«Гамлет» главные герои. Произведения Шекспира: список

В комедии Уильяма Шекспира "Как вам это понравится" (1599) один из придворных вельмож изгнанного герцога, меланхолик и философ, среди рассуждений которого есть и знаменитый монолог "Весь мир - театр

4 буквы

Адам В комедии У. Шекспира "Как вам это понравится" (1599) преданный слуга семейства сэра Роланда де Буа

Пена В комедии Уильяма Шекспира «Мера за меру» (1604) гуляка, которого наряду со сводником Помпеем приводит на суд к венскому наместнику констебль Локоть

5 букв

Абрам В трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" (1595) слуга Монтекки

Артур В хронике Уильяма Шекспира "Король Иоанн" (1596) юный племянник Иоанна, сын его старшего брата Готфрида, имеющий законные права на английский престол

Банко В трагедии Шекспира "Макбет" (1606) полководец короля Дункана, убитый по распоряжению Макбета, которому не давало покоя предсказание ведьм о том, что потомки Банко будут править Шотландией

Дюмен В комедии У. Шекспира "Бесплодные усилия любви" (1594) один из приближенных короля Наварры Фердинанда, согласившийся провести вместе с ним три года в ученых занятиях вдали от всех мирских соблазнов и тотчас же, забыв об обещании, влюбившийся в Катерину, фрейлину французской принцессы.

Луцио Персонаж комедии Уильяма Шекспира "Мера за меру" (1604), история которого составляет побочную сюжетную линию пьесы; молодой повеса, щеголь, болтун и враль, завсегдатай борделей и пивнушек

Таиса В трагедии Шекспира "Перикл" (около 1607, издано 1609) дочь царя Симонида, который устраивает ее брак старым добрым способом - организует рыцарский турнир и назначает главным призом руку Таисы

Тубал В комедии У. Шекспира "Венецианский купец" (1596) друг Шейлока, который отправляется на поиски сбежавшей из дома дочери Джессики

6 букв

Анжело В комедии Уильяма Шекспира "Мера за меру" (1604) венский наместник в отсутствие герцога Винченцио

Бьянка В комедии У. Шекспира "Укрощение строптивой" (1593) нежная и кроткая девушка, по характеру прямая потивоположность своей старшей сестре Катарине

Гремио В комедии У. Шекспира "Укрощение строптивой" (1593) богатый старик, один из женихов Бьянки, которого она отвергает ради Люченцио.

Локоть В комедии Уильяма Шекспира "Мера за меру" (1604) бестолковый и безграмотный венский констебль, один из нередких полицейских чинов в шекспировских пьесах, наделенных этими личными качествами

Офелия В трагедии Шекспира «Гамлет» (1601) дочь Полония, сестра Лаэрта и возлюбленная заглавного героя

Пароль Персонаж комедии Уильяма Шекспира «Конец - делу венец» (1603), приближенный графа Бертрама, благородный дворянин и лихой рубака на словах, щеголеватый парвеню, хвастун и трус на деле

Публий В трагедии У. Шекспира «Тит Андроник» (1594) сын Марка Андроника и племянник Тита, который участвует в сцене расстрела из луков статуй богов в императорском дворце, а затем помогает захватить врагов своей семьи Деметрия и Хирона.

Фабиан В комедии У. Шекспира "Двенадцатая ночь" (1600) приближенный графини Оливии, социальный статус которого не совсем ясен: он может быть простым слугой или же бедным дворянином, живущим при дворе аристократа, на что намекает его довольно фамильярное обращение с родственником Оливии сэром Тоби Белчем

7 букв

Алексас в трагедии Уильяма Шекспира "Антоний и Клеопатра" (1607).

Апемант В трагедии У. Шекспира "Тимон Афинский" (1608) сварливый философ, который постоянно обличает окружающих

Имогена Героиня трагикомедии У. Шекспира "Цимбелин" (около 1610), дочь короля Цимбелина и жена Постума Леоната, вышедшая за него по любви, но против отцовской воли

Нерисса В комедии У. Шекспира "Венецианский купец" (1596) прислужница и подруга Порции

Пантино В комедии Уильяма Шекспира «Два веронца» (1594) слуга Антонио, который советует последнему отправить своего сына Протея в Милан для того, чтобы тот обтесался при герцогском дворе, а затем пытается ускорить действие, то и дело поторапливая Протея и его слугу Ланса, которые без малейшей охоты готовятся к отъезду.

8 букв

Валентин Один из главных героев комедии У. Шекспира "Два веронца" (1594)

Догберри В комедии У. Шекспира "Много шума из ничего" (1598) глуповатый офицер

Корнелий В трагедии У. Шекспира "Цимбелин" (около 1610) врач королевы Британии, по приказу которой Корнелий снабжает ее сильнодействующими ядами якобы для проведения научных опытов на зверушках

Драматургия XVI - XVII веков являлась неотъемлемой и, возможно, самой важной частью литературы того времени. Этот вид литературного творчества был наиболее близок и понятен широким массам, был зрелищем, позволявшим донести до зрителя чувства и мысли автора. Одним из самых ярких представителей драматургии того времени, которого читают и перечитывают до нашего времени, ставят спектакли по его произведениям, анализируют философские концепции, является Уильям Шекспир.

Гениальность английского поэта, актёра и драматурга заключается в умении показать реалии жизни, проникнуть в душу каждого зрителя, найти в ней отклик на свои философские утверждения через чувства знакомые каждому человеку. Театральное действие того времени происходило на помосте посреди площади, актёры по ходу пьесы могли спускаться в «зал». Зритель становился как бы участником всего происходившего. В наше время такой эффект присутствия недостижим даже при использовании 3d технологий. Тем большее значение в театре получало слово автора, язык и стиль произведения. Талант Шекспира проявляется во многом в его языковой манере подачи сюжета. Простой и несколько витиеватый, он отличается от языка улиц, позволял зрителю подняться над повседневностью, встать на некоторое время вровень с персонажами пьесы, людьми высшего сословия. И гениальность подтверждается тем, что это не утратило своё значение и в более поздние времена - мы получаем возможность стать на некоторое время соучастниками событий средневековой Европы.

Вершиной творчества Шекспира многие его современники, а вслед за ними и последующие поколения, считали трагедию «Гамлет - принц Датский». Это произведение признанного английского классика стало одним из значимых и для русской литературной мысли. Не случайно трагедия Гамлета переводилась на русский язык более сорока раз. Такой интерес вызван не только феноменом средневековой драматургии и литературным талантом автора, что несомненно. Гамлет является произведением, в котором отражен «вечный образ» искателя правды, философа нравственности и человека шагнувшего выше своей эпохи. Плеяда таких людей, начавшаяся с Гамлета и Дон Кихота, продолжалась в русской литературе образами «лишних людей» Онегиным и Печориным, и далее в произведениях Тургенева, Добролюбова, Достоевского. Эта линия является родной для русской ищущей души.

История создания - Трагедия Гамлет в романтизме XVII века

Как многие произведения Шекспира основываются на новеллах литературы раннего средневековья, так и сюжет трагедии Гамлет позаимствован им из исландских хроник XII века. Впрочем, этот сюжет не является чем-то оригинальным для «тёмного времени». Тема борьбы за власть, не взирающая на нравственные нормы, и тема мести присутствует во многих произведениях всех времён. Романтизм Шекспира на основе этого создал образ человека протестующего против устоев своего времени, ищущего выход из этих оков условностей к нормам чистой морали, но который сам является заложником существующих правил и законов. Наследный принц, романтик и философ, который задаётся вечными вопросами бытия и, в тоже время вынужден в реалиях вести борьбу с так, как это принято в то время - «себе он не хозяин, своим рожденьем связан по рукам» (акт I, сцена III), и это вызывает у него внутренний протест.

(Старинная гравюра - Лондон, XVII век )

Англия в год написания и постановки трагедии переживала переломный момент в своей феодальной истории (1601 год), поэтому в пьесе и присутствует та некоторая мрачность, реальный или мнимый упадок в государстве - "Подгнило что-то в Датском королевстве" (акт I, сцена IV). Но нас более интересует вечные вопросы «о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви», которые так понятно и так неоднозначно прописаны гением Шекспира. В полном соответствии с романтизмом в искусстве пьеса содержит в себе героев ярко выраженных моральных категорий, явный злодей, прекрасный герой, присутствует любовная линия, но автор идёт дальше. Романтический герой отказывается следовать канонам времени в своей мести. Одна из ключевых фигур трагедии - Полоний, не представляется нам в однозначном свете. Тема предательства рассматривается в нескольких сюжетных линиях и также предлагается на суд зрителя. От явного предательства короля и неверности памяти покойного мужа королевой, до тривиального предательства приятелей студентов, которые не прочь за милость короля выведать секреты у принца.

Описание трагедии (сюжет трагедии и основные её черты)

Ильсинор, замок датских королей, ночная стража с Горацио, другом Гамлета, встречает призрак умершего короля. Горацио рассказывает об этой встречи Гамлету и тот решает лично встретиться с тенью отца. Призрак рассказывает принцу ужасную историю своей смерти. Смерть короля оказывается подлым убийством, совершенным его братом Клавдием. После этой встречи в сознании Гамлета происходит перелом. Узнанное накладывается на факт излишне скорой свадьбы вдовы короля, матери Гамлета, и брата-убийцы. Гамлет одержим идеей мести, но находится в сомнениях. Он должен во всём убедиться сам. Изображая сумасшествие, Гамлет наблюдает за всем. Полоний, советник короля и отец возлюбленной Гамлета, пытается объяснить королю и королеве такие перемены в принце отвергнутой любовью. Прежде, он запретил своей дочери Офелии принимать ухаживания Гамлета. Эти запреты разрушают идиллию любви, в дальнейшем приводят к депрессии и умопомрачению девушки. Король предпринимает свои попытки узнать мысли и планы пасынка, он терзаем сомнениям и своим грехом. Нанятые им бывшие студенческие друзья Гамлета находятся с ним неотлучно, но безрезультатно. Потрясение от узнанного заставляет Гамлета ещё более задуматься о смысле жизни, о таких категориях как свобода и нравственность, о вечном вопросе бессмертия души, бренности бытия.

Тем временем в Ильсиноре появляется труппа бродячих актёров, и Гамлет уговаривает их вставить в театральное действие несколько строк, обличающих короля в братоубийстве. В ходе спектакля Клавдий выдаёт себя смятением, сомнения Гамлета в его виновности развеяны. Он пытается поговорить с матерью, бросить ей в лицо обвинения, но явившейся призрак запрещает ему мстить матери. Трагическая случайность усугубляет напряжённость в королевских покоях - Гамлет убивает Полония, спрятавшегося из любопытства за шторами при этом разговоре, приняв его за Клавдия. Гамлет отправлен в Англию для сокрытия этих досадных случайностей. С ним направляются друзья-соглядатаи. Клавдий вручает им письмо для короля Англии с просьбой казнить принца. Гамлет, сумевший случайно прочитать письмо, делает в нём исправления. В результате под казнь попадают предатели, а он возвращается в Данию.

В Данию возвращается и Лаэрт сын Полония, трагическая весть о смерти сестры Офелии в результате её умопомрачения из-за любви, а также убийство отца толкает его на союз с Клавдией в деле отмщения. Клавдий провоцирует поединок на шпагах двух молодых людей, клинок Лаэрта намеренно отравлен. Не останавливаясь на этом, Клавдий отравляет и вино, чтоб опоить Гамлета в случае победы. Во время поединка Гамлет ранен отравленным клинком, но находит взаимопонимание с Лаэртом. Поединок продолжается, в ходе которого противники меняются шпагами, теперь отравленной шпагой ранен и Лаэрт. Напряжения поединка не выдерживает мать Гамлета королева Гертруда и выпивает отравленное вино за победу сына. Убит и Клавдий, в живых остаётся лишь единственный верный друг Гамлета Гораций. В столицу Дании вступают войска норвежского принца, который и занимает датский престол.

Главные герои

Как видно из всего развития сюжета, тема мести отходит на второй план перед нравственными исканиями главного героя. Свершение мести для него невозможно в том выражении, как это принято в том обществе. Даже убедившись в виновности дяди, он не становится его палачом, а лишь обвинителем. В отличие от него, Лаэрт заключает сделку с королём, для него месть превыше всего, он следует традициям своего времени. Любовная линия в трагедии является лишь дополнительным средством показать нравственные образы того времени, оттенить душевные поиски Гамлета. Главными действующими лицами пьесы являются принц Гамлет и советник короля Полоний. Именно в нравственных устоях этих двух людей выражен конфликт времени. Не конфликт добра и зла, а разница в уровнях морали двух положительных персонажей - основная линия пьесы, гениально показанная Шекспиром.

Умный, преданный и честный слуга королю и отечеству, заботливый отец и уважаемый гражданин своей страны. Он искренне пытается помочь королю понять Гамлета, он искренне пытается понять Гамлета сам. Его моральные устои на уровне того времени безупречны. Отправляя сына на учёбу во Францию, наставляет его правилам поведения, которые и сегодня можно приводить без изменений, настолько они мудры и универсальны для любого времени. Беспокоясь за моральный облик дочери, он увещает её отказаться от ухаживаний Гамлета, объясняя сословную разницу между ними и не исключая возможности несерьёзного отношения принца к девушке. Вместе с тем, по его нравственным воззрениям соответствующим тому времени, в таком легкомыслии со стороны юноши нет ничего предрассудительного. Своим недоверием к принцу и волей отца он разрушает их любовь. По этим же причинам он не доверяет и собственному сыну, посылая к нему слугу в качестве шпиона. План наблюдения его прост - найти знакомых и, слегка очернив сына, выманить откровенную правду о его поведении вдали от дома. Подслушать в королевских покоях разговор разгневанного сына и матери также не является для него чем-то неправильным. Всеми своими поступками и мыслями Полоний представляется умным и добрым человеком, даже в сумасшествии Гамлета он видит его рациональные мысли и отдаёт им должное. Но он типичный представитель общества, которое так давит на Гамлета своей лживостью и двуличием. И в этом трагизм, который понятен не только в современном обществе, но и лондонской публики начала XVII века. Такое двуличие вызывает протест своим присутствием и в современном мире.

Герой с сильным духом и незаурядным умом, ищущий и сомневающийся, ставший на одну ступень выше всего общества в своей морали. Он способен смотреть на себя со стороны, он способен анализировать окружающих его и анализировать свои мысли и поступки. Но он также является продуктом той эпохи и это связывает его. Традициями и обществом ему навязывается определённый стереотип поведения, который он уже не может принять. На основе сюжета о мести показан весь трагизм ситуации, когда молодой человек видит зло не просто в одном подлом поступке, но во всём обществе, в котором такие поступки оправдываются. Этот юноша сам себя призывает жить в соответствии с высшей моралью, ответственностью за все свои поступки. Трагедия семьи только заставляет его больше задуматься о нравственных ценностях. Не может такой думающий человек не поднимать для себя и общечеловеческие философские вопросы. Знаменитый монолог «Быть или не быть» является лишь вершиной таких рассуждений, которые вплетаются во все его диалоги с друзьями и недругами, в беседах со случайными людьми. Но несовершенство общества и окружения всё-таки толкает на импульсивные, часто неоправданные поступки, которые потом тяжело переживаются им и в конечном итоге приводят к гибели. Ведь и вина в гибели Офелии и случайная ошибка при убийстве Полония и неумение понять горя Лаэрта гнетут его и сковывают цепью.

Лаэрт, Офелия, Клавдий, Гертруда, Горацио

Все эти лица введены в сюжет как окружение Гамлета и характеризующее обыкновенное общество, положительное и правильное в понимании того времени. Даже рассматривая их с современной точки зрения, можно признать их действия логичными и последовательными. Борьба за власть и супружеская измена, месть за убитого отца и первая девическая любовь, вражда с соседними государствами и получение земель в результате рыцарских турниров. И только Гамлет стоит выше на голову над этим обществом, увязнув по пояс в родовых традициях престолонаследования. Три друга Гамлета - Горацио, Розенкранц и Гильденстерн, являются представителями знати, придворными. Для двух из них соглядатайство за другом не является чем-то неправильным, и только один остаётся верным слушателем и собеседником, умным советчиком. Собеседником, но не более того. Перед своей судьбой, обществом и всем королевством Гамлет остаётся один.

Анализ - идея трагедии принца датского Гамлета

Основная идея Шекспира заключалась в желании показать психологические портреты современников на основе феодализма «тёмных времён», вырастающее в обществе новое поколение, которое может изменить мир к лучшему. Грамотное, ищущее и свободолюбивое. Не случайно в пьесе Дания названа тюрьмой, которой по мнению автора являлось всё общество того времени. Но гениальность Шекспира выразилась в умении описать всё в полутонах, не скатываясь к гротеску. Большинство персонажей являются людьми положительными и уважаемыми по канонам того времени, они рассуждают вполне здраво и справедливо.

Гамлет показан как человек склонный к самоанализу, духовно сильный, но всё ещё связанный условностями. Невозможность действовать, неумение, роднит его с «лишними людьми» русской литературы. Но он несёт в себе заряд моральной чистоты и стремления общества к лучшему. Гениальность этого произведения заключается в том, что все эти вопросы актуальны и в современном мире, во всех странах и на всех континентах, вне зависимости от политического устройства. А язык и строфа английского драматурга пленяют своим совершенством и оригинальностью, заставляют перечитывать произведения по нескольку раз, обращаться к спектаклям, слушать постановки, искать что-то новое, спрятанное в глубине веков.

Поройков С.Ю.
Характеры героев Шекспира. - М.: ИНФРА-М (Научная мысль), 2014.

Рецензенты:
доктор филологических наук, проф. Т.Е. Владимирова;
доктор психологических наук, проф. Л.А. Григорович

Рассмотрены характеры персонажей Уильяма Шекспира. Разобраны общие принципы построения сюжетов его трагедий и комедий. Проведен сравнительный анализ сюжетов шекспировских пьес и драматических произведений А.С. Пушкина, вобравших в себя принципы драматургической системы Шекспира.

ВВЕДЕНИЕ

Уильям Шекспир – самый известный писатель за всю историю английской литературы, признанный одним из величайших мировых классиков. Еще современники драматурга отмечали необычайную силу воздействия его пьес на зрителей. Шекспировские пьесы более четырех веков не сходят с театральных подмостков. Его произведения пользуются неизменной популярностью у читателей по всему миру. По общему изданному тиражу книги Шекспира уступают лишь Библии. В чем секрет колоссальной популярности творчества Шекспира?
Драматургическая система Шекспира отнюдь не проста. Известно, что К.С. Станиславский, осмысливая «сверхзадачу» трагедии «Гамлет», подчеркивал, что его трактовка пьесы в корне отличается от общепринятой. Великий русский режиссер не успел завершить работу над постановкой «Гамлета», несмотря на многолетние труды. Какой ключ к разгадке драматургической системы Шекспира пытался подобрать основоположник одноименной актерской системы?
С именем драматурга связано немало других вопросов. К примеру, до настоящего времени дискутируется тема, касающаяся авторства пьес, приписываемых Шекспиру. Найти ответы на подобные вопросы пыталось немало исследователей. Приведем мнение одного из наиболее известных ценителей и знатоков творчества британского драматурга – А.С. Пушкина, чье значение для русской словесности столь же трудно переоценить, как и роль Шекспира в английской литературе.
Известно, что Пушкин был чрезвычайно восприимчив к достижениям различных культур, как восточной, так и западной. Не остался незамечен писателем и феномен Шекспира. В ряде пушкинских писем и заметок приведены замечания, касающиеся творчества британского драматурга. «Многие из трагедий, приписываемых Шекспиру, ему не принадлежат, а только им поправлены», – утверждает писатель в заметке «О "Ромео и Джюльетте" Шекспира». Между тем, по мнению Пушкина, заимствованные источники Шекспир подвергал серьезной творческой переработке. В пьесах драматурга повсюду обнаруживается «много следов вольной и широкой его кисти». Заметим, что и сам Пушкин поступил сходным образом при составлении циклов сказок и «Маленьких трагедий». Писатель обработал целый ряд известных произведений, отредактировав их сюжеты.
Подсчитано, что британским драматургом позаимствованы сюжеты тридцати четырех из тридцати семи его пьес. Иными словами, в большинстве случаев Шекспир выступает не в качестве автора произведений, а в качестве составителя соответствующих их версий. В то же время факт заимствования ни в коей мере не умаляет достоинств шекспировских творений. Именно в редакции британского драматурга соответствующие произведения получили наибольшую известность.
Так, например, сюжет датской саги «Гамлет», герой которой мстит за своего отца, послужил прообразом одноименной трагедии Шекспира. Версия этой легенды, наиболее близкая к шекспировской, содержится у Саксона Грамматика. В ней говорится о принце по имени Амлет, об его убитом отце, узурпаторе дяде и о том, как Амлет притворялся безумным, готовя план мести, который он успешно претворил в жизнь .
Для сравнения, один из исследователей творчества драматурга констатирует, что «пьеса Шекспира "Ромео и Джульетта" – инсценировка известной истории любви, над которой задолго до ее появления молодые люди проливали море слез». Впервые рассказ «Ромео и Джульетта» был опубликован в 1476 году в итальянском сборнике новелл, составленном Мазуччо Салернитано. Спустя три десятилетия Луиджи да Порто переработал рассказ, создав вариант, близкий к версии Шекспира. Англоязычный перевод «Трагической истории Ромео и Джульетты» был издан в 1562 году. Шекспир не только неукоснительно придерживался сюжета этой повести, но даже сохранил имена действующих лиц . Между тем эта трогательная история стала известна широкой публике именно благодаря Шекспиру.
Следует заметить, что особый успех у публики имели пьесы с так называемыми «проходными» сюжетами. Положив в основу пьесы сюжет, неизменно пользующийся популярностью, можно было рассчитывать на гарантированный кассовый успех театральной постановки. Напомним, что во времена Шекспира в Лондоне имелось несколько театров, конкурировавших между собой в борьбе за зрительские симпатии и кошельки.
Как уже говорилось, Шекспир заимствовал не только сюжеты, но и героев своих пьес. Действующими лицами пьес Шекспира нередко являлись мифологизированные образы. Например, прообразом короля Лира послужила одна из фигур кельтской мифологии – Лир был богом моря, имевшим дочерей . Сюжет пьесы «Два веронца» во многом предопределяется изменчивостью характера ее героя – Протея. В греческой мифологии Протей предстает в качестве божества, способного принимать различный облик . Действующими лицами греческих пьес Шекспира являются Венера и Адонис, Троил и Крессида, Перикл, другие легендарные персонажи. Целый ряд героев римских и английских шекспировских пьес – исторические, либо полулегендарные персонажи.
Древнегреческой мифологии посвящено восемь пьес Шекспира, истории Древнего Рима – пять. В своем творчестве драматург широко использовал не только произведения античных авторов, но и народные сказания и легенды. Между тем уже одно это свидетельствует об архетипичности избранных Шекспиром сюжетов и образов героев. Так, согласно К. Юнгу архетипы «спроецировались … в легендах и сказках или же на исторические персонажи» . Известно, что и сам Юнг прибегал к анализу характеров героев античной мифологии с целью выделения архетипических характеров . В мифах нашли свое отражение упрощенные образы реальных событий и исторических лиц. Между тем подобное упрощение подчеркивает наиболее характерные, универсальные феномены действительности.
Присутствие в пьесах Шекспира архетипических фигур объясняет силу эмоционального воздействия его постановок на зрителей. Согласно Юнгу архетипы бессознательно вызывают сильный эмоциональный отклик в человеке. На то, что описанные Шекспиром характеры являются типическими, указывал Пушкин. В письме к Н.Н. Рылееву писатель отмечал, что британский драматург создал галерею узнаваемых человеческих характеров: «Шекспиру подражал я в его вольном составлении типов и простоте». Характерологический анализ персонажей шекспировских пьес показывает, что они соответствуют известным психологическим типам .
Одной из причин популярности пьес Шекспир, несомненно, является психологическая достоверность созданных им характеров. В статье «О Шекспире» Пушкин раскрывает один из шекспировских приемов реалистичного изображения характеров: «Лица, созданные Шекспиром, не суть … типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков: обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры». В самом деле, созданные Шекспиром образы многогранны. Каждому их шекспировских персонажей присущ отличительный набор черт. Его героями движут определенные стремления. Персонажам свойственно испытывать характерные эмоции и переживания. Особенности поведения действующих в пьесах лиц переданы чрезвычайно живо и натуралистично, вплоть до тончайших нюансов. При этом при всей детальности описания характеров персонажей, достигается целостность их образов.
Шекспир стремился к достоверному изображению человеческих характеров. Высокая степень натуралистичности шекспировских героев свидетельствует о высочайшем уровне психологического мастерства драматурга. Устами Гамлета Шекспир свидетельствует, что подлинное назначение театра – быть «зеркалом», отражающим истинную человеческую природу:
«Нарушение меры отступает от назначения театра, цель которого во все времена была и будет: держать … зеркало перед природой».
Стремление Шекспира создавать достоверные образы персонажей подчеркивает тот факт, что целый ряд его героев имеет реальные прототипы. Ярким примером служит цикл английских исторических пьес, посвященных британским монархам, из которых наиболее известен «Король Ричард III». Макбет – герой одноименной трагедии Шекспира, был реальной исторической фигурой, правителем Шотландии. Указание на то, что Макбет на самом деле встретился с чем-то сверхъестественным, содержится у Холиншеда .
Исследуя характерные литературно-художественные шекспировские приемы, Пушкин выявил определенную «драматическую систему», о чем он сообщает в заметке «О "Ромео и Джюльетте" Шекспира». Шекспировская «система» настолько заинтересовала писателя, что он решает создать собственный цикл драматических произведений. Пушкин обращается к прозе, уже будучи прославленным поэтом, чем вызвал немалое удивление некоторых своих современников. Первым его драматическим произведением стал «Борис Годунов». «Я расположил свою трагедию по системе отца нашего – Шекспира», – пишет Пушкин в одном из своих писем Раевскому. Действительно, в «Борисе Годунове» и «Гамлете» прослеживается сходство раскрываемых тем и структуры сюжетов .
В общей сложности Пушкин создает семь драматических произведений. Помимо «Бориса Годунова» он пишет пять «Маленьких трагедий», а также «Сцены из рыцарских времен». Особенностью данных произведений является то, что их сюжетные линии не сводимы друг к другу. При этом в основу сюжетов пушкинских произведений положены те же принципы, которые использовал Шекспир в своих пьесах . В этом смысле цикл драматических произведений Пушкина представляет собой своего рода квинтэссенцию творческого наследия Шекспира, вобравшую в себя суть его драматургической системы.
Одновременно с «Маленькими трагедиями» в Болдинскую осень 1830 года Пушкин пишет «Повести Белкина», а в последние годы жизни создает серию из семи сказок. В этих, разных по жанру пушкинских циклах, прослеживаются как сходные принципы построения сюжетов, так и типы характеров персонажей . Помимо этого, замысел одного из произведений Пушкин передает Н.В. Гоголю.
В «Авторской исповеди» Гоголь свидетельствует: будучи поражен «способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого», Пушкин «отдал мне свой собственный сюжет, … которого, по словам его, он бы не отдал никому другому. Это был сюжет "Мертвых душ"». Сознавая значимость пушкинского замысла, Гоголь в письме В. Жуковскому рассматривает «Мертвые души» не иначе, как «священное завещание» Пушкина. В одном произведении Гоголю удалось воплотить целую галерею узнаваемых человеческих характеров. При этом сам автор «Мертвых душ» непосредственно указывает на типичность воплощенных им образов:
«Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане».
Подобно Шекспиру, Пушкин позаимствовал сюжеты большинства своих трагедий и сказок, подвергнув их определенной обработке. Сходным образом поступил и Гоголь. В данном случае роль авторов сводилась к корректировке исходных образцов с целью придания им литературно-художественной формы, отвечающей их индивидуальному творческому замыслу. Тем самым можно говорить о существовании многовековой традиции изображения типических характеров персонажей, сопряженных с определенного рода сюжетами.
Приоритет в описании типических характеров можно было бы отдать Шекспиру. Именно у него Пушкин учился «составлению типов», целенаправленно структурируя соответствующие типы в рамках специальных циклов произведений . Вместе с тем есть основания полагать, что Шекспир был не основоположником соответствующей традиции, а лишь ее продолжателем.
Вспомним, что расцвет творческого гения Шекспира пришелся на эпоху Возрождения – период пассионарного взрыва средневековой Европы. Его современниками были такие титаны мысли и духа как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. В шекспировских пьесах преломилась общая для того времени тенденция к усвоению культурного наследия великих античных цивилизаций, явившихся колыбелью европейской культуры. Действительно, устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоен Европой от Древней Греции и Древнего Рима. Произведения Шекспира соответствовали общей традиции обращения современного ему общества к своим культурно-историческим истокам. Свой творческий путь Шекспир начинал, подражая постановкам античных авторов. Его первая пьеса «Комедия ошибок» представляет собой переработку произведения древнеримского драматурга Плавта «Менехмы». Представляется, что именно заимствование традиционных со времен античности сюжетов и образов героев позволило Шекспиру вскрыть пласт подлинно архетипических феноменов.
Как уже отмечалось, особым успехом у публики пользовались пьесы с «проходными» сюжетами, где действующими лицами выступали узнаваемые персонажи. Тем самым театральные подмостки, чья история уже к временам Шекспира насчитывала два тысячелетия, по сути, стали естественной средой шлифовки архетипических образов и сюжетов, отличавшихся особой силой воздействия на зрителя.
Действие пьес Шекспира развивается определенным образом, следуя законам античной драмы. В разноплановых по художественному стилю представлениях могут сменяться костюмы и декорации, соответствующие той или иной эпохе. Театрализованная постановка сама по себе пестра и многолика. Но неизменной остается галерея типичных человеческих характеров и судеб. Как свидетельствует Шекспир, театр – своего рода проекция реальной жизни, ее отражение:
«Весь мир театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль».
Каждому из шекспировских персонажей отведена определенная роль, сообразно его характеру и мировоззрению. Ключом к пониманию характеров героев Шекспира является осознание движущих ими стремлений. Мотивы персонажей предопределяют играемые ими роли, сценарии их поведения, влияя тем самым на развитие сюжетов. В этом контексте уместно упомянуть хрестоматийное высказывание выдающегося российского психолога А.Н. Леонтьева, что иерархия мотивов составляет ядро личности. Заметим, что систематизация типов характеров, отраженных в пьесах Шекспира, соотносится с известными классификациями потребностей личности ; ; ; .
Обращение к произведениям мировой художественной литературы с целью описания характеров, часто встречающихся среди литературных героев, – типичное явление в психологии. Так, с целью классификации психологических типов К. Леонгард провел характерологический анализ персонажей произведений свыше тридцати писателей, среди которых Шекспир, Гоголь, Достоевский, Толстой. «Многие писатели, как известно, являются прекрасными психологами. Будучи весьма наблюдательными, они обладают способностью проникновения во внутренний мир человека, – отдает должное Леонгард психологическому мастерству классиков мировой литературы. – Перед нами предстают не отвлеченные рассуждения, а конкретные образы людей с их мыслями, чувствами, поступками» . Использование литературных героев в качестве наглядных иллюстраций психологических типов стало общепринятым явлением. К примеру, в «Справочнике практического психолога» в качестве примера одного из типов личности приводится шекспировский Гамлет .
В своих произведениях Шекспир поднимает вопросы, ответы на которые искали еще античные философы, такие как проблема предопределенности судьбы или свобода воли. К примеру, через всю трагедию «Макбет» красной строкой проходит тема предопределенности человеческой судьбы, неотвратимости воздаяния за содеянное. Действующие лица пьесы «Венецианский купец» поставлены перед лицом выбора, когда от воли героев зависит их дальнейшая жизнь. Тема единства и разделения пронизывает трагедию «Ромео и Джульетта». Персонажи трагедии «Отелло» сталкиваются с проблемой различения тайного и явного. Герои комедии «Бесплодные усилия любви» сталкиваются как с разрешимыми, так и с неразрешимыми проблемами. Пьеса «Два веронца» раскрывает тему межличностных человеческих взаимоотношений.
Особое место среди шекспировских пьес занимает трагедия «Гамлет». Это глубокое и многоплановое произведение, поднимающее сразу все перечисленные выше вопросы. Кроме того, важная роль в пьесе отведена теме творческого становления личности ее главного героя. Также поднята тема взаимосвязи человека и окружающего мира, отвечающая известной проблематике роли личности в истории.
Сходные темы отражены Пушкиным в его драматических произведениях, а также в циклах повестей и сказок. Вопросы, к которым обращается Шекспир, а вслед за ним и Пушкин, поистине, являются вечными. Найти ответы на них жизненно важно для каждого человека, а потому подобные темы никогда не перестанут волновать людей. Как представляется, это является одной из причин непреходящей востребованности произведений обоих классиков мировой литературы.
Персонажи Шекспира живут, руководствуясь определенными принципами. Способы поведения героев каждой из пьес столь же различны, как и их характеры. Исследование принципов, которым следуют шекспировские персонажи, позволяет не просто описать их характеры, но и понять, отчего те или иные черты проявляются в определенной ситуации. Сходными принципами руководствуются и пушкинские персонажи, что указывает на типичность подобных способов поведения .
Судьбы шекспировских героев складываются по-разному. Кому-то из их них удается достичь желаемого. Кто-то, подобно старухе из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», остается у «разбитого корыта». Раскрытие жизненных принципов, предопределяющих людские судьбы, на наглядном примере своих героев является одной из важнейших заслуг Шекспира. «Что развивается в трагедии? Какая цель ее? Человек и народ – судьба человече¬ская, – замечает Пушкин в одной из своих заметок. – Вот почему Шекспир велик».
Сюжеты пьес Шекспира выстроены на основании определенных принципов. Сходные принципы лежат в основе сюжетов произведений из пушкинских циклов трагедий, повестей и сказок ; . Судьбы героев обоих авторов складываются не случайным, а закономерным образом. Они словно подчинены определенным законам, предопределяющим естественный ход вещей. Следующие этим законам персонажи добиваются успеха и обретают счастье. Судьба тех, кто вмешивается в естественный ход вещей, нарушая его, в конечном итоге оказывается трагична.
Уже один лишь беглый обзор того, что отражено в пьесах Шекспира, показывает, что их автор является не только гениальным писателем, но и выдающимся мыслителем. Следует признать, что до настоящего времени также не в полной мере оценен масштаб творческого наследия восприемника и продолжателя шекспировской драматургической системы – Пушкина. На это указывал еще Баратынский, первым назвавший Пушкина «мыслителем». Вместе с тем значимость Шекспира и Пушкина как мыслителей по масштабу сопоставима с фигурами Толстого и Достоевского. Не случайно Достоевский назвал Пушкина «великим и непонятым еще предвозвестителем». Толстой же считал пушкинскую прозу «непревзойденной школой». Между тем у истоков этой школы стоит великий британский драматург, по образному выражению Пушкина, «отец наш – Шекспир».
Проведенный в настоящей работе анализ показывает, что шекспировские пьесы созданы в соответствии с единым замыслом, составляющим целостную драматургическую систему. Данная система предусматривает раскрытие определенных тем, отбор типических сюжетов, описание соответствующих типов человеческих характеров. Автором соответствующих произведений мог быть один человек, реализовавший свой творческий замысел, следуя определенной системе.
Характеры шекспировских героев переданы чрезвычайно реалистично, вплоть до тончайших психологических нюансов. Подобные пьесы мог написать человек, способный тонко ощущать и переживать эмоциональные состояния различных людей. Данным искусством мог владеть актер, обладающий искусством перевоплощения и вживания в образ, умеющий почувствовать себя «в шкуре» другого человека.
Помимо этого автор пьес владел базовыми принципами драматургии и был хорошо знаком с особенностями театральных постановок. Это профессионал своего дела, чьи работы успешно конкурировали с пьесами других известных авторов. Так, например, за несколько лет до постановки шекспировского «Гамлета» в театре «Глобус» на одной из лондонских сцен уже шла трагедия популярного тогда драматурга Томаса Кида, сюжет которой напоминал историю принца Датского.
Автор соответствующих пьес, вне всякого сомнения, – человек хорошо образованный, знающий не только английскую, но и античную историю и литературу. Это обстоятельство отмечают многие исследователи творчества Шекспира.
Фигура исторического У. Шекспира вполне отвечает всем вышеупомянутым критериям. Известно, что Шекспир начал писать пьесы, прежде поработав в театре в качестве актера. Еще в школе юный Уильям увлекся театром и участвовал в постановках пьес античных авторов. Семь лет учебы в Стратфордской грамматической школе позволили ему получить превосходное для того времени образование. Достаточно упомянуть такую деталь, что учителями в Стратфордской школе работали бакалавры Оксфордского университета. Все это дает достаточно веские основания утверждать, что пьесы, приписываемые Шекспиру, действительно принадлежат его перу.

2.2. ТИПИЧНОСТЬ ГЕРОЕВ ШЕКСПИРА

Характерологический анализ героев Шекспира показывает, что им присущи определенные наборы стремлений. Можно выделить семь типов персонажей, которым свойственны потребности определенного рода. В каждом из данных типов выделяется определенное многообразие характеров, различающихся между собой как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений.
Галерея сходных психологических портретов отражена в циклах пушкинских драм и сказок, включающих по семь произведений. Подобные типы также изображены Пушкиным в цикле «Повестей Белкина» . Сходные типы характеров представлены в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя в лице главного героя Чичикова, пяти помещиков, а также капитана Копейкина . Тем самым характерологический анализ литературных героев целого ряда классических авторов выявляет определенную традицию изображения психологических типов. Заметим, что действующие лица многих пушкинских сказок и драм заимствованы, равно как и герои большинства пьес Шекспира. Указанное дает основания говорить о том, что подобные образы характерны для мировой литературы в целом, а потому являются типическими .
Сравнительный анализ пьес Шекспира и циклов произведений Пушкина показывает, что героям обоих авторов присущи характерные сценарии поведения. Сходным образом ведут себя персонажи «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Это указывает на типичность соответствующих сценариев поведения. Данные принципы поведения раскрываются посредством известных философских принципов и законов, что указывает на их универсальный характер .

2.2.1. Типичность стремлений персонажей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в настоящей работе анализ пьес Шекспира показывает, что в произведениях британского драматурга поднята важная философская и психологическая проблематика, остающаяся актуальной и в наши дни. Поистине, Шекспир предстает как один из величайших мыслителей своей эпохи.
Созданные британским драматургом образы персонажей отличаются исключительным психологизмом. Психологическую реалистичность шекспировских героев, в частности, отмечает выдающийся немецкий психолог К. Леонгард: «У Шекспира опять-таки немало художественного преувеличения, и все же он создает впечатляющую картину психики людей, каких в действительности есть немало» . Действительно, характерологический анализ шекспировских персонажей показывает, что их образы психологически четко выверены. Психические состояния героев Шекспира, ярко раскрывающиеся в их репликах и монологах, переданы вплоть до тончайших нюансов. Подобный уровень мастерства автора объясним его умением «вживаться» в образ другого человека. Известно, что драматург участвовал в постановках собственных пьес в качестве актера.
Психологическая достоверность героев Шекспира столь глубока, что порой поражает воображение. Достаточно упомянуть тот факт, что поведение ряда шекспировских героев соответствует известным паттернам, характерным для личностей невротического склада. Примечательно, что Шекспир описал подобные типы за три с лишним столетия до того, как это было сделано в рамках психоанализа.
В произведениях Шекспира представлено значительное разнообразие образов. В каждой его пьесе, как правило, присутствует от двух до трех десятков действующих лиц. При этом характеры героев Шекспира раскрываются не только в своем многообразии, но и во всей своей глубине и многогранности. Каждому шекспировскому персонажу присущ определенный набор характерных черт, отличающий его среди прочих героев. Подобный подход позволяет создать реалистичный облик живого человека, а не схематичный образ. К примеру, в наиболее сложном в психологическом плане характере Гамлета, главного героя одноименной трагедии, проявляется нескольких десятков черт.
Анализ персонажей Шекспира показывает, что героями его пьес движут определенные мотивы (потребности). Персонажи испытывают характерные эмоции и переживания. Характеры действующих лиц, особенно главных героев, разработаны столь детально, что прослеживаются даже их стили мышления, философия жизненных стратегий. Особенности поведения героев переданы столь живо и натуралистично, что это позволяет соотнести некоторые поведенческие реакции персонажей с характерными защитными реакциями, описанными в рамках психоанализа лишь в двадцатом столетии .
Учитывая многообразие и полноту описания человеческих характеров, созданных Шекспиром, его пьесы представляют собой своего рода «атлас» человеческой души. При всей детальности психологического описания героев достигается целостность созданных образов. Характерологический анализ шекспировских персонажей вскрывает не только разнообразные психические феномены, но и демонстрирует существующие между ними взаимосвязи и сопряжения. В многоплановых характерах героев Шекспира отражен сплав различных аспектов человеческой природы. При этом достигается удивительная натуралистичность созданных образов. Поразителен тот факт, что в описании шекспировских персонажей нашли свое отражение многие известные теории личности, от теории Фрейда до современных концепций, включая экзистенциальный анализ.
Сравнительный анализ пьес Шекспира и драматических произведений Пушкина, а также «Мертвых душ» Гоголя выявляет характерные черты персонажей, являющиеся типическими. На типичность подобных образов указывает факт заимствования Шекспиром большинства героев своих пьес. Психологические типы в их чистом виде в жизни едва ли встречаются. Типы как таковые скорее являются некой абстракцией, своего рода системой координат, удобной для анализа реальных человеческих характеров. Между тем характеры большинства героев Шекспира переданы с таким мастерством, что они воспринимаются как реальные лица, вызывающие живой отклик и сопереживание их судьбе. Можно предположить, что при работе над характерами героев Шекспир использовал конкретные прототипы, описывая известных ему людей, своих современников.
Созданный Шекспиром мир населен вымышленными литературными персонажами. Этот мир столь же умозрителен и иллюзорен, как и мир театра. В этом смысле Шекспиру уподобляется Гамлет, ставящий театральную постановку «мышеловки». В сцене «убийства Гонзаго» принц доступными ему художественными средствами воспроизводит реально произошедшие события. Реализуя постановку спектакля в спектакле, Гамлет сам становится творцом воображаемой действительности, подобно своему создателю Шекспиру. В данном случае автор постановки предстает в качестве субъективного наблюдателя, созерцающего им же самим созданную реальность.
Вместе с тем действие пьес Шекспира развивается в соответствии с определенными законами, отвечающими естественной природе вещей, а потому эти законы объективны. Судьбы персонажей словно зависят не столько от субъективной воли сотворившего их создателя, сколько от их собственных действий. Поступив определенным образом, герои приходят к закономерному финалу. Столь же закономерно и развитие сюжетов пьес, в которых судьбы отдельных героев складываются в общую мозаику происходящего действа.
Диапазон проявлений человеческой природы в пьесах Шекспира чрезвычайно широк. Подчас его герои позволяют себе низкопробный юмор, едва не площадную брань. И в то же время шекспировские персонажи способны произносить удивительно глубокие по содержанию, возвышенные монологи. К примеру, трагедия «Ромео и Джульетта» начинается с диалога слуг Капулетти, отпускающих скабрезные шутки в адрес друг друга. Столь же откровенно они насмехаются над прислугой враждебной им семьи Монтекки. Между тем финал пьесы имеет совершенно иную тональность, трагичную и возвышенную. Гибель Ромео и Джульетты предстает как жертва, принесенная небесам во имя примирения глав враждующих кланов.
Тем самым в структуре шекспировской трагедии заложен переход от низкого к возвышенному, от сиюминутного к вечному. Кто составлял основную часть публики, посещавшей театр во времена Шекспира? Простые ремесленники, горожане, отдавшие несколько пенсов за то, чтобы на какое-то время вырваться из плена повседневных забот, рутины обыденной жизни. Придя поглазеть на театрализованную постановку, они видят знакомые им сцены обычной уличной жизни. Благодаря этому контакт со зрителем быстро устанавливается. Между тем последующее действо вовлекает зрителя в поток иных ощущений и переживаний, позволяющих подняться над рутиной обыденности и задуматься о непреходящих ценностях.
Через пьесы Шекспира красной нитью проходит тема борьбы добра и зла. В его произведениях нашла свое отражение система общечеловеческих ценностей и идеалов, лежащая в основе любого цивилизованного общества. Следование общечеловеческим ценностям, в конечном итоге, и делает человека человеком. Достаточно упомянуть образ Гамлета, отстаивающего право на свободу мысли, свободу воли, исповедующего гуманистические идеалы. В этом контексте творения британского драматурга обретают особое нравственное звучание.
Открытым остается вопрос об авторстве драматургический системы, реализованной в шекспировских пьесах. В качестве основной рассматриваемой нами версии ее разработчиком является сам Шекспир. Логично предположить, что в основу своей системы британский драматург мог положить принципы построения античной драмы. При этом в произведениях Шекспира нашел свое отражение широчайший спектр архетипических феноменов, лежащих в основе человеческой природы. В шекспировских пьесах описаны как исторические, так и мифологические герои, а также сюжеты, характерные для народного творчества. Подчеркнем, что вскрытие глубинного пласта архетипов, присущих народному творчеству, свидетельствует о том, что творчество Шекспира является подлинно народным.
По другой версии Шекспир воплотил в своих пьесах систему, подсказанную ему другим лицом. Подобно тому, как впоследствии Пушкин передал Гоголю замысел «Мертвых душ». В пользу подобной версии говорят утверждения ряда исследователей, что Шекспир мог быть связан с членами тайных обществ, являвшихся носителями сакральных знаний. Известны предположения, что в создании шекспировских пьес участвовал философ Фрэнсис Бэкон. Так, Пушкин, согласно записям в его дневнике, в молодости был членом одной из масонских лож. Впоследствии Пушкин отошел от идеологии масонства. Однако полностью избежать влияния масонов Пушкину не удалось. Об этом, среди прочего, свидетельствует роковая роль в судьбе писателя Жоржа Дантеса, тесно связанного с масонами .
Символично, что к шекспировскому Гамлету были приставлены для слежки его бывшие школьные друзья Розенкранц и Гильденстерн. Имя Розенкранц созвучно названию ордена розенкрейцеров (розы и креста), оказавшему влияние на развитие масонства. Любопытно, что «Гамлет» увидел свет в 1600 году, а манифест розенкрейцеров был опубликован не ранее 1606 года. Манифест использует философский ключ Джона Ди, известного ученого и мистика, современника Шекспира. Шекспир создал свои первые пьесы в начале 1590-х годов, после своего переезда в Лондон. В те годы Джон Ди проживал там же. Лондон того времени ограничивался размерами современного сити, а его население составляло лишь около двух процентов от нынешнего. Более того, театр, в котором служил Шекспир, располагался неподалеку от Тауэр Уард, где приживал Ди. Потому они вполне могли быть знакомы. Считается, что Джон Ди послужил прототипом волшебника Просперо, главного героя шекспировской трагикомедии «Буря».
Имя Гильденстерн в переводе с немецкого (язык датского королевства относится к германской языковой ветви) означает «гильдия звезд». Известно, что влиятельные тайные общества, не исключая масонов, стремились вовлечь в свои ряды наиболее выдающихся людей своего времени. Шекспир же, вне всякого сомнения, являлся выдающейся личностью. Театр «Глобус», в котором шли его пьесы, в те годы был самым популярным в Лондоне, если не во всей Англии.
В проведенном в настоящей работе исследовании можно выделить ряд основных положений.
1. Анализ пьес Шекспира вскрывает актуальную философскую и психологическую проблематику. Данное обстоятельство позволяет говорить о Шекспире не только как о великом писателе и драматурге, но и как о выдающемся мыслителе.
2. В пьесах Шекспира представлены семь типов сюжетов, не сводимых друг к другу. Сходные сюжеты нашли свое отражение в творчестве других классических авторов, таких как Пушкин. Подобные сюжеты традиционны для фольклорных традиций различных народов и эпох, что указывает на их архетипическую природу. Отражение Шекспиром архетипов свидетельствует о том, что творчество великого британского драматурга является подлинно народным.
3. Структура сюжетов пьес Шекспира вскрывается посредством основных принципов и законов философии. Указанное, в частности, позволяет предложить независимый способ систематизации философских категорий, основанный на архетипическом подходе.
4. Героями Шекспира движут определенные стремления, выступающие в качестве мотивирующего их фактора. При достижении своих целей персонажи используют характерные стратегии поведения, как универсальные, успешные в большинстве случаев, так и не всегда успешные, конъюнктурные. При этом способы реализации намерений персонажей сопряжены с чертами их характера.
5. Характерологический анализ героев Шекспира выявляет классификацию человеческих характеров, включающую семь психологических типов. На типичность подобных образов указывает их отражение в циклах пушкинских произведений, в «Мертвых душах» Гоголя. Об этом также свидетельствует факт заимствования Шекспиром многих своих пьес. В качестве производных от соответствующих типов предстают известные типы личностей невротического склада.
6. Анализ шекспировских пьес показывает, что они подчинены определенной системе. Данная система предусматривает раскрытие характерных тем, отбор типических сюжетов, описание соответствующих типов характеров героев и способов их поведения. Все это указывает на наличие единого замысла при создании пьес. Неповторимый авторский почерк и художественный стиль пьес также указывают на то, что они написаны (либо отредактированы) одним человеком. Наличие многочисленных заимствований согласуется с той версией, что Шекспир отбирал сюжеты пьес, следуя определенной системе. Аналогичный прием использовал Пушкин, следуя шекспировской драматургической системе при написании циклов трагедий и сказок.
7. Персонажи Шекспира отличаются чрезвычайной психологической реалистичностью. Это свидетельствует об исключительно высоком уровне психологического мастерства автора. В условиях средневековой Европы подобный факт объясним тем, что автор пьес обладал опытом участия в театральных постановках. Работа в театре способствует развитию актерского дарования, предполагающему умение вживаться в образ. Данное обстоятельство согласуется с биографией исторического Уильяма Шекспира, участвовавшего в театральных постановках своих пьес в качестве актера.
8. Нельзя исключать того, что драматургическая система, реализованная в шекспировских пьесах, основывалась на более ранних традициях, в том числе, философско-религиозных. Вместе с тем, сопоставление всех исследованных в настоящей работе факторов позволяет сделать тот вывод, что рассмотренные произведения, приписываемые Шекспиру, действительно ему принадлежат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов А. Путеводитель по Шекспиру. Английские пьесы. М.: Центрполиграф, 2007.
2. Азимов А. Путеводитель по Шекспиру. Греческие, римские и итальянские пьесы. М.: Центрполиграф, 2007.
3. Бердяев. Н. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990.
4. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006.
6. Додонов Б.И. Эмоции в системе ценностей // Психология эмоций // Под ред. Вилюнас В. СПб.: Питер, 2007. С. 303-312.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006.
8. Комарова В.П. Шекспир и Библия. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998.
9. Копорулина В.Н. и др. Психологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
10. Леонгард. К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
11. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Эксмо, 2006.
12. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2008.
13. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма «Класс», 2006.
14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006.
15. Перлз. Ф. Практика гештальттерапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.
16. Платон. Диалоги. Книга вторая. М.: Эксмо, 2008.
17. Поройков С.Ю. Архетипические психологические типы. М.: ИНФРА-М, 2011.
18. Поройков С.Ю. Архетипические сюжеты мировой литературы. Метафизика, № 4 (6), 2012.
19. Поройков С.Ю. Неизвестный Пушкин. М.: Муравей, 2002.
20. Поройков С.Ю. Типические характеры в произведениях А.С. Пушкина. М.: ИНФРА-М, 2013.
21. Poroykov S. Archetypical Plots of the World Literatures in the Contents of Philosophical-Methodological Analysis // XXII World Congress of Philosophy. Rethinking Philosophy Today // Seoul, Korea: Seoul National University, 2008. P. 424.
22. Прохоров А.О. Модели функциональных структур психических состояний // Психология состояний. Хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 202-216.
23. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
24. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005.
25. Франкл В. Сказать жизни «Да». М.: Смысл, 2008.
26. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М: Когито-Центр, 2006.
27. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ, Хранитель, 2008.
28. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.
29. Юнг К.Г. Структура и динамика психического. М.: Когито-Центр, 2008.
30. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический Проект, 2009.
31. Юнг К.Г. Символы трансформации. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
32. Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., Серебряные нити, 2006.
33. Юнг К.Г. Эон. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.

Введение….…………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ ШЕКСПИРА ……………………..…….11
1.1. Отелло……………..………………………….……………………..11
1.2. Ромео и Джульетта………………………….……………….……..25
1.3. Венецианский купец………………….……………………...……..37
1.4. Бесплодные усилия любви………………….……………….……..49
1.5. Два веронца………………….……………………………….……..60
1.6. Макбет……………..………………………….…………………….72
1.7. Гамлет……………..………………………….……………………..83
1.8. Выводы…...…………………………………………………...…...100
Глава II. ТИПИЧНОСТЬ ГЕРОЕВ И СЮЖЕТОВ ПЬЕС ШЕКСПИРА..101
2.1. Типичность сюжетов пьес Шекспира………………………..…..102
2.2. Типичность героев Шекспира.…………………………. ………..126
2.2.1. Типичность стремлений персонажей…………………………..127
2.2.2. Типичность поведения персонажей …………………………...133
2.2.3. Архетипичность героев Шекспира.………………….................232
2.3. Выводы…...…………………………………………………….….242
Заключение……………………………………………………………..244
Литература……………………………………………………….............249

Гамлет – одна из величайших шекспировских трагедий. Вечные вопросы, затронутые в тексте, волнуют человечество до сих пор. Любовные коллизии, темы, связанные с политикой, размышления о религии: в этой трагедии собраны все основные интенции человеческого духа. Пьесы Шекспира одновременно трагичны и реалистичны, а образы уже давно стали вечными в мировой литературе. Возможно, именно в этом заключается их величие.

Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.

Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута. У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.

Суть

Гамлет возвращается в родной замок Эльсинор на похороны отца. От солдат, служивших при дворе, он узнает о призраке, который приходит к ним по ночам и очертаниями напоминает покойного короля. Гамлет решает пойти на встречу с неведомым явлением, дальнейшая встреча приводит его в ужас. Призрак раскрывает ему истинную причину своей смерти и склоняет сына к мести. Датский принц растерян и находится на грани сумасшествия. Он не понимает, действительно ли видел дух отца, или это дьявол наведался к нему из глубин ада?

Герой долго размышляет над случившимся и в итоге решает самостоятельно узнать, действительно ли виновен Клавдий. Для этого он просит труппу актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы посмотреть на реакцию короля. Во время ключевого момента в пьесе Клавдию становится плохо, и он уходит, в этот момент раскрывается зловещая правда. Все это время Гамлет притворяется сумасшедшим, и даже подосланные к нему Розенкранц и Гильденстерн не смогли выведать у него истинных мотивов его поведения. Гамлет намеревается поговорить с королевой в её покоях и случайно убивает Полония, который спрятался за шторой с целью подслушать. Он видит в этой случайности проявление воли небес. Клавдий понимает всю критичность ситуации и пытается выслать Гамлета в Англию, где его должны казнить. Но этого не происходит, и опасный племянник возвращается в замок, где убивает дядю и сам же погибает от яда. Королевство переходит в руки норвежского правителя Фортинбраса.

Жанр и направление

«Гамлет» написан в жанре трагедии, но при этом следует учитывать «театральность» произведения. Ведь в понимании Шекспира мир – это сцена, а жизнь – театр. Это некое специфическое мироощущение, творческий взгляд на явления, окружающие человека.

Драмы Шекспира традиционно относят к . Ей свойственны пессимизм, мрачность и эстетизация смерти. Эти черты можно обнаружить и в творчестве великого английского драматурга.

Конфликт

Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.

Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.

Композиция

Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.

Действие можно разделить на пять частей:

  1. Первая часть – завязка . Здесь Гамлет встречается с призраком умершего отца, который завещает ему отомстить за его смерть. В этой части принц впервые сталкивается с человеческим предательством и подлостью. С этого и начинаются его душевные терзания, которые не отпускают его до самой смерти. Жизнь становится для него бессмысленной.
  2. Вторая часть – развитие действия . Принц решает притвориться сумасшедшим, чтобы обмануть Клавдия и узнать правду о его поступке. Также он случайно убивает королевского советника – Полония. В этот момент к нему приходит осознание того, что он является исполнителем высшей воли небес.
  3. Третья часть – кульминация . Здесь Гамлет при помощи уловки с показом пьесы окончательно убеждается в виновности правящего короля. Клавдий понимает, насколько опасен его племянник, и решает избавиться от него.
  4. Четвертая часть – Принца отправляют в Англию, чтобы там казнить. В этот же момент Офелия сходит с ума и трагически погибает.
  5. Пятая часть – развязка . Гамлет избегает казни, но ему приходится сразиться с Лаэртом. В этой части погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и сам Гамлет.
  6. Главные герои и их характеристика

  • Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
  • Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
  • Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
  • Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
  • Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
  • Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».

Темы

  1. Месть Гамлета . Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла. Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения. Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.
  2. Любовь Гамлета . До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь. Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным. Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.
  3. Дружба Гамлета . Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе. Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.

Проблемы

Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.

Одна из главных – проблема выбора , с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.

Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?

Смысл

Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.

Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.

Критика

Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов», «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».

В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « <…> это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.

С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».

Психолог Л.С. Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет - мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».

А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В произведении Уильяма Шекспира “Гамлет” герои борются с несправедливостью и ложью, каждый за свою правду. Основные события происходят в королевском замке в Дании. Главный герой Гамлет молод, остроумен, смел, движим целью отомстить за смерть отца. Этот образ многогранен и притягателен своей верой в правду, стремлением понять суть человеческого бытия. Характеристика персонажа – его шедевральные монологи, искренняя дружба и любовь, поступки, подсказанные велением сердца. Несмотря на трагический финал пьесы, Гамлет остаётся победителем.

Характеристика героев “Гамлет”

Главные герои

Гамлет

Принц датский, возвращается в королевство из-за внезапной смерти отца. Много размышляет о смысле жизни, умён, образован, удача сопутствует ему повсюду. Он влюблён в Офелию, дочь королевского советника. Полон энергии, жизненных сил, веры в добро, в людей. После смерти отца его мир меняется, принцу приходится изображать умалишённого, чтобы разобраться в смерти отца. Возлюбленная и друзья предают его, мать оказывается бессердечной, слабовольной.

Клавдий

Король Дании, женился на матери Гамлета сразу после похорон брата. Умный, хитрый, коварный человек. Плетёт интриги, используя близких людей. Лицемер и лгун. Из-за него погибают невинные люди. Убивает родного брата, из-за жажды власти. Как любого человека, его мучает совесть, он не может радоваться и жить спокойно из-за её угрызений.

Горацио

Лучший друг Гамлета, его защитник, преданный и надёжный человек. Помогает принцу воплотить в жизнь все планы. Спасает от предательства. В конце пьесы Горацио хочет умереть вместе с другом, но Гамлет завещает ему рассказать людям правду.

Лаэрт

Сын Полония, брат Офелии, молодой человек, не имеющий своего разума и воли. Преданно служит королю Клавдию, выполняет все его шпионские поручения и участвует в дворцовых интригах. В финальной дуэли с Гамлетом, умирает от своей отравленной шпаги.

Полоний

Королевский советник, организатор всех хитросплетений в замке, преданно служит Клавдию. Гамлет убивает Полония, когда во время разговора с матерью Полоний прячется, чтобы подслушать. Королевский советник и его дети гибнут из-за интриг короля.

Офелия

Дочь Полония, возлюбленная Гамлета. Хорошая добрая девушка, становится марионеткой в руках Клавдия и невольно действует против Гамлета. Она искренне любит его, но Гамлет чувствует предательство. Поражена “сумасшествием” Гамлета, духовно надломлена. После смерти отца, сходит с ума, кончает жизнь самоубийством.

Гертруда

Мать Гамлета, женщина далеко не глупая, но слабовольная. Идёт на поводу у Клавдия, участвует в заговоре против собственного сына, материнская любовь не знакома ей. Понимает правоту Гамлета только перед смертью, выпив отравленное вино.

Второстепенные персонажи

“Гамлет” – одно из лучших произведений в мировой литературе. Автор ставит во главе пьесы вечные темы: правду и ложь, дружбу и предательство, любовь и ненависть. Статья поможет при анализе произведения, оформлении читательского дневника, написании творческих работ.

Тест по произведению