Вячеслав заренков открыл храм для русских на кипре со своим изображением на иконе. Храм Святого Апостола Андрея Первозванного и Всех Святых, в земле Русской просиявших

Многотысячная община русских десятки лет обживает гостеприимный Кипр; русские ходят в храмы Кипрской Православной Церкви, на Кипр командируют русскоговорящих священников. У старейшего русского прихода на острове скоро появится собственный дом - камень в закладку храма освятил Патриарх Кирилл.

Пятиглавый храм в русском стиле

9 июня патриарх Кирилл, совершающий четырехдневный визит в Кипрскую Православную Церковь, освятил закладку русского храма во имя святителя и чудотворца Николая в городе Лимассоле, называемом на острове "русским городом".

Первая литургия на церковно-славянском языке была совершена местной общиной еще в 1995 году на Троицу. Теперь богослужения совершаются каждую субботу и воскресенье, на великие и двунадесятые праздники, каждый четверг поется акафист Святителю Николаю, каждую пятницу дается время для подробной исповеди. До сих пор верующие собирались либо в храмах Кипрской православной церкви, либо в "молельном доме" - деревянной часовенке рядом с местом строительства будущего храма, подаренной русской общине на Кипре Юрием Лужковым. Здесь по четвергам читают акафист, но литургию не проводят.

Сруб доставили на самолете, собирали здесь ночью, все было довольно таинственно, и на следующее утро появился слух, что русские привезли сюда SS-300, - смеется настоятель будущего храма священник Виктор Зогий Виктор. Небольшой деревянный храм – точная копия старейшей из сохранившихся на Руси деревянных церквей XIV века – Лазаревской церкви Муромского монастыря.

К строительству собственного храма община шла 18 лет при том, что согласие как Русской, так и Кипрской Православных Церквей было получено сразу же. В эти годы литургию служили в храме святого Стилиана, а в 2010 году русская община вынуждена была переехать в храм Человеколюбца Христа (район Закаки в городе Лимассоле). В этом же храме по определенным дням совершают богослужения кипрская и румынская общины.

Для окормления русской паствы Московский патриархат направляет в командировки русских священников. Например, отец Виктор Зогий находится здесь уже шесть лет и говорит, что "Лимассольская епархия нисколько не затрудняет жизнь русским священникам".

Проект пятиглавого храма в русском стиле делали в архитектурном бюро Воронцова, - рассказывает будущий настоятель. - В двухэтажном храме разместится не только помещение для богослужений, но и культурный центр для русскоязычной диаспоры. На службе будут свободно размещаться до 500 человек. Сейчас у нас по воскресеньям постоянно бывает около 200 человек, причем многим приходится стоять на улице, что под кипрским солнцем очень тяжело. Причастие длится не меньше получаса, приносят много младенцев.

Воскресная школа при храме уже работает, ее ученики и их родители нередко ездят в совместные паломнические поездки к святыням Кипра. Для взрослых проходят катехизаторские курсы. По традиции Кипрской Православной Церкви, прошение о Крещении подается в Митрополии, и каждый крещаемый (или крестные младенца) проходят курсы - русским назначают для катехизации русскоговорящих священников.

Новый храм будет строиться на возвышенности, члены русской общины считают место "элитным районом" Лимассола, хотя он расположен и не в центре города. Канонически храм будет передан в подчинение Кипрской православной церкви и функций представительства РПЦ выполнять не будет, однако земля и здание будут находиться в собственности Русской ПравославнойЦцеркви. Также богослужение будет совершаться по старому стилю, как в России, несмотря на то, что Кипрская церковь перешла на новый календарь.

Попечительский совет обещает, что долгостроя не будет, и через два года мы уже освятим новый храм, - говорит отец Виктор. - Надеемся, что начало строительства и закладка первого камня побудит людей пожертвовать достаточно средств на завершение работ.

После молебна на освящение закладного камня Патриарх Кирилл призвал всех - и простых людей, и тем более состоятельных - жертвовать на возведение храма, сказав, что передающим средства на такое благое дело отпускаются многие грехи.

Русские на Кипре

Храм святителя Николая в Лимассоле будет первым храмом в собственности Русской Православной Церкви на Кипре, но это не первая община и не первый приход.

Еще один русский приход действует в деревне в десяти километрах от города Ларнаки (загородная земля дешевле, поэтому церковь построили в стороне). Храм здесь построен федерацией профессионального бокса России с партнерами на земле Кипрской Православной Церкви и передан ей в безвозмездное пользование. Последние полтора года эту общину окормляет русский священник Сергий Козлов, служат на славянском языке.

Отец Сергий Козлов рассказывает, что приехал в готовый и расписанный храм - но в нем не было прихожан.

Начинать приходилось без хора, первые три месяца в храме было по 5-6 человек. Кому-то из заходивших однажды я даже звонил, чтобы они продолжали ходить. Сейчас по воскресеньям у нас 80-100 человек, а на Рождество и Пасху еще больше. Недавно на Троицу было 150 человек. У нас открылась воскресная школа для детей и взрослых, для детей издается приходская газета на русском языке.

Как и во многих зарубежных приходах Русской Православной Церкви, в общине - выходцы из всего бывшего СССР: из Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Молдавии.

Наша преподавательница из воскресной школы не всегда знает, на каком языке общаться с детьми. Молодое поколение уже с трудом осваивает русский язык: кто-то предпочитает английский, кто-то греческий, а недавно приехавшие дети понимают только по-русски, - рассказывает отец Сергий.

В приходской газете специально собирают раскраски, загадки, викторины для детей на русском языке. Следующий выпуск уже готовят - к празднику Первоверховных апостолов Петра и Павла. Какие-то материалы пишут сами, какие-то находят в интернете. Патриарху подарили мультик о Ноевом ковчеге, созданный воскресной школой на основе пластилиновых фигурок.

В день вторжения турок на Кипр русская община вместе с греками проводит заупокойное богослужение; молятся и о здравии тех, кто пропал без вести.

Конечно, с 1974 года прошло много времени, но надежда у верующих всегда остается, - рассказывает отец Сергий. - Остров разделен, но мы молимся обо всем острове, об историческом Кипре, о будущем единстве.

Прихожанка русской общины Ирина, приехавшая на Кипр 15 лет назад из Челябинска, сейчас живет в православном благотворительном центре во имя святого Христофора в городе Паралимни. Здесь помогают не только русским и грекам, но и туркам: дают крышу над головой, ежедневно раздают горячие обеды, снабжают продуктами неимущие семьи и СИЗО. "Первый раз столкнулась с благотворительностью с большой буквы, когда сама попала в беду, - говорит женщина. - До того сама относилась к этому предвзято: думала, благотворители преследуют какие-то свои цели".

Таких, как Ирина, членов распавшихся межнациональных браков с детьми на руках, на Кипре много:

Сначала в отношениях с супругом спасал языковой барьер, а потом начали друг друга понимать, и оказалось, что совсем чужие люди с разными культурами. Почему-то только у женщин из Украины семьи с киприотами получаются долговечными. Моя 11-летняя дочь - русская, ни разу в жизни не бывавшая в России. Она одинаково хорошо говорит по-русски, по-гречески и по-английски, потому что с трех лет ходила в англоязычный детский садик. Для детей Кипр - идеальное место, деревня со всеми удобствами, море и чистый воздух плюс бесплатное обязательное образование, - рассказывает Ирина.

На родину поехать ей и хочется, и страшно: Россия сильно изменилась за 15 лет. Кроме того, не с кем оставить ребенка и нет возможности взять дочь с собой, а по Кипрским законам родители, бросившие ребенка хотя бы на два-три дня, сразу лишаются его и могут получить его обратно из органов опеки только через суд.

Русские приехали на Кипр в основном лет 15 назад с большими деньгами и немного "растерялись": купили невыгодную недвижимость, требующую больших затрат на обслуживание, и потом не могли ее продать. Поэтому слово "Кипр" вызывает у многих негативные эмоции, объясняет Ирина. Кроме того, на Кипре трудно заниматься бизнесом, и многие пытаются зарабатывать в других странах, оставив семью на острове.

В Паралимни, где живет Ирина, недавно также был направлен русскоговорящий священник отец Алексий. Каждую субботу на подворье Киккского монастыря в столице Республики Кипр Никосии (рядом с Посольством России) в храме святого Прокопия проводятся богослужения на славянском языке. В Пафосе служит русскоговорящий священник отец Георгий. Здесь выкладывают номера телефонов священников в интернет, чтобы облегчить путь выходцев из русскоговорящих стран к приходской общине.

На Кипре открыты 4 школы для русскоговорящих детей (в столице государства Никосии, в Лимассоле и в Пафосе), во многих государственных лицеях и гимназиях русский язык преподается как иностранный, на всей территории острова доступны три русскоязычные еженедельные газеты.

В Лимассоле, где в субботу был заложен храм во имя святителя Николая, живут около 10 тыс. русских: сотрудники международных компаний, бизнесмены, русские жены в смешанных браках. Всего на Кипре, по разным оценкам, от 10 до 30 или даже 40 тыс. граждан РФ; точных статистических данных нет, поскольку многие из них имеют второе гражданство и не учитываются иммиграционными властями.


Священник Виктор Зогий в часовне на месте строительства русского храма


Проект нового храма в русском стиле - пятикупольное здание с трапезной и образовательным центром в цокольном этаже


Рядом с будущим храмом стоит деревянная часовня - по четвергам здесь читают Акафист Святителю Николаю


Перед освящением закладного камня русского храма


В ожидании освящение закладного камня русского храма


Молебен на освящение закладки русского храма


Будущие прихожане русского храма в Лимассоле


Храм где сейчас совершают богослужения для русской общины

Александра СОПОВА

Третье странствие Святого Апостола Андрея Первозванного вокруг Понта началось из Эдеса, откуда он вместе с Матфеем и Симоном Кананитом отправился в землю Иверскую беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя, они прошли часть области Триалетской до реки, называемой Чорохи.
Апостол Андрей проповедовал «скифам, согдианам и горсиянам, дошёл даже до великого города Севаста и реки Фасиса (ныне река Риони), где живут ивиры, сусы, фусты и алане…»

Апостолы посетили и гористую Сванетию, княжна Сванетии приняла их проповедь, Матфей остался здесь во главе церкви, а великий Андрей с Симоном Кананитом поднялись в горы, где жили осетины, и достигли города Фостофора, и многих обратили в христианство.
Более точные и подробные сведения об апостоле Андрее принадлежат Никите Пафлагону в «Похвальном слове апостолу Андрею», IX век. «Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера к югу Понта Евксинского».
Под таврами и скифами здесь упоминаются обитатели Крыма и жители , территория которой простирается от города до (река Днепр) и Дуная . Путь святого апостола Андрея шел по берегам Черного и Каспийского морей.

Епифаний Кипрский собрал об Андрее Первозванном много свидетельств, и составил жизнеописание и пути святого благовестника. Апостол Андрей просветил многих иверийцев в Иверии (Грузию), в Сванетии, в которой правила Понтийская царица, вдова убитого понтийского царя. Сванетия приняла Святое Благовестие, здесь был оставлен апостол Матфий, спутник апостола Андрея для утверждения Церкви Христианской.
Из Сванетии святой Андрей Первозванный отправился в Осетию, и в городе Фостофоре многих обратил в христианскую веру.
Епифаний Кипрский (греч. Ἐπιφάνειος Κύπρου; ум. май 403 г.) сообщает о том, что «Апостол Андрей учил скифов, косогдиан и горсинов, в Севастополе Великом , где укрепление Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы, и сузы, и фусты, и аланы» .

Из горной Осетии его путь лежал в Абхазию, в город Севаст, где еще больше людей приняли его проповедь. Из трудов Святых отцов, изданные Минем узнаём, что «Апостол Андрей, обошел, благовествуя, все поморье Вифинии и Понта, Фракии и Скифии, потом прибыл в Севастополь Великий, где укрепление Апсар и река Фазис». Жители Севаста приняли слово Божие, во главе церкви остался святой апостол Симон.

По мнению исследователей, эти географические названия, относятся к территории современной Абхазии, где город Сухум — это древняя греческая колония Диоскурия, в римскую эпоху была известна под названием Севастополиса и Севастополь Великий, отсюда шёл торговый путь в Индию и азиатские страны. Река Фазис – это древнее название реки Риони.

Святой апостол Андрей отправился вдоль моря в землю жестокосердных джигетов, погруженных во мрак нечестия. Джигеты не приняли проповеди апостола Андрея и искали случая убить его, но Господь сохранил его. Блаженный Андрей, видя их непреклонность и жестокосердие, удалился от них, поэтому джигеты и по сие время остаются в неверии.
От них Святой Андрей удалился в Верхний Сундаг, жители которого с радостью последовали учению Христа, затем он направился со своей проповедью и чудесами, творимыми Именем Божиим, в Босфор, где немало горожан привлек ко Иисусу Христу.


Монах Епифаний повествует, что из Босфора апостол Андрей Первозванный двинулся вдоль южного берега Тавриды (Крыма) и достиг Феодосии, в которой лишь некоторые последовали его учению. Благовествуя, Андрей Первозванный прибыл в Херсонес , где зажег сердца многих верою во Иисуса Христа.


Спустя несколько времени апостол Андрей посетил город Воспор, на берегу Понта Эвксинского, лежавший близ земли тавро-гуннов. В Воспоре святой Андрей успешною проповедью своею и чудесами многих обратил в христианство и утвердил в вере. Оттуда, следуя вдоль южного побережья Тавриды, он посетил многолюдный город Феодосию, которым управлял князем Савромат. Малое число жителей Феодосии уверовало в Спасителя.

Оставив их, апостол Андрей удалился на западную оконечность полуострова, в город грубых и неверных готов Херсонес , но они более склонные были к христианству. Долгое время пробыл в Херсонесе Святой апостол Андрей и многих обратил к истине. До наших времен указывают на мысу Херсонеса то место, где вышел на берег апостол Андрей, неподалеку от того места принял мученическую смерть в 97 года святой Климент, епископ Римский.

Мысль о просвещении готов и скифов по обетованию Спасителя не оставляла апостола Андрея, и из Херсонеса предпринял он странствие, вверх реки Борисфен (река Днепр), до гор Киевских, об том упоминает наш летописец Нестор.

Посетил Андрей и богатую греческую колонию Ольвию, лежавшую на широком лимане реки. Летописец Нестор передает нам, что Андрей Первозванный, многие дни подымаясь по Днепру, достиг наконец до гор Киевских и, молитвенно проведя ночь там, на рассвете он водрузил по своему обычаю животворящий крест на горе в Киеве.

«Видите ли горы сии? — сказал он в духе пророческом своим ученикам. — На сих горах воссияет благодать Божия, и град великий имеет здесь создаться, и церкви многие в нем воздвигнет Господь».

Святой Андрей предвидел и благословил грядущее распространение христианства на Руси Киевской. Русь проснулась к благодатной христианской духовной жизни. Место, где был водружен крест Апостола Андрея Первозванного, ознаменовано в Киеве благолепным храмом во имя его.

Возвратившись в Херсонес, святой Андрей ещё раз посетил Воспор и оттуда, переплыв Понт, в третий раз достиг Синопа, где укоренилось христианство , и дал им епископом одного из учеников своих, филолога. Посетив многие города и приморские селения, где были основаны им церкви, достиг, наконец, Византии.

В предместье Аргирополе, или Серебряном граде, Святой Андрей поставил епископом одного из 70 учеников Христовых Стахия, который стал главою иерархии нового Рима, как и апостол Климент был поставлен главою ветхого Рима от Петра.


Недалеко от Византии, в Акрополисе, или Вышгороде , апостол Андрей поставил церковь близ градских ворот, называемых Авгеноном, а самая церковь носит имя Армасона.
Апостол Андрей проповедовал скифам, жившим на территории от Балкан до устья Дуная и далее .

Далее пошел Андрей Первозванный во город Ираклию и, оставался там долгое время, сея семя божественного ведения. Епископ города Ираклия, как старейший из духовной собратий, имеет право вручать жезл пастырский самому патриарху Константинополя.

Посещая города Македонии, апостол Андрей проповедовал, утешал и исцелял болящих, крестил, и созидал церкви, и рукополагал пресвитеров.
В Фессалонике долго он оставался, поучая народ и утверждая верующих, обращенных в христианство еще проповедью святого апостола Павла. Из Солуни отправился в Пелопоннес и посетил ахайский город, древние Патры

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Об основании известного монастыря апостола Андрея Первозванного, расположенного на одноименной оконечности оккупированной Карпасии, известно очень немного. По преданию, апостол Андрей побывал в этих местах в Ι веке по Р.Х., когда корабль, на котором он плыл, из-за штиля вынужден был три дня простоять на якоре в близлежащем небольшом порту. Там по молитвам апостола из скалы забил родник, «который с тех пор стекает в ров возле Старой церкви, а потом из источника близ моря вытекает уже освященная вода» . Источник обладает чудодейственными свойствами, его водой исцелился слепой сын капитана корабля, который, согласно преданию, на том же самом месте построил храм, посвященный первозванному ученику Христа.

Под 1003 годом у англо-саксонского паломника Сивульфа находим первое свидетельство с упоминанием названия небольшого причала близ монастыря; он называет его «причалом апостола Андрея». Это свидетельство считается очень важным, ибо показывает, что уже в византийские времена имя апостола связывалось с мысом в Карпасии и что уже тогда существовало предание об апостоле Андрее.

Другое важное свидетельство, которое доказывает уже сам факт существования в то время монастыря в данной местности, относится к 1191 году. Оно принадлежит английскому священнику Бенедикту Петерборскому, который говорит, что тогдашний правитель Кипра Исаак Комнин (1185–1191) был захвачен Ричардом Львиное Сердце в хорошо укрепленном монастыре, называемом «Мыс апостола Андрея».

Мыс также упоминается на старинных географических картах Кипра уже с 1465 года как мыс святого Андрея (capo de Sando Andrea). На старых картах отмечается и существование на месте нынешней обители церкви под названием «Святой Андрей» («Sando Andrea»).
Многие путешественники, посетившие Кипр как в период латинского господства (1191–1571), так и в эпоху турецкого (1571–1878), также упоминали об этом. Английский путешественник Ричард Покок, посетивший остров в 1738 году, пишет, что «мы достигли самой восточной точки острова, которая называлась у древних Воос Ура, а сегодня называется мысом Апостола Андрея по причине существования скального монастыря во имя апостола Андрея, в котором проживают два-три монаха» .

Современная история монастыря известна примерно с 1855 года, когда отец Иоанн Николай Диаку из Ризокарпасоса начал строительство нового храма, который и был освящен 15 августа 1867 года при архиепископе Софронии. Отец Иоанн считается ктитором нынешней обители.

От самого первого храма не осталось почти никакого следа. На его месте много лет спустя во время латинского господства в XV веке был воздвигнут храм, существующий и поныне. «Своим архитектурным стилем, живописными крестово-купольными конструкциями Старая церковь, построенная над источником, который явил знаменитый апостол, подтверждает без всяких сомнений, что это строение XV века. Мы легко убеждаемся в безошибочности этого утверждения, и никто не может нас опровергнуть. “Около 1430 года, в эпоху латинского господства, мы, жители данной местности, имели финансовые возможности, если не сказать благосостояние, позволившие нам увеличить и украсить церквушку нашего дорогого рыбаря апостола Андрея. Эту работу мы поручили хорошему мастеру, который был отлично знаком с секретами церковного строительства”» .

Этот старый храм, построенный в готическом стиле, находится на три с половиной метра ниже алтаря нового (нынешнего) храма, а ведут в него две высеченные в камне лестницы. Храм представляет собой в плане четырехугольник, а его дверь, находящаяся на южной стороне, высечена из камня в виде свода.

Новый монастырский храм относится к XIX веку, о чем можно сделать вывод на основании сохранившейся надписи о дне его освящения – 15 августа 1867 года. Храм однонефный, со сводчатым потолком, укрепленным шестью поясами. Большая дверь храма находится на южной стене, а на северной стене – вторая дверь, с надписью о дне освящения.

О новом храме и вообще монастыре святого апостола Андрея Первозванного пишет историк Сакеллариу: «Немного южнее от Клидес, у мыса, лежит монастырь святого Андрея. Еще 30 лет назад здесь был лишь небольшой старый храм апостола Андрея, но с тех пор, благодаря деятельности и честности назначенного тогда священника малой церкви, а ныне монастырского эконома, был построен большой и прекрасный храм с замечательными кельями вокруг, и таким образом здесь составился с течением времени один из прекраснейших монастырей острова» .

Иконостас, который перегораживает по всей ширине и высоте новый храм, вырезан из дерева и позолочен, но неизвестны ни время его создания, ни мастер, его выполнивший. Из дерева вырезаны также и амвон, трон и центральный храмовый амвон. Справа от иконостаса располагается резной позолоченный и украшенный амвон с поклонной иконой апостола Андрея Первозванного. В храме пребывают среди прочего несколько старых икон ΧΙΧ века и несколько святынь того же времени.

Отец Иоанн Николай Диаку (1827–1909) из Ризокарпасоса считается ктитором и первым экономом нынешней обители. Он начал строить новый храм в 1855 году, после того как смог собрать достаточно пожертвований от верующих Кипра и живущих за его пределами, «привезя с собой и драгоценную старую икону святого» . Тогдашний архиепископ Кипра Макарий Ι (1854–1865) взял строительство храма под свое духовное руководство.

Отец Иоанн самоотверженно трудился на пользу знаменитого монастыря. Когда он в возрасте 82 лет скончался 4 июля 1909 года, соотечественники похоронили его рядом со Старой церковью, где позднее был установлен его мраморный бюст.

О характере отца Иоанна и его деятельности историк Франгудис пишет следующее: «Эконом, управляющий монастырем, священник, каких мало. Он один следит за обработкой земель, за получением доходов; он же предпринял сбор пожертвований для строительства обители. Доходы, которые получает обитель, отец Иоанн использует на содержание женско-мужской школы Ризокарпасоса, на прием гостей и различные другие благие дела епархии, которой он является добрым ангелом. Такие священники поистине нужны во всех селениях» .

Известны имена и других потрудившихся на благо обители. Это эконом Христофор Киккотис, который служил между 1910 и 1915 годами, эконом Иосиф (1916–1926), эконом Панкратий (1926–1927), эконом Клеопа из Мофоса (около 1931), эконом Фотий Махереотис из Фламуди (1931–1934), иеромонах Хрисанф Макрияннис (1935–1937), иеромонах Николай Сандамас (1942–1947), эконом Леонтий Яковидис (1948–1962) и эконом Клеопа Курузидис (1962).

Большим благодетелем монастыря был Аристодимос Яннаку Папапетрос (1897–1967), который в 1967 году завещал монастырю апостола Андрея Первозванного все свое имущество стоимостью в 50 тыс. лир для строительства монастырских гостиниц. Тело его погребено на территории монастыря.

Обитель святого Андрея Первозванного отмечает свой престольный праздник 30 ноября, но поскольку погода в это время уже, как правило, зимняя, из-за чего паломники испытывают значительные неудобства, и так как в старину паломничество в монастырь занимало много дней, главным престольным праздником монастыря стало 15 августа – день освящения нового монастырского храма в 1867 году.

«В монастыре апостола Андрея дважды в году бывает престольный праздник с участием множества народа. Большее число паломников прибывает на праздник 15 августа – день освящения монастыря, когда стоит прекрасная погода. Другой престольный праздник совершается 30 ноября в день памяти святого, но из-за дождливой погоды прибывает немного паломников» .

Как пишет Яннис Ставринос Икономидис в своей «Истории апостола Андрея в Ризокарпасосе», «удивительное зрелище представляло множество телег, влекомых быками, мулами, лошадьми, покрытых разноцветными навесами, всадников, пеших, двигающихся по пыльным дорогом Карпасии в течение трех суток, необходимых для того, чтобы добраться до обители к 15 августа, со своими приношениями: огромными свечами, животными, одних из которых дарили, а других закалывали прямо там и ели. Обитель же предоставляла кров и вино в изобилии. На престольный праздник многие прибывали морем, а колокол святого встречал прибывающих постоянным радостным звоном» .

По случаю празднования столетия церкви апостола Андрея 7 октября 1967 года на Кипр из Патр была принесена честная глава апостола; святыня была выставлена на поклонение в течение недели. Главу, которую сопровождали митрополиты Патрский Константин, Никейский Георгий и Идрский Иерофей, принял в порту Фамагусты бывший в то время президентом Республики Кипр архиепископ Макарий; мощи апостола были встречены под пение псалмов в исполнении хора Всегреческого общества псаломщиков и звуки музыки, которую играл филармонический оркестр Фамагустского муниципалитета; все испытывали чувство необыкновенного религиозного умиления.

Архиепископ Макарий в своем слове тогда сказал в том числе следующее: «В этой местности, расположенной близ древнего Саламина, где родился и принял мученическую смерть апостол Варнава, в эти минуты совершается великое событие исторического значения. Основатель Кипрской Церкви встречает основателя Церкви Византии. Апостол, принявший мученическую смерть в Саламине через побитие камнями, встречает претерпевшего в Патрах крестную смерть собрата апостола. Первый из апостолов от семидесяти Варнава принимает на своей родине первого от двенадцати – апостола Андрея».

Автокортеж, сопровождавший святыню до самого монастыря апостола Андрея, проезжал через многие поселки и деревни Карпасии, и в каждой народ выходил встречать честные мощи. Когда же глава апостола Андрея была доставлена в монастырь 8 октября 1967 года, то в присутствии многих тысяч верующих, которые пришли туда со всего Кипра, была совершена архиерейская Божественная литургия, возглавлявшаяся архиепископом Макарием в сослужении членов Священного Синода Кипрской Церкви, митрополитов Патрского, Никейского и Идрского.

Когда на Кипре получил широкое распространение автотранспорт, паломники стали приезжать в монастырь на автобусах, но все равно дорога оставалась долгой – в течение двух-трех дней. До 1974 года в обитель приходило множество верующих, и немалое число их для того, чтобы крестить детей. Среди тысяч посетителей монастыря было много турок-киприотов, которые тоже почитали святого и приходили к нему со всех уголков Кипра, принося дары по обету.

После турецкого вторжения в 1974 году впервые осажденным Карпасии было позволено прийти в монастырь на литургию по случаю праздника святого 30 ноября 1978 года. Игумен Киккского монастыря вместе с тогдашним экономом обители святого Андрея Клеопой Курузидисом впервые после вторжения посетили монастырь 30 ноября 1994 года, а год спустя они возглавили паломническую группу из 40 бывших жителей Карпасии, приехавших в монастырь святого апостола Андрея на автобусе со свободных территорий. А первое массовое посещение монастыря 600 греками-киприотами состоялось 15 августа 1997 года; это стало возможным благодаря настойчивым обращениям попечительского совета монастыря апостола Андрея Первозванного в ООН и к правительствам США и Великобритании.

После того как в апреле 2003 года турецкий оккупационный режим частично снял ограничения на передвижения по направлению к и от оккупированных территорий, тысячи верующих собрались на территории оккупированной обители, чтобы почтить память святого и выразить свои упования на его заступничество. Так, известно, что 1 мая 2003 года из 25 800 греков-киприотов, переправившихся на оккупированные территории, 24 000 направлялись в монастырь святого Андрея Первозванного. А через три дня после частичного снятия ограничений на передвижения, 26 апреля 2003 года – это была Великая суббота, в монастыре служили праздничную пасхальную литургию, которую транслировали международные телеканалы.

Во время престольного праздника 30 ноября 2004 года попечительский совет обители вместе со всеми организациями оккупированной Карпасии впервые с 1974 году провел всекарпасийское и всекипрское паломничество к монастырю апостола Андрея, которое возглавил епископ (ныне митрополит) Киккский Никифор.

В попечительский совет монастыря входят шесть человек; каждые три года в члены совета избирают жители Ризокарпасоса, кандидатуры избранных одобряются архиепископом Кипра. Нынешний совет, однако, насчитывает восемь человек, потому что двое из них, включая председателя, пребывают в изоляции на оккупированной территории.

Так звучит полное название новой русской церкви, открытой в районе деревни Эпископио, которая географически находится в округе Никосии. Первый златокупольный храм на Кипре, узнаваемый издалека традициями русской православной архитектуры, относится к древнейшей Тамассоской митрополии. По преданию, именно здесь начали проповедовать Евангелие апостол Варнава и апостол Павел.

Впервые к уже построенному храму мы приехали за месяц до его открытия. Вот таким он предстал перед нами в тот момент.

"Эйфелева башня", которая видна справа за храмом, − это тоже церковь, только романская. Когда-то она нам казалась очень высокой, но теперь вовсе такой не кажется рядом с "нашей".

Торжественное освящение Царских Врат было назначено на вечер 27 марта 2017 года. В это время мы были на Кипре и, конечно, не преминули возможностью "запротоколировать" такое событие. Машину пришлось оставить в деревне, примерно за километр до храма, и идти дальше пешком − очень много народа ожидалось в тот день, а парковка у церкви хоть и не маленькая, но не "резиновая".

Успели к началу, когда основные гости ещё не приехали, но стулья для них были расставлены. Тем временем, одними из первых "прихожан" в церкви стали кипрские военнослужащие.

Пока не все ещё подтянулись, прошлись по ухоженной территории. Покажем как раз фотографии из первого приезда, когда ничто не отвлекало от процесса съёмки. Правда некоторые объекты ещё были не закончены, но вы нам это простите, надеемся.

Рассмотрим для начала детально доминанту комплекса. В качестве описания я буду приводить слова Елены, которыми она "репортажила" в соцсетях после открытия храма.

"Купола в России кроют чистым золотом - чтобы чаще Господь замечал."

Теперь такой пятикупольный златоглавый красавец - храм построен и на Кипре. Идея создания родилась в ходе встречи русского мецената Вячеслава Заренкова с Митрополитом Тамассоским владыкой Исайей. Заслуженный строитель России, президент социально-культурного Фонда "Созидающий мир", Вячеслав Заренков взял на себя финансирование проекта и руководство строительством.

Архитектурная концепция храма отражает национальный стиль храмостроения русской православной церкви: белые стены, крестообразная форма и золотые купола-луковицы − первые золотые купола на Кипре. Храм украшен уникальными витражами: русские березы и родные русские пейзажи.


Территория вокруг храма - это настоящий христианский культурный центр: зона для проведения праздников, амфитеатр, сад с фонтанами и беседками, просторная детская площадка, а за ней − аллея с постаментами, в арках которых находятся мозаичные изображения русских святых.

Рассмотрим их поближе: хорошо известные и почитаемые образы.

Вернёмся снова к событию открытия храма. Стали приезжать именитые гости, и постепенно весь "зал" под открытым небом, включая первые ряды, был заполнен.

В церемонии празднества по освящению врат новопостроенного храма в честь Святого Апостола Андрея и Всех Святых в земле Русской просиявших, принимали участие: Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис, Митрополит Тамассоский владыка Исайя, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, духовенство и руководство Республики Кипр, Посол России на Кипре Станислав Осадчий, ну и конечно меценат и благотворитель Вячеслав Заренков.

Как и подобает в подобных случаях, было произнесено много торжественных речей как на греческом, так и на русском языке. Более подробный фотоотчёт вы сможете посмотреть в нашем фотоальбоме, а здесь покажем несколько репортажных снимков.

В веренице событий мы не заметили, как часть высоких гостей ушла внутрь церкви для знакомства с её убранством. Но внутренний голос подсказал, что пора уже двигаться к храму, хотя в него ещё и не пускали. Кроме того, он прошептал, что встать надо не у главного входа, а у одного из боковых, где было меньше народу. Лене удалось "просочиться" через охранника внутрь церкви, а мне к тому моменту лишь пробраться в небольшой закуток, разделяющий главное помещение церкви от улицы, размером чуть больше тамбура в электричке. В итоге, место оказалось "выигрышным", потому что именно к этому выходу вскоре потянулись "первые гости", среди которых были Президент Кипра Никос Анастасиадис, митрополит Волоколамский Иларион, другие официальные лица.

Теперь настала пора познакомиться с внутренним убранством нового храма и нам. Если выразить впечатление кратко, то скажем, что он "утопает в роскоши" − столько позолоты мы не встречали ни в одной кипрской церкви или монастыре, разве что в Киккосе. Основным мотивом для росписи стали знаменитые подвиги и события из жития русских святых. Их образы, столь узнаваемые и близкие русскому сердцу, украшают стены и иконостас.

Рассказывая об убранстве, сложно не заметить большую картину, висящую по правую руку от главного входа. На ней изображён сам Вячеслав Заренков (с семьёй), дарящий новый храм Кипру в лице митрополита Тамассоского владыки Исайи, сопровождаемого свитой. Кстати, это не единственное изображение мецената в церкви. Внимательный взгляд может обнаружить его с храмом в руках, припавшего на коленях к правой ноге апостола Андрея на другой иконе.

В храм были привезены частицы мощей некоторых русских святых, которые будут здесь дальше храниться. Поклониться им выстроилась тогда большая очередь страждущих.

Уже стемнело, но торжественная церемония на площади перед храмом не закончилась. Мы были честно говоря удивлены, что русских и киприотов было примерно одинаково по численности. Но конечно то, что праздник все разделили между собой душевно, радостно и поровну, было очень приятно! Событие действительно всекипрского масштаба. Ведь дружба между Россией и Кипром многовековая, и ценится не только хорошими отношениями политического плана и туристическим наплывом россиян, но и православными традициями.

Торжество украсили своим пением хор студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Шёл Великий пост (Пасха в 2017 году выпала на 16 апреля), но какой праздник без угощений? На территории была развёрнута "полевая кухня", куда начали приносить различные блюда. В районе "беседки", внутри которой изображена сцена Крещения Христа, была обустроена "питейная", где полным ходом шёл розлив различных напитков.


В северо-восточной части острова Кипр есть узкий и длинный полуостров Карпасия. Правда, эта территория примерно с середины XV известна больше как мыс Святого Андрея. Это один из самых отдаленных уголков острова. Именно на этом полуострове в давние времена был основан монастырь Апостола Андрея Первозванного (в переводе с греческого языка «Андрей» означает «мужественный»). Первозванным его нарекли за то, что он первым последовал за Спасителем. Это был самый преданный и верный ученик Иисуса Христа. Он пребывал со Спасителем в течение всей его земной жизни.

Об основании этого монастыря известно очень немного. Предание гласит: в 34 году новой эры Андрей Первозванный плыл на корабле в Эфес. Когда корабль приблизился к берегам Кипра, начался штиль. Кораблю пришлось три дня стоять на якоре в небольшом порту. Запасы питьевой воды закончились. Андрей посоветовал капитану отправить матросов на берег, и заверил его, что они обязательно найдут там воду. Сначала поиски не принесли результата. Но убежденность святого подействовала на команду.

Поиски были продолжены. Андрей Первозванный сошел на берег вместе с моряками. Неподалеку оказалась груда камней. Святой остановился рядом с грудой, помолился и легко отодвинул один из валунов. Из-под земли тут же забил источник чистой воды. Но на этом чудеса не закончились. Апостол смочил водой из источника глаза слепого сына капитана. Ребенок прозрел. Пассажиры были потрясены. Они начали расспрашивать Андрея. Апостол стал рассказывать им об Иисусе Христе и его учении. К концу пути все пассажиры обратились в христианскую веру.

Прошло много лет, и в один прекрасный день жители деревни Ризокарпасо узнали: к ним приехали люди, которые собираются возвести над святым источником храм, посвященный Андрею Первозванному. Ни старый капитан, ни его чудесным образом исцеленный сын не забыли о том чуде, которое когда-то совершил здесь великий Апостол.


Первое свидетельство, в котором англо-саксонский паломник Сивульф упоминает название небольшого причала неподалеку от монастыря, относится к 1003 году. Он называет его «причал Апостола Петра». Специалисты считают это свидетельство самым важным, поскольку оно говорит о том, что имя Андрея Первозванного связывалось с мысом в Карпасии уже в византийские времена, и предание об Апостоле Андрее уже существовало.

Есть еще одно важное свидетельство, доказывающее, что в то время в этой местности уже был монастырь. Английский священник Бенедикт Петерборский рассказывал в 1191 году о том, как Ричард Львиное Сердце захватил в плен Исаака Комнина (в те времена – правитель Кипра, правил островом с 1185 по 1191 год). По словам священника, правитель перед пленением долго скрывался в хорошо укрепленном монастыре, называвшемся «Мыс Апостола Андрея».

Сейчас от храма, который был построен первоначально, не осталось практически ничего. В 1430 году, во времена латинского господства, здесь был построен новый готический храм. Средства на его возведение выделил франкский дворянин. К сожалению, имя его не сохранилось. Этот храм сохранился до наших дней.

С появлением игумена Иоанна Эконома (отец Иоанн Николай Диаку) паломническое и монашеское движение, связанное с именем Андрея Первозванного, обрело новую жизнь. После того как Иоанн овдовел и потерял ребенка, он решил полностью посвятить себя служению Господу Богу. В 1855 году отец Иоанн начал строить новый храм, а в 1866 году – обустраивать обитель. Строительство велось на пожертвования от верующих киприотов. Торжественное освящение храма состоялось 15.08.1867, при архиепископе Софронии.

Потолок в храме сводчатый. Его укрепляют шесть поясов. Центральный храмовый амвон и трон тоже деревянные. Справа от иконостаса расположен позолоченный резной амвон, в котором установлена икона святого Андрея Первозванного. Кроме того, в монастыре есть несколько икон XIX века и некоторые другие святыни того же времени.

Новый величественный храм был возведен на 3.5 м выше древней готической постройки XV века. Однонефную церковь освятили именем Святого Андрея Первозванного. Это был просторный, очень вместительный храм. Несколько позднее вокруг церкви была построена открытая арочная галерея. Ее использовали в качестве опоры для второго этажа, где были размещены кельи для монахов. Ряды новых келий образовали широкую площадь. Вокруг этой площади посадили инжирные деревья (в Библии - смоковница). В те времена эти деревья были особо почитаемы за тень, которую они даровали людям, и за сладкие плоды. Святая обитель была возведена на крутом берегу. ПО виду ене можно было принять за сторожевой пост. Архитектурную композицию завершала колокольня прямоугольной формы, выдвинутая к морю как маяк.

Если вы побываете в этом храме, обратите особое внимание на его внутреннее убранство. Деревянный позолоченный иконостас украшают древние символы христианства. Здесь можно увидеть и птиц, которые клюют виноград (в христианстве – олицетворение верующих), и плоды граната, символизирующие искупительную жертву Спасителя, и ветви пальмы – символ торжественного въезда Иисуса Христа в Иерусалим, и множество растений, животных и птиц, среди которых летают ангелы.

На трехрядном иконостасе можно увидеть иконы кисти художника Франгулидиса. В местном ряде иконостаса размещаются полнофигурные изображения. Особенно интересен образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Над этим образом вырезаны два ангела. Они парят с венцом над голубем, символизирующим Святой Дух. Справа от Царских Врат можно увидеть образ Спасителя. Его венчает рельеф, на котором изображены два льва, поддерживающие корону. В храме есть одна очень редкая икона Святителей Филона и Синесия. Предание гласит: именно Святитель Филон в IV веке обратил местных жителей в христианство.

В храме очень необычные Царские Врата. Это отодвигающиеся перегородки. На них изображен Иисус Христос в архиерейском облачении. Его золотой нимб окружают херувимы, славящие Царя Царей. В руках Иисуса – жезл, увенчанный двуглавым змием. В прежние времена убранство храма завершала позолоченная икона Апостола Андрея Первозванного. Но, к сожалению, до наших дней она не сохранилась.


Отец Иоанн многое сумел сделать в своей достойной жизни. Прославлению святой обители он посвятил примерно полвека. Сейчас в монастырском саду установлен бюст этого священника.

В прежние времена монастырь Апостола Андрея был одним из самых богатых и известных на острове. В дни празднования памяти святого сюда собирались паломники не только с острова, но и изо всего христианского мира.

В обители хранится множество легенд и преданий. Самая известная легенда гласит: монастырь стал местом паломничества всего христианского мира после того, как гречанка Мария Георгиу увидела вещий сон. Турки похитили у нее маленького сына и тайно вывезли его в Константинополь. Несчастная женщина много лет искала своего сына. Она верила, что Апостол Андрей поможет ей, и горячо молилась. И вот через 17 лет после исчезновения сына ей приснился вещий сон. К ней явился Апостол Андрей и повелел отправиться на Кипр, на полуостров Карпасия. Во время плавания она рассказала своим попутчикам о вещем сне. Этот рассказ заинтересовал молодого дервиша. Когда на горизонте уже показались монастырские строения, он подошел к Марии и спросил: как она узнает своего сына? Мария сказала, что на плече ее сына должна быть родинка. Юноша понял: перед ним – его мать, которую он искал долгие годы. Он скинул с себя плащ и бросился к ногам своей матери. Благодарность женщины Апостолу Андрею, подарившему ей встречу с сыном, была безгранична. Пересказать все легенды и предания, которые хранит монастырь, просто невозможно. Но люди помнят их и верят в них. А великий Апостол Андрей Первозванный продолжает творить чудеса.

После того как в 1974 году Кипр был разделен на Северный и Южный, количество паломников в монастыре существенно уменьшилось. Попечительский совет монастыря неоднократно обращался в ООН. Но первое массовое посещение монастыря стало возможно только 17.08.1997. Тогда здесь побывали 600 жителей греческой части Кипра. После того как в 2004 году была открыта граница между Южным и Северным Кипром, из Южного Кипра в монастырь приехали тысячи верующих, чтобы почтить память Апостола Андрея. Сейчас сюда едут люди со всего мира. Они верят, что Апостол Андрей поможет им решить их сложные проблемы, исцелит от болезней. Те, кто не может сам отправиться в путешествие, пишут записки с просьбами, вкладывают их в бутылку и бросают в море. Ведь, как известно, Андрей Первозванный особо благоволит странникам и путешественникам. Люди верят, что святой поможет их просьбам попасть в руки священников святой обители. Люди приходят в величественный храм, чтобы поклониться святому, испить целительную воду. Ведь в старинной часовне и в наши дни журчит животворный источник, чудотворная вода которого связана с историей основания этой святой обители.

Апостол Андрей Первозванный закончил свою земную жизнь в Патрах Ахайских. В то время начались гонения на христиан. Правитель области Егеат, которого раздражала чудодейственная сила святого обращать людей в христианскую веру, заключил Апостола в темницу и приговорил к казни. Андрея Первозванного распяли на косом кресте. Святой проповедник мучился два дня, и наконец, мирно отошел к Господу. Мощи святого с 357 года хранились в Константинополе. После того, как город заняли крестоносцы, они были переправлены в Италию. В 1458 году, во времена Папы Римского Пия II, честную голову Андрея Первозванного перенесли в римский собор Святого Петра.

Каждый год 30 ноября монастырь отмечает свой праздник. Но погода в это время уже довольно прохладная. Поэтому главный престольный праздник отмечается 15 августа. В 1867 году именно в этот день храм был освящен. А через 100 лет, 7 октября 1967 года, из Патр на остров Кипр привезли мощи Апостола. В течение недели все верующие могли поклониться святыне. Сопровождал мощи Константин, митрополит Патрский. В порту Фамагусты их принял архиепископ Макарий (в то время он был президентом Республики Кипр). До самого монастыря святыню сопровождал кортеж. Когда он проезжал через город, люди выходили из домов и кланялись честным мощам. Многие верующие стремились крестить детей именно в этом храме.

Сейчас в монастырь приезжает множество верующих со всего мира. От поселка Дипкарпаз до него можно доехать всего за 20 минут. По дороге можно любоваться на километры песчаных пляжей, посмотреть на редких птиц и диких животных, увидеть, как живут селяне на Северном Кипре. В обители живут монахи, официально проводятся церковные службы. Монастырь признан объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

В России память Апостола Андрея Первозванного почитают с давних времен. Это почитание началось во времена царствования Петра I. Первый русский орден государь учредил в 1698 году и дал ему имя Апостола Андрея, «святым крещением первоначально пределы наши просветившего». Орден выполнен в виде креста. На нем начертаны латинские буквы SAPR - «Святой Андрей - покровитель России». На обратной стороне ордена начертан девиз «За веру и верность». Как известно, Петр I был основоположником российского флота. Поэтому на полотнище морского флага он поместил изображение Андреевского креста. Много славных побед совершил русский флот под Андреевским стягом.

И сейчас имя Апостола Андрея Первозванного, преданного последователя и вдохновенного проповедники Иисуса Христа все больше и больше укрепляет связи между Россией и Кипром, между христианами всего мира.