Сценическое оформление хореографической постановки. Особенности сценического костюма

В театральных постановках мы ценим не только игру актёров, но и оформление сцены. Поэтому декорации являются важной частью любого спектакля.

Объяснить дошкольнику, что такое декорация, можно так: "Это всё, что находится на сцене (не считая актёров) и показывает место, где происходит действие спектакля".

Декорации, как правило, представляют собой пейзажи, виды улиц, площадей, помещений изнутри. Специалисты по изготовлению декораций называются .

Главные составные части мягкой театральной декорации - задник, кулисы и падуги. Задник , словно фон на картинах, изображает всё, что находится на дальнем плане. Кулисы - узкие куски полотна - помещаются по бокам сцены в несколько рядов и представляют более близкие предметы - деревья, дома, скалы. А падуги - куски полотна, натянутые вверху и изображающие небо, верхние ветви деревьев, потолки помещений и т.п. Всё вместе специалисты часто называют одеждой сцены .

Тоже относится к одежде сцены (мягким декорациям).

Жёсткие , объёмные декорации могут обыгрываться во время действия. Лестницы, перила, деревья, дома, колонны ещё называют активными декорациями.

В последнее время стало модным использовать световые или виртуальные (синтезируемые на компьютере) декорации.

Вид занятия: лекционно-практическое занятие, с использованием иллюстраций.

Цель занятия:

Познакомить учащихся с видами декораций и дать представление о применении полученных навыков на практике.

Задачи:

Научить правилам оформления сценического пространства;

Освоить основы изготовления декорации в контексте представления, ознакомить с приёмами декорирования (фактурность, материал, способы изготовления и т.д.).

План лекции:

1. Понятие декорации, её назначение.

2. Понятие декорирования. Приёмы декорирования.

3. Виды и типы декораций.

4. Назначение декораций в художественном действии.

Организационный момент:

Отметка отсутствующих студентов,

Проверка готовности аудитории к выполнению практического задания - способность зафиксировать рисунки, схемы и планы, демонстрируемые преподавателем.

Проверка знаний:

После выдачи теоретического материала по данной теме – письменный опрос в форме теста.

Окончательной проверкой по теме является сдача практической работы - планов и макета оформления сцены.

План практических занятий:

1. измерить сценическую площадку и зафиксировать размеры сцены,

2. придумать и зарисовать эскиз декораций к одному из эпизодов произведения К.И. Чуковского "Тараканище" по полученным размерам.

3. изготовить макет к придуманной декорации.

Форма контроля и отчетности:

1. Сдача теоретического материала посредством письменной контрольной работы в форме эссе,

2. Сдача практического материала - макет, эскизы, план разметки оформления,

3. Защита своего замысла.

Основные тезисы

Декорация - это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действа.

Декорировать - придавать чему-нибудь красивый вид внешним убранствам.

Основные виды декораций - Мягкие декорации;

- Жесткие декорации;

Мягкие декорации –кулисы, падуги, задники, горизонты, половики.

Занавесы - основной антрактовый (раздвижной, подъемно-опускной), фигурный, эффектный, занавес- раздержка.

Жёсткие декорации - станки складные, сборно-разборные, рундуки, лестницы, перила, балки, фурки прямолинейные, круговые (осевые), телари, ширмы, колонны и т.д.

Баннерные декорации - например: можно изобразить дворец любого стиля, море, небо, космос, портреты, и.т.д.. Баннерные декорации:

На люверсах

С карманами

На металлоконструкции Светодинамические декорации - декорации, в которые заряжается свет, световые эффекты.

Декорация «черный квадрат» - Оформление - чёрная одежда сцены, место и время действия обозначается отдельными деталями: фонарь в руке актера означает наступление сумерек, длинный посох - дорогу, трон - королевский замок и т.п.

Декорация-аттракцион - сценическое пространство содержит предметы, способные активно воздействовать на зрителя без видимой технологии исполнения. Декорации могут быть саморазрушающимися или самовосстанавливающимися, внезапно исчезающими либо появляющимися, самодвижущимися, трансформирующимися и т.п. Такими были на сценах и в храмах грандиозные конструкции, которые на глазах у зрителя могли неожиданно раскрываться в виде лепестков цветка, открывая большие актерские группы, либо раскалываться на части, как это случалось в эпизодах кораблекрушения.

Декорация- натюрморт - декорация является красивой упаковкой какого-либо незатейливого сюжета.

Декорация-портрет – разновидность оформления спектакля, для которого важны историческая достоверность декораций, костюмов и бутафории.

Декорация-плакат – оформление-иносказание, к подобным выразительным средствам можно отнести геральдические знаки, орнаменты, эмблемы, аллегории, предметы-символы (корона, крест, знамя и т.п.).

Декорация-станок – реализуется через набор предметов – от реквизита до объемной конструкции с лестницами и различными архитектурными элементами, т.е. все то, что способно помочь пластически выразить сущность явления.

Назначение декораций в худ. действии.

Декорации помогают:

Создать внешний облик среды, в которой живут и действуют персонажи произведения,

Раскрыть понимание содержания действия - суть эпохи, исторические события, характеры, взаимоотношения,

Создать художественный образ спектакля, постановки, предполагая композиционное и изобразительное решение сценического пространства,

Выразить психологическое состояние действующих лиц, драматический конфликта и идею спектакля.

1. Базанов В.В. Техника изготовления декораций.

2. Литвинов Г. В. Сценография. Художественно-декоративное оформление. - Ч., 2010 г.

3. Литвинов Г. В. Сценография театрализованных представлений и праздников. - Ч., 2003 г.

4. Понсов А. Д. Конструкция и технология изготовления театральных декораций.

Типы сценографических решений:

    Повествовательная декорация - воспроизводит на сцене картину реальной жизни. И с большей или меньшей степенью подробностей, обобщенности, условности повествует об окружающих героях пьесы обстановке. Сценическое пространство превращается художником в реальное пространство того места, где происходит действие спектакля. (Симов у Станиславского).

    Метафорическая декорация предлагает зрителю обобщенный образ всего спектакля в целом. Художники стремятся раскрыть пьесу через пластическую метафору. Метафора в театре несет в себе конкретный образ и выражается конкретным языком живописи, света, архитектуры. (Рындин в «Оптимистической трагедии» сделал барабан и волнообразную линию).

    Живописная декорация . В ней живопись выступает как основное средство художественной выразительности. Художник имеет дело с плоскостью, на которой пишет разные сюжеты - пейзаж, интерьер. На заднике плоскости занавеса - идея спектакля. (Головкин - «Маскарад» через занавесы).

    Конструктивная установка . Появилась в 20-е годы, направлена против живописной. Сценическое пространство рассматривается как место, где можно выстроить конструкцию, предназначенную для действий актера. Конструкция пластикой и ритмом воплощала идею и образ спектакля. Место действия не имеет самостоятельного значения - оно раскрывается во взаимодействии с актерами. Актеры оправдывают действиями условные сооружения из станков, лестниц. Материалы установок: дерево, рогожа, фанера, металл. (Эфрос спектакль «Ромео и Джульетта», художник Дургин сделал железную решетку – клетку из площадок, лестниц. Пространство решено по вертикали).

    Архитектурно-пространственная декорация рассчитана на использование всей глубины сцены. Пространство сцены - одно из главных выразительных средств спектакля. (Пьесы поэтов античности и Шекспира так решались).

    Динамическая декорация основана на движении. Если для архитектурно-пространственной декорации движение служит для разворачивания единой установки перед зрителем, то в динамической - движение будет главным средством, содержащим образ спектакля. (1923 г. Мейерхольд «Даешь Европу», художник Шлепянов сделал движущиеся стены).

    Световая декорация . Функции света не исчерпываются задачей выделить ту или иную деталь. Свет в руках хорошего художника станет решающим компонентом, выражающим художественный образ спектакля. (Художник Белов спектакль Ефремова «Декабристы» 1967г.)

    Проекционная декорация создается с помощью аппаратуры: приставки, телеаппаратура, фильмоскопы, диаскопы. (Кинопроекция в спектакле «Погода на завтра» Волчек).

    Игровая декорация . Ее корни уходят в века. Оформления как некого целого не было, его создавали необходимые для действия предметы, приносимые самими актерами и возникающие нередко в порядке импровизации. (Мейерхольд «Незнакомка» использовал бамбуковые шесты; Захаров в спектакле «Тиль» - 4 дощатые скамьи и чертово колесо).

    Внерамповая декорация. Это когда сцена вынесена в зрительный зал и окружена зрителями. (Самарский ТЮЗ, спектакль «Бумбараш»).

В театральных постановках зритель ценит не только мастерство режиссёра или актёрскую игру, но и оформление сцены. В результате декорации становятся важной частью практически любого спектакля, а многие театральные художники признаны самостоятельными творцами. Существует множество разновидностей декорационного оформления: от ширм и кулис, изготовленных из ткани и фанеры, до сложнейших виртуальных изображений, для создания которых используются компьютеры и системы хранения HP .

История развития

Предшественники современных декораций появились ещё в Древней Греции. Из пристройки под названием скена выдвигались расписные доски. Классический театр, состоящий из сцены, кулис и зрительного зала, появился только в XVI веке в Италии. Именно здесь впервые появилась живописная декорация, выполненная на холсте. Чуть позже такие полотна сделали сменяющимися.

Современная сценография использует многовековой опыт театров разных стран. В арсенале художника множество приёмов, которые используют отдельно или в комбинации. Декорации можно классифицировать следующим образом:

  • кулисно-арочная;
  • кулисно-передвижная;
  • павильон;
  • объёмная;
  • проекционная.

В результате создаётся иллюзия, что действие происходит именно там, где указано в пьесе. При этом особенность театрального искусства такова, что точной прорисовки деталей не требуется.

Виртуальное оформление постановок

В декорировании широко используются современные веяния и течения. Наиболее популярно совмещение активного и пассивного оформления сцены. В качестве активных декораций используются изображения, созданные на компьютере, реальное видео. Помимо внешних эффектов, использование такого метода позволяет сэкономить значительные средства.

Для создания виртуальных декораций необходимо приобретать проекционное оборудование. Профессиональные системы представляют собой уже не отдельные компьютеры, а серверные решения (например, сервер HP). С их помощью можно не только отображать выбранные изображения, но и создавать их, обрабатывать и хранить.

Ключевые слова: Оформление сцены,какими бывают декорации,Виртуальное оформление постановок,кулисно-арочная,кулисно-передвижная,павильон,объёмная,проекционная,Современная сценография,сервер HP,системы хранения HP,История развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»

Реферат

На тему: «Декорации в театре»

Работу выполнила: студентка 1 курса

Воронцова Елена

Слово «декорация» чаще всего употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте.

Главные составные части каждой театральной декорации -- завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги -- куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли -- различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т.д.

Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя.

Сочинив эскизный рисунок декорций, декоратор изготавливает для неё макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

декорация спектакль эскиз драматургия

Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460--420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам.

Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, Карл Гропиус, итальянцы Квальо и И. Гофман. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы -- Перезинотти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники Андреас Роллер, К. Вагнер и др.; только во второй половине XIX века декорационная живопись вступила в России на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) -- вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства -- декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров -- составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля -- декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй ит. д. обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.

Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX--XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.).

Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).

Литература

Э. Змойро. Макет декорации к спектаклю Центрального детского театра «Коньки» по пьесе С. В. Михалкова. 1976.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сценография как искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники. Основные системы и принципы декорации. Сценический свет - один из важнейших компонентов оформления хореографической постановки.

    реферат , добавлен 15.03.2013

    Тенденции развития сценографии. Художественное единство декораций спектакля и техники сцены. Применение объемно-пространственных конструкций. Проблематика театрального пространства. Использование воротов и блоков, веревок на подвесах в современном театре.

    статья , добавлен 20.08.2013

    Основной материал в искусстве режиссера. Творчество художника, участвующего в создании спектакля. Выражение идейно-творческих устремлений актера. Творческая организация сценического действия. Поведение актера на сцене. Приемы режиссерской работы.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2013

    Понятие о декорационном искусстве как средстве выразительности театрального искусства. Основные средства выразительности театрального искусства: роль декораций, костюма, грима в раскрытии образа персонажей, визуально-оптическое оформление спектакля.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2010

    Способы и приемы работы режиссера над художественным оформлением спектакля. Формы сценической выразительности. Основные требования техники безопасности при работе с осветительным и проекционным оборудованием, аппаратурой на сценической площадке.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Актерское творчество и художественная специфика театра. Мизансцена как существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. Значение темпа и ритма в сценическом искусстве. Музыка и свет - одни из самых ярких средств оформления любого спектакля.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Сценическое действие, его отличие от действия в жизни. Взаимосвязь физического и психологического действия. Основные части действия: оценка, пристройка, собственно действие, воздействие. Режисерский этюд по картине "Посещение царевны женского монастыря".

    контрольная работа , добавлен 08.01.2011

    Премьера спектакля "Власть тьмы" в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова. Биография режиссера Темура Чхеидзе. Люди и страсти в постановке БДТ им. Г.А. Товстоногова. Особенности постановки пьесы режиссером Юрием Соломиным в Малом театре.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2012

    Грим 30-х годов ХХ ст. на сцене и в кино. Анализ стиля и макияжа Марлен Дитрих. Способы нанесения макияжа. Подготовка кожи, материалы и средства для проведения процедуры. Влияние цветов и света на грим. Технологические этапы нанесения сценического грима.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2014

    Успех первого "русского сезона" группы артистов балета императорских театров Петербурга и Москвы в мае 1909 г. Балетные постановки Фокина в Мариинском театре. Создание им абсолютно нового вида спектакля, новые подходы к постановке классического танца.