Злая королева из спящей красавицы. «Малефисента»: колдовские чары Анджелины Джоли

Введение

Актуальность исследования

Сказки сопровождают нас с самого раннего детства, чем старше мы становимся, тем интереснее и сложнее становятся их сюжеты и герои. Однако мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Существуют множество экранизаций этих произведений. Нам показалось интересным провести исследование по этой теме, потому что она соответствует нашему возрасту, кругу чтения и дает возможность для творчества.

Объект исследования – бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице».

Предмет исследования – русская и зарубежная литература и фольклор.

Цель – узнать, что такое бродячий сюжет и какие известны бродячие сказочные сюжеты; определить особенности сюжета о «спящей красавице», сходство и различие в литературе и фольклоре разных народов.

Проблемные вопросы

Что такое бродячий сказочный сюжет? Какие бродячие сказочные сюжеты известны в литературоведении? Каковы особенности бродячего сюжета «спящая красавица»? Что общего в этом сюжете у разных народов и у разных писателей? Чем отличаются произведения с данным сюжетом?

Гипотеза

Сюжет о «спящей красавице» заключается в следующем: у некоего царя/короля долго нет детей, и некое волшебное существо предсказываете царице/королеве рождение ребёнка; предсказание сбывается, и рождается долгожданная дочь-красавица. На рождение или крестины дочери царь / король собирает пир и приглашает колдуний/фей/ведуний, которые должны одарить новорождённую чудесными подарками. Обычно забывают пригласить одну из колдуний/фей/ведуний, которая, обидевшись, предсказывает девочке смерть. Однако последнее слово остаётся за младшей колдуньей / феей, которая смягчает проклятие и заменяет смерть на долгий сон, который должен быть прерван поцелуем влюблённого царевича / принца.

Однако в некоторых сказках на этот сюжет накладываются другие события: царица-мать умирает, и царь / король женится на другой, злой мачехе, которая узнаёт от волшебного зеркала, что царевна / принцесса превосходит её красотой. Мачеха пытается избавиться от красавицы, отправляя на верную гибель, и потом предпринимает три попытки убить её, используя различные способы и отравленные предметы, в числе которых есть и яблоко. Царевна находит приют в лесу у карликов / гномов / богатырей. В результате действий злой мачехи царевна умирает, её хоронят в стеклянном / хрустальном гробу. Будит её опять же поцелуй влюблённого царевича / принца.

В каждой сказке у разных народов этот сюжет имеет свои отличительные особенности и детали.

Задачи

1. Найти информацию в научной литературе и в Интернете.

2. Проанализировать материал, выбрать главное.

3. Составить анкету, провести опрос.

4. Проанализировать анкеты, выбрать самое важное.

5. Проанализировать творческие работы учащихся.

6. Систематизировать результаты работы.

7. Подвести итоги, сделать выводы.

Методы

Анализ научной литературы по выбранной теме, диагностика (анкетирование), изучение творческих работ учащихся и их анализ.

I глава . Научная основа изучения бродячего сказочного сюжета о «спящей красавице ».

«Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил» .

Существует множество сказок со схожими, почти одинаковыми сюжетами. Такие сюжеты называют «бродячими».

В исследовательской литературе существует множество определений бродячих сюжетов.

Бродячие сюжеты – устойчивые комплексы сюжетно-фабульных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования .

«Бродячий сюжет» – термин, использующийся литературоведами и исследователями устного народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе разных народов. Появление «бродячего сюжета» связывают с взаимодействием народных культур и миграцией людей.

«Бродячие сюжеты очень устойчивы и остаются по сути неизменными на протяжении своего путешествия между разными народами. В процессе перехода сюжетов появляются все новые и новые их варианты, но структура их остается неизменной. В каждой стране сюжет видоизменяется в зависимости от национальных особенностей культуры, экономики, политики, социального строя. Основа остается прежней, и соотнести бродячие сюжеты достаточно легко. Особенно яркие примеры бродячих сюжетов дают сказки» .

Выделяются разные типы бродячих сюжетов: героические, повествующие главным образом о славных подвигах героев, витязей, богатырей и пр.; таков, например, бродячий сюжет «бой отца с сыном» и пр.; мифологические или волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и пр. персонажах и предметах волшебных сказок; таков, например, бродячий сюжет в сказках и былинах о Змее Горыныче и спрятанной смерти и пр.; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедшие отражение в сказке; таковы бродячие сюжеты о мачехе и падчерице, о похищении жен и девушек как отголосок обычая «умыкания» и пр.; новеллистически-бытовые (сатирически-бытовые); таковы бродячие сюжеты в ряде анекдотов о глупцах, в новеллах о вероломных женах и вдовах, в сказках про попа и мужика и прочие .

Бродячие сюжеты делятся на группы, например, сюжет о «спящей красавице», «Снегурочке» и другие. Мы решили более подробно рассмотреть сюжет о «спящей красавице».

В.А. Жуковский в 1831 году написал стихотворную сказку «Спящая царевна», где рождение у царицы дочери предсказывает рак.

С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается сказка про Белоснежку и 7 гномов (1812 г., братья Гримм) А.С. Пушкин перенёс обе фольклорные традиции на русскую почву в собственной «Сказке о мёртвой царевне» (1833 г.).

Предшественницей «Спящей красавицы» (1697 г.) Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г.

Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо 7 богатырей – 10 охотников.

«Волшебное зеркальце» – русская народная сказка .

Бр. Гримм, Ш. Перро, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин – все они записали сказку о Спящей красавице, по-своему преобразив ее. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824–1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник – волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» . А М.К. Азадовский указывает на западноевропейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.

Один из крупнейших фольклористов ХХ века В.Я. Пропп написал книгу «Исторические корни волшебной сказки», в которой выяснил источники волшебной сказки в исторической действительности и, в том числе, рассказал о происхождении бродячего сюжета о «спящей красавице» в главе «Большой дом». Часть главы, в которой описывается этот сюжет, называется «Красавица в гробу». Возникновение сюжета исследователь связывает с обрядом посвящения: «В сказке девушка, живущая у богатырей в лесу, иногда внезапно умирает; затем, пробыв некоторое время мёртвой, вновь оживает, после чего вступает в брак с царевичем. Временная смерть […] есть один из характерных и постоянных признаков обряда посвящения» .

В.Я. Пропп рассказывает, что девушка «неожиданно умирает и столь же неожиданно оживает и вступает в брак» , и выделяет три группы предметов, от которых она умирает. «Одна группа составляет предметы, вводимые под кожу: иголки, шипы, занозы. Сюда же можно отнести шпильки и гребёнки, вводимые в волосы. Вторая группа – это средства, вводимые внутрь: отравленные яблоки, груши, виноградинки или, реже, напитки. Третью группу составляют предметы, которые надеваются. Здесь фигурирует одежда: рубашки, платья, чулки, туфельки, пояса и предметы украшения: бусы, кольца, серьги. Наконец есть случаи, когда девушка превращается в животное или птицу и вновь превращается в человека. Средства оживления очень просты: нужно вынуть иглу или шпильку из-под кожи, нужно потрясти труп, чтобы отрава выскочила наружу, нужно снять рубашку, колечко и т. д.» .

Также В.Я. Пропп объясняет, почему гроб именно стеклянный. «Почему гроб часто бывает стеклянным – на этот вопрос можно дать ответ только в связи с изучением «хрустальной горы», «стеклянной горы», «стеклянного дома» и всей той роли, которую в религиозных представлениях играли хрусталь и кварц, а позже – стекло, вплоть до магических кристаллов средневековья и более поздних времен. Хрусталю приписываются особые магические свойства, он играл некоторую роль в обрядах посвящения, и хрустальный гроб есть только частный случай более общего явления» .

Выводы по I главе

Как показали работы исследователей, бродячие сказочные сюжеты уходят корнями в глубокую древность и связаны с взаимодействием народных культур и миграцией народов. Они делятся на тематические группы, в одну из которых входят сказки с сюжетом о «спящей красавице». Учёные определили источники данного сюжета в исторической действительности, выделили ряд отличительных особенностей, характерных для данного бродячего сюжета: группы предметов, от которых умирает красавица, средства её оживления, особенности гроба и др.

Таким образом, обзор исследовательской литературы по теме позволяет нам сказать, что данный сюжет давно привлёк внимание учёных, которые проанализировали его основные особенности.

II глава . Представления современных читателей о бродячем сказочном сюжете о «спящей красавице ».

Результаты анкетирования .

Мы провели анкетирование среди учащихся 5–6-х и 11 классов, а также их родителей (35 анкет). По результатам опроса нам удалось выяснить, что 3% опрошенных не читали сказки в детстве, 97% – читали. При этом 89% из них любят читать сказки; остальные – нет.

На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, что такое бродячий сказочный сюжет?» утвердительно ответили 51% опрошенных, слышали о «бродячем» сюжете, но не знают, что это такое – 23%, никогда не слышали о «бродячем» сюжете – 26% (см. рисунок 1).

Рис. 1

На вопрос «Читали ли вы сказки с похожими сюжетами?» 91% опрошенных ответили «да», и только 9% – «нет».

- При этом смогли назвать сказки с похожими сюжетами 60%, не смогли – 40% (см. рисунок 2).

Рис. 2

Знают, откуда берутся сказки с бродячими сюжетами 54% опрошенных, не знают – 46% (см. рисунок 3).

Рис. 3

Большинство (97%) видит отличия в сказках с бродячим сюжетом, а 3% – нет (см. рисунок 4).

Рис. 4

При этом читали сказку с сюжетом о спящей красавице 100% анкетируемых.

Таблица 1

Сравнительный анализ сказок с сюжетом о «спящей красавице»

Братья Гримм «Шиповничек»

Ш. Перро «Спящая красавица»

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Братья Гримм «Снегурочка»

У царя долго нет детей.

Волшебное существо предсказывает царевне рождение ребенка.

Царица должна родить ребёнка.

Королева мечтала о ребёнке.

Предсказание сбывается, рождается дочь. Мать остаётся жива.

Ребёнок рождается, мать умирает.

Царь собирает пир, приглашает колдуний, которые одаривают девочку подарками.

Сюжетная линия отсутствует.

Отец забывает пригласить одну колдунью, которая обижается на это и предсказывает новорожденной смерть.

Сюжетная линия отсутствует.

Младшая колдунья заменяет смерть на долгий сон, который должен прервать царевич.

Сюжетная линия отсутствует.

Царь остается со своей женой, матерью царевны.

Царь женится на другой.

Сюжетная линия отсутствует.

У мачехи есть волшебное говорящее зеркальце.

Сюжетная линия отсутствует.

Мачеха пытается избавится от падчерицы, приказывает убить ее.

Сюжетная линия отсутствует.

3 раза пытается убить ее с помощью волшебных предметов.

Сюжетная линия отсутствует.

Царевна находит приют у карликов/богатырей.

Сюжетная линия отсутствует.

Царевна умирает, ее хоронят в стеклянном / хрустальном гробу.

Царевич будит спящую красавицу поцелуем.

Царевич разбивает гроб и тем самым будит царевну.

Царевна просыпается от того, что слуги, несущие гроб, спотыкаются и кусок отравленного яблока выпадает из горла.

Для анализа мы взяли сказки братьев Гримм «Шиповничек» и «Снегурочка», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Во всех сказках начало похоже: у некоего царя / короля нет детей. А дальше начинаются незначительные расхождения в сюжете: в «Шиповничке» братьев Гримм, у Ш. Перро и у В.А. Жуковского рождение ребёнка предсказывает некое волшебное существо, в остальных ребёнок рождается без предсказания. В дальнейшем сходство и различия сказок позволяют нам разделить их на две группы, выделенные выше. В первую мы относим «Шиповничек» братьев Гримм и сказки Ш. Перро и В.А. Жуковского, у которых много совпадений в сюжетах, а во вторую – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Снегурочку» братьев Гримм.

Далее в сказках 1 группы развивается сюжетная линия, которая отсутствует во 2 группе: царь / король собирает пир, на который приглашает колдуний / ведуний/фей, которые одаривают девочку подарками, но забывает по разным причинам пригласить одну из колдуний, на что та обижается и предсказывает новорождённой смерть. Далее вмешивается последняя колдунья, которая ещё не успела одарить девочку, и смягчает проклятье, заменив смерть на долгий сон, который должен прервать поцелуй влюблённого царевича / королевича / принца.

Иное развитие сюжета мы находим в сказках 2 группы. Начинается всё с того, что царь женится на другой после смерти царицы-матери. У мачехи есть волшебное зеркальце, которое говорит ей о том, что она самая красивая. Мачеха пытается избавиться от падчерицы, которая стала слишком красива, и трижды пытается её убить.

Анализ творческих работ учащихся

Анализ творческих работ учащихся (26 сочинений) позволил нам сделать вывод о том, что практически все ученики знают сюжет о «спящей красавице» после изучения этой темы в классе. Все необходимые элементы сюжета (см. сравнительную таблицу) сохраняются в творческих работах.

Однако учащиеся придумывают новые сюжетные линии, вводят дополнительных героев, придумывают новые имена действующим лицам, переносят действие сказки в современный мир, наделяют персонажей новыми чертами характера, своеобразной речевой характеристикой и мировосприятием современного человека. Всё это говорит о том, что данная работа привела к развитию творческих способностей учеников.

Выводы

1. C южет о «спящей красавице» получил широкое распространение в фольклоре и литературе разных народов: итальянцев, французов, немцев, русских, народов Восточной Африки и др.

2. В сюжете о спящей красавице у разных народов много совпадений, также совпадения наблюдаются и в деталях некоторых сказок (см. таблицу).

3. Отличия в сюжете связаны с включением дополнительных сюжетных линий у некоторых писателей, а также в деталях сюжета и в национальных особенностях героев (см. таблицу).

4. Работа по изучению особенностей сюжета о «спящей красавице» привела к полному усвоению особенностей данного сюжета и развитию творческих способностей учеников 5 классов.


Приложение

Примеры творческих работ учащихся 5 классов

Б. Варвара, 5А класс.

Условие феи

Много веков назад в маленьком королевстве жили король с королевой. Правили они мудро и были добры и справедливы. Но было у них одно горе: у них не было детей. Король с королевой очень грустили и обращались ко всем знахарям и волшебникам, но никто не мог им помочь.

Однажды в ворота замка постучалась старая фея. Она сказала, что даст им ребёнка, прекрасную девочку с золотыми волосами и голубыми, как небо, глазами, но с одним условием. Как только кожи малышки коснётся солнечный свет, та упадёт замертво. Король с королевой согласились, и через год у них родилась дочь. Они назвали её Элайн, что на шотландском значит «мерцающий свет». На радостях они забыли об условии старой феи.

Настал день крестин. Множество гостей собралось во дворце, чтобы поздравить короля и королеву. Среди них была и старая фея. Увидев её, король с королевой помрачнели, вспомнив условие договора, и быстро приказали слугам отнести дочь подальше в тень. Заметив грусть на их лицах, к королю с королевой подошла другая, более молодая и неопытная фея. Узнав, что так печалит короля с королевой, она сказала: «Я не могу отменить заклятие старой феи, я могу смягчить его. Ваша дочь не умрёт от прикосновения солнечного света, а заснёт долгим сном и будет спать, молода и прекрасна, пока не разбудит её поцелуй любви».

Король и королева поблагодарили фею и немного утешились, но твёрдо решили не дать своей дочери заснуть и днём держали её в замке, и лишь по ночам давали ей выходить наружу.

Шли годы, Элайн росла и хорошела за стенами замка, лишь ночью выходя на воздух. Но вот в день своего шестнадцатилетия Элайн решила посмотреть на рассвет. Она ведь не знала, что случится, как только солнечный свет коснётся её.

В ту же ночь Элайн отделилась от группы гуляющих с ней служанок и убежала в лес. Было темно и страшно, ветки деревьев хлестали её по лицу и рвали изысканную одежду, но она не останавливалась и бежала всё дальше и дальше в лес. Наконец, она выбежала из леса и остановилась, достигнув своей цели: прямо перед ней стоял высокий холм. Падая от усталости, Элайн взобралась на холм и упала в изнеможении. И вот уже из-за горизонта показались первые лучики солнца, и как только один из них дотронулся до нежной кожи девушки, она заснула вечным сном. Долго оплакивали король с королевой свою дочь, но было слишком поздно. Её тело отнесли в замок и уложили на кровать в высокой башне.

Прошли века, король с королевой умерли, а замок стоял в руинах. И только Элайн, всё так же прекрасна и мила, лежала в башне.

Но однажды один принц во время охоты заметил старый замок вдали и направился к нему. Пройдя сквозь огромные ворота, принц понял, что замок давно заброшен. Он шёл сквозь бесконечные залы и коридоры, пока наконец не увидел лестницу, ведущую в башню. Он взошёл наверх и ахнул от удивления. Перед ним на кровати лежала, без сомнения, самая красивая девушка в мире. И он, не сдержавшись, подбежал и поцеловал е алые губы.

Но что это? Лицо принцессы стало стремительно меняться, словно она проживала целые годы за секунды. Её белоснежная кожа потемнела и покрылась морщинами, глаза ввалились, а её прекрасные золотые волосы превратились в седую паклю. Нежные руки стали руками древней старухи: безобразные синие вены проступили сквозь пергаментную кожу. Принц в ужасе отпрянул от кровати: вместо принцессы там лежала отвратительная старуха. Ещё секунда – и старуха рассыпалась, превратившись в горстку праха.

Смертельный ужас обуял принца. С диким воплем он бросился прочь из замка, но страшное видение не отпускало его. Рассудок его помутился, ему казалось, что ужасная старуха тянет к нему свои костлявые руки, пытаясь поцеловать. Бедный принц так и остался в этом лесу. Иногда охотники, случайно оказавшиеся в окрестностях замка, встречали странное существо: оно передвигалось на двух ногах, но только этим и напоминало человека. С диким воем оно бросалось прочь, завидев людей, и никому не удавалось приблизиться к нему, чтобы рассмотреть.

Вы, конечно, догадались, почему принцесса постарела: ведь никому ещё не удавалось изменить условие договора с феей, они всегда выполняются, рано или поздно.

Г. Алина, 5А класс.

Сказка о спящей принцессе

Давным-давно было два королевства. В одном королевстве жили добрые феи. Однако среди них была злая колдунья, у которой не было ни души, ни сердца, и любой цветок при виде неё увядал.

Ну, в другом королевстве жили такие же обычные люди, как и мы, и правил ими король, у которого была красивая любящая жена, но детей у них долгое время не было.

Однажды королева гуляла по своему саду, и вдруг увидела птицу. У не был прекрасный голос. Королева никогда не слышала столь бесподобного пения. И эта птичка предсказала ей, что ровно через год у неё родится замечательная дочь. И вправду, ровно через год у королевы родилась красивая девочка с роскошными волосами.

Король устроил роскошный пир в соседнем королевстве, где жили феи. На пир были приглашены все магические существа, но король не пригласил злую колдунью, от которой увядали все цветы, так как он знал, что доброго слова от неё не получишь. Однако она пришла сама, когда феи одаривали принцессу лучшими дарами. Месть злой колдуньи была ужасна. Она заморозила всех магических существ и погрузила оба королевства в вечный холод и стужу. Злая колдунья тоже решила преподнести маленькой принцессе подарок. Королева и король пришли в ужас от такого подарка, ведь колдунья пожелала девочке, что в её шестнадцатилетие она будет гулять по холодному снежному саду. Холод и лёд заморозят её сердце, и она уснёт вечным сном.

Долго король был неутешен и приказал запереть принцессу в самой высокой башне, которая была в их замке, чтобы уберечь свою единственную дочку от беды.

Шли годы, а бедная принцесса росла в своей башне. Много раз она пыталась выбраться оттуда, но всё было безуспешно. Дверь была заперта, и за ней стояли стражники. Родители только раз в полгода навещали дочку. По предсказанию фей девочка выросла очень красивой и доброй. У неё был ангельский голосок. Пение и другие её таланты спасали девочку от скуки.

Вот и исполнилось принцессе 16 лет. Девочка смотрела в окно, и словно волшебная сила поманил её на улицу. Дверь сама открылась, стражники уснули, и девочка стала потихоньку спускаться вниз по лестнице. Она спустилась, открыла дверь и вышла на улицу. Принцесса долго ходила по заледенелым дорожкам. Вдруг она увидела дверь. Девочка с трудом её открыла. За дверью был заледенелый сад. Вдруг принцесса упала. Это сбылось предсказанье злой колдуньи. Лёд заморозил сердце девочки, и она уснула вечным сном, а вместе с ней и всё королевство, и все люди, которые жили в нём.

Шли годы. Про это королевство все забыли. Туда нельзя было пройти из-за льда.

Однажды по лесу гулял принц, который жаждал подвигов и славы. Он смог пробраться между льдами, ведь он был ловок и силён. Принцу удалось найти дверь, которая вела в заледенелый сад. В нём он увидел девушку великолепной красоты. Принц долго смотрел на неё, не сдержался и поцеловал.

Принцесса проснулась, а вместе с ней и всё королевство освободилось от вечной стужи. Принцесса с принцем сыграли свадьбу, и жили они долго и счастливо.

Наверное, каждая девушка мечтает стать спящей красавицей, которую вызволит из сновидений прекрасный принц, как и было в сюжете традиционной европейской сказки. Любители книг увидели нетривиальную историю благодаря литературной редакции братьев Гримм и . Кстати, эти же писатели работали над « » и другими произведениями, которые знакомы и взрослым, и детям. Рассказ об околдованной девушке перекочевал на просторы кинематографа и в другие литераторские творения.

История создания

Сказку о Спящей красавице придумали намного раньше, чем можно предположить. Причем некоторые исследователи искали скрытый подтекст. Например, существует устаревшая теория некоторых фольклористов, которые предполагали, что тринадцатая фея – изгой – была придумана неспроста. Дело в том, что тринадцатимесячную лунную систему изменили и сократили: таким образом, человечество «поставило в центр» не Луну, а Солнце.

Знакомый сюжет обнаруживается во французском произведении «Персефорест», которое увидело свет в XIV веке, но Шарль Перро основывался на другом источнике и опирался на фабулу, которая представлена в сказке Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия» (1634). Базиле писал о королевской дочери Талии, которой придворные астрологи предсказали опасность ото льна.

Чтобы не обрекать ребенка на незавидное существование, владельцы трона приказали убрать все травы из замка, однако такая мера предосторожности не помогла, так как спустя некоторое время Талия увидела из окна старуху, прядущую лен. Девушка попросилась попробовать прясть, но вогнала себе в палец занозу, которая и стала причиной гибели.


Расстроенные король с королевой не стали хоронить горячо любимую дочь, а приказали перенести тело девушки в загородный дворец. Далее в сюжете появляется король, который не сумел разбудить несчастную принцессу. Так как этот мужчина наведывался к девушке неспроста, вскоре Талия родила двоих близнецов, один из которых и стал ее спасителем: вместо груди мальчик стал сосать палец матери и высосал из него занозу, за счет чего главная героиня проснулась.

Позже тот король вернулся к любовнице и, увидев детей, назвал их Солнце и Луна. Далее об измене короля узнает его законная супруга и готовит для всех участников блюдо, которое принято подавать холодным, – месть. В реальной истории присутствуют жестокие мотивы, например, владелица трона приказала убить Солнце и Луну и приготовить из них жаркое «под соусом Роббер». Тем не менее у рассказа о Талии и близнецах – счастливый конец.


Шарль Перро не мог допустить, чтобы дети увидели в сказке изнасилование и заявку на каннибализм. Поэтому гений литературы проделал то же, что и с «Красной Шапочкой» – смягчил особо «острые» моменты, а также изменил причину вечного сна девушки на проклятие злой феи.

Сказка Шарля окружена волшебной атмосферой и заканчивается поцелуем и свадьбой, тогда как его предшественник описал все суровые испытания, которые пришлось пройти влюбленной паре. Также мастер слова поменял королеву на мать, а короля на принца.


Стоит сказать, что у Джамбаттисты встречается подобный момент в произведении «Юная рабыня», в котором фея проклинает красавицу Лизу и пророчит ей смерть из-за того, что мама оставит в ее волосах гребень. Кстати, в этом рукописном труде появляется хрустальный гроб, который использовали братья Гримм в «Белоснежке и семи гномах».

«Летаргическая» сказка Шарля Перро была опубликована в 1697 году и в действительности называлась «Красавица в спящем лесу». Это произведение получило признание среди искушенной публики, тем более что автор подстраивал творение под куртуазную литературу того времени, стараясь одеть персонажей в дворянские костюмы XVII века. А девушки краснели от фразы:

«Приблизился к ней с трепетом и восхищением и опустился подле нее на колени».

Перро не преследовал цели произвести впечатление на публику, потому что в каждой сказке, даже если это детское произведение про волшебников и фей, должен присутствовать философский подтекст. Так, основная мысль «Спящей красавицы» заключается в том, что сила любви способна побеждать любые невзгоды. Но для маленьких читателей есть и другие, адаптированные сюжетные линии – переводы Н. Касаткиной, Т. Габбе, А. Любарской и прочих литературных деятелей.


Что касается братьев Гримм, то у них засыпает не одна главная героиня, а все королевство, а сказка заканчивается на моменте пробуждения принцессы. Чтобы познать русский менталитет, можно обратиться к создателю « » , который написал «Сказку о мертвой царевне».

Сюжет

Классический сюжет начинается с того, что у короля и королевы родилась дочь. В честь этого события во всем королевстве намечался грандиозный пир, куда пригласили всех волшебниц, кроме одной: та фея уже полвека не показывалась из своей башни, и все подумали, что она мертва. Незваная гостья все-таки пришла на торжество, но ей не хватило столовых приборов, поэтому обладательнице волшебной палочки показалось, что с ней обошлись неучтиво.


Когда остальные феи одаривали именинницу подарками, старуха Карабосс произнесла жестокое пророчество о том, что укол веретена станет для красавицы смертельным. Но все-таки приговор смягчает другая волшебница, потому что последнее слово побеждает в споре: несчастная девушка не умрет, а уснет глубоким сном ровно на сто лет. Примечательно, что в оригинальном пересказе Шарля Перро про «бодрящий» поцелуй принца не упоминается.

Услышав предсказание колдуньи, король приказал сжечь все веретена и прялки, но его попытки спасти дочь оказываются тщетны: став взрослой девушкой, принцесса находит в загородной башне замка старушку, которая не знала о запрете на веретена и пряла кудель.


Главная героиня решила помочь, но уколола палец о веретено и упала замертво. Как только не будили принцессу: ей брызгали в лицо водой, натирали виски душистым уксусом, но никакие меры не разбудили дочь короля.

Фея, которая в свое время смягчила приговор, попросила владельцев замка покинуть место и погрузила его в вечный сон; вокруг же разрослись высокие деревья. Юная чародейка подумала, что грустно будет принцессе, когда та, очнувшись через сотню лет, не увидит ни одного знакомого лица. Поэтому фея коснулась каждого придворного волшебной палочкой, и те тоже заснули на целый век. Король с королевой избежали этой хитрости, так как, по мнению Перро, у правителей имеются дела, которых нельзя отложить на столь долгий срок.


Через сто лет в замке появился принц, который не знал о сложившейся ситуации, но услышал от прохожего о спящей красавице и о том, что пробудит ее смелый юноша. Сын короля поскакал на своей лошади в заколдованное место, где и увидел молодую девушку. Когда он опустился на колени, уколовшаяся веретеном принцесса проснулась. Следовательно, в оригинале Перро не было поцелуя, ибо героиня проснулась от того, что прошло ровно сто лет.

  • Композитор тоже представил собственное видение сказки, правда, в музыкальном исполнении. Зрители до сих пор наслаждаются одноименным балетом «Спящая красавица».
  • В 1959 году экранизацию сказки о спящей красавице представил мультипликатор , воплотив концепцию Шарля Перро в полнометражный мультфильм. Главных героев озвучили такие актеры и актрисы, как Мэри Коста, Билл Ширли, Элеонор Одли, Верна Фелтон и Барбара Джо Аллен.

  • В «Диснейленде» есть замок Спящей красавицы, построенный в качестве рекламного инструмента. Но детский парк открылся в 1955 году, за четыре года до премьеры мультфильма. О происхождении замка было объявлено в 1957 году, ибо любопытные туристы постоянно интересовались этой постройкой.
  • В мультфильме в облике злой феи появилась . Кстати, эта героиня стала популярной и даже заслужила одноименный спин-офф с в главной роли.
Синдром «спящей красавицы»
(статья написана в октябре 2010)

Москва—город активных, предприимчивых, работающих, деловых женщин. И в то же время в Москве—огромное количество «спящих красавиц».

Помните из детства сказку о спящей красавице?

«Спящая красавица—принцесса, которую заколдовала злая колдунья. Принцесса спала 100 лет, согласно предсказанию колдуньи, и все вокруг нее спало, сохраняясь неизменным: люди, замок, предметы. Замок был окружен колючими непроходимыми зарослями-оградой и большим дремучим темным лесом. Однажды проезжал по лесу, охотясь, принц, попал к месту, где стоял замок, а т.к. 100 лет прошло именно в этот день—колючие заросли раскрылись и он смог пройти внутрь.
Там принц увидел спящую принцессу, влюбился, поцеловал ее— и тогда она и все окружающие ожили, проснулись. Принц с принцессой поженились, и вместе они жили долго и счастливо…»

Но это все происходит в сказке. А что же у нас в реальной жизни?

В реальной жизни мы встречаем много женщин, внешне очень привлекательных, энергичных, успешных. Но при этом их внутренняя Женщина, фемининная душа, спит крепким, глубоким сном…
Иногда женская душа видит сны, красивые и приятные… Мечтает, грезит, но не просыпается.
И самое главное—избегает видеть реальность. Избегает проявлять активность и свою женскую силу и власть в отношениях с мужчинами.

В чем проявляется синдром «спящей красавицы»?
-Спящая красавица мечтает о любви, о мужчине своей мечты, но …ничего не делает для того, чтобы мечта стала явью.
-Может чувствовать себя неуверенно как Женщина. Считает, что не может влиять на отношения с мужчинами, что от нее мало что зависит.
-Как правило, спящая красавица надеется, что когда-нибудь все сложится хорошо, надо только, чтобы встретился «подходящий» мужчина. И тогда женское счастье придет само, без ее усилий и действий.
-Она может заниматься постоянным самосовершенствованием (фигура, диеты, коррекция лица, гардероб, кругозор, успешность и пр.). По принципу: когда я стану достаточно хороша, принц обязательно появится!
-Она зачастую отказывается знакомиться с теми мужчинами, которые пытаются привлечь к себе ее внимание, под предлогами: не понравился, не так и не то сказал, был недостаточно активен, я его не стою—все равно потом он меня отвергнет и я буду страдать и т.д.
-Или она вообще искренне не замечает внимания мужчин в свой адрес.
-Такая женщина много работает или много времени и сил посвящает какой-либо другой деятельности: заботе о близких, учебе, карьере, общению с подругами, шопингу и пр.
Основная масса ее энергии уходит не на выстраивание отношений с мужчинами, а на решение других вопросов.
-Ее внимание начинают занимать мысли о том, что нормальных мужчин нет, все ценные экземпляры уже прибраны к рукам. Может, перестать надеяться, все равно уже ничего не получится? И тогда внутренняя женщина засыпает навсегда, без надежды проснуться.
-Самое опасное, если женщина решит: женское счастье не для меня.

Как развивается этот синдром?
Представим, что в структуре личности женщины есть как минимум 3 части:
-женская/фемининная часть (внутренняя Женщина)
-мужская/маскулинная (ее Анимус, «воплощение всех маскулинных психологических тенденций в психике женщины»)
-нейтральное, бесполое Оно (обладает интеллектом, практическими жизненными навыками, функционирует дома и на работе)

Внутренняя Женщина «спящей красавицы» обычно недостаточно сильна, неуверенна в себе или травмирована прошлым любовным опытом или в связи с событиями раннего детства.
Эта часть ее личности или не успела проснуться, расцвести в полную силу. Или выбрала заснуть и не проявляться, а просто пассивно ждать того, кто ее спасет и разбудит к жизни…
Как правило, у «спящей красавицы» бодрствует и управляет ее жизнью Оно. Тогда окружающими женщина воспринимается как психологически бесполая.
Себя она сама воспринимает, как сотрудника, руководителя, подругу, дочь, маму, сестру, коллегу… до Женщины часто очередь не доходит.
И к этому ее подталкивает жизнь в большом городе с ее ритмом и задачами. Критерий выбора одежды—удобство. На работе—дресс-код, нужно быть бесполым, хорошо функционирующим винтиком, дома нужно быть дочерью или мамой, в жизни масса проблем и дел, которые надо решать. Не до внутренней Женщины тут, некогда, дел много…
У некоторых женщин, помимо Оно, весьма активен и Анимус. Женщина в ходе жизни и карьеры, борьбы с трудностями, может влететь в сильную идентификацию со своим Анимусом, дать ему власть—и тогда ее воспринимают как «мужика в юбке». В таком случае часто бывает, что мужчины, привлеченные обворожительной, кокетливой, женственной внешностью, летят к такой женщине, как мухи на мед—подлетев поближе и начав общаться, встречают собрата—мужчину под этой женственной оболочкой… А еще этот внутренний мужчина может быть весьма агрессивным и конкурентным, меряться начинает с незадачливым поклонником: кто умнее, кто главнее, круче, у кого чего больше…
Далее возможны варианты развития событий. Но чаще всего поклонник, отойдя от шока, тихонечко отползает назад.

Такая «спящая красавица» (внутренняя Женщина которой заснула) пассивно ждет, когда наступит момент, и в ее жизни появится тот прекрасный принц, который, увидев, как она прекрасна в своем глубоком сне, полюбит ее, поцелует. И тогда она почувствует себя настоящей Женщиной… Все вокруг станет ярким, живым, теплым--и потом они будут жить вместе долго и счастливо. И ей не надо прикладывать никаких усилий, все произойдет само…
Но, размышляя таким образом, она делает 2 важные ошибки, думая, что принц:
-влюбится, только если увидит красавицу спящей (а не бодрствующей и активной)
-что надо продолжать спать (иначе принц не появится и не влюбится).

В то же время спящие красавицы забывают, что: принцев на всех не хватает, по дороге принца может прихватить к рукам более активная девушка, и это только в сказке можно 100 лет сохранять неизменной свою красоту и молодость.
А ведь для принца спящая красавица—родственница его пра-пра-прабабушки? И юные принцы через несколько лет будут искать не спящих пра-пра, а своих ровесниц…

Что же происходит в реальности с принцами, пока красавица спит?
Современным принцам приходится тяжело. Чтобы «сказку сделать былью», принц должен:
-Преодолеть препятствия (заросли дремучие, колючки). Не всякий современный мужчина захочет вообще связываться с трудностями—зачем в такой непроходимый лес ходить? Удобнее гулять привычными тропками, асфальтированными. Или вообще дома лучше сидеть, в тепле и комфорте. Если бы еще в машине, сидя за рулем и с кондиционером—так в дремучий лес на автомобиле не проедешь!
-Не свернуть по дороге к замку «налево»—соблазнов-то много! Девушки красивые и смелые в лесу гуляют, амазонки скачут, Красные шапочки свои песенки поют, есть феи, волшебницы. Даже Баба-Яга и та добрых молодцев привечает: накормит, напоит, в баньке помоет. Каждая очаровывает своим способом. Есть на что отвлечься.
-Влюбиться именно в эту красавицу. Но ведь принцу может не понравиться спящая красотка—ну просто не в его вкусе она!
-Сделать то, чего от него ждут. Предположим, девушка принцу приглянулась. Вот стоит он перед спящей красоткой и думает: а мне это надо? А какой у нее характер? Расколдовать-то расколдую, знаю, как—но как обратно заколдовать, в сказке не написано! Один поцелуй всего—а обязательства потом на всю жизнь! Пойду-ка я обратно, не буду будить, пусть спит дальше. 100 лет спала, и еще поспит. Найдется для нее другой принц…

Каким же мы хотим видеть нашего принца?
На такой вопрос ответ известен: добрым, умным, сильным, привлекательным, мужественным, успешным, предприимчивым, активным, понимающим меня, щедрым, внимательным, заботливым, с широким кругозором и высоким интеллектом и т.д.
Если красавица не видит у принца хотя бы одного из перечисленных качеств —значит, это не настоящий принц! И тогда поцеловать и разбудить ее ему не удастся!
И уйдет этот не прошедший отбора принц несолоно хлебавши, а красавица продолжит прерванный сон и грезы об идеальном прекрасном принце и замечательной жизни с ним….
В общем, шансов на то, что сказка сбудется, как-то маловато…

У современного мужчины, претендующего на роль принца, в структуре личности тоже можно условно выделить 3 части:
-мужская/маскулинная часть (внутренний Мужчина)
-нейтральное, бесполое Оно (обладает интеллектом, практическими жизненными навыками, функционирует на работе и дома, решает проблемы и задачи)
-Анима («воплощение всех фемининных психологических тенденций в психике мужчины, как, например, смутные чувства и настроения»).

Последнее время в Москве заметна определенная тенденция, на которую жалуются женщины:
«большинство мужчин пассивны», «они не ведут себя как мужчины», «у них женственные характеры», «они не смелые, предприимчивые и ответственные, а гибкие, нерешительные, уклоняющиеся от ответственности, любящие поговорить, а не действовать», «они с трудом принимают решение и не хотят брать на себя ответственность или проявлять инициативу», «на работе 90% сотрудников мужчины, из них всего несколько человек с мужским характером, остальные или нейтральные или с женским характером», «если встречается с мужским характером, то приезжий, а мужчины-москвичи себя по-мужски не ведут…»
И тогда можно предположить, что у мужчин такого типа недостаточно активна и развита маскулинная часть личности, внутренний Мужчина.
В обыденной жизни и на работе, чтобы справляться с задачами, им достаточно бесполого Оно. У некоторых мужчин сильна и активна Анима, которая во многом определяет их поведение.
Получается, что сейчас у нас много «спящих принцев», ждущих, когда придет активная, женственная, уверенная в себе женщина и пробудит от сна их мужскую часть личности, Мужчину в мужчине?!

Почему так получилось, что много потенциальных принцев заснули и превратились в «спящих красавцев»?
Причин много и они разные.
Например:
-отсутствие отца с сильной маскулинностью
-отсутствие мужской модели поведения в ближайшем окружении
-доминирующая и подавляющая мужественность мальчика мать
-эгоцентризм
-застревание на подростковой стадии развития личности
-непройденная в юности инициация как мужчины для формирования отчетливой мужской идентичности
-корпоративные культуры бизнес-организаций и госструктур, подавляющие личностные проявления сотрудников, их инициативу и активность
-усталость от требований и ритма жизни большого города…

Современной женщине в этой непростой ситуации, когда стратегия «спящей красавицы» перестала работать по вполне объективным причинам: изменились условия и стиль жизни, изменились мужчины…
-главное и первое: надо проснуться и увидеть, что мужчины вокруг есть и они все разные (в том числе с сильной маскулинной составляющей).
-принять истину, что каждый человек—кузнец своего счастья, в том числе женского
-изменить свою стратегию поведения с мужчинами
-освоить разные стратегии привлечения и знакомства
-обратить внимание на свою внутреннюю Женщину, развить свою фемининную часть, женственность.
-прояснить отношения со своим Анимусом, забрать у него часть власти

У женщины, желающей видеть рядом с собой «настоящего мужчину», есть выбор из 2-х путей:
1. привлечь мужчину с сильными мужскими качествами характера.
2. суметь пробудить в «спящем принце» Мужчину.

Чем сильнее и ярче женственность в женщине, чем больше она в контакте со своей внутренней Женщиной, тем больше к ней притягиваются мужчины с сильной маскулинной частью личности, с «мужским характером». Притягивает и очаровывает обычно противоположность.
Женщина с сильной женственностью, владеющая мастерством влияния и обольщения, сумеет пробудить в мужчине Мужчину. Даже если эта часть личности в нем спит или временно отдыхает…
И тогда вместо «спящей красавицы» и «спящего принца» рядом будут Женщина и Мужчина.

Елена Кузеева—врач-психотерапевт, гештальт-терапевт, автор и ведущая цикла тренингов «Школа Женского Мастерства Елены Кузеевой» в Институте групповой и семейной психологии и психотерапии.

Невероятные факты

Возможно, многие будут весьма удивлены, узнав, что некоторые диснеевские мультфильмы, пользующиеся столь огромной популярностью среди детей уже нескольких поколений, на самом деле, изначально основаны отнюдь не на добрых и позитивных историях.

Это может шокировать, однако основой этих самых историй являлись насилие, убийства, каннибализм и другие холодящие кровь события.

Оригинальные версии сказок

Принято считать, что Дисней, изменив оригинальные версии сказок, сделал их добрыми и приятными, а значит более доступными для широкой публики. Однако есть и те, кто обвиняет Диснея в незаслуженном искажении оригинальных историй.

Некоторые, самые первые варианты сказок, нам стали известны благодаря интернету и обсуждениям на различных форумах. Однако, есть немало диснеевских историй, которые на самом выглядят по-другому, а мы даже и не догадываемся о “подмене” сюжета.

Ниже перечислены примеры менее известных версий популярных мультфильмов, на которых выросло не одно поколение маленьких зрителей.

Пиноккио Дисней

1. Пиноккио: трупы и убийство

Оригинальная версия: Пиноккио становится убийцей, а в конце погибает сам

В самое первой версии сказки Пиноккио был наказан смертью за своё непослушание. Деревянный мальчик безжалостен по отношению к старому Джепетто и постоянно его дразнит. Старик начинает преследовать Пиноккио и попадает в тюрьму за то, что якобы, обижал мальчика.




Пиноккио возвращается домой, где встречает столетнего сверчка, который говорит ему, что непослушные дети превращаются в ослов. Однако, деревянный мальчик, не желая слушать мудрые советы, в порыве злости кидает в сверчка молот и убивает его.

Пиноккио заканчивает свою жизнь тем, что сгорает в огне. Перед смертью он видит ту самую фею, которая в версии Диснея его спасает. Деревянный мальчик задыхается от дыма. Свидетелями его предсмертных страданий становятся кошка с изувеченной лапой, которую ранее отгрыз Пиноккио, и лиса. Оба животных были повешены злым деревянным мальчишкой.




Редакторам такая концовка показалась слишком злой и грустной. Поэтому решено было изменить вторую часть и добавить другую концовку, чтобы сделать историю более позитивной и доброй.

Благодаря стараниям Уолта Диснея, после многочисленных злоключений, которые Пиноккио пережил из-за своего же непослушания и упрямства, он возвращается к старику-отцу и становится хорошим мальчиком.

История Алладин

2. Расчленение в "Алладине"

В оригинальной версии: Кассим был изувечен и зверски убит

Для тех, кто не знает, Кассим - это отец, которого Алладин потерял в раннем детстве. Этот герой появляется в третьей части фильма. Кассим является предводителем банды “Сорок разбойников”. Наверняка, про эту шайку слышал каждый.




Истории "Алладин" и "Али-Баба и сорок разбойников" начинают тесно переплетаться. Чтобы пойти на свадьбу своего сына и принцессы Жасмин, Кассиму пришлось на время оставить злодейский промысел.

В первоначальной версии Али-Баба узнаёт, какие слова нужно произнести, чтобы попасть в пещеру, где сорок разбойников хранят свои сокровища. Затем он рассказывает о золоте своему брату Кассиму, также поведав ему волшебные слова, благодаря которым он всё же попадает в сокровищницу.




Однако, от жадного волнения, которое охватило его при виде столь несметного богатства, Кассим забывает волшебные заклинания и не может покинуть пещеру. В этот момент возвращаются разбойники. Увидев нежданного гостя, они хладнокровно убивают его.

Падшие принцессы: что случилось с героинями сказок после свадьбы?

Затем тело Кассима было разрезано на части. Расчлененные конечности разбойники оставили у входа в пещеру, как предупреждение другим, кто захочет войти в сокровищницу.

В финале сказки после многочисленных сцен убийств в живых остается одна лишь рабыня.

Золушка: оригинальная версия

3. Золушка-убийца

В оригинальной версии: Золушка убивает злую мачеху

Пожалуй, каждому из нас знакомы две версии сказки о бедной девочке, которую обижала злая мачеха. "Золушка" от Шарля Перро и братьев Гримм основаны на сюжете сказки Джамбаттиста Базиле (Giambattista Basile).

В версии Базиле присутствует ещё один персонаж - гувернантка, которая по началу очень благосклонна к Золушке. Девушка плачется ей на свою горькую судьбу и жалуется на злую мачеху. Гувернантка советует ей убить ту, которая делает жизнь Золушки невыносимой.




Одним ударом крышкой сундука в область шеи девушка лишает жизни свою истязательницу. Гувернантка выходит замуж за отца Золушки. Однако её жизнь становится ещё печальнее и тяжелее, чем прежде.

Как оказалось, у новой мачехи есть семь дочерей, которых она прятала. Когда они были представлены отцу Золушки, он забывает о родной дочери. Теперь Золушка обречена на тяжкий круглосуточный труд. Её заставляют выполнять самую черную работу по дому.

5 малоизвестных версий известных детских сказок

Заключительная часть истории очень схожа с традиционной сказкой. Дисней не стал менять концовку истории, так как в любой версии у сказки про Золушку - счастливый финал. Бедная девушка после перенесенных испытаний выходит замуж за прекрасного принца.




И у Шарля Перро, и у братьев Гримм, и у Базиле простая служанка становится принцессой. Дисней, являющийся приверженцем "хэппи энда", не стал менять заключительную часть истории, а лишь добавил в неё позитива и радостных лиц.

Так что, история про бедную девушку, в которую влюбляется принц, не всегда была такой уж безобидной и чистой, какой нам преподносит Дисней.

Спящая красавица - оригинал

4. Спящая красавица находится среди покойников

В оригинальной версии: спящая красавица покоится среди разлагающихся трупов

Все помнят, как в знаменитой сказке колдунья прокляла девушку. В пятнадцать лет красавица должна была погибнуть от укола веретеном. Однако, другая колдунья смягчила проклятие, пообещав, что это будет не смерть, а сон длиною в сто лет.

Кусты шиповника, густо разросшиеся вокруг замка, стали колючей ловушкой для сотен молодых людей, которые в надежде на то, чтобы увидеть спящую принцессу, пытались пройти эти тернии. Все они погибли, запутавшись в зарослях. Умирали они страшной и мучительной смертью.




Спустя ровно сто лет, как и предсказала вторая колдунья, проклятие спало. Обильная растительность, ставшая могилой для множества молодых парней, превратилась в чудесные цветы.

Принц, проезжающий мимо на лошади, видит Красавицу. Своим поцелуем он возвращает её к жизни. Именно такую счастливую развязку экранизировал Дисней.




Первоначальная версия этой истории исходила всё от того же Джамбаттиста Базиле. И его сценарий сказки был куда менее чистый и радостный.

В его версии король насилует спящую Красавицу. Во сне девушка беременеет и рожает двойняшек. Затем она просыпается, но её жизнь омрачена кознями злой королевы, которая, всё же в итоге сгорает в огне, предназначенном для Красавицы.

Несмотря на то, что финал сказки также счастливый, сложно не признать, что весь сюжет истории наполнен отвратительными сценами насилия и убийств.

Сказка Андерсена Русалочка

5. Кровожадная Русалочка

Дисней снял мультик "Русалочка", взяв за основу сюжет сказки Ганса Христиана Андерсена (Hans Christian Andersen). В этой истории ради принца юная Русалочка идёт на огромные жертвы: ей отрезают язык, а её ноги истекают кровью.




Русалочка терпит невыносимые боли ради того, чтобы остаться с любимым. Однако принц женится на другой. Не в силах убить того, кого она любит больше себя и своей семьи, Русалочка кончает жизнь самоубийством, превратившись в морскую пену.

Однако сам Андерсен придумал свою сказку на базе другой истории, написанной Фридрихом де ла Мотт Фуке (Friedrich de la Motte Fouque). Его версия "Ундина" более жестокая и печальная.




Получив человеческую душу, Ундина выходит замуж за рыцаря. Однако, многочисленные родственники русалки строят козни, мешая тем самым её счастью с мужем. Ко всему прочему, рыцарь влюбляется в Бертиду, которая поселяется у них в замке.

Мультфильмы Диснея бледнеют по сравнению с советскими мультиками

Чтобы спасти возлюбленного и его новую пассию от гнева своего дяди, злого водяного, Ундина кончает жизнь самоубийством, бросившись в реку. Рыцарь женится на Бертиде. Однако Ундина возвращается в образе русалки и убивает неверного мужа.

Возле могилы рыцаря неожиданно появляется ручеёк, который является своего рода символом того, что русалка и её возлюбленный даже на том свете вместе, а их любовь сильнее жизни и смерти.

Сказка Белоснежка и семь громов

6. Пытки несчастной Белоснежки

В оригинальной версии: Белоснежка подвергалась пыткам и стала рабыней

В истории, описанной братьями Гримм, королева покушалась на жизнь Белоснежки трижды: сначала она пыталась задушить девушку, затянув корсет так сильно, что лишила её возможности дышать.

Затем она причесывает волосы девушки ядовитым гребнем. Когда же и этот способ не принёс желаемого результата, злая королева решается отравить падчерицу яблоком, надкусив которое она умирает.




Гномы кладут Белоснежку в стеклянный гроб. Проходивший мимо принц, увидев прекрасную покойницу, решает забрать гроб домой. От сильного толчка кусок отравленного яблока выпадает из горла Белоснежки, и она оживает.

На свадьбе падчерицы и прекрасного принца злая королева танцует в туфлях из раскаленного железа, затем умирает от ожогов ног.

Возможно многих удивит тот факт, что братья Гримм позаимствовали идею сказки всё у того же Базиле, версия которого отличалась особой кровожадностью и многочисленными сценами насилия.

По сюжету Базиле, девочка умирает в возрасте семи лет. Её тело помещают в семь стеклянных гробов. Ключ от гроба хранится у дяди покойницы, так как мать девочки умирает от горя. Во сне девочка продолжает расти и к определенному возрасту становится настоящей красавицей.




Жена дяди находит гроб с покойницей. Она тянет её за волосы, ядовитый гребень выпадает, и девушка оживает. Подозревая бедняжку в том, что она является любовницей её мужа, женщина начинает плохо относиться к ней.

Белоснежке отрезают волосы, избивают её до полусмерти и делают её рабыней. Бедняжка ежедневно подвергается унижениям и побоям. От этого у неё появляются черные круги под глазами, а изо рта идёт кровь.

Девушка решает свести счеты с жизнью, но перед этим рассказывает о своей нелегкой судьбе кукле. Дядя Белоснежки, подслушав её исповедь, всё понимает. Он разводится со своей женой, лечит искалеченную племянницу, затем выдаёт её замуж за богатого и хорошего человека.

История Геракла

7. Самосожжение Геракла




В оригинальной версии: Геракл сжигает сам себя

Зевс, верховный бог, насилует Алкмену, жену Амфитриона, который также вступает с ней в интимную связь в ту же ночь. В итоге, Алкмена беременна двумя младенцами от разных отцов. От Зевса рождается сын Геракл.

Мальчик вырастает, становится великим и доблестным воином и женится на прекрасной Мегаре. Находясь в состоянии безумия, которое на него наслала Гера, Геракл убивает своих детей.




В финале истории его четвертая жена вешается, после того, как увидела, что Геракл срывает с себя одежду вместе с кожей. Он же пытается себя сжечь заживо. Однако в погребальном костре сгорает только его плоть. Бессмертная часть его существа возвращается на Олимп, где он долго и счастливо живет с Герой.

8. Лис и смерть охотничьего пса

В оригинальной версии: оба животных умирают жуткой смертью

У Коппера и Чифа, отважного охотничьего пса, непростые отношения. Коппер ненавидит Чифа и ревнует его к своему хозяину. Очевидно, что хозяин выделяет из всех своих псов именно Чифа. Это неудивительно: ведь как-то Чиф спас его от нападения медведя, в то время как Коппер, испугавшись огромного зверя, просто спрятался.




Тод - это лис, который вечно дразнил хозяйских собак, доводя их до безумия. Однажды после очередной провокации со стороны Тода Чиф срывается с цепи. В погоне за дерзким лисом Чиф попадает под поезд и погибает.

Горюя, хозяин клянётся отомстить лису. Он тренирует Коппера, чтобы тот игнорировал всех лисиц, кроме Тода.

Между тем, Тод и старая Лисица творят беспорядки в лесу. Однако Коппер и хозяин, наткнувшись на логово лисиц, отравили газом находящихся внутри маленьких лисят. Хозяин беспощадно убивает одного за другим детенышей Тода.




Самому же Тоду всегда удаётся уйти от смерти. Но Коппер находит Тода и убивает. Сам пёс сильно истощен и тоже едва не отдаёт Богу душу. Однако хозяин выхаживает своего пса. Некоторое время оба почти счастливы.

К сожалению, хозяин начинает пить и попадает в дом престарелых. В отчаянии он берёт ружьё и убивает своего верного пса. Коппер погиб от рук собственного хозяина. Вот такая совсем невеселая концовка у оригинальной истории про Лиса и верного пса.

Мультик Горбун

9. Смерть и страдания в "Горбуне"




В оригинальной версии: и Эсмиральду, и Квазимодо подвергают жесточайшим пыткам, затем они оба умирают

Версия Гюго, бесспорно, более трагичная. Влюбленный Фролло наносит стращную рану красавцу Фебу, во время свидания того с Эсмеральдой. Затем Квазимодо сбрасывает Фролло с крыши Нотр-Дама. Дисней смягчил финал истории. В классической истории красавица-цыганка была вздёрнута на виселице.




В финале истории несчастный горбун идёт в склеп, где покоятся трупы казненных преступников. Найдя среди гниющих тел свою любимую, Квазимодо обнимает её труп. А спустя некоторое время вошедшие в склеп люди видят два скелета, которые сплелись в крепких объятиях.

10. Покахонтас изнасиловали и убили

В оригинальной версии: Покахонтас была похищена, изнасилована и убита

Фильм Диснея о красивой индейской девушке Покахонтас был основан на записях английских путешественников. История охватывает период ранней колонизации. Действия происходят в колонии Вирджиния.




Когда Покахонтас была совсем юной, она была похищена англичанами с целью получения выкупа. Девушку изнасиловали, а мужа её убили. Затем её крестили и дали новое имя Ребекка.

Чтобы скрыть беременность, наступившую после изнасилования, Покахонтас выдают замуж за Джона Рольфа (John Rolf). Вместе со своей новой семьёй дикарка отбывает в Англию, где привычные вещи для неё становятся диковинкой.

Спустя два года Рольфы решили вернуться в Вирджинию. Накануне отъезда Покахонтос становится плохо, её сильно рвёт. Мучаясь в ужасных конвульсиях, девушка умирает. Предположительно, Покахонтас умерла от туберкулеза или пневмонии. Ей было всего 22 года.




Однако, по другой версии, Покахонтас стали известны планы английского правительства об уничтожении коренных индейских племен. Англичане намеревались отнять земли у народа Пакахонтас.

Боясь, что Покахонтас может раскрыть политические стратегии относительно индейцев, англичане спланировали её отравление. Покахонтас должна была погибнуть, прежде чем вернуться на родину и рассказать о том, что ей известно.

Убедительно доказывает, что зло бывает чертовски привлекательным.

В детстве Джоли много раз пересматривала диснеевский мультфильм «Спящая красавица» . Большинству девочек нравилась его главная героиня - белокурая принцесса Аврора, которая уколола палец о веретено и погрузилась в волшебный сон. Но Анджелину в этой сказке завораживал образ Малефисенты - колоритной могущественной злодейки с эффектным головным убором в виде рогов. «Я очень боялась ее, но все равно любила», - признается актриса.

Много лет спустя, когда в Голливуде решили экранизировать историю знаменитой колдуньи, Джоли стала основной претенденткой на роль Малефисенты. По замыслу авторов, красота героини должна покорять зрителей с первого взгляда, а кто с этим справится лучше, чем самая желанная женщина мира. В новом фильме сюжет о Спящей красавице (ее играет актриса Эль Фаннинг) уходит на второй план, в центре сценария - биография волшебницы, которая в юности вовсе не была злой и мстительной. Сердце бывшей феи Малефисенты ожесточили предательство близких и вынужденная борьба за любимое королевство.

На съемках ежедневно по четыре часа актрисе накладывали грим. Внешность Анджелины подверглась значительной трансформации. Звезде пришлось носить специальные силиконовые накладки на нос, скулы и уши, чтобы черты лица выглядели более резкими. Изменился и цвет ее глаз: Джоли надевала золотистые контактные линзы, раскрашенные профессиональным художником. Но главным испытанием стали 30-сантиметровые черные рога, крепившиеся на шлем с помощью магнитов. Первое время актриса не справлялась с тяжелой конструкцией и постоянно задевала ею декорации и съемочную аппаратуру. Рога ломались, художникам приходилось делать новые - для съемок было создано в общей сложности около 20 шлемов из различных материалов.

По сценарию в одном из эпизодов Малефисента встречается с 4-летней принцессой Авророй, и девочка при этом совершенно не боится злой колдуньи. Поиски ребенка стали для съемочной группы настоящей проблемой: при виде Анджелины в черной мантии и с рогами на голове малыши начинали кричать и плакать. В итоге роль принцессы стала дебютом Вивьен Джоли-Питт - младшей дочери актрисы и ее гражданского супруга Брэда Питта . Девочка оказалась единственной, кто не испугался зловещей волшебницы. В сцене крестин Авроры снялись и старшие дети звездной пары - Пакс и Захария, изображавшие принца и принцессу из дальних стран.

Еще три красавицы колдуньи: кто на свете всех милее?



Формально главную роль в этой картине играла звезда «сумеречной саги» Кристен Стюарт , но и зрителям, и критикам фильм запомнился благодаря Шарлиз Терон. Бессердечная мачеха, вскоре после свадьбы убивающая своего супруга-короля, она меняет роскошные костюмы в каждой сцене и носит перстни в виде хищных когтей, которыми вырывает сердца у птичек и душит юных девушек, чтобы забрать у них молодость. «Больше всего мне понравилось орать на людей, - шутила потом Шарлиз. - Наконец-то на работе можно было разрядиться».

Немецкие сказочники в фильме изображены шарлатанами, которые не верят в волшебство и пугают легковерный народ с помощью трюков и фокусов. Это продолжается до тех пор, пока они не встречают настоящую колдунью - Зеркальную королеву, помешанную на идее вечной молодости. Роль главной злодейки предназначалась для Умы Турман , но та от съемок отказалась, освободив место итальянской диве Монике Беллуччи. «Судьба моей героини - предупреждение для тех, кто отождествляет себя со своим отражением в зеркале», - заявляла актриса.

Британская звезда обожает авторское кино и редко снимается в блокбастерах, однако ради роли Белой колдуньи в трилогии «Хроники Нарнии » она сделала исключение. Главной причиной стали дети актрисы: незадолго до съемок Суинтон как раз начала читать сказки своим близнецам и поняла, что в ее фильмографии нет ни одной картины для семейного просмотра. «Я создала совершенно новый образ, - говорила она. - Моя колдунья не кричит и не угрожает, как обычные злодеи. Даже темные дела она творит спокойно, элегантно и с достоинством».