Благовещение пресвятой богородицы. Благовещение (сюжеты)

Разное Печати Литература Ссылки
Иконография, информация Иконы Мозаики Фрески Живопись Миниатюры Шитье

Данный иконографический сюжет, помимо Евангелия от Луки (1:26–38) опирается на Протоевангелие от Иакова (10:1–10 , 11:1–9) и гимнографические тексты. Сцена Благовещения описывается и в Евангелии псевдо-Матфея (9:1–3), но по мнению Покровского, "решение вопроса о литературных источниках Благовещения склоняется более в сторону Протоевангелия, как памятника древнейшего".

Изначально сцена Благовещения располагалась в храме на западных фасах алтарных столбах - например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы). Впрочем, иногда она занимала и другие места - на триумфальной арке, на стенах и своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части. Здесь, кстати, уместно провести параллели с изображениями древних миниатюр, когда обе фигуры ставились по обе стороны текста. А Буслаев вспоминает триумфальную арку падуанской церкви, расписанной Джотто и его учениками (Madonna dell" Arena).

При изображении Благовещения сформировалось несколько базовых изводов:

I. На колодце (Благовещение у источника или кладезя). Этот сюжет иногда еще называют "предблаговещением" - то есть подготовительным этапом к самому Благовещению. Литературным источником в данном случае является апокрифическое Протоевангелие от Иакова (11:1–4). На иконах греческого письма обычно изображается что-то типа античного бассейна, который в более поздних изображениях часто заменялся деревянным срубом - копией русского колодца. Наиболее часто сцену предблаговещения можно видеть в составе целого ряда изображений, относящихся к акафисту Пресвятой Богородицы.

II. С веретеном (с рукоделием). Здесь изображение пурпурной пряжи в руке Богоматери соответствует Протоевангелию Иакова (10:7–10) - деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма.

III. В храмине. Сюжет этот получает распространение в русской иконописи в конце XV - начале XVI веков. Богоматерь сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.

Изображения с рукоделием и у источника встречались повсеместно по крайней мере до XVII века включительно. Но поскольку оба этих сюжета основаны на апокрифах, то в дальнейшем стал предпочитаться третий вариант (просто в храмине), согласующийся с Евангелием от Луки.

Характеризуя изображения фигур Богоматери и архангела можно выделить два варианта извода:

2) московский (XV в.): покорно склоненная Богоматерь, округлый навес над ней, спокойная фигура архангела.

Дополнительно в сцене Благовещения можно выделить следующие детали, которые отличают один извод от другого:

а) Христос Эммануил, воплотившийся во чреве Богоматери. Примеры: знаменитое Устюжское Благовещение ; храмовая икона XVII века "Благовещение с акафистом" Благовещенского собора Московского Кремля; перевод Гурьянова с иконы XVI века . Такой извод называют иногда "Богоматерь Воплощение". Символика Эммануила в данном случае раскрывается словами из библейской "Книги пророка Исаии" (7:14) . В [ГТГ 1995] приводятся также слова из восьмой песни "Великого Канона" Андрея Критского.

б) Благовещение с книгой - все более укрепляется в русской иконописной практике с XVII века. Зародыш этого взгляда - в памятниках византийской иконографии, а первоначальный литературный мотив следует искать в Евангелии псевдо-Матфея (6:7–9). Отсюда можно сделать предположение, что и в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: "Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил".

г) Девушка-служанка за прялкой. Примеры: икона из церкви Благовещения в Ярославле; икона-таблетка из коллекции ЦМИАР; прорись с иконы XVI века из собрания Тюлиных . Интерпретация этой фигуры пока еще не имеет окончательного решения. Федорчук в [Иконы 2002] высказывает следующее соображение: "С глубокой древности в мифологии европейских народов существовало представление о богинях судьбы. Появлялись они, по поверьям, у постели роженицы и начинали прясть нить новой человеческой жизни. Поскольку, согласно святоотеческим толкованиям, Боговоплощение происходит именно в момент Благовещения, тема новой судьбы и новой жизни, аллегорически выраженная в образе пряхи, могла появиться не в "Рождестве Христовом", а в "Благовещении".

д) Подсвечник с горящей свечой. В этом случае свеча - один из символов Богоматери, восходящий к Акафисту ("Светоприимную свещу, сущим во тьме явльщуюся, зрим Святую Деву…"). Иногда в сюжетах Благовещения присутствует и подсвечник с не зажженной свечой, но для него пока не найдено литературной основы.

е) Пещера-вертеп, где родился Иисус Христос (преимущественно в иконах Строгановской школы - см. [Иконы 2003]) .

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы, христианский праздник, посвященный воспоминанию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова (Евангелие от Луки 1:26-38). Празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников.

По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших. О древности его свидетельствуют в своих поучениях на этот праздник Отцы Церкви III-IV веков: Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др., которые называли его древним и обычным церковным праздником. В VIII в. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения. Крайние сроки, с которыми может совпадать Благовещение, - четверг третьей недели Великого Поста и среда Светлой Седмицы. Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху (такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется, поэтому еще VI Вселенский собор постановил совершать в день Благовещения Литургию Иоанна Златоуста, а не Литургию Преждеосвященных Даров. Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства.

Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее; Католическая Церковь после Второго Ватиканского собора вернула ему более раннее название – «Благовещение Господне» (русские католики, ввиду непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»).

О. А. Крашенинникова, П. Д. Сахаров

Благовещение Пресвятой Богородицы - это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования . Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть »). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой - Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

С овётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

K влsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

Б Gъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению - особенное:

Ґ рхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.

————————

Библиотека Русской веры

В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Д нeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

Русский текст

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Русский текст

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает ». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.

Основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника ». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях.

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.

Много монастырей было посвящено Благовещению Богородицы. Пожалуй, самые древние находятся в Нижнем Новгороде (1221 год), Киржаче Владимирской области (основан в 1358 году преподобным Сергием Радонежским), Муроме.

Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника - Благовещенск на Дальнем Востоке , на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в и в (Румыния).

Общины Русской Древлеправославной Церкви в Саратовской области, селе (Казахстан) и Нижегороской области также отмечают сегодня престольный праздник.

Благовещению посвящены храмы поморских общин Архангельска, (Эстония), (Латвия), (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы (греческий Ε?αγγ?λιον; латинский Annuntiatio Mariae), один из главных двунадесятых христианских праздников, посвящённый воспоминанию благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о Боговоплощении (будущем рождении Иисуса Христа). Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), архангел Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Неё родится Спаситель мира.

Праздник Благовещения установлен ещё в первые века христианства. 25 марта, как особый день праздника, уже зафиксировано в грузинских рукописных лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима 7 века. Поскольку сведения о богослужении 5-6 века в Константинопольской церкви немногочисленны, ничего определённого о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в 6 веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение; в конце 7 века - это уже один из самых почитаемых праздников. Все византийские памятники 8 века и последующих веков называют Благовещением среди важнейших праздников, который воспринимался и как Господский, и как Богородичный.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам 5 века. О литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времён папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвящённых Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия. В первой редакции Сакраментария Геласия (7 век) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четверть 7 века) оно находится под 25 марта. Все более поздние памятники римской традиции относят празднование Благовещения именно к этому дню. Однако в неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента, т. е. поста перед Рождеством Христовым, чем подчёркивалось значение Благовещения как праздника Боговоплощения и устранялась необходимость праздновать Благовещение во время Великого поста.

День 25 марта как праздник Благовещения, принятый и на Востоке и на Западе, с одной стороны, ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря - дня, который не позднее 4 века, сначала на Западе, а затем на Востоке, принято было считать календарной датой Рождества Христова; с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Пасхи. Этот день нередко служил началом церковного или даже гражданского года. При совпадении Благовещения с исторической датой Воскресения Христова Пасха, попадающая на этот день, получила название «Кириопасха» [Κ?ριον Π?σχα - Господственная (т. е. исконная) Пасха]. Такое совпадение случается примерно раз в полвека, и последний раз это произошло в 1991 году.

В богослужении на день Благовещения излагаются евангельские тексты о благовестии архангела Гавриила, тайне Воплощения от Бога Слова. В гимнографии праздника приводятся все главные ветхозаветные прообразы и новозаветные свидетельства о Благовещении и Боговоплощении. Характерной чертой богослужения всего благовещенского цикла является наличие в песнопениях херетизмов (от греческого χα?ρω - радоваться), многогранно раскрывающих содержание евангельского приветствия Богоматери: «Радуйся, Благодатная!». В России на Благовещение традиционно отпускают из клеток птиц на волю, возвещая о свободе всему миру; совершают особый «чин хлебопреломления» - за всенощным бдением во время благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. Праздник Благовещения считается днём полнейшего покоя и свободы; в этот день предписывается избегать какого-либо, даже лёгкого труда. На Благовещение в Благовещенском соборе Московского Кремля совершается торжественное патриаршее богослужение, после окончания которого на Соборной площади выпускается на волю стая голубей.

Иконография . Ранние изображения Благовещения встречаются в росписях римских катакомб 2-4 века (Присциллы, Петра и Марцеллина, на Виа-Латина): перед сидящей в кресле женщиной стоит юноша, протягивающий к ней руку. В мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре Благовещение представлено с особой торжественностью, соответственно решению 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431), провозгласившего Деву Марию Богородицей. Богоматерь изображена в богатых одеяниях знатной римский матроны, она восседает на престоле, держа в руках пурпурную пряжу; с небес слетают ангел и голубь - символическое изображение Святого Духа. На резной пластине слоновой кости кафедры архиепископа Максимиана (Равенна, 546-556) Богоматерь сидит в плетёном кресле, в левой руке у неё веретено и пряжа; архангел Гавриил - с жезлом в левой руке. Позднее сидящая на престоле Богоматерь изображалась на фоне палат, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, 1125; церковь Святого Николая Каснитского в Кастории, 1160-1180, и др.). Другой вариант иконографии - Благовещение у источника (кладезя) - представлен в клейме на резной пластине слоновой кости из Миланского собора (оклад Евангелия, 2-я половина 5 века). Благовещение у кладезя как один из эпизодов встречается в циклах, иллюстрирующих Протоевангелие Иакова: в Софийском соборе в Киеве (1037-1045), соборе Святого Марка в Венеции (13 век), церкви монастыря Хора (Кахрие Джами) в Стамбуле (1316-21), также в иллюстрациях Акафиста Богоматери (например, икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 14 век). Ещё один иконографический вариант представлен на миниатюре Евангелия Раввулы (586) и на ампуле из собора Монцы (7 век): Богоматерь стоит перед престолом; ангел - слева от неё. Такая композиция получила распространение в искусстве 9-12 века; её дополняет изображение небесного сегмента, из которого исходит луч с голубем в круге - символом Святого Духа («Слова Григория Назианзина», 880-883, Национальная библиотека, Париж; Деисус и «Двенадцать праздников», иконы 11-12 века из монастыря Святой Екатерины на Синае и из музея в Охриде; кафоликон монастыря Ватопед на Афоне, конец 10 - начало 11 века; Софийский собор в Киеве, 1037-45; кафоликон монастыря Дафни, 1100; Палатинская капелла в Палермо, около 1146-51, и др.).

Распространённое в церковной поэзии сравнение прядения пурпура для завесы храма с сотворением плоти Христовой оказало влияние на формирование особого иконографического извода, в котором на лоне Богоматери изображается воплощающийся в момент ангельского благовестия Младенец. Такие иконы, наглядно демонстрирующие догмат о Воплощении, известны с 11 века (фрагмент створки триптиха в монастыре Святой Екатерины и др.); на иконе «Благовещение Устюжское» (начало 12 века, ГТГ) в небесном сегменте изображён Иисус Христос Ветхий днями, окружённый мандорлой, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. В палеологовскую эпоху в сцене Благовещения Дева Мария окружена служанками («Благовещение у кладезя» в церкви Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295); на русских иконах изображается прядущая служанка, сидящая у ног Богородицы (царские врата, 1425-27, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; «Благовещение с Акафистом», 16 в., Ярославский музей-заповедник). К апокрифическому Евангелию псевдо-Матфея восходит иконографический тип Благовещения в византийских миниатюрах, где Богородица представлена читающей книгу пророка Исайи (Псалтирь, 1084-1101, Дамбартон-Окс; «Слова Иакова Коккиновафского», 12 в., Ватикан). Эта иконография, получившая распространение в западноевропейском искусстве, в 17-18 веках встречается в русских иконах (икона 17 века из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля и др.).

Особое место Благовещения в ряду других великих праздников обусловило расположение этого сюжета в храмовой росписи: в ранневизантийский период - на триумфальной арке (Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-445), в алтарной апсиде (церковь в Порече, 540), перед апсидой (Санта-Мария-Антиква в Риме, 6-7 века); позднее сцена Благовещения размещалась на западных гранях восточных столбов. В древнерусских церквах Благовещение изображалось на царских вратах иконостаса и на иконах - в навершии створок врат (икона 13 в., ГТГ).

В искусстве западноевропейского Средневековья варьируются типы изображений Благовещения с сидящей на троне или стоящей Богоматерью (рельеф бронзовых дверей из собора Святой Марии в Хильдесхайме, 1015), причём последний позднее получил особое распространение в готическом пластике. В соответствии со схоластическим богословием сцена Благовещения заняла место в иерархии сюжетов скульптурных циклов западных порталов соборов в Реймсе, Амьене, Страсбуре, Кёльне и др., где ангел и Дева Мария представлены беседующими; Богоматерь, как правило, изображается с книгой. На догмат о непорочном зачатии указывают лучи, исходящие с небес от Бога Отца, направленные к уху Девы; в луче - Святой Дух в виде голубя (мозаика П. Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, около 1291) или маленькая фигурка Христа (рельеф тимпана капеллы Марии в Вюрцбурге, 1430-40). В искусстве Проторенессанса и раннего Возрождения архангел изображается коленопреклонённым, с атрибутами герольда (со свитком, на котором написаны слова приветствия, лилией или оливковой ветвью), жестикуляцией выражающим почтение Деве Марии (Благовещение из алтаря «Маэста» Дуччо ди Буонинсенъя, 1308-11, музей собора в Сиене; алтарный образ С. Мартини, 1333, галерея Уффици, Флоренция; скульптура алтаря Кавальканти Донателло в церкви Санта-Кроче во Флоренции, 1-я половина 1430-х годов). Склонённая голова и жест скрещённых на груди рук передают также смирение Девы Марии и её покорность Богу (фреска Фра Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции, около 1446). Стремление передать мистическое содержание Благовещения сочетается с возрастающим интересом к изображению конкретного места действия - здания дворца, церкви или интерьера жилища (фреска Джотто в Капелла-дель-Арена в Падуе, 1304-06; алтарный образ М. Брудерлама, 1394-99, Музей изящных искусств, Дижон; росписи Пьеро делла Франчески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66; алтарные картины Ф. дель Коссы, К. Кривелли, Рогира ван дер Вейдена, Я. ван Эйка и др.). Символическое значение получают такие предметы, как хрустальная ваза или окно, сквозь которое проходят лучи Божественного света - символ приснодевства, аналой - символ благочестия Девы Марии, книга (манускрипт) пророка Исайи - знак Её мудрости. Высокое и позднее Возрождение, а также барокко привнесли новые мотивы: изображение идеального, наполненного светом сада (Леонардо да Винчи, около 1474, галерея Уффици) или мистического света, заливающего помещение (Эль Греко, конец 16 в., Музей изобразительных искусств, Будапешт). В европейском искусстве 18-19 века тема Благовещения встречается редко (например, у прерафаэлитов - картина Д. Г. Россетти, 1850, галерея Тейт, Лондон).

Лит.: Хойнацкий А., священный Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // Православное обозрение. 1873, № 6; Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 1892 (переизд.: М., 2001); Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996. Т. 1; Mille G. Recherches sur l’iconographie de l’evangile aux 14е, 15е et 16е siècles d’après les monuments de Mistra, de la Macedoine et du Monts Athos. Р., 1916. Р., 1960; Lafontaine Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964-1965. Vol. 5. № 1-2; Grabat А. Christian iconography: а study of its origins //Bollingen Ser. Princeton, 1968. Vol. 35. № 10; Weitzmann К. Studies in the arts at Sinai. Princeton, 1982; Corrado М. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. Roma, 1991; Ванюков С. А., Желтов М. С., Фельми К. Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. М., 2002.Т. 5; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII века // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира: XII век. СПб., 2002.

М. С. Желтов; Н. В. Квливидзе (иконография).


Данный иконографический сюжет, помимо Евангелия от Луки (1:26–38) опирается на Протоевангелие от Иакова (10:1–10, 11:1–9) и гимнографические тексты. Сцена Благовещения описывается и в Евангелии псевдо-Матфея (9:1–3), но по мнению Покровского, "решение вопроса о литературных источниках Благовещения склоняется более в сторону Протоевангелия, как памятника древнейшего".

Благовещение Эпистилий темплона (фрагмент) XII в.
Монастырь cв. Екатерины, Синай, Египет


Благовещение. Преображение. Воскрешение Лазаря
Трехчастная икона XII в. Монастырь cв. Екатерины, Синай, Египет
Икона входит в состав тетраптиха, с изображением двенадцати праздников.


Устюжское Благовещение
Школа или худ. центр: Новгород 30–40-е годы XII в.
.

Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена Иваном Грозным вместе с другими иконами в Успенский собор Московского Кремля. Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, согласно которой перед иконой Благовещения Прокопий Устюжский молился в 1290 году об отражении от города "тучи каменной".


Благовещение. Рождество Христово. Сретение
Монастырь cв. Екатерины, Синай Вторая половина XII в.


Благовещение
Монастырь cв. Екатерины, Синай Конец XII в.


Благовещение
Школа или худ. центр: Византия Первая четверть XIV в.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия


Благовещение XIV в.
156 × 102 см Икона из Антониева монастыря.


Благовещение Новгородский музей Ок. 1341 г.
Деталь иконы «Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление».


Благовещение с Федором Тироном
Школа или худ. центр: Новгород Вторая половина XIV в.
Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия

Происходит из церкви Бориса и Глеба в Плотниках (1377) в Новгороде. Существует предположение, что эта икона была храмовым образом церкви Благовещения на Городище в Новгороде, откуда после пожара в XVI веке и была перенесена в церковь Бориса и Глеба. В Новгородский музей поступила в 1928–30 гг.


Благовещение
Школа или худ. центр: Византия Конец XIV в. 43 × 34 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Происходит из ризницы Троице-Сергиевой Лавры. Икона, видимо, написана на Руси (сосновая доска), но несет черты палеологовского стиля в фигуре архангела и архитектурном фоне.


Благовещение
Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа (?) Конец XIV - начало XV вв.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото. 76 × 60 см
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия


Благовещение Из праздничного чина
Школа или худ. центр: Москва Начало XV в. (1410-е гг.?) 81 × 61 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия


Благовещение Школа или худ. центр: Москва 1408 г 125 × 94 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


Благовещение Школа или худ. центр: Москва 1425–1427 гг. 88 × 63 см
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия


Архангел Гавриил. Деталь царских врат.Сергиево-Посадский музей 1425–1427 гг.


Богоматерь. Деталь царских врат. Сергиево-Посадский музей 1425–1427 гг.


Благовещение Двусторонняя икона-таблетка
Вторая четверть XV в. Холст, левкас, темпера. 23 × 18 см
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия
Из комплекта так называемых «Троицких таблеток». Оборот - «Рождество Христово».


Деталь царских врат. ГТГ Середина XV в.


Благовещение Школа или худ. центр: Новгород Конец XV в. 56.5 × 43 см
Музей икон, Реклингхаузен, Германия. Приобретена в 1955 году из собрания проф. Винклера.

Изначально сцена Благовещения располагалась в храме на западных фасах алтарных столбах - например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы). Впрочем, иногда она занимала и другие места - на триумфальной арке, на стенах и своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части.

Тема Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически сразу - уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой - всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать подробностями. Ведь это было не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам принцип формирования иконографии.

На рисунке - фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II - начало III века.

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения.Самый яркий пример изображений такого типа - мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:


На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно, пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» - перевод митр. Никодима (Ротова)). Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Сам смысл события - в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант - написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (самой древней на нашей земле иконы Благовещения) - на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой - Богородица с надписью: «Се раба Господня».


Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы можно трактовать, как принятие Ею благовестия:



Икона. Византия. XIV век.

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От нее исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя - наиболее известный символ явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва - внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и тут же - во чреве Богородицы в виде Младенца:



В основном эти подробности черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Этот образ Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии):


Миниатюра из рукописи. Византия XIII век

Этот момент очень показателен: многие искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение» ). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:


Роспись в монастыре Высокие Дечаны, XIV век, Сербия, Косово

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей - это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это - великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).