Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм. Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности

Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм, социализм

контрольная работа

Консерватизм

политический либерализм социализм консерватизм

Понятие «консерватизм» происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан. Консерватизм - это защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. Отсюда следует, что консерваторы всегда выступают против революций, разрушающих существующее общество, и против радикальных реформ, негативное воздействие которых в ряде случаев может быть сопоставимо с последствиями революций. Поэтому в отличии от либерализма, суть которого всегда неизменна, консерватизм исторически изменчив. Конкретное содержание консервативных концепций меняется в зависимости от того, каким идеям данные концепции противостоят в тот или иной исторический период. Однако было бы неверно думать, что консерватизм противостоит всяким изменениям вообще. По словам известного германского политического деятеля консервативной ориентации Р. Вайцзеккера, консерваторы выступают за прогресс, поскольку «тот, кто закрывает дорогу прогрессу, становится реакционером». Но изменения в обществе должны происходить естественным путем, а реформы - помогать проявиться уже назревшим переменам, сохраняя все то ценное, что было достигнуто в процессе предшествующего исторического развития. К числу непреходящих ценностей, необходимых для нормального функционирования и развития любого общества, консерваторы относят патриотизм, дисциплину, прочную семью и религию. Эти ценности, а также исторически сформировавшиеся в конкретных обществах устойчивые и проверенные временем формы организации жизни людей, обычаи, традиции, особенности культуры и менталитета должны не уничтожаться в процессе неизбежных изменений общества, а воспроизводиться в новых условиях, обеспечивая стабильность и преемственность.

Первым историческим типом консервативной идеологии стал классический консерватизм (конец 18 века - первая половина 19 века). Его основоположником считается английский политический мыслитель и государственный деятель Эдмунд Бёрк, получивший европейскую известность благодаря своему эссе «Размышления о Французской революции», вышедшему в свет в 1790 году. Основополагающие положения классического консерватизма были также сформулированы в работах французских писателей-эмигрантов Луи де Бональда и Жозефа де Местра, немецких политических мыслителей Карла Людвига фон Галлера и Адама Мюллера.

Философскую основу классического консерватизма составляет реалистический постулат о том, что общее выше единичного. (Имеется в виду средневековый реализм - направление в схоластике, утверждающее реальное существование общих понятий и вторичность по отношению к ним единичных предметов). Соответственно утверждается, что интересы общества и государства выше интересов личности, что общий интерес не фикция, а реальность, имеющая к тому же большую ценность, чем интерес отдельного человека, который должен быть подчинен интересу общему - общественному и государственному. Следует подчеркнуть, что на практике любое государство и общество руководствуется этим принципом, даже если официально считается иначе.

Представление о том, что единичное всегда подчинено общему, составляет с ним единое целое нашло отражение в концепции общества как живого целостного организма, ни один элемент которого не может быть произвольно устранен или заменен без вреда для самого организма. Такие перемены ведут к болезни общества, а может быть и к его смерти, особенно если будет задет источник жизненной энергии организма - его душа.

Эта концепция противостояла свойственному идеологам Просвещения, революционерам и либералам представлению об обществе как о механизме, который можно совершенствовать, произвольно заменяя отдельные детали, устраняя ненужное, добавляя новое, полезное.

Механизм не имеет собственной истории, саморазвития. Организм, напротив, постоянно развивается, меняется естественным путем. Отсюда следует, что попытки революционеров и государственных деятелей воплотить в жизнь созданные разумом абстрактные модели общества обречены на неудачу и опасны. Реформировать общество можно только постепенно, сохраняя его особенности, возникшие в результате предшествующего исторического развития, и основные, свойственные данному обществу ценности. Идеи основоположников классического консерватизма об обществе как целостной структуре, основанной на органической взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, о сложности успешного реформирования общества и об основных принципах такого реформирования являются верными и актуальными для всех обществ, находящихся в процессе активной перестройки.

Успешно противостоять революциям и требованиям радикальных реформ может только сильное государство, поэтому такое государство рассматривалось основоположниками классического консерватизма как ценность. Некоторые из них, например, Жозеф де Местр, признавали возможность и целесообразность широкого применения государственного насилия ради сохранения целостности общественного организма. Но для большинства западноевропейских консервативных мыслителей конца 18 - первой половины 19 века это не характерно.

Несомненная заслуга консерваторов конца 18 - первой половины 19 века состоит в том. что они обратили внимание на интегративную роль религии в обществе. В отличии от идеологов Просвещения, которые рассматривали религию лишь как идеологическое освещение существующего общественно-политического строя и средство обеспечения покорности народа, представители классического консерватизма подчеркивали, что качественное своеобразие того или иного общества во многом определяется именно господствующей религиозной системой, формирующей менталитет населения и, тем самым, объединяющей отдельных людей в народ, нацию.

Таким образом, в работах представителей классического консерватизма были сформулированы основные ценности, которые стали с тех пор характерны для консервативной идеологии вообще. Это сильное государство, патриотизм, дисциплина и порядок в обществе, прочная семья, важная роль религии и церкви.

В середине 19 века на основе принятия консерваторами рыночной экономики, частной собственности и конкуренции, а также либеральных принципов парламентаризма и политического плюрализма классический консерватизм ушел в прошлое и сформировался второй исторический тип консервативной идеологии - консерватизм второй половины 19 - первых десятилетий 20 века.

Это наименее концептуальная, наиболее прагматичная из всех разновидностей консервативной идеологии, хотя консерватизм в целом считается гораздо менее концептуальным и более прагматичным, чем либерализм и социализм. В этот исторический период консерваторы выступали за сохранение существующего положения вещей, то есть свободы предпринимательства и неограниченной конкуренции, невмешательства государства в отношения между наемными рабочими и работодателями, противодействуя введению государственного регулирования экономики и государственных социальных программ, высказываясь против расширения круга избирателей, затем - против введения всеобщего избирательного права.

Этот исторический тип консерватизма не сумел победить в борьбе против социального реформаторства, инициатива которого исходила от либералов, а с конца 19 века - от социал-демократов. Поэтому в начале 20 века возник новый тип консерватизма - революционный консерватизм (начало 20 - первая половина 40-х годов 20 века), представленный двумя видами - итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом. На основе этой идеологии в Италии и Германии в 20-30-е годы 20 века возникло тоталитарное общество, предполагающее рыночную, активно регулируемую государством экономику в условиях политической диктатуры. Данная общественная модель стала одним из вариантов - исторически не перспективным - преодоления кризиса либерализма и либеральной общественной модели. Но данный и последующие виды консерватизма относятся уже к 20 веку, поэтому не будут здесь рассматриваться.

Консервативная идеология и придерживающиеся ее партии в настоящее время успешно развиваются. Консервативные партии периодически приходят к власти, конкурируя с социал-демократами, а консервативная идеология оказывает существенное воздействие на либерализм и социализм, на практическую политику социалистических и либеральных партий.

Консерватизм как политическая теория

Окончание Второй мировой войны знаменовало собой крах не только национал-социалистической и фашистской систем, острую критику реального социализма как тоталитарной формации...

Консерватизм: его место и роль в жизни белорусского общества и государства

В политической лексике понятие консерватизм долгое время употреблялось с негативным оттенком. Оно служило, как правило, для обозначения косной приверженности ко всему неизменному, устаревшему в общественной жизни и определялось не иначе...

Обзор русской политической мысли XIX–начала XX века

Невероятную с точки зрения классического либерализма модель политического обустройства России предложил один из классиков отечественного либерализма Константин Дмитриевич Кавелин (1818 - 1885). Строй жизни, единственно возможный для России...

Основные политические идеологии современного Запада

Консерватизм (франц. conservatism от лат. conservo охраняю, сохраняю), совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни...

Особенности развития политической мысли в России

Ориентация на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление кож рватизма...

Политическая идеология, ее основные типы

Консерватимзм (от лат. conservo - сохраняю) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности...

Политические идеи современности

Становление классического либерализма связано с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Он появился как политическая идеология буржуазии и провозгласил свободу в качестве приоритетной ценности...

Политические идеологии современного мира

Консерватизм как идеология возник в качестве противовеса буржуазному либерализму, выступавшему в поддержку демократических революций в Европе на рубеже XVIII-XIX веков...

Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм, социализм

политический либерализм социализм консерватизм Понятие «консерватизм» происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан...

Політичні погляди Липинського

Вузловими пунктами своєї політичної програми В. Липинський називає поняття територіального патріотизму української нації та українського консерватизму, які, на його думку, здатні перебороти внутрішні органічні слабкості українства...

Русский консерватизм

Декларирование приверженности консервативным принципам постепенно становится в современном российском обществе одним из признаков хорошего тона. При этом далеко не все...

Русский консерватизм

Консерватизм как идеология. Жить значит меняться, оставаясь неизменно самим собой. То, ради чего стоит жить, то, от чего нельзя ни при каких обстоятельствах отказаться, называется "идентичностью". Консерватизм есть идеология...

Современные политические идеологии

Политическая идеология представляет собой социально-культурный феномен, форму общественного мировоззрения, набор концептуальных взглядов на политическую жизнь, идеалы людей и общественных групп относительно организации политической власти...

Современный консерватизм

Мы с большей или меньшей степенью отчетливости представляем, как события Отечественной войны 1812 г. (как, впрочем, и те, которые этому году предшествовали, равно как и заграничные походы 1813 - 1814 гг...

Сущность политической идеологии

Консерватизм (от лат. conservare -- охранять, сохранять) -- идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни...

И социализм по-разному смотрят на современный этап исторического развития. Так, для цивилизация, которая сделала индивидуума центром общественно-экономической и социальной жизни, стала важнейшим достижением. Этот этап развития человечества воспринимается либералами как заключительный. Социализм выступает с критикой современной цивилизации, он считает ее только ступенью в исторической эволюции, но не последней. Согласно социалистическим взглядам человеческая история только начинается, а глобальная цель развития видится социалистами в свержении нынешнего капиталистического строя и построения идеального общества. Именно поэтому социалистические идеи часто находятся на грани с утопическими течениями.

Важнейшей из свобод считает предпринимательство или право каждого человека на частную собственность. Тогда как политическая свобода для него вторична по отношению к экономической. Идеальное общество для видится в обеспечении для каждого индивида равных прав и одинаковых возможностей для достижения успеха и общественного признания. Если для либерализма свобода тождественна индивидуальной свободе каждого человека, то для социализма она выходит за пределы частной жизни. Напротив, социализм противопоставлен индивидуализму и выдвигает на первый план идею общественного сотрудничества.

Большим вкладом либерального учения в развитие общества можно считать распространение им принципов верховенства права, равенства всех перед законом, ограниченной власти государства, ее прозрачности и ответственности. В частности, либерализм отверг господствовавшую ранее теологическую теорию возникновения и функционирования власти, которая обосновывала ее божественное . Если первоначально склонялись к минимальному влиянию государство на экономические процессы, то сегодняшние теории допускают государственное вмешательство для решения социально значимых задач - выравнивания социального положения, борьбы , обеспечение равного доступа к образованию и пр. Но власть, согласно либерализму, существует только для блага подвластных и должна обеспечивать их интересы.

В качестве идеального общества для социалиста видится то, в котором нет места эксплуатации человека человеком, а также утверждены социальное равенство и справедливость. Согласно идейному течению, такого общества можно достигнуть только путем отмены частной собственности и замещением ее коллективной и общественной. Этот процесс должен привести к сокращению отчуждения человека от результатов своего труда, устранить эксплуатацию человека человеком, уменьшить социальное неравенство, а также обеспечить гармоничное развитие каждой личности.

Г.С. Бискэ,

профессор СП бГУ

ЛИБЕРАЛИЗМ , КОНСЕРВАТИЗМ , СОЦИАЛИЗМ

Посмотрите вокруг себя, и вы увидите консерваторов и либералов. Снова, как сто, двести, две тысячи лет назад. В толпе у метро как на римском форуме. Идеологические системы приходят и уходят, а эти два полюса вроде бы остаются.

Консерватизм – это древнейшая, исходная человеческая идеология. Консерватизм опирается на общий опыт и традицию: поступай так, как поступали твои отцы и деды. Ключевые слова консерватора – отечество, народ, история, культура и особенно религия. Добро и благоденствие он связывает с постоянством жизненных условий. Консерватор чаще имеет право считать себя альтруистом. Собственно, именно сакрализация альтруизма – основная положительная функция религии. Консерватор обычно патриот (националист), его привязанность ограничена собственным поселением, этнической группой, в лучшем случае страной.

Либерализм начинается там, где от всего этого надо отойти и посмотреть со стороны. Либерализм ставит во главу угла личность, ее права и свободу действий. Ключевой постулат либерала - «люди родятся свободными». Это именно постулат, так как на самом деле люди родятся голыми, беспомощными и абсолютно зависимыми. Просто либерал хочет сказать, что он никому ничего не должен. Да, я эгоист – но будьте и вы эгоистом, говорит либерал, и сделаем нечто полезное для себя, а там и другие смогут из этого извлечь выгоду! Либерал вне религии, но и не атеист, атеизм для него – тоже несвобода.

Совместимы ли эти две тенденции? Да, они присущи человеку в диалектическом единстве и вечном противоречии, поскольку отражают две стороны человеческой натуры = две особенности, проявленные в человеческих популяциях и востребованные в разных ситуациях. Собственно, это и обеспечивает устойчивое существование популяции в изменчивых обстоятельствах. Война, голод, стихийные бедствия выдвигают с одной стороны командиров, вождей, с другой – массу людей, способных самопожертвенно выполнить их волю во имя общего спасения. Но даже в обезьяньей стае, замечают этологи, либерализм начинается тем, где достаточно пищи. Мирное и благополучное в целом развитие позволяет развернуться инициативным людям, пусть даже и эгоистам. Действительно – то, что им удастся, может послужить примером успеха для остальных.

Говоря иначе, альтруизм – эгоизм являют собой пару признаков-аллелей, рассеянных в популяции, а отбор может действовать на них как в одну, так и в другую сторону. В человеческой среде тяжелые условия жизни лучше выдерживают коллективы альтруистов-консерваторов. Мирное и благополучное развитие дает преимущество группам, в которых больше независимых личностей и, конечно, людям, способным самостоятельно прорываться к новым рубежам в промышленности, культуре, науке.

Поэтому не удивительно, что обе тенденции, консервативная и либеральная, в человеческих популяциях – племенах – обществах присутствуют одновременно и постоянно, причем смешиваясь (или скорее не до конца разделяясь). В основе это врожденные чувства,

далее на них строятся разумные доводы, но и после их сопоставления и консерватор, и либерал оказываются при своих неисправимых качествах. Можно лишь оговориться, что в «онтогенезе» мы проходим эволюцию от желания максимума личной свободы, действительно нужной именно молодым людям, так как они и должны реагировать на изменившиеся условия жизни, - к консерватизму, который подкрепляется неудачами множества собственных и чужих предприятий.

Либерализм и консерватизм исторически всегда конкурировали, но конкуренция принимала разные формы. В традиционном, докапиталистическом, образе жизни бесконечно воспроизводились одни и те же – консервативные! - порядки. Предприимчивые либералы, любители свободы, вытеснялись на периферию и осваивали новые территории, как до них это делали изгнанные вожаком из стада молодые либералы-самцы. В российском случае свободные люди (Гумилев-младший придумал называть их пассионариями, но дело не в чувствах) двигались на восток и дошли до Аляски, но в целом до поры до времени не покушались всерьез на основы государственного порядка (можно заметить, что как раз из тех, кто покушался, декабристов, поляков, а затем анархистов вышли известные исследователи Сибири). Переход к свободному предпринимательству и либеральному типу государства стал возможен и необходим именно тогда, когда эти состояния показали преимущества в скорости развития положительных знаний и техники, не в последнюю очередь военной, а следовательно в конкуренции человеческих популяций, теперь уже отлитых в настоящие государства. Общепризнанно, что именно успехи, торжество рыночной экономики создали условия для процветания идеологии либерализма и апологии конкуренции.

Опять же, в нашем российском случае можно проследить долгую борьбу либеральной и консервативной тенденции. «Господа нигилисты и славянофилы имеют спорить у края могилы…» - живописали когда-то авторы Козьмы Пруткова в сцене похорон своего героя. Русскому традиционно-государственно-монархическому патриотизму чувствительный удар нанесла сначала Крымская война, поражение в которой открыло дорогу либералам, однако потребовались еще две большие проигранные войны начала ХХ века, чтобы идея ускоренной модернизации

победила консерватизм. Однако здесь в спор консерваторов и либералов вмешались социалисты.

Отношение консерватизм – либерализм – социализм иногда представляют примерно в виде треугольной диаграммы, внутри которой, ближе к тому или другому углу, можно условно разместить любую заявленную позицию. Если это и так, то треугольник очень не равносторонний.

Консервативный альтруизм животного – человеческого коллектива всегда внутригрупповой и направлен обычно против интересов другого коллектива, поэтому к социализму это еще не имеет отношения. Социализм интернационален, во главу угла он ставит благополучие человечества. Минимум – сохранение человеческого рода, максимум – улучшение его жизненных обстоятельств, постоянное совершенствование на общем и на собственном уровне, что и создает ощущение счастья. Казалось бы, все с этим согласны, и консерваторы, и либералы. Просто у них разное видение путей к этому счастью: одни ищут гармонию, потерянную в прошлом, другие надеются на прогресс, модерн и видят целью изобилие товаров и услуг, а средством – свободу предпринимателю.

Можно ли вести социализм от Иисуса Христа? Пожалуй, провозглашенное христианами равенство обязанностей людей перед Богом (читай, перед человечеством) все же еще не выходило за пределы консервативной идеологии, да и либералы позже, через реформацию, приспособили его к своим принципам довольно успешно. Новым здесь было одно, еще нетвердо сформулированное правило – «нет ни эллина, ни иудея». Как показала эволюция единобожеских религий, быстро растащенных по государствам, отсюда было еще очень далеко до всечеловечности, альтерглобализма; впрочем, раньше и этого не звучало. Религиозные еретики и затем утопические социалисты уже Нового времени предлагали и даже пытались осуществить проекты человеческого общежития, которые однако не выдержали никакой конкуренции. Консерватизм в этих проектах тоже явно преобладал.

Как известно, Карл Маркс начинал как гуманист, попытавшись найти путь к возвращению человека к своей природе общественного существа, через преодоление его отчуждения, связанного с необходимостью трудиться по найму. Далее он перешел к изучению современного ему рыночно-конкурентного строя (капитализма) и пришел к выводу, что порождаемый им класс неимущих работников должен разрушить этот строй, когда возможности его развития будут исчерпаны, и создать уже бесклассовое общество. Движение в сторону построения и совершенствования этого общества и есть социализм.

Для социализма Маркса интернациональность, глобальность является уже обязательным и подчеркнутым признаком. Дело в том, что глобальным сначала становится капитал, а глобальный капитал в состоянии противодействовать любой попытке обойти его или выйти из него по отдельности. Он для этого даже не сильно старается, хотя вообще таких попыток не любит. Просто ваши отдельные усилия построить локальное народное хозяйство скорее всего не будут достаточно экономически эффективными. По крайней мере, образцы потребления будут показывать вам. Это главная трудность, уже после нее идут подрывная работа, идеологическое давление и прочие обстоятельства, в которых консерваторы, в том числе считающие себя социалистами, всегда – почти всегда? – проигрывают. Поэтому еще старые марксисты, а затем троцкисты говорили не иначе как о мировой революции.

Вторым признаком социализма является возможность и необходимость планирования общечеловеческого хозяйства, т.е. того, что другие авторы называют созданием ноосферы. Это тот самый вопрос – как, объяснив мир, одновременно его переделать и в ходе перестройки, путем перестройки продолжать его познание.

Логика Маркса произвела впечатление особенно на рабочих и гуманистических интеллектуалов, его учение было положено в основу деятельности многих революционных организаций и послереволюционных государственных режимов.

В следующие сто с лишним лет произошло много интересного, что здесь имеет смысл напомнить лишь пунктирно. Русский марксистский социализм 19 – начала 20 века был преимущественно антиконсервативным (и потому противостоял в том числе революционному народничеству – эсерству). После крутого поворота 1917 года и последовавшего тяжелого гражданского конфликта с буржуазными кругами он по необходимости стал антилиберальным, вобрав в себя народническую идеологию, что как раз хорошо и с одобрением показал С. Кара-Мурза. Работы этого автора с его апологией советского прошлого – прекрасный образец левого консерватизма, который отличается от социализма больше всего обращенностью назад.

В передовой Европе и Северной Америке капитализм эволюционировал в сторону строя относительно большего равенства и отчетливо либеральной ориентации, но за счет материальных возможностей, которые дала эксплуатация людских и сырьевых ресурсов остального мира. Параллельно в этом остальном мире появились страны, которые поставили своей целью именно строить и именно социализм. Первой из них стала Россия, основавшая социалистический по целям Советский Союз. Дальше, если коротко, произошло следующее. Решительный поначалу сдвиг общественного настроения в России пользу мировой социалистической идеи в условиях изоляции от остального мира не мог быть устойчивым, так как строить – модернизировать страну приходилось на индустриальной фазе развития, которой технологически отвечают отношения найма и рынка. В этих условиях провести социалистическую политику, опираясь на рабочий контроль в фабрично-заводских условиях, на свободную кооперацию численно преобладающего крестьянства и т.п. условия – означало пройти по лезвию бритвы. Получилось у большевиков удивительно много – и не получись ничего, если сравнить сегодняшний итог с поставленными вначале целями. Уже с 30-х годов фактически возобладала национально-консервативная тенденция и возникший строй скорее можно описать как оборонительно-индустриальный социал-патернализм. На почве антилиберализма наш социализм стал очень консервативным, закостенел в защите достигнутого и был низвергнут в 1991 году, испытав обычную судьбу консервативных режимов. Возврат от социал-патернализма к русскому капитализму (тоже особое образование) на крутом повороте истории оказался несложным. В результате последние 25 лет мы наблюдали сначала торжество либеральной идеологии, подхватившей было знамя свободы и прогресса, а теперь встречаем поднимающуюся консервативную волну и снова, как при Александре II , слушаем препирательства либералов с консерваторами.

Что же в перспективе? Если применить масштаб исторического времени, то получается, что на самом деле все эти идеологические повороты в общественном сознании страны происходят очень быстро. Нынешнее молодое поколение увидит

еще много вроде бы неожиданного и в этом смысле вряд ли будет отличаться от старшего. Может быть, оно успеет понять, что никакого «краха коммунизма» и крушения «нежизнеспособного социализма» не было, что социализм как реальное движение в сторону выхода из капитализма – продолжается в разных странах, в разных частях мира по-разному, с тупиками, возвратами и обходами, а коммунизм как полное преодоление наемного труда – несомненно впереди. Каким он будет? Как перейти от конкурентной схватки за деньги к соревнованию за общественное признание ваших трудов? Как не растратить, не пустить во вред себе и другим величайшую, единственную ценность человека – свободное время? Какой найти модус вивенди человека с другими обитателями Земли? Кажется, что ответы на эти вопросы (а много и других) уже где-то начинают просвечивать, но в любом случае видно, что перед нами либо раскрывается начало «подлинной истории человечества», либо – эволюция биосферы равнодушно повторит все на другом биологическом материале.

Казалось бы, предстоит синтез консерватизма и либерализма на новом витке истории. Социализм есть способ преодоления вечного противоречия между либеральной и консервативной тенденциями, способ, присущий именно постиндустриальному, пост-рыночному состоянию мировых производительных сил, уже мирового хозяйства.

Однако здесь все зависит от того, какие стороны этих тенденций удастся синтезировать. Фашизм (иначе – агрессивный, имперский национализм) недаром появился в ХХ веке как тень, антитеза социализма. Осевое противоречие теперь здесь. Фашизм может произрастать как из национального (социал-)консерватизма, так и из глобального либерализма. Главная его черта – отрицание общих интересов человечества, решение задач нации, элиты, в конце концов золотого миллиарда за счет всех остальных.

Всех… Что означает старая марксистская формула: свободное развитие каждого как условие свободного развития всех? Это предупреждение о диалектическом единстве противоположных требований. Либералы! Помните, что тупик и крушение общества есть также конец индивида. Социалисты! Не забывайте, что общество – абстракция, реально же существуют индивиды, которые и должны свободно развиваться.

Ну и конечно постараемся быть разумными консерваторами и в меру либералами.

Appendix. ХХ век в 12 строчках.

Ленин: мы воспользуемся революционной борьбой масс за свои непосредственные интересы, чтобы направить их движение в сторону социализма, т.е. их долгосрочного интереса!

Плеханов: опомнитесь! какой социализм?! Будет одна кровь… сначала бы буржуазную демократию установить и капитализм порядочный завести, а уж потом…!

Сталин: однако социализм у нас будет и очень даже крепкий и зубастый! Потому что если его таким не построить, то нас в два счета сомнут!

Троцкий: нет, это не социализм, а полнейшая подготовка реставрации капитализма! единственный выход – мировая революция, тогда и вожди с аппаратом больше не потребуются!

Обыватель: да, и завидовать будет некому…

Начинаем сначала.

История в 8-м классе на тему "Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство"

Цели урока:

Образовательные:

дать представление об основных направлениях общественной мысли XIX века.

Развивающие:

развивать у учащихся способность осмысливать теоретический материал, работая с учебником и дополнительными источниками;

систематизировать его, выделяя главное, оценивать и сравнивать взгляды представителей разных идейно-политических направлений, составляя таблицы.

Воспитательные:

воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе.

Основные понятия:

либерализм,

неолиберализм,

консерватизм,

неоконсерватизм,

социализм,

утопический социализм,

марксизм,

Оборудование урока: СД

Ход урока

1. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Постановка общей проблемы.

Учитель: Урок, посвященный знакомству с идейно-политическими учениями XIX в., является достаточно сложными, так как он относятся не только к истории, но и к философии. Философов – мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Куда движется история? Какими должны быть отношения между государств ом и личностью, личностью и церковью, между новыми классами – буржуазией и наемными работниками? Я надеюсь, что мы справимся сегодня на уроке с этой сложной задачей, т. к. у нас уже есть знания по этой теме: вы получили домой задание познакомиться с учением либерализма, консерватизма и социализма - они послужат основой для усвоения нового материала.

Какие цели ставит каждый из вас сегодня на уроке? (ответы ребят)

2. Изучение нового материала.

Класс делится на 3 группы. Работа в группах.

Каждая группа получает задания: выбрать одно из общественно- политических течений, познакомиться с основными положениями этих течений, заполнить таблицу и приготовить презентацию. (дополнительная информация – приложение 1)

На столе разложены выражения, характеризующие основные положения учений:

деятельность государства ограничена законом

существует три ветви власти

свободный рынок

свободная конкуренция

свобода частного предпринимательства

государство не вмешивается в экономику

личность несет ответственность за собственное благополучие

путь преобразований – реформы

полная свобода и ответственность личности

власть государства не ограничена

сохранение старых традиций и устоев

государство регулирует экономику, но не покушается на собственность

отрицали “равенство и братство”

государство подчиняет себе личность

свобода личности

соблюдение традиций

неограниченная власть государства в форме диктатуры пролетариата

уничтожение частной собственности

уничтожение конкуренции

уничтожение свободного рынка

государство полностью контролирует экономику

все люди имеют равные права и блага

преобразование общества – революция

уничтожение сословий и классов

уничтожение имущественного неравенства

государство решает социальные проблемы

свобода личности ограничена государством

труд обязателен для всех

запрещено предпринимательство

запрещена частная собственность

частная собственность служит всем членам общества или заменена на общественную

отсутствует сильная власть государства

государство регламентирует жизнь человека

деньги отменены.

3. Каждая группа анализирует свое учение.

4. Обобщающая беседа.

Учитель: Что общего во взглядах либералов и консерваторов? В чем различия? В чем состоит главное различия между социалистами, с одной стороны, и либералами и консерваторами – с другой? (в отношении к революции и частной собственности). Какие слои населения будут поддерживать либералов, консерваторов, социалистов? Для чего необходимо знать современному молодому человеку основные идеи консерватизма, либерализма, социализма?

5. Подведение итогов. Суммирование подходов и точек зрения.

Какую роль вы согласны отвести государству?

Какие пути решения социальных проблем вы видите?

Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?

Какой вывод по итогу урока вы можете сформулировать?

Вывод: Ни одно из общественно-политических учений не может претендовать на то, что оно является “единственным истинно правильным”. Необходимо критически подходить к любому учению.

Приложение 1

Либералы, консерваторы, социалисты

1. Радикальное направление либерализма.

После окончания Венского конгресса карта Европы приобрела новый вид. Территории многих государств были разбиты на отдельные области, княжества и королевства, которые затем поделили между собой крупные и влиятельные державы. В большинстве европейских стран была восстановлена монархия. Священный союз прикладывал все усилия для поддержания порядка и искоренения всякого революционного движения. Однако вопреки желаниям политиков в Европе продолжали развиваться капиталистические отношения, которые вступали в противоречие с законами старого политического устройства. При этом к проблемам, вызванным экономическим развитием, прибавлялись сложности, связанные с вопросами ущемления национальных интересов в различных государствах. Все это привело к появлению в 19 в. в Европе новых политических направлений, организаций и движений, а также к многочисленным революционным выступлениям. В 1830-е годах национально-освободительное и революционное движение охватило Францию и Англию, Бельгию и Ирландию, Италию и Польшу.

В первой половине 19 в. в Европе сформировались два главных общественно-политических течения: консерватизм и либерализм. Слово либерализм происходит от латинского “Liberum” (либерум), т. е. относящийся к свободе. Идеи либерализма были высказаны еще в 18 в. в эпоху Просвещения Локком, Монтескье, Вольтером. Однако этот термин получил широкое распространение во 2-м десятилетии 19 в., хотя значение его в это время было крайне расплывчатым. В законченную систему политических взглядов либерализм стал оформляться во Франции в период Реставрации.

Сторонники либерализма считали, что человечество сможет двигаться по пути прогресса и достигнет социальной гармонии только в том случае, если в основу жизни общества будет положен принцип частной собственности. Общее благо, по их мнению, складывается из успешного достижения гражданами своих личных целей. Поэтому необходимо с помощью законов обеспечить людям свободу действия как в сфере экономики, так и в других сферах деятельности. Границы этой свободы, как это и было указано в Декларации прав человека и гражданина, должны определяться также законами. Т. е. девизом либералов была ставшая позже знаменитой фраза: “разрешено все, что не запрещено законом”. При этом либералы считали, что свободным может быть лишь тот человек, кто в силах отвечать за свои действия. К категории людей, которые способны отвечать за свои поступки, они относили только образованных собственников. Действия государства также должны ограничиваться законами. Либералы полагали, что власть в государстве необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную.

В экономической области либерализм выступал за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями. Государство при этом, по их мнению, не имело права вмешиваться в рыночные отношения, но обязано было играть роль “сторожа” частной собственности. Лишь в последней трети 19 в. так называемые “новые либералы” стали говорить о том, что государство должно поддерживать и неимущие слои населения, сдерживать рост межклассовых противоречий и добиваться всеобщего благосостояния.

Либералы всегда были убеждены в том, что преобразования в государстве должны осуществляться с помощью реформ, но ни в коем случае не в ходе революций. В отличие от многих других течений, либерализм предполагал, что в государстве есть место и тем, кто не поддерживает существующую власть, кто думает и говорит иначе, чем большинство граждан, и даже иначе, чем сами либералы. Т. е. сторонники либеральных взглядов были убеждены, что оппозиция имеет право на законное существование и даже на высказывание своих взглядов. Ей категорически запрещалось лишь одно: революционные действия, направленные на изменение формы управления.

В 19 в. либерализм стал идеологией многих политических партий, объединяющих сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. При этом существовали различные формы либерализма. Умеренные либералы считали идеальным государственным строем конституционную монархию. Другого мнения придерживались радикальные либералы, которые стремились к установлению республики.

2. Консерваторы.

Либералам противостояли консерваторы. Название “консерватизм” происходит от латинского слова “conservatio” (консервацио), которое означает “охранять” или “сохранять”. Чем шире распространялись в обществе либеральные и революционные идеи, тем сильнее становилась потребность в сохранении традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. Консерваторы стремились создать такое государство, которое с одной стороны, признавало бы священное право собственности , а с другой - было бы в состоянии защитить привычные ценности. При этом, по мнению консерваторов, власти имеют право вмешиваться в экономику и регулировать ее развитие, а граждане должны подчиняться предписаниям государственной власти. Консерваторы не верили в возможность всеобщего равенства. Они говорили: “Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага”. Свободу же личности они видели в возможности сохранять и поддерживать традиции. Социальные реформы консерваторы рассматривали как крайнее средство в условиях революционной опасности. Однако с развитием популярности либерализма и появлением угрозы потерять голоса на выборах в парламенты консерваторы должны были постепенно признать необходимость социальных преобразований, а также принять принцип невмешательства государства в экономику. Поэтому в результате почти все социальное законодательство в 19 в. было принято по инициативе консерваторов.

3. Социализм.

Кроме консерватизма и либерализма в 19 в. получают широкое распространение идеи социализма. Этот термин происходит от латинского слова “socialis” (социалис), т. е. “общественный”. Мыслители-социалисты видели всю тяжесть жизни разорявшихся ремесленников, работников мануфактур и фабричных рабочих. Они мечтали о таком обществе, в котором навсегда исчезнут нищета и вражда между гражданами, а жизнь каждого человека будет защищенной и неприкосновенной. Главную проблему современного им общества представители этого направления видели в частной собственности. Социалист граф Анри Сен-Симон считал, что все граждане государства делятся на “индустриалов”, занятых полезным созидательным трудом и “собственников”, присваивающих доходы чужого труда. Однако он не считал необходимым лишать последних частной собственности. Он надеялся, что, апеллируя к христианской морали, можно будет убедить собственников добровольно делиться доходами с “младшими братьями” - рабочими. Другой сторонник социалистических взглядов Франсуа Фурье также полагал, что в идеальном государстве должны сохраниться классы, частная собственность и нетрудовые доходы. Все проблемы должны быть решены за счет роста производительности труда до такого уровня, когда будет обеспечено богатство для всех граждан. Доходы государства должны будут распределяться между жителями страны в зависимости от внесенного каждым из них вклада. Английский мыслитель Роберт Оуэн имел иное мнение по вопросу о частной собственности. Он думал, что в государстве должна существовать только общественная собственность, а деньги следует упразднить вовсе. По мнению Оуэна, с помощью машин общество может производить достаточное количество материальных благ, нужно только справедливо распределять их между всеми его членами. И Сен-Симон, и Фурье, и Оуэн были убеждены в том, что идеальное общество ждет человечество в будущем. При этом путь к нему должен быть исключительно мирным. Социалисты делали ставку на убеждение, развитие и воспитание людей.

Дальнейшее развитие идеи социалистов получили в работах немецкого философа Карла Маркса и его друга и соратника Фридриха Энгельса. Созданное ими новое учение получило название “марксизм”. В отличие от своих предшественников Маркс и Энгельс считали, что в идеальном обществе нет места частной собственности. Такое общество стало называться коммунистическим. Привести человечество к новому строю должна революция. По их мнению, произойти это должно будет следующим образом. С развитием капитализма станет усиливаться обнищание народных масс, а богатство буржуазии возрастать. Классовая борьба при этом станет распространятся все шире. Во главе нее встанут социал-демократические партии. Результатом борьбы будет революция, в ходе которой установится власть рабочих или диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, и сопротивление буржуазии будет окончательно сломлено. В новом обществе будут не только установлены, но и соблюдены политические свободы и равенство всех граждан в правах. Рабочие будут принимать активное участие в управлении предприятиями, а государство должно будет контролировать экономику и регулировать происходящие в ней процессы в интересах всех граждан. Каждый человек при этом получит все возможности для всестороннего и гармоничного развития. Однако позже Маркс и Энгельс пришли к выводу, что социалистическая революция не единственный способ разрешения общественных и политических противоречий.

4. Ревизионизм.

В 90‑е гг. XIX в. произошли большие изменения в жизни государств, народов, политических и общественных движений. Мир вступил в новую полосу развития - эпоху империализма. Это требовало теоретического осмысления. Учащиеся уже знают об изменениях в экономической жизни общества и его социальной структуре. Революции ушли в прошлое, социалистическая мысль переживала глубокий кризис, а социалистическое движение - раскол.

С критикой классического марксизма выступил немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Суть теории Э. Бернштейна можно свести к следующим положениям:

1. Он доказал, что растущая концентрация производства не ведет к уменьшению числа собственников, что развитие акционерной формы собственности их число увеличивает, что наряду с монополистическими объединениями сохраняются средние и мелкие предприятия.

2. Он указывал, что классовая структура общества усложняется: появились средние слои населения - служащие и чиновники, число которых в процентном отношении возрастает быстрее, чем число наемных рабочих.

3. Он показал усиливающуюся неоднородность рабочего класса, существование в нем высокооплачиваемых слоев квалифицированных рабочих и рабочих неквалифицированных, труд которых оплачивался крайне низко.

4. Он писал о том, что на рубеже XIX-XX вв. рабочие еще не составляли большинства населения и не были готовы к тому, чтобы взять на себя самостоятельное управление обществом. Отсюда он делал вывод о том, что еще не созрели условия для социалистической революции.

Все указанное поколебало уверенность Э. Бернштейна в том, что развитие общества может идти только революционным путем. Стало очевидно, что переустройство общества может быть достигнуто путем экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Социализм может победить не в результате революции, а в условиях расширения избирательных прав. Э. Бернштейн и его сторонники считали, что главное - это не революция, а борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих. Так возникло учение реформистского социализма.

Бернштейн не рассматривал развитие в сторону социализма как единственно возможное. Пойдет ли развитие по этому пути, зависит от того, хотят ли этого большинство людей, и от того, смогут ли социалисты привести людей к желаемой цели.

5. Анархизм.

Критика марксизма издавалась и с другой стороны. Против него выступали анархисты. Это были последователи анархизма (от греч. anarchia - безвластие) - политического течения, провозглашавшего своей целью уничтожение государства. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793) провозгласил лозунг «Общество без государства!». К анархистским относили самые разные учения - и «левые» и «правые», самые разные выступления - от бунтарских и террористических до движения кооператоров. Но у всех многочисленных учений и выступлений анархистов была одна общая черта - отрицание необходимости государства.

ставил перед своими последователями только задачу разрушения, «расчистки почвы для будущего строительства». Ради этой «расчистки» он призывал народные массы к выступлениям и террористическим актам против представителей класса угнетателей. Как будет выглядеть будущее анархистское общество, Бакунин не знал и над этой проблемой не работал, считая, что «дело созидания» принадлежит будущему. А пока нужна была революция, после победы которой в первую очередь следует разрушить государство. Бакунин не признавал также участия рабочих в парламентских выборах, в работе каких-либо представительных организаций.

В последней трети XIX в. развитие теории анархизма связано с именем виднейшего теоретика этого политического учения Петра Александровича Кропоткина (1842-1921). В 1876 г. он бежал из России за границу и стал издавать в Женеве журнал «La Revolte», сделавшийся главным печатным органом анархизма. Учение Кропоткина называют «коммунистическим» анархизмом. Он стремился доказать, что анархизм исторически неизбежен и является обязательной ступенью в развитии общества. Кропоткин считал, что государственные законы мешают развитию естественных прав человека, взаимной поддержки и равенства, а потому порождают всяческие злоупотребления. Он сформулировал так называемый «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Идеалом организации общества он считал федерацию: федерацию родов и племен, федерацию вольных городов, деревень и общин в Средние века, современные государственные федерации. Чем же должно цементироваться общество, в котором нет государственного механизма? Здесь-то Кропоткин и применял свой «закон взаимной помощи», указывая, что роль объединительной силы станут выполнять взаимопомощь , справедливость и нравственность, чувства, заложенные в натуре человека.

Создание государства Кропоткин объяснял возникновением собственности на землю. Поэтому к федерации свободных коммун, по его мнению, можно было перейти только через революционное разрушение того, что разъединяет людей - государственной власти и частной собственности.

Кропоткин считал человека добрым и совершенным существом, а между тем анархисты все чаще использовали террористические методы, в Европе и США гремели взрывы, погибали люди.

Вопросы и задания:

Заполните таблицу: «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».

Вопросы для сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм (марксизм)

Ревизионизм

Анархизм

Роль государства

в экономической жизни

Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем

Пределы индивидуальной свободы

Каким виделся путь развития общества представителям либерализма? Какие положения их учения кажутся вам актуальными для современного общества? Каким виделся путь развития общества представителям консерватизма? Как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня? Чем было вызвано появление социалистических учений? Имеются ли условия для развития социалистического учения в XXI в.? На основе известных вам учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время. Какую роль вы согласны отвести государству? Какие вы видите пути решения социальных проблем? Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?

Либерализм:

роль государства в экономической жизни: деятельность государства ограничена законом. Существуют три ветви власти. В экономике свободный рынок и свободная конкуренция. Государство мало вмешивается в экономику позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: личность свободна. Путь преобразования общества через реформы. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ

пределы индивидуальной свободы: полная свобода личности: "Разрешено всё, что не запрещено законом". Но свобода личности предоставляется тем, кто несёт ответственность за свои решении я.

Консерватизм:

роль государства в экономической жизни: власть государства практически не ограничена и направлена на сохранение старых традиционных ценностей. В экономике: государство может регулировать экономику, но без покушения на частную собственность

позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: баролись за сохранение старого порядка. Отрицали возможность равенства и братства. Но новые консерваторы были вынуждены согласиться с некоторой демократизацией общества.

пределы индивидуальной свободы: государство подчиняет себе личность. Свобода личности выражается в соблюдении ею традиций.

Социализм (марксизм):

роль государства в экономической жизни: неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата. В экономике: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономику.

позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: все должны иметь равные права и равные блага. Решение социальной проблемы через социальную революцию

пределы индивидуальной свободы: государство само решает все социальные вопросы. Свобода личности ограничена государственной диктатурой пролетариата. Труд обязателен. Частное предпринимательство и частная собственность запрещены.

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей

Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти

Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод

Роль государства в экономической жизни

Государство не вмешивается в экономическую сферу

Государственное регулирование экономики

Отношение к социальным вопросам

Государство не вмешивается в социальную сферу

Сохранение сословных и классовых различий

Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам

Пути решения социальных вопросов

Отрицание революции, путь преобразования - реформа

Отрицание революции, реформа как крайнее средство

Путь преобразования - революция

  • 2. Гражданская и социальная концепция в западной политической мысли
  • 3. Развитие политической мысли России
  • 4. Политическая мысль Беларуси
  • 5. Основные направления современной политологии
  • Тема 4. Политическая власть
  • 1. Понятие и существенные черты политической власти
  • 3. Правящая политическая группа
  • 4. Механизм политической власти
  • 6. Проблемы легитимности и разделение властей
  • Тема 5. Политическая система общества
  • 1. Понятие, структура и сущность политической системы
  • 2. Типология политических систем
  • Тема 6. Политические режимы
  • 1. Понятие политического режима и его типы
  • 2. Тоталитарный режим
  • 3. Авторитарный режим
  • 4. Демократический режим
  • Тема 7. Государство в политической системе
  • 1.Особенности государства как политической организации
  • 2. Формы государственного устройства и правления
  • 3. Правовое и социальное государство: ценности и принципы
  • 1. Глава государства и его роль в структуре органов власти
  • 2. Парламент и его роль в системе государственных органов
  • 3.Политический статус и полномочия правительства. Проблема бюрократии
  • 4. Судебная власть
  • 5. Структура и формы местного самоуправления
  • Тема 9. Политические партии и общественные объединения
  • 1. Политические партии, их сущность и функции
  • 2. Сущность и разновидности партийных систем
  • 3. Общественно-политические движения
  • 4. Становление многопартийной системы в Республике Беларусь
  • Тема 10. Политические процессы: сущность и структура
  • 1. Сущность и основные характеристики политического процесса
  • 2. Стабильность политической системы, политическое развитие
  • 3. Политический процесс как совокупность политических решений
  • Тема 11. Избирательные системы
  • 1. Сущность избирательной системы и типология выборов
  • 2. Избирательная процедура и избирательная компания
  • 3. Пропорциональная и мажоритарная система учета и подсчета голосов
  • Тема 12. Средства массовой информации и коммуникации
  • 1.Понятие, функции и место средств массовой информации в системе "человек-общество-политика
  • 2. Основные типы коммуникаций. Сми в политической коммуникации
  • 3. Политическое манипулирование и общественное мнение
  • Тема 13. Политические конфликты и кризисы
  • 1. Конфликты как социальное явление
  • 2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения
  • 3. Политические кризисы. Этнополитические конфликты
  • Тема 14. Политическая модернизация
  • 1. Политическое развитие: понятие и критерии
  • 2. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
  • 3. Переход от авторитаризма к демократии
  • Тема 15. Политическая культура и политическая социализация
  • 1. Понятие "политическая культура" и ее структура
  • 2. Функции и типы политической культуры
  • 3. Политическая культура в Республике Беларусь. Политическая социализация
  • 1. Непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей, их отношениях, реакциях и чувствах;
  • 3. «Идеализация» этих политических образов, т.Е. Образование на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике;
  • 4. «Институциализация» обретенных свойств, свидетельствующих об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики.
  • Тема 16. Политическая идеология
  • 1. Политическое сознание: уровни, функции, формы
  • 2. Структура, функции и уровни политической идеологии
  • 3. Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм
  • 4. Cоциально-политические, экономические концепции современной социал-демократии
  • Тема 17. Система современных международных отношений
  • 1. Понятие и сущность международных отношений
  • 2. Понятие и сущность внешней политики государства
  • 3. Цели, функции и средства внешней политики
  • 3. Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм

    Понятие "либерализм"(от лат. liberalis- касающийся свободы, присущий свободному человеку) вошло в западноевропейский политический словарь в 30-40-е гг. XIX в. с легкой руки группы испанских политиков, определивших составленную ими конституцию (1811 г.) как либеральную. Однако еще с глубокой древности понятие "либерализм" употреблялось для характеристики образа мышления и поведения людей.

    Первые попытки идейно-теоретического обоснования и осуществления на практике идеологии либерализма восходят в европейских странах к концу XVII-XVIII вв. Окончательно сформировалось это течение к середине XIX века. Создателями либерализма являются такие выдающиеся мыслители, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, И. Бентам, А. де Токвиль, Дж. Ст. Милль.

    Истоки либеральной доктрины. Либеральная идеология в процессе своего формирования и развития впитала в себя различные идеи и концепции. Ее важнейшими источниками стали:

    Идеология нового класса - буржуазии, сформировавшаяся на основе Английской буржуазной революции и служившая обоснованием свободы предпринимательства (А. Смит, Дж. Локк и др.);

    Идеи, развившиеся из радикально-рационального духа Французской революции и служившие обоснованием духовной и политической свободы человека (Ш. Монтескье, Б. Констан, А. де Токвиль и др.).

    Основные ценности либеральной доктрины :

    1. Человек - высшая ценность и он не должен быть средством для достижения каких-либо целей. Первоосновой общественного устройства считается личность, а не общество.

    2. Индивидуальная свобода - наличие у каждого человека естественных, данных ему от природы - независимо от его воли, воли коллектива или общества, неотчуждаемых прав (право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и др.).

    3. Свобода от произвольного вмешательства государства в частную жизнь гражданина - государство является результатом общественного договора и ограничено в своих функциях поддержанием порядка внутри страны и безопасности во внешних отношениях ("ночной сторож").

    4. Индивидуализм и эгоизм - индивид использует свою свободу и собственность для собственного блага в рамках закона, невмешательство государства в экономику свобода личной инициативы как условие процветания его и общества.

    5. Независимость от предрассудков, свобода взглядов, совести, волеизъявления, мораль как частное дело человека .

    6. Ответственность человека перед своей свободой и обществом (гарантией этой свободы и ответственности являются законы, которые человек создает сам).

    7. Естественное неравенство людей как факт, обусловленный особенностями их биологических и социальных характеристик.

    8. Вера в социальный прогресс - общество находится в состоянии непрерывного совершенствования, возможное его умеренное реформирование.

    9. Вера в силу Разума , способного познать высшие истины и регулировать весь уклад жизни.

    Политические идеи либерализма были положены в основу политической системы западных демократий. Политическими идеалами либерализма стали: права и свободы граждан, равенство их перед законом, договорное происхождение государства, разделение властей, конституционализм.

    Либерализм прошёл долгий период развития и в 80-90-х гг. ХХ века появился неолиберализм . Его представители, ориентируясь на японские и германские модели социально-экономического развития, потребовали рационализации государственного регулирования, прагматической социальной политики перехода от общества всеобщего благоденствия к "оптимальному воспроизводству человеческого капитала", использования социальных расходов преимущественно для развития системы переподготовки, а не для увеличения пособий бедным и безработным.

    Доминирующие позиции в идеологии европейского неолиберализма принадлежали выдающему австрийскому экономисту и философу Фридриху Хайеку. Он считал, что кризисные явления в развитых странах Запада были обусловлены отходом от принципов классического либерализма, активным вмешательством государства в социально-экономическую сферу, утверждением идей коллективизма и планирования. Ядром политической концепции Хайека стала мысль об угрозе свободе со стороны массовой демократии, высказанная им в работах "Дорога к рабству", "Общество свободных".

    В последнее десятилетие XX в. наметились новые тенденции в развитии либерализма - сближение идейно-политических позиций "новых демократов" США, эволюционирующих в духе неолиберализма и европейской социал-демократии. На международной конференции во Флоренции (1999), в работе которой, помимо лидеров западноевропейской социал-демократии, принял участие президент США Б. Клинтон, представлявший Демократическую партию своей страны, были обозначены общие идейно-политические позиции, объединяющие европейскую социал-демократию и "новых демократов" США:

    - "Новая экономика", открытая "упорядоченной" глобализации, В которой усилия национальных государств сосредоточены на стимулировании НТР, при преимущественном развитии информационных технологий;

    - "Государство социальных инвестиций", в котором вместо принципа всеобщности государственных услуг действует принцип вложений в человеческий, или социальный капитал "здоровье людей" и "высокий профессионализм" экономически активного населения);

    Гибкая система трудовых отношений, способствующая профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

    Экологически чистая природа, достигаемая координацией усилий как на национальном, так и на международном уровнях;

    - "Глобальное гражданское общество" с эффективными правовыми и политическими надстройками, способными обеспечить права человека на национальном, региональном, планетарном уровнях.

    Консерватизм - термин происходит от латинского глагола conservare - охранять (англ. conserve -сохранять). Базисные постулаты идеологии консерватизма были сформулированы английским политическим деятелем, философом и публицистом Эдмундом Берком (1729-1797) в его известном полемическом произведении "Размышления о революции во Франции" (1790). Термин "консерватизм" впервые употребил французский писатель Ф. Шатобриан (1818) для названия своего журнала "Консерватор".

    Истоки консервативной доктрины. Консерватизм сформировался как идейная оппозиция либеральной идеологии и политике. К идейным истокам консервативной доктрины относят:

    идеологические реакции "старого" класса - европейской аристократии (монархии, знати, крупных феодалов), терявшей экономические и политические позиции в обществе с развитием буржуазных отношений;

    труды консерваторов-классиков конца XVIII - начала XX в. (Эдмунд Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд), явившиеся ответом на идеалы Просвещения и попытку сознательного изменения социального порядка в ходе Французской революции.

    Основные ценности консервативной идеологии:

    1. Следование традиционным устоям жизни (авторитет, семья, религия, национальное единство, сильное государство, патриотизм, нравственность).

    2. Приоритет общества по отношению к государству и индивиду (общество необходимо защищать от разрушающего индивидуализма).

    3. Зависимость прав и свобод человека от конкретно-исторических условий ("естественные права" человека признаются до того предела, пока они не противоречат "историческому праву" - существующим традициям).

    4. Сильное государство , прерогатива которого состоит в том, чтобы следить за выполнением людьми взаимных обязательств и сдерживать проявления негативных сторон человеческой натуры.

    5. Права индивида и права государства должны уравновешивать друг друга , чтобы общество не пострадало ни от одного из них.

    6. Стабильное равновесное эволюционное развитие - острожное отношение к переменам, отрицание революционных переворотов.

    7. Социальное неравенство стимулирует индивидуальную активность, оно естественно, всегда было и будет присуще обществу.

    8. Скептицизм в отношении возможностей познания человеком закономерностей бытия.

    В 70-е г. XX столетия возникает исторически новая фаза в развитии консерватизма - неоконсерватизм , утверждение которого связывают с приходом к власти в США республиканцев (Рональд Рейган), в Великобритании - консерваторов (Маргарет Тэтчер), в ФРГ - блока ХДС-ХСС (Гельмут Коль). Теоретиками неоконсерватизма в США стали Д. Белл, С. Хантингтон, С. Липсет, 3. Бжезинский, во Франции – А. Бенуa, Р. Арон и др.

    В момент своего возникновения в середине 70-х гг. неоконсерватизм представлял собой реакцию на изъяны государственного регулирования социально-экономических отношений, "завышенные требования" и "растущие притязания" бедняков и низкооплачиваемых слоев, неприятие "контркультуры", морально-нравственной "деградации" молодежи.

    Данная форма консерватизма удачно приспособила традиционные ценности к реалиям позднеиндустриального этапа развития западного общества. Неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи, религии, нравственности, сильного государства, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии. В политическом плане неоконсерваторы - сторонники демократического элитаризма. Они выступают за формирование в обществе демократических элит, принимающих процедурные правила игры, предписываемые демократией.

    Главное новшество, которое инициировали неоконсерваторы, а затем с теми или иными поправками приняли и социал-демократы, состояло во внедрении в государственную систему чисто коммерческих начал: В сферу образования, здравоохранения и социального страхования были допущены частнопредпринимательские структуры, вводились принципы конкуренции и частного менеджмента. Особое внимание неоконсерваторы уделили развитию ресурсо- и энергосберегающих технологий, что позволило преодолеть экономических кризис и создать современную промышленность.

    Социализм (от лат. sociales - общественный) - общечеловеческий идеал о справедливом общественном устройстве, истоки которого уходят в глубь истории. Социалистические идеи присутствовали в учении Платона, раннем христианстве, работах представителей утопического социализма.

    Само понятие "социализм" было предложено французским мыслителем начала XIX в. Пьером Перу (1834) для противопоставления "индивидуализму". К середине XIX века в Европе возникают социалистические организации, ставящие целью реализацию принципов коллективизма, равенства, социальной справедливости, развития личности. Возникло несколько видов социалистической идеологии - утопический социализм, марксизм, коммунизм, социал-демократизм, которые различались интерпретацией ее базовых ценностей.

    Идеология утопического социализма стала первой попыткой разработки теоретически систематизированных представлений об идеальном обществе. Выделяют несколько этапов ее развития:

    XV-XV вв. - ранний утопический социализм, представленный работами английского гуманиста Мора "Утопия" (1510) и итальянского философа Т. Кампанелла "Город солнца" (1516), английского гуманиста Дж. Уинстенли

    XV в. - утопические идеи французских мыслителей эпохи Великой французской революции (1789-1795 гг.) (Ж. Мелье, Морелли, Мабли, Г Бабеф).

    В первой трети XX в. возникает критический утопический социализм (А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, R Оуэн), представители которого оказали влияние на становление марксизма.

    Опираясь на общечеловеческие идеалы, эти мыслители объявили Свободу, Равенство и Справедливость высшими ценностями жизни. Главными чертами нового общественного устройства провозглашались общность имущества, обязательность труда для всех, равное распределение его результатов, реализация способностей личности. Представители утопического социализма исходили из того, что с установлением общественной собственности на смену индивидуализму придет ассоциативная деятельность людей, интересы которых не будут вступать в разрушающий общество конфликт.

    Марксизм. В противовес либеральной модели общества индивидуальных собственников Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали учение об обществе, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, его отчуждением власти, собственности и результатов труда. Идеалом этого общества было провозглашено - "Свободное развитие каждого как условие свободного развития всех", т.е.ставилась задача совмещения либерального идеала "свободы" с социалистическими ценности ми "равенства" несправедливости". Марксизм возник не только как теоретическое обоснование возможности нового справедливого общественного устройства, но и как система мировоззренческих установок, направленная на идеологическое обеспечение интересов рабочего класса, и определение политических средств их реализации. Возникновение марксизма как идеологии пролетариата было подготовлено развитием европейского общества. Марксистская идеологическая доктрина возникла на основе анализа двух основополагающих процессов европейской истории XV-XX вв. - Великой Французской революции 1789-1795 гг. и промышленной революции, развернувшейся в начале XX в. в Англии и других европейских странах.

    Приоритеты марксистской идеологии : Марксистская идеология наиболее полно отразила политические и идеологические интересы класса наемных работников раннеиндустриального общества. Основные идеи марксистской идеологии:

    Движущей силой общественного развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями общества, которое в социальной жизни принимает форму классовой борьбы. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Классовая борьба ведется эксплуатируемыми массам справедливого распределения собственности и политической справедливости. Высшая точка нарастания классовых противоречий - социальная революция.

    Особая роль в осуществлении революции и построении нового общества принадлежит пролетариату, условия жизнедеятельности которого, способствуют формированию в нем коллективности, солидарности и интернационализма.

    Свои цели пролетариат может реализовать посредством установления диктатуры - политического господства рабочего класса при опоре на широкие трудящиеся массы.

    Диктатура пролетариата является способом гармонизации общественных отношений и обеспечивает переход к бесклассовому обществу ("историческая миссия рабочего класса").

    Идеал общественного устройства - сознательно регулируемое, бестоварное, самоуправленческое общество, базирующееся на общественной собственности на средства производства, в котором будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда.

    Характеризуя созданную основоположниками марксизма теорию в целом, исследователи отмечают ее всеобъемлющий характер и логическую последовательность. Вместе с тем, очевидным является и то что соединение в рамках одного учения глубоких теоретических построений со злободневными политическими программами не только серьезно обесценило высказанные К. Марксом и Ф. Энгельсом концептуальные положения, но и создало условия для той вульгаризации теории, которой она подверглась после смерти ее создателей.

    Характеризуя созданную основоположниками марксизма теорию в целом, исследователи отмечают ее всеобъемлющий характер и логическую последовательность. Вместе с тем, очевидным является и то что соединение в рамках одного учения глубоких теоретических построений со злободневными политическими программами не только серьезно обесценило высказанные К. Марксом и Ф. Энгельсом концептуальные положения, но и создало условия для той вульгаризации теории, которой она подверглась после смерти ее создателей.

    Вступление К. Маркса и Ф. Энгельса в активную политическую борьбу их ориентация на антикапиталистические и революционаристские настроения раннеиндустриального пролетариата, не могли не привести к определенной субъективности их теоретических выводов (определение конкретных сроков социалистической революции в Европе, стран, где она произойдет), средств достижения нового общественного устройства.

    Политическая доктрина К. Маркса отражала современные ему реалии, но не в полной мере смогла предугадать тенденции изменений индустриального общества и оказалась неадекватной переменам, которые произошли в XX в. Общество стало развиваться не Совсем по тем закономерностям, которые были увидены Марксом и Энгельсом на раннем его этапе. Новые возможности и пути борьбы рабочих за свои права открыла парламентская демократия, значение которой недооценивалось классиками марксизма.

    Не подтвердились положения об абсолютном и относительном обнищании пролетариата, о неизбежном обострении классовых противоречий вплоть до насильственного свержения буржуазного строя в процессе революции, о стирании национальных перегородок между государствами и т.д. Это потребовало корректировки ряда концептуальных положений еще при жизни основателей марксизма (в последних работах Ф. Энгельс пришел к выводу о возможности эволюционного развития капитализма и мирного врастания его в социализм).