Что делают логисты на работе. Производственная логистика решает ряд задач

Название профессии логиста произошло от английского слова «logistics». Оно означает «обеспечение материально техническими ценностями», «снабжение». Представители направления отвечают за прохождение товаром сложного пути от производителя до конечного потребителя. Основные цели профессии логиста – это максимальное упрощение этого процесса, выдерживание установленных сроков, увеличение выгоды сторон. Доход высококвалифицированных сотрудников в этой области высок, но сложная работа требует наличия ряда важных навыков и качеств.

Технология транспортно-логистических процессов

Опытные логисты требуются в разных сферах товарного оборота. Получая профильное образование, желательно заранее определиться с предпочитаемым курсом дальнейшей службы. Если специфика отраслей логистики станет понятна лишь в процессе обучения, не обязательно менять выбранный факультет. Зачастую достаточно пройти специальные курсы для получения информации о нюансах конкретной должности.

Перечень обязанностей представителя профессии зависит от направления логистики:

  • транспортная – отвечает за осуществление процесса доставки товаров из одного пункта в другой всеми возможными транспортными путями;
  • складская – занимается организацией рационального процесса продвижения товаров и их хранения на территории складских помещений, отвечает за сохранность наименований;
  • товарная – заведует приемом наименований на склад и их отгрузкой контрагентам, ведет оборот сопроводительных документов;
  • работа логиста в области ВЭД (внешнеэкономической деятельности) заключается в контроле выполнения договоров с зарубежными поставщиками и прохождения продукции через таможенные органы;
  • должность таможенного декларанта подразумевает исполнение обязательств по декларированию товаров.

В каждом из перечисленных случаев логистический процесс имеет свои нюансы. От уровня знаний представителя профессии зависит не только объем прибыли конкретной организации. При нарушении правил перемещения и хранения продукции на логистов может распространяться административная и уголовная ответственность.

История профессии

В давние времена перевозка товаров была максимально упрощена. Рождение первых правил с целью контроля и оптимизации процесса связывают с военными действиями в Древней Греции и Древнем Риме. Там создавались специальные должности для офицеров, которые заведовали поставками оружия и продовольствия на военные базы. Они отвечали за количественный и финансовый учет ресурсов, их правильное распределение.

В VIII-IX вв. н. э. в Византии логисты занимались сбором и распределением натуральных налогов при императоре. Дальнейшее развитие направление было связано с военным делом. Необходимость ведения строгого учета продовольствия заставляла императоров и королей нанимать ученых логистов, которые минимизировали расходы на завоевательные и оборонительные походы.

В России профессия логиста в ее современном понимании зародилась в начале XIXвека. В 1815 году в Москве открылось специальное учебное заведение, которое выпускало квартирмейстеров. Представители профессии заведовали хозяйственными работами и отвечали за пополнение припасов. После Второй Мировой войны логистика стала развиваться в мирном направлении. Ее принципы начали использовать для систематизации перевозки товаров между странами, а затем, и в пределах одного государства.

Чем занимается логист

В теории, всю базовую информацию о профессии логист можно уместить в пару предложений. Ее представитель обеспечивает передвижение товара между указанными точками, его хранение на промежуточных и конечном пунктах. В процессе учитываются все мелочи, которые могут повлиять на качество продукции и ее себестоимость. На практике все намного сложнее. Разные области логистики требуют специфических знаний и навыков. Нет гарантий, что профессионал, досконально знающий основы ВЭД сможет правильно организовать складскую логистику.

Обязанности логиста

Обязанности логиста могут быть следующими:

  • общение с поставщиками и клиентами с целью оптимизации процесса перемещения груза;
  • работа с первичной документацией, базами и реестрами;
  • формирование заказов совместно с отделом закупок, отслеживание их выполнения;
  • сотрудничество с таможенными, проверяющими и разрешительными органами;
  • организация и оптимизация работы склада, транспортных компаний;
  • составление оптимальных маршрутов передвижения грузов.

Это перечень базовых обязанностей логиста. Он может быть увеличен в несколько раз или уменьшен до одного пункта. Иногда в должностную инструкцию представителя профессии вносят требования, которые не соответствуют его должности или квалификации. Обычно это делается с целью экономии средств на содержание штата сотрудников предприятия.

Личные качества

Планируя строить карьеру в логистике, следует убедиться в наличии ряда важных качеств. Они помогут правильно организовать рабочий процесс и достичь максимальных высот в профессии.

По мнению опытных сотрудников, логисты должны быть коммуникабельными, активными, наблюдательными и устойчивыми к стрессу. Приветствуются умения анализировать информацию и запоминать большие объемы данных.

Востребованность

Необходимость в логистах постоянно растет на фоне стремительного развития коммерции и налаживания связей между странами. Даже молодые специалисты без нужного опыта могут без проблем найти перспективное место службы. Представители профессии, обладающие высоким уровнем квалификации, способны рассчитывать на престижные должности в крупных государственных и международных компаниях.

Места работы

Профессия логиста подразумевает наличие у сотрудника навыков, востребованных в разных сферах государственной и коммерческой деятельности. Специалисты, обладающие большим объемом знаний, могут рассчитывать на получение должности в зарубежной компании.

В зависимости от специализации логист может работать на таких предприятиях:

  • компании, которые занимаются импортом и экспортом товаров;
  • складские помещения;
  • транспортные компании и узлы;
  • таможенные органы и терминалы;
  • муниципальные заведения;
  • заводы по переработке сырья, производству товаров, утилизации отходов.

Широкая сетка должностей в области логистики на перечисленных предприятиях позволяет рассчитывать на скорое трудоустройство и разные варианты развития карьеры. Возможность проходить дополнительное обучение уже в процессе работы помогает сотрудникам постоянно повышать квалификацию и приобретать новые полезные навыки.

Карьера логиста и перспективы

Скорость продвижения представителя профессии по карьерной лестнице напрямую зависит от его образования, квалификации и амбиций. Активный работник сферы способен всего за пару лет подняться на несколько ступенек вверх и занять руководящий пост на своем предприятии. Например, из рядового кладовщика есть шанс вырасти в главу складского терминала.

Карьера логиста, владеющего иностранными языками, обещает еще больше перспектив. Сотрудничество с заграничными контрагентами или работа на зарубежную компанию гарантирует высокий и стабильный доход. Наличие многопрофильного опыта позволяет логистам со стажем рассчитывать на посты в государственных структурах.

Плюсы и минусы профессии логист

Основным преимуществам направления считаются высокие шансы трудоустройства по профилю. Недостаток квалифицированных специалистов позволяет рассчитывать на обилие предложений даже при отсутствии опыта. Еще одним плюсом является возможность работать без высшего образования. Правда, для карьерного роста диплом вуза все же потребуется.

Работа логистов подразумевает равномерное распределение физических и умственных нагрузок. Ее нельзя назвать скучной, рутинной или монотонной. Необходимость постоянно решать какие-то вопросы держит сотрудника в тонусе. Многих представителей направления привлекает тот факт, что приобретение опыта и дополнительных навыков позволяет рассчитывать на рост зарплаты.

Рассматривая плюсы и минусы профессии, стоит учесть ряд негативных моментов. К ним относят необходимость подстраиваться под требования заказчиков, отделов и служб, что осложняет работу. Нельзя забывать про высокую степень ответственности логиста. Его ошибка может стать причиной убытков, порчи товара, проблем с проверяющими органами.

Где учиться

Решая, в каком учреждении получить профессию логиста, надо определиться с направлением деятельности. Хорошую базу по профильным специальностям дают в МГУ, МГИМО, РЭУ имени Плеханова, ГУУ и Международном центре логистики ГУВД. Чтобы стать логистом, достаточно пройти специализированные курсы МВА. Такой вариант лучше всего подойдет людям, которые уже прошли обучение в вузе, но по другому профилю.

То, какие предметы нужно сдавать для поступления в учебное заведение, зависит от специфики направления. Чаще всего образовательные учреждения обращают внимание на баллы ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию. Абитуриенты ряда направлений дополнительно сдают экзамены по информатике и английскому языку.

Сколько зарабатывает логист

Зарплата представителей профессии начинается с 20-25 тыс. рублей в месяц на рядовых должностях без опыта работы. В регионах эти цифры чуть меньше, причем, по мере приобретения опыта они не слишком увеличиваются. В крупных городах и на больших предприятиях есть существенные перспективы увеличения оклада. Сегодня зарплата логиста среднего звена доходит до 45-60 тыс. рублей. У руководителей она составляет 80-120 тыс.

Самым большим заработком в России могут похвастаться главы региональных центров логистических компаний и работники филиалов зарубежных организаций. В их случае оклад составляет 120-160 тыс. рублей и выше. Прибыль владельцев и учредителей складских помещений исчисляется тоннами тысяч и даже миллионами рублей.

Амбициозным и активным представителям профессии гарантирован стремительный карьерный рост, который принесет им хорошую прибыль. Если постоянно повышать уровень квалификации, посещать логистические форумы и осваивать новые навыки, можно рассчитывать на успех в данной профессиональной области. По мнению ученых, логистика – одна из немногих сфер, востребованность которых в ближайшие 10-20 лет будет только расти.

С развитием бизнеса и расширения сотрудничества деловые взаимоотношения все чаще сталкиваются с вопросами, касающимися доставки и перемещения сырья, информации, финансов и – организацией этих процессов занимаются отделы логистики или логистические компании .

Несмотря на кажущуюся легкость осуществления такого мероприятия, оно является достаточно сложным , трудоемким и требует большого количества знаний и опыта в данной сфере.

Определение

Под термином понимается управление потоками товара, финансов и информации .

Суть данного процесса заключается в том, чтобы найти наиболее рациональный способ движения продукта и сопутствующих средств от производителя до конечного получателя и потребителя.

Сложность его заключается в необходимости строгого контроля от момента получения заказов и информации о планируемых передвижениях до налаживания процесса производства, хранения товара и сырья и разработки оптимальных способов его доставки.

При организации логистических процессов специалист, занимающийся решением данного вопроса, должен таким образом построить весь процесс, чтобы получить максимальную прибыль при минимальных на то затратах .

В то же время, экономия средств должна быть разумной, ведь покупатель намерен получить товар высокого качества по приемлемой для него цене в предельный срок и при этом с соблюдением определенного качества обслуживания.

Особенности и ключевые проблемы в России

Рыночные отношения в нашей стране находятся еще на стадии формирования, в связи с чем и в самой логистике существует ряд проблем, требующих своевременного решения.

Основными особенностями и проблемами логистики в настоящее время в нашей стране являются следующие :

  • сложность организации плановых продаж по причине их значительного расхождения с фактическими;
  • небольшое количество транспортных компаний и, как следствие, минимальная конкуренция среди них (такие организации часто некачественно выполняют свои обязанности и необоснованно завышают цены на оказываемые услуги);
  • отсутствие должной оптимизации сети поставщиков;
  • высокая стоимость процесса организации складской логистики;
  • низкая эффективность разработанных потоков продукции.

Современная логистика делится на несколько видов , выполняющих определенные функции:

  • закупочная – выполняет функции поиска поставщиков и анализа их рынка, оценку надежности, корректировки запасов предприятия, складирования товара и сырья, налаживание выгодных связей с клиентами;
  • маркетинговая – заключается в анализе рынка сбыта, управлении запасов товара, потоков финансов, складирования, транспортировки, ценообразования, политики кредитов и рекламы;
  • складская – контролирует схему расположения складов, их параметров, полезной площади, объема, организацию оборота документов, складские издержки;
  • транспортная – регулирует выбор вида транспорта (автомобильный, авиа, железнодорожный, трубопроводный и т.д.), а также маршрута доставки;
  • финансовая – выполняет регулирование взаиморасчетов, дебиторской и кредиторской задолженности, а также затрат компании на перевозки;
  • торговая – регулирует вопросы, касающиеся работы склада, его запасов, транспорта;
  • промышленная – выполняет функции снабжения производства, организации сбыта и потоков персонала;
  • классическая – решает общие вопросы, касающиеся организации и оптимизации процессов предприятия;
  • инновационная – касается вопросов поиска и реализации доп. резервов повышения эффективности работы и увеличения прибыли;
  • интегрированная – выполняет функции объединения всех процессов одного производства для создания единого бесперебойного процесса.

Предмет, цели, задачи и логистические модели

Предметом логистики является управление потоками ресурсов отдельной компании и состояния ее ресурсов.

Как следствие, цель логистики – это повышение эффективности работы организаций путем поиска более выгодных способов перемещения потоков товара, финансов и средств.

Из списка задач, решаемых логистикой, основными являются:

  • управление движением товаров;
  • контроль организованных потоков товаров, услуг, финансов и информации;
  • осуществление прогноза необходимости товаров и сырья и, как следствие, планирование их передвижения.

При рассмотрении предмета логистики и ее организации более глубоким вопросом является понятие используемых моделей (объектов). В качестве таких объектов исследуются набор действий и принципов построения этапов организации доставки (материальный поток, логистические издержки и т.д).

Пример использования на всех этапах бизнеса

Логистика является необходимой практически на всех этапах предпринимательской деятельности и используется следующим образом (рассмотрим на примере производства продуктов питания):

  1. Планирование бизнеса . Необходимо рассчитать насколько выгодно размещение производства в конкретном месте – рационально ли оно с точки зрения стоимости доставки сырья, а также удаленности от точек их нахождения. Стоит отметить, что поставленные владельцем перед логистом задачи необходимо решать в кратчайшие сроки.
  2. Планирование поставок произведенной продукции . Важным моментом является доставка продукции, если она является скоропортящейся (хлеб, молоко, колбасные изделия) – ведь от скорости и налаженности процесса в конечном итоге зависит и отсутствие потерь предприятия. Кроме того, на этапе налаживания отношений с клиентами весьма важно доставлять товар в желаемые сроки и, иногда, в конкретно указанное время.
  3. Управление сбытом продукции . Тут уже сама логистика вступает в тесную взаимосвязь с другими структурами предприятия и, наиболее плотно, с маркетингом. Слаженная работа всех работающих структур предприятия в целом должна обеспечивать наиболее точное и полное выполнение поставленных задач.

Многогранность логистики заключается в том, что в процессе решения и организации поставленных задач осуществляется большое количество операций :

  • заключение и контроль выполнения договоров с поставщиками и покупателями;
  • контроль управления запасов предприятия;
  • организация перевозки (иногда и доставки необходимых материалов);
  • решение вопросов с органами таможни;
  • анализ существующих потребностей рынка;
  • разработку и заключение договоров с клиентами с учетом правовых и юридических аспектов.

Выбор транспортной компании

При необходимости выбора транспортной компании обычно обращают внимание на следующие факторы :

  1. Цена на услуги . Разумеется, она не должна быть слишком высокой по сравнению с услугами других компаний. Но и слишком низкая стоимость может быть чревата несоблюдением обязательств и низким качеством обслуживания.
  2. Величина компании и наличие у нее филиалов в различных точках страны . Чем более развита будет транспортная компания, тем большую карту грузоперевозок она будет охватывать. Как следствие, при необходимости осуществления перевозок в различных направлениях можно будет продолжать пользоваться услугами одной и той же фирмы.
  3. Сроки доставки товара в определенную точку, необходимую клиенту . Как правило, у каждой транспортной компании определены свои сроки перевозок от одного населенного пункта до другого. Тут уже клиент самостоятельно решает – подходят они ему или нет.
  4. Расположение склада . Основное значение имеет удаленность места, откуда необходимо забирать груз от терминала транспортной компании, ведь проезд даже пустого транспорта также должен соответственно оплачиваться.
  5. Условия перевозок грузов и наличие случаев повреждения товара . Это зависит от механизма комплектации продукции, скорости перевозки, организации процесса погрузки и разгрузки.
  6. Наличие онлайн-калькулятора на сайте транспортной компании . Даже до процесса обращения к ее специалистам можно самостоятельно, введя необходимые условия перевозки и пунктов отправки и получения груза можно предварительно просчитать стоимость перевозки.
  7. Профессионализм менеджеров транспортной компании . От того, насколько квалифицированные и опытные работники будут на фирме, в конечном итоге зависит качество произведенных работ и услуг.

Секции влияния

Логистика как отдельная структура оказывает влияние на следующие процессы :

  • обработку поступающей информации (заказы, существующие клиенты, точки доставки) и ее трактовку в пользу оптимизации перемещения товаров;
  • взаимодействие с государственными органами – таможенные службы, налоговая инспекция и т.д.;
  • запас сырья, поскольку одной из задач логиста является бесперебойное и своевременное обеспечение клиента продукцией, то объемы ее выпуска должны находиться также в сфере влияния;
  • закупка (отдел логистики обязательно контролирует процесс осуществления закупок сырья и материалов, которые оказывают влияние на процесс сбыта).

Взаимосвязь с маркетингом

Логистика и маркетинг, особенно на этапе распределения произведенной продукции, очень тесно взаимосвязаны и направлены на наиболее качественный процесс реализации с целью повышения продаж предприятия.

Общими задачами, при решении которых пересекаются логистика и маркетинг, являются:

  1. Построение и организация сети распределения отгрузки товара в зависимости от его востребованности и минимизации затрат.
  2. Выбор тары и упаковки для товара . С одной стороны, она должен привлекать клиента, как обычного потребителя, а с другой, обеспечивать целостность и сохранность продукции в процессе хранения и доставки.
  3. Процесс ценообразования . Осуществление маркетинговых действий и доставки товара может существенно изменить стоимость продукции как в сторону увеличения, так и уменьшения (что, естественно, является более приоритетным).

Чем занимается отдел логистики

Отдел логистики является организационной службой предприятия и основными направлениями его деятельности являются:

  1. Разработка оптимальных маршрутов доставки товара с учетом максимально полной загрузки транспорта, кратких сроков доставки и сохранения качества товара.
  2. Сокращение расходов на организацию перевозок. Зачастую это достигается использованием одного транспорта для доставки нескольких грузов в одном направлении.
  3. Обеспечение сохранности груза в процессе его доставки. В этом случае важную роль играет безопасность маршрута, учет температурных и влажностных условий транспортировки товара, быстрота загрузки и выгрузки продукции.
  4. Эффективное взаимодействие с другими подразделениями фирмы для обеспечения увеличения прибыли, сокращения затрат и повышения рентабельности.

Что подразумевает работа в логистике и кто такой логист? Ответы на данные вопросы — в данном видео.

Без логистики трудно представить современный бизнес. Есть и самостоятельные логистические компании, и собственные отделы в крупных корпорациях. А чем занимаются логисты? Это квалифицированные сотрудники, профессионально организующие доставку продукции, ее дальнейшее складирование. В их обязанности входит составление самых выгодных схем транспортировки, переговоры, заключение контрактов с партнерами и поставщиками, всесторонний анализ своего рынка и многое другое. Предлагаем читателю подробнее познакомиться с этой серьезной, перспективной и интересной профессией.

О профессии

Чем занимаются логисты? Специалисты организуют и координируют транспортировку грузов от поставщика получателю, от производителя на склады или в точки реализации, от адресанта адресату. Главная цель работы сотрудника - составить несколько оптимальных схем доставки. Из них избирается та, что позволяет как можно быстрее, но с минимальными издержками отправить продукцию получателю.

Основное место труда логистов - транспортные компании, занимающиеся грузоперевозками. Работают специалисты и в соответствующих отделах поставок самых разнообразных корпораций - от металлургических комбинатов до агрофирм (в любых организациях, заинтересованных в быстрой и безопасной доставке товаров своим партнерам и клиентам).

История профессии

Хоть в современном мире профессия логиста многим кажется еще новомодным явлением, ее история буквально уходит в глубину веков. Само слово "логистика" - древнегреческое. Переводится как "размышление", "расчет".

Профессия появилась в Древней Греции, была актуальна в Византийской империи. Тогда логисты занимались организацией армейских поставок, перевозкой вооружения. В дальнейшем деятельность стала более "гражданской". Логистами в какой-то мере были купцы и торговые объединения, распространяющие заморские товары.

Логист должен знать...

Должностные инструкции подразумевают, что логисты по грузоперевозкам обязаны знать следующее:

  • Нормативные правовые акты, регулирующие международные перевозки, коммерческую деятельность.
  • Основы создания логистических систем, построения логистических связей.
  • Информационные системы в логистике, их функции.
  • Основы маркетинга, менеджмента, организации производства, современных бизнес-схем и технологий в логистике, финансового управления.
  • Основы транспортного и таможенного законодательства - РФ, международного.
  • Организацию перевозок продукции на всех разновидностях транспорта.
  • Методику разработки бизнес-планов, контрактов, договоров с клиентами.
  • Требования к оформлению официальной документации - сбытовой, транспортной, снабженческой, складской, финансовой и проч.

Цели, задачи, основная работа

Чем занимаются логисты? Цель их деятельности - организация и обеспечение бесперебойного функционирования логистических процессов в компании. Отсюда можно выделить главные направления деятельности: планирование, организация, управление, контроль за исполнением и анализ логистической деятельности организации.

Основные задачи диспетчера-логиста следующие:

  • Организация бесперебойной и продуктивной логистической деятельности компании-работодателя.
  • Оценка, а также анализ издержек на перевозку продукции.
  • Анализ и оценка производительности проделанных операций по логистике.
  • Оценка и анализ затрат рабочего времени, уделенного логистической деятельности.
  • Выработка действенных предложений по улучшению организации перевозок.
  • Работа в рамках утвержденных смет расходов, выделенного бюджета.
  • Разработка, внедрение и совершенствование рабочих схем, улучшающих производительность логистического отдела.

Должностные обязанности специалиста

Знакомство с функциональными обязанностями логиста поможет нам окончательно разобраться, чем же заняты представители данной профессии. Это следующий набор рабочих функций:

  • Составление логистических планов и прогнозов.
  • Координация работ по созданию логистических систем, их внедрению в трудовой процесс.
  • Разработка бюджета на перевозки, контроль за следованием его статьям.
  • Управление техническим и материальным снабжением, контроль закупок.
  • Анализ условий договоров с партнерами на факт их выгоды и надежности.
  • Составление и своевременное размещение заказов.
  • Непосредственное заключение договоров с партнерами, последующий анализ заключенных сделок.
  • Знакомство с производственными процессами, выпуском продукции для дальнейшего успешного планирования организации поставок.
  • Планирование объема запасов сырья для непрерывного производства продукции компании.
  • Расчет затрат на формирование и хранение запасов на складах, расходов на приобретение сырья, аренду складских помещений, их страхование и проч.
  • Инвентаризация сырья, продукции на складах, контроль за расходом запасов.
  • Организация складской деятельности: выбор необходимого оборудования, расчеты по его оптимальному объему. Составление смет расходов на складскую деятельность, контроль за следованием им.
  • Работа по оптимизации процессов перемещения продукции и сырья внутри самой компании-работодателя.
  • Определение условий отгрузки товаров.
  • Координация работ по приемке, а также по возвращаемой продукции (ее размещению, транспортировке на доработку).
  • Полное управление транспортировкой грузов: определение подходящего перевозчика, заключение договора с ним, транспортное и экспедиционное сопровождение, разработка планов перевозок, организация их технологического процесса. Логист также ответственен за проведение документооборота. В дальнейшем он анализирует затраты, качество, своевременность произведенной доставки.
  • Организация таможенного оформления. И обратная обязанность - растаможивание продукции.
  • Управление логистическими рисками: страхование поставок (грузов, товаров, сырья, ответственности сторон, оборудования, транспорта и проч.), организация мероприятий по сохранности грузов при транспортировке, хранении, перемещении работниками.
  • Управление подведомственным логистическим персоналом.

Основные требования к соискателю

Вот мы и разобрали, чем занимаются логисты. Из обязанностей специалистов вытекают требования работодателей к будущим сотрудникам:

  • Профильное высшее образование.
  • Отличное владение ПК, знание офисных и бухгалтерских программ.
  • Ориентирование в транспортном законодательстве.
  • Опыт работы с официальной документацией.
  • Опыт работы по специальности, в смежных с логистикой сферах.

Дополнительные требования к соискателю

К желающим трудиться по специальности "диспетчер-логист" могут быть предъявлены и дополнительные требования:

  • Российское гражданство.
  • Свободное владение иностранным языком (от английского до китайского - все зависит от зарубежных, интернациональных партнеров, с которыми сотрудничает/намерен сотрудничать работодатель).
  • Опыт работы в сфере внешне-экономической деятельности: знание нормативно-правовой базы по международным перевозкам, опыт сотрудничества с таможенной системой, интернациональными перевозчиками - от морских до воздушных.
  • Знание основ складского учета, системы контроля хранящейся на складе продукции.
  • Возраст претендента на должность. Как правило, предпочтение отдается соискателям 25-35 лет.

Подготовка специалистов

Достаточно ли пройти курсы логистов? Стоит понимать, что это лишь поверхностная подготовка. Соискатель должен иметь хорошую "базу" - высшее экономическое, техническое образование. Однако этого достаточно только для нижних ступенек карьерной лестницы, чтобы стать помощником менеджера по логистике.

Более всего в этой сфере ценится практический опыт, налаженные деловые связи, рекомендации. Транспортный логист должен без перерыва "вариться" в мире перевозок, ведь здесь очень быстро меняются условия, партнеры, законодательные разрешения и запреты. Соответственно, без постоянного самообучения специалисту никак не обойтись. Как правило, требуется не менее двух лет набираться опыта работы, чтобы стать востребованным логистом.

Оплата труда

Профессия логиста перспективная, относительно новая на рынке труда. Как же обстоит дело с заработной платой? Как и во многих других сферах, размер денежного вознаграждения здесь зависит от трех факторов: региона, масштабности работодателя и профессиональной характеристики самого сотрудника.

Предложения нанимателей колеблются в пределах 30-100 тысяч рублей. Отсюда следует, что средняя оплата труда специалиста - 40-50 тысяч рублей.

На этом мы закончим знакомство с ответственной, но перспективной специальностью. Логист - уже признанная на рынке труда занятость, требующая практического опыта, постоянного самообразования.

Одна из популярных профессий современного рынка труда – логист. Но еще два десятилетия назад о такой специальности не знали. Откуда же она взялась? Чем занимается логист? Каковы перспективы этой профессии? Обо всем – далее по порядку.

Немного истории

Под еще не совсем привычным названием «скрываются» несколько профессий прошлого: специалист по организации грузоперевозок, специалист по организации складского хранения товарно-материальных ценностей.

Эта профессия возникла еще во времена Древней Греции. В переводе на русский язык термин «логист» обозначает искусство вычисления и рассуждения. В древнегреческом государстве логистами именовали государственных контролеров, которые отвечали за процесс ведения определенных расчетов.

В Древнем Риме существовал особый титул – «логист». Его присваивали государственным деятелям, ответственным за распределение продуктов питания.

В Византии логисты занимались полным обеспечением материальных потребностей армии: они поставляли все – от вооружения до продуктов питания – в действующую армию, следили за сохранностью товаров на складах и в местах дислокации военных подразделений.

Портрет современного специалиста

Сегодня квалифицированный логист разрабатывает оптимальные схемы поставок в требуемое место к определенному времени с минимальными затратами. Его успех базируется на глубоком изучении рынка транспортных услуг, выявлении лучших компаний-перевозчиков и заключении договоров с ними на выгодных для своего предприятия условиях. Он координирует весь процесс поставки, для этого взаимодействует со структурами отдела продаж, складов, с производителями и конечным получателем товара.

Классный логист всегда имеет несколько вариантов транспортировки товара и запасные варианты на случай сбоя на каждом этапе этого процесса.

Девиз профессионала: «Срок доставки неизменен! Все действия подчинены выполнению поставленного задания с обязательным соблюдением сроков поставки».

Состояться в этой профессии непросто. Успех будет сопутствовать тем, кто обладает такими качествами:

  • внимательность, сосредоточенность на выполнении поставленного задания;
  • аналитические способности, хорошая память;
  • способность принимать нестандартные решения и нести за них ответственность;
  • умение жестко отстаивать свою позицию, диктовать условия и быть тонким переговорщиком;
  • готовность легко вступать в контакт и иметь силу убеждения водителей, экспедиторов, грузчиков, работников таможни;
  • умение работать с большим информационным массивом данных;
  • организованность.

Кроме этого, необходимо иметь знания:

  • современных технологий в закупочной, транспортной и складской логистике;
  • одного или нескольких иностранных языков;
  • норм действующего законодательства в области перемещения грузов и их складирования;
  • документального оформления логистических процессов;
  • учетных программ типа 1С.

Как стать логистом?

Профессию логиста можно освоить практически в любом регионе России. Эта специальность включена в московские вузы и учебные заведения областных центров России.

Для тех, кто имеет высшее образование, но решил переквалифицироваться, можно получить дополнительное ускоренное обучение в институтах повышения квалификации.

В частных бизнес-школах, где обучение построено с уклоном на получение студентами практических навыков, получить профессию логиста проще и эффективнее. Работодатели всегда отдают предпочтение кандидатам с таким образованием.

Перспективы профессии

Логистическая деятельность объединяет три производственных процесса:

  • закупка товара/сырья/комплектующих;
  • транспортировка товара/продукции;
  • складирование товара/продукции.

Поэтому логистическая профессия в больших компаниях имеет специализацию, основанную на обслуживании одного из процессов.

Быстрее всего подняться по карьерной лестнице можно в сфере складской логистики. От кладовщика «дорасти» до директора крупного складского комплекса можно за несколько лет.

Перефразировав великого полководца, можно сказать, что плох тот логист, который не мечтает стать директором по логистике. На это может уйти немного больше времени. Чтобы стать директором по логистике, необходимо досконально разобраться в каждом логистическом процессе. Для этого желательно иметь опыт работы в этих сферах хотя бы от 2-3 лет в каждой. К тому же необходимо иметь управленческие компетенции и овладеть основами менеджмента организации. На это уходит 10–12 лет.

Как найти работу по профессии и сколько можно заработать?

Востребованность профессии логиста растет с каждым годом. Эти специалисты нужны как крупным производственным предприятиям, торговым компаниям-импортерам и экспортерам, ретейловым организациям, так и небольшим фирмам, оказывающим транспортные услуги по грузоперевозкам.

Работа в предприятиях с внешнеэкономической деятельностью позволяет специалисту наладить деловые отношения с зарубежными компаниями, что впоследствии может помочь найти работу за рубежом.

Сайт по трудоустройству Jobsora всегда предоставляет информацию об актуальных вакансиях не только по территории всей Российской Федерации, но и за ее пределами.

Доход  зависит от уровня квалификации и опыта специалиста, от сложности выполняемых задач и уровня ответственности, от специализации компании, ее размеров.

Начинающий специалист может найти место с доходом от 15 тысяч рублей. Профессионал с опытом работы с зарубежными поставками и знанием иностранного языка может претендовать на заработную плату от 100 до 200 тысяч рублей.

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.