Выставки и музеи в кремле. Драгоценности, вдохновлённые природой

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

7 мая в связи с репетицией Парада Победы проход к кассовому павильону Музеев Московского Кремля в Александровском саду осуществляется только из станции метро "Библиотека им. Ленина" по подземному пешеходному переходу. Парковка автомобилей невозможна.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Коллекция Щукина, ретроспективы Репина и Поленова, Мунк и британский ХХ век – мы выбрали 10 выставок 2019 года, которые совершенно точно нельзя пропустить. Основная волна открытий приходится на март.

Владимир Вейсберг в Фонде IN ARTIBUS

Совместная выставка Пушкинского музея и частного Фонда, основанного Инной Баженовой (крупный коллекционер и владелец влиятельного международного издания об искусстве The Art Newspaper). Выставка объединит собрания обоих, чтобы максимально полно показать одного из ключевых живописцев советского "второго авангарда" Владимира Вейсберга. Самые известные его работы – "белое на белом", строгие натюрморты с кубами и цилиндрами, словно выставленные в учебном классе, и исполненные по всем законам перспективы в сотне оттенков белого. Самое интересное – проследить путь, которым он шел от ярких сочных портретов и композиций, шаг за шагом "приглушая" цвет, переходя на полутона, отсекая все лишнее и в форме, и в колорите, чтобы в итоге получить концентрированную чистую живопись. При том, что это совсем не первая выставка Вейсберга за последние годы, интересна она как раз представленным объемом работ. В Пушкинском музее хранится самая полная подборка его произведений, переданная вдовой в Отдел личных коллекций двадцать лет назад. Инна Баженова собрала значительное число картин, доступных на арт-рынке. Выставка продлится полгода, причем живописная ее часть будет неизменной, а вот графику, которой вредно так долго находиться на свету, поменяют – на открытии будут работы из Пушкинского, а через три месяца их сменят рисунки из собрания Фонда.
Фонд IN ARTIBUS, Пречистенская набережная, 17
1 февраля – 28 июля

"Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа" в Пушкинском музее

Фото: BACON, Francis 1909-1992; Second Version of Triptych 1944-1988

Большая выставка лондонской галереи Тейт, посвященная самому важному направлению в британском искусстве ХХ века. В 70-е годы, когда главными трендами были абстракция и концептуализм, эта группа художников предпочитала фигуративное искусство, часто маслом на холсте. Впрочем, традиционными их работы назвать никак нельзя – то, что происходит с человеческим телом и пространством на этих картинах и рисунках, корежит здоровую зрительскую психику похлеще любого перфоманса. Главные звезды здесь, конечно, Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд (если что, внук основателя психоанализа). Компанию им составляют не менее интересные Франк Ауэрбах, Дэвид Бомберг, Рональд Китай, Леон Коссоф, Майкл Эндрюс. Всего из Тейт привезут около 80 работ – достаточно, чтобы составить представление об этом искусстве, кстати, весьма дорогом и популярном у коллекционеров. Выставка гастролирует по миру, ее уже показали в Лос-Анджелесе, Малаге и датском Орхусе. Везение, что и до Москвы она тоже доберется.

4 марта – 20 мая

Илья Репин в Третьяковской галерее

Очередной блокбастер галереи, посвященный одному из самых известных российских художников. Выставка займет три этажа здания на Крымском Валу, покажут более 300 картин и рисунков. Будут все: "картинки из учебников" – "Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", портреты, исторические полотна. Из Русского музея привезут колоссальное по замыслу и по размеру "Торжественное заседание Государственного совета" – его длина почти девять метров, и все портреты (а их на картине 81) написаны с натуры – Репину с двумя учениками разрешили присутствовать на заседаниях. Очереди будут примерно как на Серова, есть смысл купить билеты заранее на сайте.
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
14 марта – 18 августа

Сокровища китайских императоров в Кремле

Императорский дворец Гугун в Пекине, он же Запретный город, самый большой дворцовый комплекс в мире, привозит в Кремль около сотни предметов, чтобы в деталях рассказать о жизни правителей в XVIII веке. Трон с резными драконами, роскошные парадные одежды императоров и императриц, золотые чаши, музыкальные инструменты, символы власти – все, без чего невозможна церемониальная придворная жизнь, будет на выставке. Уникальная возможность увидеть невероятные по уровню исполнения предметы.
Музеи Московского Кремля
15 марта - 30 мая

Комар и Меламид в Музее современного искусства

Большая ретроспектива отцов-основателей соц-арта, совместившего, как ясно из названия, соцреализм с его вождями и лозунгами, и американский поп-арт, умело иронизирующий над стереотипами. История возникновения соц-арта уже стала легендой: в 1972 году друзья подкинули двум выпускникам Строгановки "халтуру": написать плакаты для подмосковного пионерлагеря к 50-летию пионерской организации. Готовиться начали заранее, зимой, согревались напитками и в шутку представили персонажа, который пишет такие работы абсолютно искренне. Сначала появились портреты близких в официальной стилистике, а дальше пошло-поехало – картины, полуподпольные выставки, эмиграция. И распад дуэта в 2003. Выставка подготовлена совместно с BREUS Foundation (частный фонд, до недавного времени планировавший открыть музей современного искусства в бывшем кинотеатре "Ударник" и вручавший премию Кандинского), так что должны быть ключевые работы дуэта.
Московский музей современного искусства, Петровка, 25
19 марта – 2 июня

Эдвард Мунк в Третьяковской галерее

Фото: предоставлено Третьяковской галереей

Большая сольная выставка норвежского художника из его музея в Осло. Будет и знаменитый "Крик", правда, в графическом варианте, и много других работ и сюжетов. Изломанная экспрессия его работ связана с тяжелыми жизненными событиями и сложным психологическим состоянием. Болезни и смерти близких, одиночество, депрессия, любовные неудачи – все отражалось в творчестве. Самая известная его картина изображает "кричащий" кровавый закат, который вызывал у Мунка отчаяние и приступы меланхолии. В отдельную линию на выставке будет выделена любовь Мунка к Достоевскому. Считается, что мировоззрение русского писателя повлияло на него существенным образом.

15 апреля – 14 июля

Коллекции Сергея Щукина и Фонда Louis Vuitton в Пушкинском музее

Два года назад выставка картин из дореволюционной коллекции московского купца и мецената Сергея Щукина, проходившая в фонде Louis Vuitton, буквально взорвала Париж (за четыре месяца ее посмотрели больше миллиона человек). Еще бы – коллекция великолепная, денег на понравившиеся в парижских галереях работы он не жалел, первым в России стал покупать Моне, забрал себе большую часть таитянского цикла Гогена, переключился на Сезанна и Пикассо, заказал Матиссу знаменитые панно "Музыка" и "Танец". Словом, что ни картина, то шедевр. Соперничать с ним мог только Иван Морозов. После революции их собрания национализировали, потом объединили в Музей нового западного искусства, потом поделили между Пушкинским и Эрмитажем. Сначала в Париже, а теперь и в Москве с Питером восстановят историческую справедливость – покажут по отдельности коллекции каждого собирателя, которые по сути – портрет человека, проявление его пристрастий и характера. В Пушкинском начнут с коллекции Щукина и его братьев, которые тоже собирали искусство, а в Эрмитаже в это же время выставят собрание Морозова.
Одновременно в освободившихся залах Галереи искусства стран Европы и Америки, где обычно висят импрессионисты, покажут шедевры коллекции Бернара Арно, основателя Фонда Louis Vuitton. Круг его интересов – от классиков ХХ века до наших дней. В Москву привезут работы Джакометти, Кляйна, Болтански, Баскии, Бэнкси, Мураками и еще пару десятков звездных имен.
А дальше три коллекции снова переместятся по кругу – щукинская уедет в Питер, морозовская – в Париж, и уже в 2020 году – в Москву.
Выставка произведений из коллекции Fondation Louis Vuitton
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков, Волхонка, 14
04 июня – 29 сентября

"Щукин. Биография коллекции":
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Волхонка, 12
17 июня – 15 сентября

Василий Поленов в Третьяковской галерее

Фото: предоставлено Третьяковской галереей

Еще одна крупная ретроспектива в Третьяковке. Полторы сотни работ из музеев и частных собраний, все жанры – пейзажи, портреты, архитектурные проекты (здания Поленов и рисовал, и строил при случае – церковь в Абрамцеве его рук дело, как и собственная усадьба). Важным был для него евангельский цикл – в юности Поленова поразила картина Иванова "Явление Христа народу" и он почти сорок лет работал над собственной серией из жизни Христа, собирал материал, объехал Египет, Сирию и Палестину, написал сотни эскизов и 65 картин. Большая часть из них сейчас потеряна, но все, что можно, на выставке соберут. Впервые в Москву приедет важное для Поленова полотно "Христос и грешница", на выставке передвижников ее купил Александр III и с тех пор она находится в Русском музее.
Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12
26 сентября 2019 – 26 января 2020

Гейнсборо в Пушкинском музее

Представьте себе портрет настоящего английского аристократа – вытянутые лица, шелковые камзолы, шляпы с перьями, романтический пейзаж за спиной и послушный охотничий пес у ног. Вот это, если сильно упростить, и будет Гейнсборо. Один из главных британских художников XVIII века, автор портретов королевской семьи и высшей аристократии, придумавший передавать настроение и состояние модели при помощи пейзажа, и к тому же блестящий живописец – все это он. Точный набор произведений, которые приедут на выставку в Москву, пока неизвестен, но участие в проекте подтвердили ведущие британские музеи – Национальная и Портретная галереи, Музей Виктории и Альберта, Тейт, Королевская Академия художеств, Дом-музей художника в Садбери. Попутно обещают показать его учителей и предшественников – Рубенса, Ван Дейка, Ватто из российских собраний. Если кураторам все удастся, должно получиться грандиозно.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Волхонка, 12
25 ноября 2019 – 09 февраля 2020

Ирина Осипова

Нижегородский государственный художественный музей является одним из старейших региональных музеев России. Инициатива его создания принадлежит двум художникам, заложившим основу собрания - профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву (1840-1918) и историческому живописцу Андрею Андреевичу Карелину (1866-1928), сыну известного нижегородского фотографа А.О.Карелина. Официальное решение о создании музея было принято на заседании Городской думы 14 июля 1894 года. В ходе его организации городские власти решили объединить вновь создаваемый художественный музей с уже существовавшим историческим, так называемым «Петровским домиком».

Торжественное открытие нового музея в Дмитриевской башне кремля, приуроченное к проведению в Нижнем Новгороде Всероссийской художественно-промышленной выставки, состоялось 25 июня (ст. ст.) 1896 года. Объединенный музей получил название «Нижегородский Городской Художественный и Исторический музей». В последующие годы оно не раз менялось в связи с различными реорганизациями, в 1934 году произошло официальное разделение музея на два самостоятельных учреждения.

До революции музей пополнялся за счет даров Академии художеств и частных пожертвований. Основу первоначальной коллекции составили полотна, подаренные А.П.Боголюбовым, И.Е.Репиным, А.А.Карелиным, Н.А.Кошелевым, К.Е.Маковским, А.П.Рябушкиным и другими известными живописцами. Значительную роль в комплектовании сыграл Максим Горький, благодаря которому в коллекцию вошли картины Б.М.Кустодиева, Н.К.Рериха, М.В.Нестерова и др. После 1917 года источниками поступления стали национализированные дворянские собрания, Государственный музейный фонд и другие организации. Большое число произведений было приобретено благодаря собирательской деятельности музейных сотрудников.

Музей занимает два исторических здания, расположенных в центре города и являющихся памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения:

    Время работы :

    • ежедневно с 11:00 до 18:00

      четверг с 12:00 до 20:00

      вторник - выходной день

    Билеты :

    Постоянная экспозиция русского искусства

    • взрослые - 170 рублей
    • учащиеся, студенты, пенсионеры - 80 рублей

    Открытое хранение коллекции художественного серебра (экскурсии по специальному графику)

    • группы от 4 до 15 человек
    • взрослые - 250 рублей
    • учащиеся, пенсионеры - 150 рублей

    О возможности экскурсий по НГХМ

    К оллекция русского искусства, представленная в НГХМ в Кремле, охватывает практически все виды изобразительного творчества (иконопись, живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство), а также все периоды развития национальной культуры, начиная от древнерусских памятников XIV-XVII вв., произведений отечественных художников XVIII - XX вв. до работ современных мастеров.

Из Дворца правосудия в Париже через сводчатый переход можно попасть в Святую капеллу, Сент-Шапель , - жемчужину готической архитектуры. Она была построена королем Франции Людовиком IX (Святым) в 1242–1248 гг. как монументальный реликварий для величайших святынь христианского мира, и прежде всего Тернового Венца Спасителя.

Состоящая из двух церквей, расположенных одна над другой, увенчанная стрельчатыми башенками капелла напоминает драгоценную шкатулку. Заполненный потоками окрашенного света верхний храм представляет собой ансамбль из витражных окон высотой 15 м.

Открывающаяся в Одностолпной палате Патриаршего дворца выставка в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции будет сосредоточена на трех важнейших темах: личности Людовика Святого, реликвиях Страстей Христовых и Сент-Шапель, созданной королем Франции как достойное место хранения обретенных им святынь.

«Идея совместного проекта во многом исходила от наших французских коллег из Центра национальных памятников , - уточняет куратор выставки, доктор исторических наук Ольга Дмитриева . - Они были вдохновлены собственным опытом. В 2014 году масштабной выставкой в Консьержери Франция отметила 800-летие со дня рождения Людовика IX . Акцент тогда делался на фигуре одного из самых известных и любимых королей Франции, которого наша публика знает гораздо меньше. Поэтому в Москве было решено концепцию парижского проекта буквально не повторять ».

Куратор выставки Ольга Дмитриева
Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Зрителя ждет захватывающий рассказ, касающийся любопытных страниц мировой истории, одна из которых посвящена судьбе реликвий.

Терновый Венец Спасителя Людовик Святой приобрел в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых, что превратило французского монарха из династии Капетингов в «наихристианнейшего короля».

«Во время Четвертого крестового похода (1202–1204) войско крестоносцев захватило Константинополь - столицу христианского государства, получив в свое распоряжение не только город, но и Большой дворец, главную резиденцию византийских императоров, где в часовне много веков хранились реликвии: Терновый Венец, фрагмент Истинного Креста, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина, губка, на которой Иисусу подавали уксус с желчью. Крестоносцы вполне осознавали степень ценности обретенных святынь , - рассказывает куратор. - Однако новые власти Латинской империи, пребывая в плачевном состоянии, лишенные ресурсов, начинают продавать и закладывать реликвии, что само по себе шокирует. Латинский император Балдуин II отправляется во Францию на переговоры. Причем Венец к тому времени уже заложен венецианцам. Людовик , человек искренней веры, решает спасти святыни ».

Разумеется, во Франции это событие вызвало огромный резонанс. Когда приобретенный за немалые деньги Венец прибыл из Венеции, король и его брат босыми вышли его встречать и на своих плечах несли реликварий. Построенная вскоре часовня Сент-Шапель становится центром формирования нового национального самосознания, король же Франции воспринимается как прямой наследник византийских императоров. На ланцетных витражных окнах капеллы последовательно разворачивается библейская линия, при этом вычленяется одна тема - генезис власти. Композиция, начавшись с истории библейских королей, завершается окном, посвященным самому Людовику.

Двенадцать витражей из Сент-Шапель, демонтированные в XIX веке и ныне хранящиеся в Центре национальных памятников, впервые покинут Францию, дабы занять центральное место на выставке в Музеях Московского Кремля.

«Двойная помолвка»
Витраж из Сент-Шапель
1230-1248
© Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Витражи - материал хрупкий. Первые попытки их реставрировать или заменить предпринимались уже XIV веке, когда техника производства стекла была той же, что и в XIII веке , - продолжает рассказ Ольга Дмитриева. - Даже Великая французская революция не нанесла стеклу большого урона. Возбужденные народные массы больше покушались на скульптуры и сбивали со стен королевские лилии. Впоследствии, уже после реставрации монархии, в Сент-Шапель был устроен архив, и для установки шкафов световые проемы заложили кирпичом. Демонтированные стекла, попавшие на антикварный рынок, с течением времени оказались в музейных коллекциях ».

Среди семидесяти пяти экспонатов будущей выставки - множество любопытнейших артефактов, которые прибудут из Лувра, Музея Средневековья (Клюни), Национальных архивов Франции, Национальной библиотеки. Но не все вещи транспортабельные. Хрупкими шедеврами поделился Государственный Эрмитаж. Речь идет о лиможских эмалях XIII века, алтарях и складнях из слоновой кости.

Ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых
Франция, Лимож
первое десятилетие XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: С.В. Суетова, К.В. Синявский

«Мадонна с Младенцем», конец XIII - начало XIV в. Государственный Эрмитаж. Фото: А. М. Кокшаров
Навершие посоха с изображением сцены Благовещения, вторая четверть XIII в. Государственный Эрмитаж. Фото: С. В. Суетова, К. В. Синявский

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых
середина XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: А.М. Кокшаров

Время правления Людовика Святого было эпохой расцвета книжного дела. Куратор выставки обращает особое внимание на манускрипты и иллюминированные рукописи. Весьма любопытны документы, связанные с почитанием самого Людовика и процессом его канонизации, в том числе рукописи с описанием расследования о его святости, проведенного римской курией.

«На выставке будут и портреты самого Людовика. Очень редкая полихромная деревянная скульптура из местечка Пуасси, откуда он родом и где находится некрополь его шестерых детей, в том числе любимой дочери Изабеллы », - продолжает Ольга Дмитриева.

«Чудо Людовика Святого». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340,
«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340, Национальная библиотека Франции (BNF)

«Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль». Миниатюра из рукописной «Книги деяний его величества Людовика Святого», 1401-1500, Национальная библиотека Франции (BNF)
Нижняя крышка переплета Евангелия Сент-Шапель, 1260-1270?, Национальная библиотека Франции (BNF)

Нижегородский государственный художественный музей является одним из старейших региональных музеев России. Инициатива его создания принадлежит двум художникам, заложившим основу собрания - профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву (1840-1918) и историческому живописцу Андрею Андреевичу Карелину (1866-1928), сыну известного нижегородского фотографа А.О.Карелина.

Художественный музей. Афиша на апрель - июнь 2019

  • Выставка "Пространство радости и света". Светлана Ворожейкина (6+)

По 07 апреля 2019
Выставка нижегородского художницы Светланы Ворожейкиной, посетители которой смогут познакомиться с разными гранями творческих интересов автора. В экспозиции представлено около 40 работ, исполненных в разных техниках (акварель, батик, гуашь). Основу выставки составляют акварельные работы художницы: традиционные цветочные композиции соседствуют со сложными тематическими натюрмортами, в которых через предметы отражается жизнь человека, его интересы и культура. Неповторимым обаянием обладают небольшие зарисовки русской провинциальной жизни, выполненные в технике гуаши. Особый изобразительный язык батика, его декоративные возможности умело используются художницей в создании образов серии "Времена года" и флоральных композициях. Все работы автора обладают особым лучезарным настроением, которое и составляет неповторимое пространство радости и света Светланы Ворожейкиной.
Место проведения выставки
  • Выставка "О свете..." (0+)

12 апреля - 12 мая 2019
Светлана Анатольевна Ушкова (1969-2018) - художник-график, мастер книжной иллюстрации. В экспозиции представлены произведения, выполненные в различных графических техниках: пастель, акрил, коллаж. Основное направление творчества Светланы Ушковой - иллюстрация к детской книге. Техника, выбранная автором для этого вида книжной графики, уникальна. Из самых разных деталей (кусочки тканей, бусинки, пайетки, нитки и пр.) создавались яркие и забавные иллюстрации к сказкам народов мира, к детским книгам о великих музыкантах и ученых. Необычные коллажи Светланы Ушковой оживают на страницах книг и сохраняют особое обаяние героев. На выставке представлены как авторские коллажи, так и книги, для которых они были созданы. Станковая графика, выполненная в технике масляной пастели, показывает лирическую тему в творчестве художника, построенную на цветовых контрастах и подвижной пластике форм. Много времени Светлана Ушкова посвящала цветам. Они были для нее постоянным источником творческого вдохновения. Большая серия цветов и букетов, созданная автором в ее последнее лето, экспонируется впервые.

Место проведения выставки : Нижний Новгород, Верхневолжская наб., 3

  • Выставка "Тропинин. Контексты" (0+)

13 апреля - 30 июня 2019
Выставка произведений одного из самых известных портретистов в истории русского искусства - Василия Тропинина (1780-1857). Это первый совместный проект НГХМ и Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени (г.Москва). Творчество Василия Тропинина представлено в разных контекстах: историческое время и литература, путешествия и современники. Наследие Тропинина насчитывает около 3000 произведений, а его имя неразрывно связано с Москвой и художественной средой первой половины XIX в. Зрителей ждет необычный показ работы, которую мастер повторил не единожды. Две "Кружевницы" - из собраний НГХМ и Музея Тропинина – впервые встретятся в одном выставочном пространстве. Детали этих жанровых композиций будут представлены в технико-технологических материалах (фрагментах и рентгенограммах картин), что позволит впервые проследить все различия между двумя произведениями. Для слабовидящих посетителей будет экспонироваться 3D копия картины "Кружевница" с описанием шрифтом Брайля. Свои места в экспозиции займут полотна С.Щедрина, В.Раева и др. Неотъемлемая часть выставки - произведения живописи и графики первой половины XIX столетия из собрания Нижегородского художественного музея. Всего на выставке представлено 34 произведения кисти В.Тропинина и художников его времени.

Место проведения выставки : Нижний Новгород, Кремль, корпус 3

  • Экспозиция западноевропейского искусства

Постоянная экспозиция
Коллекция западноевропейской живописи насчитывает около 200 произведений, созданных представителями крупнейших художественных школ Европы XV - начала XX вв.: итальянской, французской, немецкой, голландской и фламандской. Среди них такие шедевры мирового уровня, как "Лукреция" Лукаса Кранаха Старшего, "Юноша с лютней" Джузеппе Мария Креспи, "Площадь Навона в Риме" Бернардо Белотто, "Христос и самаритянка" Якоба Йорданса, "Овчарня" Давида Тенирса Младшего и др.
Место проведения выставки : Нижний Новгород, Верхневолжская наб., 3
  • Экспозиция отечественного искусства XVI-XX вв.

Постоянная экспозиция
Собрание отечественного искусства музея охватывает практически все виды изобразительного творчества (иконопись, живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство), а также все периоды развития национальной культуры, начиная от древнерусских памятников XIV-XVII вв., произведений отечественных художников XVIII-XX вв. до работ современных мастеров. В коллекции представлены картины таких выдающихся живописцев, как Ф.С.Рокотов, К.П.Брюллов, В.А.Тропинин, И.К.Айвазовский, В.Е. и К.Е.Маковские, А.П.Боголюбов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.Е.Репин, В.М.Васнецов, И.И.Левитан, В.А.Серов, Ф.А.Малявин, З.Е.Серебрякова и др. Музей располагает монографическими коллекциями произведений Б.М.Кустодиева и Н.К.Рериха. Широкую известность в России и в мире приобрели произведения мастеров русского авангарда: К.С.Малевича, В.В.Кандинского, М.Ф.Ларионова, Н.С.Гончаровой, А.М.Родченко и др. Из произведений прикладного искусства своей цельностью отличается коллекция предметов нижегородских народных промыслов, в основном хохломской и городецкой росписи по дереву.