Виленское барокко в архитектуре костелов беларуси. Барокко в архитектуре

Барокко пошло от итальянского «Barocco» - вычурный, странный, один из основных стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы конца 16 - середины 18 века. Возник этот стиль, в конце 16 века в Италии. Искусству в стиле Борокко присущи великолепие и динамика, стремление к величественности, поэтичная приподнятость. Для архитектуры Барокко присущи вычурная пластика фасадов, сложные планы и очертания, украшение построек великолепной скульптурой, лепкой, резьбой, широкое использование росписей, зеркал. В изобразительном искусстве, прежде всего живописи, Барокко органично сочетает реальность и воображение.

Барокко было ведущим художественным стилем в искусстве Беларуси конца 16-18 века. Белорусское барокко определялось сочетанием западноевропейских влияний с византийскими и местными традициями. Выделяется 3 периода:
- Раннее Барокко - конец 16 - первая половина 17 века.
- Постоянное Барокко - вторая половина 17 - первая половина 18 века.
- Позднее Барокко - с середины 18 века.

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске(*) (1716 г.). Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (*) (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства.
В графике этот стиль наиболее проявился в жанре книжной гравюры. Местные мастера книги 17-18 века выработали особенный стиль белорусского барокко, для которого были свойственны сдержанность форм и связь с народным искусством. Черты барокко проявились во всех видах декоративно-прикладного искусства: ткачестве, изделиях из стекла, глазурованной керамике, резьбе по дереву, ювелирном искусству. Литературное барокко, как новый художественный стиль, сначала возник в Италии и Испании. Затем он распространился на земли Польши и Чехии, а через эти страны пришел на территорию современных Беларуси и Украины. И только позже, приблизительно в середине 17 века, традиции барокко начали расширяться, прежде всего благодаря творческой деятельности Симеона Полоцкого, и на Россию. Для произведений белорусского барокко присущ синтез средневековых и ренессансный традиций, сюжетов и формы, парадоксальность, сочетание реального с ирреальным, стремление как можно больше удивить читателя, повлиять на его эмоции и чувства.


23. Формы межкультурной коммуникации: сегрэтацыя, аккультурацыя, амальгирование, ассимиляция.

Англо-американская наука (культурная и социальная антропология) предлагает следующие идеальные модели социокультурного взаимодействия.Сегрегация - изолированное, «параллельное» существование в одном обществе нескольких культур, которые практически не взаимодействуют между собой. Сегрегация может выступать в двух формах: де-юре и де-факто. Первый вариант практически не встречается в современном мире. Сегрегация де-факто - достаточно часто встречающаяся форма межкультурного взаимодействия, особенно на Балканах и в Средней Азии. Аккомодация - сосуществование в одном обществе нескольких культур, которые при несомненных различиях разделяют некоторые общие ценности и нормы. Аккультурация (часто отождествляется с инкультурацией как индивидуальным аспектом) - усвоение этносоциальным меньшинством норм и ценностей доминирующей группы, но с сохранением своей специфики на частном, повседневном уровне. Амальгирование - смешение двух или более культур с появлением принципиально нового культурного типа. Ассимиляция - поглощение одной культурой другой. Западные ученые предпочитают говорить об ассимиляции как о «превращении» одной культуры в другую и отождествлять ее с интеграцией. Отечественная наука, в частности, академик Е.М.Бабосов предлагает несколько иную типологию моделей межкультурного взаимодействия:а) кооперация - сосуществование, взаимообогащение культур;б) соперничество ;в) конфликт (различия отношений соперничества и конфликта не совсем понятны);г) аккомодация - определяется как приспособление к другой социокультурной среде;д) доминация - господство в обществе одной культуры, как правило, связанной с титульным этносом;е) ассимиляция - поглощение одной культуры другой.Англо-американская модель явно ориентирована на культурные и социальные отличия взаимодействующих групп. Белорусский вариант акцентирует внимание на социально-политических и государственных критериях, хотя и облекает их в культурную форму.

Эпоха барокко на Беларуси была связана с религиозной ситуацией. Начавшаяся в конце XVI в. Реформация, затронувшая преимущественно магнатско-шляхетские слои, не обладала особым влиянием на умы широких слоѐв населения и была довольно быстро подавлена орденом иезуитов, развернувшим полномасштабную деятельность на белорусских землях. Простой народ Беларуси, не затронутый реформационным движением, придерживался православной веры. Но с момента принятия Брестской церковной унии в 1596 г. часть православных перешла в подчинение к Папе Римскому, составив униатскую церковь. Таким образом, в числе наиболее влиятельных конфессий первое место принадлежало католической при сохранении значения православной и униатской.

Интенсивное развитие католических традиций было связано с культивированием хоровой музыки и органного исполнительства.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 173

Продолжавшие свою деятельность католические ордена занимались подготовкой профессиональных музыкантов, изданием нот и учебников. В католических храмах и монастырях создавались и исполнялись одноголосные и многоголосные песнопения различных литургических жанров. В отделе рукописей библиотеки Вильнюсского университета хранятся нотные сборники, среди которых представлены все основные костѐльные музыкальные книги: градуалы, антифонарии, процессионалы и канционалы. Их анализ показал, что на белорусских землях сохранялись традиции григорианского хорала итальянского (римского) и польского образца. Здесь представлены мессы бернардинских и доминиканских монастырей из разных белорусских местностей, в которых есть черты переосмысления и разрушения старинных традиций. Для большинства многоголосных композиций (месс, реквиемов, антифонов, респонсориев и офферториев) характерно свободное прочтение канонической традиции, эмоциональная свобода, использование элементов светской музыки, простота и доступность музыкального языка. Подобные черты были характерны для культовой музыки Европы того времени. Местные традиции, в частности, использование стилистики кантов, оказались присущими сборникам костѐльных песен, исполнявшихся за стенами храмов, часто в домашней обстановке. Среди них следует назвать сборник «Духовная музыка» Андрея Бенкена (Слуцк, 1739).

Широкое распространение в эпоху барокко получила в Беларуси органная музыка. До наших дней дошли произведения Андрея Рогачевского и анонимных авторов, композиции которых помещены в органной книжечке 1626 г. Эта рукопись, которая хранится в библиотеке Академии наук Литвы, принадлежала, вероятно, Казимиру Леону Сапеге и была связана с францисканской средой. В сборнике помимо литургических произведений представлены также прелюдии, ричеркары, фантазии и канцоны, записанные итальянской табулатурной нотацией.


Из перечней нотных документов, сохранившихся в архивах некоторых белорусских городов, известно, что в католических храмах нередко звучали и инструментальные капеллы. В их репертуаре была как культовая, так и светская музыка, что подтверждает теорию о том, что белорусские костѐлы, как и западноевропейские, часто выполняли функцию концертных залов.

Усложнившееся в XVII в. положение православной церкви способствовало развитию форм музыкальной деятельности, связанных с сохранением традиций. Среди подобных форм можно назвать продолжение составления ирмолоев, характерное для многих местностей Беларуси (Могилѐва, Витебска, Слуцка и др.). Вместе с тем, необходимы были и новые средства выразительности, которые могли бы противостоять пышности оформления богослужений в католическом костѐле. Первое место среди них заняла полифонизация церковного пения. Постепенно многоголосная музыка нашла своѐ место как в православном богослужении, так и за пределами церкви.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 174

Положительное влияние на развитие православных музыкальных традиций оказала деятельность братств. Несмотря на то, что в середине XVII в. большинство братств прекратило существование, некоторые из оставшихся распространяли образцы полемической литературы и нотные рукописи. В своей деятельности братства стремились противопоставить пышной полифонической фактуре католической музыки более аскетичное, гармонически скоординированное многоголосное партесное (разделѐнное на партии) пение.

В целом неблагоприятная политическая ситуация, сложившаяся с середины XVII в., вызывала эмиграцию и интернирование многих православных белорусов в Московию. Одним из первых деятелей белорусской культуры, внесших значительный вклад в русскую культуру, стал воспитанник Виленской академии, замечательный композитор и теоретик Николай Дилецкий. С его именем и с принадлежащим ему теоретическим трудом «Мусикийская грамматика» связывают обоснование значения партесного многоголосия и разработку техники сочинения партесных концертов, ставших после реформы патриарха Никона основой музыкального оформления православного богослужения в России.

Православные белорусы, такие как Симеон Полоцкий, Иван Фѐдоров, Василий Познанский, Леонтий Тарасевич и др., оказали влияние на развитие русской литературы, театра, архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Так, автором стихотворного текста «Псалтыри рифмотворной» (после 1682 г.), положенной на музыку русским композитором Василием Титовым (учеником Н. Дилецкого), был известный белорусский просветитель Симеон Полоцкий. Он же являлся автором текстов многих белорусских кантов.

Униатская конфессия, связанная с православной обрядовостью, но подчинявшаяся Риму, сохранила определѐнную двойственность и в области музыкальной культуры. Достаточно долгое время униатская церковь стремилась сохранять традиции православия. Это отразилось в униатских рукописях и нотных изданиях, среди которых были осмогласники, октоихи и ирмологионы. Однако после собора 1720 г. в музыкальном оформлении униатского богослужения проявилась тенденция латинизации. О ней свидетельствуют рукописные нотные каталоги Жировичского униатского монастыря, в которых встречаются латинские мессы, гимны и другие культовые сочинения. Влияние католицизма проявилось и в использовании органа в униатском богослужении. Так, согласно сохранившимся документам, в униатских храмах Супрасля, Полоцка и Жировичей имелись органы и инструментальные капеллы. В рукописных и печатных униатских богогласниках (сборниках церковных песен, исполняемых за стенами храма) использовались канонические католические напевы – Dies irae, Te Deum laudamus и др. В сопровождении литургических драм, проходивших на улицах белорусских городов, могли совместно участвовать музыканты католических и униатских храмов. О сближении католической и униатской

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 175

конфессии свидетельствует и тот факт, что музыканты – воспитанники униатских школ часто становились органистами в католических костѐлах.

Черты стиля барокко нашли отражение в музыкальном языке сохранившихся культовых музыкальных сочинений. Для произведений композиторов, работавших в это время на белорусских землях (Н. Дилецкого, Ж. Лауксмина, А. Рогачевского и М. Скаки) характерны яркая эмоциональность, драматическая напряжѐнность, насыщенность фактуры, использование приѐмов концертирования, фиксация генерал-баса и т. п. Показательно внимание к развѐрнутым полифоническим композициям (зачастую многохорным), соответствующим барочной пышности и декоративности. Подобными чертами отличаются мотет и канцона А. Рогачевского и в особенности хоровые концерты Н. Дилецкого – выдающиеся образцы славянского барокко.

Помимо духовной музыки в белорусской культуре эпохи барокко получили развитие некоторые новые явления, в частности, канты, батлейка и школьный театр.

Канты (от лат. cantus – пение), представляющие собой бытовые многоголосные песни, стали воплощением демократических традиций белорусского барокко. Они были широко распространены на восточнославянских территориях: в Беларуси с XV в., на Украине – с конца XVI в., в России – с XVII в. К музыкальными особенностям кантов можно отнести куплетную форму и трѐхголосную фактуру с параллельным движением двух верхних голосов и противостоящим басом, создающим гармоническую основу. В зависимости от содержания канты подразделялись на светские (канты) и духовные песни (псальмы). Они создавались в городской среде, в духовных (православных, католических, униатских, протестантских) и светских учебных заведениях. Помимо преподавателей, школяров и студентов авторами кантов могли являться профессиональные артисты и музыканты. Большая популярность этих песен обеспечила им широкое распространение: канты бытовали среди мещан, солдат и крестьян, часто исполнялись во время праздников (Пасха, коляды) и свадеб, сопровождали спектакли батлейки и школьного театра. Искусство кантов занимало пограничную позицию между профессиональной и народной культурой – записанные авторами-сочинителями, канты, распространяясь в народе, обрастали многочисленными вариантами и «теряли» авторство, то есть фольклоризовались.

Исторические истоки кантов восходят к гимнам и торжественным песнопениям дохристианской и христианской эпох и связаны с хоровой музыкой европейской Реформации. Основой их музыкальной стилистики является объединение национально самобытных черт белорусской песенности с типовыми мелодико-ритмическими «формулами» западноевропейских танцев – паваны, сарабанды, гальярды и др. Особым разнообразием отличается тематика кантов. Среди многочисленных образцов можно найти песни философского, поучительного, покаянного, лирического, шутливого и сатирического содержания. Образцом шуточного канта является

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 176

студенческий – про Жачка, школяра-семинариста. Достаточно редки исторические («Из-за Слуцка, из-за Клецка»), навигационные («Буря море раздымает») и мифологические («Про Чернобога»). В целом содержание кантов служит иллюстрацией жизни белорусского общества эпохи барокко во всѐм еѐ многообразии. Среди псальм – кантов на библейскую и евангельскую тематику, – наибольшее распространение на территории Беларуси получили псальмы-колядки, посвящѐнные празднику Рождества. Особой популярностью и всенародной любовью пользовались «Нова радость стала», «Новый год бежит», «Скиния златая». Философские размышления о бренности бытия, о ничтожности человека перед лицом вечности раскрывались в псальмах «Не плачь, Рахиль, и не рыдай», «Человече бедный», «С начала света».

История сохранила до наших дней имена некоторых авторов кантов. Среди них – Симеон Полоцкий, Василий Титов, Епифаний Славенецкий, Дмитрий Ростовский.

Музыкальным памятником кантового искусства эпохи барокко является сборник «Куранты», датированный 1733 годом. Он фиксирует новый этап в развитии белорусской кантовой культуры, приведший к формированию жанра лирического канта. Этот сборник, находящийся в настоящее время в отделе рукописей Пушкинского дома РАН в Санкт-Петербурге, представляет собой четыре тетради с тридцатью одной пронумерованной песней и одной песней без номера. Подавляющее большинство песен (за исключением двух) снабжены нотной строчкой с записью мелодии квадратной киевской нотацией. Тексты песен написаны на церковнославянском и смешанном белорусско-украинском языках. С кантами их сближает характерная трѐхголосная фактура, хотя среди песен сборника присутствуют несколько двух- и одноголосных. Главным содержанием сборника является лирика: любовь, предательство, расставание. В связи с этим особый интерес приобретает происхождение названия «Куранты». С одной стороны, курантой (от франц. сourante – бегущая) назывался придворный танец итальянского происхождения, получивший распространение в XVI – XVII вв. Однако в XVIII в. курантами принято было называть любовные песни и лирические канты, связанные или не связанные с ритмом одноименного танца. В Речи Посполитой курантами называли застольные песни. Лирическая направленность сборника позволяет сделать вывод о том, что он является разновидностью распространѐнных в музыке XVII – XVIII вв. песен на мотив популярного танца, в данном случае – куранты. Музыкальная стилистика сборника отражает переходный период развития кантового жанра, когда он объединил черты духовных псальм XVII в. и одноголосных светских песен с аккомпанементом. При полиэтническом характере сборника в нѐм присутствуют музыкальные аналогии с белорусскими псальмами-колядками (№ 5), шуточными (№ 34) и лирическими кантами (№ 6, 21, 28).

Образцы старинной музыки Беларуси зачастую служат источником вдохновения для современных композиторов. Так, на основе сборника

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 177

«Куранты» композитор В. Копытько создал масштабное произведение с тем же названием.

Большое количество светских и духовных белорусских кантов помещено в рукописном сборнике 1732 г., который хранится в Государственном историческом музее России. Среди духовных кантов выделяются произведения на стихи Симеона Полоцкого и ряд псальм-колядок. Среди светских кантов, бытовавших на белорусских землях, привлекают внимание «Буря море раздымает» и «Щигол тугу мает», обладавшие чрезвычайной популярностью и даже ставшие народными.

Многие сохранившиеся анонимные сборники XVII – первой половины XVIII вв. содержат только поэтические тексты, в основном лирического характера. Среди них достаточно много белорусскоязычных образцов, о которых исследователь А. Мальдис пишет: «Любовная песня не только пелась. Она была своеобразной «игрой» в вопросы и ответы. Под еѐ слова тацевали. Она исполнялась на балах у магнатов, «забавах» при дворах средней и мелкой шляхты, в салонах горожан; оттуда она проникала в деревенскую корчму, на крестьянские вечеринки».

В кантовой культуре Беларуси отразились существенные черты барочного стиля: многогранность образно-семантических решений, зрелищность и аллегоричность. Канты имели выразительные локальные особенности, связывающие их с фольклором. Благодаря этому они явились одной из определяющих сфер формирования национального белорусского искусства. В то же время, являясь носителями гуманистических ценностей, канты объединили культуру многих стран и народов и создали фундамент для так называемого искусства «третьего пласта» – бытовой музыки своего времени и даже последующих эпох. В процессе распространения с Запада на Восток они двигались из Беларуси и Украины в Россию, где были самобытно переосмыслены (в Петровскую эпоху) и стали глубоко национальным явлением.

Одной из важнейших сфер включения музыки в художественную жизнь Беларуси эпохи барокко был театр. Европейские театральные традиции, истоки которых восходят к античной трагедии и средневековым мистериям, отразились в XVI – XVII вв. в искусстве батлейки и в школьном театре.

Батлейка – это вид старинного кукольного театра, распространенный на Беларуси с конца XVI в. Сюжеты батлеечных спектаклей были основаны на библейской и евангельской тематике, а также на народно-жанровых мотивах. О церковно-религиозной направленности этого театра свидетельствует и происхождение названия, которое связано со словом «Бетлеем» – польской транскрипцией названия города Вифлеем, места рождения Иисуса Христа. Действие батлеечного спектакля проходило в специально построенном двухэтажном домике с башенкой-мезонином, конструкция которого соответствовала сюжетной иерархии. Наиболее почѐтное место занимали в ней сцены из Священного Писания: на верхнем ярусе разыгрывались сюжеты о прародителях человечества Адаме и Еве и о

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 178

рождении Иисуса, на среднем – рассказывалось о преступлениях царя Ирода. Сценки из народного быта, в которых действовали простые люди, помещались на нижнем «этаже». Спектакли батлейки сопровождались вокальной и инструментальной музыкой. Части пьес библейско-евангельского содержания оформлялись специально подобранными религиозными песнопениями, псальмами, кантами. Народные песни и танцы сопровождали бытовые эпизоды. Музыкальные номера звучали перед началом действия, настраивая на него, сопровождали и завершали спектакль, а также играли роль своеобразных интермедий между отдельными сценами.

Содержание спектаклей батлейки являлось отражением мировоззрения и культурного кругозора наиболее массовых сословных групп белорусского общества того времени, в частности, мещан и крестьянства. В постановках их привлекала типичность сюжетных ситуаций и образных характеристик, зрелищность и синтетический (музыкально-драматический) характер батлеечных представлений. Благодаря подчѐркнутой демократичности в рамках искусства батлейки началось формирование важнейших черт национального музыкального театра.

Еще более значительное место занимала музыка в школьном театре виде драматического театра, постановки которого осуществлялись силами учащихся различных религиозных учебных заведений. Белорусский школьный театр был основан орденом иезуитов в конце XVI в. Театральные спектакли дидактически-назидательного характера были неотъемлемой частью учебного процесса в иезуитских коллегиумах Италии, Австрии и Франции. Эта западноевропейская традиция была привнесена на территорию Беларуси, и на рубеже XVI – XVII вв. распространилась в таких белорусских городах как Полоцк, Несвиж, Орша, Пинск и мн. др. Позже школьные спектакли вошли в практику других монашеских орденов – католических и униатских, стали ставиться в православных братских школах. Авторами и исполнителями школьных пьес являлись преподаватели и школяры. Спектакли приурочивались к важным событиям учебного и церковного календаря: окончанию учебного года, началу предпасхальной (страстной) недели, началу масленицы. Для масленичных и «страстных» драм избирались сюжеты из Священного Писания, для каникулярных спектаклей – из мифологии и древней истории. Постановки школьного театра были призваны воспитывать учеников в духе добродетели, патриотизма, любви к науке. В них превозносились высоконравственные поступки и осуждались людские пороки. Воспитательная функция школьного театра определяла назидательный, морализаторский характер его спектаклей.

Своеобразной была структура спектакля, складывавшаяся из трѐх частей: пролога, основной части или фабулы и эпилога. В прологе автор пьесы обращался к зрителям с объяснением основной идеи спектакля. Содержанием фабулы была собственно пьеса, которая подразделялась на действия и картины, причѐм каждое действие имело свой пролог. В эпилоге автор или актѐр благодарил зрителей за внимание.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 179

Существенное место занимали в школьном спектакле интермедии между картинами. В них, как и на нижнем ярусе батлейки, разыгрывались сюжеты из народной жизни. Главным героем этих жанрово-бытовых сценок был крестьянин-белорус, своими разговорами и поступками веселивший публику. Черты противопоставления высокого и низкого, трагического и комического проявлялись и на уровне языка спектакля: основная часть представления шла на латинском или польском языках, интермедии – на белорусском. В этих комедийных эпизодах серьѐзного представления чаще всего звучали народные песни.

Участие в театральном спектакле было для школяров возможностью продемонстрировать основательность практических навыков, полученных ими во время учѐбы. Актѐрская игра воплощала умения, приобретенные на уроках поэтики и риторики, исполнение музыкальных номеров – успехи в обучении пению и игре на музыкальных инструментах. Музыкальное оформление школьных спектаклей зависело от их содержания. Так, в постановках религиозного характера звучали духовные псальмы, а в каникулярных пьесах – музыка светского характера. Со второй половины XVII в., в связи с развитием в западноевропейском музыкальном искусстве жанра оперы, в представлениях школьных театров всѐ чаще стали звучать светские арии-дифирамбы, а также появились такие оперные формы, как речитатив и дуэт. Пение и танцы сопровождала инструментальная музыка, которая, ещѐ не имея ярко выраженной драматургической роли, служила украшением постановки. Усиливая эмоциональное воздействие зрелища, она помогала более глубокому раскрытию идеи спектакля. В оформлении школьных спектаклей намечался путь к музыкальному оперно-балетному театру. Впоследствии, существуя параллельно с оперой и балетом, школьная драма преобразилась в школьную оперу.

На белорусских землях в XVII – первой половине XVIII вв. продолжалось развитие светской инструментальной музыки. Центрами распространения инструментальной музыки оставались, как и в предшествующую эпоху, частновладельческие оркестры-капеллы. По сохранившимся сведениям, в XVII в. капеллы имели великий писарь ВКЛ Казимир Леон Сапега и мстиславский кастелян Ян Огинский. На рубеже XVII – XVIII вв. инструментальным ансамблем из местных музыкантов владел минский воевода Криштоф Завиша. В 30 – 40-е годы XVIII в. владельцами капелл были представители семьи Огинских (витебский воевода Марциан Огинский, литовский писарь Тадеуш Огинский, витебский кастелян Станислав Огинский) а также бельский староста Зигмунд Домбский, литовский подканцлер Михал Александр Сапега и другие аристократы. При дворах магнатов и великих князей, как и в эпоху Ренессанса, работали выдающиеся западноевропейские музыканты. Показателен тот факт, что при дворе Криштофа Радзивила до 1620 г. работал известный лютнист Микеланджело Галилей – сын флорентийского музыканта-теоретика Винченцо Галилея и брат знаменитого астронома.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 180

Наиболее полную картину развития белорусской бытовой музыки в эпоху барокко можно составить благодаря памятнику XVII в. – Остромечевской (Ягелонской) рукописи , более известной как «Полоцкая тетрадь». В 1962 г. белорусский историк А. Мальдис, изучая рукопись униатского молитвенника, находившуюся в библиотеке Ягелонского университета в Кракове, обнаружил, что в обложку молитвенника вклеены листки бумаги с нотными строчками. По просьбе учѐного необычные листки были извлечены из обложки, и обнаруженный нотный текст стал достоянием музыковедов. Своѐ название «Полоцкая тетрадь» получила от первоначального предположения о происхождении рукописи из Полоцка, которое позже было опровергнуто. В настоящее время установлено, что местом создания рукописи были брестские земли, деревня Остромечево.

На 64 нотных страницах «Полоцкой тетради», записанных пятилинейной нотацией, размещены типичные произведения инструментального репертуара того времени и большое количество вокальных сочинений. Среди инструментальных пьес значительное место занимают танцы. Это западноевропейские бергамаска, павана, сарабанда, украинский казачок, польские мазур (предшественник мазурки), гонѐна и ходзона (предшественники полонеза). Сборник содержит также некоторое количество инструментальных ансамблей и крупных сольных произведений. В числе последних – Фантазия для органа П. Желяховского (единственное сочинение с указанием имени автора) и Канцона для двух скрипок.

Чертой принадлежности сборника к эпохе барокко можно считать неопределѐнность состава исполнителей ансамблей. В ряде номеров сборника, как и в «Искусстве фуги» И. С. Баха, нет указаний на то, предназначены они для пения, игры на нескольких инструментах или для смешанного вокально-инструментального исполнения.

В числе помещѐнных в «Полоцкой тетради» 60 образцов вокальной музыки находятся популярные песни и канты (на религиозную и светскую тематику) на латинском, польском и церковнославянском языках. Полностью подтекстованы только 4 образца, остальные же содержат инципиты – начальные слова. Использование инципитов, вероятнее всего, указывает на то, что полный текст был известен певцам, и является свидетельством популярности вокального произведения.

Зафиксированные в рукописи начальные слова песен позволили провести реконструкцию текстов. Было установлено, что в сборнике содержатся две группы вокальных сочинений:

1) религиозные произведения из католического и униатского обихода, среди которых «Слава Духу Святому», «Езус Хрысце», «Езус Салодкі» и др.;

2) светские городские лирические песни из сборников XVI («Дама», «Яшчэ сонца», «Каля вясѐлага танца») и XVII веков («Сардэчная дзяўчына», «Уражаны табою», «Служыў табе доўга»). Тексты некоторых песен принадлежат польским и белорусским поэтам Николаю Шажинскому, Яну Морштину, Ежи Шлыхтингу и др.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 181

Запись большинства произведений из «Полоцкой тетради» представляет собой клавирный тип изложения. Это может свидетельствовать о том, что рукопись принадлежала органисту или клавичембалисту, который использовал еѐ в своей концертной практике.

Продолжением традиций Ренессанса стало проведение в белорусских городах паратеатральных действ. Широкое распространение получили грандиозные религиозные представления, связанные с праздничными датами церковного календаря или многочисленными торжествами по различным случаям. Паратеатральные действа стали тем феноменом, который наиболее полно отразил черты эпохи барокко с еѐ масштабностью, эмоциональным накалом, стремлением к зрелищным эффектам и синтезу искусств.

Собственно театральные спектакли ещѐ не были широко распространены на белорусских землях. Тем не менее, сохранились документальные свидетельства о том, что в столице Великого княжества Литовского в XVII в. уже ставились оперные спектакли. По сведениям польских учѐных, в 1636 г. в Вильно при дворе Владислава IV была поставлена drama per musica «Андромеда», а в 1644 г. – опера «Похищение Елены» с музыкой, принадлежащей, вероятно, Марко Скаки. Факты достаточно раннего появления на белорусских землях оперных постановок являются очередным свидетельством глубокой интеграции местной музыкальной культуры в европейскую художественную среду.

Сведения о композиторах, работавших на белорусских землях в эпоху барокко, не отличаются полнотой. Достаточно точные данные имеются лишь о Николае Павловиче Дилецком (около 1630 – около 1680) – композиторе и теоретике, внесшем значительный вклад в развитие белорусского, украинского и русского музыкального искусства. Вопрос о национальной принадлежности (украинец, литовец, белорус) и вероисповедании (православный, униат, католик) Н. Дилецкого не решѐн. Уроженец Киева, он получил образование в Виленской академии и провѐл в Вильно большую часть жизни, иногда посещая Варшаву и Краков. Известно, что первоначальный вариант своего теоретического труда «Мусикийская грамматика» он написал на польском языке именно в Вильно (1675, рукопись не сохранилась). С 70-х годов XVII в. композитор жил в России. Здесь он переработал и перевѐл «Мусикийскую грамматику» на церковнославянский язык (1677, Смоленск), а в 1697 г. в Москве сделал русский перевод с польского языка. Теоретический труд Дилецкого отличается рационалистической направленностью и стремлением истолковать выразительные возможности музыки в духе главенствовавшей в эпоху барокко теории аффектов.

В Москве композитор был связан с группой прогрессивных деятелей, поддерживающих новые течения в литературе и искусстве. Он руководил хоровыми коллективами, издавал свои произведения, которые оказали значительное влияние на введение теории и практики многоголосного пения в русскую музыкальную культуру.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 182

В творчестве Дилецкого нашли отражение традиции хорового концерта, идущие от Дж. Габриели и Т. Шютца. В теории и практике партесного пения он придерживался концертного типа изложения материала с попеременным звучанием голосов. Ладогармоническую основу его произведений создало единство новой на то время мажоро-минорной системы и традиционной для ренессансно-барочной музыки модальности с характерной для неѐ тональной децентрализованностью. Среди наиболее известных сочинений – восьмиголосная «Херувимская», «Литургия» и др., хранящиеся в библиотеке Академии наук Украины.

Воспитанником Полоцкого коллегиума и Виленской иезуитской академии был также Жигимонт Лауксмин (1596 – 1670) – учѐный-теолог, филолог и музыкант. Работал в Полоцке (1629 – 1631) и Несвиже (1631 – 1635), с 1635 г. являлся профессором Виленской академии, где получил степень доктора теологии, а в 1655 – 1657 гг. – место проректора. В разные годы работал в учебных заведениях Бранева, Полоцка и Пинска. Научные работы и учебники Ж. Лауксмина по теории музыки издавались в Мангейме, Кѐльне, Вене, Праге и Вильно.

Учебник по хоровому пению «Теория и практика музыки» (1669 – 1694), неоднократно переиздававшийся, получил широкое распространение в учебных занятиях многих коллегиумов. В нѐм даѐтся системное изложение основ теории музыки и приводится большое количество музыкальных примеров, отражающих особенности композиторской практики своей эпохи.

Биографических сведений об Андрее Рогачевском (Андрее из Рогачева) практически не сохранилось. Известно только, что этот органист и композитор, работавший в Несвиже в первой половине XVII в., был автором ряда хоровых (мотет и канцона) и инструментальных сочинений.

Итальянский композитор Марко Скаки (1602 – 1662 или 1685) был придворным капельмейстером короля Речи Посполитой Владислава IV Вазы. Он является автором месс, мотетов, мадригалов, опер (в том числе поставленных в Вильно) и музыкально-теоретических работ.

1.«Архитектура барокко в Беларуси конца XVI – пер. пол. XVII в.»

В середине XVI в. с распространением Реформации началось активное строительство протестантских храмов (реформатские храмы, или "кальвинские сборы"), также были приспособлены к оборонным нуждам. Показательным примером такого храма являлась Спасо-Преображенская церковь в Заславле Минского района, построенная в середине XVI в. как кальвинский сбор. Реформатские храмы своеобразны по архитектуре. Они не похожи на костелы и значительно отличаются от православных церквей. Сближают их с последними некоторые черты планов и общий оборонный характер.

Троицкий костел в Брестской области

Во второй половине XVI в. в белорусской архитектуре все более начинают проявляться черты ренессанса. Примером сочетания готической и ренессансной архитектуры является Троицкий костел в Брестском районе.

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

Церквь в д. Сынковичи Зельвенского района

В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске(1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).

Во многих местечках центрального и северо-западного регионов Беларуси среди культовых сооружений имелись также татарские мечети. До 1795 г. на территории Великого княжества Литовского их было 23. Кроме того, имелось еще 65 татарских молельных домов. Известны мечети постройки конца XVIII - начала XX в. в Ляховичах Брестской области, Видзах Браславского района Витебской области, Мире Кореличского района, Новогрудке, Слониме, Ивье Гродненской области, Мяделе, Клецке, Смиловичах, Узде, Копыле Минской области, в Минске и другие.

Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

С конца XVIII в. в культовом зодчестве Беларуси начинается развитие архитектуры классицизма. Наиболее ранним из значительных сооружений этой эпохи была церковь Иосифа в Могилеве, построенная в 1780-1798 гг. и в 1802 г. указом Синода переименованная в собор. Собор Иосифа, являющий собой образец храма-ротонды, получившего широкое распространение в Беларуси, приобрел известность как один из лучших образцов классицизма XVIII в. Еще один значительный памятник этого направления - Петропавловский собор в Гомеле (1809 - 1819 гг.). Некоторые сооружения прежних эпох переделывались в стиле классицизма или же дополнялись его элементами, как, например, костел Непорочного зачатия святой Девы Марии в деревне Удело Глубокского района Витебской области.В 1830-1840-х гг. начался процесс постепенного упадка классической архитектурной школы, резко усилившийся в середине столетия. Памятником архитектуры позднего классицизма является Крестовоздвиженский костел в Бресте(*) (1856 г.). С этого времени в архитектуре Беларуси прослеживается много разных идейно-художественных направлений. Прежде всего это эклектика и позднее модерн, стиль более рационалистический. Вместе с тем модерн сосуществовал с ретроспективными, реставраторскими течениями в архитектуре.Реставраторство в целом пропагандировало архитектурно-художественные формы прошлых веков. Храмы, построенные в псевдорусском стиле, эклектичном по своей сути, можно встретить во многих населенных пунктах Беларуси (Владимирская церковь в Чижевщине Жабинковского района Брестской области, церкви в Кулешовке и Милославичах Климовичского района Могилевской области).

Борисоглебская (Каложская) церковь в г. Гродно

В 1870-х гг. Синодом Русской Православной церкви в Беларусь было направлено несколько групп архитекторов с целью проектирования и строительства православных храмов, но главным образом для перестройки ряда католических костелов под православные церкви. При этой "реконструкции" костелов не все специалисты отнеслись с должным пониманием к существовавшим архитектурно-художественным произведениям. В результате многим памятникам белорусского культового зодчества XVII-XVIII вв. был нанесен значительный художественный ущерб

В культовой архитектуре конца XIX - начала XX в. в художественно-стилистическом отношении возобновлялись исторические средневековые стили: готика, романский, "русский" стиль. Так, при проектировании костелов в основном отдавалось предпочтение неоготике, как, например, при возведении костела святых Симеона и Елены (Красного костела) в Минске (1908-1910 гг.). В православной культовой архитектуре особое место занимал так называемый византийский стиль, характерные образцы его - Крестовоздвиженская церковь Спасо-Ефросиньевского монастыря (1893-1897 гг.) в Полоцке и Николаевская церковь (2-я половина XIX в.) в Петрикове Гомельской области.

Спасо-Ефросиньевская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря

В последние годы в Беларуси идет процесс возвращения государством верующим многих культовых сооружений, которые активно реставрируются. Кроме того, строятся новые православные, католические и протестантские храмы, а также мечети.

Церковь в д. Мурованка Щучинского района Гродненской области

Костёл святых Симеона и Елены (Красный костел) в г. Минске

Архитектура Брестской области

Брестская крепость , построенная в 30-е гг. XIX века, – основная архитектурная достопримечательность Бреста. Кроме того, в городе много интересных памятников архитектуры, среди которых:

    Симеоновская церковь , памятник архитектуры псевдорусского стиля (1865)

    Крестовоздвиженский костел , памятник архитектуры позднего классицизма (1856)

    Железнодорожный вокзал , памятник архитектуры псевдорусского стиля (1886)

Среди архитектурных памятников, сохранившихся в Брестской области:

    Каменецкая башня (Белая вежа), памятник оборонительного зодчества (XIII)

    Костел Карла Барамеуша в г. Пинск, памятник архитектуры барокко (XVIII)

    Дворец Бутримовича в г. Пинск, памятник архитектуры позднего барокко (1784–90)

    Дворцовый комплекс в г.п. Ружаны (XVII – XVIII)

    Коссовский дворец, памятник архитектуры с элементами классицизма (XIX)

Архитектура Гомельской области

Основная достопримечательность города Гомеля – дворцово-парковый ансамбль, центром которого является дворец Румянцевых-Паскевичей, памятник архитектуры классицизма (1799–1819).

В числе сохранившихся архитектурных достопримечательностей Гомельской области:

    Мозырский костел и монастырь бернардинцев, памятник архитектуры барокко (1648)

    Мозырский монастырь цистерцианок (1743-45)

    Петриковская Николаевская церковь, памятник архитектуры псевдовизантийского стиля (2-я половина XIX)

    Чечерская ратуша, памятник архитектуры классицизма (2-я половина XVIII)

Архитектура Гродненской области

Среди уникальных архитектурных памятников Гродно:

    Борисоглебская (Коложская) церковь, памятник древнерусской архитектуры (2-я половина XII)

    Королевский дворец, памятник архитектуры рококо (1734–51)

    Костел Св. Франциска Ксаверия, памятник архитектуры барокко (конец XVII – XVIII)

    Монастырь францисканцев, памятник архитектуры барокко (XVIII)

В Гродненской области сохранились старинные замки. Самые известные из них:

    Мирский замок , включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – один из известнейших замков Беларуси, выдающийся образец оборонительного зодчества (XVI)

    Лидский замок (XIV – XV)

В числе культовых памятников:

    Свято-Михайловская церковь в д.Сынковичи (Зельвенский район), памятник оборонительного зодчества с чертами готики (XV – начало XVI)

    Церковь-крепость в д. Мурованка (Щучинский район), памятник оборонительного зодчества (начало XVI)

    Свято-Успенский Жировичский монастырь (XVII – XVIII)

Архитектура Минска и Минской области

Город Минск в годы Второй Мировой войны был разрушен практически полностью. Но и здесь сохранились и были восстановлены в послевоенный период интересные памятники архитектуры, среди которых:

    Петропавловская церковь, памятник архитектуры с элементами ренессанса и барокко (1612–1620)

    Архикафедральный костёл Пресвятой Девы Марии (2-я половина XVII – начало XVIII)

    Церковь Александра Невского, памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля (1898)

    Кальварийский костел, памятник архитектуры неоготики (XIX)

    Костел святых Симеона и Елены (Красный костел), памятник архитектуры неоготики с чертами модерна (1908–1910)

Основными достопримечательностями Минской области являются архитектурные памятники Несвижа, среди которых:

    Несвижский дворцово-парковый комплекс (XVI – XIX)

    Несвижский костел Божьего Тела, памятник архитектуры барокко (1584-93)

    Слуцкая брама, памятник архитектуры барокко (XVII – XVIII)

В числе известных архитектурных памятников региона:

    Костел бернардинцев в Будславе (Мядельский район), памятник архитектуры барокко (XVIII)

    Воскресенский собор в Борисове, памятник архитектуры псевдорусского стиля (1874)

    Спасо-Преображенская церковь в г.Заславль (2-я половина XVI – начало XVII)

Архитектура Могилевской области

Среди сохранившихся архитектурных памятников старинного белорусского города Могилева:

    Николаевская церковь, памятник архитектуры барокко (1669–72)

    Станиславский костел, памятник архитектуры барокко (1738–52)

    Архиепископский дворец, памятник архитектуры классицизма (1780-е годы)

    Могилевская ратуша (XVII – XX)

Могилевской области:

    Шкловская ратуша, памятник архитектуры классицизма (конец XVIII)

    Преображенская церковь в Шклове, памятник архитектуры неорусского стиля (начало XX)

    Свято-Троицкая церковь в Быхове, памятник деревянного зодчества (середина XIX)

    Синагога в Быхове, памятник архитектуры позднего ренессанса (середина XVII)

    Бобруйская крепость, памятник оборонительной архитектуры (1-я половина XIX)

    Быховский замок, памятник дворцово-замковой архитектуры (конец XVI – начало XVII)

    Дворец в Жиличах (Кировский район), памятник архитектуры классицизма (1830-е годы)

Архитектура Витебской области

Церкви и костелы Витебской области представляют различные стили храмовой архитектуры. В Витебске сохранились:

    Благовещенская церковь, памятник древнерусской архитектуры (середина XII)

    Казанская церковь, памятник архитектуры с элементами барокко и раннего классицизма (1760)

    Варварианский костел, памятник архитектуры неороманского стиля (1785)

В белорусском городе Полоцке сохранились древнейшие архитектурные достопримечательности:

    Софийский собор, памятник архитектуры XI – XVIII вв. Является одним из трех древнерусских храмов, посвященных Святой Софии, – два других находятся в Киеве и Новгороде

    Спасо-Евфросиньевская церковь, памятник древнерусской архитектуры (1152–61). На ее стенах и колоннах сохранились уникальные старинные фрески

Оригинальные памятники храмовой архитектуры Витебской области:

    Костел Св. Иоанна Крестителя в д.Камаи (Поставский район), памятник, сочетающий приемы и формы оборонительного зодчества, архитектуры готики и ренессанса (1603-06)

    Костел в д.Сарья (Верхнедвинский район), памятник архитектуры неоготики (1852–57)

Раннее утро 6 мая было исключительным. Несмотря на прогноз погоды «пасмурно, дождь», свежая голубизна неба и теплое весеннее солнце приглашали в путешествие без страха испортить впечатления. Провидение ли, Господь Бог ли - явно решили соблаговолить нам, а заодно присоединиться к экскурсии. Если честно, предвосхищая будущие события, можно утверждать, что так и было: нам везло весь маршрут.

Первоначальный план маршрута был по направлению «против часовой стрелки» от Костеневичей до Камаев. Однако Будслав мог принять нас только после обеда (до обеда служат две службы), а в Кривичах ксендз уехал и вернется только к 21:00. Так что мы двинулись «по часовой стрелке» и первым объектом у нас был Камаи - самый дальний «конец» маршрута в 180 километрах от Минска.

Дорога до Камаев пролегала через живописные и исторические места. На нашем пути были Молодечно, Мядель, Поставы - это часть древнего Виленского тракта. Конечно, кроме городов было и еще много интересного. И главное - природа. Что-то волшебное было в пейзажах за окном автобуса. Казалось, пробуждающаяся от зимы натура, «тихая» и «спокойная», на самом деле, просто ждет, когда она сможет зацвести в полную силу. Было ощущение скрытой силы и тайной красоты. Возможно, у такого впечатления было свое основание - ведь очень многое пришлось пережить этим местам. Глубина переживаний отразилась в голубой глади озер, драматические события запечатлелись на холмах и оврагах, а вехи истории превратились в тени былых дубрав.

Камаи

Возможно, очень символично, что первой остановкой маршрута стал Камаи. Здесь расположен образец храма оборонного типа. Нам как бы с самого начала дается напоминание о непростой судьбе здешних мест вообще и костела на Беларуси.

История костела Яна Крестителя начинается с постройки в 1603-1606 гг. Фундацию на строительство выдали Ян Рудамин-Дусяцкий (владелец Камаев) и Ян Хаецкий. После пожара в середине 17 века часть крыши сгорела. Костел был отремонтирован в заново освещен в 1673 году. В 1773 году была пристроена каплица (справа) с криптой.

Несмотря на суровую архитектуру костела, интерьеры его чрезвычайно богаты. В аскетичных стенах сохранились настоящие шедевры искусства и барочного строительства. Главный алтарь: деревянный искусной (сницерской) работы, боковые - тоже деревянные и тоже высококлассной работы начала 18 века.


Кроме этого в храме есть одна из двух на территории РБ картин Альфреда Ромеля «Иисус и сирота» - этот художник жил неподалеку. Стены костела расписаны в технике гризайль. А на хорах - действующий орган 18 века. Для нашей экскурсии был организован мини-концерт органной музыки и песнопения. В акустических сводах костела органная музыка звучала волшебно, проникая в глубину души. Минорная мелодия усаливала драматизм истории Беларуси.

Но, конечно, главной святыней храма является образ НПМ (Непорочной Девы Марии ) - копия известной Матери Божей Ченстаховской примерно 1610 года в серебряном окладе. В обычное время святой образ закрыт шатами, мы удостоились чести увидеть его.



На втором ярусе главного алтаря - образ Яна Крестителя - святого, под именем которого освещен храм. По сторонам от НПМ - полицветные скульптуры Св.Петра и Св.Павла.

Заканчивая описание Камаев стоит еще упомянуть и более древнюю реликвию. Перед костелом стоит крест, высеченный из цельного куска гранита, предположительно 15-16 вв. Высота - 2,5 метра, ширина - 1,88 метра. Такие кресты ставили в землях, перешедших в Христианство, там, где еще не был поставлен храм. Несмотря на все испытания земля наша принадлежит Богу и не будет им оставлена. С надеждой на это и продолжим путь далее.

Поставы



В Поставах сохранилась интересная псевдобарочная застройка центральной “торговой” площади 19 века. Сдесь же на площади некогда стоял униацкий костел. Но, к сожалению, он не сохранился. А на фундаментах бывшего униацкого храма ныне стоит Православная церковь Святого Николая, построенная в псевдорусском стиле в 1894 году.


Интересом нашей экскурсии был образец неоготики католический костел Св.Антония Падуанского. Расположение его очень живописно - на полуострове-дуге, образованном поворотом реки Мяделка. В ясную, безоблачную погду нам посчастливилось видеть отражение храма в водном зеркале.

Стротельство костела осуществлялось 1898 -1904 годах на фундаметах предыдущего деревянного костела. Рядом со старым костелом басполагалось деревянное здание монастыря. Но к сожалению монастырь был закрыт в 1832 году царским указом, и здание не сохранилось.

Поставы-городок. Да именно такое теплое воспоминание оставляет после себя этот белорусский город. По-европейски чистый, ухоженный, опрятный, добрый. Нас Поставы встретили очень приветливо замечательной погодой, заманивая остаться, быть может, даже навсегда! Однако целью нашей экскурсии было “виленскоке барокко” и мы не задерживались здесь а направились далее. Готика как направление в архитектуре и искусстве исторически предшествовала появлению барокко. В нашем путешествии (пусть и неоготика) - предшествует барочным архитектурным храмовым объектам.

Лучай

В Лучаях расположен один из позних образцов строительства храмов Орденом Иезуитов - костел Св.Тадеуша. Построен он был на финансовые средства Огинских, Тадеуша и Эльжбеты в 1766-1777 гг.

Специалисты относят костел к стилю “барочный классицизм”, наступившим после заката “высокого виленского барокко” и являющимся переходным от барроко к классицизму.

Также отмечается очевидные сходства с разрушенным костелом иезуитов в Полоцке, что еще больше повышает ценность этого объекта истории, архитектуры и и искусства.

Интерьер костела искусно расписан в технике гризайль, а также илюзионистическими фресками, имитирующими объем. В костеле есть действующий орган.




Однако, совсем неожиданной находкой оказалась илюзионистичекская фреска в каплице, имитирующая глубину намного большую, нежели есть фактически “в камне”.


Такой сюрприз преподнес нам костел в Лучаях.

Некоторые исследователи связывают стилистику и даже авторство строительства костела в Лучаях с именами видных и известных архитекторов ВКЛ Томаша Жабровского и Карла Спампани. Последний даже преподавал архитектуру в Виленской академии иезуитов. О мастерстве архитекторов говорит выдающееся решение привязки на местности. Этот костел “встречает” путешественников задолго до самого местечка. Он расположен так, что отлично виден издали при движении с из Постав.


Такая “дорога (подиагонали) к храму (нижний правый угол)” получилась. Есть подозрения, что и другое направление имеет такой же визаульный эффект.

Дуниловичи


Костел в Дуниловичах построен под именем Святой Троицы 1683 году и принадлежал Ордену Доминикан. Стоит заметить, что этот орден строил свои храмы исключительно в крупных городах и “областных центрах”. В местечки и села доминикане не шли. Редчайшие исключения - когда храм возводился как реликварий, место хранения реликвий. Вместе с костелом существовал и доминиканский монастырь. Однако монастырь не сохранился до наших времен. Здание деревянного храма было перестроено в камне в 1769-1773 годах. Первоначальную фундацию (в 1683 г) дала Эльжбета Иссйковска (вдова Белазёр). Меджду тем, Дуниловичи были всего лишь местечком, правда при очень оживленном Виленском тракте. В чем же секрет этого красивейшего костела, образца “высокого виленского барокко”?



Внутри находится уникальный для наших мест “лоретанский алтарь”. Это такой тип алтаря, “храм в храме”, символизирующий хижину Девы Марии. По легенде, ангелы перенесли дом Марии из Палестины в Италию в город Лорето. Так его спасли от возможного разорения наступающих сарацин.

Он состоит из двух частей: алтарь для верующих (впереди) и дом-алтарь (позади).

В истории этого костела есть и драматические события. В 1973 году местечко переходит под власть Российской империи, а в 1866 году костел перестравивают под православную церковь. Напротив храма католики строят деревянный католический костел. Но тот горит в 1890 году, а строительство нового было запрещено. С 1919 года, уже в составе Польши, храм возвращен католикам, но снова был закрыт и использовался как склад при СССР.

В Дуниловичах над алтарем-домом расположен образ Девы Марии. Лик этот скорее всего оригинал, привезенный из Италии. Его перенесли из костела, когда в нем устроили церковь, а при пожаре деревянного костела в 1890 году прихожане сумели вытащить из огня святыню и хранили ее до нового открытия старого костела в 1919 году.

Вот такую святыню хранили здесь братья доминикане. А судьба этого костела очень типична для храмов на территории запада и севера Беларуси.

Глубокое

В городе Глубоком есть два замечательных архитектурных памятников эпохи виленского барокко. Первый - костел ордена Кармелитов «босых» 1639-54 годов постройки, перестроенный в 1735 году самим Яном Глаубицем. При костеле существовал монастырь ордена. Ныне храм отдан правосланой церкви, и сейчас тут находится Церковь Рождества Богородицы. Размеры храма поражают воображение! Под зданием находится просто огромная крипта, куда нас впустили - очередное благоволение госпожи фортуны. Тут под храмом был похоронен фундатор храма Язэп Корсак.


В церкви есть любопытная икона. «Матерь Божья с младенцем», почитаемая и православными, и католиками. Лик этот был написан в 1738 году.

Здание монастыря - в аварийном состоянии, не используется и не реставрируется. А раньше при кармелитах здесь был целый образовательный комплекс. Тут были светская школа, библиотека (2500 томов книг), больница, аптека (со складом лекарств), хозяйственные помещения. Это был настоящий центр знаний и науки.


Впрочем, практически везде при католических монастырях на территории ВКЛ существовали и светские и научные центры. Больше всего на этом поприще отметился орден Иезуитов.


Напротив бывшего кармелитского костела стоит другой памятник виленского барокко - парафиальный костел Святой Троицы, 1764 года постройки на деньги того же Корсака - воеводы Мстиславского.

После передачи костела кармелитов Православной церкви встал вопрос расширения костела Святой Троицы. И в 1902-1908 годах костел был перестроен. Главный фасад был надстроен, объем костела - расширен.

Внутри находятся примечательные деревянные барочные алтари конца 18 века. Вообще, везде по маршруту экскурсии алтари деревянные, которым по 150-250 лет, и у многих «ни одного жука».




В планах нынешнего руководства города перестроить всю центральную площадь Глубокого в псевдо-барочном стиле, подчеркивая имеющиеся исторические архитектурные памятники. Говорят, есть проект, но нету финансирования.

Будслав

История местечка очень богата на события. Первое упоминание относится к 1504 году, когда это место было передано виленским монахам бернардинам для заготовки леса на нужды строительства в Вильно. Монахи тут поставили каплицу, шалаши для жизни и начали работу. По легенде в 1588 монахам было явление Девы Марии, и уже в 1589 году началось стротельство храма под титулом Воскрешения Девы Марии. Фундацию дал Ошмянкий судья Станислав Корейва.


В качестве главной иконы в главный алтарь в 1635 году помещена икона Девы Марии. У этой святыни своя отдельная судьба. Ее получил в дар в 1589 году Минский воевода Ян Пац из рук самого Папы римского Климента 8. Такие дары давали всем видным государственным деятелям, переходившим в катоичество. Ян Пац возил ее всюду с собой, и на различные боевые походы в том числе. После смерти Паца, икона осталась у его личного капеллана И. Солокаля. В 1613 году братья бернардины сагитировали Солокаля поступить в орден и прийти к ним в монастырь (был построен на фундуш Яна Кишки одновременно с постройкой первой деревянной каплицы). Вместе с собой Солокаль принес и икону. После этого были фиксированы чудеса ицеления и икону стали считать чудотворной. Во время войны Речи Посполитой с Россией в 1654-1667 гг. монахи вывозили икону в Соколково на Белосточчине.

В 1632 году Буда получила статус местечка. В 1633 году на средства того же Яна Кишки (гетман ВКЛ, воевода Полоцокий), а также Флориана Калецкого (приора монастыря бернардинов) и Далмат-Исаковских началось строительство новго каменного храма, которое было закончено в 1643 году. Строил храм мастер Андрей Кромер, немец униацкой веры из Полоцка.


В 1649 году для достойного обрамления чудотворной иконы Божьей Матери Будславской был построен уникальный главный алтарь, не имеющий аналогов нигде на Литве и Речи Посполитой. Выполнил алтарь мастер-резчик Петр Грамель. В алтаре использованы оптические приемы, зрительно увеличивающие глубину алтарной композиции. Такие эффекты перспективы очень любили применять архитекторы эпохи барокко.

Прототипом алтаря является арка в Антверпене на торжественный въезд князя Фердинанда Австрийского, спроектированная Рубенсом и построенная в 1635 году. Аналогичным образом украшался в Гданьск на въезд короля Владислава 4 и его новой жены. Хотя, возможно, источником вдохновения были гравюры из альбома архитектора и художника Джованни Монтана, изданный в 1624 году. Следует отметить, что широко известная “Лестница Бернини”, являющаяся образцом перспектиных иллюзий в архитектуре, создана на 14 лет позже в 1663 году. Также отмечается несомненная связь художественных деталей с нидерландскими тардициями украшательства (“мелко вырубленные” листья, наложенные на стволы).

В 1767 году заложен новый костел, в объем которого вошел старый костел как каплица Св.Барбары.




Учитывая национальный уровень святыни иконы Божьей Матери Будславской, службы в большинстве своем идут в новой части костела. Например на последний фэст в 2011 году съезжалось 40 тысяч верующих паломников. Однако, очень жаль, что службы не ведутся в старом костеле, даже сейчас во время реставрации костела: от туда даже убраны скамейки.

Новый костел и алтари в нем - образец архитектуры позднего барокко. Грандиозная крестово-купольная трехнефная базилика. Сложный двухъярусный фасад. Длинна - 62 метра, ширина по фасаду - 50 метров, ширина по трансепту - 39 метров.

Последние исследования показывают, что архитектором этого храма является Иосиф Фонтана, сын и внук прославленных архитекторов барокко и ренессанса. Хотя ранее считалось, что автором является Константин Пенс - тоже известный архитектор.

На стенах: 8 иллюзионистических боковых алтарей, написаных 1782 году художником Казимиром Антошевским, и росписи в стиле гризайль цикл «страстей Христовых» и изображений апостолов, выполненных приблизительно в 1801 году, скорее всего тем же Антошевским.




Будслав по праву можно считать жемчужиной нашей экскурсии. Тут мы увидели грандиозный по размеру и красоте костел 18 века и уникальный костел 17 века, с замечательными росписями стен, уникальную чудотворную икону 16 века Божей Матери Будславской, национального уровня ценности, уникальный по архитектуре и искусству исполнения деревянный алтарь 17 века (636 года!).

Тут есть искусство! Тут есть архитектура! Тут есть история!

Кривичи


В Кривичах находится барочный костел ордена тринитариев под именем Св.Андрея. Мы туда приехали уже к 8 часам вечера, уже порядком уставшие. Боле того, у нас почти не было надежды войти внутрь, так как ксендз был в отъезде и обещал вернуться к 9 часам вечера. На дверях и вправду висел замок. Короткая остановка грозила уже завершиться, когда волею провидения во двор плебании заехала машина. Да, нам опять повезло -двери очередного храма отворились!


История этого костела началась в 1770 году, когда в Кривичи из Галиции приехали монахи тринитарии. На их родине монастыри были закрыты австро-венгерскими властями. Для них был построен монастырь на средства Андрея Укольского, подкормия Трокского и его жены Терезы из рода Войнов. Деревянный костел был построен в 1776-1777 году. В 1796 костел построили в камне по тем же именем Св.Андрея.

Внутри в главном алтаре находится ценнейшая реликвия - статуя Христа. Согласно архивным данным, голова, руки и ноги были изготовлены в Риме для тринитарского костела в Мельце. Остальная часть была сделана на месте - в Беларуси. В голове находится реликваж. После изгнания тринитариев из Галиции фигура была переправлена в Вильно на антаколь, где лежала в скарбце, так и не распакованная. После чего ее и привезли в Кривичи.

Костеневичи


В Костеневичах расположен очень аккуратный небольшой по размеру костел ордена иезуитов под именем Безгрешного Зачатия девы Марии 1763 года постройки. Алтарь в нем тоже барочный, выполненный из дерева.

К сожалению, зайти внутрь нам не удалось. И надежды не было с самого начала - по телефону никто не отвечал, а другой связи с ксендзом никто не знал. На месте мы выяснили причину: ксендз попал в больницу с сердцем и сейчас находится на лечении. Мы пожелали ему выздоровления и вконец уставшие двинулись в обратный путь. Впереди было 97 километров.

Завершение.

За день нам удалось проехать около 600 километров. Вернулись в Минск мы уже в 10 часов вечера. Получилась очень насыщенная и красивая экскурсия! Многое мы узнали и посмотрели. Многое еще нужно узнать. В таких поездках тебя накрывает три тонны информации…

Историю нужно знать. Без истории как без земли - жить нельзя. Забыв историю, потеряешь землю и превратишься в экзотическое животное. И жить будешь не на воле, а в загоне фермы как страусы где-то между Лучаями и Дуниловичами, даже если это твоя земля и ты родился ТУТ.

Послесловие
Большая часть удачи на маршруте обеспечена профессионализмом компании "Страна Замков".