Литература барокко во франции. Ренессанс, барокко и рококо во франции и испании

А_5А_КЛАССИЦИЗМ

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве начала 17–19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века . Лежащие в основе классицизма принципы философии обусловили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью жизни. Разумное начало (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания), эстетические запросы классицизма.

В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (Франсуа Мансар, Перро, Лево).

Со второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (Ардуэн-Мансар Жюль и Ленотр Андре, работы архитекторов в Версале). В 17 – начале 18 веков классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством.

В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет планы картины; философско-этическоге содержание, общая гармония произведенияПуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века; "идеальные пейзажи" (живописец Лоррен Клод).

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании - неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, формировался преимущественно в французской культуре, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади, поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к простоте предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира.

Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида.

В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство.

Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации .

К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.



7А_РОКОКО

Рококо (рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве1-й половины 18 века . Для рококо характерны гедонистические настроения (удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни), мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальному и чувственно-эротическому сюжету. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось в характере декора, приобретшего изящные, утонченно-усложненные формы, рококо часто выступало как вариант позднего барокко.

Декоративный характер имела живопись богатая тонкими переливами цвета и одновременно блеклая по колориту (Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар). Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, панно, в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные темы, интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера.

Художникам присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение легкости (подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков).

Одним из основоположников стиля рококо был Антуан Ватто. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают персонажам картин Ватто утонченность.

Крупнейшим мастером стал Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик.

Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.

Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в рококо 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров.

А_РЕАЛИЗМ

Реализм (вещественный, действенный) - отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. Реализм художественное явление, возникшим не ранее 17 века. Реализм голландской живописи 17 столетия (в особенности творчество Рембрандта и Халса) и испанца Д. Веласкеса, просветительский реализм 18 века (Шарден, Гудон во Франции, Хогарт в Великобритании), демократически ориентированный реализм 19 стол-я, проявившийся в пейзажной (Констебл, Коро), жанровой (Курбе и Милле и др.), исторической и портретной живописи, в графике и скульптуре.

Братья Ленен. В развитии реалистического искусства первой половины 17 века важную роль сыграли братья Ленен - Антуа (1588-1648), Луи (1598-1648) и Матье (1607-1677). Все три брата родились в городе Лапе, в семье мелкого чиновника. В конце 1620-х годов они переехали в Париж, где работали в одной мастерской, нередко выполняя сообща многочисленные заказы.

Братья Ленен писали картины на разнообразные сюжеты, однако жанровая тематика получила ведущее значение.

Старший брат - Антуан Ленен - писал главным образом небольшие по размеру групповые портреты или жанровые сцены из жизни крестьян. Он уступает своим младшим братьям в профессиональном мастерстве, однако его искусство подкупает своей простотой и непосредственностью.

Средний брат - Луи Ленен - числе крупнейших французских художников 17 века. Своей известностью братья Ленен обязаны именно ему. В творчестве Луи Ленена ведущую роль играют жанровые сюжеты из жизни крестьян. Он считается создателем крестьянского жанра во французском искусстве. Никто из современников Луи Ленена не изображал крестьян так правдиво и точно. В основе искусства Луи Ленена лежит знание крестьянской жизни, которую он передает с сочувствием и уважением. Не приукрашивая облик и быт крестьян, художник подчеркивает их достоинство. Утверждение моральной и художественной ценности простого человека - важнейший вклад Луи Ленена в художественную культуру Франции.

Творчество Луи Ленена является высшим достижением французского реализма первой половины 17 в. Младший брат - Матье Ленен - начав с жанровых картин из крестьянской жизни, в дальнейшем становится бытописателем светского общества и одним из популярных портретистов середины века.

Б_15А_БАРОККО

Барокко (причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 века. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика , интенсивность чувств, совмещение иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Городские барочные ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, вливались в окружающее пространство; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов.

В изобразительном искусстве - идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа. На родине барокко, в Италии , наиболее яркое воплощение этот стиль нашел в произведениях архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, архитектора Франческо Борромини, живописца Пьетро да Кортона. Во Фландрии в живописи Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса…, в Голландии - Рембрандт, Ян Вермеер, Франс Халс, Рейсдаль. Эмоциональность и экспрессия барокко слились с мощным жизнеутверждающим началом. В Испании в 17 столетии некоторые черты барокко проступали в живописи Диего Веласкеса, Риберы и Франсиско Сурбарана. В первой половине 18 столетия барокко эволюционирует в рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х годов повсеместно вытесняется классицизмом.

Французское барокко

Пышное барокко было призвано прославлять абсолютную власть монарха и возвеличивать церковь. Зародилось оно в конце XVI столетия в Италии, а затем распространилось по всему миру.

Вторую половину ХVII века именуют "стилем Людовика ХIV" – это самый пышный, репрезентативный "большой стиль", барокко на французский лад, более упорядоченное, академическое, не столь церковное, сколь светское; барокко в синтезе с классицизмом.

Блестящим примером барочного ансамбля является Версальский Дворец. Французское барокко наиболее изящно. Его формы не просто пышные, а роскошные, величавые, своеобразные.

А_ИМПРЕССИОНИЗМ

Импрессионизм (впечатление), направление в искусстве конца 19 – начала 20 века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во французской живописи в конце 1860-х годов:

Э. Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), О.Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, обратились к изображению мгновенных, выхваченных из реальности ситуаций, духовной жизни человека, изображение сильных страстей, интерес к национальному прошлому с "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Использовали фрагментарные, на первый взгляд неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур.

В 1870–1880-е годы формируется пейзаж французского импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали ощущение солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" . Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы породили светлую, трепетную живопись Импрессионизма.

Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств современной ему литературы, музыки, театра. В художественной культуре Франции возникли течения неоимпрессионизма и постимпрессионизма.

Неоимпрессионизм - течение в живописи, возникшее во Франции около 1885, когда его главные мастера, Ж. Сера и П. Синьяк, разработали новую живописную технику дивизионизма. Стремление приложить к искусству современные открытия в области оптики.

Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимодействие отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. К постимпрессионизму обычно причисляют творчество мастеров неоимпрессионизма, группы "Наби", а также В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена.

Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы. Вместо этого импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.

Импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.

Картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы, в том числе такие как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов.

Служили прославлению монарха, а не церкви.

Городская перепланировка, осуществлённая в XVII веке в Париже, отличалась от римской тем, что площади, равно как и большие проспекты, были независимы от зданий, являвшихся символами города.

Французское барокко наиболее ярко проявилось в светской архитектуре - при строительстве дворцов, замков, домов для буржуазии и общественных зданий. Преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором (court d’honneur) перед фасадом. Двор отгораживали от улицы позолоченной решёткой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко.

Благодаря нововведению архитектора Ж.А. Мансара , повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, появляются мансарды. Живописность добавляли яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей в «шашечку», либо шифером и увитые краснеющим по осени виноградом или плющом. Примером французской архитектуры, созданной по итальянскому образцу, являются Колледж четырёх наций (1662 г.) работы Луи Лево (Рис. 3.1).

Рис. 3.2 Рис. 3.3

Церковь в Сорбонне (1635 г.) Жака Лемерсье (Рис. 3.2), собор Дома инвалидов (1706 г.) Жюля Ардуэн-Мансара (Рис. 3.3) - примеры культовых построек барокко.

Клод Перро (1613 - 1688) создаёт проект главного восточного фасада Лувра (1667 - 1673 гг.) - королевского дворца в Париже. Его работа воплотила самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту. Восточный фасад Лувра стал примером чисто французского барокко. Он на пятнадцать метров превышает реальную длину здания, разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трёхчастная композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции ещё остаются источником красоты.

Большой архитектурно-строительной задачей во второй половине XVII в. явилась перестройка резиденции французских королей - Версаля. В создании проекта участвовали виднейшие зодчие: Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и выдающийся декоратор садов и парков Андре Ленотр (1613-1700). Строгие фасады Версаля, спроектированные Ардуен-Мансаром, стали образцом нового стиля в искусстве - классицизма .


Парадные интерьеры дворца, выполненные Шарлем Лебреном в стиле барокко, отличаются от фасадов роскошью отделки. Перед дворцом находится площадь Армии, а за ним - огромный парк.

Главный корпус дворца строго делится на две половины - короля и королевы. Они соединяются «Зеркальной галереей» (Рис. 3.4), посередине которой находится кабинет короля. Рядом с жилыми помещениями центрального корпуса находятся огромные «крылья» пристроек для придворных и гостей.

Рис. 3.5. Салон Венеры (интерьер Версаля).

Барокко - (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, зародившийся в Италии в середине XVI и до середины XVIII вв. преобладающий в искусстве Европы. Берёт начало в позднем ренессансе. Основные черты барокко: парадность, эффектность, пышность, динамичность, грандиозность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени, цвета, фактур материала, совмещение реальности и фантазии. Этот стиль получил широкое распространение во Франции, Австрии, на юге Германии и т.д. В России барокко появилось позднее в 18-19 веке как симбиоз барокко и рококо.

Во Франции интерьеры барокко в основном пред­ставлены в дворцовой архитектуре. Центром зальных помещений, как правило, служил камин. Интерьер характерный для барокко: праздный, яркий, насыщенный, жизнерадостный, торжественный, роскошный. Характерно использование дорогостоящих материалов, фресок и росписей на стенах и своде. Стены облицовывали мрамором, украшали золоченым резным декором или затягивали дорогими тканями. Также стены обивали золочеными кожами. Этот прием декорирования был очень популярен в то время. Золоченые набивные кордовские кожи на стенах можно было встретить во многих дворцовых апартаментах. Применяли и классические деревянные панели из дуба или сосны. Сосновые панели тонировали под благородные породы дерева, в конце века панели стали окрашивать в однородные белые, голубые или светло-зеленые тона. Полы были в основном мраморные. Паркет не получил во Франции такого распространения, как в странах Северной Европы. Паркетные полы было принято застилать персидскими коврами и простыми циновками. В XVII веке меняется традиционная форма камина. Камины с шатровым наве­сом исчезали. Теперь камин выглядит как прямоугольный выступ в стене. Под потолком и внизу камин оформлялся карнизом и цоколем. Над камином располагается зеркало, а каминную полку украшают парными подсвечниками, вазонами, фарфоровыми безделушками, бюстами, часами. Появляется такая неотъемлемая деталь камина, как экран. Экраны обычно затягивают гобеленовыми тканями. Мебель делается из местных пород дерева, украшается резьбой и позолотой, либо из привозных дорогих пород, очень часто в это время – из черного (эбенового) дерева. В этом случае применяется инкрустация серебром, медью, перламутром, используют накладные пояски и барельефы из золоченой бронзы.

Источником вдохновения и традиционным местом обучения для французских мастеровых, архитекторов и художников была Италия. Но в середине семнадцатого века французская культура совершила определенный прорыв. Ей удалось не только наладить собственное производство высокохудожественных вещей, но и стать законодательницей мод для всей Европы. Многие французские интерьеры барокко обнаруживают зависи­мость от итальянских образцов, о чем, к примеру, свидетельствует французский проект XVII в. Версаль. Версаль - это великолепный дворцово-парковый ансамбль на территории Франции, строительство которого было задумано и осуществлено волею короля Франции Людовика XIV (1638–1715). Людовик XIV, известный как Король-Солнце, захотел иметь замок в окрестностях Парижа, где он мог бы осуществлять процесс организации и управления правительством по своему усмотрению. Поэтому Людовик XIV обосновался в королевском охотничьем замке в Версале, построенном еще при Людовике XIII. Во времена строительства дворца Версаль был всего лишь небольшой деревней. По приказу Людовика XIV в Версале начались работы по перестройке и расширению замка и созданию садово-паркового ансамбля. Замок за следующие десятилетия настолько увеличился, что стал самым большим дворцом в мире. Позднее в Версаль переехал королевский двор, который стал официальной королевской резиденцией. Вся власть Франции была сосредоточена в этом дворце. Поэтому Версаль известен не только своей архитектурой, но и как символ системы абсолютной монархии Людовика XIV. Строительство Версаля продолжалось в течение всего XVIII века. Лучшие художники работали над оформлением резиденции короля. Версальский ансамбль является главным памятником французской архитектуры эпохи короля-солнца Людовика XIV. В тройку самых масштабных интерьеров резиденции входила знаменитая Зеркальная галерея, которую создал арх. Ардуэн-Мансар Жюль. Зеркальная галерея является отличным примером французского барокко. Она расположена в правой части Версальского дворца и представляет собой длинный зал 73 x10,5 м, невероятной высоты – 12,3 м – почти пятиэтажный дом. Стоечно-балочная система, состоит из вертикальных и горизонтальных стержневых несущих элементов. Вертикальный элемент – стойка(колонна, столб) – представляет собой прямолинейный стержень, который воспринимает все вертикальные нагрузки от горизонтального элемента (балки); горизонтальные нагрузки, приходящиеся на стойку, и передает усилия от этих воздействий на фундамент. Семнадцать больших окон зала, выходящих на парк, расположены симметрично и сделаны в виде арок. Своими пропорциями окна гармонируют с резными золочеными дверями. Напротив окон на стене арочные членения с зеркальными панно. Панно из небольших зеркальных фрагментов стыкуются золотой рамой. зеркальной галереи был использован новый для того времени архитектурный прием, все зеркала располагались параллельно окнам, что создавало иллюзию того, что галерея по обе стороны смотрит окнами в сад. Создавался удивительно сказочный эффект расширения пространства и единения архитектуры и природы. Все зеркала галереи выполнены французскими мастерами. Карниз с пышной резьбой и золочением. Пилястры коринфского ордера (база и капитель вызолочены). Отделка стен - имитация под мрамор (финто мармо ), роспись по дереву, различные породы мрамора. В амбразуре окон и своде кессоны с золочеными розетками. Экседры с полукруглым завершением, в них статуи. Свод галереи украшен тридцатью фресками Шарля Лебрена, Все фрески объединяет тема побед воинственного короля, среди которых выделяется «Вторая победа над Франш-Конде». Во фресках Лебрен тонко переплетал сюжеты важных исторических событий и мифологию, ввел аллегорические образы, в которые как будто случайно проникли сцены будничной жизни. Главный герой каждой композиции - король. И вообще при украшении всего Версальского дворца была одна цель - в монументальном стиле воздать славу королю. Монарх изображен в различных образах: римский император, великий правитель королевства, завоеватель иностранных держав. Также на сводах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 стукковых рельефов. В угловых медальонах представлены важные события того времени: судебные и финансовые государственные реформы, восстановление навигации и покровительство искусствам. На полу наборный паркет. Зеркальная галерея была обставлена массивной мебелью из чистого серебра по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала настолько тонкая чеканка, что стоимость ее во много раз превышала стоимость самого материала. Однако после 1690 года, согласно королевскому эдикту против роскоши, она была переплавлена на монеты. Сейчас там золоченая мебель с пышной резьбой. Люстры выполнены из богемского хрусталя. Все заполнено светом даже в пасмурную погоду. При различном освещении создаются разные впечатления. При Людовике XIV в Зеркальной галерее проходили самые торжественные церемонии, королевские бракосочетания, приемы и балы. Зеркальная Галерея, возведенная в честь Людовика XIV, теперь является одним из главных шедевров Версаля.

Интерьер Франции,

стиль барокко.

Реферат по истории искусств

учащейся 3 “Д” класса ХО ДШИ

КУЗНЕЦОВОЙ КРИСТИНЫ.

Коряжма 2006 - 2007.

Введение.

В 17 веке во Франции появился новый стиль,

этот стиль получил название >,

что в переводе с итальянского означает

>. Сам стиль по сути имеет итальянское происхождение, но во Франции барокко получил более обширное распространение. В это время становятся популярным оформлять интерьеры залов дворца

в барочном стиле. Так же появляются новые элементы декора, новая мебель.

Спустя 5 веков стиль барокко остаётся актуальным и для наших дней. По-прежнему в этом стиле украшают залы дворцов и даже обычные квартиры зачастую приобретают барочный вид.

Для меня очень важно знать о стиле барокко всё,

ведь это маленькая, но очень важная частичка мирового искусства. И чтобы я смогла попытаться построить будущее искусства, я должна знать его прошлое.

План:

  1. Введение ……………………. 3 стр.
  2. Название основной части....4 стр.

1.Общая характеристика.

2.Стулья, кресла, диваны

3.Столы

4.Кровати

5.Стены

6.Окна

7.Освещение

8.Пол

9.Появление новой мебели

10. Другие элементы декора

3 . Заключение…………………10стр.

4. Словарь …………………….11стр .

5. Иллюстрации ……………...12стр.

6. Литература.………………...14стр.

Интерьер Франции,

стиль барокко.

1. Стиль барокко утвердился в эпоху мануфактурного производства, приблизительно в начале 17 века, но не смотря на это, термин > появился значительно позже. Существует несколько версий его появления, причём все они имеют итальянское происхождение, но абсолютно не похожи по сути.

По одной версии, этот термин произошёл от слова - жемчужина неправильной формы;

по другой - от названия одной из форм схоластического (религиозно - драматического)

силлогизма - >, ну а третья вообще утверждает, что он образован от слова >, обозначающего нечто грубое, неуклюжее, фальшивое. Появления последней версии обусловлено тем, что в 18 веке термин > приобрёл значение отрицательной эстетической оценки: барочным называлось всё неестественное, произвольное, преувеличенное.

Именно такой стиль - > -

и получается в результате чрезмерного использование пышных атрибутов барокко, когда в угоду показанной роскоши пренебрегают целостностью композиции и чувством меры.

Идеологическими предпосылками появления в 17 веке нового стиля стали ослабление духовной культуры и силы религии в Европе,

раскол церкви на протестантов и католиков, борьба различных вероучений, отражающих интересы противоположных классов: католицизм стремился сохранить феодальные тенденции, протестантизм - укрепить буржуазные. В это же время более значительная роль стала отводится государству, что способствовало возникновению противостояния религиозного и светского начала.

Со второй половины 17 века Франция выдвигается среди других стран Европы на всех поприщах культуры. Всеми видами искусства ведает специальный департамент. Во главе его становится Шарль Лебрен, который насаждает в произведениях искусства полное единообразие стиля, насыщенного и торжественного

(см. рис. 1). В барочном стиле меняется характер исходных геометрических форм: появляются мотивы динамичных овалов

(см. рис. 2) , спиралей, линии изламываются, искривляются. Введение кривой линии в мебельные формы не простая задача, так как древесина с трудом поддаётся гнутью. Для формирования изогнутых поверхностей остаётся довольно трудоёмкая техника склеивание кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Так из продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился приём отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с лакировкой поверхностей предметов. Из материалов использовалось дерево местной породы, покрытое позолотой, или дорогое привозное цветное, главным образом, чёрное дерево, богато инкрустированное серебром, медью, перламутром, черепахой и деревом других цветов.

В практику мебельщиков широко входит фанерование и техника деревянного набора. Вместо дуба все чаще для изготовления мебели используется мягкий орех, более пригодный для резьбы и полировки. Дерево обыкновенно сплошь

покрыто позолотой. В качестве декора применяли бронзовые позолоченные накладки. По мере развития нового стиля осваивались такие отделочные материалы как слоновая кость, черепаший панцирь, фарфор, перламутр, зеркало, каменная мозаика. Появления разнообразных приёмов фанерования, а также расширение круга используемых пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии. Широко распространение получил прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор. Мебель в стиле барокко проста по форме, тяжеловесна и пресыщена орнаментацией.

Форма предметов приобретает волнистый силуэт.

Этот эффект достигается благодаря профилированным цоколям, карнизам и фронтонам.

Опоры вытачиваются в виде валют, в качестве украшений используется придуманный живописцами ормушль (см. рис. 3).

Мебели во дворце было немного, но она отличалась изысканностью и великолепием.

Табуреты, кресла, стулья, столы стояли строго возле стен. В 17 веке во Франции проводится резкая грань между дворцовой мебелью, необыкновенно богатой, и мебелью обывателей.

2. Мебель для сидения - стулья, кресла, диваны - утратили прямые формы, в частности, изменились ножки (см. рис. 4) . Они стали изогнутыми, что придало мебели лёгкость. Саму мебель обивали дорогими тканями, декорировали позолотой и бахромой. В эпоху барокко появляются первые мебельные комплекты и входят в обиход шезлонги, кресла с сильно отогнутой спинкой и удлинённым сиденьем для вытянутых ног. Их обивка была яркой, из богатой декоративной ткани. Верхний край спинки дивана делали волнистыми. Кресла, стулья и диваны в эту эпоху обычно имеют очень высокие спинки, заканчивающиеся полукруглым верхом выше головы сидящего. Они всегда обиты тканями и украшены бахромой по нижней кайме сиденья и у локотников. Ткань прикреплена рядом гвоздей с большими полукруглыми шляпками. Ножки или пирамидальной формы, обращенные вершиной вниз, украшенные профилировкой, или же в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями (см. рис. 5). Диваны той эпохи представляют собою как бы соединения из трёх поставленных рядом кресел. Верхняя часть спинки дивана имеет волнистую линию, повторяющую верхушки соединенных кресел.

3. Столы эпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики.

Форма их могла быть любой, но самыми модными считались круглые и прямоугольные столы.

Особенно замечательны ножки барочных столов - богато инкрустированные, в виде женских фигур или с головами львов и баранов, поддерживающих столешницу (см. рис. 6).

Края столов украшались богатой резьбой и инкрустацией. А также в интерьерах появились столы - бюро, туалетные и ночные столики, небольшие столики для подсвечников и декоративных безделушек, столы - консоли, которые ставили под зеркалами, у стен (см. рис.7). Их конструкция предусматривала с одной стороны крепление к стене, с другой - опоры в виде ножек. Главное украшение таких столов состояло в резном подстолье, сплошь покрыто золочёной фигурной резьбой.

4.Кровати в эпоху барокко была одним из наиболее пышно убирающихся предметов интерьера. Гостей часто принимали лёжа в постели, поэтому постепенно кровать приобрела форму шатра с обилием занавесей, драпировок и украшений (см. рис. 8).

5. При оформлении помещений в стиле барокко

очень популярна была обшивка стен деревянными панелями, причём как естественной фактуры, так и окрашенных в различные цвета: светло - зелёный, голубой, белый. Стены украшались гобеленами или же рисунками, имитирующими роскошные дорогие материалы, такие как мрамор, черепашьи панцирь, лазурит.

6. Совершенные по своим пропорциям комнаты зданий в стиле барокко освещались с помощью больших окон, имевших ставни (жалюзи) либо занавеси, которые выполнялись из шёлка и парчи, так и из простых хлопчатобумажных тканей. Особенно популярны были английские ситцевые ткани с рисунками в виде экзотических цветов, фруктов, диковинных растительных мотивов. Эти мотивы были позаимствованы со странных индийских и китайских расписанных в ручную обоев. В середине 18 века во Франции начали производить полотняную ткань с набивным одноцветным рисунком, изображавшим различные пасторальные сценки, на белом или кремовом фоне. В соответствии с модой того времени обои, занавеси и обивка мебели подбиралась в тон друг другу.

7. Освещение в стиле барокко было нежное и приглушённое. Основным источником света служили большие окна, большие зеркала, отражающие свет и оптически увеличивающие помещение, свечи в серебряных и деревянных подсвечниках, (см. рис. 9), жирандоли и хрустальные люстры (огромных размеров).

8. В основном во Франции применялись паркетные полы нежели в других странах. В середине 18 века в моду вошли ковры из узких полос, сшитых вместе и окаймленных бордюром.

9. В эпоху барокко сундук стал атрибутом деревенской жизни. У дворян сохраняются лишь его изящные модификации для хранения драгоценностей. Но превращение сундука ещё не закончилось: около 1700 года появляется новая разновидность мебели - комод (см.рис.10). Сначала он представлял собой сундук с выдвижными ящиками. Затем Андре Буль видоизменил его, поставив на короткие ножки.

10. Большое распространение получили напольные часы, украшенные бронзой, витрины, постаменты для скульптур, двухстворчатые шкафы.

Заключение.

Стиль барокко отражал веяния всей эпохи.

Это величие монаршей и аристократической власти, выраженной в величественной архитектуре, пышной отделке интерьеров, позолоченной мебели, блеске и роскоши образа жизни. В бесконечных завитках, массе драгоценных материалов была заключена власть.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа (т. н. >), приуроченные каждые ко времени правления одного из Людовиков:

Раннее барокко, переходный стиль (Людовик 13,

1610 - 1645); зрелое барокко (Людовик 14,

1643 -1715); стиль регентства>> - переходный этап между правлением Людовиков 14 и 15;

рококо, поздний этап барокко (Людовик 15,

БАРОККО - это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созданиями, она осталась

в истории переломным моментом развития мирового искусства!

Словарь.

ИНТЕРЬЕР - это внутренние пространство здания, помещения, а так же его устройство и убранство.

БАРОККО - это вычурный и пышный стиль в искусстве 17-18 века.

ИНТАРСИЯ - деревянная инкрустация.

ЦОКОЛЬ - это лежащая на фундаменте нижняя утолщённая часть стены, сооружения, колонны, памятника.

ФРОНТОН - это треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.

ВАЛЮТА - спиралевидный завиток с > в центре.

ОРМУШЛЬ - придуманный живописцами орнамент.

ЖИРАНДОЛИ - (в переводе с французского >) это светильник.

Литература.

Толковый словарь

Детская энциклопедия

Детская энциклопедия

Классическое направление
Франция. 17 век

Ранний период барокко во Франции – первая треть 17 в.

Время правления Людовика 13 (1610-1643 гг.)
Зодчие:
- Жак Лемерсье
- Франсуа Мансар

Замки

Симметричная форма плана
Четко выделенное главное задние с двумя
боковыми крыльями
Ансамбль замка с подъездными путями,
службами и садами
Более открытый, с жильем на первом этаже
Уменьшение размеров
Исчезновение рвов
Сокращение лепнины на фасаде

Дворец
Мезон-Лаффит

Замок -дворец Во ле Виконт

1661 г., арх. Лево Л.

Франсуа Мансар

Мансар (Mansart) Франсуа (23.1.1598, Париж, ‒
23.9.1666, там же), французский архитектор. Учился у
С. де Броса. Перерабатывая традиции французского
и отчасти итальянского ренессанса, М. закладывал
основы классицизма 17 века. В работах М. (замок в
Блуа, перестройка 1635‒38; дворец Мезон-Лаффит,
1642‒50; в Париже ‒ церковь Валь-де-Грас, 1645‒46,
строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель
Карнавале, перестройка 1660‒61) пластическое
богатство декора фасадов (с элементами барокко)
сочетается с ясностью и простотой общей объёмнопространственной композиции, со строго регулярным
построением плана.

Франсуа Мансар
1598 -1666 гг.

Шато де Мезон

1650 г., арх. Ф.Мансар

Ский корпус

Замок Блуа. Орлеанский корпус.
Арх.Ф.Мансар
Ский корпус

Валь - де – Грас
1643 г. – начало
строительства
Регентшей Анной
Австрийской
после
смерти
Ришелье
(1642 г.)
и
Людовика 13
(1643)

Замки Франции

Замок в
Бельвю

Замок в Монморанси

Замок в Монморанси

Жак Лемерсье

(фр. Jacques Lemercier [Лёмерсье],
род. в 1585 г. в Понтуаз - ум.13 января 1654 г. в Париже) -
французский архитектор, официальный первый королевский
архитектор.
Жак Лемерсье принадлежал к семье архитекторов и мастеров
каменной кладки, уже прославившейся в Иль-де-Франс. Его дед
Пьер Ле Мерсье и отец Николай Ле Мерсье руководили
большими стройками в Понтуаз (Сен-Маклу, Нотр-Дам).
После длительного обучения в Риме (в годы правления
Генриха IV) в 1607-1614 гг.()где учился у Розато Розати) Жак
Лемерсье, пользуясь протекцией Марии Медичи и кардинала
Ришельё, становится Первым королевским архитектором
Людовика XIII.
Помимо основной работы архитектором, проявил себя также как
градостроитель, декоратор и садовый архитектор.

Жак Лемерсье
1585-1654 гг.

Палас-Кардиналь

(Пале-Рояль) в Париже (1629 г.)

Церковь Сорбонны

(1626 г. – начало строительства)

Лувр

Возглавил строительство с 1624 г.
(начатое за 50 лет до того Пьером Леско)
Расширение внутреннего двора
Кур-Каре
- Строит павильон Часов (де ЛХорлог)
- Достройка западного (после Леско Пьера
и Гужона Ж.) и строительство северного
крыла

Лувр – перестройка 1664 г. Кольбера

Конкурс выиграл Клод Перро
Проект Бернини отвергнут
1665 г. Началось строительство дворца
Проект восточного фасада (Луврская
Колоннада) разработал совет: Лево,
Клод Перро, Ле Брен

Клод Перро

(1613-1688)
Perrault, Claude, французский ученый,
архитектор и теоретик искусства, один из
лидеров барочного классицизма.
Родился в Париже 25 сентября 1613. Брат
теоретика искусства и писателя Ш.Перро
Получив ученую степень доктора медицины
(1642), работал как врач и преподавал
физиологию и анатомию в Парижском
университете (1650-е годы).
Занимался также математикой, физикой,
механикой и археологией.

К.Перро

Луврская Колоннада

Луврская Колоннада

восточный фасад Лувра явился
подлинным зданием-манифестом,
противопоставившим вычурности
римского барокко кристальную
стилистическую чистоту своих открытых
галерей из парных коринфских колонн
над гладким цоколем; впрочем,
динамический пространственный
размах этой структуры все равно
остался чисто барочной чертой.

Версальский дворец

Королевская охотничья резиденция под
Парижем
- Дворовые фасады обработаны
мрамором в сочетании с красным
кирпичом (Мраморный двор – Кур де
марбр)

Расцвет барокко во Франции – вторая половина 17 в.

Время правления Людовика 14 (1643-1715 гг.)
Зодчий - Ж. А. Мансар

Жюль Ардуэн-Мансар

(Hardouin-Mansart собственно Ардуэн)
(16.4.1646, Париж, - 11.5.1708, Марли, близ Версаля),
французский архитектор.
Внучатый племянник и ученик Ф. Мансара.
Член Академии архитектуры (с 1675 года).
С 1678 года руководил работами в Версале: пристроил южные
(1678-1681) и северные (1684-1689) крылья к королевскому
дворцу, перестроил его парковый фасад и создал совместно с
Ш. Лебреном ряд интерьеров, в том числе величественную
Зеркальную галерею (1678-1684, длина 73 м), залы Мира и
Войны;
построил дворец Большой Трианон (1687),
замок Кланьи (1676-1683) и мн. др.
К важнейшим работам Ардуэна-Мансара принадлежат также
планировка и застройка площадей Вандомской (1685-1701) и
Побед (1685-1686) и
Собор инвалидов (1680-1706) в Париже.
В творчестве Ардуэна-Мансара французская архитектура эпохи абсолютизма
достигла высшего расцвета: сочетая строгие формы классицизма с
пространственным размахом барокко, оперируя крупным масштабом (большой
ордер), Ардуэн-Мансар придавал своим произведениям величавый и
торжественный характер.