Снежные конвертики в технике фроттаж. Мастер класс

«Нетрадиционные способы рисования» - Кляксография. Раздувание. Нетрадиционные способы и приемы рисования на занятиях с детьми. Дошкольный возраст. Рисование через копировальную бумагу. Воскография. Рисование мыльными пузырями. Диотипия. Печать. Рельефное рисование. Монотипия. Рисование витражей. Граттаж. Рисование по сырой бумаге. Ниткография.

«Нетрадиционные техники рисования» - Получаются разноцветные ветвистые отростки. Старое золото. КАМЕШКИ. Монотипия. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали. По окончании выполнения организуется выставка «Юных художников». Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток. Должно получиться что-то очень интересное.

«Нетрадиционные методы рисования» - Монотипия пейзажная. Средства выразительности. Развитие творчества у детей. Старая форма. Акварель. Монотипия. Рисование восковыми мелками. Рисование. Душа человека. Новый образ. Рисование точками. Техники. Нетрадиционное рисование. Творческое развитие учащихся на занятиях в кружке. Работа по-сырому.

«Нетрадиционное рисование» - Можно нарисовать целую семью осминожков. Цветок. Рисование по сырому. Восковые мелки + акварель. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения. Ангелочек. Ежик. Оттиск пробкой. Порисуем вместе. Рисование пальчиками. Аппликации из очерченных и вырезанных ладошек. Свеча + акварель. Мыльная живопись.

«Рисование нетрадиционной техникой» - Оттиск мятой бумагой. Рисование ладошкой. Нетрадиционные техники рисования. Монотипия предметная. Рисование пальчиками. Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах. Восковые карандаши. Оттиск поролоном. Рекомендации родителям. Отпечатки листьев. Рекомендации педагогам. Нетрадиционные изобразительные техники.

«Использование нетрадиционных техник рисования» - Цветной граттаж. Штампики из пластилина. Штампики из деталей конструктора Лего. Монотипия пейзажная. Пример рисунка в технике «печать листьями». Восковые мелки + акварель. Печать листьев. Транспорт. Штампики-цветочки. Штампики из приклеенной банковской резинки для денег. Картина из отпечатков от стаканчиков.

Всего в теме 6 презентаций

Фроттаж - что это такое? Это умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру.

Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность. Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко.

Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки – увлекательное зрелище! Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Техника «Граттаж». Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Это довольно распространенный профессиональный способ создания художественных графических композиций. Он позволяет добиться четких штрихов и с минимальными усилиями создать эффектный образ.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Монотипия . Это имитация зеркального отражения. На одной стороне листа рисуется пейзаж, потом лист сворачивается и проглаживается, благодаря чему рисунок отпечатывается на другой половине. Потом отпечаток дорисовывается и получается зеркальное отображение. Как пример можно нарисовать пейзаж, состоящий из деревьев, гор, дома и неба. Потом лист складывается и сильно прижимается. Рисунок отпечатывается. Его мы освежаем слоем красок. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду.

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата.

Кляксография. Известная всем «кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

Можно получать разные оттиски:

если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

если на оригинал наносить много/мало краски;

если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
- полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

***

На альбом упала краска, На листе осталась клякса. Пририсую ей глаза, Пусть летает стрекоза.

Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Для педагога – организованное самим ребенком условие избавления от подавленности и страхов, укрепления уверенности в себе. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

людмила варламычева

Об этой нетрадиционной технике рисования "фроттаж " мне рассказала моя подруга, которая тоже работает воспитателем в детском саду. Посмотрев её работы, работы в интернете, меня эта техника заинтересовала . И я решила предложить её своим детям.

Название техники "фроттаж " французского происхождения, означает натирание. Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем,перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя".Но это упражнение полезно,способствует развитию мелкой моторики. И тут вспоминается, как в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку , положив её под лист бумаги и проявляя изображение карандашом. Не зря же говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. А сейчас, используя эту технику , можно создавать замечательные картины. Дети с интересом и удивлением наблюдали за тем, как появляется рисунок.

Итак, я приготовила шаблоны из бумаги






Для рисования я использовала дощечки от мозаики. Пригодилась москитная сетка, которую я разрезала на квадраты. В ход пошла алюминиевая сетка от вытяжки. Для безопасности края сетки обклеила двухсторонним скотчем.



Объяснив детям порядок выполнения работы, мы принялись за дело.





Ребятам очень понравилось. Каждый нарисовал по несколько рисунков. Сначала работали одним цветом, а потом стали делать разноцветные рисунки. Вот что получилось у нас в первый день .

Умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру. Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность.

Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко. Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки - увлекательное зрелище!

Немного истории

Зародилось это мастерство благодаря художнику-сюрреалисту Максу Эрнсту, который в 1925 году подобным стилем перенес на бумагу потрясшие его очертания деревянных напольных дощечек. Он не принялся их перерисовывать, а просто, положив бумажный лист на пол, растер его углем. Новоявленная техника фроттаж с радостью была одобрена некоторыми сюрреалистами, которые добивались последних результатов большей частью методом натирания бумаги ломтиком свинца. На бумажном листе при этом проявлялись с индивидуально выбранных и подложенных под него предметов контуры изумительных рисунков, мифических животных и птиц. Иногда такое искусство называют техникой воскового резиста.

Что служит основой работы

Фроттаж - что это за искусство? Для занятий таким мастерством потребуются четкие фактуры, а именно: рельефные картинки, деревянные поверхности, жесткие ткани, линейные или кружевные составляющие, крепкие, с необычным изображением листья.

Растирание фроттаж делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.

Рисование фроттаж

Выбрав некоторые соответствующие предметы, можно провести эксперименты с ними. Лучше применять карандаши различной мягкости. Одни "ландшафты" изображаются карандашами 2B или B, иные - более мягким. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее - тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении - эффекты могут значительно отличаться. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.

Фроттируя листочки и другие растительные основы, можно получить настоящий и отчетливый образ моделей растений. Для цветочного наклеивания это умение увлекательно тем, что в нем легко создать действующий фон. Для этого необходимо положить под бумагу выбранную фактуру обоев, ткани, ажура, керамической плитки или полотна и натереть ее мелками или карандашом. Следует брать во внимание фигуры, которые есть в окружении, и в объектах для фроттажа недочетов не будет.

С какими предметами можно фроттировать

Орнамент, произведенный при помощи мелковолокнистой дощечки, будет пригоден для зарисовки не только деревянной плоскости, но и человеческой кожи на портрете или далеких холмов на картине. Применяя в качестве фигурной поверхности листья, можно изображать деревья, перья птицы или же стены домов. И тут встает вопрос: фроттаж - что это за техника такая? Это искусство прежде всего для творческих людей, которые обладают еще

Перед работой в стиле фроттаж нужно в первую очередь включить фантазию. Для этого следует внимательно оглядеться вокруг, чтобы найти подходящую вещь для получения требуемого орнамента. Сараи, кладовки, кухни или гаражи - места, где можно посмотреть. Перед выбором какого-нибудь экземпляра необходимо перевести его фактуру на бумажный лист и оценить рисунок.

Картина с изображением забора на фоне природы

Что потребуется для техники:

  • тонкий лист бумаги для чертежа формата А3;
  • карандаши HB-5B;
  • немного досок с нитями различной толщины.

Теперь можно приступать к работе.

  1. Рисование в технике фроттаж начинается с подбора предмета, подходящего для мастерства. Для начала нужно набросать силуэт ограждения карандашом HB, потом изобразить отдаленные строения, поля и немного сплетений травы на ведущем фоне.
  2. Заранее определив, какая комбинация карандаша и деревянной плоскости дает идеальный эффект, следует подложить доску под бумагу и начать штриховку. Если стоит цель расположить волокно дерева параллельно столбцам забора, тогда можно положить дощечку перпендикулярно. Если использовать карандаш 2B с толстым стержнем подальше от заточенного края, то реально достичь эффекта мягкого волокнистого ландшафта.
  3. Для того чтобы перенести рельеф поперечных перекладин ограды, требуется повернуть доску на 90 градусов. Далее необходимо пройти карандашом вдоль нитей (выйдут отчетливые линии). По ходу работы полезно проводить эксперименты с различными методами зарисовки.

Фроттаж - что это еще может значить? Это также проявление собственной фантазии, приобретение опыта и, возможно, дальнейшая перспектива в работе.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой обобщающий опыт в нетрадидионном виде графики, находки в технологическом процессе работы с учащимися. Покажу как в зависимости от возраста, умений и навыков учеников, можно использовать на уроках графические техники, позволяющие мотивировать к творчеству, эмоциональному и профессиональному развитию.

Для любого преподавателя, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Графика расширяет возможности в техническом воплощении своих замыслов, позволяет найти для многих увлечение на всю жизнь, а некоторым ориентир в профессии. Ведь чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы, а также материалы, с которыми действуют ученики, тем интенсивнее развиваются художественно-творческие способности.

Уже на подготовительном отделении в своей работе я использую такие графические техники, как: «кляксография», «монотипия», «отпечатки листьев», «восковые мелки, свеча и акварель», «оттиск смятой бумагой», «печать по трафарету», «набрызг» и др. Такая практика дает учащимся представление о выразительных возможностях различных материалов, вырабатывает разнообразные умения и навыки, даёт возможность воплотить любой изобразительный замысел, раскрыть возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Поступив в 1 класс нашей школы, учащиеся получают знания и навыки на дополнительном предмете, не предусмотренном учебным планом - «Графика». На учебную дисциплину «Графика» отводится 1 час в неделю. В школе имеется авторская программа по предмету. Авторы программы - Муругов Юрий Алекссандрович и Муругова Маргарита Трофимовна. Программа отмечена СЕРТИФИКАТОМ. на областном конкурсе профмастерства «Волжский проспект».

Наличие печатного станка в школе значительно расширяет возможности в изучении этого предмета. Открываются возможности преподавания - как для поднятия общего культурного уровня учащихся, так и для профессиональной специализации особо одарённых детей.

Интерес педагогов, и поиск новшеств в подходах к процессу печати, связанный с появлением новых материалов на рынке, позволяет им самим окунаться в процесс творчества, приобщая к этому и своих учеников.

На уроках решаются следующие задачи:

Формируется интерес учащихся к изобразительной деятельности;

Формируются умение предварительно продумывать содержание образа и последовательность его воплощения;

Стимулируется активность, самостоятельность, инициатива детей в придумывании содержания и способов изображения, оригинальных замыслов;

Развивается эстетическое восприятие, художественный вкус.

Расскажу об одной из самых увлекательных техник в графике «фроттаж» в переводе с французского «натирание, протирка».

Придумал эту чудо-технику немецкий художник, сторонник сюрреализма, график и живописец Эрнст Макс. Эта техника проста и оригинальна. Мы все знакомились с ней в детстве. Если положить монету под тонкую бумагу и плотно заштриховать её карандашом, получится чёткое изображение рельефа. Эта техника и есть «фроттаж».

На самом деле список предметов, помимо монеты, используемых в технике «фроттаж» безграничен, Можно использовать любой фактурный или рельефный материал для творческой работы.

Если полученное изображение целиком состоит из переведённого рисунка, он не может считаться вашим творением. Нужно на бумагу переводить лишь отдельные рельефные элементы как дополнение к собственной работе.


Главным в технике «фроттаж» является объём, что позволяет раскрытию широких возможностей для творчества и оригинальных идей.

Предметы для работы в технике «фроттаж» можно найти где угодно. В ход могут пойти любые предметы, которые вокруг нас. Их можно найти дома, на улице. Главное, чтобы предметы имели чёткую фактуру, удобную для перевода на бумагу.

Например, эти прекрасные одуванчики получились путём натирания щётки для душа.→

Букет цветов и пейзаж при помощи деревянной салфетки.

Работать можно с любым природным материалом: листьями с деревьев, кора, доски, камни и др.

Для работы в этой технике можно использовать:

  • простые и цветные карандаши от нв до ;
  • цветные восковые мелки;
  • пастель и др.

Главное в процессе работы держать правильно карандаш или мелок. Если, например, хотите показать не чётко выраженный рельеф с преобладанием штриховок, то нужно работать штриховкой, пользуясь разными карандашами, сильно нажимая грифелем на бумагу. Если, предпочитаете показать плавные тональные переходы с чётко выраженным рельефом, используйте более мягкие материалы, например восковые мелки и пастель, при этом работать надо тушевкой, держа мелок горизонтально к бумаге, либо катать, слегка нажимая, способом натирания.

Работая в технике «фроттаж» получаются очень интересные графические композиции, при использовании одного чёрного цвета. Особенно потрясающими создаются рельефные изображения с помощью восковых мелков из-за мягкости материала.

На следующем рисунке показано 3 простых варианта передачи фактуры листика в изображении на бумагу

  • 1 вариант - пользуясь одним цветом;
  • 2 вариант - пользуясь двумя цветами, наложенными друг на друга;
  • 3 вариант - добавляя для контраста чёрный цвет;



Также, в качестве упражнения, используйте разные приёмы натирания на бумагу мелками или карандашами, путём сильного и слабого надавливания. Подчеркивая контур, нужно нажимать сильнее материалом, с которым работаете, а постепенно расслабляя пальцы, можно перейти к передаче плавных тонов и передаче объёма.

Используйте бумагу разной тональности белую и разноцветную.

Цвет бумаги может быть основой для поиска идей и создания интересных композиций.

Как создать композицию в этой технике?

Процесс работы прост, но требует внимательного изучения рельефного материала и тогда может возникнуть спонтанная идея,озарение для создания уникальной работы. Если рельефный материал изучен, сделаны

предварительные упражнения для изучения фактуры материала, идея композиция есть, можно приступать к работе. Изучим 3 способа создания композиции.

1 способ

Главной центральной идеей в композиции является выбранный вами, рельефный материал. Это самый простой вариант в создании композиции. Сначала нужно правильно класть под лист материал, придерживаясь замысла вашей композиции.

После нанесения изображения на бумагу в технике «фроттаж», рисунок можно дополнить небольшими элементами, придуманными вами. Рисунок этой Жар-птицы выполнен таким способом цветными мелками, создавая красивую гамму, путём наложения цвета друг на друга.

2 способ

Возможности для раскрытия творческих идей бесконечны. Нужно только удачно выбрать предмет для переведения узора или сюжета. Техника «фроттаж» поистине уникальна тем, что она доступна всем возрастным категориям, малышам и взрослым.

Способов изображения мажет быть много, учитывая оригинальность и диапазон для творчества в технике «фроттаж». Можно начать с упражнений, для того чтобы изучить и понять фактуру предметов.

Возьмём для примера красивый природный материал: это листья с деревьев. Нельзя работать с листьями, только что снятыми с веточки, их надо слегка просушить, они очень мягкие и могут испачкать бумагу.

Для малышей можно давать уроки по технике «фроттаж», используя очень яркий фактурный материал - это листья клёна, боярышника, дуба, рябины и др.

Для них работа в этой технике как волшебство, сказочное превращение.



Покажите им простые приёмы натирания цветными мелками или пастелью по бумаге, малыши будут в восторге. Для них открывается целый мир фантазий для творчества.

Детям постарше, давая уроки симметрии и ассиметрии в технике «фроттаж», можно работать и в декоративном стиле. Путём правильного, аккуратного наложения рельефного материала под тонкую бумагу, создавайте орнаменты в разных стилях и композициях.

Например:

5.Дальше идёт работа над фоном. Для создания разноплановости и перспективы, мы последовательно накладываем листья друг на друга с обратной стороны бумаги. Сначала кладём листья и закрепив их бумажным скотчем, изображаем средний план, слегка катая мелком по бумаге. Затем, завершаем работу над дальним планом, также накладывая листья поверх других листьев, заранее отобразившихся на бумаге. Следите за тем, чтобы сказочный персонаж не сливался с фоном. Сделайте фон мягче и воздушнее.

Для творческой реализации своей фантазии в создании этой композиции, можно пользоваться цветными и чёрными мелками, пастелью и др. на белом или на цветном фоне.

Техника «фроттаж» очень полезна для развития творческой фантазии у детей младшего и школьного возраста. Изучив и поработав в этой технике, дети будут очарованы тем, что насколько большие просторы для творчества открываются перед ними.