Развлечение по сказкам К.И.Чуковского (старший дошкольный возраст). «Инсценировка сказки «Чудо – дерево»

Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для детей 5-7 лет

Цель:
1. Расширить знания детей о прочитанных произведениях К. И. Чуковского;
2. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде;
3. Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
4. Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
Воспитатель: Добрый день, ребята! Вы любите путешествовать? Я тоже очень люблю путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, в страну сказок К. И. Чуковского. На пути нам встретятся много различных заданий, но я думаю вы их с легкостью выполните. Итак, отправляемся в путешествие.
1 ТУР: «Угадай сказку».
1.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор Айболит. ("Айболит").

2. Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый Таракан. ("Тараканище")

3. Я – Великий Умывальник
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир. ("Мойдодыр")

4. Свинки замяукали «Мяу-мяу»
Кошечки захрюкали «Хрю-хрю». ("Путаница")

5. Веселится народ -
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Молодого Комара ("Муха-Цокотуха")

6.А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти (не могу). ("Федорино горе")
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с загадками! Ребята, посмотрите, какая – то коробочка. Что же в ней лежит?
2 ТУР: «Назови персонажа сказки»
В коробочке лежат свернутые в трубочку листочки, на которых написаны имена сказочных героев Чуковского. Ребенок подходит к коробке, достает листочек, воспитатель читает. Предложить назвать сказочного героя:
Айболит - …, Бармалей - …, Федора - …, Каракула - …, Мойдодыр - … ,Тотоша и Кокоша - …, Цокотуха - … ,Рыжий, усатый великан - …, Барбос - …
Воспитатель: Отлично, и с этим заданием справились! А теперь следующее задание.
3. ТУР: «Кто так сказал?»
1. Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (раки)

2. Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (котята)

3. Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)

4. Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час (Муха Цокотуха)

5. Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора)

6. Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью
И вырастет дерево,
Чудесное дерево! (Девочка Мура)

7. … Если только захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)

8. Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Героев сказок нашли, но они оказались немного рассеянными и потеряли предметы из своих сказок. Посмотрите, какой мешок! Что же в нем находится? Ой, да здесь собраны предметы, которые потеряли сказочные герои. Давайте узнаем, кому принадлежат эти предметы (дети достают по одному предмету и рассказывают кому они принадлежат, из какой сказки).
4 ТУР: «Чудо-мешок»
телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)
воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)
мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)
блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)
калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)
термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)
перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» (“Айболит”)
монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла («Муха-Цокотуха»)
сито - Скачет сито по полям (“Федорино горе”)
шоколадка - И всем по порядку даёт шоколадку (“Айболит”)
мочалка - И мочалку словно галку, словно галку, проглотил “Мойдодыр”)
Воспитатель: Ребята, вы немного устали, давайте отдохнем. (Предложить встать в круг).

Физминутка
(по сказке К. И. Чуковского)

Мама по саду пойдёт, Пальчиками идут по столу
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки. Шлёпают попеременно ладошками
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт, Пальчиками идут по столу
Папа с дерева сорвёт Обеими руками словно срывают с дерева.
Маше - гамаши, Шлёпают попеременно ладошками по
столу
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки
А для Мурочки такие Показывают кистями рук на себя
Крохотные голубые Показывают какие маленькие
Вязаные башмачки Имитируют движение вязания
на спицах.
И с помпончиками! Словно лепят комочек
снежный ладошками.

Воспитатель: А сейчас следующий тур.
5 ТУР «Докажи словечко»
Воспитатель читает отрывок из сказки. Задача игроков узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.

Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа. » (из болота тащить бегемота) «Телефон»
2. «Всех излечит, исцелит. » (Добрый доктор Айболит) «Айболит»
3. «Ехали медведи на велосипеде. » (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»
4. «И сейчас же брюки, брюки. » (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»
5 «Только заинька был паинька. » (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»
6. «Скачет сито по полям. » (а корыто по лугам) «Федорино горе»
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Как хорошо вы знаете произведения Чуковского! Посмотрите, ребята, какой чудесный цветок расцвел в нашей группе! Это не простой цветок, а цветок с загадками. Это следующее задание.
6 ТУР «Ромашка»

Каждый участник по очереди походит к ромашке, берёт лепесток и передает воспитателю. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»,
6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

Итог:
- Ребята, вас порадовала встреча с героями сказок Корнея Чуковского?
- Сегодня мы вспомнили писателя, которого знаем с детства. Всё, что написал и подарил нам Корней Иванович Чуковский, мы будем помнить долго и ещё не раз встретимся с его героями. Его сказки и стихи мы будем читать и в школе, рассказывать своим младшим сестренкам и братишкам, ведь они такие забавные, смешные и очень - очень добрые!

Литературная викторина «Сказки Корнея Ивановича Чуковского» для детей средней группы.

Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о литературном творчестве К.И.Чуковского.
2.Формировать интерес к произведениям художественной литературы.
3.Привлекать детей к творческой деятельности.
4.Воспитывать любовь к чтению, умение мыслить, анализировать.
5.Развивать память, мышление, творческое воображение.

Материал к занятию:
портрет К.И.Чуковского; подборка авторских книг для выставки; игрушка Сова; «дерево с чулками и башмаками»; бумажные огоньки; чудесный мешочек; подборка предметов для игры в чудесный мешочек - телефон, монетка, мыло, полотенце, градусник, таблетки, солнце, нож, кружка, шоколадка, тарелка, спички, сковорода, птица, крокодил, утюг; костюм врача; маски-лисы, барбоса, зайчихи, зайчика; медицинский чемоданчик; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

Ведущий:
Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы вспомним одного известного писателя, автора многих детских сказок. Посмотрите на портрет, кто узнал его и может назвать имя. Конечно, это Корней Иванович Чуковский. Чуковский родился очень давно и сначала писал для взрослых, но, когда его маленький сын заболел, плакал, капризничал, надо было его развеселить. Корней Иванович стал рассказывать ему весёлую историю:
«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» (К.И.Чуковский) - это была самая первая книга писателя. А теперь посмотрите сюда. Как много собрано книг Чуковского и вы все их, конечно знаете. (Обращается внимание на выставку книг).
Около выставки книг «сидит» Сова (игрушка).

Ведущий:
-Ой, кто это? Да это самая мудрая Сова на свете, она всё знает и может ответить на любой вопрос.
(Раздаётся телефонный звонок)

Сова:
-Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада?
Ошиблись! Звоните по номеру 125, а это детский сад!
(Снова раздаётся звонок)
Сова:
-Кто говорит? Кто пропал? Айболит? Из всех книг?
Не может быть, у нас ничего не пропадает! Правда, ребята?
Давайте проверим.
(Листают книги и находят, что Айболит пропал)

Сова:
-Ох! Ох! Ох! Исчез! Это проделки Бармалея! Нужно отправляться на поиски Айболита в страну Чукляндию.
-А вы со мной пойдёте на поиски Айболита?
-А что это за страна, кто знает?
(В этой стране живут все сказки Корнея Ивановича Чуковского).
- А как же нам туда добраться? Я знаю, мы полетим на ковре-самолёте! Усаживайтесь удобно, отправляемся, только держите друг друга, полёт опасный. Полетели!
(Звучит музыка)
Ведущий:
-Прилетели!
-А что это такое? На нашем пути какое то дерево, наверно Бармалей чинит нам препятствия!
«Чудо дерево растёт!
Ни листочка на нём!
Ни цветочка на нём!
А чулки, да башмаки,
Словно яблоки!» (К.И.Чуковский).

Проводится викторина «Сказочные персонажи».

(С дерева снимают чулки и башмаки, на которых с обратной стороны написаны загадки):
1. «Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу.
Проглочу, проглочу, не помилую…»
- Кто это? Из какой сказки? («Тараканище» К.И.Чуковский)

2. «Я великий Умывальник
Знаменитый я начальник
И мочалок командир.»
- Кто это? Из какой сказки? («Мойдодыр» К.И.Чуковский)

3. «А я по полю шла
И денежку нашла.
На базар пошла
И купила самовар.»
- Кто я? («Муха – цокотуха» К.И.Чуковский)

4. «Ой, бедная баба я
И плачу, и плачу одна
Села бы я за стол
Да стол за ворота ушел.
Сварили бы я щи,
Да кастрюлю, поди, поищи.
И чашки ушли и стаканы
Остались одни тараканы.»
- Из какой сказки герой? («Федорино горе» К.И.Чуковский)

5. «Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!»
- Кто этот герой? («Бармалей» К.И.Чуковский)

6. «Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)» («Айболит» К.И.Чуковский)

7. «Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)» («Тараканище» К.И.Чуковский)

8. «Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)…»
Какая сказка? («Путаница» К.И.Чуковский)

9. «В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)» («Бармалей» К.И.Чуковский)

10. «Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)» («Муха – Цокотуха» К.И.Чуковский)


11. «Солнце по небу гуляло.
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно)…» («Краденое солнце» К.И.Чуковский)

12. «А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу)…» («Федорино горе» К.И.Чуковский)

13. «Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)» («Тараканище» К.И.Чуковский)

14. «А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли…» («Путаница» К.И.Чуковский)

(Разбросать «язычки пламени» на полу)
Ведущий:
-Посмотрите! Море загорелось! Побежали скорей! Дуйте, дуйте на огонь! Сильнее дуйте!
Проводится дыхательная гимнастика «Горящее море»
Ведущий:
-Постойте! Так огонь только разгорается!
«Море пламенем горит,
Выбежал из моря Кит!
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!» (К.И.Чуковский)
Давайте скорей соберём все огоньки вместе и потушим.

(Проводится подвижная игра «Соберём огоньки»)
Ведущий:
-Молодцы, ребята! Но мы забыли наше главное задание. Куда же мы спешим?
Правильно! Искать Айболита! Но, я, что то устала! А вы? Не хотите немножко отдохнуть?
Дети садятся на стульчики.

Проводится игра «Чудесный мешочек».
(Дети достают из мешочка по одному предмету и называют из какой он сказки: телефон, монетка, мыло, полотенце, градусник, таблетки, солнце, нож, кружка, шоколадка, тарелка, сковорода, птица, крокодил, утюг.)

Ведущий:
-А это что за улыбка такая? (На стене большое изображение улыбки).
-Наверное, не совсем злой Бармалей! А ещё и шутник!

Он задаёт нам новую задачу:
Надо назвать чему радовались персонажи стихотворений К.И.Чуковского.
1.«То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!
Ослы ему славу по нотам поют,
Козлы бородою дорогу метут…» К.И.Чуковский
(Воробей съел таракана в сказке «Тараканище»)

2.«Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил…» К.И.Чуковский
(Грязнуля умылся и стал чистюлей в сказке «Мойдодыр»)

3.«Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!» К.И.Чуковский
(Все звери стали кричать по своему в сказке «Путаница»)

4.«И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит…» К.И.Чуковский
(Федора вычистила посуду в сказке «Федорино горе»)

5.«И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто ее щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются –
Так, что дубы сотрясаютс.» К.И.Чуковский
(Доктор Айболит вылечил всех животных в сказке «Айболит»)

6.«Бараны. Бараны,
Стучат в барабаны!
Сычи – трубачи
Трубят!
Грачи с каланчи кричат!
Летучие мыши
На крыше
Платочками машут
И пляшут.
А слониха – щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.» К.И.Чуковский
(Крокодил выпустил солнце из пасти в сказке «Краденое солнце»).

Ведущий:
-Ребята, я знаю одно стихотворение которое вы не слышали и называется оно «Радость».
(Чтение стихотворения).

Ведущий вместе с детьми подходит к коробке, в которой лежит одежда.
-Ребята, посмотрите! Неужели мы нашли Доктора Айболита!? Что это? Всего лишь одежда Айболита.

(Надевается одежда врача на ребёнка, выбираются дети на роли лисы, барбоса, зайчихи и зайчика, предлагается инсценировать отрывок сказки «Айболит»)

«Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
"Ой, меня укусила оса!"
И пришёл к Айболиту барбос:
"Меня курица клюнула в нос!"
И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!"
И сказал Айболит:
"Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке".
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
"Ну, спасибо тебе, Айболит!"» К.И.Чуковский.

(Включается музыка, все веселятся)
Ведущий:
-Пришло время нам возвращаться, позовём с собой и Айболита, и зверей. Усаживайтесь удобнее, не забывайте друг друга держать. Полетели!

(Включается музыка)

Ведущий снова подводит всех к выставке книг.
-Вам понравилось наше приключение?
-Посмотрите ещё раз на книги и попробуйте ответить на вопросы:
1. Что в сказке «Телефон» просил прислать Слон? (шоколада), а Крокодил? (калоши).
2. Что вылечил зайчику доктор Айболит? (ножки), а Акулам? (зубы).
3. На чём ехали медведи в сказке «Тараканище» (на велосипеде), а Комарики? (на воздушном шарике).
4. Чем угощала Муха-Цокотуха бабочку-красавицу? (вареньем).
5. Кто справился со страшным великаном в сказке «Тараканище»? (воробей).
6. Кто украл солнце в сказке «Краденое солнце»? (крокодил).
7. Как звали маленьких крокодильчиков в сказке «Мойдодыр», которых встретил грязнуля? (Тотоша и Кокоша).

Ведущий:
- Молодцы! Всё знаете. Нравятся вам такие сказки? А как зовут автора всех этих сказок?
Дети читают стихи:

1.Нет на свете ничего
Лучше сказочек его.
А кого - узнаете,
Лишь на фото взгляните.

2.Мы ребята золотые,
Все талантливы такие.
Вот немного подрастём,
Как Корней писать начнём.

3.Мы Корнея почитали,
Умными такими стали.
Но и тут мы не отстали-
Сами книгу написали.

Ведущий:
-Вот посмотрите, какие книги сделали наши ребята дома вместе с мамами и папами.
(Рассматривание книжек-малышек).

Цель: развитие познавательного интереса воспитанников.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей по произведениям Корнея Ивановича Чуковского.

Развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям К.И. Чуковского, внимание, речь, мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь к книгам.

Ход занятия.

Организационный момент.

Добрый день, ребята и уважаемые гости! Рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы собрались на литературную игру-викторину по произведе- ниям известного вам детского писателя, большого друга детей - Корнея Ивановича Чуковского.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

С ранних лет его произведения приносят всем радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».

Литературная игра-викторина.

На литературной игре-викторине нас ждет много интересных конкурсов. За правильный ответ вы будете получать сказочный жетон. В нашей игре-викторине победит тот, кто получит больше всего сказочных жетонов. Победителя ждет награда-сюрприз.

Прежде чем начать нашу игру-викторину я напомню правила поведения на ней.

Правила поведения на литературной игре-викторине:

Вопросы надо слушать внимательно.

Не перебивать друг друга.

Если готов ответ, подними руку.

Ну, что готовы? Итак, начнем!

I тур «Знаешь ли ты сказки К.И. Чуковского».

Задание. Нужно правильно назвать сказку Корнея Ивановича Чуковского, посмотрев на иллюстрацию к сказке. (слайды)

Задание для гостей. Нужно узнать название сказки по ее отрывку.

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
«Муха-Цокотуха»

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица !

«Айболит»

Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!” «Краденое солнце»

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

«Мойдодыр»

Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.

А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
«Путаница»

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше .

«Телефон»

"Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!" «Федорино горе»

Звери задрожали,
В обморок упали.

Волки от испуга
Скушали друг друга.

Бедный крокодил
Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.

«Тараканище»

II тур “Из какой сказки предмет».

Задание. Посмотрите внимательно на экран и скажите, как называется предмет и из какой он сказки.

III тур «Внимательный читатель».

Задание. Ответить на вопросы.

1. Как звали доброго доктора? (Айболит)

2. На чем ехали медведи в сказке “Тараканище»? (на велосипеде)

3. Имя бабушки, от которой убежала посуда? (Федора)

4.Что просил прислать крокодил в сказке «Телефон»? (калоши)

5. Кто взял спички и поджег море в сказке «Путаница»? (лисички)

6. Что принесла Бабушка-пчела Мухе-Цокотухе на именины? (мед)

8. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (умывальник)

9. Кто доктора Айболита перевозил через море? (кит)

10. Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»? (медведь)

11. Какого насекомого испугались все звери в сказке «Тараканище»? (таракана)

12.Какой праздник справляла Муха-Цокотуха? (именины)

13. Кого просил спасти носорог в сказке «Телефон»? (бегемота)

14. Кого укусила оса в сказке «Айболит»? (лису)

15. Сколько ночей не спал доктор Айболит, когда лечил зверей в Африке? (10 ночей)

16. Как звали акулу в сказке «Айболит»? (Каракула)

17. Кто потушил море в сказке «Путаница»? (бабочка)

18. На какой номер просили позвонить кенгуру в сказке «Телефон»? (по номеру 125)

19. Куда посадили мыши кошку в сказке «Путаница»? (в мышеловку)

20. Как ехал кот в сказке «Тараканище»? (задом наперед)

21.Что проглотил крокодил в сказке «Мойдодыр»? (мочалку)

22. Для кого слон просил шоколада в сказке «Телефон»? (для сына)

23. На каком транспорте ехали львы в сказке «Тараканище»? (на автомобиле)

24. Сколько пудов шоколада просил прислать слон в сказке «Телефон»? (пудов 5 или 6)

Игра на внимание «Я - НЕ Я» для всех детей.

Задание. На «Я» - руки поднимаем вверх, «НЕ Я» - приседаем.

- Кто любит шоколад?

- Кто любит мармелад?

- Кто не моет уши?

- Кто любит гранат?

- Кто любит виноград?

-кто любит зеленый лук?

- Кто не моет рук?

- Кто любит мороженное?

- Кто любит пироженное?

-Кто любит ириски?

- Кто лакает из миски?

- Кто любит помидоры?

- Кто жарит мухоморы?

- Кто любит кино?

- Кто разбил окно?

- Кто любит печенье?

- Кто любит варенье?

- кто любит мед?

- Кто все время врёт?

- Кто хочет пельмени?

- Кто хочет банан?

- Кто упрямый, как баран?

- Кто хочет «Кока-колу»?

- Кто вымоет всю школу?

IV тур «Продолжи фразу»

Задание. Участники викторины должны продолжить четверостишья из сказок К.И. Чуковского.

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало

Глянул заинька в окно

Стало заиньке ….. (темно) Веселится народ -

Муха замуж идет

За лихого, удалого

Нет - нет! Соловей Молодого …. (комара)

Не поет для свиней

Позовите-ка лучше … (ворону) Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
"Вот вам телеграмма

Тут зайчиха выходила От ….. (Гиппопотама)
И Медведю говорила:
“Стыдно старому реветь -
Ты не заяц, а…. (медведь.) Муха криком кричит,

Надрывается.

А злодей молчит,

Я к Таврическому саду, ……. (ухмыляется)

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как … .(волчица) Мы живем на Занзибаре,

В Калохаре и Сахаре,

На горе Фернандо-По

Где гуляет Гиппо-по

А потом позвонили мартышки: По широкой ….. (Лимпопо)

- Пришлите, пожалуйста, …..

(книжки) Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами

И в зубах его И сушенными … .(грибами)

Не огонь горит, -

Солнце красное

Солнце ….(краденое) Вдруг из подворотни

Страшный великан

Рыжий и усатый

Я Федорушку прощаю, …….. (таракан)

Сладким чаем угощаю

Кушай, кушай, Федора …. (Егоровна) А слониха, вся дрожа,

Так и села на …. (ежа)

Вот обрадовались звери! Уж не буду, уж не буду

Засмеялись и запели Я посуду обижать

Ушками захлопали Буду, буду я посуду

Ножками …. (затопали) И любить и …. (уважать)

Загляника-ка ты в кадушку - Ох, нелёгкая эта работа -

И увидишь там … (лягушку) Из болота тянуть … (бегемота)

И всем по порядку Музыканты прибежали,

Даёт шоколадку В барабаны застучали

И ставит, и ставит им … (градусники) Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с … (комаром)

Рано утром на рассвете А за нею вилки,

Умываются мышата, Рюмки да бутылки,

И котята, и утята, Чашки да ложки

И жучки, и … (паучки) Скачут по … (дорожке)

Да здравствует мыло душистое! А вчера поутру

И полотенце пушистое Кенгуру:

И зубной порошок - Не это ли квартира

И густой … (гребешок) ….? (Мойдодыра)

Задание для гостей

Назовите, какой поступок совершил каждый из героев сказок Чуковского.

АЙБОЛИТ

ВЕРНУЛ СОЛНЦЕ В НЕБО

ВОРОБЕЙ

ПОМЫЛ СВОЮ ПОСУДУ

КРОКОДИЛ

ПОТУШИЛА МОРЕ

КОМАР

ЗАЖГЛИ МОРЕ

ФЕДОРА

ПРИУЧИЛ МАЛЬЧИКА К ПОРЯДКУ

МЕДВЕДЬ

СПАС МУХУ-ЦОКОТУХУ

БАБОЧКА

ПРОГЛОТИЛ ТАРАКАНА

ЛИСИЧКИ

ВЫЛЕЧИЛ ЗВЕРЕЙ

МОЙДОДЫР

ПРОГЛОТИЛ СОЛНЦЕ

К.И.Чуковский писал не только стихи и сказки для детей, он писал ещё и загадки.

V тур «Загадки от К.И. Чуковского».

Задание. Отгадайте загадки, которые написал Корней Иванович Чуковский.

Паровоз Лежу я у вас под ногами,

Без колёс! Топчите меня сапогами.

Вот так чудо-паровоз! А завтра во двор унесите меня,

Не с ума ли он сошел - Чтоб дети могли поваляться на мне

Прямо по морю пошел! Барахтаться и кувыркаться на мне

(пароход) (ковер)

Была телега у меня, Два коня у меня,

Да только не было коня, Два коня

И вдруг она заржала, По воде они возят меня

Заржала - побежала А вода

Глядите, побежала Тверда,

Телега без коня! Словно каменная!

(грузовик) (коньки)

Ах, не трогайте меня: Маленькие домики по улице бегут

Обожгу и без огня! Девочек и мальчиков домики везут.

(крапива) (автомобиль)

Растет она вниз головою, Хожу - брожу не по лесам

Не летом растет, а зимою А по усам, по волосам

Но солнце ее припечет - И зубы у меня длинней

Заплачет она и умрет. Чем у волков и медведей.

(сосулька) (гребешок)

Я одноухая старуха, Вот иголки и булавки

Я прыгаю по полотну Выползают из-под лавки

И нитку длинную из уха На меня они глядят,

Как паутинку, я тяну. Молока они хотят.

(иголка) (ежик)

Мудрец в нем видел мудреца, Вдруг из черной темноты

Глупец - глупца, В небе выросли кусты

Баран - барана А на них-то голубые,

Овцу в нем видела овца, Пунцовые, золотые

И обезьяну - обезьяна Распускаются цветы

Но вот подвели к нему Федю Баратова, Небывалой красоты

И Федя неряху увидел лохматого. И все улицы под ними

(зеркало) Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,

Разноцветными.

Итог литературной игры- викторины.

Вспомните, как называлась наша литературная игра-викторина?

Какие сказки Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?

Награждение победителей литературной игры-викторины «Сказки и загадки Корнея Ивановича Чуковского»

Боброва Валентина Макаровна – учитель начальных классов. ОСШ – лицей №4 город Талгар.

Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО

Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
3. Развивать мышление, речь, воображение, память.
4. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:

1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) выставка книг в классе.
Ход урока

1. Организационный момент.

Чтец №1:

Вот и начнутся каникулы вскоре,

Много за год прочитали мы в школе-

Даля, Жуковского, Фета, Толстого,

Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.

Повести, сказки, рассказы, стихи-

Все это сами мы в школе прочли.

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечет;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про телефон и Федорино горе.

Чтец №3:

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали-

От них они этих героев узнали.

Чтец №4:

К бабушкам долго мы приставали-

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Чтец №5:

Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней-

Сказочник, критик, поэт, чародей.

Чтец №6:

Жалко нам стало деда Корнея-

В детстве своем он не знал Бармалея.

Сколько же в жизни он потерял,

Что этих сказок в детстве не знал.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Чтец №7:

По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею-

Слушаться надо того, кто умнее.

Чтец №8 :

Хорошие книжки писал дед Корней-

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

2 . Вступительное слово

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Соревновательная часть
Представление команд

Команда "Мойдодыр".

Девиз: Мойте шею, руки с мылом

Трите щёчки, нос до дыр

И похвалит непременно

Вас за это «Мойдодыр».

Команда "Айболит"

Девиз:

Если кто-то не здоров,

Не зовите докторов,

Всех излечит, исцелит

Команда наша «Айболит».

Представление жюри.

За каждый правильный ответ команде «Мойдодыр» будем вешать на Чудо-дерево -----------ботинки, а команде «Айболит»-------- носочки.

I тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара) .
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону) .
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).

«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )

(«Путаница»)

Игра для болельщиков «Снабди свою команду необходимыми вещами»

«Мойдодыр» - мыло, расчёска, носовой платок, зубная паста, зубная щётка, ушные палочки, полотенце, влажные салфетки, шампунь, мочалка.

«Айболит» - грела, очки, молоточик, термометр и т.д.

II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)


IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
V тур «Музыкальная страничка».

Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза Песня «Айболит»

Загадки К.И.Чуковского.

Угадай героев произведений К.И.Чуковского.

Инсценировка сказки « Мойдодыр»

VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”. В сказке говорится о грязной, битой посуде. Сейчас мы поможем Федоре собрать посуду.

Игра «Собери по осколкам тарелки»
VII тур «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.

«Инсценировка сказки «Чудо – дерево»

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Просмотр видеоклипа «Книги Чуковского»

IX Подведение итогов викторины

4. Итог урока.

Мясникова Светлана
Воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 МО «Ахтубинский район» г. Ахтубинск

Методическое объединение для воспитателей старших групп

Цели:
Закрепить знания детей о прочитанных сказках К.И. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;
Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;
Участвовать в рассказывании;
Учить точно, отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к занятиям.
Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, развивать интонационную выразительность речи.
Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок.
Развивать память, мышление, воображение и воспитывать их гуманные чувства.

Оборудование:
Иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, пазлы, сказки К.И.Чуковского “Краденое солнце”, “Путаница”, “Чудо-дерево”, “Мойдодыр”, “Федорино горе”, “Тараканище”, “Муха Цокотуха”, “Бармалей”, “Айболит”, “Телефон». Аудиозаписи фрагментов из сказок. Декорации к сказке.

В.: Уважаемые дети! Мы с вами попали в удивительную страну сказок.
Все на свете дети очень любят сказки,
Все на свете дети сказку очень ждут.
Если очень любишь, если очень веришь,
Сказки станут былью, в гости к нам придут.
В.: Ребята какие сказки бывают?
В.: Сказки который придумал народ и которые передаются из поколения в поколение – называются народными. Ивам их рассказывали мамы и бабушки. Послушайте внимательно, какие сказки пришли к вам в гости. Слушаем. (Аудиозаписи фрагментов из сказок)
А теперь закрепим поиграем в «Добавлялки»
Ок-ок-ок – стоит в поле …..теремок
Ок-ок-ок – покатился … колобок
Цо-цо-цо – снесла курочка …яйцо
Ят-ят-ят – волк не съел … козлят
Ёк-ёк-ёк – не садись на пенек.
Много сказок придумал народ, но есть сказки, которые написали писатели. И сегодня мы с вами встретимся с творчеством удивительного детского писателя.
Родился этот человек 1 апреля 1882 г. А вы знаете, что в этот день мы отмечаем день смеха и веселья. Поэтому сама судьба предсказала ему писать смешные и добрые сказки для детей. А звали этого человека К.И. Чуковский (показ портрета)
Стихи дедушки Корнея вы слышали, когда еще были очень маленькими и сейчас мы посмотрим, как вы их знаете.
У нас 2 команды: 1 команда – «Сказка»
Девиз: Пишет автор для ребят
Для веселых дошколят
Книжки мы читаем
Сказок много знаем

2 команда – «Козлята»
Девиз:Мы веселые козлята
Мы докажем вам ребята
Лучше русских сказок нет
Вот и весь вам наш ответ.

I. А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по произведениям Чуковского. Вы ребята, будьте внимательны. Отвечайте быстро и четко.
1. На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (На трамвае)
2. Что упало на слониху в сказке «Тараканище»? (Луна)
3. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении «Телефон»? (Они объелись лягушками)
4. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
5. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
6. Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой? (Муха-цокотуха)
7. В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку? (Бармалей)
8. В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как еще называем мы этого зверя? (Бегемот)

II. Работа по иллюстрациям к сказкам.

III. Сказки поссорились (мозаика) каждая команда должна сложить картинку и угадать сказку.

IV. Вспомни, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений К. Чуковского игра «Доскажи словечко».

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает ….. (Воробей “Тараканище”)

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными ….. (Грибами “Путаница”)

Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под …. (Кровать “Мойдодыр”)

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки ….. (Золотые “Муха Цокотуха”)

Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и …. (пропал “Краденое солнце”)

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке “Федорино горе”)

Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые … (Калошки “Чудо-дерево”)

И такая дребедень
Целый день:
Дин – ди - лень
Дин – ди - лень
Дин – ди - лень
То олень позвонит, то … (тюлень “Телефон”)

V. «Волшебный мешок» воспитатель достает из мешка предметы дети должны сказать строчку из произведения Чуковского:
1. телефон (У меня зазвонил телефон)
2. воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике)
3. мыло (Тут и мыло подскочило)
4. блюдце (А за ними блюдца, дзынь ля-ля),
5. калоша (Пришлите мне дюжину новых калош)
6. термометр (И ставит, и ставит им градусники).

VI. Конкурс капитанов

Сколько и какие сказки К.И. Чуковского «живут» в этом стихотворении?
Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та бежать
И вприпрыжку
Под кровать.
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
(«Мойдодыр», «Федорино горе», «Телефон»)
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку.
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили…
(«Краденое солнце», «Бармалей», «Путаница»)

Физминутка «Барабек»
(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги
на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с
удивленной интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом.
И быка. Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, -
«упрямый бык».
И кривого мясника. Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами,
ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны - «сидят на телеге».
И дугу. Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, -
«дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед.
ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи».
Скушал церковь. Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук
поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на
«свечу», произнеся текст серьезно и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом. Двумя руками берут воображаемый молот, широко
замахнувшись через голову. 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично,
в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким
голосом, жалостливо.
Театрализованная постановка по стихотворению К.И. Чуковского «Чудо-дерево»
Чудо-дерево повёрнуто к зрителям кро¬ной с листьями. Звучит аудиозапись «Утро
в деревне». На плетни взлетают петухи (встают на подиумы), важно расхажива¬ют, разглядывают всё вокруг, громким «ку-ка-ре-ку» приветствуют друг друга.
Первый петух.
Как у наших у ворот
Собирается народ!
Второй петух.
Собирается народ
В развесёлый хоровод!
Звучит весёлая музыка. На поляне перед чудо-деревом собираются дети, резвятся, играют (исполняется танцевальная кар¬тинка «Игры-забавы»). Петухи наблюда¬ют за происходящим. Из-за одного плетня выглядывает Мурочка.
Первый петух (громко и звонко).
Расступись, честной народ!
Наша Мурочка идёт!
Второй петух (громко и звонко).
Наша Мурочка,
Наша умница!
Звучит медленная музыка. Из-за плетня появляется Мурочка в красных башмачках. Она важно прохаживается перед детьми. Дети разглядывают башмачки, любуются ими.
Мурочка. А вот и я! (Останавливается, задрав нос.)
Дети (по очереди)
Ай да Мурочка!
Ай да красавица!
Башмачки-то - загляденье!
Просто всем на удивленье!
Мурочка (хвастливо).
Ой, как выйду я плясать
В новеньких ботинках!
Полюбуйтесь на меня -
Разве не картинка?
Эй вы, ребятки - голые пятки,
Драные калоши! Хлопайте в ладоши!
Звучит быстрая музыка. Мурочка задор¬но пляшет. Дети, обидевшись на девочку, прячутся: кто за плетень, кто за деревья. Закончив плясать, Мурочка оглядывается, недоумевает.
Мурочка.
Все куда-то убежали...
И плясать со мной не стали!
Первый петух.
Тень-тень-потетень!
Муре хвастаться не лень!
Второй петух.
И от хвасты детвора
Разбежалась кто куда!
Мурочка (подбегая то к одному плетню, то к другому, сердито). А ну кыш! Чего драз¬нитесь?
Петухи прячутся за плетнями. Мурочка садится на лавку и плачет, закрыв лицо ру¬ками. Звучит печальная музыка. Петухи вы¬глядывают из-за плетней, осторожно под¬ходят к Мурочке, жалеют её.
Первый петух.
Не плачь, Мурочка!
Не плачь, девочка!
Мурочка (вытирая слезы). С кем же я те¬перь играть-то буду?
Второй петух.
Думай, думай, Мурочка!
Ты же у нас умница!
Мурочка снова принимается плакать, но внезапно замолкает.
Мурочка (улыбаясь). Придумала! Посажука я свои башмачки под деревце...
А ну, петушки, помогите мне снять баш¬мачки!
Петухи снимают с ног Мурочки башмач¬ки. Девочка бежит к чудо-дереву. Петухи следуют за ней. Мурочка роет под деревом ямку (разгребает набросанные листья), бе¬рёт у петухов башмачки, кладёт их в ямку и закапывает (накрывает листьями). Пету¬хи, а также дети из-за деревьев и плетней с интересом наблюдают за её действиями.
Мурочка.
Растите, башмачки мои!
Растите, маленькие!
А вы, петушки, сторожите мои башмачки!
Мурочка убегает. Петухи становятся по обе стороны от дерева. Затем под музыку исполняют танцевальную картинку «На страже». В это время дети, не обращая внимания на петухов, выходят из-за плет¬ней и деревьев, садятся на лавки, общают¬ся с помощью пантомимики. Вдруг раздаёт¬ся громкий петушиный крик. Дети вскаки¬вают с лавок, оборачиваются на крик. Пе тухи торжественно поворачивают дерево другой стороной к зрителям и взлетают на плетни.
Первый петух.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт!
Второй петух.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Первый петух.
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём.
Второй петух.
А сапоги да башмаки,
Словно яблоки!
Дети подходят к чудо-дереву, разгляды¬вают обувь.
Дети (по очереди).
Вот так дерево!
Чудо-дерево!
Ай да Мурочка!
Ай да умница!
Первый петух. Сапоги созрели!
Второй петух. Башмаки поспели!
Первый петух.
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Второй петух.
Кому нужны сапоги?
К чудо-дереву беги!
Звучит музыка. Дети снимают с дерева обувь, садятся на лавки, примеряют. Затем выходят на середину поляны и демонстри¬руют свою новую обувь. Мурочка наблюда¬ет за происходящим из-за плетня.
Дети (поочерёдно).
У меня на ножках новые сапожки!
У меня ботинки прямо как с картинки!
У меня башмачки - звонкие каблучки!
Ай да Мурочка!
Ай да умница!
А где же Мурочка?
Мурочка. Я здесь!
Дети. Иди к нам, Мурочка! Мы тебя ждём!
Мурочка выходит из-за плетня и идёт к детям. На ногах у неё лапти.
Ребёнок (обращает внимание Мурочки на дерево). Гляди, Мурочка, для тебя на де¬реве тоже выросли башмачки!

Звучит весёлая музыка. Дети подводят Мурочку к чудо-дереву, помогают снять с него пару башмачков и переобуться. Муроч¬ка весело прыгает, дети хлопают в ладо¬ши. Из-за плетня слышится кашель. Появ¬ляется сердитый дед Матвей, идёт к де¬тям, опираясь на палку.
Дед Матвей.
Это что за шум и гам?
Расходитесь по домам!
Что галдите, детвора?
Вам уж спать давно пора!
Дети (сбившись в кучу).
Не ругайся, дед Матвей!
Погляди сюда скорей!
Дед Матвей. Что там? Ну-ка погляжу, по¬гляжу...
Дед Матвей направляется к чудо-дерезу. Дети на цыпочках идут за ним. Дед Матвей с недоумением осматривает дерево.
Дед Матвей (обращается к детям).
Вот так небылица!
Может, сон мне снится?
Дети, пряча улыбки, пожимают плечами. Дед Матвей снова осматривает дерево.
Дед Матвей.
Это чьи проказы?
Признавайтесь сразу!
Кто развесил башмаки?
Это вы, озорники?
Дети (по очереди).
Нет, мы не озорники!
Сами на ветках выросли башмаки!
Мы их сняли ловко
И теперь - в обновках!
Вот такое дерево!
Чудесное дерево!
Мурочка.
Дед Матвей,
Подходи смелей!
Тут на всех обновок хватит,
Мы тебя сейчас нарядим!
Дед Матвей (махнув рукой).
Мне не надо - я старик
И к лаптям своим привык.
Мурочка.
Ты, дед Матвей,
Не жалей лаптей!
Вот тебе валенки -
Не велики, не маленьки!
Дети снимают с чудо-дерева валенки и подают деду Матвею.
Дед Матвей (с недоверием).
Вот так диво! Глазам не верю!
А ну-ка сяду да примерю!
Садится на лавку, снимает лапти, обува¬ет валенки, любуется обновкой. Затем встаёт и топает. Дети внимательно на¬блюдают за его действиями.
Дед Матвей (улыбаясь).
Был я в лаптях стареньких,
А теперь - в новых валенках!
Спасибо вам, ребятки!
Пойду похвастаюсь бабке!
Мурочка. Веди её сюда! Мы и ей подбе¬рём обувь.
Дед Матвей (уходя).
Вот так дерево!
Чудо-дерево!
Дети провожают деда Матвея до плет¬ня, машут ему вслед.
Первый петух.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт!
Второй петух.
Чудо-дерево растёт,
Обувает весь народ!
Дети (по очереди).
Не придётся нам опять
По морозу щеголять
Дырками, заплатками,
Голенькими пятками!
Спасибо тебе, Мурочка!
(Хором.)
Спасибо тебе, умница!
Петухи.
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Веселись, детвора!
Дети исполняют танцевальную картин¬ку «Общее веселье». По окончании со смехом убегают с поляны. Петухи важно уходят вслед за ними.