Галерея Тэйт, ЛондонЖивопись, 1946 Частная коллекция Фрагмент Распятия, 1950 Хановер Гэлери, ЛондонПо Веласкесу, 1950 Собрание Шафрази, Нью-Йорк В 1968 - первая поездка в Нью-Йорк, «Триптих на тему поэмы Томаса Элиота», 1967. В 1971 - ретроспектива в Гранд Палас, в Париже: свыше 100 картин и 11 триптихов. В том же году в связи с кончиной Жоржа Дайера Фрэнсис Бэкон пишет триптих «Памяти Жоржа Дайера». Портреты и представление смерти Дайера - также в ряде других работ.

К 1974 относится знакомство с Джоном Эдвардсом, который становится его новой моделью и наследником. Бэкон совершает ещё одну поездку в Нью-Йорк (выставка художника в музее Метрополитэн) и знакомится с Энди Уорхолом (1975).

Он также выставляется в Мадриде и Барселоне (1978). Триптих «Орестея Эсхила», 1981 - одна из важных работ этого периода. В конце 1980-х Бэкон экспонировался в восточном Берлине и даже в Москве (1988). Фрэнсис Бэкон умер в Мадриде 28 апреля 1992 года от сердечного приступа. Женщина 1960Портрет Люсьена Фрейда, 1965Генриетта Мораес в красном, 1965Портрет Изабель Раусторн, 1967Фигура в зеркале 1969 Фигуры в кровати 1972Спящий человек 1974Портрет карлика 1975Фигуры в движении 1976Картина 1978 Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это - своего рода крик, который не имеет пределов и границ; живописная акция. Магма тел: ни животные, ни люди - одинокие распластанные фигуры.

Своей кистью Бэкон превращает людей в уродов, одноглазых, безруких, обрубленных монстров. Живопись Бэкона всегда на грани риска, экспрессивна и импровизационна. Тем не менее, попытка организации пространства у Бэкона присутствует постоянно: перспектива, линия горизонта, параметры трёхмерного пространства (вроде клети или аквариума). Если ранние работы Бэкона довольно тёмные, то в дальнейшем они становятся более активными по цвету и даже - декоративными (излюбленные художником жёлтые, брусничные, вишнёвые, оранжевые цветовые тона; реже - холодные, где предпочитаемые - чёрные, тёмно-синие, серо-зелёные).

Вся энергия, экспрессивность живописи Бэкона - в скульптурности, в изломах форм, в своеобразной массе, типа лавы. С текучестью связана деформация, которая в живописи Бэкона кажется естественной и необходимой. 14 мая 2008 триптих «Ориентир канонического 20-го века» Френсиса Бэкона 1976 года продан на аукционе Сотби в категории «Современное искусство» за 86,3 миллиона долларов. Продан семьёй Мюи, владельцами производства вин Château Pétrus, русскому миллиардеру Роману Абрамовичу. Эта продажа стала мировой сенсацией.

$86 млн за триптих Фрэнсиса Бэкона года оказались рекордом для аукционного дома Sotheby`s, впервые за свою 350-летнюю историю продавшего на своих публичных торгах вещь за такую невообразимую сумму. А умерший в 1992 году живописец получил звание самого дорогого послевоенного художника и попал на третье место в десятке самых дорогих художников мира вообще, обойдя и Ван Гога, и Рубенса, уступив только Пикассо и Климту. Наверное, доживи Фрэнсис Бэкон до этого момента, он был бы счастлив оказаться в такой компании, ведь Пикассо и Ван Гог были его кумирами, не говоря уже о не попавшем в список «арт-форбсов» Веласкесе (его работ попросту нет на рынке). Бэкон наперекор своей экспериментальной эпохе мыслил себя скорее «старым мастером», чем ниспровергателем традиций.

Современным классиком его считали уже в конце 70-х, а в 1988-м даже сделали его большую выставку в тогда еще довольно консервативной Москве - в ЦДХ, где был выставлен и пресловутый триптих. Конечно, классика Фрэнсиса Бэкона сугубо модернистская - с изломанными формами, нервическими мазками и будто вывернутым наизнанку пространством. Но все же художника, который в 1976 году вдохновлялся бы мифом о Прометее, а именно этот античный сюжет лег в основу триптиха-рекордсмена, надо было еще поискать. Три этюда фигур у Распятия, триптих, 1962Триптих на тему поэмы Т. С.

Элиота, 1967Памяти Жоржа Дайера, триптих, 1971Орестея Эсхила, триптих, 1981 Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.

История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.