Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова М.Ю. Анализ Стихотворения Лермонтова «Нищий

Стихотворение 1830 года. Посвящено девице Сушковой, в которую Лермонтов был сильно влюблён. Стихотворение сложилось после посещения Лермонтовым Троице-Сергиевой Лавры. Одно из ключевых стихотворений Лермонтова. Оно передаёт страшную зависимость поэта от успехов в любви и внимания слабого пола. Странно, но стихотворение, написанное в юном возрасте, перекликается с одним из последних стихов Лермонтова - "Нет, не тебя так пылко я люблю..." Так он и прожил жизнь пылким человеком, восторженным, верящим в любовь. И маска равнодушного циника Печорина, которую Лермонтов, подчас, надевал на себя, очень не шла поэту. Истинный Лермонтов - здесь.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
в его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Рецензии

*
Несчастен ты в любви своей.
Похож на нищего с клюкою.
Но слёз мужских ты зря не лей.
Была б несчастна я с тобою.

Ты вечно пропадал бы там,
Где войны в поле Бородинском.
Я предавалась бы мечтам.
И всё для нас так было б низко.

Я лучше выйду за того,
Кто будет ноги мыть в тазу мне.
А нищих кормим мы пергой.
Так экономить нам разумней...
*
С уважением к М.Ю.Лермонтову,

Я Вам даже скажу больше...
Поэт Михаил Лермонтов в своем творчестве нередко обращался к духовным аспектам жизни. Известно, что он был достаточно набожным человеком, хотя и скептически относился к религии, считая, что именно она делает людей покорными, заставляет терпеть унижения и страдания вместо того, чтобы отстаивать свои интересы.Тем не менее, доподлинно известно, что во время коротких служебных отпусков Лермонтов нередко совершал паломничества в различные монастыри, пытаясь научиться смирению, которым был обделен от природы. Летом 1830 года вместе с друзьями, среди которых была и возлюбленная поэта Екатерина Сушкова, Лермонтов побывал в Троице-Сергиевой лавре, после чего написал стихотворение «Нищий».
Существует версия, что в его основу легли реальные факты, хотя впоследствии Екатерина Сушкова неоднократно опровергала эту информацию. Так или иначе, но именно ее поступок послужил поводом для создания этого произведения, поражающего своей глубиной и жестокостью окружающего мира. В стихотворении речь идет о том, что на паперти возле святой обители поэту повстречался нищий, который действительно нуждался в подаянии. «Бедняк иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья» хотел получить немного денег или же пищи, однако вместо этого кто-то положил в его протянутую ладонь камень. Очевидцы этой сцены утверждают, что это сделала Екатерина Сушкова, решившая таким образом подшутить над слепым, старым и больным человеком. И именно этот ее поступок словно бы отрезвил поэта, который вдруг увидел возлюбленную в совершенно ином свете. Лермонтов вдруг осознал, что точно так же эта женщина шутила с его чувствами, давала ложные надежды и обещания, о которых с легкостью тут же забывала. Ближайшее окружение поэта было прекрасно осведомлено о том, что Лермонтов влюблен в кокетку, которая не воспринимает своего давнего поклонника всерьез. Однако никто не спешил лишать терзающегося ревностью и страстью поэта иллюзий, так как его друзья не понаслышке были знакомы со вспыльчивым характером Лермонтова. В итоге почти 5 лет автор стихотворения «Нищий» был убежден, что рано или поздно Екатерина Сушкова выйдет за него замуж, но этому не суждено было случиться. Не исключено, что на разрыв отношений повлиял безобидный, на первый взгляд, случай в Троице-Сергиевской лавре, который, тем не менее, произвел на поэта неизгладимое впечатление. Лермонтов не только сумел признаться самому себе, что «чувства лучшие мои навек обмануты тобою», но и подавить в себе болезненную любовь к той, которая оказалась этого недостойна.
Когда стихотворение «Нищий» было опубликовано, в окружении поэта ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано. Однако эта любовная история получила свое неожиданное продолжение. Лермонтов по натуре был человеком довольно злопамятным, он не умел прощать обид и оскорблений даже тем, кого по-настоящему любил. После нелепого и возмутительного поступка Екатерины Сушковой, а также переосмысления своего отношения к ней, поэт решил отомстить избраннице за все и сразу.
Лермонтов и Сушкова не виделись несколько лет, и при очередной встрече, которая состоялась в 1835 году, поэт постарался ничем не выказать своих истинных чувство по отношению к бывшей возлюбленной. Более того, автор проявил не свойственную ему галантность и открыто восхищался красотой Сушковой. В итоге она по-настоящему влюбилась в поэта, и тогда Лермонтов нанес сокрушительный удар по самолюбию той, которая когда-то пленяла его воображение, публично заявив, что Сушкова глупа, лишена привлекательности и не может вызывать других чувств, кроме жалости.
Вот так. А Вы говорите "искренние чувства влюблённого мальчика"...

«Нищий» Михаил Лермонтов

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий»

Поэт Михаил Лермонтов в своем творчестве нередко обращался к духовным аспектам жизни. Известно, что он был достаточно набожным человеком, хотя и скептически относился к религии, считая, что именно она делает людей покорными, заставляет терпеть унижения и страдания вместо того, чтобы отстаивать свои интересы.

Тем не менее, доподлинно известно, что во время коротких служебных отпусков Лермонтов нередко совершал паломничества в различные монастыри, пытаясь научиться смирению, которым был обделен от природы. Летом 1830 года вместе с друзьями, среди которых была и возлюбленная поэта Екатерина Сушкова, Лермонтов побывал в Троице-Сергиевой лавре, после чего написал стихотворение «Нищий».

Существует версия, что в его основу легли реальные факты, хотя впоследствии Екатерина Сушкова неоднократно опровергала эту информацию . Так или иначе, но именно ее поступок послужил поводом для создания этого произведения, поражающего своей глубиной и жестокостью окружающего мира. В стихотворении речь идет о том, что на паперти возле святой обители поэту повстречался нищий, который действительно нуждался в подаянии. «Бедняк иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья» хотел получить немного денег или же пищи, однако вместо этого кто-то положил в его протянутую ладонь камень. Очевидцы этой сцены утверждают, что это сделала Екатерина Сушкова, решившая таким образом подшутить над слепым, старым и больным человеком. И именно этот ее поступок словно бы отрезвил поэта, который вдруг увидел возлюбленную в совершенно ином свете. Лермонтов вдруг осознал, что точно так же эта женщина шутила с его чувствами, давала ложные надежды и обещания, о которых с легкостью тут же забывала . Ближайшее окружение поэта было прекрасно осведомлено о том, что Лермонтов влюблен в кокетку, которая не воспринимает своего давнего поклонника всерьез. Однако никто не спешил лишать терзающегося ревностью и страстью поэта иллюзий, так как его друзья не понаслышке были знакомы со вспыльчивым характером Лермонтова. В итоге почти 5 лет автор стихотворения «Нищий» был убежден, что рано или поздно Екатерина Сушкова выйдет за него замуж, но этому не суждено было случиться. Не исключено, что на разрыв отношений повлиял безобидный, на первый взгляд, случай в Троице-Сергиевской лавре, который, тем не менее, произвел на поэта неизгладимое впечатление. Лермонтов не только сумел признаться самому себе, что «чувства лучшие мои навек обмануты тобою», но и подавить в себе болезненную любовь к той, которая оказалась этого недостойна.

Когда стихотворение «Нищий» было опубликовано, в окружении поэта ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано. Однако эта любовная история получила свое неожиданное продолжение. Лермонтов по натуре был человеком довольно злопамятным, он не умел прощать обид и оскорблений даже тем, кого по-настоящему любил. После нелепого и возмутительного поступка Екатерины Сушковой, а также переосмысления своего отношения к ней, поэт решил отомстить избраннице за все и сразу.

Лермонтов и Сушкова не виделись несколько лет, и при очередной встрече, которая состоялась в 1835 году, поэт постарался ничем не выказать своих истинных чувство по отношению к бывшей возлюбленной. Более того, автор проявил не свойственную ему галантность и открыто восхищался красотой Сушковой. В итоге она по-настоящему влюбилась в поэта, и тогда Лермонтов нанес сокрушительный удар по самолюбию той, которая когда-то пленяла его воображение, публично заявив, что Сушкова глупа, лишена привлекательности и не может вызывать других чувств, кроме жалости.

Потрясающее произведение, несет в себе глубокий философский смысл. Лермонтов использует «параллелизм», как основную идею построения стихотворения. Поэтические образы здесь перекликаются и как бы «вытекают» одно из другого, дополняя друг друга. Не случайно, действие происходит на ступенях монастыря, который в данном случае олицетворяет открытую душу человека, как Святое, духовное вместилище. Любовные переживания он показывает, через художественное описание несчастного бедняка. Использует его, как призму, чтобы как можно достоверней передать всю силу своих переживаний:

«...Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья...»

Безответность своих чувств он изображает в строках:

«...Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,...»

Кусок данном случае, - это метафора, обозначающая чувства поэта, а "взор" излучающий нестерпимую душевную боль, дает возможность читателю прочувствовать, глубже ощутить страдания. Лермонтов специально использует художественные приемы, для усиления. Двойственность произведения заключается в том, что молодой поэт проводит образные линии, послужившие сравнением между судьбой несчастного бедняка и отвергнутого влюбленного человека:

«...Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;...»

Поэт словно вымаливает любовь, будто милостыню, но получает лишь боль от потери и горечь разочарования:

«...Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Когда было написано данное "признание", молодому Михаилу Юрьевичу исполнилось шестнадцать и он безответно мучается от несчастной любви к девушке на два года старше себя. Она умело манипулирует его чувствами, но не отвечает взаимностью. Ей льстит внимание поэта, в последующем, она будет делиться этим в своих воспоминаниях.

По разным источникам, предыстория создания стихотворения разница. По одной версии, Лермонтов в то время совершал паломничество к Троице-Сергиевской лавре, где повстречал бедняка, просящего подаяния. Получив монеты, слепой поблагодарил и рассказал о том, как однажды молодые шутники насыпали в его чашечку камней. Старик не держал на них зла: «Бог с ними...». По другой версии, из воспоминаний современников, следует, что в компании с ними путешествовала Е.А. Сушкова, та самая роковая красавица, в которую был без памяти влюблен поэт, и именно она подшутила над незрячим, вложив ему камень, вместо подаяния. Правда сама Сушкова в своих мемуарах данный факт не только отрицает, но и предоставляет свою версию. Тем не менее, после произошедшего случая, Лермонтов к красавице резко овладел. Только встреча с незрячим произвела на молодого человека сильное впечатление и оставила в душе неизгладимый след, затем воспоминания легли в основу произведения.

Вариант 2

Делай людям добро, и оно к тебе вернётся, так гласит народная мудрость. Ведь каждому человеку хочется получать ответ взаимности за свои хорошие поступки и чувства. Но как больно и обидно получать обратное. Тогда наступают моменты разочарования и огорчения.

Примером такого случая является стихотворение Михаила Лермонтова «Нищий». В него автор вложил очень глубокий и двоякий смысл. Поводом для написания этого стихотворения послужил реальный случай из его жизни. Сам по себе поэт был не сильно верующим человеком. Однако он считал, что церковь и все святые места воспитывают терпение и покорность человеческой души, чего ему и не хватало в жизни. Поэтому он в свои короткие отпуска старался посещать храмы и обители святыни. В такие поездки он всегда брал с собой женщину, которую он любил долгие годы, но которая так и не стала его спутницей жизни. Сюжет стихотворения нам обрисовывает картину, которую увидел автор. У ворот святой обители стоял просящий подаяния. Он был иссохший, чуть живой, его весь облик напоминал не живого человека, а скорее живую маску. Это значит, в нем не было ни капли жизни, от жажды и страданья его взор словно окаменел и стал маской.

Описывая образ просящего, поэт одновременно подразумевает себя. Внешний вид нищего он сравнивает с внутренним миром себя. На тот момент у него было точно такое же душевное состояние от безответной любви женщины, которую он ждал долгие годы. А она только играла его чувствами и заставляла ждать, давала только обещания, которые никогда не выполняла. Но главным поводом разочарования в любимой для поэта стал необъяснимый поступок этой женщины. Она ради шутки положила в руку просящего подаяния камень, конечно же, в дальнейшем она это отрицала. Этим самым она «бросила» камень и в душу автора, в его искренние чувства. Это поставило точку в постоянном ожидании и надеждах автора, что когда-нибудь они будут вместе. Поэт понял, что эта женщина не та, за которую себя выдавала.

В данном стихотворении поэт совместил два смысла. В первых двух строфах он описывает увиденного нищего, а в последней – он высказывает о том, что чувствует. Как он ждал, молил о любви, но его лучшие чувства оказались обмануты навек. Сразу становится понятно, что автор обращается к конкретному человеку, потому что в конце употребляет выражение «чувства обмануты тобою».

Анализ 3

Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий». Отвергая все проявления внимания и ухаживания влюбленного в нее молодого человека, девушка еще и поднимала его чувства на смех – эти обстоятельства подавляли ухажера, вызывая глубокую скорбь.

Прогуливаясь по территории Троице-Сергиевой Лавры, поэт наткнулся на нищего слепца. Как известно, этот несчастный пожаловался Лермонтову на свою печальную судьбу и издевательства со стороны юных прихожан. Последние зачастую клали в его кружку вместо монет камни. Этот эпизод глубоко тронул поэта, напомнив ему собственные чувства насмешки, унижения и предательства со стороны объекта любви. Этими чувствами и проникнуто стихотворение, которое относится к любовной лирике.

Лирический герой испытывает горькое разочарование и глубокое отчаяние, удачно сравнивая себя с несчастным нищим, который вместо ожидаемого хлеба получает лишь горсть ненужных камней. Это сравнение – прообраз порочной человеческой жестокости, появляющейся вследствие душевной глухоты. Оно напоминает библейский сюжет – притчу Иисуса Христа о жестокости развращенного рода, который не угождает Богу, тогда как своему сыну ни один из этих людей не даст вместо хлеба камень.

Что касается композиционных особенностей произведения, то оно имеет две части и состоит из трех строф-четверостиший. Первая часть повествует читателю о нищем, столкнувшимся с жестокостью окружающих людей, а во второй части автор переходит к описанию собственных чувств. Стихотворение написано в размере четырехстопного ямба – именно он позволяет передать всю глубину душевной скорби лирического героя. Рифма стихотворения перекрестная.

При написании стихотворения автором использовано немало художественно-выразительных средств языка – это тропы, при помощи которых передается атмосфера внутренних чувств души. Эпитеты («обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «живая мука», «слезы горькие», «чувства лучшие») и метафоры (крупное образное сравнение протянутой руки нищего старика и души автора, жаждущей любви и понимания), а также трагизм стихотворения делают его прекрасным памятником русской литературы, показывая многочисленные возможности языка в раскрытии самых глубоких чувств человеческой души.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Нищий», призывающее видеть и чувствовать страдания окружающих нас людей, проявлять милосердие и ласку - одно из тех произведений, которое воплотило в себе суть русской поэзии.

Анализ стихотворения Нищий по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Озеро Чад Гумилева

    Как известно, Гумилев довольно много путешествовал, том числе предпочитал и экзотические страны, которые служили для него не только источником отдохновения, но и вдохновения. Озеро Чад относится к 1907 году, когда Гумилев

  • Анализ стихотворения Мечты Гумилева

    Произведение Гумилев закончил в 1907 году, напечатали же его в 1908 году в сборнике Романтические цветы. В 1906 Гумилев учился во Франции и много путешествовал по Европе

  • Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

    У Есенина количество любовной лирики вполне сопоставимо с количеством лирики пейзажной, причем эта пейзажная лирика наполнена неимоверной любовью к природе, в частности к родному краю. Характерное название по первой строчке

  • Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное… 5 класс

    Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники

  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

    Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Полный и краткий анализ “Нищий” по плану вы найдёте в нашей статье. Эти знания помогут подготовится к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомится с идеей, историей создания произведения.

Краткий анализ

История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.

Композиция – четыре строфы с чётким разделением лирического сюжета.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “живая мука”.

Эпитеты “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.

Антитеза “хлеб” и “камень” .

История создания

Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.

Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.

Тема

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший. Есть чёткое смысловое разделение на две части. Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем” – обманом, которым оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение – развёрнутое сравнение человеческого равнодушия в общем и личном плане.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его эмоциональность, напевность и стихотворный размер и ритм. Последняя строфа напоминает послание, однако чёткого адресата не прослеживается. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость. Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитеты : “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “ врат святых “, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб” , образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.

Анафора – во второй строфе: “ И взор являл живую муку… И кто-то камень положил”…

В третьей строфе: “Так я молил твоей любви… Так чувства лучшие мои…”

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

Истерия создания. Стихотворение «Нищий», написанное в 1830 году, относится к ранней лирике Лермонтова, когда в его творчестве преобладали романтические тенденции и связанные с ними мотивы тоски, одиночества, разочарования в мире и окружающих людях. Но это не было только данью литературной моде на романтизм, во многом подобные настроения отражали реальные обстоятельства жизни юного поэта. Особенно это проявилось в лирике любви и дружбы: ее биографичность зачастую становилась причиной того, что автор не стремился публиковать такие произведения даже много лет спустя. Все это относится и к стихотворению «Нищий»: оно, как и многие другие произведения поэта, не было опубликовано им при жизни - ни как отдельное стихотворение, ни в составе собраний. Впервые оно было напечатано лишь после смерти поэта - в 1844 году в «Библиотеке для чтения».

История, положенная в основу сюжета этого произведения, известна по воспоминаниям Е.А. Сушковой - адресата этого и ряда других любовных стихотворений Лермонтова раннего периода. Знакомство поэта с этой девушкой состоялось летом 1830 года, когда большая молодежная компания стала вместе выезжать в подмосковное имение Середннково, которое принадлежало Дмитрию Алексеевичу Столыпину, покойному брату бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Соседями Столыпиных по имению были Сушковы, а дочь хозяина этого имения Екатерина дружила с родственницей Лермонтова Александрой Верещагиной, которая также проводила лето в Середнико-ве. Девушка двумя годами старше Лермонтова, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая на великосветских балах в Петербурге, Сушкова была очень красива: тонкое одухотворенное лицо, великолепная коса, дважды обвивавшая голову, и огромные миндалевидные черные глаза. За эти глаза ее в компании друзей так и.звали - Блэк-айз, то есть по-английски «черноокая». Пятнадцатилетний Лермонтов пылко увлекся семнадцатилетней красавицей, но она считала его еще мальчиком и относилась к нему немного свысока.

Сушкова много лет спустя вспоминала о том, как они вместе с Верещагиной, молодым Лермонтовым и его бабушкой 14-17 августа 1830 года пошли в прославленные русские монастыри, находящиеся неподалеку от их имения: Троице-Сергиеву лавру и Воскресенский монастырь. В лавре на паперти к ним подошел слепой старик нищий со своей деревянной чашечкой. Когда компания щедро одарила его, он пожаловался на «шалунов - молодых господ», которые как-то на днях жестоко обидели его, насыпав полную чашечку камешков. Рассказ старика потряс Лермонтова, который увидел в нем своеобразную аналогию своих отношений с Суш-ковой. Вернувшись домой, он взял карандаш и тут же почти без помарок написал стихотворение, названное «Нищий».

Жанр и композиция. В отличие от многих стихотворений Лермонтова, относящихся к любовной лирике, «Нищий» не является посланием, и адресат его для читателя остается неясным. Это позволяет автору, несмотря на явное следование реальному жизненному эпизоду в сюжете стихотворения, добиться высокого уровня обобщения; он говорит не только о конкретной женщине и конкретной ситуации, а выражает через проводимое сопоставление чувство разочарования и тоски, связанное с непониманием и обманом в любви. Соответственно этому стихотворение строится как развернутое сравнение. Главный композиционный прием - антитеза. Первые два четверостишия посвящены изображению той ситуации, которая происходит «у врат обители святой». Заключительная, третья строфа выражает глубоко личные переживания лирического героя, которые в сопоставлении с предшествующим сюжетным рассказом вырастают до значения символа коварности и обмана в любви.

Основные темы и идеи.
Как и во многих стихотворениях Лермонтова о любви, в «Нищем» показано не светлое, гармоничное чувство, а полное страданий и обид, непонимания и коварства. Для юного романтика весь мир предстает как враждебное окружение, в котором он чувствует себя бесконечно одиноким. Стремление к универсализации этих тем и мотивов выражается здесь в том, что поэт соотносит вполне определенную историю своих отношений с конкретной женщиной с евангельским текстом. Не случайно действие первой части стихотворения разворачивается «у врат обители святой». Сама ситуация насмешки над нищим отсылает читателя к фрагменту из Евангелия от Матфея, где Христос проповедует о необходимости добра и милосердия - «всякий просящий получает». Он показывает эту важнейшую нравственную категорию на ярком примере: «Есть ли между вами человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень?» Ситуация из стихотворения Лермонтова служит прямым ответом на этот вопрос:

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Это для поэта является убедительным свидетельством того, что мир несовершенен, в нем забыто все самое святое, а потому и любовь из светлого, высокого чувства, соединяющего близкие души, превращается в обман, несущий только разобщение, боль и страдания. Такие идеи были в целом характерны для лермонтовской любовной лирики, причем не только для ранней. Так, в стихотворении, написанном незадолго до смерти, поэт признается:

Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.

Мир настолько жесток, что даже после смерти этим влюбленным не дано соединиться - «в мире новом друг друга они не узнали». Может быть, этот мотив оказывается настолько устойчивым в любовной лирике Лермонтова, потому что и в жизни ему довелось не раз испытать разочарование и разрыв с возлюбленной, не способной понять его. И тогда несбывшиеся надежды вызывали негодующие, горькие слова, которыми в стихах поэт обвинял коварных возлюбленных:

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Чувства, связанные с Сушковой, вскоре прошли. Всего через четыре года Лермонтов писал: «Эта женщина - летучая мышь, крылья которой зацепляются за все встречное. Теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею... но не знаю, в ее манерах, в ее голосе есть что-то такое резкое, издерганное, надтреснутое, что отталкивает; стараясь ей нравиться, находишь удовольствие компрометировать ее, видеть ее запутавшейся в собственных сетях». Это признание звучит жестоко, но ведь, по мнению поэта, таков весь мир. Недаром своего «героя времени» он наделяет сходными чертами. В одной из сюжетных линий романа «Герой нашего времени» эта давняя история любви нашла свой отклик: любовная игра Печорина с капризной Мери чуть" было не обернулась трагедией как для него самого, так и для девушки.

Художественные особенности. В небольшом лирическом стихотворении юного поэта поражает сила и яркость образов, созданных с подлинным мастерством. Первая часть насыщена эпитетами, которые создают не просто образ нищего, а почти евангельскую картину («у врат обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «и взор являл живую муку»). Интонация этой части чуть замедленная, четырехстопный ямб хорошо передает состояние сосредоточенности и внимания. В последней части после резкого перехода, обозначенного дважды повторенным словом «так», звучат гнев и обида, которые выражены как насыщенная пафосом обвинительная речь.

Значение произведении. Стихотворение «Нищий» благодаря ярким, запоминающимся образам даже в ряду прекрасных стихотворений о любви, написанных Лермонтовым в зрелый период, приковывало внимание читателей и критиков. С такой же силой обличения коварной возлюбленной звучат и некоторые стихи других поэтов, например Маяковского. Ведь как бы ни относиться к любви, трудно отрицать, что порой она приносит человеку много разочарований и обид.