История создания и сюжет драмы «Гроза. История создания пьесы Н
Инструкция
Центральные персонажи пьесы – представители двух калиновских семей. Глава первой семьи – властная и лицемерная ханжа Кабаниха тиранит дочь Варвару, сына Тихона и его жену Катерину. Глава второй семьи – такой же властный и самодур Дикой «держит в кулаке» всех своих родных, включая приехавшего к нему племянника Бориса. Дикой и Кабаниха - представители старого поколения, которое требует к себе уважения со стороны молодых, однако основу их жизни составляют лицемерие и злоба.
Варвара и Тихон подчиняются матери, зная ее тяжелый характер, так же и тихий Борис выслуживается перед дядей в надежде на то, что тот оставит ему часть наследства. Однако и чистая Катерина отказывается притворяться и лицемерить, в ней зреет бунт против диктата свекрови и безответности мужа. Варвара учит ее притворяться и жить в свое удовольствие, однако Катерина, как цельная натура, не способна на и притворство.
Тихон уезжает по делам из дома, и Кабаниха прилюдно унижает Катерину. Муж же не заступается, опасаясь гнева матери. Это становится «последней каплей», после которой Катерина решается на бунт.
Варвара тайно от матери встречается с местным парнем Кудряшом. Заметив, что Катерина нравится Борису, она организует их тайную встречу. Катерина понимает, что любит Бориса, и не сопротивляется своим чувствам. Для нее их встречи – глоток свежего воздуха, свобода, о которой она так в доме Кабанихи.
Тем временем в дом возвращается Тихон. Катерина мучается угрызениями совести и невозможностью жить с мужем дальше. Как бы ни советовала ей Варвара , она не в состоянии скрывать правду. Во время грозы отчаянье Катерины достигает такой силы, что она при всем народе признается свекрови и мужу в своем грехе.
После признания жизнь Катерины становится невыносимой: свекровь обличает ее, муж, хоть и , бьет по приказанию матери. К тому же из дома из-за упреков матери сбегает с Кудряшом дочь Варвара. Виновника скандала, Бориса, его дядя Дикой высылает в Сибирь. Катерина тайно встречается с Борисом и просит взять ее с собой, однако нерешительный и слабый Борис отказывает ей. Понимая, что идти ей некуда, Катерина бросается в Волгу и погибает. Тихон, узнав о гибели жены, впервые бунтует против матери, однако уже поздно.
Герои пьесы, представители двух семей, делят калиновский быт на «темный» и «светлый». Дикой и Кабаниха предпочитают лицемерие, жестокость, угодливость и ханжество, а такие персонажи, как Тихон, Варвара, Борис из-за собственной слабости, трусости и нерешительности не находят в себе сил противостоять и становятся невольными пособниками и соучастниками. Только Катерина в силу своего честного и цельного характера способна поколебать на мирок, недаром критик Н. Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве». Силы , и Катерина гибнет, поскольку остается в одиночестве. Однако ее бунт не остается бесплодным и дает надежду на дальнейшие изменения, например, в ее муже Тихоне.
Вступление
А. Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью.
Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается пьеса «Гроза». Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу. В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью», в этом качестве, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России.
Очень четко и выразительно изображает Островский уголок «темного царства», где на наших глазах набирает силу противостояние между темнотой и невежеством с одной стороны, и красотой и гармонией -- с другой. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли. Уже при первом знакомстве с действующими лицами драмы, становится очевидной неизбежность конфликта двух противоборствующих сторон. Потому что и среди приверженцев старых порядков, и среди представителей нового поколения, бросаются в глаза как истинно сильные, так и слабые характеры.
Исходя из этого, целью моей работы будет подробное изучение характеров главных героев драмы А.Н.Островского «Гроза».
История создания и сюжет драмы «Гроза»
Драма А.Н. Островского «Гроза» впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера в Малом театре, а 2 декабря -- в Александринском. Напечатана же драма была в первом номере журнала «Библиотека для чтения» следующего, 1860 года, а в марте того же года вышла отдельным изданием.
«Гроза» была написана быстро: начата в июле и окончена 9 октября 1859 года. А складывалась, созревала в сознании и воображении художника, видимо, много лет...
Что за таинство - создание художественного образа? Когда думаешь о «Грозе», то вспоминается многое из того, что могло стать толчком к написанию драмы. Во-первых сама поездка писателя по Волге, открывшая ему новый, неслыханный мир русской жизни. В пьесе сказано, что действие происходит в городе Калинове на берегу Волги. Условный городок Калинов вобрал в себя реальные приметы провинциального быта и нравов тех городов, которые были хорошо известны Островскому ещё по волжскому его путешествию - и Твери, и Торжка, и Костромы, и Кинешмы.
Но писателя может поразить какая-нибудь подробность, встреча, даже услышанный рассказ, просто слово или возражение, и это западает в его воображение, скрытно там зреет и прорастает. Он мог увидеть на берегу волги и разговаривать с каким-нибудь местным мещанином, слывущим чудаком в городке, потому что любит «разговор рассыпать», порассуждать о здешних нравах и т.д., и в творческой фантазии исподволь уже могли вырисовываться будущие лица и характеры героев «Грозы», которые нам предстоит изучить.
В самой общей формулировке тематический стержень «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между стремлениями угнетаемых людей к свободному проявлению своих духовных потребностей. Склонностей, интересов и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.
Характеризуя представителей старых традиций и новых тенденций Островский глубоко и полно раскрывает сущность жизненных отношений и всего уклада предреформенной действительности. Говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов».
«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала.
С. А. Юрьев
Александр Николаевич Островский был одним из крупнейших культурных деятелей XIX столетия. Его творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие русского театра сложно переоценить. Писатель внёс некоторые изменения в постановки пьес: внимание не должно было больше акцентироваться лишь на одном герое; вводится четвёртая сцена, отделяющая зрителей от актёров, чтобы подчеркнуть условность происходящего; изображаются обычные люди и стандартные житейские ситуации. Последнее положение наиболее точно отражало суть реалистического метода, которого придерживался Островский. Его литературное творчество началось в середине 1840-х годов. Были написаны «Свои люди – сочтёмся», «Семейные картины», «Бедность не порок» и другие пьесы. У драмы «Гроза» история создания не сводится лишь к работе над текстом и прописыванию разговоров между персонажами.
История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Долгое время существовала гипотеза, что сюжет «Грозы» был полностью позаимствован из реальной жизни. В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова. во время следствия высинилось, что обстановка в семье Клыковых была достаточно напряжённой. Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовому служащему.
Это предположение сильно укоренилось в сознании людей. Наверняка в современном мире в то месте уже были бы проложены туристические маршруты. В Костроме «Грозу» издавали отдельной книгой, при постановке актёры старались походить на Клыковых, а местные жители даже показывали место, откуда якобы сбросилась Александра-Катерина. Костромской краевед Виноградов, на которого ссылается известный исследователь литературы С. Ю. Лебедев, нашёл в тексте пьесы и в «костромском деле» множество буквальных совпадений. И Александру, и Катерину рано отдали замуж. Александре едва исполнилось 16 лет. Катерине было 19.
Обеим девушкам приходилось терпеть недовольство и деспотизм со стороны свекровей. Александре Клыковой приходилось делать всю чёрную работу по дому. Ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей. На этом ряд «совпадений не заканчивается». Следствию было известно, что у Александры были отношения с другим человеком, работником почты. В пьесе «Гроза» Катерина влюбляется в Бориса. Именно поэтому долгое время считалось, что «Гроза» – не более чем отражённый в пьесе случай из жизни.
Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Вполне возможно, что Александру, как и Катерину, мучила та духота, о которой говорится в пьесе. Изживающие себя старые порядки и абсолютная косность и беспросветность сложившейся ситуации. Однако не стоит полностью соотносить Александру с Катериной. Вполне возможно, что в случае с Клыковой причинами гибели девушки были лишь бытовые трудности, а не глубинный личностный конфликт, как у Катерины Кабановой.
Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям. В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова:
«… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».
История создания пьесы «Гроза» Островского по-своему занимательна: есть и легенды, и личная драма. Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.
Тест по произведению
Пьеса «Гроза», которая по жанру задумывалась как комедия , была написана А. Н. Островским в 1859 году. Произведение вначале не предполагало трагической развязки, но в процессе написания помимо конфликта отдельной личности явно проявилась социально обличительная направленность. Как писал пьесу «Гроза» Островский, краткое содержание по действиям предлагаем вашему вниманию.
Вконтакте
Характеристика произведения
- К какому литературному жанру (повесть или рассказ) принадлежит произведение «Гроза»?
- Сколько действий в пьесе «Гроза»?
- Кратко: что легло в основу сюжета драмы «Гроза»?
«Гроза» — пьеса в пяти действиях, по определению автора — драма, но, обладающая жанровым своеобразием:
- это трагедия , так как конфликтность ситуации приводит к трагическим последствиям;
- присутствуют элементы комизма (невежественные рассуждения персонажей пьесы);
- драматизм событий усиливается повседневной обыденностью происходящего.
Место, где разворачиваются основные действия пьесы, было выбрано Островским не случайно. Город Калинов – это собирательный образ волжских городов и сел, красотой которых был очарован драматург.
Но великолепие бесконечных водных просторов, неброская прелесть природы не в силах затмить жестокость, равнодушие, ханжество, невежество и самодурство, царящие за фасадами нарядных домов.
Произведение, как это сейчас принято говорить, «основано на реальных событиях ». В зажиточной московской купеческой семье Клыковых невестка совершила самоубийство, бросившись в Волгу, не выдержав попреков и притеснений со стороны свекрови, не найдя защиты у мужа и страдая от тайной любви к другому мужчине.
Именно эта трагедийность действий является основной сюжетной линией произведения. Однако, если бы Островский только ограничился перипетиями в жизни молодой женщины, сочинение не имело бы столь оглушительного успеха и не вызвало такой резонанс в обществе. Здесь обрисован и обличен конфликт между старыми традициями и новыми веяниями , невежеством и прогрессом, вольнолюбием и дикостью мещанского мира.
Знакомство с персонажами произведения
Рассказ о драматических событиях в форме пьесы автор написал для сценического исполнения. А любой сценарий начинается с описания действующих лиц.
Главные герои
- Катерина – молодая женщина приятной наружности, богобоязненного и кроткого нрава , с трепетной душой и чистыми помыслами. Невестка в семье купцов Кабановых.
- Борис – образованный молодой человек, воспитывавшийся в другой среде, приехал на содержание и в работу к дяде. Страдает от окружающей действительности. Тайно влюблен в Катерину .
- Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) – состоятельная вдовствующая купчиха. Властная и деспотичная женщина , ханжески прикрывающая своё тиранство почитанием старших.
- Тихон Кабанов – муж Катерины и сын Кабанихи – мягкотелый, безвольный человек , полностью подчиненный воле матери.
Действующие лица
- Варвара – сестра Тихона, дочь Кабанихи. Девушка «себе на уме», живущая по принципу «лишь бы было всё шито-крыто». Впрочем, добра к Катерине .
- Кудряш – Варварин ухажёр.
- Дикой Савел Прокофьевич – влиятельный купец в городе. Основные черты характера – грубость, хамство и невоспитанность , особенно к подчиненным.
- Кулигин – местный умелец, мечтающий привнести в город прогрессивные идеи.
- Феклуша – странница, темная и необразованная .
- Барыня – сумасшедшая старуха, посылающая женщинам проклятия.
- Глаша – служанка у Кабановых .
Немаловажное значение в пьесе играет такое образное понятие, как гроза – предвестник очистительной бури для одних и божье предостережение для других.
Важно! Следует помнить, что пьеса была написана Островским в предреформенные годы (1861 — год ). В царил дух подъема, ожидания кардинальных перемен, и именно в эту пору драматург пишет о пробуждении личности, в чем впоследствии Добролюбов увидит «что-то освежающее и ободряющее».
Для более детального ознакомления с тонкостями сюжетных линий каждого действия пьесы Островского «Гроза», ниже представлено их краткое содержание.
Действие 1
Волжский берег, общественный сад на переднем плане. Кулигин приходит в восторг от открывающихся видов. Рядом неспешно прогуливается Кудряш с приятелем. Приглушенно слышна ругань Дикого, которая никого не удивляет – это привычное явление . В этот раз он распекает своего племянника Бориса. Кудряш соболезнует незавидной участи родственника Дикого, который вынужден терпеть притеснения дядьки – тирана. Сам он один из немногих, кто может дать отпор грубияну: «Он слово, а я десять; плюнет, да пойдет».
Бранная речь слышна всё отчетливее – Савел Прокофьевич с племянником приближаются к присутствующим. Отведя душу, накричавшись, Дикой уходит. Борис объясняет причину своего вынужденного смирения: они с сестрой после смерти родителей остались сиротами . Бабушка в Калинове отписала внукам по достижению совершеннолетия наследство, и достанется оно им при условии почтительного и уважительного отношения к дяде . Кулигин уверяет, мол, это утопия: Дикого никто не ублажит. Борис уныло соглашается: и так он трудится на дядю задарма, а проку нет. Ему дико и душно в Калинове – совсем не такое воспитание и образование дали сестре и Борису их родители, проживая ранее в первопрестольной столице.
Входят Феклуша с горожанкой. Богомолка нахваливает красоты города, превознося благочинность и добродетели купеческого сословия, отметив семейство Кабановых. После ухода женщин Кулигин поминает недобрым словом прославляемую Кабаниху за её ханжество и домашнюю тиранию . Он делиться с Борисом своими мыслями об изобретении «перпетум-мобиля». За вечный двигатель дают большие деньги, которые можно употребить на пользу общества. Но нет средств на детали – вот такой замкнутый круг. Борис, оставшись в одиночестве, сочувствует Кулигину, но, вспомнив о своей злосчастной доле, тоже покидает сад.
Появляется Кабаниха с семейством: сын Тихон с женой Катериной и Варвара Кабанова. Купчиха изводит сына обвинениями в его излишней любви к жене и непочтительном отношении к матери. Слова предназначены Тихону, но явно направлены и против невестки. Тихон всячески оправдывается, жена пытается его поддержать , чем вызывает бурю негодования свекрови и новую волну обвинений в адрес Тихона, дескать, жену не может держать в строгости, так и до любовника недалеко.
После ухода матери Тихон набрасывается на Катерину, обвиняя её в упреках матушки. Не желая слушать возражений жены, уходит к Дикому залить неприятности водочкой.
Обиженная женщина жалуется свояченице на непростое житьё у свекрови , вспоминает как хорошо, чисто и привольно жилось ей у родной матушки: «летом схожу на ключок, умоюсь, принесу водицы и все, все цветы в доме полью».
Благолепие сплошное было – вышивание золотом, молитвы церковные, рассказы странниц.
В мужнином доме всё не то . Катя признается Варваре, что посещают её мысли дурные, греховные, которые никакими молитвами она прогнать не в силах. А на сердце у неё думы об одном человеке .
Тут появляется ненормальная барыня, которая осыпает девушек проклятиями, обещая им за греховную красоту адовы муки. Слышатся раскаты грома, приближается гроза, и девушки спешно убегают.
Действие 2
Начинается 2 действие в доме Кабановых. Феклуша с Глашей расположились в комнате. Странница, наблюдая за работой служанки, рассказывает той, что творится на белом свете. И хоть повесть её изобилует враньем и невежеством , Глаша внимательно и с интересом слушает россказни Феклуши, для неё это единственный источник информации.
Появляются Катерина и Варвара. Они помогают снаряжать Тихона в недельную деловую поездку в другой город. Феклуша уже ушла, Варвара отсылает служанку с вещами к лошадям. Катерина вспоминает давнюю детскую историю, когда она сбежала к реке от обиды на что-то, уплыла в лодке и потом нашли её за десять верст. Это свидетельствует о решительности её характера — несмотря на кротость девушки, обиды она терпит до поры до времени. Варвара выпытывает у Катерины, кто же тот человек, по которому ноет её сердце. Это Борис Григорьевич – племянник Савела Прокофьевича . Варя уверяет Катерину, что и мужчина испытывает к молодой женщине чувства, а после отъезда мужа нужно устроить влюбленным встречу . Женщина пугается и решительно открещивается от этого предложения.
Заходят Кабаниха с сыном. Она продолжает делать наставления Тихону, как вести себя в городе, какие указания сделать жене в своё отсутствие: слушать свекровь, ни в чем ей не перечить , не сидеть барыней без работы, не переглядываться с молодыми парнями. Тихон, конфузясь, произносит вслед за матерью эти наказы. Затем их оставляют одних. Катерина, будто предчувствуя беду , просит Тихона не бросать её одну или взять с собой в город. Но Тихон, измученный придирками матери, рад хоть кратко, хоть ненадолго вырваться на волю.
Сцена прощания. Катерина обнимает мужа, чем вызывает недовольство свекрови, дескать, попрощаться-то, как следует, не умеет.
Затем Кабаниха долго разглагольствует о том, что после ухода стариков – последних ревнителей старины неизвестно, как будет свет белый стоять.
Оставшись одна, Катя вместо успокоения приходит в полное смятение и мыслей . Сколько не нагружала она себя работой, сердце было не на месте.
Тут Варвара подталкивает её к встрече с Борисом. Сделав подмену ключа от садовой калитки, Варя вручает его Катерине. Та пытается противиться этим действиям, но потом сдается.
Действие 3
Кабанова и Феклуша на скамейке перед домом купчихи. Ропщут на суетность жизни в больших городах, радуются тишине и спокойствию в собственном городишке. Появляется Дикой , он во хмелю. По своей привычке, распалившись, начинает грубить Кабанихе , но та его быстро осаживает. Дикой оправдывается тем, что его расстроили с утра работники, требуя расчет, а ему это – что нож острый в сердце. Поостыв в беседе с Кабанихой, уходит.
Борис давно не видел Катерину и опечален этим обстоятельством. Рядом стоит Кулигин, размышляет о тяжкой доле бедных, которым не до красот природных – они в нужде, да в работе, а богатые огородились высокими заборами с собаками, да и думают, как обворовать сирот и бедных родственников. Подходят Кудряш с Варварой. Они обнимаются, целуются. Девушка извещает Бориса о предстоящей встрече с Катериной и определяет место в лощине.
Ночью, придя на место свидания, Борис встречает играющего на гитаре Кудряша и просит того уступить ему место, но Кудряш упирается, мотивируя тем, что это место давно «пригрел» для встреч с подругой.
Тогда Борис сознается, что у него здесь назначено свидание с замужней дамой. Кудряш догадывается, о ком идет речь и предостерегает Бориса, ведь замужние женщины подневольны.
Приходит Варвара и уводит Кудряша. Влюбленные остаются наедине.
Катерина говорит Борису о загубленной чести, о божьей каре, но потом они оба отдаются во власть чувств . Десять дней отсутствия мужа проходят в единении с любимым.
Действие 4
Частично разрушенная галерея, стены её разрисованы картинами Страшного суда. Здесь люди скрываются от начавшегося дождя. Кулигин упрашивает Савела Прокофевича сделать пожертвования для установки башенных часов в саду и громоотовода. Дикой ругается, обзывая Кулигина безбожником , ибо гроза – это кара господня и не спастись от неё никакими железяками.
После возвращения Тихона домой Катерина пребывает в полном смятении. Варвара пытается её образумить и учит не подавать никакого вида. Сама-то она давно поднаторела в хитростях и обманах. Не добившись желаемого, Варя докладывает Борису о состоянии Кати.
Слышны раскаты грома. Выходит семейство Кабановых в полном составе. Тихон, замечая странное состояние жены , шутливо просит её покаяться в грехах. Заметив, как побледнела Катерина, сестра обрывает шутку брата. К ним приближается Борис. Катя на грани обморока . Варя подает сигнал молодому человеку, чтобы тот удалился.
Тут появилась Барыня и начала стращать молодок за грехи тайные, и Катерина не выдерживает – в исступлении признается в тайной связи с другим мужчиной на протяжении всех десяти дней. Сцена покаяния главной героини – это кульминация в пьесе.
Действие 5
Снова набережная Волги, городской сад. Смеркается. К сидящему на скамейке Кулигину подходит Тихон. Он раздавлен признанием Катерины и посылает в её адрес то пожелания лютой смерти, то начинает жалеть её.
Кабаниха дома точит невестку, словно ржа, Катя же бессловесная и безответная бродит по дому, будто тень. Всё неладно в семье Кабановых, даже Варя с Кудряшом сбежала из дому.
Но Тихон надеется на благоприятный исход – ведь любовник по велению дядюшки ссылается на целых три года в Сибирь. Приходит Глаша и сообщает, что Катерина пропала .
Катерина одна, тихо бредёт, разговаривая сама с собой. Она уже решила расстаться с жизнью , хоть это и великий грех. Одно её удерживает – желание увидеть напоследок любимого и получить от него прощение за то, что навлекла на него несчастья. Борис приходит на зов возлюбленной. Он ласков с ней, говорит, что не держит на неё зла, но судьба разлучает их, а увезти чужую жену с собой он не в праве. Катерина плачет и просит, чтобы Борис в дороге раздавал нищим милостыню на помин её души. Сама идет к берегу.
Кулигин, Кабаниха и Тихон наблюдают за поисками пропавшей Катерины. Люди с фонарями обшаривают берег. Тихон в смятении от страшных предположений, Кабаниха же обвиняет невестку в желании привлечь к себе внимание. Слышны голоса с побережья: «Женщина в воду бросилась!» Тихон пытается бежать туда, но матушка не пускает, обещая проклянуть. Приносят утопленницу. Катерина прекрасна и после смерти . Кабанов обвиняет мать в гибели жены.
Островский А Н - Гроза краткое содержание
Гроза.А.Н.Островский (краткий анализ)
Под занавес
После первой постановки пьесы на сцене Малого театра зрители была в восторге , пресса пестрела хвалебными заметками, сюжет драмы поразил искушенную публику. Известные критики не преминули отразить произведение в своих рецензиях. Так критик Аполлон Григорьев, написав письмо И.С. Тургеневу, охарактеризовал фабулу драмы, как «обличение самодурства нашей жизни , и в этом значение автора, его заслуга, как художника, в этом сила его действия на массу».
«Гроза» А.Н. Островского - значительное и мощное произведение русской Оно приковывает к себе внимание интереснейшими событиями, происходящими в пьесе, и своей непростой проблематикой. Сама драма не раз была экранизирована, пользовалась значительным успехом у зрителей. Образ города Калинова, в котором происходит действие, символизирует собой заколдованный замкнутый круг, из которого невозможно вырваться, не изранив души и сердца.
История создания «Грозы» Островского
И. С. Тургенев отзывался об этом произведении весьма положительно, с особенным трепетом и восторгом подчеркивал огромный писательский талант А.Н.Островского. История создания «Грозы» Островского восходит к общественно-политической ситуации в стране в период пятидесятых - шестидесятых годов XIX века. Это был переломный момент в истории и общественной мысли. В тот период стало появляться все больше литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островского пришлось ко времени. Темы, которые тогда пользовались популярностью и вызывали значительные споры: крепостное право, положение женщины в обществе и разночинная интеллигенция. А.Н. Островский в «Грозе» поднимает не менее актуальную тему - домашней тирании, господства денег над жизнью и значением человека.
Годом написания драмы считается 1859-й, тогда же появились первые постановки пьесы в лучших и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Грозы» Островского показывает, что произведение максимально полно отразило общественно-политическую мысль того времени.
Смысл названия
Если обратиться к смысловой нагрузке драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, которое случается также и при ожидании грозы как природного явления: везде царит духота, не хватает свежего воздуха. Настолько же мучительна жизнь городских обывателей: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашней тирании. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, слушать голос собственного сердца. В изображении таких характеров настоящим мастером оказался А.Н. Островский («Гроза»). История драмы максимально подчеркивает невозможность решить проблему мирным путем и тщетность таких попыток.
Композиционно-идейная составляющая
Драма состоит из пяти действий, причем между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу условно можно разделить на четыре части: мучительное ожидание, сопровождаемое томлением и страданием, подготовка к развязка. Множество споров у исследователей вызывает гибель Катерины. Смогла бы она жить дальше в том обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Грозы» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, потому он и наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и
Действительно, гибель Катерины предрешена. Если бы она не погибла по собственному решению, то ее задавили бы жестокие нравы, царящие в городе Калинове. Ей пришлось бы сломать свою свободолюбивую натуру и подстроиться под порядки общества. Все ее внутреннее существо, душа противились этим порядкам. Поэтому смерть для нее становится выходом, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Катерины - вольная птица, которую она отпускает на волю.
Катерина
Проникновенно рисует непростую картину жизни главной героиниОстровский («Гроза»). Анализ этого произведения показывает, что Катерина до замужества жила в любящей семье, где все уважали личный выбор и свободу друг друга. С замужеством Катерина утратила связь с родными и потеряла свободу. Оттого ей так одиноко и тошно в доме Кабановых, оттого она никак не может привыкнуть к его устоям, предается воспоминаниям о былом: «Такая ли я была? Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле!»
Сильна или слаба главная героиня? Был ли у нее выбор? Что явилось решающим событием, подвигнувшим ее к самоубийству? Невозможность изменить свою жизнь, быть рядом с любимым человеком, неумение найти выход из сложившейся ситуации, собственное стремление к свободе привели ее к этому действию. Мы видим, что самоубийство совершается от отчаяния, это не обдуманное и хладнокровное решение, однако оно намеренное. По отношению к самой себе, своим мечтам героиня совершает слабость, в то время как обществу, которое ее осуждает, она не покорилась и самоубийством подчеркивает свою индивидуальность характера.
«Тёмное царство»
Сюда можно отнести представителей старого общества с его жесткими моральными устоями. Это Савел Прокофьевич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова. Эти люди уже никогда не изменятся: в них настолько укоренились старые привычки и мировоззрение, что они находят смысл жизни в том, чтобы поучать молодых, ругать современные нравы.
Дикой получает удовольствие, когда тиранит своих домашних: никто слова ему поперек сказать не смеет. Он недоволен буквально всем, и никто ему угодить не может. Кабанова (Кабаниха) навязывает свою волю сыну и невестке, категорически отказывается принимать чужую точку зрения, отличную от своей собственной.
Тихон Кабанов
Сын Марфы Игнатьевны Кабановой, слабый и безвольный человек. От маменькиного слова ни на шаг не отойдет, самостоятельного решения принять не в силах. Беззащитным, трусливым рисует его Островский. «Гроза», характеристика героя свидетельствует об этом, подчеркивает приспособленческие качества характера Тихона и его полное растворение под волей матушки.
Варвара, сестра Тихона
Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Ее девизом является утверждение: «Делай что хочешь, но так, чтобы шито-крыто было».
Особенно ее никак не выделяет Островский. «Гроза», анализ произведения свидетельствует об этом, всячески противопоставляет своевольную натуру Варвары и чистоту души Катерины. Варвара добивается своего хитростью и вольнодумством, а Катерина во всем предпочитает правду.
Борис
Племянник Дикого, живет у него в доме из милости. Молодой парень привык слушать выражение недовольства и наставления своего дядюшки, но если быть внимательными, то можно увидеть, как глубоко ранят его укоры Дикого, насколько ему неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле власть имеющего Дикого как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, господствующих в городе Калинове.
Образы в «Грозе» Островскогоне отличаются особенным многообразием: Кабаниха, Дикой, Варвара, Тихон, Борис - все, как один, умеют приспосабливаться. Одни подавляют, другие подчиняются. Им всем противопоставлена Катерина - молодая женщина, сохранившая в себе цельность натуры и силу духа. Таким образом, оказывается весьма неоднозначнымпроизведение «Гроза». Островский оправдывает Катерину за ее слабость в том, что она жертвует своей жизнью, но наделяет ее мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, а гибель России, ее невозможность жить по старым порядкам, которые приводят к краху, изображает автор.