Поведение соколова в плену судьба человека. Анализ рассказа «Судьба человека» (М.А

Главным героем рассказа Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека» является русский солдат Андрей Соко­лов. Во время Великой Отечественной войны он попал в плен.

Там он стойко выдерживал каторжный труд и издевательства лагерных надзирателей.

Одним из кульминационных эпизодов рассказа становит­ся диалог Андрея Соколова и коменданта лагеря для военно­пленных Мюллера. Это жестокий садист, которому доставля­ет удовольствие избивать несчастных беззащитных людей. Вот как рассказывает о нем Соколов повествователю: «Невысоко­го роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на «о» налегал, будто коренной волжанин. А матерщин­ничать был мастер ужасный. И где он, проклятый, только и учился этому ремеслу? Бывало, выстроит нас перед блоком — барак они так называли, — идет перед строем со своей сворой эсэсовцев, правую руку держит на отлете. Она у него в кожа­ной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтобы паль­цев не повредить. Идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл «профилактикой от гриппа». И так каждый день».

Судьба сводит Соколова лицом к лицу с Мюллером в не­равном поединке. «И вот как-то вечером вернулись мы в барак с работы, — рассказывает Андрей. — Целый день дождь шел, лохмотья на нас хоть выжми; все мы на холодном ветру про­дрогли как собаки, зуб на зуб не попадает. А обсушиться негде, согреться — то же самое, и к тому же голодные не то что до смерти, а даже еще хуже. Но вечером нам еды не полагалось.

Снял я с себя мокрое рванье, кинул на нары и говорю: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Только и сказал, но ведь нашелся же из своих какой-то подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова».

Андрея вызвали к коменданту. Как понял он сам и все его товарищи, — «на распыл». В комендантской, за обильно на­крытым столом, сидело все лагерное начальство. Голодного Соколова аж замутило от увиденного: «Кое-как задавил тош­ноту, но глаза оторвал от стола через великую силу».

«Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистоле­том играется, перекидывает его из руки в руку, а сам смотрит на меня и не моргнет, как змея. Ну, я руки по швам, стоптан­ными каблуками щелкнул, громко так докладываю: «Военно­пленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комен­дант, явился». Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки — это много?» — «Так точно, — говорю, — герр комендант, много». — «А одного тебе на моги­лу хватит?» — «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется».

Он встал и говорит: «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься». — «Воля ваша», — говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и нали­вает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: «Перед смер­тью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Однако пить за победу немецкого оружия Соколов катего­рически отказывается, говорит, что непьющий, и тогда комен­дант предлагает ему выпить за свою погибель. «За свою поги­бель и избавление от мук» Андрей соглашается выпить и, не закусывая, выпивает три стакана водки. Вряд ли он хотел про­демонстрировать фашистским офицерам несгибаемую силу духа и презрение к смерти, скорее, его поступок был вызван отчаянием, полным отупением мыслей и чувств от страданий. Не бравада здесь со стороны героя рассказа, а безысходность, бессилие, опустошенность. И жизнь ему сохраняют не только потому, что он поразил немцев своим мужеством, но и потому, что позабавил диковинным умением.

Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя.
Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу». Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом. Он захотел показать, «что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили». И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость. Таким образом, Соколов спас себе жизнь. После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром. Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер. Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба. После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни – заботиться о сиротке, воспитывать мальчика.
Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет «розовую холодную ручонку», а потом «глаза, светлые, как небушко». Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова.
В расказе мы видим еще один очень яркий образ – образ Ирины. Воспитывалась она в детском доме. Ирина была «смирная, веселая, угодливая и умница». Андрей очень хорошо о ней отзывается: «Хорошая попалась мне девка!»
В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну. Ему было хорошо на природе. Автор был участником войны. Он очень внимателен к людям. Переживает автор ничуть не меньше Андрея, «с тяжелой грустью» смотрел он на уходящих людей. В конце рассказа по щеке его бежит «жгучая и скупая мужская слеза».
На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которого не сломают никакие трагедии.

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.
  5. Характеристика главных героев

    1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
    2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

    В чем смыл произведения?

    Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

    Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

    Жанр

    Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

    Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

    Какие ценности пропагандирует Шолохов?

    Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

    Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В годы Великой Отечественной войны Шолохов в военных корреспонденциях, очерках, рассказе «Наука ненависти» разоблачал античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, показывая героизм советского народа, любовь к Родине. А в романе «Они сражались за Родину» был глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата «русский Иван», Шолохов писал в одной из статей: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во.имя Родины».

Таким скромным, рядовым воином предстает перед нами Андрей Соколов в рассказе «Судьба человека». Как о деле самом обычном говорит Соколов о своих мужественных поступках. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам... - рассказывает Соколов. - Командир нашей части спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Какой разговор! - отвечаю я ему. - Я должен проскочить, и баста!» В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта героя -чувство товарищества, способность думать о другом больше, чем о себе. Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Познав, что такое вражеский плен, Андрей с горьким вздохом говорит, обращаясь к собеседнику: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому сразу в душу не въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука». О том, что пришлось ему пережить в плену, говорят его горькие воспоминания: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать...»

Будучи в плену, Андрей Соколов все свои силы прилагал к тому, чтобы сохранить в себе человека, не разменять ни на какие облегчения участи «русское достоинство и гордость». Одна из самых ярких сцен в рассказе - сцена допроса пленного советского солдата Андрея Соколова профессиональным убийцей и садистом Мюллером. Когда Мюллеру донесли, что Андрей позволил проявить недовольство каторжной работой, то он вызвал его в комендантскую на допрос. Андрей знал, что на смерть идет, но решил «собраться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что ему с жизнью расставаться трудно...».Сцена допроса превращается в духовный поединок пленного солдата с комендантом лагеря Мюллером. Казалось бы, силы превосходства должны быть на стороне сытого, наделенного властью и возможностями унизить, растоптать человека Мюллера. Поигрывая пистолетом, он спрашивает Соколова, действительно ли четыре кубометра выработки - много, а одного на могилу хватит? Когда Соколов подтверждает свои ранее произнесенные слова, Мюллер предлагает перед расстрелом выпить ему стакан шнапса: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». Соколов вначале отказался пить «за победу немецкого оружия», а потом согласился «за свою погибель». Выпив первый стакан, Соколов отказался закусить. Тогда ему подали второй. Только после третьего он откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Рассказывая об этом, Соколов говорит: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Смелость и выдержка Соколова поразили немецкого коменданта. Он не только отпустил его, но и напоследок дал небольшую буханку хлеба и кусок сала: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок...»

Рассматривая сцену допроса Андрея Соколова, можно сказать; что она является одной из композиционных вершин рассказа. У нее своя тема - духовное богатство и нравственное благородство советского человека; своя идея: нет на свете силы, способной духовно сломить истинного патриота, заставить его унижаться перед врагом.

Многое преодолел на своем пути Андрей Соколов. Национальная гордость и достоинство русского советского человека, выносливость, душевная человечность, непокоренность и неистребимая вера в жизнь, в свою Родину, в свой народ, - вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова. Автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм" простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его основная мысль.

Михаил Александрович Шолохов - автор знаменитых повестей о казаках, Гражданской, Великой Отечественной войне. В своих произведениях автор рассказывает не только о событиях, происходивших в стране, но и о людях, очень метко характеризуя их. Таков и знаменитый рассказ Шолохова «Судьба человека». поможет читателю проникнуться уважением к главному герою книги, познать глубину его души.

Немного о писателе

М. А. Шолохов - советский писатель, живший в 1905-1984 гг. Он был свидетелем многих исторических событий, происходивших в это время в стране.

Начинал свою творческую деятельность писатель с фельетонов, затем автор создает более серьезные произведения: «Тихий Дон», «Поднятая целина». Среди его трудов о войне можно выделить: «Они сражались за Родину», «Свет и мрак», «Борьба продолжается». На эту же тематику и рассказ Шолохова «Судьба человека». Анализ первых строчек поможет читателю мысленно перенестись в ту обстановку.

Знакомство с Андреем Соколовым, у которого был реальный прототип

Произведение начинается со знакомства с рассказчиком. Тот ехал на бричке в станицу Бухановскую. Вместе с шофером переплыл реку. Рассказчику предстояло подождать 2 часа, пока вернется водитель. Он расположился недалеко от автомобиля марки "Виллис" и хотел закурить, но сигареты оказались сырыми.

Рассказчика увидел человек с ребенком и подошел к нему. Это был главный герой повествования - Андрей Соколов. Тот подумал, что человек, пытающийся закурить, как и он - шофер, поэтому подошел пообщаться с коллегой.

Этим начинается небольшая повесть Шолохова «Судьба человека». Анализ сцены знакомства подскажет читателю, что рассказ основан на реальных событиях. Михаил Александрович весной 1946 года был на охоте и там вот так разговорился с человеком, который поведал ему свою судьбу. Через 10 лет, вспомнив об этой встрече, Шолохов за неделю написал рассказ. Теперь понятно, что повествование ведется от имени автора.

Биография Соколова

После того как Андрей угостил встречного сухими сигаретами, они разговорились. Вернее, Соколов стал рассказывать про себя. Родился он в 1900 году в Во время Гражданской войны воевал в Красной армии.

В 1922 году он уехал на Кубань, чтобы хоть как-то прокормиться в это голодное время. Но вся его семья погибла - отец, сестра и мать умерли от голода. Когда Андрей вернулся с Кубани на родину, продал дом и поехал в город Воронеж. Сначала он работал здесь плотником, а затем слесарем.

Далее рассказывает о знаменательном событии в жизни своего героя М. А. Шолохов. «Судьба человека» продолжается тем, что юноша женится на хорошей девушке. Родни у нее не было, и воспитывалась она в детском доме. Как рассказывает сам Андрей, особенной красавицей Ирина не была, но ему казалось, что она лучше всех девушек на свете.

Женитьба и дети

Характер у Ирины был прекрасный. Когда молодые поженились, иногда муж приходил с работы злой от усталости, поэтому срывался на свою жену. Но умная девушка не отвечала на обидные слова, а была с мужем приветливой и ласковой. Ирина старалась накормить его получше, хорошо встретить. Побыв в такой благоприятной обстановке, Андрей понимал свою неправоту, просил прощения у жены за свою несдержанность.

Женщина была очень покладистой, не ругала мужа за то, что тот иногда выпивал с друзьями лишнего. Но вскоре он перестал даже иногда злоупотреблять алкоголем, так как у молодых появились дети. Сначала родился сын, а через год на свет появились две девочки-близняшки. Муж всю зарплату стал приносить домой, только изредка позволял себе бутылочку пива.

Андрей выучился на шофера, стал водить грузовик, хорошо зарабатывать - жизнь семьи была безбедной.

Война

Так прошло 10 лет. Соколовы поставили себе новый дом, Ирина купила двух коз. Все было хорошо, но началась война. Именно она принесет много горя семье, сделает снова одиноким главного героя. Об этом рассказал в своем почти документальном произведении М. А. Шолохов. «Судьба человека» продолжается печальным моментом - Андрея призвали на фронт. Ирина как будто чувствовала, что случится большая беда. Провожая любимого, она плакала на груди у мужа и говорила, что больше они не увидятся.

В плену

Через какое-то время подошли к нему 6 немецких автоматчиков, взяли в плен, но не его одного. Сначала пленных вели на запад, затем велели остановиться на ночлег в церкви. Здесь Андрею повезло - руку вправил врач. Он ходил между солдатами, спрашивал, есть ли раненые и помогал им. Вот такие были среди советских солдат и офицеров. Но были и другие. Соколов услышал, как один человек по фамилии Крыжнёв угрожает другому, говоря, что выдаст его немцам. Предатель говорил, что расскажет утром противникам о том, что среди пленных есть коммунисты, а те расстреливали членов КПСС. О чем далее поведал Михаил Шолохов? «Судьба человека» помогает понять, каким неравнодушным даже к чужой беде был Андрей Соколов.

Такой несправедливости главный герой вынести не мог, он сказал коммунисту, который был взводным, чтобы он держал Крыжнёву ноги и задушил предателя.

Зато наутро, когда немцы выстроили пленных и спросили, есть ли среди них командиры, коммунисты, комиссары, никто никого не выдал, так как больше предателей не оказалось. Но фашисты расстреляли четверых, очень похожих на евреев. Людей этой нации они безжалостно истребляли в те тяжелые времена. Про это знал Михаил Шолохов. «Судьба человека» продолжается рассказам о двух пленных годах Соколова. За это время главный герой был во многих областях Германии, ему пришлось работать на немцев. Он трудился в шахте, на силикатном заводе и в других местах.

Шолохов, «Судьба человека». Отрывок, показывающий героизм солдата

Когда недалеко от Дрездена, вместе с другими пленными, Соколов добывал камни на карьере, придя в свой барак, он сказал, что выработка равна трем кубам, а каждому на могилу достаточно одного.

Эти слова кто-то передал немцам, и те решили расстрелять солдата. Его вызвали к командованию, но и здесь Соколов показал себя настоящим героем. Это ясно видно, когда читаешь про напряженный момент в рассказе Шолохова «Судьба человека». Анализ следующего эпизода показывает бесстрашие простого русского человека.

Когда комендант лагеря Мюллер сказал, что лично расстреляет Соколова, тот не испугался. Мюллер предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия, красноармеец не стал, а за свою погибель согласился. Пленный выпил стакан водки за два глотка, не закусил, чем удивил немцев. Второй стакан он выпил так же, третий - помедленнее и откусил совсем немного хлеба.

Изумленный Мюллер сказал, что дарит такому храброму солдату жизнь и наградил его буханкой и салом. Угощение Андрей отнес в барак, чтобы еду разделили поровну. Об этом подробно написал Шолохов.

«Судьба человека»: подвиг солдата и невосполнимые потери

С 1944 года Соколов стал работать шофером - возил немецкого майора. Когда представился удобный случай, Андрей помчался к своим на машине и привез в качестве трофея майора с ценными документами.

Героя отправили подлечиться в госпиталь. Оттуда он написал письмо жене, но получил ответ от соседки, что Ирина и дочки погибли еще в 1942 году - в дом попала бомба.

Одно теперь только согревало главу семейства - его сын Анатолий. Тот с отличием окончил артиллерийское училище и воевал в звании капитана. Но судьбе было угодно отнять у солдата и сына, Анатолий погиб в День Победы - 9 мая 1945 года.

Названный сын

После окончания войны поехал Андрей Соколов в Урюпинск - здесь жил его товарищ. Случайно в чайной встретил чумазого голодного мальчика-сироту Ваню, мать которого погибла. Подумав, через какое-то время Соколов сказал ребенку, что он его папа. Очень трогательно рассказывает об этом в своем произведении Шолохов («Судьба человека»).

Героизм простого солдата автор описал, рассказав о его военных подвигах, о бесстрашии, мужестве, с которым он встретил вести о гибели родных людей. Он непременно воспитает и приемного сына таким же несгибаемым, как сам, чтобы и Иван смог всё вытерпеть и преодолеть на своем пути.