На какие основные формы делятся социальные взаимодействия. Социальное взаимодействие, его структура и формы

Древние римляне сказали, что человек – общественное животное и, следовательно, человек, живущий в обществе, за­висит от него. Это означает, что он зависит от других индивидов, с которыми вступает в связи, образуя некую социальную общность.

Для осуществления социальной связи необходимо три компонента:

    субъекты связи (от двух и более лю­дей);

    предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

    механизм регулирования взаимоотношений.

Если предмет связи отсутствует, индивиды не контактируют друг с другом и наоборот. Например, парень пытается познакомиться с понравившейся девушкой. От девушки зависит, насколько ей нравится субъект и предмет связи. Если нравится, она дает телефон, соглашается на встречу и т.п., иными словами, выполняет определенные действия по осуществлению социальной связи.

Социальные связи представляют собой зависимость людей, реализованную через социальное действие, осуществляемое с ориента­цией на других людей, с ожиданием соответствующего от­ветного действия партнера.

Социальные связи подразделяются на социальные взаимодействия и социальные отношения. Это разные понятия, более того, в социологической иерархии социальные отношения шире, нежели социальное поведение, социальное действие, социальный контакт и социальное взаимодействие. Что представляют собой эти понятия?

    самое основное понятие – животное поведение , т.е. физические движения тела (еда, движение);

    действие – движение, имеющее цель и значение (ты собираешь ягоды, чтобы их съесть);

    социальное поведение – поведение, ориентированное на других людей;

    социальное действие предполагает ответную реакцию другого человека (парень дарит любимой девушке бриллиантовое кольцо);

    социальный контакт – пара социальных действий;

    социальное взаимодействие (интеракция ) – последовательность социальных действий.

Как вид социальной связи социальное взаимодействие также означает зависимость людей друг от друга: мое дальнейшее действие зависит от ответной реакции партнера. Однако это не значит, что партнеры должны видеть друг друга или взаимодействовать физически. В социальном плане взаимодействуют и друзья по переписке, и генералы, которые готовятся к сражению с противником. Важно, что при взаимодействии учитывается взаимная ориентация партнеров по отношению друг к другу и их ответная реакция. Шпионаж за кем-либо – не социальное взаимодействие, если тот, за кем шпионят, не знает об этом. Два конкурента, сознательно игнорирующие друг друга, также взаимодействуют в социальном плане, т.к. они зависят друг от друга и осуществляют свои действия на рынке в соответствии с действиями конкурента.

Социальные взаимодействия также основываются на социальной зависимости. Проблема социальной зависимости отражает два аспекта: во-первых, речь может идти о зависимостях, возникающих между людьми, живущими в обществе, во-вторых, о зависи­мостях, вытекающих из сознательных воздействий людей друг на друга как на представителей общества. Выражение «А зависит от Б» в первом случае означает, что А в своих действиях должен считаться с существованием Б, его обязанностями и правами. Иными словами, зависимость возни­кает из общей принадлежности к организованной системе. Во втором случае это выражение означа­ет, что Б может непосредственно навязать А определенный способ поведения. Иными словами, и в том, и в другом случае человек (или группа) выстраивает свое поведение в соответст­вии с данными зависимостями, за которыми стоят индивиды.

Вполне закономерно возникает вопрос о том, в какой степени эта зависимость опре­деляет поведение и сознание человека. Польско-австрийский социолог Л. Гумплович в своей работе «Основания социологии» отмечал, что ошибка психологов заключается в предположении, будто мыслит человек. В этой связи в индивиде вечно пытаются найти источник мышления и определить, почему он мыслит так, а не иначе. Однако в человеке мыслит не он, а соци­альная группа, и источник его мыслей лежит не в нем, а в социальной среде, в которой он живет. Это означает, что человек может мыслить только так, как его заставляет окружающая социальная среда.

Можно согласиться с утверждением Л. Гумпловича о том, что личность есть результат взаимодей­ствий с социальной средой. И не только потому, что она оказы­вает на человека сильное социальное воздействие, но и потому, что интеграция человека в социальную среду обеспечивает ему комфортность жизнедеятельности в виде наград и поощрений. Следовательно, потребность человека интегрироваться в социальную среду есть не только биологическая, психологическая, но и социальная необходимость для его выживания.Такого рода взаимодействия порождают территориальные, национальные, языковые, профессиональные общности.

Однако данные процессы связаны не только с изменяющимися интересами и потребностями самого че­ловека, но и с интересами социальной среды, в которую он включен. Например, рабочий учился заочно, получил высшее образование и перешел в более высокую социальную страту; в этом случае речь идет о дезинтеграции с представителями низшей страты. Он стал менеджером, усвоил модели поведения менеджеров своего эшелона (креативность, лидерство и т.п.) и активно демонстрирует их – интеграция с представителями новой страты. Если он не будет это делать, его не будут повышать.

Итак, социальные взаимодействия – это система­тические, регулярные социальные действия партнеров, на­правленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, при­чем ответная реакция порождает новую реакцию воздей­ствующего.

Виды социальных взаимодействий . Они подразделяются на:

    случайные (социальные контакты) – не планируются и не повторяются (вопрос случайного прохожего как пройти к БГЭУ). Социальный контакт не предполагает продолжения или последствия: если объект (субъект) связи не нравится, его можно заменить другим;

    повторяющиеся – не планируются, но имеют место время от времени (встреча с соседом из другого подъезда);

    регулярные – не планируются, но очень распространены, возникает вопрос, если взаимодействие не имеет место (ежедневная встреча с знакомым студентом другого факультета);

    нормированные – планируются и регулируются традицией или законом (трудовые и семейные отношения, учебный процесс в вузе), всегда вызывают вопрос, если не случаются (студент прогулял занятие).

Характеристики социальных взаимодействий. Американский ученый Р. Руммель классифицирует взаимодействия по их значению, направлению, интенсивности, экстенсивности, длительности и степени организации.

Значение социального взаимодействия – понимание поведения индивида как конкретного действия, акта или практики.

Направление зависит от того, как направлены действия партнеров: по отношению друг к другу или нет, включают ли они общие интересы и т.п.

- солидарные взаимодействия – акты с совместными намерениями и ориентацией партнеров на оказание помощи друг другу по реализации этих намерений (действия родителей по воспитанию детей).

- антагонистические взаимодействия имеют место, когда партнеры мешают друг другу достичь их цели (два сотрудника, собирающие друг на друга компромат, чтобы получить повышение).

Интенсивность (= глубина). Социальные взаимодействия могут быть высокой интенсивности (глубокие, сильно мотивированные взаимодействия имеют место при заключении брака, организации забастовки, на войне) и низкой интенсивности (имеют место при обсуждении, какой фильм смотреть, как провести выходные и т.п.).

По степени экстенсивности (= протяженности) взаимодействия могут быть экстенсивными (широкими) и ограниченными (узкими). Если взаимодействия направлены, например, на победу врага в войне, победу на выборах, – они экстенсивные. Если они ограничены конкретными действиями (кому мыть посуду после еды), то это – ограниченные взаимодействия.

Продолжительность : взаимодействия могут быть продолжительными (семейные отношения) и непродолжительными (пикник за городом).

По степени организованности взаимодействия могут носить организованный характер, если они регулируются законами и нормами общества (деятельность профсоюзов, учебный процесс) и неорганизованный (подготовка к вылазке на природу, решение сбежать с лекции).

В целом, социальные интеракции имеют различные комбинации характеристик. Они могут быть солидарными, интенсивными, короткими, ограниченными и неорганизованными (сексуальные отношения), антагонистическими, интенсивными, экстенсивными, продолжительными и организованными (война) и т.д.

Данные характеристики использовал и П. Сорокин для выделения 3 типов взаимодействий (в русскоязычной литературе: взаимоотношений):семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидар­ны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы);договорный тип (отношения сторон, взаимодействующих в рамкахдоговора, ограничены по времени и направ­лены на получение взаимной выгоды или «как можно большего за меньшее»);принудительный тип (антагонизм от­ношений с различными формами принуждения: экономическим, физическим, психологическим и др.). Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. В обществе часто наблюдаются смешан­ные типы социальных взаимоотношений.

Уровни с оциальных взаимодействий. При анализе социальных взаимодействий выделяют три уровня. Межличностные взаимодействия могут быть представлены взаимодействием между двумя индивидами (диада или пара); между тремя индивидами (триада ); между одним индивидом и многими (например, актер – зрители); между многими и мно­гими индивидами (покупатели – продавцы). При взаимодействиях на межличностном уровне большую роль играют факторы, связанные с установками и ориентациями субъектов взаимодействий. Субъекты также предо­пределяют и характер взаимодействий, так как формиро­вание установок и ценностных ориентаций связано с процес­сами социализации индивидов, усвоения ими социального опыта. Межличностные взаимодействия в значительной степени детерминированы психическими и физиологическими факторами, что связано с фактом непосредственного общения субъектов и характером их социального поведения.

Групповые взаимодействия представляют более высокий уро­вень взаимодействий, при котором проявляются социальные установки группы и ценности, разделяемые большинством или почти всеми членами группы. Их субъектами являются не отдельные индивиды, а груп­пы. Груп­повые взаимодействия также можно наблюдать (столкновения между классами – буржуазией и пролетариатом, этническими группами в Югославии – сербами и хорватами) и эмпирически фиксировать их характер, определять тип отношений между группами и т.д.

Социетальные взаимодействия (уровень общности и об­щества) часто называют социальными отноше­ниями. Их трудно наблюдать, т.к. субъекты взаимодействий (страны) могут непосредственно и не контак­тировать. Если страны воюют или сотрудничают, эти взаимодействия можно наблюдать и фиксировать в виде политических, экономи­ческих договоров и т.д. На этом уровне отношений действуют как бы другие зако­ны. Они представлены в виде культуры, морали, права, которые придают взаимодействиям нормированный характер.

Действительно, социальные взаимодействия часто служат основой для социальных отношений – отношений между людьми как представителями социальных групп и социальных институтов. Исходя из этого, можно утверждать, что групповые взаимодействия также можно считать социальными отношениями. Социальные отношения – это устойчивая система норми­рованных взаимодействий между субъектами на основе определенной платформы (т.е. интереса или цели, кото­рую хотят достичь объединившиеся люди). Например, инсти­туты принуждения (суд, тюрьма) создаются с целью поддержания общественного порядка, наказания тех, кто не желает подчиняться нравственным и правовым нормам, по­сягает на общественные ценности (духовные или материаль­ные).

Социальное действие, предполагающее не менее двух участников, влияющих друг на друга, называется социальным взаимодействием. Механизм социального взаимодействия включает в себя следующие составляющие:

  • а) индивидов, совершающих те или иные действия;
  • б) изменения в социальной общности или обществе в целом, вызванные этими действиями;
  • в) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих данную общность;
  • г) обратную реакцию данных индивидов.

Социальное взаимодействие рассматривают различные социологические теории. Наиболее глубоко проблему социального взаимодействия разрабатывали Д. Хоманс и Т. Парсонс. В исследовании социального взаимодействия Хоманс опирался на такие термины обмена действиями, как "деятель" и "другой", и утверждал, что во взаимодействии такого рода, каждый его участник стремится к минимизации собственных затрат и получению максимального вознаграждения за свои действия. Одним из важнейших вознаграждений он считал социальное одобрение. Когда в социальном взаимодействии вознаграждения становятся взаимными, само социальное взаимодействие оформляется во взаимоотношения, базирующиеся на системе взаимных ожиданий. Ситуация несоответствия ожиданиям одного из участников взаимодействия, может привести к агрессивности, которая сама может стать средством получения удовлетворения. В социальном взаимодействии, включающем в себя множество индивидов, регулирующую роль исполняют социальные нормы и ценности. Важной особенностью социального взаимодействия между двумя деятелями является стремление к определённому упорядочению его характера - вознаграждающего или наказующего.

Парсонс отмечал принципиальную неопределённость социального взаимодействия, в условиях, когда каждый участник взаимодействия стремится к достижению собственных целей. Хотя полное устранение неопределённостей невозможно, их можно уменьшить при помощи системы действия. Принцип социального взаимодействия Парсонс строил на таких понятиях как, мотивационная ориентация, удовлетворение и неудовлетворение потребностей, ролевые ожидания, установки, санкции, оценки и др. При помощи этих понятий он стремился решить проблему социального порядка.

В состав социального взаимодействия входят социальная связь и социальные отношения. Отправной точкой образования социальной связи является социальный контакт, то есть неглубокое, поверхностное социальное действие единичного характера.

Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и социальных групп называется социальной связью. Социальные cвязи устанавливаются для достижения определённой цели, в определённое время и в определённом месте. Их установление связано с социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. В социологии выделяют различные типы связей:

  • - взаимодействия;
  • -отношений;
  • -контроля;
  • -институциональные связи.

Понятие социальная связь было введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под социальной связью он подразумевал любые социокультурные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу. Дюркгейм полагал, что социальные связи существуют в группе, организации и обществе в целом.

Основными элементами социальной связи являются:

  • - субъекты (индивиды и группы);
  • - предмет (проезд в транспорте, поход в театр);
  • -механизм социальной связи и его регулирование (оплата потребностей).

Целью социальной связи является удовлетворение какой-либо потребности индивида или группы. С развитием общества социальные связи усложняются.

Довольно часто социальные связи рассматривают, характеризуя малые группы. Социальные связи позволяют индивидам идентифицировать себя с данной социальной группой и ощущение значимости принадлежности к данной группе.

Социальные отношения - длительная, системная, устойчивая форма социального взаимодействия с обширными социальными связями. Она требует социальной мотивации.

Социальная мотивация - внутреннее побуждение поведения (активности и деятельности) личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее поведения. Основными потребностями являются физиологическая (голод) и эмоциональная (любовь), но возможна и познавательная оценка ситуации. Мотивация бывает внутренней - направленной на удовлетворение личной потребности, и внешней - стремящейся получить вознаграждение, не относящееся к лично необходимому. Выделяют мотивации, побуждающие к деятельности, и мотивации, обусловленные влиянием на индивидов, существующих стереотипов.

Д.К. Мак-Клелланд ввёл понятие - мотивация достижений , предполагающее оценку индивидуальных и культурных различий в стремлении к достижениям. Согласно его гипотезе, потребность в достижении стимулируется близкими отношениями с родственниками, которые устанавливают высокие стандарты поведения.

Существуют различные формы взаимодействия.

Кооперация - это совместная деятельность индивидов, групп и организаций для достижения поставленной цели. Кооперация тесно взаимосвязана с конфликтом и конкуренцией. Она в некотором смысле парадоксальна, так как участники конфликта до некоторой степени сотрудничают для поддержания конфликта. Поэтому, вопрос о том, что именно является решающим социальным скреплением общества - кооперация или конкуренция, остаётся открытым.

Под конкуренцией понимается деятельность, в которой индивид или группа соперничает с другим индивидом или группой для достижения цели. Конкуренция бывает прямой или косвенной. Она может нормативно или социально регулироваться, но может и не регулироваться.

Многие направления социальной мысли (напр. социальный дарвинизм, утилитаризм) подчеркивали социальные выгоды конкуренции и воспринимали конкуренцию в качестве универсального и производительного элемента в обществе. Представители марксизма наоборот, считали конкуренцию специфической потребностью капитализма, в которой находящиеся на поверхности незначительные проявления справедливости и эффективности опровергаются реальной асимметрией власти, основными противоречиями и конфликтами.

Существование различных представлений о конкуренции не даёт возможность рассматривать её однозначно положительно или отрицательно. Наиболее рационален подход М. Вебера, который предложил оценивать конкуренцию в качестве частного аспекта социальных отношений, последствия которого необходимо индивидуально анализировать в каждом отдельном случае. Понятие "конкуренция" частично совпадает с понятием "конфликт".

Прежде чем перейти к изучению сложных феноменов общественной жизни, необходимо исследовать простейшее социальное явление. Так поступают все другие науки: химия в качестве простейшей модели изучаемых ею явлений берет химический элемент, физика – атомы, элементарные частицы, биология – клетку, астрономия – отдельное небесное тело.

Начальной категорией системы социологического знания может быть лишь категория, являющаяся моделью простейшего социального явления, которое логически и исторически предшествует возникновению общества, любой социальной системы.

Здравый смысл подсказывает, что появлению общества предшествует отдельный человек. Общество образуется людьми. Может быть, отдельный человек – индивид – является атомом, "первокирпичиком" построения социальной системы? Нет, даже в силу физиологических причин отдельный человек не может быть таковым. В библейской истории происхождения человечества, весьма далекой от современных научных представлений, для возникновения общества потребовались два человека разного пола – Адам и Ева.

Так может быть элементарной ячейкой общества является семья? Тоже нет, - в силу сложности общественных связей внутри семьи и многообразия ее исторических форм семья не может быть простейшим социальным явлением. Кроме того, семья существовала в истории человечества не всегда.

Значит дело не в количестве обитающих на какой-либо территории людей, а в характере связей между ними?! Если десятки, сотни, тысячи людей не встречаются друг с другом, не обмениваются товарами, информацией, не общаются с помощью сигнальных костров, тамтамов, телеграфа, интернета, – иначе говоря, не взаимодействуют , а живут уединенно, как Робинзон Крузо на своем острове, то они не образуют социальную систему, не составляют общество. Для того чтобы социальная система могла существовать, нужны хотя бы два человека, связанные друг с другом разнообразными социальными взаимодействиями. Такой случай будет простейшим социальным явлением, и он может стать простейшей формой общества, если эти два человека будут разного пола (см. выше историю Адама и Евы, а также признаки общества по Шилзу). На простейшие случаи социального взаимодействия можно разложить всю общественную жизнь и все сложные общности людей. Какой бы социальный процесс мы ни взяли: будь то судебная тяжба, общение учителя и ученика, совместная работа по уборке урожая или битва двух армий - все эти формы общественной деятельности могут быть представлены как частные случаи общего явления взаимодействия. Возьмем ли мы семью, учебную группу, коммуну хиппи, профсоюз, воинское подразделение, государство – все эти общности являются результатом многообразных социальных взаимодействий между людьми.

Социальное взаимодействие впервые стало рассматриваться как простейшее социальное явление в символическом интеракционизме в работах Дж.Г. Мида. Как начальная категория социологического знания "социальное взаимодействие" использовалось в интегральной социологии П.А. Сорокина. Свои теории социального взаимодействия разработали такие известные западные социологи, как Т. Парсонс и Дж. Хоманс.

Современная социология определяет социальное взаимодействие как систему взаимообусловленных социальных действий, связанных с циклической зависимостью, в которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

П.А. Сорокин выделял следующие элементы социального взаимодействия : субъекты взаимодействия; взаимные ожидания субъектов взаимодействия; целенаправленная деятельность каждой из сторон; проводники социального взаимодействия.

Субъекты взаимодействия . Участники социального взаимодействия не случайно названы П.А. Сорокиным абстрактно – "субъекты", т.е. действующие лица: во взаимодействие могут вступать два человека, один человек и группа лиц, две или более группы, общности, организации. Количество участников взаимодействия оказывает влияние на характер отношений между людьми. Так как процесс взаимодействия складывается из цепи взаимообусловленных действий сторон, то каждый участник постоянно выступает в качестве и субъекта и объекта социального взаимодействия, передавая или воспринимая определенные интересы, потребности, моральные, правовые и прочие нормы и образцы поведения.

Взаимные ожидания субъектов взаимодействия . Выбирая объект социального взаимодействия, субъект ожидает определенного поведения (ответной реакции). От адекватности этой реакции зависят дальнейшее поведение субъекта и форма взаимодействия его с выбранным объектом. Если взаимные ожидания участников взаимодействия не совпадают, то оно очень скоро прервется или связь ограничится социальным контактом – кратковременным единичным взаимодействием. Если же взаимные ожидания совпадут, то каждая из сторон сможет достичь поставленных целей, а цепь взаимодействий сможет длится сколь угодно долго. Важно подчеркнуть, что ожидания всегда носят взаимный характер. Идя на встречу с незнакомым человеком, вы ожидаете от него поведения, адекватного целям и задачам встречи, а также нравственно-правовым нормам, принятым в той социальной группе (обществе), к которой вы принадлежите. Но и ваш партнер, идя на эту встречу, вправе ожидать от вас того же. Поэтому предварительно человек всегда мысленно проигрывает ситуацию ожидаемого взаимодействия в зависимости от складывающейся ситуации. Человек, имея несколько статусов и отражая, соответственно, различные социальные роли, адаптирует к ним и систему взаимных ожиданий. Выступая в роли следователя, человек перед допросом строит ожидаемую картину взаимодействия с подсудимым. Но тот же следователь, готовясь к встрече с тем же человеком, но уже оправданным судом или отсидевшим срок (идея исправившегося после отбывания наказания преступника - суть многих фильмов о милиции советского периода: "Место встречи изменить нельзя", "Следствие ведут знатоки" и т.п.), выступающим уже в роли обычного гражданина государства, вправе ожидать от встречи совсем иной формы и содержания. То же самое касается и человека, выступающего сначала в роли преступника, а впоследствии законопослушного гражданина. По мере углубления взаимоотношений между субъектами их взаимные ожидания становятся более определенными, устойчивыми и предсказуемыми.

Целенаправленная деятельность каждой из сторон . Деятельность обеих сторон в системе социального взаимодействия всегда целенаправленна. Если мышление человека не нарушено, оно всегда конкретно и носит избирательный характер. О социальном взаимодействии можно говорить лишь тогда, когда деятельность двух изолированных субъектов направлена друг на друга. Социальная активность человека остается невостребованной до тех пор, пока ее вектор не пересечется с целенаправленной деятельностью другого индивида. В то же время не каждый поступок человека является социальным действием.

Впервые эту проблему в социологии поставил М. Вебер. Под социальным действием немецкий ученый понимал действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое, по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу, соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Главное признаки социального действия , которые отметил в своем определении Вебер, это во-первых, осознанность, целерациональный характер деятельности личности и во-вторых, ее ориентация на предполагаемые ответные действия других индивидов.

Первый признак, по мнению М. Вебера, должен был отличать социальные действия, с одной стороны, от аффектов , импульсивных актов поведения на основе взрыва эмоций, с другой стороны – от "традиционных" действий, основанных на слепом подражании образцам поведения, принятым в той или иной культуре. Для юристов различие между целерациональным и аффективным действием играет важную роль, поскольку отдельные статьи Уголовного кодекса учитывают аффективный характер действия при квалификации тех или иных преступных деяний. Второй признак является решающим при определении социального характера совершенного действия. М. Вебер утверждал, что нельзя называть социальными действиями поступки людей, ориентированные только на удовлетворение личных потребностей. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются социальными действиями, если они направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей. Но те же самые виды деятельности, осуществляемые совместно с другими людьми, требующие согласованного поведения многих лиц, являются примерами социального поведения. Следует отметить, что количество участников роли не играет: массовое поведение большого числа людей, например, решение горожан зажечь свет с наступлением темноты, не обязательно является социальным действием – в таком случае люди действуют независимо друг от друга, удовлетворяя собственные потребности. В то же время акт индивидуального поведения, например, самоубийство является социальным деянием, поскольку ориентировано на ответную реакцию других людей.

Как правило, при анализе социального действия выделяют следующие основные элементы: действующее лицо; потребность, порождающая активность; цель действия; метод действия; другое действующее лицо, на которое направлено действие; результат действия; ситуация, в которой происходит действие. Кроме того, психологи в любом действии выделяют ориентировочную, контрольную и исполнительную части.

Проводники социального взаимодействия . Еще одним необходимым элементом социального взаимодействия является система проводников ,или, иначе говоря, совокупность материальных средств, с помощью которых социальное действие передается от одного субъекта к другому. Без проводников социальное взаимодействие возможно только когда его участники общаются непосредственно, "лицом к лицу". Во всех иных случаях, когда они разделены в пространстве или во времени, социальные связи без проводников, материальных посредников взаимодействия невозможны. Например, если необходимо передать срочное сообщение родственнику, коллеге по работе, любимой девушке, которые находятся в другом городе, можно воспользоваться разнообразными посредниками-проводниками: телефоном (необязательно сотовым), телеграфом, электронной почтой, Интернетом, просто изложить свои мысли на листе бумаги и отправить письмо по почте… Наконец, вы можете использовать самый древний способ – послать гонца, передав ему сообщение на словах. Существуют и иные экзотические с точки зрения человека ХХI в. виды взаимодействия - морская бутылочная или голубиная почта. В случае если материальный посредник не выполнит свою функцию: телефонная связь не будет установлена, телеграф не будет работать в связи с выходным днем, сервер интернета будет выведен из строя компьютерным вирусом, письмо просто потеряется на почте, а "гонец" заблудится в незнакомом городе, - сообщение не будет передано и социальное взаимодействие не состоится. Для людей, разделенных во времени, значение проводников особенно велико. Благодаря картинам, книгам, архитектурным сооружениям (зданиям, памятникам и т.д.), сложным техническим конструкциям (самолетам, автомобилям, кораблям, фабрикам и т.д.) создавший их автор может воздействовать на огромные массы людей и после своей смерти. Вот уже несколько тысячелетий одна из пирамид в Египте прославляет имя фараона Хеопса и гигантский труд ее безымянных строителей. Мы до сих пор можем вести мысленный диалог с Пушкиным, Достоевским, Толстым, Чеховым, благодаря тому, что хранятся в библиотеках и переиздаются их книги.

П.А. Сорокин делил проводники социального взаимодействия на механические, например, пуля, стрела, выпущенная в противника; двигательные – жесты, мимика; химические – запах духов, которым женщина хочет привлечь к себе поклонников; звуковые - человеческая речь, музыка, разнообразные звуковые сигналы, например, звук будильника); светоцветовые – письменность, живопись, разнообразные знаки, например эмблемы родов войск у военных; электрические – все виды электросвязи.

Особо П.А. Сорокин выделял предметные или символические проводники – материальные предметы, выступающие в качестве представителей каких-либо других предметов, свойств или качеств и используемые для хранения и передачи сообщений (информации, знаний). Мысли, чувства, переживания, которыми "нагружены" символические проводники, не совпадают с их формой, "оболочкой" и понятны лишь людям, посвященным в смысл этих символов. Молодым людям, наблюдающим за встречей ветеранов Великой Отечественной войны иногда может быть непонятно, почему седые старики плачут, когда выносят знамя их воинской части. Но для ветеранов оно символизирует боевой путь полка, дивизии, корпуса, победы и неудачи, потери боевых товарищей, прожитые вместе годы, что, конечно, не может не вызывать сильных эмоций. Другими примерами символических проводников являются: государственный герб; государственный гимн; деньги; хлеб и соль – символ гостеприимства у восточных славян; знаки царской власти – скипетр и держава; крест, полумесяц – символы христианства и ислама и т.д. Чрезвычайно важную роль в межличностной и групповой коммуникации играют особые системы символических проводников – естественные и искусственные языки, от языка жестов до языков программирования ЭВМ.

Классификация форм социального взаимодействия проводится по различным основаниям.

В зависимости от количества участников: взаимодействие двух людей между собой (два товарища); взаимодействие одного и многих (лектор и аудитория); взаимодействие многих и многих (сотрудничество государств, партий и т.п.)

В зависимости от сходства или различия качеств участников взаимодействия: одного или разных полов; одной или разных национальностей; сходных или различающихся по уровню богатства и т.д.

В зависимости от характера актов взаимодействия: одностороннее или двухстороннее; солидарное или антагонистическое; организованное или неорганизованное; шаблонное или нешаблонное; интеллектуальное, чувственное или волевое.

В зависимости от продолжительности: кратковременное или длительное; имеющие кратковременные или долговременные последствия.

В зависимости от природы проводников: непосредственное или опосредованное.

Предпринятое выше описание элементов социального взаимодействия и классификация его форм позволяют сделать "моментальную фотографию" этого явления, представить его в статическом состоянии. Анализ динамики социального взаимодействия выявляет его новые качества: многократное повторение актов взаимодействия с одним и тем же составом участников, в одних и тех же условиях делает их более стабильными, а поведение действующих лиц – более предсказуемым. С ростом стабильности, взаимодействие, образно говоря, все более "кристаллизуется", тем самым меняется характер социальных связей между людьми. В зависимости от частоты повторений и устойчивости в социологии выделяются следующие виды социального взаимодействия : социальные контакты, социальные отношения, социальные институты.

Под социальным контактом в социологии принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве.

Человек ежедневно вступает в огромное количество социальных контактов: на улице, в киоске, покупая газету, в метро, покупая жетон или предъявляя дежурному документ, в магазине и т.д. Совершая некоторые виды преступлений, например такие формы мошенничества в торговле, как вручение "куклы" вместо денег, подмена качественного товара вещевой "куклой" или некачественным товаром при передаче от продавца покупателю, злоумышленники прямо учитывают особенности социального контакта как кратковременного взаимодействия. Весь расчет строится на том, что мошенник и потерпевший никогда более не встретятся.

Социальные контакты можно разделить по разным основаниям. Наиболее четко выделены типы социальных контактов у С. Фролова. Он структурировал их в следующем порядке:

Пространственные контакты, помогающие индивиду определить направление предполагаемого контакта и сориентироваться в пространстве и во времени. Это –первоначальный и очень значимый момент любого социального взаимодействия. Не будь его, мы утонули бы в море информации. С. Фролов, солидаризируясь с социологами Н. Обозовым и Я. Щепаньским, различает два типа пространственных контактов:

1. Предполагаемый пространственный контакт , когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Такой контакт иначе называют опосредованным. Например, зная, что есть желающие поступить в Московский университет МВД России, ответственный за данную работу дает объявление об очередном приеме в вуз в средства массовой информации.

2) визуальный пространственный контакт , или контакт "молчаливого присутствия", когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологии аналогично используется термин "публичный эффект", отражающий изменение поведения индивида под влиянием пассивного присутствия других людей.

Контакты заинтересованности подчеркивают социальную избирательность нашего выбора. При "рекогносцировке" в социальном пространстве человек, как правило, мысленно перебирает в памяти все вероятные кандидатуры, которые могли бы помочь ему достичь желаемого результата. В зависимости от ситуации, социального качества, необходимого для контакта, объекты могут резко отличаться. Например, при нападении на вас, вы будете искать человека с большой физической силой или обладающего властью. При желании узнать местонахождение какого-либо объекта вы вряд ли обратитесь к иностранцу или малолетнему ребенку. Решив создать семью, вы тоже будете искать человека, импонирующего вам по своим социальным, физиологическим, психологическим и интеллектуальным данным. Такой контакт может быть односторонним и двухсторонним, очным и заочным, приводить к позитивному и негативному результату. Контакты заинтересованности побуждают человека раскрывать свои потенциальные возможности, скрытые в нем до поры до времени. Одной из главных задач в преподавании любого предмета является задача помочь выявить и всесторонне развить скрытые возможности каждого студента. Иногда студент и сам не подозревает о наличии некоторых из них и лишь заинтересовавшись, увлекшись предметом, он начинает идти на контакт с преподавателем. Контакт заинтересованности может продолжаться, а может и прерваться в зависимости от множества факторов и обстоятельств, как, например, силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса; степени взаимности интересов; степени осознания своего интереса; окружающей обстановки.

Контакты заинтересованности раскрывают лучшие, глубинные черты личности, а также социальных групп, объединений, институтов, к которым она принадлежит.

Контакты обмена. Это уже более высокая ступень в стремлении индивидов к социальному взаимодействию. Здесь индивиды начинают вступать в кратковременные отношения, обмениваясь какой-либо, на первых порах нейтральной, информацией, предметами, уделяя друг другу знаки внимания. Главное, что подчеркивают при анализе данного вида контактов, – это отсутствие в действиях индивидов цели изменить поведение или иные социально значимые характеристики друг друга, т.е. внимание индивидов пока акцентируется не на результате связи, а на самом процессе. Индивиды выступают по отношению друг к другу не как личности, но как носители определенных социальных качеств, совпадающих с ожидаемыми требованиями партнера. Индивид вступает в контакт с одним из многих, обладающих подобными качествами. Этот выбор носит поверхностный, случайный характер и может в любой момент измениться. Я. Щепаньский приводит очень показательный пример с покупкой газеты. Первоначально у индивида возникает на основании вполне определенной потребности пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газеты. Личность продавца интересует покупателя только лишь в связи с необходимостью обмена денег на газету. Социальные контакты при повторении могут приводить к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет, а на человека.

Более стабильной формой социального взаимодействия являются "социальные отношения" последовательности, "цепочки" повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся устойчивыми нормами и образцами поведения. Выше мы уже указывали на то, что многократное повторение актов взаимодействия с одним и тем же составом участников, в одних и тех же условиях меняет характер социальных связей между людьми: действия сторон становятся все более шаблонными, из их поведении шаг за шагом исчезают моменты случайности, непредсказуемости и на этой основе формируется новый, дополнительный элемент взаимодействия – стереотипы, устойчивые образцы и стандарты деятельности, нормы поведения. Общение двух влюбленных уже через неделю, через месяц после знакомства приобретает характер социальных отношений: появляются любимые места встреч, устанавливается регулярная частота свиданий, возникает особый ритуал приветствия и прощания, появляются любимые словечки, описывающие эмоции, настроения, характер отношений, смысл которых понятен только двум посвященным и т.д.

Следует отметить, что в социальных отношениях нормы и устойчивые образцы поведения еще не являются общезначимыми, они тесно связаны с личными качествами субъектов взаимодействия и характером сложившихся между ними связей. Замена одного из участников процесса взаимодействия, например менеджера, ведущего деловые переговоры от имени фирмы с ее партнерами по бизнесу, может сказаться на всей системе сложившихся отношений, разрушить их или отбросить на уровень социальных контактов. Причина в том, что сложившиеся стандарты поведения были основаны на "личных связях", взаимных симпатиях конкретных людей. Введение в систему взаимодействия нового человека, отличающегося по стилю общения от предыдущего участника, разрушило тонкие нити взаимного доверия, и с ним необходимо строить отношения "с нуля".

Следующим видом и качественно новым уровнем развития социального взаимодействия является социальный институт.


Похожая информация.


1.3 Формы социального взаимодействия

Принято также различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт.

Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт - война.

Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами.

Структура обмена достаточно проста:

Агенты обмена - два или более человека;

Процесс обмена - совершаемые по определенным правилам действия;

Правила обмена - устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты,

Предмет обмена товары, подарки, знаки внимания и т. п.;

Место обмена - заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

Согласно теории обмена Джорджа Хоманса, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом.

Он вывел следующие принципы обмена:

1) чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если он регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, он снижается в случае неудачи;

2) если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремится к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль, - действуете ли легально или обходите закон и укрываетесь от налоговой инспекции, - но прибыль, как и любые другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения;

3) если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он готов совершить любые преступления;

4) когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.

Принципы Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями

В общем виде социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.

В социальном обмене - так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами - нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.

Таким образом, под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанной циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Когда люди обретают новый статус, они по-новому оценивают себя. Теория обмена не объясняет подобные ситуации. 3. Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме Проблема социального взаимодействия для социальных наук не является новой. Ее разработка велась в рамках различных направлений как отечественной, так и зарубежной общественной мысли. Одним из наиболее заметных в западной...

Термин “формирующая” понимается в смысле детерминирующая ответные реакции, состояние и поступки индивида в системе социального взаимодействия. Мы рассматриваем формирующую среду в качестве одного их важнейших механизмов социального становления личности. Другим таким механизмом является конформизм. Конформизм, как специфическая ответная реакция на социальные воздействия, является многоаспектным и...

Воспитывать детей, дружить с людьми, распространять новости или вступать в деловые отношения. На макроуровне социального взаимодействия возникает взаимодействие крупных социальных групп и структур. Здесь социологи проявляют интерес к изучению социальных институтов, например, крупные структуры как правительство, торговля или церковь. На этом уровне рассматриваются такие глобальные корпорации как...

В рамках всего общества или социальной группы. Если речь идёт о культуре не всего общества, а его части, тогда нередко используют и понятие субкультура. Это может быть культура какой-либо социальной группы или общности. В каждом отдельном обществе, помимо общей для всех или большинства доминирующей культуры, может существовать и действительно существует несколько, и даже десятки субкультур. ...

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

§ оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;

§ оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагаетобмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;

§ оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);

§ оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие - это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

§ физическое;

§ вербальное, или словесное;

§ невербальное (мимика, жесты);

§ мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:

§ экономическая (индивиды выступают как собственники и наемные работники);

§ политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);

§ профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);

§ демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);

§ семейно-родственная;

§ территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);

§ религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

§ кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи;

§ конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);

§ конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Формы массового поведения

Массовое поведение представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. К формам массового поведения относят действия толпы и людских масс, панику, погромы, бунты, мятежи и т. д.

Социологические исследования этих вопросов начались с разработки теории толпы. Наибольшую известность в данной области получила концепция французского социального психолога и социолога Г. Лебона (1841–1931). В соответствии с этой концепцией толпа обладает собственной коллективной психикой, в которой как бы растворяется психика отдельных людей.

Толпа часто становится объектом манипулирования со стороны экстремистских партий и организаций, которые используют бессознательные иррациональные мотивационные механизмы участников массовых действий.

Несколько иной тип массового поведения представляют социальные движения, под которыми принято понимать коллективные действия, способствующие или препятствующие социальным изменениям.

Многообразие социальных движений позволяет их классифицировать по самым различным критериям. По своей направленности социальные движения могут быть прогрессивными и регрессивными. Первые обращены в будущее, содействуют переменам в обществе, формированию новых ценностей, норм, институтов; вторые апеллируют к прошлому, выступают за возврат к старым порядкам, традициям, верованиям (например, монархические движения, разного рода религиозные движения).

По масштабам предполагаемых изменений социальные движения подразделяются на реформистские и революционные. Реформистские социальные движения выступают за постепенное изменение существующей общественной системы и не предусматривают радикального преобразования основных институциональных структур. Революционные социальные движения стремятся к коренной трансформации общества, его политического строя и системы идеологических ценностей.

Социальные движения различаются и своим уровнем: 1) массовые движения с глобальными целями (например, движения за охрану окружающей среды, против ядерных испытаний, гонки вооружений и т. д.); 2) региональные движения, ограниченные рамками определенной территории (например, движение против использования полигона в Семипалатинске); 3) локальные движения, преследующие конкретные прагматические цели (например, движение за смещение кого-либо из членов местной администрации).

В более широком историческом контексте социологи выделяют утопические движения, направленные на построение совершенного общества. Коммуны английского теоретика утопического социализма Р. Оуэна, фаланги последователей французского утописта Ш. Фурье и другие подобные эксперименты просуществовали недолгое время и распались из-за внутренних противоречий и конфликтов с внешним окружением. Такая же участь, как правило, уготована сегодняшним коммунам, пытающимся реализовать альтернативные модели образа жизни.

Таким образом, в современном обществе представлен самый широкий спектр социальных движений. Их значение определяется уникальным вкладом в процесс развития гражданского общества (6.8). Как подчеркивает известный польский социолог П. Штомпка, общество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал, должно не только допускать, но и поощрять социальные движения. Если общество подавляет социальные движения, то оно уничтожает собственный механизм самоулучшения и саморазвития.


Похожая информация.