Кроманьонцы что умели. Что умели делать кромононцы

Кроманьонцы - общее название ранних представителей современного человека , которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40-30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию практически ничем не отличались от современного человека.

Термин «кроманьонец» может означать в узком смысле только людей, обнаруженных в гроте Кро-Маньон и живших рядом 30 тыс. лет назад; в широком смысле это все население Европы или же всего мира эпохи верхнего палеолита .

Количество достижений, изменений в социальной организации жизни кроманьонца было настолько велико, что в несколько раз превосходило количество достижений питекантропа и неандертальца, вместе взятых. Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг и достаточно практическую технологию, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперёд. Это проявилось в эстетике, развитии общения и систем символов, технологии изготовления орудий и активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным.

Этимология

Название происходит от скального грота Кро-Маньон во Франции (город Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь), где в 1868 году французский палеонтолог Луи Ларте обнаружил и описал несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита . Возраст этой популяции оценивается в 30 тыс. лет .

География

Важнейшие ископаемые находки: во Франции - Кро-Маньон , в Великобритании - Красная дама из Пэйвиленда , в Чехии - Дольни-Вестонице и Младеч , Сербии - Лепенски-Вир , в Румынии - Пештера-ку-Оасе , в России - Маркина гора , Сунгирь , Денисова пещера и Оленеостровский могильник , в Южном Крыму - Мурзак-Коба .

Культура

Кроманьонцы являлись носителями ряда культур эпохи верхнего палеолита (Граветтская культура) и мезолита (Тарденуазская культура , Маглемозе , Эртебёлле). В дальнейшем территории их обитания испытали миграционные потоки других представителей вида Человек Разумный (например, Культура линейно-ленточной керамики). Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное - собака.

Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя.

У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта , еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой , надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (в позе эмбриона).

По другой версии, современные представители негроидных и монголоидных рас формировались автономно, а кроманьонцы распространялись по большей части только в ареале неандертальцев (Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Европа). Первые люди с кроманоидными чертами появились 160 000 лет назад в Восточной Африке (Эфиопия). Покинули её 100 000 лет назад. В Европу проникли через Кавказ до бассейна реки Дон. Миграция на Запад началась приблизительно 40 000 лет назад, а уже через 6 тысяч лет появилась наскальная живопись в пещерах Франции.

Миграция кроманьонцев в Европу

Генетика

См. также

  • Гуанчи - вымерший аборигенный народ Канарских островов, представители афалу-мехтоидной подрасы , считающиеся близкими кроманьонцам по своему антропологическому типу.

Напишите отзыв о статье "Кроманьонцы"

Литература

  • П. И. Борисковского . С. 15-24 // STRATUM plus. 2001-2002. № 1. Вначале был камень;
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, М., 1963;
  • Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958, с. 321-38.

Научно-популярная литература

  • Эдуард Шторх - «Охотники на мамонтов». Книга со ссылками на реальные археологические источники
  • Б. Байер, У. Бирштайн и др. История человечества, 2002, ISBN 5-17-012785-5

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кроманьонцы

– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.
Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.
– Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.
Петя очнулся.
– Уж светает, право, светает! – вскрикнул он.
Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги.
– Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.

Отличались у них не только физические черты. Кроманьонцы обладали намного более совершенной культурой. Неизмеримо выросла техника изготовления орудий. Они стали изготавливаться с пластин – специально подготовленных узких и длинных заготовок, что позволило выделывать куда более изящные и разнообразные орудия, чем мустьерские остроконечники.

Кроманьонцы широко использовали для изготовления орудий также кости животных. В итоге, разнообразие культур верхнего палеолита непомерно превосходит вариации мустье: если мустьерские орудия во Франции и на Алтае почти неотличимы, то в эпоху верхнего палеолита даже рядом соседствовавшие группы людей могли иметь резко отличные орудия. Выросло техническое оснащение людей – уже в начале эпохи верхнего палеолита появилась копьеметалка, а в конце – лук и стрелы. О населении Африки и Азии времени верхнего палеолита известно гораздо меньше, чем о населении Европы. Однако принципиально они были схожи как в биологическом, так и в культурном плане.

Существеннейшим явлением является расцвет верхнепалеолитического искусства. В пещерах Франции, Испании, Италии и Урала сохранились превосходные образцы наскальной живописи, в слоях стоянок от Бретани до Байкала обнаружены статуэтки людей и животных, сделанные из костей, бивней мамонта и известняка. Рукоятки ножей и копьеметалок украшались затейливой резьбой. Одежда украшалась бусами и раскрашивалась охрой.

Искусство, видимо, имело в то время магическое значение. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту. Судя по следам подростков в глине перед пещерными росписями, здесь проводилось и посвящение в охотники. Конечно, мы можем лишь предполагать истинное значение этих следов духовной жизни наших предков, но её богатство и принципиальное сходство психики людей тех времен с нашей несомненно.

Поселения людей верхнего палеолита обычно представляли собой регулярно посещаемые охотничьи стоянки. Тут строились жилища, шла жизнь общества, справлялись ритуалы, хоронили умерших. Ритуальная практика достигла своего расцвета. В могилу с усопшим кроманьонцы клали орудия, копья, каменные ножи, многочисленные украшения. При этом погребение часто засыпалось красной охрой, сверху иногда покрывалось костями мамонтов. Очевидно, в это время возникают представления о загробном мире.

В эпоху верхнего палеолита человек приручил волка, превратив его в собаку. Так человек начал сам активно влиять на процесс видообразования у животных, осуществляя искусственный отбор.

Комб-капелльский тип относят или к австралоидной группе или к груп­пе эурафриканских вариантов, включающей несколько древних черепов Индии, Передней Азии и Восточной Африки (о них будет сказано в сле­дующей главе).

Действительно, между названными вариантами имеется некоторое типологическое сходство: комб-капелльский череп по комплексу особен­ностей более близок к австралоидному или древнему эурафриканскому вариантам, чем к негроидному или какому-нибудь другому. Этот вывод имеет достаточно специфическое содержание; его нельзя распространить на другие верхнепалеолитические черепа Европы. По всей вероятности, комб-капелльский тип связан с эурафриканским, и более отдаленно с австралоидным, единством происхождения. Все же намечающееся сход­ство не таково, чтобы комб-капелльский тип можно было бы включить в круг вариантов современной австралоидной или даже эурафриканской расы. Ни той, ни другой не свойственен большой размер диаметра назион - простион, сравнительно высокий симотический индекс и другие особенности.

Кроманьонский тип определяют, как европеоидный. С таким опреде­лением не согласуется свойственный кроманьонцам комплекс особенно­стей мозговой коробки, челюстей и носового скелета.

Среди современных групп населения Европы нет ни одной, для которой характерно сочета­ние малого носового указателя и невысокого переносья, симотического указателя около 46, сравнительно широкого лица и низкой черепной коробки. Затруднительно указать и какую-нибудь внеевропейскую груп­пу, полностью воспроизводящую такое сочетание признаков.

Более полно комплекс европеоидных особенностей представлен в солютрейском типе. Все же и этому варианту нужно отвести особое место, учитывая высокий носовой указатель, сравнительно большую ширину лица, небольшую высоту свода в сочетании с мезокранным индексом.

Оберкассельский череп называют иногда монголоидным. Основанием для такого диагноза служат большая скуловая ширина, малая аурикулярная высота мозговой коробки. В остальных признаках нет никаких особенностей азиатских рас. По степени уплощенности переднего плана лицевого скелета оберкассельский череп почти не отличается от некото­рых кроманьонских черепов.

Шанселадский череп первоначально был определен, как эскимоидный вследствие сочетания узкого носа, сравнительно широкого лица, высокой мозговой коробки. А. Кизс и А. Валлуа показали ошибочность этого мне­ния (Keith, 1931; Vallois, 1946). Череп мадленского времени из Дордони не имеет свойственных эскимосам уплощенности скул, плосконосости, альвеолярного прогнатизма и других особенностей. Шанселадский череп сближали с оберкассельским (Д. Монтандон) и другими. В действитель­ности сходство этих краниологических вариантов очень невелико, а резкая гипсикрания, крупные размеры лицевых диаметров и другие особенности исключают возможность включения шанселадского черепа в группу евро­пеоидных вариантов.

Ф. Вейденрейх называет верхнепалеолитический мужской череп из верхней пещеры Чжоу-Коу-Дянь протомонголоидным, первый женский череп меланезоидным, второй женский череп - эскимоидным. Разумеется, эти наименования выражают лишь общее впечатление и ни в какой мере не устанавливают расового диагноза. Между всеми тремя черепами имеет­ся некоторое сходство. Что же касается специфических расовых особен­ностей, то они выражены слабо: положение глазниц, контур скуловой дуги в мужском черепе не имеют признаков специфической для монголоидов уп­лощенности. Симотический и назоальвеолярный индексы не меньше, чем у австралоидов или на многих верхнепамолитических черепах Европы. Мало специфично сходство женских черепов с типами, указанными Ф. Вейденрейхом.

В эльментейтском черепе видят один из ранних вариантов восточно-африканской (эфиопской) расы; олдовайский тип сближают с современ­ной нилотской группой, а боскопский тип с южноафриканской и с готтен­тотской. В первом случае имеется лишь ограниченное сходство: восточно-африканскому типу не свойственны покатый лоб, большая высота верх­ней челюсти и другие особенности эльментейтского черепа. У нило­тов, в отличие от олдовайского варианта, лицо более высокое и прогнат-ное, нос более широкий.

Боскопский тип сходен с готтентотским по таким специфическим осо­бенностям, как своеобразный выступ затылка в сочетании с прямым лбом, удлиненным уплощенным теменем. Несмотря на неполное совпадение кра­ниометрических характеристик боскопского и среднего готтентотского вариантов, по комплексу особенностей эти варианты настолько близки, что генетическую связь их следует признать вполне вероятной.

Наименование «протоавстралийский» в применении к черепам из Вадьяка и Кейлора также остается довольно условным, если даже иметь в виду не австралийцев собственно, а индонезийцев типа Тоала. Последним не свойственны крупные размеры осей мозговой коробки и лицевого скелета, умеренно развитое надбровье. В то же время кейлорский и вадьякский черепа имеют много общего с крупными по размерам черепами верхнего па­леолита Западной Европы.

Талгайский череп сближают с австралийским некоторые архаические особенности лицевого скелета, т. е. признаки недостаточно специфические для установления генетической связи вариантов.

Приведенный краткий обзор приводит к следующим выводам.

Верхнепалеолитические черепа отличаются от современных нали­чием некоторых особенностей (гл. 4) и потому выделяются в особую груп­пу -ископаемых неоантропов. Краниологические типы верхнего палеолита, наряду с признаками, входящими в комплекс особенностей одной из современных крупных ан­тропологических групп, включают признаки, не свойственные данной груп­пе и характерные для других групп. Чаще всего сочетаются особенности австралоидного, негроидного, европеоидного типов.

Отдельные типы верх­него палеолита по краниологическим особенностям (а вероятно, и по другим) занимают место не в пределах современных антропологических типов, а между ними.

Лишь в небольшом числе верхнепалеолитических черепов приз­наки одной современной группы имеют преобладание. Таковы, например, типы боскопский, солютрейский (не кроманьонский!), может быть, гримальдийский. Но и в этих случаях имеются различия между современными типами и верхнепалеолитическими. Эти последние должны быть опре­делены, как особые подтипы данной группы. Вопрос о том, в какой мере древние типы составляют исходные формы позднейших групп, не­обходимо разрешить в каждом случае особо. Краниологические типы, вполне соответствующие вариантам по­следующих эпох, в верхнем палеолите не установлены.

К предыдущим соображениям нужно присоединить данные о террито­риальном распространении краниологических типов верхнего палеолита. Существенный критерий при установлении расы - приуроченность дан­ного комплекса особенностей к определенной отграниченной территории. У ископаемых неоантропов такой связи с географической провинцией не имеется.

На небольшом пространстве департамента Дордони в ориньякское время сосуществовали столь различные варианты, как кроманьонский и комб-капелльский. Более того, в одной местности, например в Детском гроте, в Монако, обнаружены скелеты различных типов, кроманьонского и гримальдийского, что породило ряд мало убедительных гипотез о причи­нах разнообразия типов.

Было высказано предположение о том, что основ­ную группу населения Европы составляли высокорослые «европеоидные» кроманьонцы, гримальдийские скелеты принадлежали рабам, пленни­кам или наложницам.

Такого рода гипотеза находится в явном проти­воречии со всеми известными фактами о материальной культуре и соци­альном строе верхнего палеолита.

Одинаковые признаки и даже сходные комплексы признаков встре­чаются в удаленных одна от другой областях древней эйкумены. Гримальдийский тип найден на побережье Средиземного моря и на равнинах восточной Европы (Детский грот и Маркина гора на верхнем Дону). Уз­кий носовой скелет констатирован в Европе и в тропической Африке. На этих территориях найдены формы с большим и с малым рельефом над­бровья, с большой и малой высотой носовых костей. Альвеолярный прог­натизм имеет широкое распространение на самых различных территориях, но и в южных областях древней эйкумены встречаются формы слабо прогнатные или почти ортогнатные. Если краниологические варианты верх­него палеолита принадлежат разным расам, т. е. группам людей, сложив­шимся в разных географических зонах, в разных условиях природной среды, то следует допустить неограниченное перемещение отдельных племен в разных, даже встречных направлениях на протяжении целых кон­тинентов. В этом случае нужно признать, что тропические широконо­сые и прогнатные группы передвигались на север до 50-й параллели, а узконосые ортогнатные европеоидные типы проникали в тропическую Африку.

Все эти предположения имеют столь малую вероятность, что ставят под сомнение возможность отнести краниологические варианты верхнего палеолита к разным расам в собственном смысле слова.

Бунак В.В. Череп человека и стадии его формирования у ископаемых людей и современных рас. Москва, Издательство Академии Наук, 1959 г., с. 165-167.

Около 40 тыс. лет назад на Земле появились неоантропы - люди нынешнего облика, но более массивные, чем современные люди. Неоантропы, или новые люди (от греч. пеоз. новейший человек)обобщённое название людей текущего вида (Home sapiens), ископаемых и ныне живущих.

Жители Европы, которых довольно часто относят к нынешнему виду, которые жили в эпоху верхнего палеолита (от 50 до 20 тыс. лет назад) называются кроманьонцами . Название этим людям дала находка в гроте Кро-Маньон в долине р. Везер во Франции. Там в 1868 году учеными были обнаружены 6 человеческих скелетов, древние угли от кострищ, кремневые орудия и морские раковины, в которых были проделаны отверстия. Находка,которая была найдена в гроте Кро-Маньон была первой, после которой началось серьёзное изучение древних людей современного типа, поэтому всех ископаемых неоантропов называют кроманьонцами.

Для физического типа кроманьонцев характерны следующие признаки:

  • высокий рост (у мужчин - выше 180 см);
  • череп с крупным мозговым отделом;
  • возвышенный округлённый свод черепа;
  • обширный прямой широкий лоб без сплошного надглазничного валика;
  • менее развитое, чем у большинства ископаемых гоминид, лицо;
  • выступающий подбородок.

Кроманьонцы обладали совершенной культурой, которая называется верхним палеолитом. В Европе самые известные культуры верхнего палеолита называются ориньяк, солютре и мадлен, - по названиям тех мест во Франции, где были сделаны главные находки.

Кроманьонцы произвели настоящий технологический переворот в обработке камня. От призматического ядрища откалывались длинные и узкие пластины, из которых затем изготавливались разнообразные орудия. Кроманьонцы начали освоение и изучение новых материалов и ископаемых - кости и рога, которые называют иногда пластмассами каменного века. Они имели огромные отличия, например они обладали лёгкостью, пластичностью и удобством в обработке. С появлением костяных игл, шил и проколок появились принципиально новые возможности в обработке шкур и в изготовлении одежды. Внушительных размеров кости животных служили также материалом для жилищ древних охотников и топливом для очагов. Выросло техническое оснащение людей — появились копьеметалки, лук и стрелы.

Кроманьонецы почти перестали зависеть от естественных укрытий типа пещер и скальных навесов,а так же других сооружений. Они активно развивались,занимались обширным строительном жилищ там, где им было нужно - это создавало дополнительные возможности для дальних миграций и освоения новых земель. Только у кроманьонцев впервые возникает искусство - наскальная живопись, статуэтки из кости и камня. Первые рисунки на стенах пещер изображали животных, и только позднее в древней живописи и пластике появляются сюжеты, участником которых становится человек.

В то время активно изучалось и развивалось такое направление как - Искусство, по видимому, магическое значение. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту. В итоге можно сказать,что современный человек,в том обличии, которое он имеет в современном мире, во многом приобрел все качества и опыт именно от Кроманьонца. Еще в древние времена, этот вид занимался активным поиском еды,жилья,изучал новые ископаемые,развивался.Именно такое активное развитие и поспособствовало дальнейшему улучшению цивилизации.

Кроманьонцы - ранние представители современного человека. Нужно сказать, что эти люди жили позже неандертальцев и заселяли практически всю территорию современной Европы. Под названием «кроманьонцы» можно понимать только тех людей, которые были найдены в гроте Кро-Маньон. Эти люди жили 30 тысяч лет назад и были похожи на современного человека.

Общие сведенья о кроманьонцах

Кроманьонцы были очень развитыми, и нужно сказать, что их умения, навыки, достижения и изменения социальной организации жизни во много раз превосходили неандертальцев и питекантропов, причём вместе взятых. Именно с и ассоциируется кроманьонец. этих людей помог сделать им большой шаг вперёд в их развитии и достижениях. Благодаря тому, что они смогли унаследовать от своих предков деятельный мозг, их достижения проявились в эстетике, технологии изготовления орудий труда, общении и т. д.

Происхождение названия

Ассоциируется с человеком разумным, количество изменений в которого было очень велико, именно кроманьонец. Образ жизни этих отличался от образа жизни их предков.

Стоит сказать, что название «кроманьонец» произошло от скального грота Кро-Маньон, находившегося во Франции. В 1868 году Луи Ларте нашёл на этой территории несколько скелетов людей, а также орудия позднего палеолита. Позже он описал их, после чего было выяснено, что эти люди существовали около 30 000 лет назад.

Телосложение кроманьонца

По сравнению с неандертальцами, у кроманьонцев был менее массивный скелет. Рост ранних представителей человека достигал 180-190 см.

Их лоб был более прямым и гладким, нежели у неандертальцев. Также стоит отметить, что череп кроманьонцев имел высокий и округлый свод. Подбородок этих людей был выступающим, глазницы - угловатыми, а нос - округлым.

У кроманьонцев сформировалась прямая походка. Учёные уверяют, что их телосложение практически не отличалось от телосложения современных людей. А это уже говорит о многом.

Очень похожим на современного человека был именно кроманьонец. Образ жизни ранних представителей человека был довольно интересным и необычным, по сравнению с их предками. Кроманьонцы приложили огромное количество усилий для того, чтобы быть максимально похожими на современного человека.

Ранние представители человека - кроманьонцы. Кто такие кроманьонцы? Образ жизни, жилище и одежда

О том, кто такие кроманьонцы, знают не только взрослые, но и дети. Особенности их пребывания на Земле мы изучаем еще в школе. Нужно сказать, что первым представителем человека, создавшим поселения, был именно кроманьонец. Образ жизни этих людей отличался от неандертальцев. Кроманьонцы собирались в общины, которые насчитывали до 100 человек. Они жили в пещерах, а также шатрах из шкур. В Восточной Европе встречались представители, жившие в землянках. Немаловажно, что их речь была членораздельной. Одеждой кроманьонцев были шкуры.

Как охотился кроманьонец? Образ жизни, орудия труда раннего представителя человека

Нужно сказать, что кроманьонцы преуспели не только в развитии социальной жизни, но и в охоте. К пункту «Особенности образа жизни кроманьонцев» можно отнести усовершенствованный способ охоты - загонную ловлю. Ранние представители человека добывали северных, а также мамонтов, и т. д. Именно кроманьонцы умели изготавливать специальные копьеметалки, которые могли пролететь до 137 метров. Гарпуны и крючки для ловли рыбы также были орудием кроманьонцев. Они создали силки - приспособления для охоты на птиц.

Первобытное искусство

Немаловажно, что именно кроманьонцы стали создателями европейского Об этом свидетельствует в первую очередь многоцветная живопись в пещерах. Кроманьонцы рисовали в них на стенах, а также потолках. Подтверждением того, что эти люди были творцами первобытного искусства, являются гравировки на камнях и костях, орнамент и т. д.

Все это свидетельствует о том, насколько интересной и удивительной была жизнь кроманьонцев. Их образ жизни стал предметом восхищения даже в наше время. Следует отметить, что кроманьонцы сделали огромный шаг вперёд, который существенно приблизил их к современному человеку.

Погребальные обряды кроманьонцев

Стоит отметить, что у ранних представителей человека существовали и погребальные обряды. У кроманьонцев было принято класть в могилу к усопшему различные украшения, предметы быта, и даже еду. Их посыпали на волосы мёртвых надевали сетку, на руки - браслеты, а на лицо клали плоские камни. Также стоит отметить, что кроманьонцы хоронили усопших в согнутом состоянии, то есть их колени должны были касаться подбородка.

Напомним, что кроманьонцы первыми одомашнили животное - собаку.

Одна из версий происхождения кроманьонцев

Нужно сказать, что существует несколько версии происхождения ранних представителей человека. Самая распространённая из них гласит, что кроманьонцы были предками всех современных людей. Согласно такой теории, эти люди появились в Восточной Африке примерно 100-200 тысяч лет назад. Считается, что кроманьонцы 50-60 тысяч лет назад мигрировали на Аравийский полуостров, после чего появились в Евразии. Согласно этому, одна группа ранних представителей человека быстро заселила всё побережье Индийского океана, в то время как вторая - мигрировала в степи Центральной Азии. По многочисленным данным видно, что 20 тысяч лет назад Европа уже была заселена кроманьонцами.

До сих пор многих восхищает образ жизни кроманьонцев. Кратко сказать об этих ранних представителях человека можно то, что именно они были максимально похожи на современного человека, поскольку совершенствовали свои навыки и умения, развивались и узнавали много нового. Кроманьонцы внесли огромный вклад в историю развития человека, ведь именно они сделали огромный шаг навстречу важнейшим достижениям.