Долохов в войне и мире. Cочинение «Характеристика образа Долохова Федора

Меню статьи:

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» полон противоречивых персонажей. Естественно, что в реальной жизни, как, впрочем, и в литературе, нельзя разделить людей по принципу позитивные- негативные. В любом человеке можно найти черты характера, вызывающие восхищение и уважение, равно как и отталкивающие. Наше мнение о том или ином человеке складывается преимущественно из восприятия качеств, преобладающих в характере.

По отношению к персонажам «Войны и мира» эта тенденция значительно усложняется еще и тем, что мы видим многих героев действующих в двух ипостасях – на фронте и в обыденной, цивильной жизни. Образ Федора Ивановича Долохова наиболее активно, что не типично для большинства образов аристократов раскрывается на поле битвы, а не в обыденной жизни

Кто такой Долохов

Федор Иванович Долохов – двадцатипятилетний представитель обедневшего дворянского рода. Быть представителем такого вида дворян всегда было нелегко – их стремление вернуть величие их угасающего рода приводит часто к самым, что ни на есть, нехорошим и неблагородным действиям. Подобная ситуация сложилась и у Долохова. Подстегиваемый жаждой материального улучшения своих возможностей, он часто действует не самым приятным образом.



Федор Иванович получил хорошее образование. Он умен и образован. Долохов не женат. У него есть мать и сестра – это и вся его семья. Толстой не описывает его детство и этап взросления – с Федором Ивановичем мы знакомимся уже во время его военной службы.

Прототипы образа

Прототипами для создания образа Федора Ивановича Долохова стало сразу три человека – Фигнер Александр Самойлович, Дорохов Иван Семенович и Толстой Федор Иванович («Американец»).

Александр Самойлович был командиром партизанского отряда во время военных событий 1812 года. Он стал прототипом Долохова после его дуэли с Пьером Безуховым и разжалования. Он, как и Фигнер был награжден «георгием».

Дорохов Иван Семенович также принимал участие в военной кампании против Наполеона, неоднократно был представлен награде. С него срисован Долохов во время его службы офицером. Фамилии Ивана Семеновича и Федора Ивановича очень похожи – их отличает всего одна буква, можно предположить, что Толстой это сделал, чтобы провести аналогию между этими людьми.

Последним, частично «подарившим» Толстому материал для образа Долохова стал Федор Иванович Толстой. Как видим, Долохов и Толстой являются тезками, вполне вероятно, что Лев Николаевич использовал такие имя и отчество своего героя, чтобы, подобно ситуации с фамилией, подчеркнуть аналогию с реально существующим человеком.

Федор Иванович Толстой стал прототипом Долохова в цивильной жизни. Он, подобно литературному герою, слыл повесой, частым участником дуэлей и карточных игр.

Внешность Федора Долохова

Федор Долохов выглядит очень красивым и хорошо сложенным: «курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты». Его светлые волосы красиво лежали на воротнике его рубашки.

Долохов среднего роста. У него атлетическая фигура. Стройный, ловкий, широкоплечий, руки его «красноватые, с короткими пальцами».

У него красивые глаза, но взгляд его наглый, что немного отталкивает от Долохова. Федор Иванович «глядел своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом».

Этот факт компенсируется пленительной улыбкой. Стоит признать, что такая улыбка не всегда присутствует на лице Долохова. Чаще всего можно заметить у него «холодную усмешку».

Говорил Долохов «звучным, твердым, неспешащим голосом».

Как видим, Федор Иванович обладает привлекательной внешностью, он хорошо сложен. Его внешность не лишена изъянов, проявляются они в виде холодного взгляда и улыбки.

Военная служба

Для Долохова служба в армии – это, в первую очередь, возможность выделиться, обеспечить свое будущее. Он не испытывает страсти к военному делу, подобно Николаю Ростову. Долохов хорошо выполняет свою работу, но подстегивает его не чувство патриотизма или долга, а желание стать известным и богатым.

Федор Иванович проходит службу в Семеновском полку, считавшимся элитным. Однако благодаря кутежам и дуэлям Долохов часто попадает в опалу и лишается звания офицера.



Во время военных событий 1805 -1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует вновь-таки в корыстных целях – ему необходимо вернуть свое офицерское звание, поэтому, он активно акцентирует внимание на том, что было им сделано положительного во время боя: « Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство».

С марта 1806 года Федор Иванович опять становится семеновским офицером. После военной кампании 1805-1807, он отправляется сначала на Кавказ, затем в Персию. Его деятельность в этих регионах полна домыслов, активно ходили сплетни о том, что Федор Иванович «На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова». Однако как бы не сложилась его служба на Кавказе и в Персии, в 1811 Долохов возвращается в Москву.

Его кутежи и любовная связь с Еленой Безуховой, в девичестве Курагиной, становится причиной дуэли и, как результата, нового понижения в чине.

Войну с Наполеоном Долохов встречает в качестве рядового солдата. Его дальнейшая служба происходит все по потому же маршруту восхождения по карьерной лестнице «Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил, но молодец».

Характеристика личности

Что сразу бросается в глаза в образе Долохова, после его военных подвигов, это особое отношение с женщинами. Они в восторге от него, он часто становится предметом мечтаний женщин: «Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели».

Федор Иванович, благодаря своей некой доле безрассудства, становится любимцем в обществе: «им клянутся, на него зовут, как на стерлядь».

Кутежи и разврат постоянно сопутствуют Долохову. Он позволяет вести себя развязно, часто граничит между понятиями «прилично» и «неприлично», поэтому его присутствие никогда не остается незамеченным.

Такое поведение привлекает людей разного положения и статуса. За ним прочно закрепилось определения «повесы» и «дуэлянта». Ему ничего не стоит вызвать на дуэль и « убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это».

Обожает Долохов и карточные игры, он играет практически во все возможные игры и очень часто выигрывает. Это породило новые слухи о том, что Долохов – шулер. Сам же Федор Иванович, иронично пересказывает эти слухи. «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее» – говорит он.

Не зря говорят, что глаза человека – это олицетворение его души. Неприятный взгляд Долохова стал незначительным проявлением его сложного характера. Он наглый и дерзкий – такая тенденция прослеживается не только в его цивильной жизни, но и по отношению к своим полковым командирам. «По службе очень исправен, но карахтер» – так говорят о нем. Долохов очень хитрый, он «бестия, везде пролезет».

Ему не всегда удается контролировать себя и свои действия, часто, он действует крайне агрессивно и необузданно. Что правда, такое его состояние может провоцировать и скука. «Соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее». В такие моменты, он готов пристрелить просто так лошадь ямщика, или убить человека.

В армии знали о его таком жутком характере, но прощали, не смотря ни на что, ведь «таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много». Он был очень смелый, храбрый, готов совершить подвиг, слухи и рассказы «про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами» были распространены в армии и вызывали восхищение у многих.

Долохову тяжело дается переход от военной службы к светским приемам – его привычка командовать людьми (на фронте он чаще всего занимал командующие должности) сказывается не самым лучшим образом. Он порой забывает о том, где находится – и начинает вести себя подобно тому, как бы он себя вел в полку.

Несмотря на то, что его отношение к окружающим в целом враждебное, такая тенденция не подтверждается по отношению к его родным матери и сестре. Он их искренне любит, для них он всегда «был самый нежный сын и брат».

Понимание дружбы

Федор Иванович Долохов специфически относится к такому проявлению чувств человека, как дружба. Внешне он проявляет это чувство, но если хорошо разобраться – это только игра на публику, на самом деле он не испытывает признательности или чувства родства с человеком, которого называет своим другом. Осуществляет Долохов это из всего того же желания быть известным и богатым. Он удачно пользуется положением в обществе своих друзей, их материальными статками, но в отплату готов осуществить самые безрассудные поступки.
Активно в романе Долохов появляется в романе в компании Анатоля Курагина – такого же повесы, как и он сам, но и в этом случае, им руководит чувство привязанности к кошельку Анатоля.

Федор Иванович не избегает любых способов обогатиться – он бесчестно, с помощью обмана обыгрывает в карты Николая Ростова. Почему он не поддержал Ростова и не завел с ним дружбу – вопрос непонятный. Семья Ростова была широко известна в высшем свете, люди были о Ростовых высокого мнения, поэтому такое знакомство помогло бы Долохову закрепить свое положение в обществе, но он предпочитает этому легкую выгоду в виде денег. Возможно, что Долохов ставил расчет на то, что Ростов погибнет и эта дружба не даст нужного результата, а возможно, что здесь сыграл тот факт, что Федор Иванович слишком отличается по восприятию мира и отношению к людям, по сравнению с Николаем Ростовым. Понятие того, что такое общение будет слишком конфликтным и не соответствует его привычному положению дел, не приведет к желаемому результату провоцирует такое бесчестное поведение Долохова по отношению к Ростову. Он стремиться получить хоть что-то.

3.8 (75%) 4 votes

Алексей Дурново рассказывает о прототипах героев знаменитой эпопеи Льва Толстого.

Князь Андрей Болконский

Николай Тучков

Один из тех персонажей, чей образ больше вымышлен, чем заимствован у конкретных людей. Как недосягаемый нравственный идеал, князь Андрей, конечно, не мог иметь определенного прототипа. Тем не менее, в фактах биографии персонажа можно найти много общего, например, с Николаем Тучковым.

Николай Ростов и княжна Марья — родители писателя


Он, точно так же, как князь Андрей, получил смертельное ранение в Бородинской битве, от которого умер в Ярославле через три недели. Сцена ранения князя Андрея в битве при Аустерлице, вероятно, заимствована из биографии штабс-капитана Федора (Фердинанда) Тизенгаузена. Он погиб со знаменем в руках, когда повел малороссийский гренадерский полк на неприятельские штыки в той самой битве. Не исключено, что Толстой придал образу князя Андрея черты своего брата — Сергея. По крайней мере, это касается истории с неудавшимся браком Болконского и Наташи Ростовой. Сергей Толстой был помолвлен с Татьяной Берс, но брак, отложенный на год, так и не состоялся. То ли из-за неподобающего поведения невесты, то ли из-за того, что жених имел жену-цыганку, с которой не хотел расставаться.

Наташа Ростова


Софья Толстая — жена писателя

У Наташи сразу два прототипа, уже упомянутая Татьяна Берс и ее сестра — Софья Берс. Тут надо заметить, что Софья — никто иная, как жена Льва Толстого. Татьяна Берс в 1867-м году вышла замуж за сенатора Александра Кузминского. Большую часть детства она провела в семье писателя и успела подружиться с автором «Войны и мира», даже несмотря на то, что была почти на 20 лет его моложе. Больше того, под влиянием Толстого, Кузминская сама занялась литературным творчеством. Про Софью Андреевну Толстую, кажется, знает каждый человек, ходивший в школу. Она действительно переписывала «Войну и мир», роман, главная героиня которого имела немало общих черт с супругой автора.

Ростовы


Илья Андреевич Толстой — дед писателя

Фамилия Ростов была образована путем замены первых и последних букв в фамилии Толстой. «Р», вместо «т», «в» вместо «й», ну, и минус «л». Так семья, занимающая важное место в романе, обрела новое имя. Ростовы — это Толстые, а точнее родственники писателя по отцовской линии. Есть даже совпадение в именах, как в случае со старым графом Ростовым.

Даже Толстой не скрывал, что Василий Денисов — это Денис Давыдов


Под этим именем скрывается дед писателя Илья Андреевич Толстой. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. И, все-таки, это не тот добродушный Илья Андреевич Ростов из «Войны и мира». Граф Толстой был казанским губернатором и известным на всю Россию мздоимцем. Он был снят со своего поста после того, как ревизоры обнаружили хищение почти 15 тысяч рублей из губернской казны. Пропажу денег Толстой объяснил «недостатком знаний».

Николай Ростов -это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года. Считается, что описания военных сцен с участием Николая Ростова взяты писателем из воспоминаний отца. Больше того, Толстой-старший довершил финансовое крушение семьи постоянными проигрышами в карты и долгами, а для исправления ситуации женился на некрасивой и замкнутой княжне Марии Волконской, которая была на четыре года его старше.

Княжна Марья

Мать Льва Толстого Мария Николаевна Волконская, к слову, тоже полная тезка книжной героини. В отличие от княжны Марьи, не имела проблем с науками, в частности с математикой и геометрией. Прожила 30 лет с отцом в Ясной Поляне (Лысые Горы из романа), но так и не вышла замуж, хотя была очень завидной невестой. Дело в том, что старый князь, в самом деле, обладал чудовищным характером, а дочь его была женщиной закрытой и самолично отвергла нескольких женихов.

Прототип Долохова, вероятно, съел собственного орангутанга


У княжны Волконской даже была компаньонка — мисс Ханессен, чем-то похожая на мадемуазель Бурьен из романа. После смерти отца дочь принялась в буквальном смысле раздаривать имущество, после чего в дело вмешались ее родственники, устроившие брак Марии Николаевны с Николаем Толстым. Судя по воспоминаниям современников, брак, заключенный по расчету, оказался очень счастливым, но недолгим. Мария Волконская умерла через восемь лет после свадьбы, успев родить мужу четырех детей.

Старый князь Болконский

Николай Волконский, бросивший царскую службу ради воспитания единственной дочери

Николай Сергеевич Волконский — генерал от инфантерии, отличившийся в нескольких сражения и получивший от сослуживцев прозвище «Прусский король». По характеру очень похож на старого князя: гордый, своевольный, но не жестокий. Оставил службу после воцарения Павла I, удалился в Ясную Поляну и занялся воспитанием дочери.

Прототип Ильи Ростова — дед Толстого, погубивший свою карьеру


Целыми днями совершенствовал свое хозяйство и обучал дочь языкам и наукам. Важное отличие от персонажа из книги: князь Николай прекрасно пережил Войну 1812-го года, а умер только девять лет спустя, немного не дожив до семидесяти.

Соня

Татьяна Ергольская — троюродная сестра Николая Толстого, которая воспитывалась в доме его отца. В молодости у них был роман, который так и не завершился браком. Против свадьбы выступали не только родители Николая, но и сама Ергольская. В последний раз предложение о замужестве от кузена она отвергла в 1836-м году. Овдовевший Толстой попросил руки Ергольской, с тем, чтобы она стала его женой и заменила мать пятерым детям. Ергольская отказала, но после смерти Николая Толстого действительно занялась воспитанием его сыновей и дочери, посвятив им остаток жизни.

Долохов

Федор Толстой-Американец

У Долохова тоже несколько прототипов. Среди них, например, генерал-лейтенант и партизан Иван Дорохов, герой нескольких крупных кампаний, в том числе и войны 1812-го года. Впрочем, если говорить о характере, тот тут у Долохова больше сходств с Федором Ивановичем Толстым-Американцем, известным в свое время бретером, игроком и любителем женщин. Надо сказать, что Толстой — не единственный писатель, поместивший Американца в свое произведений. Федор Иванович считается также прототипом Зарецкого — секунданта Ленского из «Евгения Онегина». Свое прозвище Толстой получил после того, как совершил путешествие в Америку, во время которого был ссажен с корабля и съел собственную обезьяну.

Курагины

Алексей Борисович Куракин

В данном случае трудно говорить о семье, ибо образы князя Василия, Анатоля и Элен заимствованы у нескольких людей, не связанных родством. Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние.

Прототипы Элен — супруга Багратиона и любовница одноклассника Пушкина


Имел троих детей, точь-в-точь как князь Василий, из которых больше всего неприятностей ему доставила дочь. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин, в одном из писем, даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли? Хотя, Василий Курагин изъяснялся чуть-чуть иначе.

Анатоль Курагин, видимо, прототипа не имеет, если не считать таковым Анатолия Львовича Шостака, в свое время соблазнившего Татьяну Берс.

Екатерина Скавронская-Багратион

Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской (супругой Багратиона), которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел Империи. От него Екатерина Скавронская родила, — разумеется, вне брака, — дочь Клементину. Возможно, именно «Блуждающая княгиня» способствовала вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию. Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Она родилась в 1840-м году и была очень известна в Петербурге и Москве, как женщина скандальной репутации и разгульного нрава. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж который приходился канцлеру внучатым племянником.

Василий Денисов

Денис Давыдов

Каждый школьник знает, что прототипом Василия Денисова был Денис Давыдов. Признавал это и сам Толстой.

Жюли Карагина

Существует мнение, что Жюли Карагина — это Варвара Александровна Ланская. Известна она исключительно тем, что вела длительную переписку со своей подругой Марией Волковой. По этим письмам Толстой изучал историю Войны 1812-го года. Более того, они почти полностью вошли в «Войну и мир» под видом переписки княжны Марьи и Жюли Карагиной.

Пьер Безухов


Петр Вяземский

Увы, но у Пьера нет какого-либо очевидного или даже приблизительного прототипа. Этот персонаж имеет сходства как с самим Толстым, так и со многими историческими лицам, жившими во времена писателя и в годы Отечественной войны. Существует, например, любопытная история о том, как историк и поэт Петр Вяземский отправился к месту Бородинского сражения. Якобы этот случай лег в основу истории о том, как в Бородино ездил Пьер. Вот только Вяземский был в то время военным, и на поле бое прибыл не по внутреннему зову, а по служебным обязанностям.

Образ Долохова в романе «Война и мир»

В чем заключается истинное предназначение человека? Для чего он живет? В чем цель его существования? Эти и другие вопросы невольно возникают у нас, когда мы читаем роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Каждый из героев Толстого ищет свой собственный путь в жизни, и далеко не всегда этот путь бывает простым и прямым, ведь у каждого из героев свое собственное представление о счастье, о смысле и цели жизни. Для кого-то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга, а для кого-то смысл жизни неясен, и сам жизненный путь сложен и извилист.

Таким сложным, неоднозначным героем в романе является Долохов. Этот образ вызывает у нас противоречивые чувства. Мы видим Образ Долохова в начале романа в шумной гусарской компании, среди вина и карт, мы видим, как он на спор рискует своей жизнью. Он кажется нам жестоким человеком, он не жалеет ни себя, ни других. Он только пользуется другими людьми. Так, он в своих целях использует дружбу с Анатолем Курагиным. «Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему это чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова ».

Долохов жестоко обошелся с Пьером. Можно сказать, что он завидовал богатству Пьера, его положению в обществе. Долохов становится любовником
Элен и даже не скрывает своих отношений с ней. А затем он готов был убить Пьера на дуэли, хотя прекрасно знал, что Пьер никогда раньше не участвовал в поединках и никогда не держал в руках пистолет. Для Образа Долохова , кажется, не существует таких понятий, как верность в любви и дружбе. Он живет только ради себя и презирает других людей.

Привычка «управлять людьми» стала основной в натуре Образа Долохова . Он управляет не только Анатолем, но и Николаем Ростовым, которого считал своим другом. Долохов любит Соню и поэтому мстит Николаю за то, что она его любит. Долохов вовлекает неопытного Николая в карточную игру и обыгрывает его на очень крупную сумму. Но тот же Долохов, оказывается, может быть нежным, любящим сыном и братом. Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре.

Долохов, бесспорно, является храбрым офицером. Он был за дуэль разжалован в солдаты, но сумел отличиться в сражении и снова получить офицерский чин. После начала войны 1812 года Долохов принимает самое непосредственное участие в боевых действиях. Мы видим, что он возглавил партизанский отряд и умело руководит им. Можно сказать, что эта война во многом изменила отношение Долохова к жизни, заставила его по-новому посмотреть на себя и на окружающих его людей. Он постепенно преодолевает свою замкнутость и свой эгоизм. И мы верим, что герой Толстого изменится к лучшему, в его душе возьмут все же верх добрые начала, которые помогут ему найти правильный путь в жизни.

Любовь и дружба, честь и благородство. Лев Толстой дает решение этих проблем не только через главные, но и через второстепенные образы романа, и одним из таких образов является в романе Образ Долохова , который мне кажется интересным.

Долохов

Характеристика литературного героя Автор описывает Федора Долохова так: “Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”. Этот герой небогат, но умеет поставить себя так, что все вокруг уважают и побаиваются его. Он любит развлекаться, причем достаточно странным и порой жестоким способом. За один случай издевательства над квартальным, Д. был разжалован в солдаты. Но во время военных действий вновь обрел свой чин офицера. Это умный, храбрый и хладнокровный человек. Он не боится смерти, слывет злым человеком, скрывает свою нежную любовь к матери. На самом деле Д. не желает знать никого, кроме тех, кого действительно любит. Он разделяет людей на вредных и полезных, видит вокруг себя в основном вредных и готов от них избавиться, если они вдруг встанут на его дороге. Д. был любовником Элен, он провоцирует Пьера на дуэль, нечестно обыгрывает в карты Николая Ростова, помогает Анатолю устроить побег с Наташей.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Эпизод “Тимохин и Долохов во время Шенграбенского сражения” повествует о том, как русские войска во время одного из ключевых сражений в войне 1805 года, под давлением французов, начали паническое отступление. Вопреки всем командам начальства, солдаты бежали, каждый спасая свою жизнь: Read More ......
  2. Княжна Марья Характеристика литературного героя Дочь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. М. некрасива, болезненна, но все ее лицо преображают прекрасные глаза: “… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), Read More ......
  3. Графиня Ростова Характеристика литературного героя Жена графа Ростова, “женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение”.Графиня Ростова создает в своей семье Read More ......
  4. Платон Каратаев Характеристика литературного героя Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. – воплощение “всего русского, доброго и круглого”, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. – добрый, мягкий, ласковый, добродушный Read More ......
  5. Багратион Характеристика литературного героя Это реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что Б. “невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек”. В романе Read More ......
  6. Берг Характеристика литературного героя Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. Это “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале произведения Берг поручик, а в конце произведения становится полковником, из чего можно увидеть, что Берг Read More ......
  7. Наполеон Характеристика литературного героя Это реальное историческое лицо, французский император. Толстой решил развенчать легенду о Наполеоне с позиций настоящего гуманизма. В начале романа этот человек является кумиром Андрея Болконского, Пьер Безухов считает Н. Великим человеком. Но постепенно эти лучшие герои Read More ......
  8. Николай Ростов Характеристика литературного героя Сын графа Ростова. “Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица”. Герой отличается “стремительностью и восторженностью”, он весел, открыт, доброжелателен и эмоционален. Н. участвует в военных кампаниях и Отечественной войне 1812 года. В Шенграбенском сражении Read More ......
Долохов (Война и мир Толстой Л. Н.)

Впервые с Долоховым, семёновским офицером, мы встречаемся во время кутежа у Анатоля Курагина, в момент заключения пари о том, что он “выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами”. Читатель в напряжении: чем же закончится эта безумная выходка и кто такой этот уверенный в себе, дерзкий молодой человек?

Внешность Долохова ярко выделялась на фоне других. Это был “человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами. Ему было лет двадцать пять... рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден... и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”.

Вообще, стремление выделиться, всегда быть в центре внимания - отличительная черта Долохова. Чтобы быть лидером среди богатых гвардейских офицеров, он становится лихим повесой, картёжником и бретёром. Будучи человеком небогатым, без всяких связей, проживая у Анатоля Курагина, очень богатого молодого человека, он “успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля”.

При дальнейшем знакомстве с Долоховым мы видим, что это эгоистичный и болезненно самолюбивый молодой человек. Для него такое нравственное понятие, как дружба, - понятие чисто относительное. Будучи в дружеских отношениях с Пьером, который гостеприимно предоставил ему свой дом, Долохов со спокойной совестью заводит роман с его женой и ко всему этому ещё цинично и нагло оскорбляет Пьера в присутствии гостей, доведя дело до дуэли. Долохов всегда и у всех привык выигрывать и добиваться того, чего он хочет. Так же легко из числа своих друзей он исключает и Николая Ростова, когда узнаёт, что Соня любит Николая, а не его. Это удар по его самолюбию. Но проигрывать - не в его характере. Он должен отомстить или отыграться. Вызвав Николая на игру, он бесстрастно выигрывает у него огромную сумму денег, компенсируя тем самым свой проигрыш.

Да, по натуре Долохов игрок, и жизнь для него в большей степени игра. Человек авантюрного склада характера, он любит испытывать судьбу. Это подтверждает и его выходка с квартальным, за которую он был разжалован в солдаты, и план побега Наташи, который он готовил по просьбе Анатоля. Отчаянное бесстрашие проявляет Долохов и на войне, когда берёт в плен неприятеля или проникает во французский лагерь вместе с Петей Ростовым, жизнью которого рискует так же, как и своей.

Но всё его геройство в большей степени показное, демонстративное, направленное на самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о своих успехах начальству.

Но не всё для читателя ясно и понятно в этом герое. В романе есть такие сцены, которые раскрывают перед нами совершенно другого Долохова. Так, из сцены дуэли мы узнаём, что Долохов, этот отчаянный кутила и повеса, - любящий сын и брат. Раненый, он плачет и признаётся Ростову в том, что у него есть мать, в том, как он любит её: “...она не перенесёт этого... Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел...” Какой нежностью и любовью проникнуты эти слова! Удивительно и то, что Долохов, казалось бы неспособный на чувства и переживания, презирающий дамское общество, вдруг влюбляется в Соню и даже делает ей предложение. А перед Бородинским сражением, случайно встретив Пьера, он просит простить его за всё, что было между ними.

В такие ответственные моменты жизни кажется, что Долохов срывает с себя маску и обнажает то лучшее и настоящее, что в нём есть. И как могут уживаться в нём такие совершенно противоположные чувства - ненависть и любовь, жестокость и нежность? Он признаётся Николаю: “Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге”.

Иногда Долохов чем-то напоминает мне Печорина. Ведь на первом плане у Печорина тоже всегда свои собственные интересы. Вот запись Печорина в его дневнике: “Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”. А вот высказывание Долохова: “...на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны”.

Итак, в большей степени Толстой выводит Долохова как отрицательного героя. Примечательно, что сам автор никогда не называет его по имени. Долохов не проходит у него проверку нравственными категориями добра, правды и простоты. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм. Не случайно он так не понравился Наташе. Мне кажется, что своё отношение к нему автор выражает её словами: “...У него всё назначено. А я этого не люблю”. Я согласна с Толстым. Но всё-таки Долохов мне более симпатичен, чем тот же Берг или Борис Друбецкой, которые всегда стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Толстой наделил этого героя чувством любви к матери, и это, я думаю, оставляет нам надежду на то, что не всё ещё потеряно в его судьбе, что Фёдору Долохову ещё встретится в жизни “такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило его”.