Библиотека и библиотекарь в художественной литературе. Образ библиотекаря… и книги…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

    Процессы управления, управления формированием, сохранностью, использованием библиотечного фонда. Управление библиотечно-информационными электронными ресурсами библиотек. Система финансирования библиотек, библиотечного фонда в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Действующие нормативные документы, затрагивающие интересы библиотек и библиотечных работников Беларуси. Кодекс профессиональной этики библиотекаря. Создание на базе библиотек публичных центров правовой информации. Инфраструктура библиотечной системы.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Библиотека Ярослава Мудрого. Социальные и коммуникативные функции современных библиотек. Модернизация библиотечного дела, развитие национальной электронной библиотеки. Уровень автоматизации библиотек. Статистические данные о состоянии сельских библиотек.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Анализ основных положений Кодекса этики российского библиотекаря, где изложены стандарты профессионального поведения, отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии. Проблема библиотечно-информационного обслуживания современных пользователей.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2010

    Существование и развитие профессии библиотекаря по работе с детьми: профессиональная квалификация и кадровые проблемы. Исследование роли детского библиотекаря в приобщении к чтению. Образование, профессиональные компетенции, профессиограмма библиотекаря.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2013

    Теоретические основы имиджа: понятие, структура, функции. Гендерные аспекты имиджа. Современный имидж женщины-министра. Имидж российских министров сельского хозяйства Елены Скрынник, соцразвития Татьяны Голиковой, экономразвития Эльвиры Набиуллиной.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2010

    Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2008

Библиотеки».

Методическая консультация для слушателей «Школы библиотекаря».

Огромное значение для библиотеки играет ее благоприятный образ - имидж. Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам. Образ библиотеки постоянно меняется. Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.


Сегодня, тема имиджа библиотеки, является одной из обсуждаемых и интересных в библиотечных кругах. Вопросы, которые поднимаются в профессиональной прессе: « что влияет на формирование благоприятного имиджа библиотеки в глазах читателя, как сделать внутрибиблиотечную среду более комфортной, какими навыками должен обладать библиотекарь, что необходимо для динамичного развития библиотеки?»

Имиджевая библиотечная политика долгосрочна и прогнозируема, направлена на формирование общественного мнения, создание ценностных установок, увеличивающих возможность библиотечно-информационных услуг в глазах пользователя.

Имидж библиотеки состоит из внешнебиблиотечного и внутрибиблиотечного.

Создание позитивного имиджа, формирование надежной репутации среди широкой общественности становится основой современного библиотечного учреждения и его приоритетным направлением.

Формирование имиджа библиотеки зависит от следующих компонентов:


  • авторитетность и компетентность руководителей;

  • квалификация персонала,

  • культура общения в библиотеке;

  • дизайн библиотеки (внешний и внутренний);

  • культура рабочих мест сотрудников;

  • комфортность условий для пользователей;

  • качество информационных ресурсов;

  • реклама библиотеки;

  • документация (ее соответствие нормам современного делопроизводства);

  • наличие собственного фирменного стиля;
Исходя из предложенных определений, можно выделить 4 основные направления для формирования положительного имиджа библиотеки:

1.Квалификация персонала.

2. Оснащенность, комфортная среда.

3. Многофункциональная библиотечная деятельность.

4. Социальное партнерство.
Рассмотрим наиболее, с нашей точки зрения, важные компоненты библиотечного имиджа.

Внешнебиблиотечный имидж - это то, как библиотеку воспринимают ее посетители, местные власти. Он складывается из качества услуг, оказываемых пользователям, осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.).

В современном информационном обществе реклама - самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.

Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.

Для успешного формирования библиотечного имиджа правомерно говорить об условиях эффективной организации рекламной деятельности библиотеки: создания имидж-плана, начиная с планирования и разработки рекламы (рекламной кампании) и заканчивая определением эффективности рекламной деятельности библиотеки. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании - общая программа деятельности библиотеки. Исходя, из этого и формируются цели и задачи рекламной кампании.

Сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) - важная составная часть рекламной и информационно-имиджевой политики современной библиотеки. Проводя работу со СМИ, библиотека, как правило, определяет круг источников: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые наиболее охотно сотрудничают с нею, организуют постоянные рубрики об ее работе. В основном, это странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях библиотечной жизни, о книгах, новых поступлениях в библиотеку.

В результате такого сотрудничества библиотеки повышают свой имидж, пользуются бесплатной рекламой своих услуг, привлекают внимание общественности, спонсоров. Большое внимание привлекают материалы о возможностях библиотеки в предоставлении читателям Интернета, о работе культурно-развлекательных комплексов. Активно освещаются в средствах массовой информации благотворительные акции, спонсирование библиотеки, участие библиотеки в конкурсах различных уровней.

При освещении значительных событий в жизни библиотеки - юбилеев, открытия выставок, организации специализированных отделов, создания дополнительных услуг, библиотека проводит пресс-конференции.

В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ web-сайта. Сегодня реклама в Интернете - это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это, может быть, и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. Интернет, как информационная среда, предоставляет возможность не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о себе российской и мировой общественности.

Другая сторона внешнебиблиотечного имиджа - имидж библиотечных специалистов - непосредственно связан с выполнением профессиональных обязанностей и складывается из внешнего облика, манеры поведения, умения общаться. От того, какое впечатление библиотекарь производит на окружающих, во многом зависит его успех. Имидж библиотекаря влияет на работу библиотеки, от него во многом зависят статус и роль библиотеки в обществе.
Имидж библиотекаря.

Авторов статьи, размещенной в интернет, Т. И. Иванова «Проблема имиджа библиотечной профессии на современном этапе» дает следующую формулировку имиджа библиотекаря. Статус-ит: как должно быть. Статус-кво: то, как нас воспринимают окружающие. Применительно к библиотечной профессии это выглядит так. Статус-ит: деловая женщина, профессионал, информационный менеджер. Статус-кво: «серая мышка», не профессионал в данной области, случайный человек в библиотеке. Итак, мы можем говорить о том, что вопрос об имидже профессии библиотекаря правомерен. Считается, что имидж должен стать частью действий публичных людей. Тем более это относится к представителям библиотечной профессии

Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе.
Но прошло время, и появился интерес к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями в стране и в самом библиотечном сообществе. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стан , и как следствие этого приходит понимания себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии.
Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается во многих странах (но, к сожалению, не в России). В австралийских исследованиях отмечается, что библиотекари сами поддерживают свой негативный имидж. В 1990 г. P.G. Schuman отметил, что имидж библиотекаря очень часто сосредоточивается на физических стереотипах. Критика выражается не столько в имидже застенчивой старой девы, сколько в отсутствии осознания обязанностей библиотекаря. От хранителей знаний, отвечающих на изолированные справочные вопросы, библиотекари должны переходить к роли деятельных профессионалов, ассистирующих пользователю в решении его проблем. В США было проведено исследование «Имидж библиотекаря медицинских библиотек США». Его результаты показали, что, с одной стороны, библиотекари воспринимаются как образованные люди, готовые прийти на помощь, а с другой - как люди старомодные, робкие, сосредоточенные на себе, следующие за буквой закона.
В нашей стране подобных исследований по изучению имиджа библиотекарей не проводилось.

Что же нужно сделать для формирования имиджа библиотекаря?

Прежде всего, чтобы сломать негативное восприятие в обществе имиджа библиотекаря, надо сломать это восприятие в душе каждого из нас.

Об имидже библиотек будут судить по имиджу каждого из библиотекарей. И если хотим, чтобы у жителей города было восприятие библиотекаря как специалиста в области информации, а не «объекта для выдачи книг», то надо и соответствующий образ о себе у них сформировать. А для этого нужно, чтобы у них было определенное мнение о вас. Вот зачем необходимо формировать имидж.

Восприятие человека по его одежде, макияжу, прическе, называют «габитарным имиджем» (внешним). Мы часто слышим от библиотекарей постоянные жалобы на нехватку денег, книжных фондов и т. д. Но если задать вопрос: «А вы пытались изменить ситуацию (найти работу с достойной зарплатой, написать программу по фондам и получить под нее деньги)?» - то в ответ услышите: «Да кто я такая? Я простой библиотекарь!»

Не могу не прокомментировать данную позицию цитатой из книги Наталии Правдиной «Я люблю себя»: «Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют и на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже на скорость и легкость Вашей походки. Но для начала Вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста... Женщина чувствует себя так, как она выглядит... Мы можем подумать, что нас могут оценить не по достоинству? Что значит не по достоинству? Ведь достоинство определяется Вашим собственным к себе отношением. Эта та цена, которую мы сами себе назначаем. И получается, что чем более мы себя ценим, тем у нас больше шансов быть правильно оцененными. И чем больше мы себя ценим, тем больше это проявляется в нашем внешнем виде и в поступках. Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях».


Одна из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии - это создание притяжения (аттракции), создание приятного мнения о специалистах в данной области. И если возможно не создавать искусственных препятствий на этом пути, то это нужно делать.
Содержание деятельности библиотекаря как составная часть его имиджа.

Имидж библиотекарей связан непосредственно с их профессиональным существованием. Если раньше библиотекари, хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в своем дальнейшем существовании, то современные библиотекари нуждаются в активном маркетинге себя и своей роли в обществе. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли данных библиотек.


J. Когеп считает, что имидж формируется под влиянием того комплекса услуг, который обеспечивает библиотека. Таким образом, если библиотекари не рассматриваются как информационные работники, то они не могут брать на себя ответственность за обеспечение информационного обслуживания. Библиотекари должны быть активны в предоставлении информационного сервиса, что будет влиять на их имидж. В современном обществе библиотекари должны рассматриваться как информационные специалисты-профессионалы.
Ни о каком имидже библиотекаря не может идти речь, если он не обладает профессиональным образованием.

Тем самым признано, что библиотекарь, библиограф - это такие же специалисты, как учитель, врач, инженер. И в работе библиотек имеется своя специфика, которая в большей степени понятна, знакома, выполняема людьми, специально обучавшимися этой профессии. И именно профессионал, несмотря на низкую зарплату, создаст современную библиотеку. Потому что его так учили, а по-другому он не может. Должна уйти в небытие «эпоха старых бабушек», которые заполонили собой библиотеки. Работодатели должны понять, а мы им должны суметь доказать, что себе дороже брать на работу неспециалиста.


а) Рекламная деятельность библиотекаря.

На первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.


Поэтому я считаю необходимым для успешной работы и создания положительного личностного имиджа владение основами PR и рекламы. Реклама одно из важнейших направлений деятельности библиотеки и одна из составляющих ее имиджа. И если имидж библиотеки сформируется под влиянием того комплекса услуг, которые предоставляет данная библиотека, то именно из рекламы данной библиотеки вы и узнаете об этих услугах. Необходимо создание фирменного стиля в каждой библиотеке (наличие визитки, рекламного буклета библиотеки, рекламных листовок, бланков писем с эмблемой библиотеки). От того, как мы представляем себя, зависит, как другие воспринимают нас.
б) Маркетинговые исследования в деятельности библиотекаря
Современная библиотечная жизнь невозможна без таких понятий, как менеджмент, маркетинг, фандрайзинг. Но мало знать эти понятия, надо овладеть технологиями их практического применения. Так, фандрайзинг - деятельность по ходатайству о выделении или пожертвовании средств для осуществления каких-либо проектов или программ.

Многие библиотекари считают, что для создания имиджа библиотеки достаточно оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в нашей работе - это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. И как раз владение маркетинговыми методами позволяет провести маркетинговое исследование деятельности своей библиотеки и ответить на вопросы: «Востребовано ли то, что вы делаете? Какие виды услуг необходимы в вашей библиотеке? Как изменились информационные запросы современных пользователей библиотеки? Какие новые фонды необходимы в данной библиотеке?»

в) Профессиональный рост как составная часть имиджа библиотекаря.
Потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя. Если раньше библиотека с хорошим книжным фондом была пределом мечтаний, то современная информационная ситуация и появление новых нетрадиционных для библиотеки информационных продуктов ставит вопрос о создании на базе библиотек медиатек. Благодаря Интернету, применению в практике работы библиотек компьютеров, оргтехники встал вопрос об обучении библиотекарей современным информационным технологиям и влиянии последних на формирование имиджа современного библиотекаря.

Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно. Как видим, современная жизнь все время поднимает уровень требований, которому должны соответствовать современные библиотекари, и очень трудно удержаться на этом уровне.


3. Внутрибиблиотечный имидж.

Внутрибиблиотечный имидж определяют нормы и ценности (миссия библиотеки), организация внутренних коммуникаций, история библиотеки, социально-психологический микроклимат коллектива. Наиболее рациональным представляется рассмотрение внутрибиблиотечного имиджа через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационную культуру.

Применительно к внутрибиблиотечному имиджу наибольшее значение имеют следующие качества руководителя: разумная настойчивость, решительность, энергичность, искренность, высокая самодисциплина, умение поддерживать подчиненных. Ввиду отсутствия идеального стиля руководства наиболее убедительным выглядит предположение, что лучший руководитель - это тот, кто ответственен за все, что входит в его служебные обязанности.

Социально-психологический климат в библиотеке как психологическое состояние коллектива складывается из удовлетворения системой управления, межличностными взаимоотношениями и оценки условий работы в коллективе. Он важен не только для оптимальной организации работы, но и потому, что без него любая работа по улучшению имиджа практически бесполезна. Многие причины ухудшения социально-психологического климата в библиотеке являются «вечными», поскольку они не зависят от ее типа, величины штата и т. п. факторов (конфликты с руководством, психологическая несовместимость сотрудников и др.).

Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить взаимоотношения по вертикали и горизонтали; стиль и нормы общения; организацию и условия труда; систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов складывается более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Немаловажное значение имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов.

Принятые в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет, определяющий правила поведения в ситуациях, когда люди выступают в официальных ролях руководителя и подчиненного.

Служебный этикет формирует стиль отношений в коллективе, в котором тесно переплетаются формальные и неформальные элементы служебного взаимодействия. Он включает в себя такие неформальные элементы, как настроение, манеру приветствия и обращения руководителя к сотрудникам, формы и методы критики. Знание служебного этикета - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Нравственным в отношениях «библиотекарь-библиотекарь» становится стремление каждого сотрудника скрывать плохое настроение, негативные черты характера, неприятие критики и тем самым поддерживать свой индивидуальный имидж на требуемом уровне. Эта моральная целеустремленность способствует формированию благоприятной психологической атмосферы для реализации доброжелательности и творчества, профессиональных возможностей, как отдельного библиотекаря, так и всего коллектива.

Организационная культура представляет собой образ мысли и образ действия сотрудников библиотеки, направленные на гармонизацию отношений в коллективе и создание благоприятного отношения к библиотеке со стороны общественности. Организационную культуру можно рассматривать в трех аспектах: а) как умение и желание каждого сотрудника библиотеки отстаивать ее интересы, способствовать упрочению ее авторитета ; б) как благонадежность, лояльность и приверженность своей библиотеке; в) как поведение сотрудника вне библиотеки, включая то, какое впечатление он производит на окружающих. В целом именно организационная культура содействует проявлению основных характеристик имиджа: идентификации библиотеки обществом, отличию от других библиотек и формированию репутации.

Имидж читателя - важная составляющая внутрибиблиотечного имиджа. Он включает в себя читательскую направленность, интересы и потребности в чтении, подготовленность к процессу работы в библиотеке (наличие необходимых письменных принадлежностей), внешний вид читателя. Соблюдение правил поведения в библиотеке также характеризуют уровень позитивного имиджа читателя.

С другой стороны, библиотекарь выступает как педагог по отношению к читателям, применяя в практике работы методы воздействия на них в процессе индивидуальных бесед, рекомендации книг. Этим достигается имиджевое воздействие библиотекаря на читателей, что, в свою очередь, требует от библиотекаря повышения профессиональной квалификации, чтобы соответствовать запросам всех категорий посетителей библиотеки.

Библиография.

1. Аверьянова Н.В. Имидж библиотеки как фактор её развития // http://nashaucheba.ru

2. Алтухова, Г. А. Основы библиотечного имиджа [Текст] : учеб-метод. пособие / Г. А. Алтухова. – М.: Литера, 2008. – 224 с. – (Современная библиотека. Вып. 33).

5. Ванеев, А. Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение [Текст] / А. Н. Ванеев. – СПб.: Изд-во «Профессия», 2001. – 121с. – (Серия «Библиотечный практикум»).


2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год



Библиотекарь Получив приглашение на собеседование в столичную библиотеку, студент Флинн Карсен даже и не думал, что эта работа станет смыслом его жизни. Однако, то, что предлагали ему работодатели, сильно отличалось от будничной полусонной работы библиотекаря, перебирающего карточки посетителей и расставляющего книги по полкам. Оказывается, у библиотеки есть вторая, тайная сторона, скрытая от глаз обывателей… США, 2004 г. Режиссер: Питер Уинзер.


Брак по расчету Провинциальный библиотекарь была уверена, что браки совершаются на небесах. Но когда на ней и ее отце повис огромный долг, задумала срочно найти богатого супруга, который уладил бы все материальные проблемы. После многочисленных поисков героиня поняла, что может рассчитывать только на себя… Россия, 2002 г. Режиссер – Ю. Павлов. В ролях: Н. Курдюбова


Багровые реки Реми, потомственный библиотекарь престижного колледжа в Альпах, непосредственно в фильме не появляется – его зверски убивают еще до начала триллера. Но когда следователь из Парижа и местный полицейский начинают расследовать это преступление и еще несколько произошедших здесь страшных убийств, выясняется, что молодой человек был причастен к генетическим экспериментам в стенах колледжа... И библиотекарь выполнял роль сводника, рассаживая читателей попарно, согласно составленной в ректорате схеме. Франция, 2000 г. Режиссер: Матье Кассовиц.


Блюз опадающих листьев Молодая библиотекарь Ксения, до недавнего времени решавшая свои многочисленные семейные и финансовые проблемы, в один день становится обладательницей наследства – огромной квартиры, счета в банке и нового Мерседеса, а вместе с этим множеством тайн и загадок. Ксения понимает, что в этой жизни просто так ничего не бывает… Россия, 2006 г. Режиссер: Александр Михайлов. В ролях: Евгения Добровольская, Илья Рутберг, Юлия Рутберг и др.


Влюблен по собственному желанию Героиня фильма – молоденькая, милая, образованная, но малопривлекательная внешне библиотекарь Вера с никак не складывающейся личной жизнью. Случайно она сталкивается в метро с бывшим спортсменом Брагиным. Он бросил спорт, а его бросила жена, он пропил все, что нажил за годы спортивной карьеры и работает на заводе токарем, что его совершенно не радует. Поговорив, они пришли к выводу, что влюбиться можно не с первого взгляда, а по желанию, в человека, которого просто наметишь. И решили опробовать эту теорию, построенную на аутотренинге и самовнушении… СССР, 1982 г. Режиссёр: Сергей Микаэлян В гл.ролях: Евгения Глушенко, Олег Янковский.


Живет такой парень История про молодого алтайского шофера Пашу Колокольникова, который, рискуя жизнью, предотвращает пожар бензовоза. Балагур и шутник, смешной и трогательный Пашка любит пофорсить. С Настей – местным библиотекарем – он познакомился в клубе, но девушка предпочитает ему заезжего инженера, который её-то своей ровней не считает. Поэтому, столкнувшись с инженером в библиотеке, он не мог в своих читательских предпочтениях опуститься ниже «Капитала» Карла Маркса. «Ну чем, чем я хуже его?» – мучается вопросом Пашка, а весь фильм Шукшина подтверждает, что Пашка не «хуже». СССР, 1964 г. Режиссер: Василий Шукшин. В ролях: Леонид Куравлев, Белла Ахмадулина, Лидия Александрова, Лариса Буркова и др.


У озера Библиотекарь Лена Бармина – главная героиня прогремевшего более 30 лет назад на всю страну кинофильма «У озера». Фильм рассказывает о строительстве на озере Байкал целлюлозно-бумажного комбината, который губит жемчужину Сибири. Лена – романтична, возвышенна, переживает трагедию Байкала, как свою собственную. И она любит директора строящегося комбината Василия Черных, который честно и добросовестно выполняет дело, ему порученное, и искренне верит, что все рассчитано, и никому он не причинит вреда. Одной из центральных в фильме стала сцена в библиотеке. Лена Бармина читает стихотворение Блока «Скифы»: О, старый мир, пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкою, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред сфинксом с древнею загадкой. По замыслу режиссера, за блоковскими строчками она прячет признание в любви к герою Шукшина, который слушал их, стоя у двери в читальный зал и боясь поверить, что правильно понял. Напрямую о своих чувствах герои фильма не говорят ни разу. СССР, 1970 г. Режиссёр Сергей Герасимов В гл. ролях: Н. Белохвостикова, В. Шукшин.


Имя Розы Англоязычный фильм по культовому роману Умберто Эко. Время действия – 1327 год. В обществе молодого послушника Адсона французский монах Вильям Баскервильский расследует серию трагических смертей монахов в бенедиктинском монастыре на севере Италии. За всеми этими смертями кроется страшная тайна, она связана с древним манускриптом, который хранится в тайной библиотеке монастыря. Англия, 1986 г. Режиссёр Жан-Жак Анно В ролях: Кристиан Слейтер, Шон Коннери.


Пистолет в сумочке Бетти Лу Героиня американского комедийного детектива Бетти Лу Перкинс – работает в тихой провинциальной библиотеке. Она обожает своего мужа – полицейского, но он слишком увлечен работой и не обращает на нее внимания. Скромная и застенчивая Бетти переживает, ей кажется, что не только муж, но и весь остальной мир не воспринимает ее всерьез, все видят лишь ее неловкость и забывчивость. Однажды Бетти находит на речном берегу настоящий пистолет, кладет его в сумочку, а затем… В фильме солидный судья восхищенно восклицает: «Надо чаще ходить в библиотеку!». США, 1992 г. Режиссер Аллан Мойли. В гл. ролях: Пенелопа Энн Миллер.


Миранда со льдом Герой фильма, жанр которого можно определить как романтический триллер с легким английским юмором – молодой библиотекарь Фрэнк. Он без памяти влюбляется в необычную девушку Миранду, даже ни разу не заговорив с ней. Ему она кажется трогательной и ранимой, однако пока он спешит на свидание, Миранда провертывает аферу с продажей здания, в котором расположена его библиотека… 2002 г. Режиссер Марк Манден. В гл. ролях: Джон Симм, Кристина Риччи.


Мумия (The Mummy) Эвелин, героиня фантастического фильма «Мумия» – одна из тех, кто ищет в египетской пустыне сокровища фараона. Но она не только авантюристка, она еще и историк, и библиотекарь, она знает сложнейший древний язык, мечтает прочитать Книгу Мертвых. И именно благодаря знаниям Эвелин герои фильма побеждают вставшую из гробницы мумию. Роль Эвелин играет Рэйчел Вейс. США, 1999 г. Режиссер Стивен Соммерс




Володин, А. Идеалистка. Для театра и кино: пьесы / А. Володин. – М.: Искусство, – 312 с. «Она сидит (библиотекарь, главная героиня пьесы – Б.С.) за своим столиком и, немного стесняясь, рассказывает: – Наша библиотека ведет свою родословную с тысяча девятьсот двадцать шестого года. Тогда мы находились неподалеку отсюда, в маленькой старой церкви. Впрочем, библиотека – это было только название. Книги были свалены так, что не открыть дверей. Ни каталога, ни формуляров, ничего. Но я хотела рассказать о наших читателях...» И она рассказывает, как впервые встретилась с одним своим давним читателем – С.Н. Баклажановым, который теперь стал профессором, крупным ученым… В этой их первой встрече-диалоге вся наша героиня. Автор не называет даже ее имени. Она – идеалистка (тоже один из стереотипов общественного мнения о профессии библиотекаря). Далее героиня пересказывает еще несколько диалогов с этим читателем и с его сыном, ставшим тоже читателем ее библиотеки. Действительно убеждаешься, что ни возраст, ни жизненные невзгоды не изменили ее романтического восприятия мира.


Эренбург, И. Г. Собрание сочинений в 8 т. Т. 3. Бурная жизнь Лазека Ройтщванеца; День второй; Книга для взрослых: романы / И.Г. Эренбург. – М.: Художественная литература, – 607 с. Глядя на героиню этого романа, библиотекаря Наталью Петровну Горбачеву, «люди думали, что она похожа на книжного жучка и что в ее голове только номера каталога. Другим она казалась большой уродливой буквой... Наталья Петровна Горбачева не спасала ни свою жизнь, ни добро, ни революцию. Она спасала книги. Она была одинока, немолода и некрасива. Никто не знал даже, как ее зовут – говорили: библиотекарша. Они не знали Натальи Петровны… Она подходила к ним и жалобно шептала: «Товарищи, пожалуйста, осторожней!» Она страдала оттого, что никто из этих людей не чувствовал к книгам той любви, которая переполняла ее сердце. Они брали книги жадно, как хлеб, и у них не было времени на любование... Нескладно всхлипывая, Наталья Петровна говорила: «Книги – большая вещь! …их нельзя сжечь, их надо хранить...»


Солженицын, А. И. Раковый корпус: повесть / А.И. Солженицын. – М.: Художественная литература, – 462 с. Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин – в молодости боевой командир, позже «красный профессор» – преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин – библиотекарь, полностью сломленный, несчастный человек. Профессия библиотекаря оказалась тем крайним пределом, до которого можно было унизить человека. Вот что он говорит о своей жизни и своей настоящей работе: «...Скажите, разве человек – бревно?! Это бревну безразлично – лежать ли ему в одиночку или рядом с другими брёвнами. А я живу так, что если потеряю сознание, на пол упаду, умру – меня и несколько суток соседи не обнаружат... я по-прежнему остерегаюсь, оглядываюсь! …Надо было признать ошибки? Я их признал! Надо было отречься? Я отрёкся! Какой-то процент ведь уцелел же? Так вот я попал в этот процент. …Надо было оставить лекции? – хорошо, я их оставил. Я ушёл ассистировать, я согласен быть маленьким!..»


Шукшин, В. М. До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума – разума / В.М. Шукшин. – М.: Советская Россия, – 96 с.,ил. В сказке ожившие литературные герои называют библиотекаря «вульгарите», да и содержание разговора, который она ведет, не только не привлекает к героине поклонников, а совсем даже наоборот, делает образ женщины библиотекаря примитивным и пошлым: «Как-то в одной библиотеке, вечером, часов этак в шесть, заспорили персонажи русской классической литературы. Еще когда библиотекарша была на месте, они с интересом посматривали на нее со своих полок – ждали. Библиотекарша напоследок поговорила с кем-то по телефону... Говорила она странно, персонажи слушали и не понимали.Удивлялись… – Ничего не понимаю,– тихо сказал некто в цилиндре – не то Онегин, не то Чацкий – своему соседу, тяжелому помещику, похоже, Обломову. Обломов улыбнулся: – В зоопарк собираются…»


Калашникова, В. Ностальгия / В. Калашникова // Звезда. – – 9. – С Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь, «говорит по-английски и по-французски... у нее собран большой материал (для своей диссертации – Б.С.), надо только в немецких архивах немного порыться....». Она умная, решительная современная женщина (тип нового русского библиотекаря) и, что очень важно, весьма начитанная – «всю жизнь только и делала, что книги читала». В то же время ее ужасает окружающая бездуховность, наркомания, проституция: «... при коммунистах... порядок был... телевизор можно было смотреть. А сейчас у нас показывают сексфильмы...спрашивается, откуда к нам пришла эта гадость?» Разочарованная действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения: немецкий мужчина слишком расчетлив, там тоже проститутки и наркоманы... Конец истории трагичен. Полина гибнет в автокатастрофе. Эта повесть символична. В ней, в одной из первых в российской современной литературе, образ библиотекаря наделяется высоким интеллектуальным потенциалом, способным на равных общаться с цветом нации (в данном случае – академиками).


Улицкая, Л. Сонечка / Л. Улицкая // Новый мир. – – 7. – С Людмила Улицкая в повести «Сонечка» вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки: «Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала почти без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги.... Был у нее незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость ее к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими людьми...» Л. Улицкая "Россия - самая читающая страна в мире" - этот миф о нашей стране один из самых приятных. Я и сама принадлежу к читающему поколению, с детства научившемуся уходить от реальности, зарываясь в книжные страницы. Чтение для многих людей отчасти заменяло саму жизнь, было не одной из составных ее частей, а, может быть, самой лучшей и значительной. Героиня "Сонечки", как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни - любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения... Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, - и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение... Литература как религия жизни. Российский миф, такой близкий и такой зыбкий. Как любой миф".




























Рерих Н.К. Голубиная книга. 1922г. Голубиная книга. Николай Заболоцкий. 1937г. В младенчестве я слышал много раз Полузабытый прадедов рассказ О книге сокровенной...За рекою Кровавый луч зари, бывало, чуть горит, Уж спать пора, уж белой пеленою С реки ползет туман и сердце леденит, Уж бедный мир, забыв свои страданья, Затихнул весь, и только вдалеке Кузнечик, маленький работник мирозданья, Все трудится, поет, не требуя вниманья, - Один, на непонятном языке...




ContentURL" src="http://images.myshared.ru/4/173182/slide_37.jpg" width="800" align="left" alt="Selçuk Demirel Tomasz Walenta - польский художник, родился в 1974 году, жил и учился в Канаде. Десять лет назад вернулся в Польшу. Предельный лаконизм, остроумие, плакатность стиля." title="Selçuk Demirel Tomasz Walenta - польский художник, родился в 1974 году, жил и учился в Канаде. Десять лет назад вернулся в Польшу. Предельный лаконизм, остроумие, плакатность стиля.">






Работа замечательного американского фотохудожника Джерри Ульсманна сделана без применения фотошопа. Ульсманн создаёт снимки из множества негативов, подолгу работая над каждой композицией в фотолаборатории. Работа замечательного американского фотохудожника Джерри Ульсманна сделана без применения фотошопа. Ульсманн создаёт снимки из множества негативов, подолгу работая над каждой композицией в фотолаборатории.






























Смотровая площадка у реки Енисей, с которой хорошо видна д.Овсянка, где родился, жил и работал писатель В.П.Астафьев (1924–2001), автор повести «Царь-рыба». Памятник установлен в 2004 году к 80-летию писателя. Смотровая площадка у реки Енисей, с которой хорошо видна д.Овсянка, где родился, жил и работал писатель В.П.Астафьев (1924–2001), автор повести «Царь-рыба». Памятник установлен в 2004 году к 80-летию писателя.


Дворик филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. «Размышление о Маленьком принце», художник Арсен Аветисян. Здесь на стопке книг, как на троне, сидит аллегорический образ философа жизни, правдолюбца и правдотерпца Шута и держит в руках раскрытые страницы чудесной истории Экзюпери. Чуть поодаль примостилась хрупкая фигурка Маленького принца. Дворик филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. «Размышление о Маленьком принце», художник Арсен Аветисян. Здесь на стопке книг, как на троне, сидит аллегорический образ философа жизни, правдолюбца и правдотерпца Шута и держит в руках раскрытые страницы чудесной истории Экзюпери. Чуть поодаль примостилась хрупкая фигурка Маленького принца.









О чём молиться, о друг? Было бы в изобилии книг … Гораций Занятия с книгами юность питают. Старость увеселяют, счастье украшают, В несчастии доставляют и утешение Дома радуют, а не дома не мешают Цицерон Хорошее дело собирать хорошие книги, но полезнее чаще обращаться к ним и читать их. Петрарка




Книга всегда была для меня советчицей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать её благ, храня их для наиболее важных случаев. Жорж Санд Когда книга сталкивается с головою и при этом раздаётся глухой пустой звук, разве всегда виновата книга?Г. К. Лихтенберг




Надо знать книгу. Надо любить её и верить в неё. Надо выработать в себе умение и практическую сноровку работать при помощи книги. Н. А. Рубакин Истинного книжника отличает талант. Талант в книжном деле то же, что и музыкальность. В. Г. Лидин Хороший, знающий библиотекарь – верный помощник всякого серьезного исследователя и просто даже серьезно занимающегося человека В. В. Стасов


В презентации использован материал: 1.Бражникова С. А. Образ библиотекаря в литературных произведениях [Электронный ресурс] / С. А. Бражникова. - Режим доступа: Коллекция книжных полок. Кресло книголюба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 3. Образ библиотекаря в кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Памятник книге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Репродукции картин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: отв. составители Дедюля А. В. Малышева Н. Г. Научно-техническая библиотека ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт»


Матвеев, М.Ю. Философские идеи ХХ века и их влияние на имидж библиотек // Библиотековедение.- 2008.- №1.- С.114-119.

Воздействие зарубежных философских течений ХХ в.(позитивизма, фрейдизма и постмодернизма) на восприятие библиотек общественностью и формирование стереотипов библиотекаря.

«…один из наиболее распространённых стереотипов: библиотека воспринимается как оплот порядка и дисциплины, который находится в конфликте с гораздо более хаотичным внешним миром».

«Если рассмотреть стереотипы библиотечных работников именно через триаду «страх-знание-власть», то можно обнаружить, что они не столько угрожающи, сколько комичны – таким образом писатели и журналисты просто «маскируют» свой страх перед знаниями, заключёнными в библиотеке».

Матвеев, М.Ю. Власть стереотипов или многообразие подходов? : образ библиотеки в худож. лит. // Библиотековедение.- 2003.- №2.- С.66-72.

«…изображение библиотек в художественной литературе можно рассматривать как небезынтересное дополнение к библиотечной социологии».

«…в художественной литературе довольно часто описываются причины, по которым библиотека становится привлекательной или, наоборот, отталкивает от себя талантливых людей».

Логинова, Н.В. Ловушка для интеллигента: образы библиотекарей в отеч. худож. лит. // Библиотековедение.- 2007.- №1.- С.118-123.

«…в литературе послесталинского времени постоянно возникает образ библиотечной профессии как жизненной ловушки для интеллигенции».

«Нужно всетаки признать, что специфика библиотечной работы остаётся загадкой для авторов (как и для общественного сознания в целом)».

«В общественном сознании утвердился образ «Бедного, но честного библиотекаря», который, надо полагать, важен для подтверждения морального баланса общества, для доказательства тезиса о том, что «не хлебом единым».

Матвеев, М.Ю. Книжные люди в русской литературе ХХ века // Библ. дело.- 2003.- №10.- С.36-39; №11.- С.41-43; №12.- С.40-43; 2004.- №1.- С.40-43.

Образ библиотеки и библиотекаря в русской художественной литературе ХХ века.

«Библиотекари в отечественной художественной литературе достаточно часто описываются в качестве главных героев (причем героев положительных), но сама библиотечная профессия в качестве достойного жизненного выбора показывается редко».

«При всём обилии стереотипов и малопривлекательных описаний художественная литература - очень интересный источник информации, поскольку взгляд писателя всегда отличается от взгляда библиотекаря-практика, и библиотековеда-теоретика. Это отличие и позволяет точнее представить место и роль библиотечной профессии в обществе».

Матвеев, М.Ю. Этот вечный стереотип: б-ки и библиотекари в зарубеж. лит. ХХ в. // Библ. дело.- 2004.- №5.- С.39-41; №6.- С.38-41; №8.- С.39-41; №9.-С.39-41.

Образ библиотеки и библиотекаря в зарубежной литературе ХХ в.

«Анализ различных жанров литературы позволяет с наибольшей точностью выявить характерные описания библиотек и библиотечных работников и определить, как же именно библиотекари «показываются» писателями широкой публике».

«Библиотечные «стереотипы»-упрощённые, схематизированные, а зачастую сильно искажёгнные представления о работе библиотеки и библиотечной профессии, которые присутствуют в художественной литературе на протяжении ХХ в.»

Заломкина, Г.В. Смыслы библиотеки в романе Э. Костовой «Историк» // Библиотековедение.- 2008.- №3.- С.119-124.

Образ библиотеки обновляется и углубляется в романе на широком историческом материале в контексте идей Х.Л. Борхеса и У. Эко. Роман Э. Костовой «Историк» вышел в США в 2005 г. и был переведён более чем на 30 языков.

«Библиотека в романе Э. Костовой – аналог драгоценного саркофага Дракулы у Б. Стокера, книги – освящённая, могущественная земля, без которой вампир нежизнеспособен. Дракула у Э. Костовой весьма дорожит своей библиотекой. Феномен библиотеки разворачивается в романе во всезначимый и всеобъемлющий образ».

Матвеев, М.Ю. Глазами фантастов: стереотипы проникают в будущее? // Библиотека.- 2007.- №4.- С.82-85.

Образ библиотеки и библиотекаря в произведениях отечественной и зарубежной научной фантастики.

«В целом образы библиотек в фантастике весьма разнообразны, но, по нашим наблюдениям, в данном жанре преобладают скорее пессимистические, чем оптимистические оценки их деятельности».

Матвеев, М.Ю. И непременно… труп: б-ки и библиотекари в детектив. романах // Библ. дело.- 2003.- №9.- С.36-41.

Образ библиотеки и библиотекаря в отечественных детективах.

«Частое использование образа библиотеки в детективах ведет к образованию устойчивых («стереотипных») представлений о том, что же в ней происходит, причём представлений далеко не лестных».

«…библиотекари в детективах зачастую тоже изображаются не лучшим образом».

«Но несмотря на все негативные черты образа библиотекаря, зарубежные исследователи склоняются к выводу, что в детективах он позитивнее, чем в «серьёзной» литературе…»

Отечественная художественная литература

Антонов, С. П. Библиотекарша: рассказ // Антонов, С. П. Рассказы. -Барнаул, 1953. - С. 21-32.

Астафьев, В.П. Царь-рыба: повествование в рассказах.- Красноярск: Краснояр. ред.-изд. центр «Гротеск», 1993.- 384 с.

Бабель, И. Э. Публичная библиотека // Сочинения: В 2 т. - Т. 1. Рассказы 1913-1924; Одесские рассказы; Публицистика; Письма; Приложение. - М., 1996. - С. 35-37.

Багмут, И. А. Драгоценное издание: рассказ // Багмут, И. А. Кусок пирога: рассказы. - М, 1969. - С. 155-162.

Басманова, Е. Тайна чёрной жемчужины: роман.- СПб.: Нева; М.: ОЛ-МА-пресс, 2002.- 382 с.

Беляева, Л.И. Семь лет не в счёт: повесть.- М.: Сов. писатель, 1978.- 326 с.

Володин, А.М. Идеалистка: пьеса // Володин, А.М. Для театра и кино.- М.,1967.- С.140-148.

Галин, А.М. Библиотекарь: пьеса // Соврем. драматургия.- 1989.- №3.- С.27-52.

Георгиевская, С.М. Серебряное слово // Георгиевская, С.М. Серебряное слово. Тарасик: повести.- М., 1973.- С.5-182.

Домбровский, Ю.О. Хранитель древностей: роман, новеллы, эссе.- М.: Известия, 1991.- 224 с.

Донцова, Д.А. Букет прекрасных дам: роман.- М.: ЭКСМО, 2002.- 379 с.

Залыгин, С.П. Южноамериканский вариант: роман.- М.: Современник, 1974.- 415 с.

Каверин, В.А. Скандалист или вечера на Васильевском острове: роман.- 3-е изд.- Л., 1931.- 212 с.

Калинина, Д.А. Из мухи получится слон: роман.- М.: ЗАО Изд-во Пресс, 1999.-432 с.- (Серия «Иронич. детектив»).

Карелин, Л.В. Микрорайон: роман.- М.: Сов. Россия, 1963.- 349 с.

Кулаковский, А.Н. Растёт мята под окном: повесть // Кулаковский, А.Н. Тропы хоженые и нехоженые. Растёт мята под окном.- М., 1978.- С.280-421.

Лиханов, А. А. Детская библиотека: повести. - М.: Сов. Россия, 1989. - 149, |2] с: ил.

Маринина, А.Б. Шестёрки умирают первыми: романы.- М.: ЭКСМО, 1996.- 483 с.

Муратов, И.Л. Окна, открытые настежь: повесть.- М.: Сов. писатель, 1964.- 215 с.

Мусатов, А.И. Острожская библия: рассказ // Мусатов, А.И. Твёрдый шаг: рассказы.- М., 1963.- С. 201-233.

Панаско, Е.В. Десант из прошлого: фантаст. повесть и рассказы.- Став-рополь: Кавказ. б-ка, 1991.- 126 с.

Правдин, Л.Н. Область личного счастья: роман.- Пермь: Кн. изд-во, 1975.- 543 с.

Распутин, В.Г. Пожар: повести.- М.: Сов. писатель, 1990.- 236 с.

Семенов, Т.В. Уличные фонари: повесть // Семенов, Т.В. Голубой дым.- М., 1979.- С. 5-272.

Солженицын, А. Не стоит село без праведника. Раковый корпус. Расска-зы.- М.: Кн. палата, 1990.- 573 с.

Стрехнин, Ю.Ф. Есть женщины в русских селеньях: повесть.- М. : Сов. Россия, 1970.- 174 с.

Чернооков, М. В. Книжники: роман. - Л.: Изд. писателей в Ленинграде, тип. «Печатный двор», 1933. - 184 с.

Улицкая, Л.Е. Сонечка: повесть.- М.: ЭКСМО-пресс, 2001.- 127 с.

Чуковский, Н.К. Неравный брак: рассказ // Чуковский, Н.К. Избранное.- М.., 1963.- С.491-542.

Шукшин, В.М. Психопат: рассказ //Шукшин, В.М. Рассказы.- М., 1984.- С.456-467.

Шукшин, В.М. До третьих петухов: рассказы и повести.- М.: Дет. лит., 2002.-302 с.

Эренбург, И.Г. День второй: роман //Эренбург, И.Г. Собр. соч.: в 9 т.- М.,1964.- Т.3.- С.151-362.

Зарубежная художественная литература

Борхес, Х.Л. Вавилонская библиотека // Борхес, Х.Л. Коллекция: рассказы, эссе, стихотворения/ пер. с исп.- СПб., 1992.- С. 142-150.

Бройн, Г. де. Буриданов осёл: роман / пер. с нем. Е. Кацевой и Т. Ил-леш.- М.: Прогресс, 1970.- 231 с.

Канетти, Э. Ослепление: роман /пер. с нем. С. Анта.- М.: Панорама, 1992.- 496 с.

Карр, Д.Д. Зловещий шёпот. Убийство в музее восковых фигур: романы / пер. с англ.- М.: Совершенно секретно, 1994.- 366 с.

Кристи, А. Происшествие в старом замке: роман

Кристи, А. Полное собрание детективных произведений.- Т.19: Тело в библиотеке: романы, рассказы.- М. : Центрполиграф, 1997.- 451 с.

Ле Карре, Д. Шпион, пришедший с холода: роман / пер с англ.- Л.: Лам-бус-пресс, 2000.- 237 с.

Маркес, Г. Г. Сто лет одиночества.- М.: Баян, 1992.- 447 с.

Переес-Реверте, А. Клуб Дюма, или Тень Ришелье / пер. с исп. Н. Бого-моловой.- М. : Иностранка, 2002.- 596 с.

Рот, Ф. Болезнь портного: Профессор желания; Прощай, Коламбус / пер. с англ..- М.: Фирма «ВиМо», 1994.- 508 с.

Уоллес, Э. Семь замков усыпальницы; Красный Круг; «Мёртвые глаза Лондона»: детектив. романы.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995.- 494 с.

Франс, А. Восстание ангелов: роман / пер. с франц. М. Богословской и Н. Рыковой.- М.: Правда, 1958.- 219 с.

Хмелевская, И. Версия про запас: роман.- М.: Фантом Пресс, 1998.- 271с.

Эко, У. Имя розы: роман.- М.: Кн. палата, 1989.-486 с.

В повседневной практике библиотека, как и любая социальная организация, сталкивается с параллельным существованием трех различных образов: идеальным, зеркальным и реальным.

Идеальный имидж — тот, к которому библиотека стремится. Он, отражает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности. Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения намеченного ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием оценки перспективных планов и текущих решений.

В зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней властных структур и населения.

Реальный имидж характеризует действительное отношение различных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством обслуживания, понимание значения библиотек для общества.

Естественно, что зеркальный и реальный образы не совпадают, но должны быть приближены к идеальному.


Исследования, проведенные отечественными библиотеками, показывают, что такое соответствие достигается далеко не всегда. Поэтому очень важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений читателей и библиотекарей, добиваясь их максимального сближения.
Успех библиотеки определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько декларируемые обязательства совпадают с их реальным выполнением. Именно поэтому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников.

Итак, имидж — это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и вырабатывается за долгие годы. Что же влияет на формирование благоприятного имидж библиотеки в глазах читателя? Давайте рассуждать вместе.

Дизайн

Не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты на покупку оборудования, НО каждая старается художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.


Сельская библиотека как информационный, досуговый центр местного сообщества, мощный рычаг продвижения книги и чтения к сельскому жителю, будет способствовать приобщению к различным информационным, документным ресурсам в режиме отдаленного пользователя. Предполагается, что эстетически современная, технически оснащенная библиотека привлечет к себе проблемные социальные группы, молодежь, детей, юношество, безработных, пожилых людей путем предоставления им широкого спектра услуг, которые будут сочетать как платные, бесплатные, льготные. Таким образом, библиотека станет не только местом, где прикасаются к чтению, книге, информации, но она превратится в место встречи, общения, интеллектуального досуга, работы.

Создание привлекательного имиджа библиотеки – это главная функция, выполняемая комфортной библиотечной средой. Ее можно представить как совокупность нескольких компонентов: предоставление читателям сопутствующей информации; организация библиотечного пространства; состояние рабочих мест и мест отдыха; организация библиотечных фондов.

Особую роль играет создание фирменного стиля, который состоит из многих компонентов. В идеале для его разработки привлекаются специалисты, художники, дизайнеры, которые благодаря своему профессионализму, и творческому подходу находят особенности, отличающие библиотеку от других. В большинстве случаев библиотекари сами выступают в этих многочисленных ролях.

«Содержательная насыщенность библиотечного пространства не зависит от размера площади, обилия материальных носителей (включая современную технику), и даже от числа читателей и посещений. Это не поддающаяся количественным измерениям атмосфера творчества, сотворчества библиотекаря и читателя, межличностного общения в неформальных объединениях, развитая система коммуникаций, в том числе за счет сопряжения библиотечного пространства с социальными сетями, сочетания визуального и виртуальных его частей», — считает С.Г. Матлина

Положительный имидж формируется качеством услуг и уровнем обслуживания пользователей библиотеки . Читатель библиотеки должен без усилий получить информацию об ее услугах и не запутаться в объявлениях.
Библиотечные работники должны находиться в постоянном поиске новых форм коммуникативных связей с читателем, придумывать что-то необычное, что привлечет потенциальных читателей в библиотеку.
Насыщенность библиотечного пространства зависит от уровня его событийности. Событием, определяющим конфигурацию библиотечного пространства могут стать необычная по содержательному наполнению или дизайну выставка или встреча с интересным собеседником, выход в свет и презентация новой книги…Словом, все то, что создает атмосферу радости, приподнятости, «взрывает» однообразный, монотонный ритм обыденной жизни, а значит, стимулирует творческую активность личности.

Пример из профессиональной прессы: целевая программа по изучению чтения «Путешествие Синего чемоданчика» .
Сценарий проведения этой программы таков. Библиотекари составляют список книг для наполнения чемоданчика на основе рекомендаций специалистов детского чтения и опросов читателей. Состав списка состоит из новинок качественной детской литературы. Заполненный чемоданчик отправляется в выбранный город или район. «Синий чемоданчик» с целью пропаганды чтения едет в те библиотеки, где есть собственные программы развития чтения (особенно приветствуются инициативы и новые разработки). Библиотека должна представить свои предложения по проведению программы. На основании этих предложений составляется план путешествия. Программа продолжается два месяца, а затем «Синий чемоданчик» переезжает в другой город или район. Программа нацелена на достижение следующих результатов: увеличение численности читателей библиотеки; улучшение навыков чтения у детей; развитие литературного вкуса через популяризацию лучших современных российских и зарубежных произведений; развитие общественных инициатив, привлечение детей в качестве волонтеров; участие семьи; кооперация с другими культурными и социальными организациями; пропаганда программы через местные СМИ.


Использование рекламы для пользователей библиотечных услуг, — одно из ключевых звеньев продвижения библиотечной продукции и услуг на рынке. Это тоже является исключительно важным при формирование надежной репутации и доброжелательного мнения о библиотеке и ее услугах в обществе.
Популяризации библиотеки содействует создание звуковых рекламных записей и видеороликов, буклетов, проспектов, закладок, календариков, открыток, путеводителей. Информационные материалы о библиотеке будут оказывать содействие созданию положительного имиджа, раскрывать историю, современное состояние библиотеки и популяризировать ее услуги.

Примеры слоганов.

1. Открой свою книгу.
2. Книги — кирпичики вашей карьеры!
3. Книга — начало Вашей карьеры!
4. Книжек должно быть много
5. Хочешь все знать? Нечего спать! Друга бери – В библиотеку иди!
6. Наслаждение чтением – это – Наслаждение жизнью.
7. Новое поколение – выбирает чтение!
8. Хочешь быть продвинутым? Двигай в библиотеку!
9. Библиотека – место, где чтение уместно!
10. Интернет — это водопад, библиотека — кран с водой. Что вы выбираете, чтобы утолить жажду?
11. «Чтоб не прослыть невеждой, читайте «Белые одежды!»"
12. «У меня теперь до веку лучший друг – библиотека!»
13. Не пошёл на дискотеку – заходи в библиотеку!
14. Нам с Вами по пути. Слоган рекламы в России, 2008 Аудиокниги многие слушают в автомобилях, стоя в пробках…
15. «Частица сердца – читателю, библиотеке – семейный уют».
16. «Каждой книге – ее читателя».
17. «Время читать – время знать!
18. «Читателю – книгу»
19. «Библиотечная остановка»
20. «Это – Ваша библиотека»
21. «Библиотека работает для Вас»
22. «Библиотека готова предоставить Вам все свои книжные сокровища»
23. «Не забудь зайти в библиотеку: книжки скучают без тебя»
24. «Приходи почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя!»
25. «В библиотеке Вас любят, ценят, помнят…»
26. «Твоя библиотека всегда ждет тебя!»
27. «Только у нас и только сегодня — максимум информации о женском чтении!»
28. «Ваше присутствие украсит нашу встречу!»
29. «Вас ждут приятные сюрпризы!»

Узнаваемости, формированию положительного имиджа библиотеки способствует и фирменный стиль : логотип, фирменные визитки, настольные календари, печатная продукция.



Созданию положительного имиджа библиотеки способствует и внедрение новых информационных технологий. Свой сайт, собственные электронные продукты, электронная доставка документов, — все это действенные способы продвижения и реклама библиотеки в международном информационном обществе.

Нельзя не упомянуть и о такой важной составляющей работы по формированию общественного мнения и имиджа как отношения со средствами массовой информации. Активно работая со СМИ, можно ощутить, что они во многом способствуют формированию привлекательного образа библиотеки, росту ее авторитета, социальной востребованности.


Очень важно видеть будущее своей библиотеки, продолжать и дальше формировать новый ее образ, искать новые идеи, говоря современным языком – формировать «брэнд-стратегию». Ведь забота о совершенствовании имиджа — это наглядное доказательство того, что организации небезразличны запросы ее пользователей. А отсутствие новых идей — показатель неблагополучия коллектива. Только от нас зависит и высокий общественный престиж библиотеки, и собственное удовлетворение от работы.