Анализ пьесы «Горе от ума» А. Грибоедова

О жанре пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» существуют разные высказывания. Её называют и комедией, и драмой.
Вначале приведём аргументы в пользу комедии. Действительно, в пьесе главный приём, используемый автором – это комические несоответствия. Так, например, Фамусов, управляющий в казённом месте, так говорит о своём отношении к делам: «Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой». Комические несоответствия встречаем в речи и поведении героев. Фамусов перед Софьей проповедует свою скромность: «Монашеским известен поведеньем», и одновременно мы видим его заигрывания с Лизой: «Ой! зелье, баловница…». Первая ремарка пьесы уже несёт следы комического несоответствия: под звуки флейты и фортепьяно, которые слышатся из спальни Софьи, «Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел». Для создания комических ситуаций используется приём «разговор глухих»: монолог Чацкого в III действии, разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским. Язык пьесы – это язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, богатый афоризмами). Кроме того, в пьесе сохранены традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник, Молчалин – удачливый любовник и хитрец, Фамусов – отец, которого все обманывают, Лиза – проницательная, ловкая служанка. Всё это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.
Но в основе комедии лежит драматический конфликт героя и общества, и решается он не в комедийном плане. Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, глубокого в своём критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе, он полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? /Чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за немцев». В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком».
Вторым аргументом в пользу драмы является и личная трагедия Чацкого, крушение его надежд в отношениях с Софьей. Чацкий не может понять, как может Софья любить ничтожного Молчалина: «Вот я пожертвован кому!» Но последним ударом для Чацкого является известие о том, что Софья «сама его безумным назвала». Ничтожество не терпит в своей среде высокого, которое смущает, дразнит людей низких. И оно объявляет благородство безумием. Чацкий – герой трагический, попавший в комическую ситуацию.
Сочетание в пьесе Грибоедова комедийного и драматического органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – в пьесе рассматриваются в тесном соединении друг с другом.

Высказывания о жанре комедии

1) И.А.Гончаров: "...Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя – больше всего комедия – какая едва ли найдётся в других литературах..."

2) А.А.Блок: "Горе от ума"... – гениальная русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором "жизни нет"; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик... написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных".

3) Н.К.Пиксанов: "По существу, "Горе от ума" следовало бы назвать не комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении.<...>
Реализм "Горя от ума" – это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщённый, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветлённый".

4) А.А.Лебедев: "Горе от ума" всё пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях... Стихия комического в "Горе от ума" – стихия сложнейше противоречивая... Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и "лёгкий юмор", "трепещущая ирония", даже "вроде ласкающий смех" и тут же "едкость", "желчь", сатира.
...Трагедия ума, о которой идёт речь в комедии Грибоедова, освещена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в "Горе от ума" и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего..."

Аргументы в пользу комедии

1. Приёмы комического:

а) Главный приём, используемый в комедии Грибоедова, – комические несоответствия :
Фамусов (управляющий в казённом месте, но к обязанностям относится халатно):


Комические несоответствия в речи и поведении:

Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):

Есть противоречия и в высказываниях о нём других персонажей комедии: с одной стороны, он "слова умного не выговорил сроду", с другой - "и золотой мешок, и метит в генералы".

Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).

Хлёстовой:

Лизе о любви к Софье:

Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую он попадает: например, речи, обращённые к Софье, Чацкий произносит в самый неподходящий момент).

б) Комические ситуации : "разговор глухих" (диалог Чацкого и Фамусова во II действии, монолог Чацкого в III действии, разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским).

в) Комический эффект создаёт пародийный образ Репетилова.

г) Приём гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого.

2. Язык "Горя от ума"– язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, порой резкий, богат афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).

Аргументы в пользу драмы

1. Драматический конфликт героя и общества.
2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.

Произведение «Горе от ума» Грибоедова можно считать первой в российской классической литературе комедийный драмой, поскольку в основе сюжета лежит переплетения любовной и социально-политической линии, объединены данные сюжетные повороты только лишь главным героем Чацким.

Критики относили «Горе от ума» к различным жанрам: политическая комедия, сатирическая комедия, социальная драма. Однако, сам Грибоедов настаивал на том, что его произведение - это комедия в стихах.

Но все же однозначно называть данное произведение комедией нельзя, поскольку в своей сюжетной линии затрагиваются и социальные проблемы, и проблемы любовного характера, также можно отдельно определить общественные проблемы, которые актуальны и в современном мире.

В современное время критики все же признают право за произведением называться комедий, поскольку все поднятые социальные проблемы описываются с большой долей юмора. Например, когда отец застал Софию в одной комнате с Фамусовым, София отшутилась: «Он шел в одну комнату, но попал в другую» или же взять во внимание ситуации, когда София подтрунивала над Скалозубом по поводу его необразованности, а Скалозуб ответил: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы, об них как истинный философ я сужу».

Особенностью произведения можно обозначить то, насколько резко и в самый драматический момент обрывается комедия, ведь как только открывается вся правда, героям лишь остается идти по пути новой жизни.

Грибоедов сделал несколько непривычный шаг в литературе того времени, а именно: он отошел от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала. Также жанровой особенностью можно назвать то, что писатель нарушил единство действий. Ведь по правилам комедии должен быть один основной конфликт, который к финалу разрешается в положительном смысле, а в произведении «Горе от ума» существуют два, одинаково важных конфликта - любовный и социальный, а положительного финала в пьесе нет.

Еще можно выделить как особенность - наличие элементов драмы. Настолько явно показаны душевные переживания героев, что иногда даже не обращаешь внимание на определенную комичность ситуации. Например, внутренние переживания Чацкого по поводу разлуки с Софией, София одновременно переживает свою личную драму с Молчалиным, который на самом деле абсолютно ее не любит.

Также, новаторство Грибоедова в данной пьесе можно выделить и то, что герои описаны достаточно реалистично. Отсутствует привычное деление персонажей на положительных и отрицательных. Каждый герой имеет свои особенности и в полной мере наделен как положительными, так и отрицательными чертами характера.

В заключение, основной особенностью жанра произведения Грибоедова «Горе от ума» можно назвать то, что данное произведение обладает признаками смешения различных видов жанра литературы. И единого мнения по поводу того, комедия ли это, или же трагикомедия - нет. Каждый читатель делает акцент в данном произведении на том, что ему более важно и именно основываясь на этом можно определить основной жанр произведения.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова по-настоящему можно считать новаторским произведением. До сих пор существует полемика по вопросу жанра данной пьесы.

Привычно определение жанра произведения как комедии. Действительно, в пьесе можно наблюдать комические ситуации, в которых оказываются комические персонажи. К примеру, образ Скалозуба олицетворяет необразованность и ограниченность, во всех сценах он смешон. Да даже сам Чацкий, по мнению А. С. Пушкина, выглядит смешно, когда пытается «метать бисер» перед необразованными людьми. Язык пьесы также комичен, он легкий, остроумный, легко запоминающийся. Не зря речь настолько афористична.

Но нельзя точно определить разновидность комедии. Здесь есть черты и комедии характеров, и бытовой комедии, и общественной сатиры.

Сам Грибоедов первоначально определяет произведение как сценическую поэму, затем называет его драматической картиной, а впоследствии обозначает пьесу комедией в стихах. Даже здесь мы видим невозможность четко определить жанровое своеобразие грибоедовского произведения. Современники писателя называли пьесу высокой комедией, так как в ней автор поднимает достаточно серьезные проблемы современного им общества.

Однако есть критики, спорящие по поводу того, является ли пьеса «Горе от ума» комедией. Важным аргументом служит то, что главный герой – Чацкий – далеко не комичен. В пьесе происходит противостояние человека образованного с не понимающим его обществом. И этот конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» трагичен. В этом отметим черты трагедии.

Чацкий даже переживает душевную драму, оказавшись в противостоянии со всем обществом. Драму, но уже личного характера, переживает и Софья, которая разочаровывается в своем возлюбленном. Поэтому здесь проявляются черты драматического жанра.

Таким образом, авторский замысел был настолько велик, что не смог уложиться в рамки одного жанра. Можно отметить черты драмы и трагедии, хотя ведущим жанром, конечно, является комедия, принцип которой «смех сквозь слезы».

Вариант 2

Произведение не является ни одним из классических литературных жанров, поскольку относится к новаторскому созданию писателя, который изначально определял пьесу в виде сценической поэмы, затем называл ее драматической картиной, а впоследствии отнес к комедийному произведению.

Автор сознательно отходит от традиционных принципов произведений классицизма, вводя в сюжетную линию пьесу несколько конфликтов, в которых помимо любовной линии присутствует острая социально-политическая направленность, определяющая основную тематику комедии в виде трагического противостояния разумной личности, разоблачающей взяточничество, карьеризм, лицемерие, недалекому окружающему ее обществу.

Для реализации своего творческого замысла писатель вносит существенную корректировку в классицистические каноны традиционного понимания комедийного литературного жанра.

Во-вторых, автор, описывая характерные черты персонажей комедии, добавляет к ним реалистичные, достоверные качества, наделяя каждого из героев, как положительными, так и отрицательными чертами характера. Реалистичность пьесы подчеркивается раскрытием автором насущных проблем, волнующих прогрессивных представителей современного общества, которые писатель выражает через образ основного персонажа произведения.

Кроме того, в комедии присутствуют элементы драматического произведения, которые выражаются в душевных переживаниях главного героя, столкнувшегося с безответной любовью.

Применяя в повествовании острую сатиру, писатель представляет свое произведение в виде живой демонстрации существующей общественной жизни, погрязшей в ханжестве, чинопреклонении, лживости, лицемерии, жадности. Комическая речь героев пьесы пестрит использованием многочисленных живописных, ярких, выразительных афоризмов, которые автор вкладывает в уста практически всех персонажей комедии.

Отличительной особенностью пьесы является его стихотворная форма, заключенная в неизбежный ритм, не допускающих пауз, остановок, представляющей произведение в форме музыкальной драмы.

Все вышеперечисленное позволяет отнести грибоедовское произведение к разряду литературных творений, представляющих жанровое сочетание, при этом основным из них является общественно-социальная комедия. Использование комических обстоятельств в пьесе с применением разнообразных несоответствий, противоречий между трагедией и комедией позволяет автору продемонстрировать истинный смысл драматического конфликта века нынешнего и века минувшего, раскрывая жанровую суть произведения в форме трагикомедии, выражающейся в психологическом реализме описываемых событий.

Созданное писателем творение, изобилующее художественно-сатирическими элементами, является значительным вкладом в развитии русской литературы.

Несколько интересных сочинений

  • Тема Родины в лирике Ахматовой сочинение

    Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений.

  • Сочинение по картине Девочка у окна. Зима Дейнеки

    Одной из моих любимых картин А.А. Дейнеки является полотно «Зима. Девочка у окна». Данная картина была написана в 1931 году к стихотворению Н. Асеева «Кутерьма» в рамках работ гражданско-лирической линии.

  • Русская литература необычайно богата на интересные произведения. Именно поэтому такое большое количество фильмов было снято по ним.

  • Образ и характеристика Костылина в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение

    В произведении Льва Толстого, которому сам автор дал подзаголовок «быль» Костылин – персонаж второстепенный. Его образ введен для сравнения с главным героем – Жилиным.

  • Образ и характеристика Василия Егоровича Князева в рассказе Чудик Шукшина сочинение

    Чудику на то время было 39 лет. Он занимал должность киномеханика в сельском кинотеатре. Кличку «Чудик» главный герой рассказа получил из-за того, что с ним случались разные забавные случаи, с которыми он ничего не мог поделать.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В.Белинский и И.Гончаров о комедииЗамысел «Горя от ума» возник у Грибоедова возник в 1816 г.. непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821-1822 годах. Первым слушателем был Кюхельбекер Чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, Грибоедов ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник. Успех комедии был неслыханный но попытки напечатать комедию не увенчались успехом. Так же неудачей закончилась попытка поставить «Горе от ума» в театре. Реакционный лагерь принял комедию Грибоедова враждебно. Блестящую и глубокую характеристику «Горя от ума» дал Пушкин. В образах Фамусова, Скалозуба Загорецкого. в рассказе Репетилова об английском клубе Пушкин усмотрел черты истинно комического гения. Восторженно встретили комедию декабристы. Для них она была художественным обобщением их собственных идеи и чувств Идея комедии: гневный протест против господствующих в обществе насилия. взяточничества, лицемерия, лжи, фальши и скрытый, но страстный призыв к другим взаимоотношениям между людьми, к честности, благородству, к служению делу, к свободной жизни.На первом плане в комедии - барская Москва В комедии выступают люди самого различного общественного положения: От Фамусова до Хлестовои, представителей московской дворянской знати, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России. Содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего». В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны. - лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен в Чацком. В обличительный речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова воссоздан облик минувшего века. Фамусов - убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь на поселенье всех своих слуг, яростный ненавистник просвещения, льстец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. Рядом с Фамусовым стоит Скалозуб - «и золотой мешок и просвещения, льстец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. Рядом с Фамусовым стоит Скалозуб - «и золотой мешок и метит в генералы». Полковник Скалозуб - типичный представитель аракчеевщины в армии. Исторически он правдив Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания комедии расстреляли из пушек декабристов. Еще один представитель фамусовского общества - Молчалин Пригретый Фамусовым, Молчалин ловко играет роль влюбленного в Софью человека. За несколько лет, проведенных в Москве. М. успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и три награжденья, стал секретарем Фамусова, зачислен по Архивам, но главное сумел завязать нужные связи И наконец, об антитезе Чацкий -Молчалин Молчалин застенчив, а Чацкий «пересмеять умеет всех», Молчалин - «враг дерзости». Чацкий - остер и т.д. Молчалин выведен в комедии не только как социальный тип, но и как лицо, важное для сценического развития действия. Это имя стало нарицательным обозначением пошлости и лакейства Еще с самого начала комедии мы знакомимся с Лизой («Лизанькой») - это классический тип русской служанки, «крепостной девушки, представленной к барышне и пользующейся ее доверием». Жизнь в Москве не развратила ее. Она отвергает домогательства Фамусова, не прельщается на подарки Молчалина. Лиза всегда стоит на страже интересов своей барышни В финале взбешенный Фамусов делает Лизу главой виновницей "заговора". Между Фамусовским лагерем и Чацким стоит одна из основных фигур комедии Софья (дочь Фамусова), Этот образ вызвал наибольшее количество споров" Пушкин писал, что «Софья начертана неясно.» В ее поведении» настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Софья испытывает горе от ложного ума т.е. от чисто книжных идеалов и представлений навеянных чтением сентиментальных романов Отсюда идеализация ею Молчалина Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, губящей все живое В комедии мы встречаемся со зрелым Чацким, у него сложившиеся идеи Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности Служение делу, а не лицам - таков моральный принцип Чацкого Исходной точкой характеристики Чацкого является то. что он влюбленный молодой человек пылкий, юный, темпераментный чувствительный, с нежной ранимой душой и лишь потом обличитель, глашатай Личный и общественный темперамент в нем неразрывны. Чацкий влюблен в Софью И оживлен свиданием с ней беззаботен, говорлив. Он искренне радуется встрече. Разочарование ревность, раздражение придут позже Случайно оказавшись свидетелем сцен между Софией, Молчалиным и Лизой, Чацкий прозревает и узнает, что сплетней о сумасшествии он обязан Софии, узнает, что она давно сделала свой выбор, предпочла Молчалина Униженный и оскорбленный. Чацкий произносит свой последний монолог, в котором со всей силой негодования обрушивается на мир Фамусовых. Так завершается обе сюжетные линии комедии: любовно-лирическая линия разрешается «мильоном терзаний», по линии же общественно политической конфликт Чацкого с фамусовским обществом завершается окончательным разрывом Несмотря на свое поражение, на вынужденное бегство из Москвы Чацкий остается победителем.В комедии «Горе от ума» требование классицизма - соблюдение «трех единств» (места, времени и действия) - выдержано формально, ибо рамки сцены раздвинуты, действие развертывается на основе борьбы двух общественных лагерей Избрав форму классической комедии. Грибоедов создал реалистическое произведение, став новатором в области формы, композиции. В отличие от классической комедии, в которой в конце всегда наказывался порок и награждалась добродетель, у Грибоедова читатель не находил привычной нравоучительной концовки Велика роль Грибоедова в развитии русского литературного языка. Он обогатил его сокровищами живой разговорной речи, что придало языку пьесы необычайную живость и меткость Грибоедов отказался от традиционного шестистопного ямба и использовал вольный ямбический стих; это создает стихию разговорности, беглости.Неоспоримое достоинство языка комедии - метод речевой характеристики персонажей. Индивидуализм речи в художественном произведении выражается в том, что каждое действующее лицо говорит языком соответствующим его характеру социальному происхождению и культурному уровню.Драматург выступает нарушителем требований эстетики классицизма, гармонически объединив смешное и трагическое, сатиру, лирику и патетику Самобытность и оригинальность жанра «Горя от ума» отметил Белинский, в пьесе Грибоедова он видел комедию-драму На жанровое своеобразие «I оря от ума» указывал и Гончаров в этюде «Мильон терзаний» видевший в нем и картину нравов, и галерею живых типов, и вечно жгучую сатиру, а вместе с тем и блестящую комедию