Промышленный переворот в англии. социальные последствия промышленного переворота

  • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
    • Международные отношения в Европе
    • Колониальная система европейских держав
    • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
      • Декларация независимости
      • Конституция США
      • Международные отношение
  • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
      • Разгром наполеоновской империи
      • Испанская революция
      • Греческое восстание
      • Февральская революция во Франции
      • Революции в Австрии, Германии, Италии
      • Образование Германской империи
      • Национальное объединение Италии
    • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
    • Формирование индустриальной цивилизации
      • Особенности промышленного переворота в различных странах
      • Идейно-политические течения
      • Профсоюзное движение и образование политических партий
      • Государственно- монополистический капитализм
      • Сельское хозяйство
      • Финансовая олигархия и концентрация производства
      • Колонии и колониальная политика
      • Милитаризация Европы
      • Государственно- правовая организация капиталистических стран
  • Россия в XIX в.
    • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Положение России после войны. Движение декабристов
      • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
      • Восстание декабристов
    • Россия эпохи Николая I
      • Внешняя политика Николая I
    • Россия во второй половине XIX в.
      • Проведение других реформ
      • Переход к реакции
      • Пореформенное развитие России
      • Общественно-политическое движение
  • Мировые войны XX века. Причины и последствия
    • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
    • Причины мировых войн
    • Первая мировая война
      • Начало войны
      • Итоги войны
    • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
    • Вторая мировая война
      • Ход Второй мировой войны
      • Итоги Второй мировой войны
  • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
    • Экономические кризисы первой половины XX в.
      • Формирование государственно-монополистического капитализма
      • Экономический кризис 1929-1933 гг.
      • Варианты выхода из кризиса
    • Экономические кризисы второй половины XX в.
      • Структурные кризисы
      • Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
      • Антикризисное государственное регулирование
  • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
    • Система колониализма
    • Этапы крушения колониальной системы
    • Страны третьего мира
    • Новые индустриальные страны
    • Образование мировой системы социализма
      • Социалистические режимы в Азии
    • Этапы развития мировой системы социализма
    • Распад мировой системы социализма
  • Третья научно-техническая революция
    • Этапы современной НТР
      • Достижения НТР
      • Последствия НТР
    • Переход к постиндустриальной цивилизации
  • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
    • Интернационализация экономики
      • Процессы интеграции в Западной Европе
      • Процессы интеграции стран Северной Америки
      • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Три мировых центра капитализма
    • Глобальные проблемы современности
  • Россия в первой половине XX века
    • Россия в ХХ в.
    • Революции в России начала XX в.
      • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
      • Участие России в Первой мировой войне
      • Февральская революция 1917 г.
      • Октябрьское вооруженное восстание
    • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
      • Гражданская война и военная интервенция
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР
      • Форсированное строительство государственного социализма
      • Планово-централизованное управление экономикой
      • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
    • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
      • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
    • Россия во второй половине XX столетия
    • Послевоенное восстановление народного хозяйства
      • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
    • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
    • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

Социальные последствия промышленного переворота

Помимо технической и экономической сторон промышленный переворот имел реальную сторону, которая выражалась в превращении пролетариата и буржуазии в основные классы капиталистического общества. Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни.

Ее численность в середине XIX в. составляла 8,1% в общей численности населения. По мере развития капитализма и усиления конкурентной борьбы происходили глубокие изменения в расстановке сил внутри класса буржуазии.

Мелкая и средняя буржуазия периодически разорялась. Решающую роль начала играть крупная буржуазия, к которой относятся крупные фабриканты и заводчики, торговцы и банкиры. Торгово-промышленная буржуазия стремилась к более кардинальным государственным преобразованиям.

Пролетариат из массы трудящихся стал выделяться в XVIII в. С созданием капитализмом условий для превращения формального подчинения труда капиталу в реальное рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на средства производства.

Источником его существования является продажа рабочей силы. Первым отрядом фабрично-заводского рабочего класса были рабочие-текстильщики. Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась. В середине XIX в. в мире насчитывалось 10 млн. рабочих, из них в Англии – 4,1 млн. (1851), во Франции – 2,5 млн. (1848), США – 1,4 млн. (1850), в Германии – 0,9 млн. (1850).

К 70-м гг. в трех крупнейших промышленно развитых странах (Англия, Франция и США) численность индустриальных рабочих – ядра рабочего класса – составляла 12-13 млн., а вместе с рабочими, занятыми в сельском хозяйстве, – 20 млн. Из общего числа рабочих почти половина приходилась на Англию. К концу XIX в. по численности рабочего класса первое место заняли США, где насчитывалось 10,4 млн. промышленных рабочих.

Рабочий класс претерпел не только количественные, но и качественные изменения. Повышалась доля фабрично-заводских рабочих, занятых в производстве средств производства. В 70 80-х гг. XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной промышленности. Но к началу XX в. положение изменилось: машиностроители, металлурги, железнодорожники стали наиболее многочисленным отрядом рабочего класса.

Положение рабочего класса вплоть до 60-70-х гг. XIX в. было крайне тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 14-16 часов, условия труда и быта были нечеловеческими, низкая заработная плата, широко использовался женский и детский труд. Например, в первой половине XIX в. 50-60% занятых в английской промышленности были женщины и дети. Такова была реальность, и представленная в трудах марксистов картина положения рабочих вполне объективна.

Провозглашенные буржуазией свобода, равенство и братство оказались лишь декларацией. Положение рабочих становилось особенно тяжелым в период экономических кризисов, охватывающих, как правило, всю промышленность и сельское хозяйство и влияющих на экономику многих стран. Кризисы приводят к закрытию многих предприятий, росту безработицы, падению заработной платы и жизненного уровня трудящихся. Первый экономический кризис возник в Англии в 1825г.

Полное политическое бесправие, изнурительный труд, жизнь в трущобах, голод, болезни, высокая смертность вызывали недовольство и сопротивление рабочих работодателям, вели к усилению борьбы рабочего класса. Однако на первых порах выступления рабочих против эксплуатации выражались в стихийных формах голодных бунтах, поджогах предприятий, разрушении машин.

Борьба рабочих нарастала, поднималась на качественно новый уровень. Первые крупные выступления рабочих произошли в Манчестере (Англия) в 1819 г., в Лионе (Франция) в 1831 и 1834 гг., восстание силезских ткачей (Германия) в 1844 г., чартистское движение за политические права трудящихся в 30-40 гг. в Англии.

В XIX в. возросло число городов, иным стал характер их застройки. Резко усилился процесс урбанизации. Если в 1750 г. в Англии было всего два города с населением более 50 тыс. чел, то в 1831 г. – уже восемь. К концу XIX в. городское население составляло 75% всего населения страны.

Во Франции к 1870 г. городское население возросло в полтора раза по сравнению с 1780 г. и составило одну треть населения.

В США урбанизация особенно активизировалась в период индустриального подъема в 60-70-х гг. XIX в.

В пореформенные годы в России значительно возросло городское население. С 60-х по 90-е гг. оно увеличилось в два раза. Крупнейшими городами были Петербург с населением в 1,2 млн. чел. (1847) и Москва – более 1 млн. чел. Быстро росли города в промышленных центрах: Варшава, Лодзь, Киев, Баку и др.

Промышленная революция являлась стремительным развитием технологий в Новое время и переходом от ручного труда к машинному. Вследствие технологических инноваций значительным преобразованиям подвергались социальная, политическая, экономическая конъюнктуры Европы и всего мира. Вместе с тем промышленная революция - это вовсе не одномоментный процесс. Ее длительность традиционно

растягивают от второй половины XIII века до начала XX. А ряд ученых придерживается и вовсе точки зрения, что этот процесс не заканчивается и по сей день, свидетельством чего является все ускоряющийся темп развития технологий в наше время, когда многие новинки устаревают в течение нескольких лет.

Промышленная революция в Англии

Традиционно именно эту страну называют родоначальником технологического переворота в Новое время. Уже в 1760-80-х годах здесь были достигнуты революционные изменения в ряде важнейших областей тяжелой и легкой промышленности. Например, изобретение прядильного станка и распространение его по всему острову привели к тому, что Англия стала крупнейшим поставщиком тканей для европейских и американских рынков. Создание парового двигателя дало возможность строительства кораблей нового типа - более быстрых и более эргономичных, что утвердило господство англичан на море. Эпохальные

изменения произошли и в наземном транспорте. Так, появившиеся железные дороги опутали сетью все государство уже к середине XIX века и стали новым словом в возможности сообщения между отдаленными регионами страны - была облегчена и ускорена перевозка товаров, людей, животных. Открыты совершенно новые возможности! Важные изменения претерпела и тяжелая промышленность. Так, появление фрезерного станка и ряда других подобных изобретений существенно стимулировало развитие машиностроения. Значительно улучшилось качество самого металла за счет того, что теперь при его выплавке использовался не каменный уголь в качестве топливного материала, а кокс. Это позволило Англии отказаться от экспортного металла, покрыв свои возрастающие нужды, а освободившиеся средства направить в другие отрасли.

Промышленная революция в Европе

Вскоре бурные темпы технологического развития перекинулись и на континент, дав Германии, Франции, Нидерландам, России собственные заводы тяжелой и легкой промышленности. Вместе с тем этот процесс в разных странах не происходил одновременно. Например, во Франции и Бельгии промышленный переворот начался сразу же вслед за Англией, уже в конце XIII века, а вот в Германию и Россию он добрался лишь в 1830-1840-е годы. Впрочем, это не означало обязательное аутсайдерство. Германия, будучи еще в середине века отстающей страной, к 1900 году смогла значительно нарастить свой технологический и военный потенциал, а в начале XX века с запозданием включиться в перераздел сфер влияния в других частях света (тот факт, что на колонии были разделены уже фактически все мировые территории и привел к силовому решению вопроса - Первой мировой войне).

Влияние на общество

Промышленная революция не ограничилась изменениями только в технологической части. Она неизбежно влекла за собой социальные, политические и экономические последствия, порождая новые классы общества (рабочих, буржуазию), ускоряя рост городов (урбанизацию). Усложнение общественных процессов вело к рождению новых политических и социально-экономических доктрин и движений, которые вскоре произвели взрыв в настроениях народных масс.

Промышленный переворот повлек за собой глубокие изменения в социальной сфере. Прежде всего, окончательно утвердился экономический тип социальной стратификации: положение в обществе определялось уровнем дохода, материальным состоянием индивида. Стремление иметь деньги теперь во многом определяло образ жизни и стиль поведения людей в западном обществе. Поскольку материальное состояние людей может изменяться, формировавшееся индустриальное общество характеризовалось высокой степенью социальной мобильности.

В этой связи сложилась классовая по своему характеру социальная структура. Общество разделилось на классы - социальные группы, отличающиеся между собой по отношению к средствам производства, месту и роли в процессе производства, способу получения дохода. Ведущее значение в экономическом развитии приобретают основные промышленные классы: фабричная буржуазия и пролетариат. Торгово-промышленная деятельность становится наиболее прибыльной сферой.

В новых условиях социальная структура западного общества испытала серьезные трансформации. Верхний слой (элита) западного общества по-прежнему был представлен земельной аристократией и верхушкой финансовой буржуазии. Однако в этот круг постепенно входила и крупная торгово-промышленная буржуазия. При этом соотношение между аристократией и буржуазией в процессе промышленной революции менялось в пользу последней. Ведущей тенденцией в это время было усиление класса промышленной буржуазии, утверждение ее господствующего положения в обществе. Крупная торгово-промышленная буржуазия уже либо сливалась с земельными собственниками, либо вытесняла их из экономической и политической жизни.

Новое явление в социальной структуре западного общества - формирование так называемого среднего класса. В это время он был представлен главным образом средней торгово-промышленной буржуазией, а также состоятельной частью интеллигенции и чиновничества. Наблюдался и быстрый рост городской мелкой буржуазии - мелкие торговцы, владельцы предприятий сферы услуг (различных мастерских, небольших ресторанов, гостиниц, парикмахерских) .

На другом полюсе социальной структуры в эти годы находились трудящиеся классы, наемные работники. Среди них ведущие позиции занимал быстро формирующийся фабрично-заводской пролетариат. Последний, благодаря своей относительной однородности и высокой концентрированности, был наиболее организованной и сознательной силой. Остальная же масса рабочих, занятых на мелких предприятиях (мануфактурах, ремесленных мастерских) , была весьма разноликой и разобщенной.

Особые процессы шли в деревне: крестьянство довольно быстро дифференцировалось. В нем выделялся слой сельской буржуазии, мелкой буржуазии (самостоятельных хозяев) и безземельных батраков (сельских наемных рабочих) .

Заметно изменились организация и условия труда: повысилась его интенсивность, утвердился жесткий режим, подчинявший человека ритму машины. Внедрение несложных механизмов создало возможности широкого использования женского и детского труда (более дешевого) . На протяжении всей промышленной революции наблюдалось снижение уровня жизни большинства населения, ухудшалось материальное положение народа. Низкая заработная плата пролетариев, отсутствие гарантий занятости, охраны труда вели к обнищанию трудящихся масс, порождали множество социальных проблем. Усилился процесс миграции - перемещения многих разорившихся и обедневших европейцев за океан.
*******

Более подробную информацию читайте в источнике.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Ещё сто лет назад было отмечено, что именно уровень науки и образования обеспечивает успешность ведения войн. Поэтому в наше неспокойное время предлагаю поговорить о соотнесенности образования уровню технологического развития.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Скажем так, образование определяется интересами технологического развития. Но в России оно понималось несколько иначе: как полноценное развитие личности, интеллектуальное, нравственное и духовное. А сейчас мы говорим об образовании ради подготовки кадров, что отсылает нас к идеям третьей или даже четвертой промышленной революции.

Это интересно, потому что феномен новой промышленной революции основан на роботизации и автоматизации производства, что вытесняет человека. Мы говорили ранее о трансгуманизме как о следствии изменений в самом человеке, в его сознании из-за современных когнитивных технологий и о том, почему это понятие внедряется в мировоззренческие системы разных стран. Термин «четвертая промышленная революция», актуализировавшийся после Давосского форума, насколько мне известно, впервые стал употребляться немецкими экономистами. Вообще это, скорее, просто одна область третьей промышленной революции, затрагивающая цифровую экономику и компьютерные технологии и говорящая о создании «виртуального человека».

В отличие от обычной, виртуальная реальность не имеет границ и рамок, поэтому и с виртуальным человеком, и с виртуальной вещью можно сделать что угодно. От производственного процесса приходится абстрагироваться, ведь феномен появления 3D-печати изменил взгляд на промышленность вообще. Хотя, на мой взгляд, имеет место и «наукообразное словоблудие», которое как инструмент влияния на общество оправдывает серьезные изменения и в социальной сфере, и в политике, и в сознании человека, ведь если ученый захочет разобраться в процессах третьей промышленной революции, то у него просто не хватит времени и творческой энергии, чтобы понять главное: к каким последствиям она привела.

Поэтому оперирование такими категориями выглядит похожим на попытку загнать сознание человека в рамки догм, как это было с марксистско-ленинским учением, чтобы прикрыть суть структурных изменений от этой революции. Среди таких изменений выделим два – в социальных отношениях между людьми и в личности человека. Промышленная революция, получается, влияет на этику, эстетику и многие другие компоненты личности человека. Более того, биологи, специализирующиеся на работе мозга, раньше социологов стали обращать внимание на явление «цифрового слабоумия». «Эффект Маугли» - в том случае, если образование ребенка происходит при компьютеризации, некоторые области его мозга не развиваются.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. В момент общения люди анализируют одновременно до семи параметров: интонацию, жесты и многое другое, и за каждый параметр отвечает определенный участок мозга. Если же дети с раннего возраста привыкают общаться «пальцем», через экран телефона, к примеру, то активно развивается только одна область мозга, а остальные начинают деградировать. Наш мозг – явление удивительное: внутривидовая разница в мозгах у людей может быть больше, чем межвидовая у животных.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Каждый человек может развиться в духовно и интеллектуально богатую личность, если создать условия для внутреннего, самостоятельного развития мозга. Как педагог могу сказать, что раньше социальные условия влияли на образование очень сильно: одни могли, скажем, платить за обучение, другие нет. Сегодня же сознательно создается человек с атрофированным мозгом, но об этом не говорят ни подросткам, ни родителям: если до 7-10 лет у ребенка не начинают работать различные области, то последствия необратимы. Это не некое следствие объективных законов развития техники, как нам пытаются представить, а сознательное влияние на человека, ведь он так или иначе остается в центре.

При капитализме стоимость товара складывается из основного капитала (сами средства), переменного капитала (траты на заработную плату) и прибыли. В послевоенные годы основная часть стоимости определялась именно переменным капиталом и было выгодно тратить огромные средства на содержание рабочей силы. Но норма прибыли имеет тенденцию к понижению, и, когда это произошло, возник интерес максимально сократить издержки: денационализация капитала, приватизация ресурсов и, самое главное, исключение из общей формулы стоимости содержание трудовых ресурсов, иными словами – человека из формулы надо убрать. Не только из производственного процесса, но и из сферы услуг, которая активно роботизируется. Он становится киборгом с минимальными потребностями, которые он и будет реализовывать в виртуальной реальности. У большинства развитых стран рынок базовых потребностей заполнен, а потому производитель начинает диктовать новые, искусственные, которые не свойственны нормальному человеку.

По разным подсчетам, через 40 лет от 50 до 70% работников из производства будут убраны и заменены роботами. Сейчас производится исключительно роботами 10% всех товаров, к 2025 году прогноз говорит о 40%. В зоне риска находятся не только «синие», но и «белые воротнички»: пострадают управленцы, водители автомобилей, фармацевты, страховые агенты, продавцы, коллекторы. Вне этой зоны – психологи, детективы, артисты, фотографы, социальные работники, священники. Вот почему шоу-бизнес так активно развивается – туда «размещают» вытесненных из производства и сферы услуг людей. И требования у таких людей минимальны, и духовное развитие их не интересует (лишь бы телефон был моднее), и управлять ими очень легко.

Британский ученый Гай Стэндинг, заимствовав термин у французских коллег, построил интересную концепцию о социальных изменениях. Он говорит о появлении нового класса – прекариата, основа которого – неустойчивость, нестабильность, ненадежность. За элитой, людьми с социальными гарантиями и старым пролетариатом (численность последних двух слоев общества сокращается) следует прекариат, куда входят работающие по временным договорам люди, мигранты, квалифицированная молодежь, которая не может найти работу из-за того, что полученная ими специальность не успевает подстроиться под быстро меняющиеся технологические условия. Это обеспечивает легкость радикализации прекариата: для мигрантов это исламистские или псевдо-исламистские группировки, для молодежи (особенно в Европе) – рост популярности праворадикальных движений и партий. И вместо попытки борьбы с элитой ТНК, затеявшей такой разлом в обществе, эти люди начинают решать проблемы между собой, будучи просто стравленными.

Что же происходит с человеком? Еще в 60-е годы был введен термин «человеческий капитал» - сколько средств нужно вложить в человека, чтобы он начал приносить прибыль. Сперва экономисты вкладывали в это понятие образование, воспитание и развитие профессиональных качеств, а затем расширили, добавив туда элементы потребления (питание, развлечения и т.п.) И это осталось неизменным –я говорю об отношении к человеку только как к инструменту получения прибыли при капитализме. Термин «человеческий капитал» даже употребляется во всех образовательных программах, в концепции образования нашей страны – то же отношение. Духовное развитие и прочее личностное в человеке становится ненужным, потому как увеличивает издержки в той самой формуле стоимости товара. Увы, но в этих условиях нельзя иметь другого образования кроме того, которое работает на технологичный бизнес. И это объективно, а громкие слова о патриотизме – пустой звук. Просто мы не можем говорить ученикам и студентам: «Вы будете встраиваться в общество, а потому нужны нам лишь как функция, управляемый биообъект» Для сегодняшнего студента вообще мало возможностей обсуждать какие-то темы, которые были актуальны для образования прежних времен.

Интересно высказывание Илона Маска, основателя компаний Space X и Tesla Motors, вошедшего в декабре 2016 в состав Форума по стратегии политики при Дональде Трампе. Он считает, что внедрением новых технологий нужно умело управлять, чтобы не было тяжелых последствий. Для этого, по его мнению, надо добиться слияния биологического мозга с цифровым. Основная проблема – пропускная способность, скорость соединения реального мозга с цифровым. По поводу социальных вопросов: «Слияние человека с машиной – это будущее, а ближайший эффект от технологий – это автономные машины. Они могут заменить водителей. Такой процесс может занять до 20 лет, будет быстрым и разрушительным. 12-15 % всех работающих людей останутся без работы, поэтому им нужно найти новые роли» В конце он планирует прийти к идее универсального базового дохода. «За автоматизацией последует лавина дешевых товаров и услуг, но нужно понять, что делать с предназначением человека и какое этот человек будет иметь значение, если оно для многих неразрывно связано с работой. Если твоя работа не нужна – какой в тебе смысл? Поэтому будущее для нас представляется серьезным испытанием»

Под минимальным базовым доходом он имеет в виду некую сумму денег, которую государство будет выплачивать всем независимо от роли человека в обществе и того, работает он или нет. На самом же деле – это попытка оправдать тотальный слом социальной политики (зачем она нужна, если и так платят?), за которой последует и упразднение этого дохода, ведь сопротивляться будет некому.

Если говорить об образовании и тех изменениях, что произошли за этот год: процессы, названные выше, только усилились, а смена руководства оказалась декоративной. Незаметно был принят и так же незаметно прошел проект «Научно-технологическая инициатива» Заговорили активно о нем в 2013 году, когда решался вопрос о том, чем мы должны ответить на санкции.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Интересно, что попытка свести человека к «функции» или «компетенции» приводит к деградации личности, ведь для того, чтобы открыть или создать что-то новое, у человека должен быть уровень базовых знаний об окружающем мире во всех сферах, и тогда, возможно, на стыке наук, произойдет открытие. Выходит, не так уж и развивает капиталистическая система.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Проект «Научно-технологическая инициатива» должен был создавать новые рынки экспорта высокотехнологичных товаров. В связи с этим были разработаны следующие направления: беспилотные летательные аппараты, сеть управления автотранспортом без водителя, распределенная система энергетики и финансов, система производства и доставки еды и воды, продление жизни и индивидуальная медицина, индивидуальная транспортная система, картографирование головного мозга и создание нового поколения «всемирной паутины». Это исключает индустриализацию и возрождение промышленности для импортозамещения.

Сегодня фактически создается новая система влияния технологических центров. Первое, что нужно выделить, говоря об этих изменениях, это появление внутри групп развитых и развивающихся стран двух подгрупп: зона технологических суперкластеров у первых и зона управляемой нестабильности у вторых. Из зоны суперкластеров выходит продукт технологии, а что берется из других? - талант, который сегодня становится основным продуктом.

На открытии «Научно-технологической инициативы» было сказано о том, что Россия должна стать генератором смыслов и культурных кодов. Также прозвучала мысль, что необходимо капитализировать таланты с детства, превращая группы ребят в компании, которые разрабатывают технологические решения. Урегулировать поведение людей предлагалось с помощью игр (на примере «Покемонов»). Экспортировать, по мнению выступавших, можно и новые методы коллективного мышления.

Кадровым резервом будущего являются нынешние первоклассники, поэтому ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас. Говоря об этом, на открытии программы открыто говорилось, что талантливых детей на данный момент – только 10%. Это считается «группой прорыва», а остальным «нужны психотехники»

Высшие учебные заведения тоже должны перестраиваться по определенной программе, в которой огромное внимание уделяется знанию английского языка и возможности интегрировать знания в мировой опыт.

Зимой из информационных агентств стало известно, что министр образования обратилась к Правительству с просьбой сократить финансирование небазовых вузов на 20 миллиардов. Ректоры этих вузов отнеслись к этому спокойно и не потому, что есть другие источники, а потому, что это заставило их подумать о том, как зарабатывать самим и делать прорывы в рейтингах. Это чисто американская позиция, при которой коммерческий вуз по сути является венчурной компанией, производящей и продающей. На мой взгляд, об этом проекте известно не очень хорошо, надо выводить его на обсуждение широкой общественности.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

Промышленный переворот в Англии начался в 60-х годах XVIII в., раньше чем в других странах. Это было закономерно. Победа в Англии буржуазной революции способствовала развитию производительных сил.

Промышленному перевороту в Англии предшествовал аграрный переворот . В результате огораживания английское крестьянство перестало фактически существовать. Это было одной из главных предпосылок создания армии наёмного труда и массового внутреннего рынка для фабричной промышленности.

Промышленному перевороту способствовали исключительно благоприятные природные условия : запасы железа и угля, сырьё для суконной промышленности, много рек.

Повысился спрос на английские стандартизированные товары в результате войн на европейском континенте в XVIII в.

Сущность промышленного переворота состоит в переходе от ручного производства к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности . Здесь остро проявилось несоответствие производительности и технической базы мануфактуры новым производственным потребностям.

В 1784 г. (патент) Джеймсом Уаттом изобретена паровая машина . В том же году построена первая паровая прядильная фабрика. Вскоре паровая машина начала применяться во всех отраслях промышленности и на транспорте.

Применение машин вызвало повышение спроса на металл («металлический голод»). Прогресс в металлургии дал толчок развитию каменноугольной промышленности в Англии. Стала расти производительность труда.

Переворот в промышленном производстве вызвал рост перевозки грузов , что требовало переворота на транспорте. В 1805-1807 гг. американец Р. Фултон построил первый пароход.

Появление железных дорог вызвало коренной перелом в хозяйственной жизни страны.

Одной из последних проблем промышленного переворота была проблема производства самих машин . Сначала они делались вручную. Это было дорого и некачественно. Нужен был переход к машинному производству машин. Создаются основные типы металлорежущих станков – токарный (Г. Модели, 1797 г.) и строгальный (Брам, 1802 г.). Появилось машиностроение (первая половина XIX в.) . Этим завершился промышленный переворот в Англии .

Социальные последствия промышленного переворота:

Увеличивается удельный вес городского населения в стране. К концу XIX в. ¾ нации живёт в городе. Появились новые города и промышленные центры.

Изменяется структура занятости населения: середина XIX в. – половина населения занята в промышленности.

Вместо купца главную роль в буржуазном обществе стал играть предприниматель – фабрикант, а основным производителем стал промышленный рабочий.

- Утверждение полного господства буржуазии в экономике .

Изменение организации и условий труда. Использование неквалифицированных рабочих, женщин и детей привело к обесцениванию рабочей силы и снижению заработной платы. Появилась безработица.

Ухудшилось положение ремесленников и рабочих мануфактур. Они обречены на нищенское существование.

Жестокий режим труда: 16-18 часов – рабочий день, грабительская система штрафов, мошенническая расплата товарами из хозяйской лавки и т. д.

Всё это вызывало сопротивление рабочего класса и вело к обострению классовых противоречий.