Энрико карузо личная жизнь. Энрико Карузо: биография, интересные факты, фото

Энрико Карузо - итальянский оперный тенор, успешно выступавший на лучших театральных площадках Европы и Америки с репертуаром, варьировавшимся от лирических песен до драматических арий. За свою жизнь певец выпустил около 260 записей, сделанных с 1902 по 1920 годы, которые охватили большую часть его сценической карьеры и в настоящее время продолжают пользоваться популярностью.

Детство и юность

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в итальянском Неаполе в бедной семье. Он был третьим сыном многодетных родителей, выжившим в младенчестве. В мемуарах, посвященных жизни певца, был интересный факт, согласно которому его мать родила 21 ребенка – 20 мальчиков и 1 девочку. Эта легенда, озвученная вдовой тенора и некоторыми его друзьями, была впоследствии опровергнута биографами и исследователями.

Отец Карузо, работавший механиком и литейщиком, считал, что сын должен стать продолжателем профессии. В возрасте 11 лет Энрико отдали в ученики к инженеру, который строил городские фонтаны и привлекал мальчика к этому процессу.

По настоянию матери Карузо посещал школу и получил базовое образование под присмотром местного священника. Он научился красиво выводить буквы и цифры, изучил техническое черчение и начал петь в церковном хоре. Голос мальчика был настолько хорош, что он и окружающие задумались о том, что ему следовало оставить проектирование и строительство и начать музыкальную карьеру.


Мать Энрико поддержала стремление сына к творчеству. После ее смерти в 1888 году Карузо нашел работу уличного певца в Неаполе и, чтобы заработать деньги для поддержки семьи, начал выступать в местных кафе и на вечеринках.

В молодости тенор давал концерты на итальянских курортах, что приносило неплохой доход. Он прошел обязательный курс военной подготовки, по окончании которого утвердился в мысли, что музыка была единственным, чем он хотел заниматься.

Музыка

Весной 1895 года Карузо дебютировал на сцене Неаполитанского театра Нуово в любительской опере композитора Марио Морелли под названием «Амико Франческо». Затем последовала череда выступлений на провинциальных концертных площадках, совмещавшаяся с уроками вокала, которые Энрико брал у дирижера Винченцо Ломбарди.


Денег на жизнь не хватало, о чем свидетельствовало появление певца на рекламном фото 1896 года в покрывале, задрапированном как тога, так как единственная рубашка была в стирке. На раннем этапе творческой биографии тенора во время одного из концертов в Неаполе Карузо освистали, потому что он не заплатил клакерам. Этот инцидент задел певца за живое, и он поклялся никогда больше не выступать на родине.

В 1900 году в карьере Энрико наступил прорыв. Он подписал контракт со знаменитым итальянским оперным театром «Ла Скала» и 26 декабря дебютировал в роли Родольфо в «Богеме» композитора . Карузо гастролировал с театральной труппой по европейским и американским столицам, пел для высокопоставленной аудитории, в числе которой был русский царь, пришедший послушать выступление итальянцев на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.


Первой крупной ролью Энрико стала партия Лорис в опере «Федора» Умберто Джордано, которую он впервые исполнил в миланском театре «Лирико» в 1898 году. Затем он принял участие в грандиозном концерте на сцене «Ла Скала», посвященном памяти композитора . Другими участниками представления были ведущие итальянские теноры Франческо Таманьо и Джузеппе Боргатти.

По окончании контракта с театром в 1902 году Карузо наняли для записи пластинок, предложив гонорар в 100 фунтов стерлингов. 10 дисков быстро стали бестселлерами и помогли молодому певцу прославиться в англоязычном мире. В результате руководство лондонского Королевского Оперного театра Ковент-Гарден ангажировало Энрике на сезон выступлений в 8 операх, среди которых были «Аида» Джузеппе Верди и «Дон Жуан» .


Дебют Карузо в Ковент-Гардене состоялся в середине мая 1902 года в роли Матнтуи в постановке «Риголетто». Его партнершей была самая высокооплачиваемая оперная дива Нелли Мельба, которая восхваляла голос Энрике, но считала его менее утонченным музыкантом, чем великий тенор того времени Жан де Реске.

Проведя театральный сезон 1902 года в Лондоне, Карузо переехал в Нью-Йорк и подписал контракт со знаменитой Метрополитен-оперой. В то же время Паскуале Симонелли, ставший агентом, банкиром и импресарио тенора, организовал сотрудничество Энрике со звукозаписывающей компанией «Victor Talking Machine», продлившееся до конца жизни. В феврале 1904 года вышел 1-й сборник песен, принесший исполнителю хороший доход. Там же была записана «Santa Lucia», одна из самых известных песен из репертуара великого тенора.

Энрико Карузо исполняет песню «Santa Lucia»

В дополнение к регулярным ангажементам в Нью-Йорке Карузо давал сольные концерты в городах Америки и Европы. Он гастролировал по Европе перед началом Первой мировой войны, неоднократно возвращаясь на сцену Ковент-Гардена в рамках британского тура. В 1906 году во время гастролей артистов Метрополитен-оперы в Сан-Франциско Энрике оказался в эпицентре землетрясения. К счастью, он и коллеги не пострадали, но театр потерял значительную часть костюмов, реквизита и декораций.

В зрелые годы тембр голоса Карузо стал ниже, и он от лирики перешел к исполнению героических оперных партий. Певец гастролировал по странам Южной Америки - Аргентине, Уругваю и Бразилии, дал концерт в Мехико, он получил $ 10 тыс. за единственное выступление на Кубе в 1920 году. В сентябре 1920 года Карузо завершил работу над студийной записью, ставшей последней в его жизни.

Личная жизнь

В 1904 году Карузо приобрел роскошную виллу в Италии, неподалеку от Флоренции. Там он отдыхал в перерывах между выступлениями. В Нью-Йорке певец жил в люксе манхэттенского отеля «Knickerbocker». Покончив с финансовыми трудностями, Энрико заказал у знаменитых ювелиров компании «Tiffany & Co» золотую медаль, украшенную собственным профилем, которую подарил своему агенту и другу Паскуале Симонелли.


Неприятный случай произошел с Карузо в 1906 году. Его обвинили в непристойном поведении за то, что он ущипнул замужнюю даму в нью-йоркском зоопарке. Тенор свалил вину на обезьяну, находившуюся в клетке поблизости, но все же был арестован и оштрафован на $ 10. Эта ситуация чуть не поставила крест на карьере певца, но благодаря необыкновенному голосу и таланту ему удалось сохранить любовь и преданность публики.


До начала Первой мировой войны у Карузо была связь с итальянской оперной певицей Адой Гиачетти, которая была замужем за мануфактурщиком Джино Ботти. Во время их отношений женщина родила Энрико четверых детей, из которых двое умерли в младенческом возрасте. Дива оставила супруга и поселилась в доме знаменитого тенора, но не стала его женой. Через 11 лет после начала романа пара рассталась, и Ада попыталась через суд получить значительную часть состояния Карузо.


В 1918 году Энрике устроил личную жизнь, женившись на молодой светской львице Дороти Парк Бенджамин. Через год у супругов родилась дочь Глория. Во время гастролей муж и жена обменивались романтическими письмами, часть из которых вошла в мемуары, написанные Дороти после смерти Карузо. Их отношениям посвящен музыкальный фильм «Великий Карузо», снятый американским режиссером Ричардом Тропом в 1951 году. Роль тенора исполнил актер и певец .

Смерть

Малоподвижный образ жизни и страсть к курению крепких египетских сигар ослабляли здоровье Карузо. К 1920 году его самочувствие оставляло желать лучшего. Кроме того, во время одного из концертов на Энрике упала декорация, отбив певцу левую почку и повредив спину. После этого случая у тенора диагностировали межреберную невралгию и острый бронхит.


Через некоторое время у Карузо пошла кровь из горла, и певец отменил ряд выступлений. В 1921 году к списку болезней, обнаруженных у певца, добавились гнойный плеврит и эмпиема. Он перенес 7 операций по откачке жидкости из грудной полости и легких, после которых наступило временное облегчение.

Летом 1921 года Энрике страдал от нестерпимой боли в боку, после осмотра местным неаполитанским врачом состояние его здоровья резко ухудшилось. После консультации с римскими хирургами было решено удалить левую почку певца.


Карузо остановился в отеле "Везувио" в Неаполе по пути в столичную клинику в начале августа 1921 года. Страдая бессонницей, он принял морфий и отправился отдыхать. Ночь тенор не пережил, его нашли мертвым 2 августа 1921-го. Вероятной причиной смерти врачи посчитали перитонит, возникший на фоне поддиафрагмального абсцесса.

Прощание с великим итальянцем и его творчеством состоялось в Королевской базилике церкви Сан-Франческо ди Паола. Его забальзамированное тело было сохранено в стеклянном саркофаге на неаполитанском кладбище Дель Пианто. Примерно через 15 лет гроб Карузо закрыли и украсили могилу изображением скорбящей .

Лучано Паваротти исполняет песню «Памяти Карузо»

Последним дням жизни Энрике посвящена песня «Памяти Карузо», наиболее известная в исполнении .

Репертуар

  • Musica proibita
  • La donna e moblie
  • O sole mio
  • Torna a surriento
  • Santa Lucia
  • Musica proibita
  • Amor ti vieta
  • O soave fanciulla
  • Siciliana
  • A vucchella

Сперва о том, что сомнений не вызывает. Это был гениальный артист. Выступая на сцене 26 лет, последние 15 он с гордостью носил титул «короля теноров», и за десять лет до смерти был признан величайшим певцом своей эпохи, которую, если говорят об оперном исполнительстве, таки называют: «карузовская».

БИОГРАФИЯ МЭТРА

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873-го года в семье самого обычного автомеханика. Родители будущего певца - Анна Мария и Марчелло Карузо – жили очень бедно, однако наш сегодняшний герой всегда называл их очень добрыми и открытыми людьми. Интересны описания детства Карузо. Немало интересного можно узнать о выдающемся теноре из книги Алексея Булыгина «Карузо» из серии «Жизнь замечательных людей». Только послушайте:

«Из семи детей в семье Карузо вживых осталось только трое – Эррико (Энрико на неаполитанский манер), Джованни и Ассунта. Каково же была причина столь высокой детской смертности в Неаполе? Об этом размышляет сын тенора, Энрико Карузо-младший:

Считалось, что люди умирали от «неаполитанской лихорадки» (так в просторечии именовали брюшной тиф и холеру). В то время в Неаполе всюду царила грязь. Очистных сооружений не существовало. Бедняки жили в так называемых басси – комнатах на первых этажах зданий, спроектированных как склады – без окон, проточной воды и туалетов. Двери, открывавшиеся прямо на улицу, служили единственным источником вентиляции и на ночь закрывались. Множество семей жило в одном помещении с курами и козами, потому что ночью домашний скот на улице могли просто украсть.

Утром хозяйки выносили экскременты животных и опорожняли ночные горшки, выливая их содержимое в сточную канаву. Мусор, который кидали прямо тна улицу, смывался неспешными водами городских фонтанов или собирался уличными мусорщиками, которые в конце рабочего дня сбрасывали его в залив.

… Пищу готовили на углях прямо на тротуаре. Из открытых грязных котлов несло гниющими объедками.

По городским улицам ходил продавец спагетти, толкая перед собой телегу, на которой были уже сваренные макароны, контейнер с соусом и горелка с углем. Он заново разогревал в кипящей воде порцию, подавал её на кусочке желтого картона, попутно интересуясь, нужен ли соус. Если да, то он брал полную ложку соуса и полным выдохом распределял его по всей порции спагетти…»

Антисанитария царила в Неаполе повсюду. Живописные зарисовки рисуют нам быт бедняков, которые в те годы просто не могли позволить себе лучших условий.

Однако, биография Карузо полна самых разных мифов, резко контрастирующих с его реальными фактами из жизни.

ДВОРЯНСКОЕ МОЛОКО

Существует версия, что, несмотря на происхождение из бедной семьи, Карузо был вскормлен «молоком графини». «Неаполитанская лихорадка» в год рождения Энрико, дом Карузо обошла, но у молодой матери Анны Карузо пропало молоко, поэтому выкармливать младенца ей помогала знакомая графиня, у которой в это время умер ребенок. По семейному преданию, знатная дама опекала мальчика, учила его читать и писать, а когда Анна болела, посылала ей корзины с фруктами.

В 1884 году в Неаполе вспыхнула очередная эпидемия холеры, унесшая жизнь тысячи человек. Эррико видел как в жутких муках умирали его знакомые и друзья, как трупы сбрасывали в вырытую неподалеку от города огромную яму, как по улицам носились полчища огромных крыс, изгнанные из подвалов антисептическими химикатами.

От холеры нельзя было укрыться ни дома, ни в церкви. На улице, где жила семья Карузо, в один день болезнь унесла жизни более 40 семей. Анна Карузо без устали молилась, чтобы беда миновала её дом, она верила, что её семью холера не затронула потому, что её любимый Эррико пел в церковном хоре.

Со временем с юношей стали заниматься профессиональные певцы и музыканты.

Вскоре из-за болезни умерла мать Карузо. Некоторое время спустя из-за бедственного положения своей семьи певец начал исполнять церковные композиции прямо на центральных улицах Неаполя. Таким образом, он долгое время зарабатывал деньги. Во время одного из подобных «уличных концертов» Карузо заметил один из педагогов вокальной школы Гульельмо Верджине.

Молодого певца пригласили на прослушивание, и уже очень скоро Энрике Карузо стал
заниматься музыкой с известным дирижером и педагогом Винченцо Ломбарди. Именно он организовал первые концерты молодого исполнителя в барах и ресторанах курортных районов Неаполя. Некоторое время спустя Энрико впервые почувствовал себя популярным. На его концерты всегда приходило много людей. Вскоре после выступлений к нему стали часто подходить известные представители итальянской музыкальной индустрии, которые предлагали талантливому исполнителю те или иные контракты. Таким образом, наш сегодняшний герой впервые оказался в Палермо.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

По мнению многих исследователей, именно после легендарного исполнения партии Энцо из оперы «Джоконда» о двадцатичетырехлетнем Карузо заговорили как о сложившейся звезде итальянской сцены. Звездный путь Энрико Карузо После этого триумфального успеха Энрико отправился в первое в своей жизни зарубежное турне. Как это ни странно, маршрут музыканта лежал в далекую и холодную Россию. Следом за этим последовали выступления в других странах и городах.

А уже в 1900-м году в качестве полноправной знаменитости Карузо впервые выступил на сцене легендарного миланского театра «Ла Скала». После этого наш сегодняшний герой вновь отправился на гастроли. В этот период великий итальянец выступил в лондонском Ковент-Гарден, а также дал концерты в Гамбурге, Берлине и некоторых других городах. Выступления певца проходили с неизменным успехом, однако по-настоящему волшебными и неподражаемыми стали концерты итальянского исполнителя на нью-йоркской сцене Метрополитен-опера. Выступив здесь впервые в 1903-м году, впоследствии наш сегодняшний герой почти на двадцать лет стал ведущим солистом этого театра.


Репертуар Карузо включал в себя партии как лирического, так и драматического плана. Однако с любыми оперными произведениями наш сегодняшний герой всегда справлялся одинаково виртуозно. Кроме того, стоит отметить также и тот факт, что на протяжении всей карьеры Карузо всегда включал в свой репертуар традиционные неаполитанские песни. Возможно, именно поэтому в настоящие дни Энрико остается одним из самых известных уроженцев Неаполя и всей Италии. Весьма примечательным представляется и тот факт, что именно Энрико Карузо стал одним из первых оперных исполнителей на мировой сцене, решившихся фиксировать свой репертуар на граммофонных пластинках. В значительной мере именно это обстоятельство предопределило мировую популярность тенора, и сделало его творчество доступным для широких масс. Уже при жизни Энрико Карузо называли легендой вокального искусства. Образцом для подражания этот выдающийся тенор остается также и для многих современных исполнителей.

КОНЧИНА КАРУЗО, ПРИЧИНА СМЕРТИ

Энрико Карузо много выступал и гастролировал. А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира.

А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира. Энрико Карузо умер от гнойного плеврита В возрасте 48-ми лет великий тенор скончался в родном Неаполе в результате гнойного плеврита. После его смерти в память о выдающемся оперном исполнителе был изготовлена специальная восковая свеча, огромных размеров. Было обещано, что каждый год эта свеча будет зажигаться перед ликом святой Мадонны. По некоторым подсчетам, лишь только спустя 500 лет исполинская свеча должна догореть.

В книге Алексея Булыгина «Карузо» можно найти воспоминания коллег и поклонников великого тенора:

В одно из интервью наш современник, тенор Никола Мартинуччии на вопрос, кого из его певцов он больше всего любит слушать, ответил:

- Конечно Карузо. Когда я его слушаю, то хочется в отчаянии биться головой о стену – ну как после этого вообще можно петь?!

По мере развития средств звукозаписи в Европе и Америке велась работа по сохранению и реставрации пластинок «короля теноров». С помощью монтажа на записи голоса Карузо накладывалось оркестровое сопровождение, придававшее номерам менее архаичное звучание. В таком обновленном виде пластинки Карузо выпускались (по-прежнему огромными тиражами) на протяжении 1950-1980-х годов.

Еще при жизни имя Карузо стало нарицательным, олицетворяя высшую форму одаренности в вокальной сфере. Лучший комплимент тенору – поставить его имя рядом с Карузо. Так, варшавского кантора Гершона Сироту называют «еврейским Карузо», Юсси Бьерлинга – шведским, Лео Слезака – австрийским, Марио Ланца – американским.

ПАМЯТЬ О КАРУЗО

В 1951 году, спустя 30 лет после смерти певца, на экраны вышли два фильма – В Америке – «Великий Карузо», в Италии – «Энрико Карузо: легенда одного голоса».

В титрах первого из них значится, что в основе событий фильмов – книга, написанная Дороти Карузо, вдовой артиста.

Успех «Великого Кароузо» был официально закреплен «Оскаром», следующие годы фильм утвердил в сознании зрителей … абсолютно искаженный образ Карузо.

Личная жизнь Энрико Карузо

Энрико Карузо до сих пор считается одним из самых талантливых и популярных оперных певцов, которых когда-либо знал музыкальный мир. В его короткой и яркой жизни было много: и полунищее детство, и феноменальная популярность, миллионы долларов на счету и взрывы бомб на спектаклях, плачущие от счастья и радости зрители и разгромные статьи в прессе…

А еще в его жизни были две женщины – в разное время они подарили ему семью и детей . Подарили ему вдохновение.

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в бедном промышленном районе Неаполя, в многодетной семье. Отец, Марчелло Карузо, был рабочим, мать, Анна Мария – домохозяйкой. Энрико еще в детстве осознал, что у него поистине «золотой» голос. Правда, его школьная учительница пения утверждала, что он напрочь лишен и слуха, и голоса.

Не соглашавшийся с нею Энрико зарабатывал на жизнь пением песен на улицах и в кафе Неаполя, чтобы хоть как-то помочь своей семье, жившей совсем не богато. Окончив всего три класса, он бросил школу, пел в церковном хоре и подрабатывал тем, что распевал серенады возлюбленным богатых прихожан.

Дивный голос 18-летнего итальянского паренька случайно услышал певец Эдоардо Миссиано – и этот случай стал для юного Энрико доброй улыбкой Госпожи удачи . Уже через шесть лет, после упорной работы с разными преподавателями пения и дебюта в театрах Неаполя и Палермо, Энрико Карузо предложили выступить на подмостках знаменитого миланского театра «Ла Скала». Выступление закончилось долгой зрительской овацией, и окрыленный Карузо отправился на свои первые гастроли – в Россию.

Энрико Карузо обладал голосом, который никого не осталял равнодушным. Многие выдающиеся композиторы того времени мечтали работать с Карузо. Джакомо Пуччини, в первый раз услышав голос певца, назвал его «посланником Бога»!

Невысокий, плотный, с широкой грудью и большими, смешно топорщившимися усами, Карузо чарующей магией своего голоса производил неотразимое впечатление и на женщин. Будучи «неистовым неаполитанцем», Карузо очень быстро «вспыхивал» - коротких историй страсти у него было множество, в том числе, и весьма скандальных.

Но была в жизни Карузо и настоящая любовь. Настоящая и во многом трагическая.

В первом своем турне – российском – Карузо выступал вместе с оперной певицей Адой Джакетти, и у них моментально возник бурный роман. А надо сказать, что, несмотря на обилие любовных интрижек, Энрико очень серьезно подходил к выбору кандидатки, способной занять место его официальной жены. И когда ему показалось, что Ада может занять его, он даже думать не позволял себе о каком-либо флирте на стороне! Официально они так и не заключили брак, хотя прожили вместе 11 лет и Ада родила ему сыновей – Родольфо и Энрико-сладшего.

Но что это была за семья! Будучи старше Энрико на десять лет, имевшая больше сценического опыта и окончившая не только школу, Ада сумела многое дать Энрико – и в развитии артистичности, и в ликвидации пробелов (точнее, одного сплошного пробела) в образовании). Но все это происходило в «мирные» периоды существования двух «огненных» итальянцев.

Оба вспыльчивые, с хорошо поставленными голосами – их громкие ссоры с интересом выслушивали соседи во всей округе. Совместная жизнь их была отмечена многочисленными скандалами и взаимными обвинениями в супружеской неверности . На свои амурные похождения Энрико смотрел сквозь пальцы, зато поводом для его ревности могло стать все, что угодно. Тем более, что Ада, судя по всему, позволяла себе давать и вполне серьезные поводы. В конце концов, Ада все-таки бросила Карузо, сбежав от него со служившим у них молоденьким водителем!

Карузо был в шоке и перенес нервное заболевание, но, несмотря на пережитое унижение, продолжал любить Аду до безумия. Как и следовало ожидать от «неистового неаполитанца», за безумством любви последовало безумство мести. Пытаясь досадить неверной беглянке, Карузо завел непродолжительный, но бурный роман с ее младшей сестрой Риной. Когда даже такая тактика не заставила Аду вернуться в семью, Карузо окружил себя толпой восторженных почитательниц, многие из которых стали его любовницами. Но добился он лишь того, что Ада подала на него в суд, требуя, чтобы он вернул «похищенные» у нее драгоценности. Правда, до суда дело не дошло, благоразумие с обеих сторон взяло верх: Карузо предложил Аде регулярную выплату определенной суммы денег, и она «благосклонно» приняла это предложение.

Воспоминания о времени, проведенном с Адой, остались для него незаживающей раной. Разочарованный в любви и потерявший веру в семейное счастье, Карузо превратил свою жизнь в наслаждение богатством. Он потратил целое состояние, чтобы окружить себя роскошью, и никогда ни в чем себе не отказывал. Заядлый курильщик , он выкуривал по две пачки сигарет в день, рискуя при этом потерять свой уникальный голос. НА гастролях в Берлине, по приказу руководства театра, за ним всюду неотступно следовал пожарный с ведром воды, гася окурки, разбрасываемые великим тенором.

Но, став богачом, Карузо не стал жадным и никогда никому не отказывал в помощи, очень много жертвовал на благотворительность. На этом поприще он не имеет себе равных среди деятелей искусства: за годы Первой мировой войны артист принес своими выступлениями одному только Красному Кресту 21 миллион долларов!

В начале 1918 года, незадолго до его 45-летия, жизнь Карузо круто изменилась – он встретил свою по-настоящему красивую любовь в лице молодой американки Дороти Бенджамин. Судьба свела их на крестинах сына Фернандо Танара, бывшего педагога Карузо. Дороти происходила из известной в Америке аристократической семьи. Ее дед был газетным магнатом, дружил с Эдгаром По и Генри Лонгфелло. Когда Карузо первый раз посетил ее семью, он понял, что Дороти именно та, которую он так долго искал. Девушка была хорошо образованна, не имела отношения к миру музыки, а в общении была скромна и уравновешенна. Встреча с ней в корне изменила жизнь великого тенора. Дороти стала предметом его страстного обожания и нежной заботы, и 21 августа 1918 года влюбленные обвенчались.

Пережив немало бурных романов, Карузо хотел простых и теплых семейных отношений. Он не ошибся в выборе – Дороти оправдала его ожидания. А он излил на нее всю накопившуюся за годы нерастраченную нежность.

В 46 лет Карузо стал отцом дочери, которую назвал Глория и которую так же, как и жену, заваливал огромным количеством подарков. Карузо просто сходил с ума от счастья, ведь он, наконец, имел все то, к чему стремился всю жизнь: верную и любящую жену, а теперь еще и любимую дочку.

Увы, их счастье было недолгим… Всего три года он был любящим мужем и всего лишь два года – счастливым отцом. 2 августа 1921 года Энрико Карузо не стало. Но, как написала Дороти в своей книге воспоминаний, эти три года счастья равны иным тридцати годам обычной человеческой жизни!

Певца начали мучить сильнейшие приступы головной боли , затем добавился гнойный плеврит. На последних гастролях Энрико, с трудом превозмогая боль в горле, сумел все же блистательно исполнить в первом акте свою партию, не выпуская из рук окровавленного полотенца, которым постоянно промокал губы. Ошарашенная публика в ужасе наблюдала за ним, слышались выкрики: «Остановите спектакль! Остановите Карузо!»

Энрико Карузо был похоронен в Неаполе, в специально возведенной капелле на кладбище Пьянто. Кстати, если интересует куда пойти сегодня , заходите на сайт moow.life

Энрико Карузо, биография которого волнует умы многих поколений, - великий имя которого известно во всех уголках планеты.

Родившийся и выросший в Неаполе, в окружении палящего солнца, голубого неба и дивной природы оперный исполнитель зачаровал весь мир своим горячим, страстным вокалом - образцом идеального музыкального искусства, который невозможно перепутать ни с чьим другим. Впечатлительный, импульсивный и вспыльчивый Энрико Карузо, биография, фото которого вызывают неподдельный интерес почитателей его творчества, все свои чувства и переживания выражал тембром, очарование которого заключалось в разнообразии и богатстве красок. Именно по этой причине его композиции с легкостью перешагнули границы континентов и стран, прославив имя итальянского тенора на многие десятки лет.

Энрико Карузо: краткая биография

Родился Энрико 1873 года в районе Сан-Джованьелло на окраине Неаполя. Его родители Марчелло и Анна Мария Карузо были щедрыми и открытыми людьми, хотя достаточно бедными. Мальчик рос в промышленном районе, жил в двухэтажном доме и с самых детских лет пел в местном церковном хоре. Его образование ограничилось только начальной школой. Позже, после внезапной смерти матери, певческий талант пришлось использовать с целью заработка: со своими композициями Энрико довольно длительное время выступал на улицах Неаполя.

Один из таких концертов стал судьбоносным: талантливого юношу заметил и пригласил на прослушивание педагог школы вокала Гульельмо Верджине. Вскоре Энрико начал серьезно заниматься музыкой с известным педагогом и дирижером Винченцо Ломбарди, впоследствии организовывавшим дебютные концерты молодого исполнителя в ресторанах и барах курортных городов Неаполя. Постепенно к Энрико пришла популярность. Его концерты всегда посещало большое количество людей, а после выступлений подходили известные представители итальянской культуры и предлагали певцу сотрудничество.

Невероятный взлет

Об Энрико Карузо, биография которого похожа на невероятный взлет, как о состоявшейся звезде итальянской сцены заговорили, когда он, 24-летний талант, исполнил O sole Mio - партию Энцо из оперы Джоконда. Столь триумфальный успех послужил началом первого в жизни зарубежного турне, и состоялось оно в далекую Россию.

Ведущий солист Метрополитен-опера

Выступления с его участием проходили с невероятным успехом, но по-настоящему неподражаемыми и волшебными концерты Энрико Карузо, биография которого представлена в статье, стали в Метрополитен-опере (город Нью-Йорк). Выступив тут впервые в 1903 году, итальянский тенор почти на два десятка лет стал ведущим солистом известного нью-йоркского театра. Гонорар артиста от первоначальных 15 лир вырос до 2500 долларов за выступление. Появление на афишах имени Энрико Карузо каждый раз становилось в городе грандиозным событием. Большой зал театра не в силах был вместить огромное число желающих. Его приходилось открывать за 3-4 часа до начала выступления, чтобы темпераментная публика могла спокойно занять свои места. Когда выступал Карузо, дирекция театра значительно повышала цены на билеты, а барышники, скупавшие их по любой цене, потом перепродавали в несколько раз дороже.

Востребованность Карузо

Энрико Карузо, биография которого с интересом изучается современным поколением, предпочитал исполнять оперные произведения только на языке подлинника, потому что считал, что никакой перевод не сможет донести до зрителя всех задумок композитора. Очень любил оперы французских авторов.

Любые оперные произведения, в основном драматического и лирического характера, давались Энрико легко, а на протяжении всей жизни в его репертуаре звучали традиционные неаполитанские песни. За право работать с певцом боролись многие композиторы, а Джакомо Пуччини, услышав голос Карузо, посчитал его посланником Бога. Партнеры, которым довелось выступать на сцене с итальянским тенором, оставались от него в полнейшем восторге. Любопытство вызывает тот факт, что Энрико совсем не обладал актерскими способностями, в чем неоднократно был упрекаем завистниками и педантами. Зато певец занимался сочинительством собственных произведений: "Сладостные муки", "Старые времена", "Серенада".

Первые граммофонные записи с голосом Карузо

Что обусловило всемирную популярность Энрико Карузо? Биография, интересные факты подтверждают, что итальянец одним из первых исполнителей мировой сцены решился записать свои выступления на граммофонных пластинках: свет увидело приблизительно 500 дисков с более чем 200 оригинальными произведениями. Записи с операми «Паяц» и «Смейся, паяц!» разошлись миллионными тиражами. Возможно, именно это обстоятельство принесло Карузо мировую известность и сделало его оригинальное творчество доступным для народных масс.

Легенда при жизни

Уже при жизни Карузо, обладавший даром карикатуриста и умевший играть на многих музыкальных инструментах, стал легендой вокального искусства и по сегодняшний день остается образцом подражания для многих современных исполнителей. Он регулярно работал над абсолютным владением вокального аппарата и расширением возможностей управления дыханием, мог красиво взять высокую ноту и долго держать ее, чего не удавалось в молодые годы.

Успех Карузо заключался не только в его волшебном голосе. Он великолепно знал партии своих сценических партнеров, что позволяло тенору лучше понимать произведение и замысел композитора и органично чувствовать себя на сцене.

Энрико Карузо: биография, интересные факты из жизни

Карузо отличался тонким чувством юмора. Имел место такой случай: одна из артисток прямо во время выступления потеряла кружевные панталоны и незаметно успела ногой запихнуть их под кровать. Энрико, увидевший ее проделку, поднял штанишки, затем аккуратно расправил их и с церемонным поклоном вручил даме, чем вызвал неудержимый приступ хохота зрительного зала. Приглашенный к испанскому королю на обед оперный певец пришел со своими макаронами, считая, что они намного вкуснее, и предложил принесенное угощение гостям.

По-английски Карузо знал лишь несколько слов, но это нисколько его не смущало. Благодаря хорошему произношению и артистизму он всегда с легкостью выходил из затруднительной ситуации. Лишь однажды плохое знание языка привело к курьезному случаю: Карузо сообщили о скоропостижной смерти одного из знакомых, на что певец радостно воскликнул: «Прекрасно! Передайте от меня привет при встрече с ним!»

Жизнь Карузо не была безоблачной, как это казалось на первый взгляд. Во время одного из спектаклей произошел взрыв в театре, была попытка ограбления его особняка, вымогательство 50 000 долларов. Со стороны прессы происходили постоянные нападки в виде разгромных статей.

Личная жизнь оперного артиста

В молодости Энрико длительное время был влюблен в певицу Аду Джакетти, с которой состоял в гражданском браке. Несмотря на столь пылкий роман, девушка в один прекрасный день променяла Карузо на молодого шофера, с которым и сбежала. Постоянной спутницей Карузо стала преданная Дороти, до конца своих дней носившая его фамилию и всегда остававшаяся подле любимого.

Последняя партия Карузо

Свою последнюю партию в Метрополитене Карузо Энрико, биография которого подходила к завершению, спел 24 декабря 1920 года. Во время выступления он себя очень плохо чувствовал, его лихорадило, в боку нестерпимо болело. Певец мужественно исполнил свои партии, держась на сцене уверенно и твердо. Зрители кричали: «Бис», неистово аплодировали, не догадываясь, что слушают последнее выступление великого итальянского тенора.

Не стало Энрико Карузо 2 августа 1921 года; причиной смерти оказался гнойный плеврит. Похоронили в Неаполе, а в память о нем на помин души по заказу американских больниц, приютов и интернатов, которым певец неоднократно оказывал помощь, была сделана специальная свеча внушительных размеров. Каждый год она зажигается пред ликом святой Мадонны, и только спустя 500 лет (по предположительным подсчетам) этот восковый исполин догорит до конца.

Карузо оставил после себя около семи миллионов (безумные по тем временам деньги), поместья в Америке и Италии, несколько домов в Европе и Соединенных Штатах, коллекции антиквариата и редчайших монет, большое количество дорогих костюмов, к каждому из которых прилагалась пара лакированных туфель. Но самое драгоценное, что осталось после ухода всемирно известного певца, - это творческое наследие, ставшее эталоном для многих поколений. Один из современных исполнителей - тенор Никола Мартинуччи - говорил, что после прослушивания выступления Карузо хочется головой биться об стену: "Как после него вообще можно петь?»

(1873-1921) итальянский оперный певец

В биографии Энрико Карузо нет ничего необычного. Как и многие другие выдающиеся певцы, он обязан своим успехом прекрасным вокальным данным, трудолюбию и везению. Творческое становление Карузо происходило в те времена, когда ни о какой современной «раскрутке» с помощью видеозаписей или дисков не могло быть и речи.

И тем не менее, Энрико Карузо стал известен нашим современникам, поскольку именно он ввел в практику певца обязательные записи на пластинках, благодаря которым и сохранился его великолепный голос. Именно о нем великий дирижер Артуро Тосканини сказал в свое время: «Этот неаполитанец заставил весь мир говорить о себе». Несмотря на то, что в Италии поют, казалось бы, все, талант мальчика был замечен еще в детстве. Он родился в Неаполе в семье сторожа и к шестнадцати годам уже отличался звонким голосом, умело аккомпанируя себе на гитаре. Однако на этом он не остановился и стал брать уроки у пианиста Скирарди и маэстро де Лютно. Известный певец баритон Миссиано научил Карузо нескольким популярным песням. А по праздникам и в дни больших событий Энрико пел в хоре в церкви Святой Анны.

Первый успех пришел к нему в 1888 году, когда преподаватель церковного института патер Бронцетти выбрал его для исполнения партии в одноактной опере М. Фазанаро «Разбойники» в небольшом театре при церкви. В то время Энрико учился в вечерней гимназии.

Однажды его голос услышал певец Г. Верджине. Он сразу же оценил его возможности и уговорил отца Энрико отдать сына в Храм бельканто, как тогда называли школу пения, которой руководил сам Верджине. Там под его руководством и начал в полную меру раскрываться талант юноши. Отец согласился отдать сына, чтобы избавиться от лишнего рта, он не очень-то верил в обещания маэстро. Но сам юноша к тому времени уже был заражен искусством и с жадностью бросился изучать историю и искусство пения.

Вскоре учитель показал своего ученика известному тенору Мазини, который нашел, что у Энрико Карузо уникальный по красоте голос, но его еще нужно развивать и совершенствовать. Оценка была лестной и многообещающей, но Карузо был молод, ему хотелось быть знаменитым прямо сейчас, а тут нужно было смирять свой темперамент, лишать себя многих удовольствий. Однако благодаря железной дисциплине, огромному трудолюбию и в немалой степени честолюбию Энрико Карузо в конце концов стал тем, кем его знают миллионы поклонников.

Путь певца в большое искусство не был усеян розами. Его дебют в опере Морелли «Друг Франческо» в 1894-1895 году остался незамеченным. Лишь через год, благодаря усилиям импресарио Ф. Дзукки он познал свой первый успех в опере Гаэтано Доницетти «Фаворитка». Теперь он получает приглашения петь по всей Италии. И Карузо совершает свое первое гастрольное турне, выступив в Александрии, Казерте, Мессине, Салерно, на Сицилии.

ЭнрикоКарузо обретает материальную стабильность и одновременно попадает в зависимость. Он ангажирован на целый сезон, но плата за выступления пока что минимальная. Правда, в Палермо он выступит вместе с известной певицей сопрано А.Джакетти-Ботти, обладавшей не только прекрасной внешностью, но и драматическим талантом. Карузо сразу же влюбился в нее, позже Ада ответила на его чувство, но их отношения складывались весьма непросто. От Ады у Карузо было двое сыновей, которых он потом забрал вместе с собой в Нью-Йорк, потому что Ада постоянно гастролировала. Она никак не соглашалась бросить сцену, чтобы посвятить себя семье. В конце концов это привело к разрыву. Некоторое время воспитывать сыновей певцу помогала сестра Ады - Рина, но вскоре и она оставила его дом. Лишь через десять лет, в 1918 году, к певцу пришло наконец настоящее счастье. Он встретил Дороти Блекленк и влюбился в нее страстной, юношеской любовью. Вскоре они поженились, несмотря на протесты родителей Дороти. Она стала настоящей матерью сыновьям Энрико Карузо. Вскоре у Энрико и Дороти родилась и собственная дочь, которую назвали Глорией. Теперь певец был по-настоящему счастлив.

Настоящий дебют Карузо прошел на сцене миланского театра «Ла Скала» в ноябре 1897 года. По традиции лишь после успеха на этой прославленной сцене певец обретал истинное признание и перед ним открывались пути на все сцены мира. Успех Энрико Карузо рос от спектакля к спектаклю, и в конце месяца ему предложили контракт с невиданной суммой оплаты - тысячу лир за один выход.

Лишь один город не принял славы певца - его родной Неаполь. Тамошние театральные заправилы не могли простить великому тенору, что он давал бесплатные спектакли и лишил их заработка. Готовился скандал, но талант Карузо победил. Как и везде, спектакль закончился овацией. После этого певец поклялся никогда более не петь на неаполитанской сцене. Тем не менее он каждый год возвращался в Неаполь, проводил время с друзьями, много и охотно пел для них.

Ему довелось выступать на сценах почти всех ведущих театров мира. Наиболее успешным для певца был 1902 год, когда он выступил с Нелли Мельба в Монте-Карло. Международная известность пришла к нему после успешного выступления в том же году на сцене театра «Ковент-Гарден» в Лондоне. Но почти каждый год Энрико Карузо находил время для того, чтобы выступить на сцене «Ла Скала».

К тридцати годам в его репертуаре насчитывалось более пятидесяти опер. Он очень тщательно отбирал материал и мог выучить понравившуюся ему партию всего за несколько дней. Вот что вспоминал выдающийся польский пианист И. Падеревский о его голосе: «Секрет успеха Карузо заключается в чудеснейшем слиянии воедино эмоций певца, внутренней выразительности и техники, что придавало его искусству красоту, эмоциональность, потрясающие слушателей».

В год своего тридцатилетия, Энрико Карузо перешагнул еще один важный рубеж - выступил на сцене американской «Метрополитен-опера». Хотя к этому времени он объехал практически весь мир, именно эта сцена считалась высшей точкой карьеры любого исполнителя. Он дебютировал в Нью-Йорке в роли Герцога в опере «Риголето» Дж.Верди в «Метрополитен-опера» и навсегда завоевал американскую публику. После первого же спектакля директор театра подписал с Карузо контракт на целый год. Так маэстро поселился в Нью-Йорке.

Впоследствии, Энрико Карузо регулярно появлялся на этой сцене вплоть до последнего года своих выступлений - 1920-го. Всего же он спел практически в 40 операх, участвуя более чем в 600 представлениях.

Репертуар Энрико Карузо поражает: он знал более ста опер на разных языках, более чем в восьмидесяти из них пел. Кроме того, он исполнял бесчисленное количество песен любого жанра, пел на английском, французском, немецком и испанском языках, от классических произведений церковной музыки до итальянских романсов XIX - начала XX века.

Несмотря на свою несколько тучноватую фигуру, Карузо считался неплохим актером. В США он снялся в нескольких звуковых фильмах. Кроме того, он много и успешно записывался на пластинки: стал первым в истории певцом, который сохранил практически все свои выступления в записях.

Собственное музыкальное творчество певца не было обширным: он оставил после себя несколько романсов - «Старые времена», «Серенада», «Сладостные муки» (последний написан вместе с Бертелеми).

Он был также известен как блестящий рисовальщик, карикатурист, оставивший сотни шаржей на своих друзей и знакомых - Крейслера, Леонкавалло, Сафонова, Тосканини, Тиренделли. Вместе с фотографиями Энрико Карузо, где он был изображен в разных ролях, эти карикатуры издавались с 1906 года в Нью-Йорке еженедельником «Фоллиа».

Последний год жизни сложился для Энрико Карузо весьма драматически. Во время исполнения оперы «Эликсир любви» в Бруклинской Академии он начал кашлять кровью. Тогда великий тенор еще не знал, что его последней работой станет роль Элеазара в опере «Дочь кардинала» Алеви в «Метрополитен-опера» на рождество 1920 года. Ему была сделана срочная операция на легком. Врачи сделали все, что было в их силах, и состояние певца начало улучшаться. Но выступать на сцене он больше не мог. Перед отъездом в Неаполь Карузо рекомендовал дирекции театра молодого певца. Это был начинавший свой путь Беньямино Джильи, будущий великий певец, ставший достойным преемником Карузо.

Чтобы окончательно восстановить свои силы, маэстро переехал в Неаполь. Но болезнь не отступила, и в августе 1921 года он скончался, оплакиваемый многими своими поклонниками. Его похоронили в хрустальном гробу, поставленном в специальной часовне. Лишь через пятнадцать лет гроб был закрыт и тело предали земле.

Еще при жизни выдающегося певца ему посвящались многие музыкальные произведения, и эта традиция сохранилась до сих пор. Популярный итальянский певец Лучо Далла, например, создал песню, которая так и называется - «Карузо», и записал ее вместе с другим великим тенором - Лучано Паваротти . А еще один гениальный тенор - Марио Ланца - сыграл роль певца в фильме «Великий Карузо», тем самым также отдав дань его памяти.