Молодёжь в современном мире. Проблемы самореализации молодежи в современных условия

«Роль воспитания молодёжи в современном мире»

«Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать»

Платон

Сегодняшняя молодежь – это будущее страны и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших вопросов, который стоит перед государством, и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны. Надо задействовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы в обществе на первом месте стояли истинные ценности. Чтобы молодежь знала и ценила наши многовековые традиции, уважала и любила своих родных и близких.

В течение последних пятнадцати лет мы наблюдаем влияние множества различных факторов, заведомо вредных для душевного и психического здоровья наших сограждан, особенно детей. В настоящее время молодежь другая по сравнению с прошлыми поколениями. У них уже другие ценности, нравы, интересы, увлечения, все другое. Но она не должна забывать никогда о вечных общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, без которых невозможно формирование полноценной личности. Факторов, влияющих на сознание человека, на становление его личности очень много, начиная от того, какие у него родители и в какой среде он живет и развивается.

Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.

Отсутствие идеалов и целей в жизни отрицательно сказывается на становлении молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны - для нее обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности.

Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения.

Стала предаваться забвению проверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становления человека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Но очень скоро выяснилось, что эти направления в работе с молодежью не могут игнорироваться. Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются?

Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера.

Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда.

В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.).

Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки», то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Академик Д.С.Лихачев в интервью, данном им незадолго до смерти говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения». Речь идет о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодежью.

Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

Многие ценностные ориентации формируются именно в юношеском возрасте, так как молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе. Ценностные ориентации молодежи во многом изменись за последние годы из-за обострения проблемы её социализации.

Молодёжь - так называемая середина между людьми. Молодёжь занимает весьма главную роль в современном мире. Ведь это новое поколение, от которого зависит будущее всего человечества. Молодёжь нужно многому обучить, и если правильно воспитать молодёжь(а это проявляется в патриотическом воспитании, в учёбе и в проведении общественных мероприятий и т.д.)то она станет надёжным будующим. На сегодняшний день во многих странах воспитание молодёжи является основной задачей.

Одно, несомненно, что именно молодежь сегодня занимает передовую позицию среди других групп, так как оно является самым образованным. И именно оно в скором будущем будет составлять интеллектуальный ресурс нашей страны.

Исследования по этой проблематике являются важными для российского общества, так как показывают социальные, культурные изменения, которые происходят среди молодежи, и, следовательно, в стране.

Список используемой литературы:

1.Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России.»- Педагогика.-2008.

4. Введенский, В.Н. Непрерывное профессиональное образование / В.Н.Введенский // Социально-гуманитарные знания.

3. Вильданова, Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов / Ф.З.Вильданова // Прикладная психология. – 2002.

4. Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е.Семёнов // Социологические исследования. – 2007.

5. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н.Д.Сорокина// Социс. – 2003.

6. Тюкульмина, О.И. Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие / О.И.Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2006.

7. Щеглова, С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации / С.Н.Щеглова // Социс. - 2006.

8. Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. – 2003.

Приложение

Практическое исследование

Мною был проведено анкетирование небольшой группы одноклассников. В анкете было задано 6 вопросов. Содержание вопроса и ответы приведены ниже в виде диаграмм. Цель вопросов – современное отношение молодёжи к вопросам воспитания, а так же выявить их ценностные ориентиры.

1. Кто оказывает большее влияние на воспитание молодёжи: семья, общество, и то и другое?

2. Нуждается ли современное общество в воспитании молодёжи: да, нет?

3. Хорошо ли воспитана современная молодежь: да, нет?

4. Зависит ли успешное будущее нашей страны от воспитания молодёжи: да, нет?

5. С помощью каких методов можно улучшить воспитание молодёжи: создание молодёжных организаций, привлечение государства к воспитанию, привлечение образовательных учреждений?

6. В какой последовательности вы бы расставили следующие жизненные ценности: семья, друзья, здоровье, работа, деньги, справедливость?

МОЛОДЁЖЬ – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:

"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:

"Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.



Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе.

Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.

Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений.

Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.

В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее – обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.

Система ценностей является фундаментом отношения человека к миру.

Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся:

1. Человечность;

2. Воспитанность;

3. Образованность;

4. Терпимость;

5. Доброта;

6. Честность;

7. Трудолюбие;

8. Любовь;

В постсоветское время молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.

К положительным можно отнести такие как:

1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;

2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;

3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;

4. Участие в организации своего досуга;

5. Ориентация на самообразование;

К отрицательным качествам такие как:

1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;

2. Ничегонеделание;

3. Сексуальное экспериментирование;

4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);

5. Неопределённость и непредсказуемость;

Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:

1. Здоровая семейная микросреда;

2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;

3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;

4. Влияние СМИ;

5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)

6. Активное вовлечение в общественную деятельность;

Социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды;

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

Только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

Только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

Процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

Человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

Социальная адаптация – процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.

Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности – ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина – возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых – в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45–50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:

1. психические расстройства;

2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;

3. алкогольная и наркотическая зависимость;

4. венерические заболевания;

Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.

В-третьих – в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ¾ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.

В-четвертых – в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности – профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых – в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" – этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления – воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2013»

Молодежь в современном мире

Санникова Елизавета Константиновна

МКОУ СОШ с.Корсавово-1

Руководитель:

Агапова Людмила Ивановна

Учитель истории и обществознания

Введение

Данную тему: «Молодежь в современном мире» я выбрала, исходя из потребности углубления своих знаний по данному вопросу, который мы изучали на уроках обществознания в этом учебном году.

Молодое поколение является базовым ядром дальнейшего развития любого общества. Положение молодежи является своеобразным барометром состояния общества в целом, индикатором происходящих в различных сферах общественных отношений процессов. Изучение настроений и взглядов молодежи позволит не только решить текущие задачи по улучшению и оптимизации её жизни, но и предугадать перспективы развития профессиональной, политической и социальной сфер страны.

Наконец, я ведь тоже отношусь к данной социальной группе - молодежь, поэтому мне хотелось подробнее познакомиться с особенностями, проблемами современной молодежи, с ее интересами, устремлениями.

Мне захотелось заглянуть в свое будущее, познакомившись, например, с молодежной политикой государства, с происходящими в обществе социальными изменениями, что поможет мне в будущем в выборе профессии и своего места в жизни. Поэтому данная тема имеет для меня не только теоретическое, но и практическое значение.

1. Кого считают молодежью

· Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи -- 13-15 лет, средняя - 16-24, высшая -- 25-36 лет

· К молодежи многие социологи относят группу населения в возрасте от 14 до 25 лет

· Мосгордума на заседании 30 сентября 2009г приняла законопроект, определяющий в документе, в частности, и возраст людей, относящихся к молодежи - от 14 до 30 лет.

2. Возрастные критерии

Молодежь, являясь неоднородным образованием, делится на следующие возрастные подгруппы:

1) подростки. От 13ти до 16-17 лет.

2) юношество. От 16-17ти до 20-21 года.

3) молодость. От 20-21 до 30 лет

Для определения возрастных границ молодости используются два основных подхода:

Статистический - определяет жесткие возрастные рамки молодости, представляет собой усредненный показатель, который имеет законодательное закрепление. Но он не учитывает индивидуальные особенности развития молодых индивидов, а потому в случае необходимости дополняется социологическим или социальным подходом . Данный подход не дает жестко установленных возрастных границы молодежи, а в качестве критериев определения верхней возрастной границы молодости выделяет:

1) наличие собственной семьи;

2) наличие профессии;

3) экономическую независимость;

4) личную независимость, т.е. способность уметь самому принимать решения.

3. Индивидуальные границы молодежи

Есть различные обстоятельства, которые ускоряют или затягивают молодость:

- Нижняя граница - это

РАННЕЕ ВЗРОСЛЕНИЕ

Я выделила некоторые обстоятельства, которые заставляют повзрослеть раньше:

1.) Ранние заработки - Еще недавно детский труд считался эксплуатацией. Сегодня моющий машины или стоящий на раздаче в кафе подросток никого не удивляет. Более того, как показало социологическое исследование, 94% взрослых одобряют подобный приработок.

2.) Быстрая адаптация - Дети в силу гибкости своего психического аппарата лучше приспосабливаются к изменениям в обществе, чем взрослые. Это они современны и своевременны, потому что самостоятельны, целеустремлены, активны и независимы. Дети обладают теми качествами, которые в них и хотели бы видеть современные родители. В то время как их самих воспитывали совсем в другом ключе - в духе дисциплинированности, послушания, усидчивости. Эти черты сегодня скорее мешают двигаться к успеху.

3.) Авторитет для родителей - Яйца курицу не учат, говорили еще несколько десятилетий назад. Учат, еще как учат, - вздыхают современные мамы и папы. Складывается впечатление, что дети уже рождаются со знанием того, что такое bluetooth, и почему виснет модем. Не мудрено, что они ощущают себя экспертами по многим бытовым вопросам. Советуют взрослым, какую технику и где купить, что носить из одежды, как родителям общаться друг с другом, как работать на компьютере.

4.) Знание жизни - « Когда я была ребенком, нас во время праздников отсаживали за отдельный стол, отсылали играть в свою комнату, чтобы мы не слышали ненужных разговоров.» - так говорят родители. Сегодня взрослая жизнь почти с пеленок вторгается в детскую через телевидение и Интернет, сходит с глянцевых обложек и просачивается через открытые окна «Дома-2». Родители не стесняются обсуждать свои проблемы в присутствии ребенка. Иногда даже вовлекают его в сам процесс.

5.) Новые кумиры - Вся индустрия шоу-бизнеса и кинематографа направлена на создание новых моделей для подражания. Сегодня понятия «настоящий мужчина» и «идеальная женщина» подразумевают «крутость» и «сексуальность». Сексуальная женщина привлекает внимание одеждой и косметикой, а крутой мужчина обладает последней моделью телефона и кругленькой суммой в портмоне. Часто дети перенимают внешние атрибуты взросления, но не готовы к нему психологически.

ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА молодости - это

«Молодые старики» или «вечная» молодость

Вы наверняка встречали пожилых людей, которые молоды в душе! Они продолжают получать от жизни все! Путешествия, прогулки, экстрим. Все это помогает многим жить и чувствовать себя полноценным человеком, несмотря на годы и седину. Психологи говорят, что именно сознание нужности, востребованности продлевает жизнь, наполняет оптимизмом и спасает от депрессий. Тогда и хочется работать. Быть активным. Заниматься спортом. Просто - жить.

ИТАК: Молодость -это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведении.

4. Социальный статус молодежи

Современные молодые люди свое представление о «взрослости» прежде всего, связывают с изменениями своих социальных ролей и особенно с началом трудовой деятельности и обретением самостоятельности.

Вообще, социальный статус молодежи - это позиция молодого поколения в обществе, обусловленная его социальными ролями и выполняемыми функциями.

Изучение молодежи в процессе социальной мобильности позволяет заметить, что молодежь социально расслоена. В современном российском обществе более заметными становятся различия между группами внутри молодёжи. К традиционным социально-дифференцирующим признакам (по формам занятости, по характеру и содержанию труда) добавляются новые, более значимые, например, социальная принадлежность молодого человека, имущественное положение его семьи.

Для молодежи очень характерно частое изменение социального статуса и социальных ролей (ученик-студент-работник).

Статусные позиции молодежи, определяются престижем образования и профессии (как будущей, так и настоящей), стилем жизни, ценностями и нормами поведения, а также имеет место фиксация их связи с рыночными позициями. А стремление к смене статуса является для молодежи одной из наиболее важных потребностей, «отвечающих» за социальную мобильность. Зафиксировано и подтверждено, что образование - это один из ведущих каналов социальной мобильности; кроме него существуют еще такие каналы социальной мобильности, как брак, религия, профессия, политика, армия.

Так как у молодежи нет четких представлений о будущем, то для них характерен активный поиск своего места

5. Особенности молодежи

молодежь субкультура социальный возрастной

Современная молодежь такова, какой ее воспитало общество. На ценности, предпочтения молодежи огромное влияние оказали многие события современности: распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий, СПИД, наркотики, тотальный дефицит, «лихие» 90-е, массовое распространение мобильников и интернетов, эпоха брендов, улучшение экономического состояния, социальные сети, мировой социальный кризис, олимпийские игры в Сочи.

Молодежь обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.

Так как у молодежи нет четких представлений о будущем, то для них характерен и активный поиск своего места в жизни.

6. Психологические особенности молодежи

Среди ведущих психологических качеств молодого поколения - эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%). Эти черты были названы самими молодыми людьми - участниками моего собственного опроса. Неустойчивая психика часто становится причинами психических срывов, суицидов, наркотиков.

Несформированное сознание - желание скорее достичь желаемого - к различным формам асоциального поведения. Внутренняя противоречивость - неспособность быть толерантными - к постоянным конфликтам с окружающими.

Очевидна и криминализация части российской молодежи - часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах.

Кроме того, некоторые молодые люди в поисках смысла жизни или, повинуясь чувству социального протеста, попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации. Многим молодым присущ инфантилизм - стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы о себе, пониженной критичность к себе.

И одновременно, в социально-психологическом плане, молодость - это время:

a) Физического созревания;

b) Развития интеллекта и воли;

c) Открытия собственного «Я» и внутреннего мира человека;

d) Гражданского совершеннолетия, т.е. возможности использовать свои права в полной мере (с 18 лет)

e) Инфантилизм - стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы о себе, пониженная критичность к себе.

Невольно я вспомнила выражение или, точнее, народную мудрость: «если бы молодость знала, если бы старость могла!» и задалась вопросом: Какие черты зрелого возраста хотелось бы приобрести, а какие черты молодости оставить?

ОСТАВИТЬ:

· Стремление к самореализации.

· Стремление к независимости.

· Формирование планов на будущее

· Стремление не быть как все

ПРИОБРЕСТИ:

· УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

· УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ ДЕЙСТВИЯХ

7. М олодежная политика государства

Общество и его властные структуры должны ориентироваться на особенности молодых и активно вовлекать их социальную действительность.

М олодёжная политика -- система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах страны.

Приоритетными направлениями молодежной политики являются:

· вовлечение молодых людей в активную социальную жизнь и постоянное информирование о возможностях в сфере получения образования, карьерного роста, досуга и т.д.;

· развитие творческой деятельности молодежи;

· активная социализация молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.

Большое внимание уделяется решению проблем с трудоустройством, а также вопросам жилищной политики и помощи молодым семьям. Важным направлением молодежной политики является и профилактика сиротства.

Мой законопроект о Молодежи.

В современной России сформировалась широкая правовая база отношений в сфере государственной молодежной политики. Но самый главный элемент этой нормативной базы отсутствует, до сих пор не удалось решить вопрос о принятии базового федерального закона, устанавливающего правовые основы регулирования статуса молодежи, реализации и разработки молодежной политики. И как тогда развиваться молодежи, если их права не разъяснены? Я думаю, что закон, в первую очередь, должен отвечать современным потребностям и законным интересам молодых граждан и объединений. Очевидно, что в центре закона должен находиться сам молодой человек, особенности реализации его конституционных прав и свобод. Это требует того, чтобы в законе просматривалась специфика реализации политических, социально-экономических и культурных прав и свобод молодых граждан, были заложены основы обеспечения их соблюдения и осуществления в РФ.

Когда-то в 80-90-х годах в обществе государств очень активно обсуждался вопрос о необходимости принятия закона молодежи. Но все осталось только на словах. Я бы хотела предложить свой проект закона о молодежи.

В нем, я бы рассмотрела основные проблемы современной молодежи. А это:

Отсутствие защищенности и уверенности в ней со стороны правительства России - нет четкого понимания истории, что хорошо, а что плохо. -разобщенность общества и нации. -отсутствие национальной идеи. -низкий уровень образования. -коррупция. -недоступность, дороговизна спортивных секций и кружков. - отсутствие массового спорта. - развращение ТВ и прессой.

Молодёжный алкоголизм, наркомания.

Если данные проблемы не будут решены, то получится - отсутствие перспектив на лучшее + безработица = отсутствие будущего нашей страны…

8. М олодежные субкультуры

Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специальной молодежной субкультуры.

Субкультура - культура определенной социальной или демографической группы, которая формируется в рамках традиционной (господствующей) культуры, но отличающаяся от нее спецификой ценностей, образа жизни, стиля поведения.

Субкультура - это определенный стиль, способ жизни и мышления обособляющихся внутри общества отдельных социальных групп. Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что “история начинается с нас”. Сказывается и то, что молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.

Молодежной субкультурой называется культура молодого поколения, выражающая особенности жизнедеятельности молодых людей. Впервые молодежная субкультура, как социальное явление, появилась в 40х-50х годах XX века в США. В дальнейшем в 50х-60х годах молодежная субкультура проявила себя в Европе, а в 70х-80х годах в СССР.

Основные черты молодежной субкультуры:

1. Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;

2. Включение в различные группы сверстников;

3. Своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке;

Виды субкультур.

Байкеры

Байкеры - одни из немногих, для кого слова “один за всех, все за одного” - не пустой звук, а стиль жизни. Байкер - это водитель мотоцикла. Они прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету.

Рэперы и хип-хоперы

Человек-рэпер не только занимается спортом (что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс.

Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как “Ганста”. Вот именно здесь “в моде” агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя

Скинхэды

Идея скинхедов - только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом.

Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить “не своего”, и даже в некоторой степени стремятся к этому.

Панки

Главная идея - Лично я как человек со стороны - других не вижу.

Поэтому там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

Растаманы (растафари)

Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться “чем бы дитя не тешилось…”

По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни.

Фрики

Нет никакого негативного отношения к миру и к “не своим”. Нет ничего такого, против чего они яро выступают.

Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом… И никто их не сможет остановить.

Ролевики

Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы. Есть опасность “заиграться” по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.

Выражение эмоций -- главное правило для эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо -- ранимый и депрессивный человек.

Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых парнях и девушках.

Готы.

Гомты -- представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене.

Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир.

Знакомясь с субкультурами, невольно задаешься вопросом: Молодежная субкультура - движение души, стремление выделиться или социальный протест???

Я считаю, что в первую очередь - это желание выделиться, не быть «серой массой». А в качестве причин “ухода в андеграунд” молодёжь называет:

I. Вызов обществу, протест.

II. Вызов семье, непонимание в семье.

III. Нежелание быть как все.

IV. Желание утвердится в новой среде.

V. Привлечь к себе внимание.

VI. Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

VII. Копирование западных структур, течений, культуры.

VIII. Религиозные идейные убеждения.

IX. Дань моде.

X. Отсутствие цели в жизни.

XI. Влияние криминальных структур, хулиганство.

XII. Возрастные увлечения.

XIII. Влияние СМИ.

Молодежная культура -это больше культура досуга, чем работы. Отсюда и особый молодежный сленг.

Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками.

Он бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых группах.

Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов, ведь как показывают примеры других жаргонных систем, специальная лексика иногда проникает в литературный язык и закрепляется там на долгие годы.

Я же считаю, что молодежный сленг - это бескультурье, неуважение к старшим. По мне лучше говорить нашим великим русским языком, нежели его коверкать, ломать и заимствовать слова. Наше поколение равняется на Европу, только я не пойму зачем? С Европы они берут все от стилей в одежде до поведения и манеры речи, заимствуют слова. И во многом в этом виновато наше правительство, так как еще со времен Петра 1 Россия старалась равняться на Европу. Конечно, в этом есть плюсы, но и от минусов никуда. Например, в наше время стало модно говорить не девушка, а «телка или девка», теперь не любимый парень, а «boyfriend»(хотя у слова boyfriend совершенно другое значение, дословно - парень-друг). Ну и где же тут уважение друг к другу? А его теперь нет. И в этом одна из социальных бед нашего современного общества

9. Социальный портрет современной российской молодежи

Но недаром молодость - это время формирования собственных взглядов и образцов поведения, умения перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям.

На основе всего вышесказанного я попробовала составить социальный портрет современной российской молодежи. При этом я использовала свежие данные Фонда «Общественное Мнение»

Новое поколение сегодня - это неутомимые оптимисты, довольные жизнью, с надеждой смотрящие вперед, чрезвычайно лояльные власти и не испытывающие выраженных протестных настроений.

В большинстве своем нынешних молодых людей можно смело отнести к «золотому кадровому резерву» благодаря высокой степени лояльности действующей власти : 75% 18-25-летних россиян оценивают работу президента РФ В.В Путина как хорошую (против 68% среди населения старше 25 лет); 82% молодежи указали, что глава правительства Д. Медведев работает на своем посту хорошо (против 75% среди населения старше 25 лет). Несколько прохладнее респонденты 18-25 лет оценивают работу правительства России : 50% положительных ответов (среди населения старше 25 лет - 43%).

Несмотря на молодость, которой, как показывает история человечества, свойственен бунтарский дух, нынешняя российская молодежь не готова к тому, чтобы выйти на улицы и участвовать в акциях протеста . По данному показателю возрастная группа 18-25 лет не имеет качественных отличий от группы старше 25 лет (72% и 71% соответственно), и этот результат логично соотносится с высокой степенью удовлетворенности своей жизнью и лояльности действующей власти.

Около половины молодых людей имеют постоянную работу (в январе 2010 г. - 44 %), 12% получают стипендию, 10% пользуются финансовой поддержкой родственников и друзей.

Сферы жизни, которые вызывают беспокойство при мысли о будущем?

Итак, наиболее «страшными» сферами оказались:

1. Профессия

2. Семья и брак

4. Место обитания

5. Общество, страна

Какие социальные проблемы нашего общества наиболее актуальны для молодежи?

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Существенной угрозой для будущего России является уровень распространенности социальных болезней в молодежной среде. По данным исследований, более 80% подростков потребляют алкоголь; в 18 раз увеличилось число наркоманов-подростков; 66% молодых людей имели опыт курения, 62% к 17 годам уже вступали в половые связи. Тотальное распространение среди молодых людей приобрело использование матерной брани. По самооценкам матерятся 80% учащихся старшей школы. Такое положение дел способно привести к маргинализации населения страны, к резкому ухудшению ее демографического положения.

К сожалению, серьезное негативное влияние на социальное здоровье молодых россиян оказывают СМИ. Основным источником информации для молодых людей является, по убывающей - Интернет, телевидение, местные телеканалы.

Поэтому основные проблемы современной молодежи это:

· Бездуховность

· Нравственнаядеградация личности и снижение ценности человеческой жизни

· Бездействие,безразличие, индивидуализм

· Сексуальнаяраспущенность

· Крахсемьи

· Культденег

· Социальноеиждивенчество

Так же среди проблем молодежи стоит выделить:

Ш Безработица

Ш Коррупция

Ш Отсутствие защищенности и уверенности в ней со стороны правительства России

Ш Низкий уровень образования

Ш Недоступность и дороговизна спортивных секций

Ш Отсутствие массового спорта

Ш Молодежный алкоголизм и наркомания

10. Основные жизненные ценности и цели молодежи

Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить высшее образование и не одно, а несколько. Не все могут себе это позволить. В наше время за получение образования необходимо платить (за исключение бюджетной основы). Да, это финансовая проблема, но молодежь отличается целеустремленностью, и стараются наняться сторожем, продавцом в киоске, уборщицей, на любую оплачиваемую работу, чтобы иметь возможность учиться.

Одной из самых главных ценностей людей является свобода. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования. Тут возникает вопрос: «Не станет ли молодежь обществом потребления?» В. Даль писал: «Свобода - это воля». Хотя эти слова синонимичны, по-моему, их стоит рассматривать немного иначе. У свободы есть определенные границы, которые нарушать нельзя. А у воли нет пределов. Поэтому современная молодежь должна понимать значение слова свобода.

Следующая жизненная ценность - осознание необходимости здоровья. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. Только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях. Как бы хотелось видеть в таком состоянии современную молодежь. И хорошо, что большая ее часть это осознает.

Духовная культура немало важна в жизни современной молодежи. Духовная культура может дать начало живописи, рождению стихов и т.д. Многие могут стать художниками, писателями. Современная молодежь активно участвует в разных мероприятиях в целях сохранения окружающей среды, охраны природы, заботы об инвалидах, пожилых людей и т.д. Она умеет адоптироваться в самых разных обществах и отстаивать свои мнения.

Молодежь, по сути, народ общительный и дружелюбный. Мировоззрение у нас иное, сильно отличающееся от наших тетей, дядей, мам, пап, дедушек и бабушек. Есть понятия «круто» и «отстой». Мы пытаемся соответствовать внешнему миру и не можем жить без общения - вот еще одна ценность. Если мы проводим некоторое время в общении, то укрепляем узы дружбы с новыми друзьями. С помощью общения мы показываем свои манеры, свою воспитанность и завоевываем уважение к себе как просто к хорошему человеку. В трудную минуту эти люди всегда поддержат и помогут.

Современная молодежь очень коммуникабельная и всесторонне развитая. У молодых людей огромные перспективы. Они смело смотрят в будущее, добиваются своих целей. Наша молодежь - наше будущее.

А существует ли отличие основных жизненных целей и ценностей молодежи в разных странах?

Я попыталась разобраться в этом. Для сравнения взяла данные немецких социологов.

В Германии проживает около 6млн молодых людей в возрасте от 14 до 21 года. Их любимые занятия: спорт, поход в кино, прослушивание музыки, посещение дискотеки, «просто болтаться без дела». Самые большие тревоги они связывают с безработицей, ухудшением окружающей среды, преступностью, правым радикализмом, враждебностью к иностранцам, насилием среди молодежи. Желание связанные с будущим: 75% хотели бы когда-нибудь жениться (выйти замуж), 83% желают иметь детей.

Получается, что мы - русские, и они - немцы - очень похожи. Наверное, это свойство молодости вообще, независимо от национальности. И это здорово! Значит, мы можем легко найти общий язык, можем совместно бороться с общими бедами, проблемами и уверенно смотреть в будущее.

Заключение

Из сказанного следует, что существующий спектр проблем исследований молодежи весьма многообразен. Несмотря на то, что большое внимание уделяется проблеме образования современной молодежи, смежные с ним проблемы также находятся в пристальном фокусе социальных исследователей: это и жилищные проблемы, проблемы с безработицей, проблемы досуга, политической незащищенности и развращения молодежи СМИ, а так же борьба с наркотиками разного характера.

Таким образом, социальным исследователям предстоит еще многое сделать в изучении современной молодежи, их социального окружения и социальных факторов, влияющих на жизненный путь детей, подростков и молодежи.

Список литературы

Ваш ребенок - неформал. Родителям о молодежных субкультурах М.: Генезис, 2010

Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Киев: Наукова думка,

Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи НПО "МОДЭК", МПСИ

Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия»

Кухтерина Е.А. Изменчивость ценностных ориентаций молодежи в зависимости от региона.

Кухтерина Е.А. Социальная мобильность молодежи: Монография. Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структурные элементы анализа молодежи. Основные социальные функции данной прослойки населения: социального воспроизводства, инновационная, трансляционная. Психологические особенности молодежи, возрастные границы, цели и задачи каждого из периодов.

    презентация , добавлен 02.10.2013

    Молодежь как объект социальной работы. Возрастные границы молодости. Социально-экономические, культурные и политические проблемы молодежи, система ее социальной защиты в субъектах РФ. Содержание и структура понятия "социальные технологии трудоустройства".

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Основные напрвления социальной работы с молодежью. Положение молодежи в обществе. Государственная молодежная политика. Система учреждений и органов по делам молодежи. Содержание и формы работы социальных учреждений и органов по делам молодежи.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2008

    Молодежная субкультура как способ самовыражения и самореализации молодежи. Исследование современной молодежи, их направленности и основных интересов. Изучение истории зарождения и особенностей субкультуры готов, панков, скинхедов, хиппи, эмо, реперов.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2015

    Молодежь как объект социальной политики государства; ценностные ориентации особой социально-демографической группы населения. Анализ социального развития села в Хабаровском крае, ситуация на рынке труда; политика стимулирования занятости молодежи в селе.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Основные направления социальной работы с молодежью, положение в обществе и государственная молодежная политика. Социальная напряженность среди молодежи, ее отчуждение от общества. Обзор проблем современной молодежи, проблемы работы и трудоустройства.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Подходы к определению понятия "ценностные ориентации". Особенности молодежи как социальной группы. Комплекс острых проблем в современном обществе. Плюсы и минусы интернета. Ценности молодых людей г. Твери, структурная и факторная операционализация.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Особенности девиантного (отклоняющегося) поведения. Неформальные движения современной молодежи. Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои. Панк-культура "гаражного рока". Анархия как философия. Скинхеды или "рабочая молодежь".

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Социально-психологический портрет молодежи. Психологические особенности первоначального вхождения в рынок труда молодежи и социальные проблемы молодежи. Роль социальных работников в защите безработных. Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути.

    курсовая работа , добавлен 01.01.2014

    Понятие и сущность сельской молодежи как социальной группы. Теоретические подходы к анализу жизненных планов личности. Программа исследования и выявления причин оттока молодых кадров из села и определения системы жизненных планов сельской молодежи.

Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.

2. Молодежь - основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.

3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.

К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения .

Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.

По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве - 44, в машиностроении - 40, в легкой промышленности - более 50% .

В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:

Возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;

Ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;

Увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.

Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований.

Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.

По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития.

Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на т о, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой - оказываются его жертвами" .

Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы - органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых

поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.

Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям.

Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой - все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.

Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).

РЕЗЮМЕ

1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь - это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".

Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17].

С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты.

Во-первых, - пишет он , - это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы.

Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных.

В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией.

В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации.

2. Вопрос о возрастных рамках молодежи - это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие

молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.

Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом.

3. Молодость - это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом - преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом - преобразователем общественных отношений. "История, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" }