Жорж-Пьер Сёра. Жорж-Пьер Сёра Художник сера картины

Жорж-Пьер Сёра (2 декабря 1859, Париж - 29 марта 1891, Париж) - французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».

Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой. Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж. В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм - художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу - огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой - «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».

В определенный период Сёра живет с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина».

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.

Жорж Сера — один из самых ярких представителей жанра постимпрессионизм, изобретатель жанра пуантилизм, известный французский художник.

Несколько десятков лет до рождения Жоржа, а также на протяжении почти всей его жизни во Франции господствовал импрессионизм — жанр живописи, представители которого стремились создавать технику рисования, которая бы давала возможность наиболее естественно и правдоподобно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления и чувства. Отметим, что постимпрессионизм сравнивать с импрессионизмом не всегда правильно, потому что, когда идёт речь о постимпрессионизме, нужно понимать, что это течение объединяет большое количество разнообразных методик и техник, не объединённых одной школой. Жорж Сера является представителем этого течения, но также представителем постимпрессионизма является и Винсент Ван Гог, хотя манера работы этих двух мастеров отличается кардинально.

Среди тех, кто решил отступиться от канонов уже признанного импрессионизма и попробовать создать новый стиль, были трое известнейших мастеров — Поль Гоген, Жорж Сера и Поль Сезанн. Кстати говоря, именно Сера был ближе всех к традиционному импрессионизму — его работы изображают именно естественную, повседневную жизнь парижан. Отметим, что Сера создал своё направление постимпрессионизма, которое называется пуантилизм. Суть этой техники живописи заключается в использовании точечных мазков специальной формы и цвета. Этот стиль можно сразу же узнать по такому признаку, как отсутствие смешивания красок как такового — полотна, выполненные в пуантилизме, выглядят как бы состоящими из точек.

Жорж Сера родился в 1859 году, в Париже. Будучи сыном богатых родителей, ему никогда не приходилось задумываться о том, чтобы зарабатывать себе на еду или на кров. Это дало ему возможность полностью посвятить себя изучению живописи. Кстати говоря, изначально мастер работал только с чёрно-белыми рисунками для того, чтобы освоить тона. Также Сера изучал свойства линий и их восприятие на человека. В его записках были обнаружены тезисы о том, направленность линий, преобладающих на картине, способна передать какое-либо настроение и создать необходимую атмосферу. К примеру, горизонтальные линии, по Сера, передают спокойствие и безмятежность.

Сера является сторонником научного подхода к живописи — он долгое время изучал теорию разложения цветов, чтобы понять, какие сочетания и формы выглядят наиболее впечатляюще и естественно. Именно научный взгляд на восприятие цветов человеческим глазом, а также точный расчёт сформировали вышеупомянутый пуантилизм — по сути, создание сложных картин, обладающий высокой художественной ценностью из точек разных форм и цветов.

Прожил мастер совсем недолго, он скончался в возрасте 31 года. Однако он оставил несколько шедевров, а также изобретённый им стиль, который очень сложен и требует кропотливой работы. Как можно увидеть на работах Сера, создание картины при помощи специально подобранных точек создаёт очень живые и естественные краски, которые отлично воспринимаются с разных расстояний. Смешивание цветов происходит не на холсте, а как бы на сетчатке глаза зрителя.

Одна из самых известных картин в мире. Сейчас оригинал хранится в коллекции Чикагского института искусств. Картина является классическим примером пуантилизма — если присмотреться, она состоит из множества разноцветных точек. А если отдалиться и посмотреть с дистанции, то можно почувствовать атмосферу беззаботного выходного дня, когда горожане отправляются на прогулку по берегу реки Сена.

Необычайно тщательно продуманная цветовая гамма и точно подобранная композиция создают насыщенную атмосферу лени, безмятежности и праздности — богатых жителей прибрежных районов Сены разморило от тёплого солнца, всё очень неспешно, неторопливо и даже немного чванно. Дамы прикрываются зонтиками от солнца, выгуливают домашних животных (на переднем плане мы можем видеть аристократку с обезьянкой на поводке).

Отметим, что немало критиком разгромили эту работу — в негативных рецензиях, как правило, отмечалось, что «все силуэты четкие и яркие, но, при взгляде на лица видны только размытые неоформленные изображения, в которых смутно угадываются черты лица. Из-за этого все люди, изображённые на полотне, напоминают какие-то неживые фигуры». Однако художник ещё при жизни комментировал подобную критику, отмечая, что он не стремился к тщательной прорисовке лиц, самой важной задачей для него было передать обстановку, атмосферу.

Цирк

Последняя работа мастера — он скончался, не успев её завершить, последние штрихи наносились Люсом, художником-импрессионистом и хорошим другом Сера.

Жорж Сера часто заходил в цирк «Фернандо», засиживаясь на представлениях со своими инструментами. Ещё один пример очень тщательной и скрупулёзной работы, если учесть, что на картине десятков персонажей, а Сера работал своим привычным методом, прорисовывая всё точками. Снова выделяем блестящую работу с цветами — тона мягкие, приглушённые, сразу навевающие воспоминания о цирковых аренах.

Весьма характерна композиция картины — мастер не стремился запечатлеть какой-либо конкретный момент, его цель — настроение и атмосфера циркового представления в целом. Интерьер, изображенный на картине, персонажи и декорации выполнены в схожей цветовой гамме и расположены так, чтобы вызывать полноты и целостности.

Жорж-Пьер Сёра родился 2 декабря 1859 года в городе Париж. Появился на свет в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником. Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси под Парижем. Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и «исполнять супружеские обязанности». Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера - замкнутость, независимость и скрытность.

В детстве Сера ничем не отличался от своих сверстников. Чуть повзрослев, заинтересовался искусством. В местной школе живописи под руководством скульптора Жюстена Лекьена он осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и репродукции с картин старых мастеров. У Лекьена Жорж нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран, позже получившие известность как художники-символисты.

В 1878 году Сера приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, - это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сера тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.

Свободой художник наслаждался недолго. Вскоре его призвали на военную службу, и весь следующий год Сера провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Служба оставляла время для досуга, и он продолжал совершенствовать свое мастерство рисовальщика. В ноябре 1880 года Сера демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. О самой работе нам мало что известно, потому что до 1883 года Сера не выставлялся. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба.

Поначалу Сера вплотную занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. В эти же годы Сера написал несколько портретов. Один из них, «Портрет Аман-Жана», выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал.Помимо живописи, Сера много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и пытаясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера. В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа. В 1830-х годах Делакруа экспериментировал с цветом - наносил параллельными мазками чистые дополнительные цвета, не смешивая их друг с другом.

Молодой Сера предпочитал писать не на холсте, а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал как художник, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Эти места привлекали многих импрессионистов - отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд. На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу.

Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных - независимых. Вскоре состоялась его выставка, где Сера, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил разнобой. Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». И все равно Сера был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.

После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сера вскоре стал душой компании. Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, художник-самоучка, выросший на традициях импрессионизма. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» или «дивизионизму» Сера. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сера. И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сера впоследствии признали основателем нового течения в живописи.

Тем временем сам художник приступил к работе над еще одним большим полотном: «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт». Он писал картину на маленьком островке рядом с Аньером - как всегда, очень тщательно и методично На ее создание художник потратил почти два года. В 1886 году Сера показал свой шедевр на восьмой, последней, выставке импрессионистов.

«Гранд-Жатт» произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы». Это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сера - он лучше других понял Значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение, импрессионизм, исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами. Лидером и душой неоимпрессионистов критик «назначил» Сера.

Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», между тем, продолжалось. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов. Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сера. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами».

Скрытность Сера распространилась и на его личную жизнь. В 1888 году он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сера скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале 1890 года Мадлен родила мальчика. Сера дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, - Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали. В марте 1891 года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых.

Жорж-Пьер Сёра скончался 29 марта 1891года от менингита. Похоронили его в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.


Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.


Жорж-Пьер Сёра
Georges Seurat

Художник, основатель французской школы неоимпрессионизма 19-го века, чьи методики передачи игры света при помощи крошечных мазков контрастного цвета стала известна как пуантилизм.

С помощью этой техники, Сера создал композиции с крошечными, отдельные стоящими мазками чистого цвета, которые слишком малы, чтобы выделить их при взгляде, но делают его картины единым восхитительным цельными произведениями.


Жорж Сера: Seurat Forest at Pontaubert, 1881,
Лес в Понтобере (Ионна)
1881
Холст, масло
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Жорж Сера. «Мать художника». 1882-83 г.
Мелок, бумага. Metropolitan Museum of Art (United States).

Жорж-Пьер Сера родился 2 декабря 1859 года в Париже. Учился в Школе изящных искусств в 1878 -1879 годах у ученика Энгра Анри Лемана. Большое влияние на становление молодого художника оказало творчество и Франсиско де Гойя.

Первые картины Сера показал на официальном салоне в 1883 году и на Первой выставке Независимых в 1884 году. Здесь он и познакомился с Полем Синьяком, вместе с которым Сера и разработал новую технику рисования – пуантилизм, или дивизионизм, как называл её сам художник.


Жорж Сера. «Купание в Аньере». 1883-84 г.
Масло, холст. 200 × 300 см. Лондонская национальная галерея.

Позы подперевшего голову рукой мужчины и мальчика в широкополой шляпе перекликаются с изображенными на заднем плане фигурами.

Горизонтальная линия парома повторяется в линии железнодорожного моста и в линии травы на противоположном берегу, в то время как вертикаль флагштока на пароме перекликается с рядом поднимающихся к небу труб.

Поза мальчика, купающегося в воде, заимствована с картины Энгра.

Собака была добавлена в композицию позднее. Как и у большинства персонажей, ее голова изображена строго в профиль и повернута вправо.

В ранних этюдах Сера в воде находились лошади и купальщики, но они, противореча замыслу художника, сделали бы композицию динамичной,- поэтому художник заменил их неподвижной фигурой мальчика с приложенными ко рту ладонями.

Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Сера превосходно передал атмосферу солнечного летнего дня в пригороде большого индустриального города с его железнодорожными мостами, каменными зданиями и дымящими фабричными трубами.

На первый взгляд, «Купание в Аньере» можно назвать импрессионистическим полотном - за яркость красок и даже за то, что изображенная на картине фигура (гребец справа) частично срезана краем рамки, что очень характерно именно для импрессионистов. Однако в отличие от них, Сера скрупулезнейшим образом выстраивает композицию своей картины. Он сделал для нее десятки предварительных этюдов карандашом и маслом, детально проработал каждую фигуру, позаимствовав некоторые позы с работ старых мастеров. Закончив ее, художник очень надеялся на успех. Но картина была отвергнута жюри Салона 1884 года, затем выставлена в Салоне независимых и, наконец, отправлена в запасник.


"Остров Гранд Жатт". 1884 г.
Частное собрание, Нью-Йорк.


"Жорж Сера - Seurat The English Channel at Grandcamp, 1885
1885
66,2 x 82,4
Холст, масло
Нью-Йорк. Музей Метрополитен


Жорж Сера: Seurat The Seine at Courbevoie, 1885
Сена близ Курбевуа
1885
81 x 65
Холст, масло
Париж. Собрание Кашен-Синьяк

Его знаменитое полотно «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт», выполненное в новой художественной манере, было центральным на выставке импрессионистов в 1886 году.

Над этим монументальным полотном Сера работал два года, и оно стало сенсацией последней (восьмой) выставки импрессионистов, состоявшейся в 1886 году.


Жорж Сера. «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт». 1884-86 г.
Масло, холст. 207,5 x 308 см. Art Institute of Chicago, IL, USA.

Появление картины Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт стало эпохальным событием в истории живописи. Выполненная в технике пуантилизма, эта работа была выставлена на последней выставке импрессионистов, но не имела успеха. Не только критики (за исключением Феликса Фениона), но и сами импрессионисты, отнеслись к ней враждебно. Ренуар, Сислей, Кайботт и Моне, назвавший пуантилистов “пачкунами”, отказались экспонироваться вместе с ними.

Критики, анализируя картину, говорили о публичном одиночестве человека, об издевательстве над лицемерными общественными нормами, но сам Сера не желал вдаваться в метафизические тонкости. Художник был лаконичен.- «Я применил здесь, - заявлял он, - свой метод, вот и всё».

Познакомимся с анализом картины:

Геометрическое превращение.
Пространство «Гранд-Жатт» заселено не личностями, а типажами, различающимися только по одежде и манере поведения. Шляпа с длинными лентами и накидка позволяют идентифицировать эту фигуру как кормилицу. Лишенная каких-либо индивидуальных черт, она показана со спины и сведена к серой геометрической форме, рассеченной красной полосой и увенчанной красным кругом.

Женщина с удочкой.
Оранжевое платье этой женщины резко выделяется на фоне сверкающей синей воды. Некоторые особенности могут указывать на то, что перед нами проститутка, которая «ловит» мужчин. Двойное значение французского глагола «pecher» («ловить» и «грешить») часто обыгрывалось в то время.

Скачущая девочка.
Среди статичных фигур мы видим скачущую девочку с развевающимися на ветру волосами. Однако и ее движения (как и движения собаки на переднем плане) не добавляют динамики в композицию - они выглядят застывшими. Точно так же бабочки кажутся скорее приколотыми к холсту, чем летящими по воздуху.

Тени и свет.
Горизонтальные тени под деревьями помогают создать перспективу удаляющегося пространства и образуют ритмичный рисунок, в котором светлые участки чередуются с полосами тени. На одном из своих этюдов маслом, сделанных для этой картины, Сёра убрал с берега реки все фигуры и написал только деревья и их тени.

Дополнительная рама.
Сера написал необычную раму, создав по краям картины бордюр из цветных точек. Точки подобраны так, чтобы их цвета были дополнительными к цветам, расположенным на холсте рядом с ними. Это позволило усилить интенсивность основных цветов.

Модная пара.
Фигура женщины показана в профиль, а ее экстравагантный силуэт создается пышными выступами турнюра. Одной рукой она держит под руку курящего сигару мужчину, а в другой удерживает на поводке обезьянку. Обезьянка тут очевидный символ. Во времена Сера она обозначала распущенность.


Набросок для Воскресенья на La Grande Jatte

В отличие от импрессионистов, художник отказался от спонтанности и естественности в передаче этой сцены, фигуры у него выглядят статичными, схематичными и лишенными индивидуальности. Они напоминают древние фрески, а атмосфера картины полна ощущения остановившегося времени. Зарисовки на Гранд-Жатт Сера делал днем, а затем в студии работал с холстом, используя придуманную им «пуантилистскую» («точечную») технику. В результате произведение вышло столь необычным, что поклонники Сера поспешили объявить его «мессией нового искусства».


"Гавань в Онфлере". 1886 г.
Холст, масло.
Национальная галерея,
Прага, Чехия.


Жорж Сера: Seurat A Corner of the Harbor of Honfleur, 1886,


Мост в Курбвуа
1886-1887 г.
45,7 х 54,7 см
Галерея Курто, Лондон

Изогнутые ветви дерева использованы для выравнивания вертикальной формы остальной части композиции. Позже эта техника будет применена Сера в картине «Парад».

Удаленные формы переданы предельно схематически. Лодка с двумя седоками изображена лишь тремя короткими рядами точек.

Фигуры Сера абсолютно похожи на манекены. Столь последовательно этот принцип не выдерживается больше нигде в творчестве художника. Мужчина кажется таким же безжизненным и неподвижным, как одна из стоящих рядом с ним мачт.

Сера разделял привязанность импрессионистов к отражениям в воде. Здесь парус написан с помощью множества точек. Множество точек, обозначающее отражение паруса в воде, гораздо более «разрежено».

На этом полотне изображена Сена у городка Курбвуа, расположенного чуть выше по течению, чем Аньер. Близость тем и географических «привязок» позволяет сравнить картину с «Купанием в Аньере». И тут, и там передний план очерчен диагональю речного берега, а удаленный мост подчеркивает линию горизонта.

Кроме того, обе работы роднит атмосфера неподвижности, ощущение застывшего времени. Отличие их, если можно так выразиться, лишь «климатическое». В одном случае, это жаркий солнечный день, в другом - холодная прозрачная осень. Падающий свет по-прежнему бросает на траву длинные тени, но фигуры на полотне сведены к силуэтам.

Для этой картины Сера написал два этюда, изображающих мост и участок речного берега. Для верхней части картины, судя по всему, Сера не делал предварительных набросков. В пользу этого предположения говорят следы переписки, которые можно здесь обнаружить.


Жорж Сера: Seurat End of the Jetty, Honfleur, 1886,


Жорж Сера. «Натурщицы». 1887-88 г.
Масло, холст. 39,4 x 48,7 см. Частная коллекция.
"Натурщицы". 1887-1888 г.
Холст, масло. 78 3/4 х98 3/8 дюймов.
Фонд Барнса, Мэрион, Пенсильвания


Сидящая обнаженная


Обнаженная


Жорж Сера


Жорж Сера - Seurat Parade de cirque, 1887-88, 100x150.5 cm, detalj, Met
Жорж Сера - Сера Парад де цирк, 1887-88, 100x150.5 см, detalj, Met


Жорж Сёра. Сена в Гранд-Жатт, весна
1888
65 x 82
Холст, масло
Брюссель. Королевский музей изящных искусств


Жорж Сера. «Пор-ан-Бессен, воскресенье». 1888 г.
Масло, холст. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

Картина написана летом на побережье Кальвадоса, в городке Пор-ан-Бессен. В этом маленьком рыбачьем порту, с немногочисленным и трудолюбивым населением, Сёра начнёт писать свои пейзажи. К работе художник отнёсся очень серьёзно – он использует в серии пейзажей теории Шарля Анри, и изучает их очень глубоко.

Положения учёного он пробует включить в более сложную систему, которая сохраняет в картине перспективу и глубину, при этом не утрачивая её декоративной ценности. Брошенный Сёра вызов поистине поразителен. Художник ставит перед собой задачу с одной стороны отнестись к картине как к плоской поверхности с двумя измерениями, а с другой – вписать изображение в третье измерение, которое обусловлено наличием перспективы.

В конце концов художник мог бы себе позволить вольную интерпретацию видов скал или набережных Пор-ан-Бессена, изменяя их по своему усмотрению. Однако сделать это ему мешает отказ от воображения, который нельзя объяснить лишь недоверием Сёра к неподвластным разуму вещам. Этот отказ от воображения исходит из глубины натуры художника. Сёра принадлежит к редкой породе людей, которые до такой степени заворожены реальностью, что исказить её они не в силах. Слова так и остаются для них ненайденными. В случае с Сёра ненайденными также окажутся и краски.

Почти во всех пейзажах Сёра подвергает различные элементы марин, которые выстроены по законам перспективы, незначительным деформациям, добиваясь ощутимого декоративного эффекта. Так в «Журавлях и просвете в облаках» облака громоздятся над морем извилистыми линиями. На полотне «Вход в аванпорт» море испещрено тенями невидимых глазу облаков. Ещё более отчётливо этот эффект виден в картине «Воскресенье», где ткани флагов извиваются волнистыми складками, которые с точки зрения сюрреализма возможно выглядят излишними. Их появление объясняется лишь стремлением к декоративности.


Жорж Сера - Seurat Port-en-Bessin- The Outer Harbor at Low Tide, 1888


Жорж Сера - Seurat Port-en-Bessin- Entrance to the Harbor, 1888

Творчество Сера в последние годы это сцены в порту, фигуры купающихся людей, сцены из цирка.


Жорж Сера - Seurat La Parade,
1888, 100x150.5 cm, oil on canvas,
Metropo

Ночная сцена залита светом газовых фонарей, напоминающих ряд стилизованных звездочек.
Яркими манящими красками изображена внутренняя часть цирка, где зрителей ждут рукотворные чудеса.
Усатое лицо инспектора манежа сближает его с дирижером на картине «Канкан» и укротителем зверей на картине Цирк».
«Обрезанные» фигуры зрителей формируют нижний край картины.
Плоские смутные фигуры музыкантов делают их похожими на марионеток.
Сера обожал карнавалы и цирковые представления, ставшие темой нескольких его картин. На этом знаменитом полотне изображен парад в цирке Кореи. Парадом назывались небольшие интермедии, разыгрываемые артистами перед входом в цирк с целью привлечения зрителей. Композиция картины уже привычно выстраивается перекликающимися горизонталями и вертикалями.

Ночное освещение дает Сера возможность экспериментировать с необычными цветовыми сочетаниями. Значительная часть полотна покрыта оранжево-желтыми и синими точками, которые написаны соответственно свет газовых фонарей и тени. Все остальные цвета приглушены и проступают сквозь желтые и синие точки.

Современные критики ставят в заслугу художнику то, что эта картина приближается к абстрактной живописи, однако в свое время она не произвела особого впечатления. Ее холодно встретили в Салоне независимых. Более того, сам Сера позже вычеркнул ее из списка своих работ.


Мост и набережная в пор-ан-Бессене
1888
67 x 84,5
Холст, масло
Миннеаполис (штат Миннесота). Художественный институт

Сёра вводит в композицию данного полотна персонажи, которые до сих пор не были замечены ни в одной из его марин. Кроме нескольких силуэтов на заднем плане, на переднем видны в неподвижности ребёнок, таможенник, женщина с какой-то ношей.

Все фигуры застыли и окаменели. Однако их присутствие нарушает то совершенное одиночество, которое присуще остальным маринам автора. Жизнь вторгается в его царство одиночества, которое погружено в абсолютное сонное оцепенение – царство воды, причалов и берегов.

И кажется, что изображённый на картине прилив жизни и жизненные силы, до сих пор сдерживаемые, внезапно накалятся и начнут вдруг вырываться наружу, везде распространяясь, - такое впечатление производит изображённая на картине стихия.

На полотне присутствует та мрачная сила стихии, которая порождает всё живое и обрекает его же на гибель в стихийном натиске, в торжествующем и слепом порыве.



Жорж Сера. Сена на острове Гранд-Жатт весной.
1888
Холст, масло.
Королевский музей изящных искусств, Бельгия

Ле Кротой, вверх по течению
1889
Холст, масло.
Институт искусств, Детройт, США

В его работах мы видим цветовые сочетания, основанные на точном оптическом анализе и тщательно выстроенной линейной композиции

В своей короткой жизни Сера создал только семь больших полотен, так трудоемка и сложна была, им же созданная техника рисования.

К сожалению, умер художник совсем молодым, в 32 года, от тяжелой инфекции, оставив вдову с маленьким ребенком на руках и в положении.


Утес, 1885

Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи. Изучая законы цвета и света, оптические эффекты, Сера пытался создать научную основу для решения колористических, световоздушных и пространственных задач. Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись Сера, с её мозаически-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер. Сёра изучал научные аспекты восприятия света и цвета и разработал на их основе живописную технику дивизионизма, письма мелкими точечными мазками чистого цвета.


Лошади в воде
1883
Холст, темпера.
Частное собрание


Дом среди деревьев
Около 1883
16 x 25
Дерево, масло
Глазго. Художественная галерея и музей


Ожидание у берега


Рыбаки
1883
Дерево, масло.
Musee d"Art Moderne de Troyes


Мужчина в черном


Жорж Сера. «Пудрящаяся девушка» (Пудрящаяся женщина). 1889-90 г.
Масло, холст. 95,5 x 79,5 см. Courtauld Gallery, London, UK.

Форма этой диковинной розовой ленты перекликается с цветочным узором обоев.

Точки, окружающие дугой пудреницу, изображают облачко пудры.

Зеркало символизирует тщеславие. Возможно, Сера имел намерение поиронизировать над тем преувеличенным вниманием, которое Мадлен уделяла своей внешности.

Размеры стола, выглядящего до смешного маленьким, подчеркивают пышность форм Мадлен.

Долгое время критики не могли прийти к единому мнению относительно этой странной картины, на которой изображена Мадлен Кноблох, возлюбленная Сера. Многие находили портрет почти сатирическим. Сама же Мадлен, по всей видимости, придерживалась другого мнения, поскольку позже, когда картины Сера резко подскочили в цене, решила оставить это полотно у себя. В первом варианте оно включало в себя и автопортрет Сера, с восторгом глядящего на Мадлен. Но автор прислушался к мнению одного из своих друзей, посчитавшего портрет в таком виде непристойным, и заменил себя цветочной вазой.

Генеалогически картина восходит к будуарным сценам, популярным во французской живописи XVIII века. Как всегда, обращает на себя внимание непринужденное (а порой и странное) обращение Сера с деталями. Непонятно, что представляет собой элемент в левом верхнем углу картины. Кроме того, возникает впечатление, что под пышной юбкой Мадлен находится всего одна нога.


Лодки, отлив, в Грандкемп


Жорж Сера: Seurat Georges The Bec du Hoc at Grandcamp Sun


Канкан
Дата создания картины: 1889-1890 г.
Размеры: 171,5 x 140,5 см
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Светлые участки окружены на картине темной рамкой, усиливающей ощущение глубины и единства пространства.

Веер танцовщицы повторяет угол наклона трости в руках сгорающего от вожделения зрителя, которая сама по себе является фаллическим символом.

Флейта и гриф контрабаса написаны параллельно высоко поднятым ногам танцовщиц, что должно «удваивать» степень веселья

Стилизованное выражение на лицах танцоров передано простыми наклонными штрихами, легко намечающими губы, усы и узкие щели глаз.

Банты на туфлях танцовщиц направлены вверх - так же, как подолы их юбок и бретельки на плечах.

Приблизительно с 1887 года Сера начал делать зарисовки в парижских варьете. В результате считавшийся не слишком пристойным танец канкан стал темой одной из его работ. На полотне изображен ночной клуб «Японский диван», находившийся неподалеку от студии художника. В этом произведении звучит отчетливое эхо «Парада», где реальный зритель расположен чуть выше зрителей, присутствующих на картине, а главное событие происходит на приподнятой сцене.

Сера использовал танец, чтобы проиллюстрировать одну из своих «научных» теорий. Суть ее в том, что линия, проведенная под тем или иным углом, способна передавать совершенно определенную эмоцию. Так, например, направленные вверх линии выражают радость. В соответствии с этим, Сера выстроил в «Канкане» целый ряд расположенных под разными углами линий, которые, по его мысли, должны были концентрированно выражать веселую атмосферу клуба.


Мужчина, чистящий лодку
Около 1883
16 x 24
Дерево, масло
Лондон. Национальная галерея


Жорж Сера: Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88, 30.5x23.3 cm,

Основатель неоимпрессионизма , создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм ».

Жизнь творчество

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном , Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой - «Воскресный день на острове Гранд-Жатт ». Картина была завершена через два года. Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены. Некоторые критики, писавшие о Сёра, предполагают, что "Купание" и написанная затем "Гранд-Жатт" - это парные картины, в первой из которых изображен рабочий класс, а во второй - буржуазия. Другого мнения придерживался английский эстетик и историк искусства Роджер Фрай, открывший английской публике искусство постимпрессионистов. Фрай высоко оценивал неоимпрессионистов. В "Купании", на его взгляд, главной заслугой Сёра было то, что он отвлекся и от обыденного, и от поэтического взгляда на вещи и перешёл в область "чистой и почти абстрактной гармонии". Но далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро , также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом. Характерной особенностью стиля Сера был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур. Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сера, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами». Сера шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно. Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Но художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов. Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии».

В определённый период Сёра живёт с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина» (1888-1889). Эта "немыслимая женщина в гротесковом дезабилье 80-х годов" (Роджер Фрай) представлена в плане той же отрешенности и созерцательности, как и персонажи других его картин. Влияние распространенного в те годы "японизма", вероятно, сказалось в изображении туалета Мадлен.

Так же как "Парад" и "Канкан", к миру зрелищ и представлений по своему сюжету относится и последняя, незаконченная картина Сёра - "Цирк" (1890-1891). Но если в первых двух дана точка зрения из зала на сцену, то в последней акробаты и публика показаны глазами того, кто выступает на арене, - клоуна, который изображен со спины на первом плане картины.

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита , пневмонии , инфекционному эндокардиту , и/или (наиболее вероятно) дифтерии . Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез .

  • Известные высказывания

    • Эстетика. Искусство - это гармония. Гармония - это аналогия противоположных, аналогия сходных элементов тона, цвета, линии, рассматриваемых в соответствии с доминантой и под влиянием освещения, в радостных, спокойных или печальных сочетаниях.
    • Радостный тон - это светоносная доминанта; радостный цвет - это теплая доминанта; радостная линия - линия, поднимающаяся от горизонтали вверх. Спокойный тон - это уравновешенность темного и светлого; спокойный цвет - уравновешенность холодного и теплого цвета; спокойная линия горизонталь. Печальный тон - это темная доминанта; печальный цвет -холодная доминанта; печальная линия - линия, идущая вниз от горизонтали
    • Техника. Известно, что воздействие света на сетчатку имеет некоторую длительность, в результате происходит синтез. Средство выражения - это оптическое смешение тонов, цветов (локального цвета и цвета освещения: солнца, керосиновой лампы, газа и т. д.), то есть различного света и реакций на него (теней), соответственно законам контраста, градаций и излучения.

    (из письма писателю Морису Бобуру от 28.08.1890).