Отличительные черты творчества л андреева. Леонид андреев краткая биография

Многие статьи о Леониде Андрееве начинаются сообщением о том, что он был основоположником русского экспрессионизма (в основе этого направления лежит не отображение действительности, а внутренний мир автора, порождаемый ею). Хотя очень часто наряду с этим определением его творчества современники относили его метод и к критическому реализму, и к неореализму, и к и реальному мистицизму.

Отсутствие принадлежности к определенному направлению

Леонид Андреев, на творчество которого навешивалось столько ярлыков, порой сам не мог определиться со своей принадлежностью к какому-либо конкретному течению.

Писатель в письме к А. М. Горькому сам спрашивал, кто он такой на самом деле, так как для декадентов он реалист, а для реалистов - символист. В своем творчестве талантливый и своеобразный писатель хотел достичь синтеза или хотя бы примирения двух направлений миропонимания, живущих и постоянно противоборствующих в его сознании - декадентского и реалистического.

Два в одном

С реализмом все понятно. А что такое декаденство? Прямой перевод означает упадок или культурный регресс. В искусстве же и литературе - это модернистское направление, которому присущи крайние формы эстетизма, индивидуализма и аморализма или имморализма. И эти две взаимоисключающие крайности хотел синтезировать в своем творчестве Леонид Андреев. Все это послужило огранкой его блестящему самобытному таланту, и проза его была узнаваема сразу, хотя он обладал даром мастерски писать под кого-то - то ли под Гаршина, то ли под Чехова и которых восхищался. Надо добавить, что с юношеских лет и потом на протяжении всей жизни он зачитывался Шопенгауэром и Ницше и считал их своими духовными наставниками.

Родители

Родился Леонид Андреев в довольно обеспеченной семье. Дед по отцовской линии был предводителем дворянства, а бабка - крепостной. Статью этот красавец пошел в деда. Обостренным чувством справедливости и тягой к выпивке - в отца, землемера-таксатора (оценщика), который умер от пьянства в возрасте 42 лет. А любовью ко всему прекрасному писатель обязан матери - представительнице обедневшего польского дворянского рода, любящей его беззаветно. Итак, в городе Орле, в семье чиновника 21 августа 1871 года появился на свет будущий «сфинкс российской интеллигенции», как называли его современники.

Художник-дилетант

Азбуке он выучился в 6 лет и на всю жизнь сохранил привычку читать запоем. В местную Орловскую гимназию поступил в возрасте 11 лет, учился неважно, но сочинения - в обмен на решения задач - писал почти всему классу, причем все они были разными по стилю. Но ни о каком писательстве Леонид Андреев не помышлял, ибо полностью был занят рисованием. Он не стал профессиональным живописцем, так как в Орле не было художественного училища, но умение рисовать одно время неплохо кормило семью - ему платили до 11 рублей за портрет. Спустя годы после смерти писателя его работы стали выставлять на международных выставках наряду с шедеврами мастеров живописи, его современников.

Леонид Андреев родился 8 августа (21 по н.с.) 1891 года в семье чиновника. Был первым их шестерых детей в семье. Обучался в гимназии, с малых лет отличался талантом живописца и много читал. Подростком Андреев увлекался философией Ницше и Шопенгауэра, оттого имел очень критичный взгляд на мир.

После смерти отца на него легла обязанность кормить семью, тогда студент юридического факультета испытал тяготы нищеты. Он писал рассказы, но никто не хотел их печатать. По окончании учебы Андрееву предложили работу судебного корреспондента в газете.

Первые успехи на литературном поприще пришли, когда Андреев устроился в журнал «Курьер». После публикации рассказа «Баргамот и Гараська» был замечен Максимом Горьким. Он открыл для Андреева литературно-художественный мир, познакомил со многими известными деятелями культуры. Издательство «Знание», возглавляемое Горьким, выпустило первый сборник рассказов Андреева. Возросшая популярность и похвала критиков позволила ему стать членом ОЛРС.

В 1904 году было написано знаковое произведение «Красный смех». Оно описывает ужасы русско-японской войны. Также начиная с 1905 года Андреев пробовал себя в драматургии. Его пьесы с успехом ставили, по крайней мере, по одной в год.

Андреев был сторонником идей революции и жил под пристальным вниманием властей. Его арестовывали за содействие оппозиционерам, но он продолжал работать в большевистской газете «Борьба» и писать произведения о пороках самодержцев. В связи с этим ему пришлось уехать в Германию. Настоящим ударом судьбы для Андреева стала гибель его жены А.М. Велигорской при родах. Они поженились в 1903 году и прожили вместе не так много лет.

После этого Андреев стал жить в Финляндии и работать в Москве, курируя постановки по его пьесам. Активно печатался в большом количестве газет, журналов и альманахов. Стал работать в редакции газеты «Русская Воля».

Революция, свершившаяся в октябре 1907 года, не обрадовала Андреева. Писатель осознал, что коммунизм тоже несет в себе идею несправедливости и насилия по отношению к народу. Он писал об этом очерки в эмиграции, находясь в Финляндии. Там Андреев и умер в 1919 году от болезни сердца.

Биография Леонида Андреева о главном

Литературоведы говорят о Леониде Андрееве как об основоположнике экспрессионизма, то есть самовыражению писателя в творчестве через выплеск эмоций. Этому способствовал такой факт, что в юношестве Леонид очень сильно увлекался чтением философских трактатов таких гигантов мысли как Шопенгауэр и Гартман.

Время рождения Леонида Николаевича – 19 век, а именно 1871 год. Место появления на свет – город Орел. Леонид рано научился читать и именно этот факт определил его стремление и тягу к литературному творчеству.

Как и положено мальчику того времени Леонид окончил гимназию. Он успешно окончил ее и поступил в университет города Петербурга на юридическое отделение.

Если говорить о семье Андреева, то следует отметить ее достаток. Но так она просуществовала до трагического момента в биографии будущего писателя – кончине родителя.

Чтобы элементарно заработать на пропитание Леонид начал писать свои первые произведения. Он полагал, что их опубликуют и таким образом он поправит материальное положение семьи. Но… тексты не напечатали.

Настало сложное время и бывало даже такое, что Леонид Николаевич не ел по нескольку дней. Понятно, что при таком положении дел Леониду пришлось оставить обучение в университете. Он много и тяжело работал, чтобы семья элементарно сводила концы с концами. Когда материальное положение немного стабилизировалось, Леонид Николаевич возобновил учебу по юридической специальности, но теперь уже в стольном граде – Москве.

1897 год. Это важный период в биографии Леонида Андреева – окончание учебы и начало юридической практики. Кроме работы по специальности Андреев не теряет надежды пробиться на писательском поприще и параллельно пишет, как журналист заметки и небольшие статьи в «Вестник Москвы».

Проходит год. Заветная мечта писателя сбылась! Наконец-то опубликованы его художественные произведения – рассказы «Гераська», «Баргамот».

После публикации вышеупомянутых текстов происходит знаковое событие в писательской судьбе Андреева – знакомство с Максимом Горьким. Причем последний хорошо отозвался о творчестве начинающего писателя.

Время не стоит на месте, проходит еще три года и после публикации текста «Жили-были» к Андрееву приходит истинная писательская популярность.

1902 год. Вышли отдельным собранием сочинения Леонида Андреева. Теперь он полностью состоялся как литератор. В стране тем временем происходят перемены, в частности Первая Русская революция. Это событие Андреев принял, что говорится «на ура». Был ее активным участником, за что угодил за решетку, но пробыл в заточении недолгое время.

В одиннадцатом месяце 1905 года Андреев эмигрирует из России. Сначала писатель едет в Германию, потом следует в Италию, и, наконец, в Финляндию.

Именно в Финляндии Леонид Николаевич встретил Первую Мировую войну. Это период в его творчестве, когда он пробует себя в написании публицистических статей преимущественно антигерманской направленности. Революция в феврале вызвала в Андрееве восторженные эмоции, которые нашли отклик в его творчестве.

В октябре же 1917 года для него настала «черная полоса», а революция стала для него разрушением и даже, можно сказать, концом света. Андреев воспринял названный исторический факт, как необходимость помощи России со стороны стран Европы.

Сентябрь 1919 года – это печальная дата. Паралич сердца и замечательного писателя, прозаика Леонида Андреева больше нет. Его прах захоронен в местечке Нейвала в Финляндии.

Интересные факты и даты из жизни

Леонид Андреев - русский писатель и художник. Он написал не так много произведений и прожил недолгую жизнь. Но имя этого автора стоит особняком в истории русской литературы. Он не похож ни на кого. Его проза поражает, заставляет задуматься. Произведения этого неординарного автора хочется перечитывать снова и снова. Жизнь и творчество Леонида Андреева - тема статьи.

Детство

Леонид Андреев, рассказы которого пронизаны глубокой философичностью, родился в Орле на улице Пушкарной - той самой, на которой обитали его персонажи Гераська и Бергамот. В тот год, когда на свет появился будущий писатель, в семье землемера-таксатора, наконец, воцарилась некоторая финансовая стабильность.

Николай Иванович Андреев - отец прозаика - отличался твердым и решительным характером. Его уважали все в округе за необыкновенное чувство справедливости, которой он был верен, даже пребывая в пьяном угаре. Николай Иванович, как и его сын впоследствии, имел тягу к алкоголю.

Любовь к творчеству Леонид Андреев наследовал от матери. Анастасия Николаевна хотя и была женщиной малограмотной, но умела сочинять необыкновенные рассказы и истории, чем немало радовала своего отпрыска.

Будучи гимназистом, Леонид демонстрировал необыкновенный дар слова. Он нередко писал школьные сочинения за своих друзей. Ему замечательно удавалось воссоздавать стиль великих писателей. Но настоящей его страстью было рисование. Леонид Андреев, быть может, стал бы выдающимся художником. Но учиться живописи в Орле в то время было негде. Писатель на протяжении всей своей жизни время от времени возвращался к своему увлечению.

К сочинительству Андреева подтолкнуло чтение. Серьезное отношение к книге в нем выработалось, когда он был еще отроком. Его жизнь составляли драки с соседскими мальчишками-пушкарями, рисование, произведения Жюля Верна, Чарльза Диккенса и Майн Рида. Все эти знания и впечатления в конечном счете вылились на бумагу. Родились такие персонажи, как Сашка из произведения «Ангелочек», Гераська и Бергамот.

Юность

На становление Андреева как писателя существенное влияние оказали сочинения Шопенгауэра. «Мир как воля и представление» долгие годы была для него настольной книгой. Будущему прозаику едва исполнилось семнадцать, когда в своем дневнике он сделал запись, в которой словно обещал себе однажды, благодаря своему писательскому творчеству, разрушить установившиеся каноны, и даже саму мораль. Он как будто видел себя уже в будущем - скандально известным писателем, автором «Бездны». Ведь довольно противоречивые чувства у современников вызывал Леонид Андреев. Рассказы его, впрочем, были еще не созданы в тот день, когда в дневнике появилась легендарная запись, цитаты из которой так часто приводят биографы беллетриста.

Андреев Леонид Николаевич, биография которого включает несколько попыток суицида, длительные алкогольные запои, не был способен вести спокойную размеренную жизнь. В юности он страдал от постоянных любовных увлечений. Уже тогда его чудовищно влекли две силы: любовь и смерть.

В советские годы был забыт Леонид Андреев. Биография этого писателя не интересовала литературоведов, потому как творчество его никак не вписывалось установленные цензорами рамки. Сегодня книги его снова интересуют читателей. Но и теперь они вызывают противоречивые споры. Достаточно лишь вспомнить одну из повестей, которые написал Леонид Андреев. «Иуда Искариот» - история о самом страшном негодяе в истории христианства - предоставлена столь неожиданно, что, при всем таланте автора, не может вызвать исключительно положительные отзывы.

Студенческие годы

После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.

Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.

Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной. И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия. Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.

Начало творчества

После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.

Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.

«Бергамот и Гераська»

Этот рассказ был опубликован в 1898 году по заказу «Курьера». Произведение вышло в пасхальном номере. Рассказ повествует о двух очень разных людях. Один из них - постовой, исполнительный, но глуповатый человек. Другой - Гераська - существо загадочное. Никто точно не знает, где и на что он живет. Мало кто из жителей Пушкарной улицы, где тот обитает, видел его когда-либо трезвым. К тому же Гераська подворовывает. А потому часто ходит битый.

Действие рассказа происходит на Пасху. Бергамот находится на посту. Мечтает о том, когда же окончится рабочий день и он отправится домой, где ждут его любимая жена и маленький сын. Но праздник оскверняет внезапно возникший Гераська: грязный, пьяный, ничтожный, похабно ругающийся. Бергамоту следовало бы отвести его в участок. Но в светлый день Пасхи в его душе что-то происходит. Вместо того чтобы отправить этого несчастного за решетку, постовой отводит его к себе домой, сажает за праздничный стол.

Это рассказ можно назвать литературным дебютом Андреева. Именно после публикации этого произведения на него обратил Максим Горький. А спустя несколько месяцев автор «Песни о Буревестнике» попросил молодого писателя выслать старшему редактору одного из самых популярных в то время литературных журналов «хороший рассказ». Так в свет вышел «Петька на даче».

Из юриспруденции в литературу

В то время, когда первые рассказы Андреева читали москвичи, он все еще трудился в адвокатской конторе. Последний раз в качестве защитника он выступил в 1900 году. Вскоре он принял окончательное решение заняться литературным творчеством. Его последнее выступление одобрили коллеги-юристы. Несмотря на это, Андреев навсегда оставил адвокатскую деятельность.

Писателю, как известно, нужны не только читатели, но и критики. Освободив себя от нелюбимой работы, Андреев стал регулярно посещать литературные вечера. Он познакомился с Буниным, Куприным и другими прозаиками. Более опытные литераторы давали советы, иногда весьма строго критиковали. Все это было необходимо молодому прозаику. Он полностью окунулся в мир литературы. И уже в 1901 году был издан первый сборник его рассказов.

Слава

После публикации первой книги Леонид Андреев стал знаменит. Сборник переиздавали четырежды. Видные литературные критики оставляли хвалебные отзывы. В этот сборник не вошли произведения, благодаря которым так любим современными читателями Леонид Андреев. «Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» - все это было значительно позже. Небольшие прозаические произведения, которые прославили начинающего писатель - это истории о простых людях, рассказы с незамысловатым сюжетом.

Андреев рассказал о том, что видел в Орле и в Москве. Он поведал читателям обычные истории, но вычленил из них главное. И, конечно же, критики оценили его живой литературный язык. Итак, какие же рассказы вошли в сборник?

«Жили-были», «Ангелочек», «Молчание», «Валя», «Алеша-дурачок», «Кусака» - все это произведения, послужившие основой писательской карьеры героя этой статьи. Стоит рассказать о каждом из них подробнее и начать можно с сочинения, которое написал как для детей, так и для взрослых Леонид Андреев.

«Ангелочек»

Леонид Андреев, анализ творчества которого подтверждает его оригинальное мышление, а также влияние таких философов, как Ницше и Шопенгауэр, вошел в литературу благодаря произведениям, в которых непоследнюю роль играет так называемый образ маленького человека, созданный еще Пушкиным. Рассказ «Ангелочек» повествует о мальчике из бедной семьи. О маленьком человеке, которому суждено было слишком рано повзрослеть.

Отец Сашки - главного героя рассказа - сильно выпивает. Мать не уступает в этом своему супругу. Сашка предоставлен самому себе, а потому ведет себя как взрослый человек. Этот мальчик напоминает озлобленного волчонка. Он не привык к нежности и вниманию. Мать груба. Отец - безвольный человек. У посторонних людей Сашка тем более не вызывает симпатии.

Однажды его приглашают на рождественский детский праздник, где он видит на елке чудную игрушку - восковую фигурку в форме ангелочка. В душе Сашки происходит какое-то приятное волнение. Он чувствует, что этот ангелочек ему нужен.

Чувства мальчика, который лишен заботы родителей и вызывает раздражение учителей, напоминают переживания Гераськи из другого произведения Андреева. Житель Пушкарной улицы во время пасхального обеда начинает вдруг плакать. Отчего же он стал вдруг таким чувствительным? Дело в том, что жена Бергамота назвала его по имени и отчеству. За долгую многострадальную жизнь подобным образом к нему никто не обращался. Также и Сашка, увидев чудесную игрушку, неожиданно смягчается, перестает грубить. Его душа словно оттаивает. Сашка приносит ангелочка домой, и, вместе с отцом, еще долго рассматривает рождественскую игрушку.

Но Андреев не был бы самим собой, если бы завершил этот рассказ на светлой, оптимистичной ноте. Сашка засыпает и ночью восковый ангелочек тает. Автор этим словно дает понять, что несчастный маленький человек навсегда останется таковым. Просветление в его жизни - временное явление.

«Жили-были»

Купец Лаврентий Кошеверов был злым, завистливым человеком. И, даже находясь, что говорится, на смертном одре, не смягчился. Герой рассказа «Жили-были» - купец, дьякон и студент - находятся в больнице. Они смертельно больны. Но каждый из них смотрит в глаза смерти по-разному.

Одного злит несправедливость жизни, которая уходит от него. Другой смиренно ждет своей кончины. Третий верит в то, что смерть обойдет его. Андреев изобразил характеры людей, то, как их душевное состояние меняется после оглашения страшного диагноза. Прозаик написал этот рассказ тогда, когда лишь начинал жить. За его плечами было три попытки самоубийства. Но ему удалось удивительно живо описать переживания человека, который, страдая от неизлечимого недуга, плачет лишь по солнцу, которого больше не увидит.

Рассказ «Молчание» повествует о загадочном самоубийстве дочери священника. В «Алеше-дурачке» речь идет о смутном ощущении несправедливости, закрадывающейся в детскую душу. О ком бы ни писал Андреев, всегда он был чрезвычайно искренен. Его рассказы столь пронзительны, словно ему довелось прожить жизнь каждого из его героев.

Среди произведений, которые написал Леонид Андреев, «Кусака» - одно из немногих, вошедших в школьную программу. Рассказ посвящен собаке, которая живет на улице и имеет возможность наблюдать человеческую жестокость в крайнем ее проявлении.

«Бездна»

Второе издание сборника Андреев дополнил рассказами, в который чувствовалось влиянием Ницше. Герои его оказываются в ситуации, которая меняет их сознание. В них как будто просыпается другой человек, - страшный, идущий на поводу у своих звериных инстинктов.

Рассказы «Бездна», «Набат», «Стена», изданные в 1902 году, подтвердили, что Андреев как писатель полностью сформировался. Произведения вызвали споры, дискуссии. В них автор сказал о том, о чем не только следует молчать, но и думать не желательно.

В «Бездне» идет речь о страшном событии, которое произошло с молодыми людьми. Гимназистка и студент прогуливаются вечером. Их беседа касается лишь возвышенных тем. Мысли, казалось бы, тоже предельно чисты. Но на пути им встречаются отбросы общества. Эти люди разрушают атмосферу чистоты и романтики. И став жертвой их нападения, студент, не так давно читавший стихи и рассуждавший о науке и искусстве, вдруг превращается в существо, для которого инстинкты превыше всего.

«Жизнь Василия Фивейского»

В начале творческого пути критический анализ современного социального мира для Андреева стоял на первом месте. Но позже стал заметен скептицизм. Писатель увлекся модным в ту пору спиритизмом. Читая его произведения, создается впечатление, что его мучили постоянные сомнения в вере.

В повести жизнь «Василия Фивейского» он изобразил судьбу праведного человека. Герой этого произведения безропотно выполняет свой долг. Василий Фивейский - священник. Но его проповеди прихожане слушать не хотят. Трагедии одна за другой разрушают мир в его доме. Погибает сын, спивается жена, затем на свет появляется больной ребенок. И Василий, будучи священнослужителем, начинает вдруг задумываться о том, видит ли его Бог, слышит ли он его молитвы.

«Записки неизвестного»

Произведения, который на позднем этапе своего творчества создал Леонид Андреев:

  1. «Иуда Искариот».
  2. «Дневник Сатаны».
  3. «Сашка Жегулев».
  4. «Он. Записки неизвестного»

Что-то мрачное и непонятное присутствует на страницах произведений Леонида Андреева. Неясным пессимизмом наполнен рассказ «Он», изданный в 1913 году. Неясным, потому как только в концовке читатель начинает понимать, что герой Андреева болен, и большая часть из того, что он описывает, мерещится ему.

Герой этого произведения - бедный студент. Он получает выгодное предложение о работе. И тут же отправляется за границу. Там он должен приступить к обязанностям учителя. Его воспитанники - дети странные. Они играют словно по принуждению, смеются как по команде. Они словно взрослые, играющие роль детей. Но главной странностью дома, в котором оказывается бедный студент, является человек, все чаще заглядывающий в окно.

Повествование в «Записках неизвестного» ведется от первого лица. Автор показывает таким образом внутреннее состояние человека, который постепенно лишается рассудка. Человек в окне смотрит на героя все чаще. Дети становятся в его глазах все невыносимее. В заключении этого произведения учитель умирает. Что послужило причиной его безумия, остается загадкой.

«Иуда Искариот»

Эту повесть Андреев написал всего за две недели. Максим Горький, прочитав произведение, сказал, что оно понятно будет не каждому и вызовет большой шум. Так и произошло.

Иуда у Андреева - герой, безусловно, крайне отрицательный. Но вместе с тем, очень несчастный. Апостолы же в повести русского писателя - обычные люди, которым не чужд такой порок, как трусость. Такая трактовка не могла не вызвать споров и недовольства со стороны глубоко верующих людей. Тем не менее книга была переведена на французский, немецкий, английский языки, и несколько раз экранизирована западными и российскими кинематографистами.

Следует также перечислить и другие произведения, созданные писателем на разных этапах творчества.

  1. «В тумане».
  2. «Признаки».
  3. «Марсельеза».
  4. «Сын человеческий».
  5. «Мои записки».
  6. «Красный смех».
  7. «Рассказ о семи повешенных».
  8. «Иго войны».

Последние годы

Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них - «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.

Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.

Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.

Андреев Леонид Николаевич (1871- 1919), писатель.

Родился 21 августа 1871 г. в Орле. Сын землемера. Юношеское увлечение немецкими философами А. Шопенгауэром и Э. Гартманом определило качества переменчивой, тяготевшей к эмоциональным крайностям натуры Андреева: дисгармоничность и пессимизм мировосприятия, внимание, порой болезненное, к идее смерти и страшному в жизни.

По окончании юридического факультета Московского университета (1897 г.) Андреев несколько лет работал помощником присяжного поверенного, одновременно печатал в газете «Курьер» судебные репортажи, фельетоны и др. Началом собственно литературной деятельности он считал публикацию пасхального рассказа «Баргамот и Гараська» (1898 г.). Благосклонное внимание М. Горького, впоследствии близкого друга Андреева, позволило ему примкнуть к объединению писателей-реалистов «Среда».

Выход в 1901 г. сборника «Рассказы» принёс Андрееву широкую известность и признание критики. Продолжая традиции Ф. М. Достоевского, писатель уже в этих первых зрелых вещах («Большой шлем», «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Жили-были») обратился к углублённому исследованию внутреннего мира человека, задался вопросом о первопричинах зла в человеческой душе.

Изображая предельные в этическом смысле коллизии (изнасилование, убийство в рассказах «Бездна», «В тумане»), нагнетая ощущение безысходности (притча «Стена»), ставя героев в ситуации непосредственного и мучительного переживания вечных вопросов, Андреев ищет новые средства выразительности, усиливающие воздействие на читателя. Эмоционально воспринятые вести о Русско-японской войне послужили импульсом к созданию рассказа «Красный смех» (1905 г.). Здесь безумие происходящего передаётся экстремальными, кричащими средствами (иррациональный образ красного смеха; описание Земли, сошедшей с ума, похожей на голову с содранной кожей и красным, как кровавая каша, мозгом, и т. п.).

Усилившиеся пессимистические настроения Андреева ощутимы в драме «Савва» (1906 г.) и повести «Иуда Искариот и другие» (1907 г.), в которой переосмысливаются евангельские события.

Образ человека - песчинки в бесконечности космоса, с рождения обречённого на одиночество и, тем не менее, бунтующего, вновь и вновь бросающего вызов судьбе, стал центральным в пьесах Андреева («К звёздам», 1906 г.; «Жизнь человека», 1907 г.; «Царь-Голод», 1908 г.). В дальнейшем его драматургические поиски шли в направлении полного отказа от действия и зрелищности («Реквием», 1913-1915 гг.; «Собачий вальс», 1916 г.).

С началом Первой мировой войны Андреев обратился к публицистике, выступал с антигерманскими статьями, призывая к войне до победного конца. Он восторженно встретил Февральскую революцию, события же октября 1917 г. воспринял как катастрофу, ввергающую страну в хаос и анархию. Одна из последних его статей, под названием «S. О. S.» (1919 г.), - призыв к правительствам европейских стран и США о помощи России, гибнущей под властью большевиков.

С целью мобилизации общественного мнения Андреев собирался предпринять поездку в Англию и Америку, однако планы не осуществились: 12 сентября 1919 г. писатель скоропостижно скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии.

Русская литература Серебряного века

Леонид Николаевич Андреев

Биография

Андреев Леонид Николаевич (1871 - 1919), прозаик, драматург.

Родился 9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку». В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891. С раннего детства «чувствовал страстное влечение к живописи», много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». Несмотря на столь строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он не думал стать писателем.

В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности весьма серьезно, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца он уже перешел в газету «Курьер». Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), опубликованный в «Курьере», привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например, рассказ «Петька на даче» (1899). В 1889 - 99 появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе «Большой шлем» и «Ангелочек», которые отличает от первых рассказов (основанных на случаях из жизни) интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. В 1901 петербургское издательство «Знание», возглавляемое Горьким, публикует «Рассказы» Л. Андреева, в числе которых известный рассказ - «Жили-были». Успех писателя, особенно среди молодежи, был огромен. Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность - рассказы «Город» (1902), «В большом шлеме"(1899). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти - «Мысль» (1902), «Жизнь Василия Фивейского» (1903), «Призраки» (1904). В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех», определивший новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире. Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса «К звездам», проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом «Так было», скептически оценивавшим возможности революции. В 1907 - 10 опубликованы такие модернистские произведения, как «Савва», «Тьма», «Царь Голод», философские драмы - «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма». В эти годы Андреев начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: «Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю». Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, - «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвола в Финляндии.

Андреев Леонид Николаевич появился на свет 9 августа 1871 г в городе Орле. Его отец был чиновником. С шести лет начал читать, и читал очень много. В одиннадцатилетнем возрасте был принят в орловскую гимназию, а в 1891 г ее закончил. С малого детства его тянуло к живописи, очень много писал картин, хотя нигде не учился. В итоге его полотна были на выставках рядом с картинами профессионалов. Далее учился на юриста в московском университете. В будущем хотел стать присяжным поверенным, но непредвиденно поступило предложение на должность судебного репортера в местной газете «Московский вестник». Через пару месяцев сменил газету на «Курьере». В этой газете напечатал свое первое творение «Баргамот и Гараська» в 1898 г. Некоторые сюжеты своих рассказов он брал из жизни – «Петька на даче» 1899 г. В течении следующего года Андрее пишет рассказы «Большой шлем», «Ангелочек».

Год 1901, в издательстве «Знание» печатают «Рассказы» Андреева, среди которых также «Жили-были». В рассказах «Город» 1902 г и «В большем шлеме» автор переживает озабоченность за отдаление от духовного своего современника. Ему также интересны темы смерти и безумия, рокового случая судьбы – рассказы «Мысль» 1902 г, «Жизнь Василия Фивейского» 1903 г. «Красный смех» 1904 г – это крик души о безумии войны, которая начинает преобладать над миром(разгар русско-японской войны). В 1905 Андреева заключают в тюрьму, за помощь революционерам. Позже у него появились сомнения в убеждениях революции. И на бумаге появились пьеса «К звездам» и рассказ «Так было». «Савва», «Тьма», «Царь Голод» - творения в модернистской манере, и философские драмы – «Анатэма», «Жизнь человека», «Черные маски», были напечатаны в 1907 – 1910 гг. В эти же годы писатель начинает сотрудничество с альманахами издательства «Шиповник».