Примерный разбор народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка» и стихотворения «Подснежник». Конспекты занятий в детских садах
Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…
С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?
Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.
К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намек…»
С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.
Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.
В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок - солнышко, которого очень боится лиса - зима.
Читаем сказку.
Однако при поиске истины самое главное – обращение к первоисточнику. Ну невозможно, опираясь на современный алфавит, понять всю глубину смыслов хотя бы азбуки (кириллицы). То же самое и с любым текстом. Это во-первых. Во-вторых, при поиске смысла – не менее важно – обращать внимание на детали . Ведь известно же, что «дьявол кроется в мелочах ». Один из уровней понимания этого наставления заключается в том, что при любом взаимодействии как с внешним, так и с внутренним пространством, необходимо учитывать ВСЕ мелочи и нюансы, которые возможно заметить и ухватить сознанием. Иногда деталь значит гораздо больше в поиске ответа на вопрос, чем всё остальное вместе взятое…
Впрочем, о сказке. К сожалению, обнаружить первоисточник мне не удалось (надеюсь, пока), но и смириться с предлагаемыми вариантами толкований данной сказки – выше моих сил. Поэтому я попытаюсь дать своё понимание смысла этой сказки, опираясь на доступные мне источники.
Начну с наблюдения над тем, как менялось название сказки и всё дальше уводило от изначально заложенного смысла: «Лиса, Заяц и Петух», «Лиса и Заяц» и «Заюшкина избушка». А ведь дело здесь даже не совсем в том, что «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт ». Здесь проблема посерьёзнее – та, которую ещё Конфуций сформулировал: «Если имя дано неверно, то речь не повинуется, то дело не может быть образовано. Если же имя дано верно, если речь повинуется, то и дело образуется ». Другими словами,название – это не только указатель направления поиска смыслов, это ещё и своего рода ограничитель уровня , на котором этот поиск осуществляется, и, соответственно, глубина поисков.
Итак, сказка имеет три названия: «Лиса, Заяц и Петух », «Лиса и Заяц » и «Заюшкина избушка ». В последнем случае внимание акцентируется на избушке. И, естественно, поиск скрытых смыслов будет вестись вокруг роли избушки и её значения. Такой себе вульгарный материализм в действии. Классический делёж материальных ценностей. Другие смыслы на этом уровне просто не просматриваются. Этакий поиск на мелководье без возможности заплыва на глубину. Отсюда и мысли о том, что эта сказка о социальной справедливости. И то, что Заяц в последних вариантах сказки стал хнычущим нытиком, - работает как раз на развитие образа несправедливо обиженного, обращающегося за помощью к каждому встречному, пока наконец не повезёт найти заступника.
Хотя, впрочем, и название «Лиса, Заяц и Петух » в контексте сегодняшней толерантности и направления размышлений «Почему Лиса сбежала из Заюшкиной избушки? » () – предполагает поиски смысла в рамках физиологии и «классического» треугольника – он, она и… он. Причём никто даже не задумывается о том, что те, кто эту сказку сочинял – а это, безусловно, ведическая сказка – такой уровень смыслов даже в страшном сне не могли себе представить! Воистину: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся » (Ф.И. Тютчев).
Итак, ключевые позиции, обозначенные в названии, - это Лиса, Заяц и Петух. Обратите внимание: в сказке обычно 5-6 участников событий – кроме Лисы, Зайца и Петуха – это Козёл/Собака(-и)/Волк, Медведь и Бык. А указателями поиска направлений смысла являются только три – Лиса, Заяц и Петух. Что они символизируют? Какие образы передают?
Чтобы это увидеть, нужно понять, что сказка эта написана для того, чтобы показать различные системы ценностей и подходы к жизни, механизм действия Тёмных Сил и способы борьбы с Тёмными .
Избушка в данном случае символизирует отнюдь не материальные ценности, а духовные: внутреннее пространство, истинное «Я» и уровень возможностей созидателя (Зайца) и потребителя (Лисы).
В образах избушек представлены две прямо противоположных системы ценностей, два взаимоисключающих подхода к жизни. Принципиально различных.
Один ориентирован на внутренний комфорт и удобство (функциональность).
Другой – на внешний блеск и престижность (производимое впечатление).
У одного всё в соответствии с принципом целесообразности, необходимости и достаточности. Без излишеств. В некоторых вариантах сказки заячью избушку именуют избёнкой . То есть очень простеньким, ничем не примечательным домиком для жилья.
А у другого – акцент именно и как раз на излишества. В мультфильме Ходатаевой Лиса смотрится в большое зеркало у себя дома и поливает избушку водой для придания блеска. В мультфильме Норштейна об избушке Лисы прямо говорится: «Ни дать ни взять – хрустальный дворец! ».
В основе первого подхода лежит правда , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают по всем направлениям, преимущественно «по вертикали», «в глубину». В заячьей «избёнке» есть печь – источник тепла и комфорта, которого в принципе (!) не может быть в ледяном «дворце» Лисы. Данный подход (а это подход Светлых сущностей) вместе с творческими способностями позволяет создавать нечто принципиально новое, преобразуя имеющиеся подручные средства до неузнаваемости. Всё у Зайца продумано до мелочей. Вот смотрите: избушка у Зайца лубяная. Луб, лубок – это та часть древесины, что находится под корой. Получается, что Заяц свой дом сложил из брёвен, очищенных от коры. А кора, видимо, Косому в пищу сгодилась. Вот вам и безотходное производство! И практичность, присущая жителям умеренного климата, в котором, кстати, формировались наши предки как этнос и который (климат) вынуждал их быть изобретательными, «умеренными» и практичными. Сама природа подталкивала к рачительному и бережному отношению ко всему окружающему.
В основе второго подхода лежит ложь , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают «по горизонтали», «в ширину». Ложь – это поверхностное, «несуществующее », как писал Аристотель, илисуетное (преходящее, временное), о котором говорится во всех религиозных источниках в том числе. Дело в том, что представители Тёмных Сил не способны создавать нечто принципиально новое, они могут обходиться лишь подручными средствами и «пускать пыль в глаза». В данном случае подручное средство – лёд, из которого у Лисы получился «ни дать ни взять – хрустальный дворец ». На нашей планете Мидгард-земле потребительское отношение формировалось, в основном, у жителей субэкваториального климатического пояса, условия жизни в котором вынуждают человека быть только потребителем природы и формируют специфическую систему ценностей без учёта перспективы. Носители потребительского мировоззрения до сих пор, кстати, не поняли «одной простой истины – если ты потребитель, а не творящий, рано или поздно упрёшься в стену ».
Подход созидателя требует сосредоточенности, углублённости, связан с кропотливым трудом и обязательной заботе о дне завтрашнем. Из этого вытекает уважение к своему и чужому труду, сострадательность (сочувствие) и отсутствие времени и желания на пересуды, зависть и критику соседа.
Подход потребителя формирует созерцательность, пассивность и связан с относительно лёгкой и быстрой работой «по вершкам». Всё своё свободное время потребитель может посвятить «изучению жизни соседа» и «перемыванию косточек» всех, кто под руку попался. «Побочным» эффектом второго подхода является высокомерие, пренебрежение, осуждение, злорадство и многие другие «подарочные» черты характера, которые, кстати, обыгрываются в мультфильме Ю. Норштейна: «Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайцем посмеивается. Ишь, чернолапый, какую лачугу смастерил! То ли дело моя – и чиста, и светла! Ни дать ни взять – хрустальный дворец! » У Зайца же попросту нет времени на подобные занятия – «глядеть в окошко да посмеиваться». Он своё свободное время тратит на то, чтобы на балалайке играть, а не за соседями подглядывать.
Отличительная черта Тёмных Сил и носителей мировоззрения потребления – гибкость в адаптации, приспособленчество. Они всё своё «свободное время» внимательно изучают сильные и слабые стороны противника (жертвы) и в «подходящий» час атакуют жертву, получая все её наработки «без-воз-мез-дно. То есть даром », как говорила Сова из мультфильма про Винни-Пуха. Тёмные, как правило, играют на присущих Светлым сочувствии, человечности, сострадании, жалостливости; они постепенно втираются в доверие, занимая всё больше пространства и буквально выдавливая из этого пространства хозяев вплоть до того момента, пока не почувствуют за собой перевес сил. Вот это и есть «точка Х», точка невозврата, при наступлении которой Тёмные переходят в атаку, либо уничтожая, либо подчиняя, либо нейтрализуя противника (жертву).
Вот этот момент ни в мультфильмах, ни в литературных обработках сказок мне не встретился, но я это хорошо помню из сказки, рассказанной мне бабушкой. В её варианте сказки, когда пришла весна и лисий «дворец» начал активно таять, Лиса попросилась во время этого разлива – на крылечко заюшкиной избушки, чтобы «ноги не промочить». Зайчик, естественно, пустил. Затем, когда пошёл весенний ливень, Лиса попросилась в горницу, чтобы «немножко просохнуть и подкрепиться». Зайчик, естественно, разрешил и, естественно, накормил. После этого, пока Зайчик по хозяйству занимался, Лиса, подкрепившись, освоившись и окончательно обнаглев, попросила пустить её на печку погреться. Ведь, пока Заяц занят, печка-то свободна, а она (Лиса) только погреется – и сразу же уйдёт. Зайчик, естественно, поверил и разрешил. А вот когда Лиса заняла ключевую позицию в доме (печь в крестьянских избах – это сердце и голова любого дома и лежать на ней имел право только хозяин дома), Лиса объявила Зайца «вне закона» и выгнала его из собственного дома…
Целевые установки урока:
- формирование понятия об отличительных особенностях сказки;
- развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
- расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.
Оборудование:
- М/м презентация.
- Видеофильм.
ХОД УРОКА
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Тихо все садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
2. Мотивация к учебной деятельности
Слайд №1. «Страна Литературия»
– Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии.
Слайд №2. «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»
– Как мы будем строить свой урок? (Дети читают
со слайда: « Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду
способ!»).
– Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а
потом постараться самим открыть новое знание.
– У нашего друга Смайлика прекрасное
настроение, он вновь пришёл к нам на урок
получать новые знания. Покажите какое у вас
настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно,
вперёд за знаниями.
2. Актуализация знаний.
– С чего начнём работу? (С повторения).
Слайд №3. «Устное народное творчество».
– Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки,
считалочки, сказки, скороговорки, частушки –
это («устное народное творчество».)
Слайд №4. «Устное народное творчество».
– А как по другому называют «Устное народное
творчество»?(Фольклором).
– А что вы знаете о фольклоре – устном народном
творчестве? Почему «Устное народное творчество»?
Устное –
значит из уст в уста;
Народное –
то, что создал народ;
Творчество
– создание чего то нового.
Верно – это словесное творчество народа, опыт
предшествующих поколений, отражающий сущность
их жизни. Оно возникло задолго до того, как
люди овладели письменной речью. Они передавали
свое творчество последующему поколению из уст
в уста. Отсюда и произошло название. Устное
народное творчество придает языку яркость,
красоту и выразительность.
Сегодня мы посвятим наш урок одному из
любимых вами жанров устного народного
творчества, а какому вы догадаетесь сами.
Слайд №5. «Слова»
Прочитайте слова и скажите из какого из жанров
они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка, … – это
сказка.
– Совершенно верно, это,конечно же, сказка.
– А что такое сказка? Сказка – это
вымышленная история.
– Назовите отличительные особенности сказки,
чем она отличается от таких жанров как рассказ,
повесть? В сказках есть мораль, волшебство,
мудрость, главная идея – добро побеждает зло,
наличие реальных и нереальных героев, волшебных
предметов; троекратные повторы подвигов,
действий, событий.
– Какие вы знаете жанровые разновидности
сказок?
– Верно, сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – это сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)
– Назовите народные сказки?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка-ряба, Репка, Маша и
медведь, Морозко, Василиса Прекрасная, По
щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро
козлят, Лиса и журавль.
– Назовите имена самых известных сказочников?
Самыми известными сказочниками являются А.С.
Пушкин, Конст.Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан
Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие
другие.
Постановка учебной задачи.
– Молодцы, много знаете сказок.
– Давайте послушаем одну из сказок и назовём её
автора.
Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание аудиозаписи.
Слайд № 8. Тема урока: «Лиса, заяц и петух».
– Прочитайте название сказки. Как вы думаете в
библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку?
(Народные сказки или авторские сказки).
Совершенно, верно –это русская народная сказка.
О ком будет рассказываться в этой сказке? Можно
определить по названию?
Работа с учебником
– Давайте откроем учебник на стр.66 и
рассмотрим иллюстрации.
– Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на
иллюстрации?
– Что можно рассказать о героях русской народной
сказки?
– Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?
Основная часть урока
Слайд №9. «Иллюстрация к сказке»
– Давайте прочитаем сказку. Чтение сказки
цепочкой.
– Понравилась вам сказка?
– Оправдались ли ваши предположения о героях
сказки?
– Назовите всех героев сказки. Почему не все они
вынесены в название сказки?
– Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка»,
чем они похожи и чем отличаются?
Сходство
– сюжет и композиция, язык,
идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и
конец сказки.
Отличие
– название сказки, больше
героев.
– А как вы думаете, почему очень похожи эти
сказки? Сказки очень похожи, потому что они
народные, люди рассказывали их друг другу,
передавали из поколения в поколение, при этом
каждый автор мог добавить что-то своё, даже
изменить название сказки.
– Как вы думаете, почему народ назвал её именно
так, может быть её можно было бы назвать
по-другому, например, «Лиса и заяц».
Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и петух»
Выборочное чтение.
– Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»?
Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса
да заяц.)
– А почему всё-таки неизвестный нам автор назвал
сказку именно «Лиса, заяц и петух»?
Главными героями как раз и являются герои,
заявленные в заглавии. Между ними
разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в
сказке еще действуют собаки и медведь – они
выполняют второстепенную роль.
Слайд №10. «Характеристика героев сказки». Работа над характеристикой героев русской народной сказки.
Итак, главные и второстепенные герои сказки –
животные. Причём животные необычные, они
наделены человеческими качествами, они ведут
диалог, владеют как человек речью, а значит, у них
есть характер.
– Давайте поработаем над характерами героев
сказки, чертами, которые характеризуют наших
героев.
Слайд №11. «Исследовательская работа». Работа в парах.
– А теперь давайте поработаем в парах, проведём
исследовательскую работу: выполним задание на
поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые
характеризуют того или иного героя.
– Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения,
которые характеризуют героев сказки.
Выборочное чтение.
Работа в парах.
Продолжаем
работу в парах.
– Соотнесите качества и сказочных героев.
Подтвердите свой ответ текстом.
Слайд №12. «Словарь качеств».
«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).
Лиса | Заяц | Собаки | Медведь | Петух |
Хитрая Смелая Добрая Отзывчивая Злая Храбрая Глупая Трудолюбивая Умная Находчивая Трусливая Ленивая Уверенная в своих силах |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах |
Хитрые Смелые Добрые Отзывчивые Злые Храбрые Глупые Трудолюбивые Умные Находчивые Трусливые Ленивые Уверенные в своих силах |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах |
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:
Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в
своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый,
трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые.
уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих
силах.
Петух – хитрый, умный, находчивый, уверенный в
своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми
качествами?
Лиса - умная и хитрая, и Петух - умный и
хитрый.
– Почему же Петух побеждает? Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.
Слайд №13. «Физкультминутка».
Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки».
Работа над сюжетом и композицией сказки.
– Давайте проанализируем, как построена
сказка, какова её композиция.
– Расскажите, что происходит в сказке. О чем в ней
повествуется? (В сказке рассказывается, как
петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки
восторжествовала справедливость.)
– Можно ли сказку разделить на части? В сказке
можно выделить несколько частей.
– Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз
сказку и определите сюжетную линию, тоесть
разделите на смысловые части: определите
завязку, развитие действия и развязку.
Самостоятельное чтение сказки. (Жужжащее чтение.)Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.
– Проверяем, на какие части можно разделить
сказку?
– С чего начинается сказка? Начинается сказка с
завязки – это часть сюжета, которая намечает
исходную ситуацию: время, место действия, героев
произведения, их взаимоотношения.
– Прочитайте, какими словами заканчивается
первая часть.
1 часть – … да его из избушки и выгнала.
– Какое событие лежит в основе развития сюжета,
действия?
– Как это событие представлено в сказке?
Развитие сюжета начинается почти сразу, как
только лиса попросилась к зайчику ночевать. В
сказке начинает развиваться конфликт между
зайцем, который остался без своего домика, и
лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.
– Прочитайте, где вы закончили вторую часть.
2 часть – Медведь испугался и ушёл.
3 часть– Развязка.
– Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать
лису? Почему? Помогают зайчику другие герои
сказки: собака и медведь, но никто из
представителей ни домашних, ни диких животных не
может решить созданную проблему. Сумел помочь
зайчику крикливый петух. Именно он, умный, хитрый,
лису выгоняет из домика.
Слайд № 15. Исследование языка сказки.
– А сейчас давайте продолжим исследование сказки и поработаем над её языком. Исследовательскую работу будем проводить в группах.
Работа в группах.
Одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке, вторая – образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки), третья – повторы.
Проверка.
Вывод: Народная сказка с её неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, в ней много исконно русских слов, выражений, закличек, приговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ.
Напевность
Много исконно русских слов, выражений
Заклички, приговорки.
Слайд №16-25. « Иллюстрации к сказке». Инсценирование отрывка из сказки.
Слайд №26. Обобщение по теме урока.
– В основу сказки положено одно событие – лиса
отняла домик у зайца, поскольку ее дом,
построенный не на совесть, растаял. Для
восстановления справедливости необходимо
вернуть домик зайцу.
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры.
Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет
особое начало - присказку, зачин; именно это
начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В
ней четко разграничены положительные и
отрицательные персонажи, и заканчивается она
торжеством добра над злом. Именно в это всегда
верил народ.
– Можно ли сказать о сказке «Лиса, заяц и петух»,
что «справедливость в ней царит»?
– Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в
победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
(«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок».)
Чему нас учит сказка?
(Сказка учит:«Поступай по справедливости – и
победа будет обязательно за тобой».)
- Я могу назвать героев сказки.
- Я могу назвать качества характера героев сказки.
- Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
- Я могу пересказать сказку.
– Найти в домашней библиотеке книгу с русскими
народными сказками.
– Прочитать одну из сказок.Рассказать взрослым,
какое произведение было прочитано в классе и кто
автор.
– Нарисовать иллюстрации к понравившемуся
эпизоду.
Слайд №29. Настроение.
Лиса и заяц - это русская народная сказка. Это сказка о злой и хитрой лесе. А также о том, что самым смелым может быть даже самый маленький в лесу Петушок, а трусом собака, бык и даже медведь. Т. е. смелость не зависит от роста и сила, а зависит от упорства и терпения.
Младшие школьника могут сами прочесть эту сказку, а дошколятам прочитают и проанализируют её воспитатели или родители.
Лиса и заяц
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, у зайца — из мягкой липовой коры — лубяная. Пришла весна. У лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-прежнему. Вот лиса и попросилась к нему переночевать, да его из избушки и выгнала.
Идёт по дороге зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Не плачь, зайчик! Я тебе помогу.
Пошли они к избушке. Собака залаяла:
— Гав, гав, гав! Иди, лиса, вон!
А лиса им с печи говорит:
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт по дороге, плачет. Ему навстречу медведь:
— О чём, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
— Не плачь, я тебе помогу.
— Нет, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избушке. Медведь как закричит:
— Иди, лиса, вон!
А лиса им с печи отвечает:
— Как выскочу, как выпрыгну, так вам не поздоровится!
Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик. Ему навстречу бык:
— Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
— Пойдём, я тебе помогу.
— Нет, бык, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и медведь не выгнал, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избушке. Бык как заревел:
— Иди, лиса, вон!
А лиса им с печи отвечает:
— Как выскочу, как выпрыгну, так вам не поздоровится!
Бык испугался и убежал.
Идёт опять зайчик по дороге, плачет ещё сильнее. А ему навстречу петух с косой:
— Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
— Пойдём, я тебе помогу.
— Нет, петух, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и медведь не выгнал, и бык не выгнал, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Подошли они к избушке. Петух тут затопал, крыльями забил:
Уходи из дома, лиса!
Лиса услышала, испугалась и говорит:
— Обуваюсь...
Петух опять затопал, крыльями забил:
Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.
Уходи из дома, лиса!
Лиса опять говорит:
— Одеваюсь...
Петух в третий раз затопал, крыльями забил:
Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.
Уходи из дома, лиса!
Тут лиса выбежала из избушки и прочь убежала. Стали петух с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.