Жанр произведения обломов. История создания романа "Обломов"

Тест по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1.К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»:

а) к классицизму

б) к сентиментализму

в) к романтизму

г) к реализму.

2.Определите жанр романа «Обломов»

а) роман-эпопея

б) роман- утопия

в) исторический роман

г) социально- психологический роман.

3. Какова главная проблема романа

а) проблема «маленького человека»

б) проблема «лишнего человека»

в) проблема неразделенной любви

г) проблема судеб русской интеллигенции.

4. Из скольких глав состоит роман

а)3

б) 4.

в) 5

г) 6

5.Сколько лет Обломову в первой главе романа

а) 18-20

б) 25-26

в)30-32

г) 32-33

6. На какой улице жил Обломов

а) на Подьяческой

б) на Невском проспекте

в) на Фонтанке

г) на Гороховой улице.

7.Какие книги больше нравились Обломову

а) научные

б) приключенческие

в) любовные романы.

Г) поэзия.

8.В какой город отправил по ошибке письмо Обломов

а) в Астрахань

б) в Анадырь

в) в Архангельск

г) в Амстердам.

9. Какая художественная деталь является средством характеристики героя

а) неубранный стол

б) халат

в) трость

г) паутина на стенах.

10.Традиции какого русского писателя продолжает Гончаров при создании образа Обломова

а) А.С. Пушкина

б) М.Е.Салтыкова – Щедрина

в) Н.В.Гоголя

г) А.С.Грибоедова.

11. Кто из героев романа является антиподом Обломова

а) Захар

б) Штольц

в) Ольга Ильинская

г) Михей Тарантьев.

12. Кем приходился Штольц Обломову

а) соседом – земляком

б) родственником

в) сослуживцем

г) другом детства.

13. К какому сословию принадлежал Штольц

а) к купеческому

б) к дворянскому

в) к мещанскому

г) к разночинцам.

14. Как звали Штольца

а) Андрей Иванович

б) Иван Богданович

в) Михей Андреевич

г) Илья Ильич.

15.Кто познакомил Обломова с Ольгой Ильинской

а) Волков

б) Судьбинский

в) Штольц

г) Они познакомились сами случайно.

16. Какой цветок стал символом любви Обломова к Ольге Ильинской

а) роза

б) подснежник

в) ландыш

г) сирень.

17.Почему Обломов и Ольга Ильинская расстались

а) Ольга вышла замуж за Штольца

б) Тетя запретила Ольге общаться с Обломовым

в) Обломов хотел отложить свадьбу на год

г) Обломов ушел к Пшеницыной.

18.Кто из героев романа ближе всего к авторскому идеалу

а) Обломов

б) Штольц

в) Ольга Ильинская

г) Агафья Матвеевна Пшеницына.

19.Кто разорил Обломова

а) староста из Обломовки

б) Пенкин

в) Штольц

г) Тарантьев и Мухояров.

20. Где Обломов обрел покой

а) в родной Обломовке в окружении верных слуг

б) в семье Штольца и Ольги

в) рядом с Захаром и Анисьей

г) на Выборгской стороне рядом с Пшеницыной и её детьми.

21. Кто написал критическую статью «Что такое обломовщина?»

а) И.А. Гончаров.

б) В.Г. Белинский

в) Н.А. Добролюбов

г) Д.И. Писарев.

22. Какой актер сыграл роль Обломова в фильме Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

а) Никита Михалков

б) Андрей Миронов

в) Олег Табаков

г) Сергей Жигунов.

23. Узнай героя по портрету

а) «… пожилой человек в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми спроседью бакенбардами, из которой каждой стало бы на три бороды».

б) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

в) «… человек лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно- серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».

г) «…человек лет сорока, принадлежавший к крупной породе, высокий, объемистый, в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном».

д) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы с редкими светлыми волосами. Глаза серовато- простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

е) «… в строгом смысле небыла красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.

Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Ответы: 1-г;2-г; 3-б; 4-б; 5-г; 6-г;7-г; 8-в;9-б; 10-в; 11-б;12-г; 13-г; 14-а;15- в; 16-г; 17-в; 18-в; 19- г; 20-г; 21-в; 22-в; 23 а)- захар; б)- Штольц; в)- Обломов; г)- Тарантьев; д)- Агафья Пшеницына; е)- Ольга Ильинская.

Роман Гончарова «Обломов» - значительное произведение русской классической Это та книга, к истинному осмыслению которой приходишь уже в зрелом возрасте, постепенно понимая ее значение и характеры героев. Главное действующее лицо произведения - молодой помещик Илья Ильич Обломов. Одни называют Обломова задумчивым поэтом, другие - философом, третьи - просто лентяем. Однако не существует единого взгляда на образ Обломова, который бы полно и целостно характеризовал его как личность. Всякий читатель, умеющий думать и мыслить, составит о нем свое индивидуальное мнение.

История создания романа «Обломов»

Иван Гончаров создал «Обломова» под влиянием особенных впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Создание романа «Обломов» совпадает с общественно-политическим кризисом в России. Для того времени очень актуальным оказался образ апатичного помещика, который не может самостоятельно отвечать за собственную жизнь, принимать ответственные решения. Основная идея произведения формировалась под влиянием взглядов критика Белинского, который остался под сильным впечатлением от первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». Белинский отмечал, что в русской литературе уже возник образ «лишнего человека», который не может приспособиться к окружающей его действительности, бесполезен для общества. Этот человек - вольнодумец, тонко чувствующий мечтатель, поэт и философ. Романтизм в его натуре сопряжен с крайней бездеятельностью, ленью и апатией. Так, история романа «Обломов» связана с и отражает жизнь дворянского сословия второй половины XIX века.

Идейно-композиционная составляющая

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых сполна раскрывает состояние главного героя и отражает перемены, происходящие в его душе: безвольное, ленивое существование; преображение сердца, душевная, нравственная борьба и, наконец, умирание. Физическая смерть - итог, к которому приходит Илья Ильич. История создания романа «Обломов» подчеркивает невозможность героя выйти за рамки своей нерешительности и нежелания какой-либо деятельности.

Обстановка в доме Обломова

Едва войдя в комнату, где лежал на диване Илья Ильич, можно было обнаружить в интерьере, по расположению вещей невероятное сходство с самим хозяином: повсюду виднелась пыль, неубранные после ужина тарелки. Роль Обломова в романе «Обломов» характерная, определяющая. Она показывает пример существования, которое ведет к духовной смерти.

Обломов не приспособлен к жизни, весь облик его и привычки выражают стремление спрятаться, укрыться от угнетающей действительности: туфли его были широкие и стояли рядом с диваном, так что «он всегда сразу попадал в них»; халат был до того широкий и свободный, что «и Обломов мог дважды завернуться в него». Слуга Захар похож на своего хозяина: лишний раз встать с лежанки для него подвиг, убрать в комнатах - невообразимое беспокойство и суета. Захар погружен в свои мысли, знает «барина» с младенчества, отчего иногда позволяет себе спорить с ним.

Каков главный герой?

Характеристика Обломова в романе «Обломов» показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич - натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни. Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску. Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать.

«Отчего я такой?»

Характеристика Обломова в романе «Обломов» отражает основную мысль произведения - крушение нравственных идеалов героя и постепенное умирание. демонстрирует читателю истоки безвольного характера Ильи Ильича. Во сне герой видит себя маленьким, свою родную деревню Обломовку, в которой родился и вырос. В детстве его всячески старались оградить от реальной жизни: не позволяли выходить из дома в холод и мороз, лазать по заборам, учился он только в те дни, когда не бывало праздников, а случались они столь часто, что «не стоило и ездить». Еда была культом, здесь любили праздники и накрывали большие столы.

Обломов впитал в себя убеждения родной деревни, сделался частью того существования, которое вели ее обыватели. «Обломовщина» - следствие такого мировосприятия: плыть по течению, лишь изредка пробуждаясь от тревожного, беспокойного сна. Роль Обломова в романе «Обломов»велика и значительна: обозначить проблему духовного забвения личности, растворения ее в бытовых деталях и нежелания жить.

Обломов и Штольц

Ближайшим и единственным другом Ильи Ильича на протяжении всей жизни был и оставался Андрей Иванович Штольц. Несмотря на разность характеров, их с детских лет связывала крепкая дружба. Штольц деятельный, энергичный, постоянно находится в делах, в разъездах. Он ни минуты не может сидеть на одном месте: движение - суть его натуры. Он много достиг в жизни благодаря сделанным внешним усилиям, но глубокие поэтические переживания недоступны ему. Штольц предпочитает не мечтать, а действовать.

Обломов апатичен, у него недостает энергии даже на то, чтобы дочитать начатую книгу (нередко она так и лежала по нескольку недель на столе). Поэты волновали его воображение, пробуждались в душе движения мысли и чувств, но дальше этих мыслей и чувств он никогда не шел. Погруженность в размышления была его природой, однако он не сделал ничего, чтобы развивать их в дальнейшем. Своей противоположностью характеров эти два человека дополняли друг друга, составляли единое гармоничное целое.

Испытание любовью

Значительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок.

Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо. Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге. В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем «будущего Обломова», лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви.

Почему любовь к Ольге Ильинской не спасла Обломова?

С появлением Ольги и Обломов, кажется, приподнялся с дивана, но только на время, чтобы суметь выразить барышне свое восхищение ее красотой и молодостью. Его чувства искренни и сильны, но им недостает динамики, решительности.

Вместо того чтобы решать насущные вопросы, связанные с квартирой и приготовлениями к свадьбе, Обломов продолжает закрываться от жизни. Днем он спит или читает книги, к невесте ездит редко, перекладывает ответственность за свое счастье на посторонних людей: просит других похлопотать насчет квартиры, решить дела с оброком в Обломовке.

Почему эта книга остается актуальной в наши дни?

История создания романа «Обломов» тесно связана с историческими событиями 50-60 годов и является прекрасным памятником дворянского общества XIX века. Современным читателям книга может быть интересна вопросами, которые имеют вечный характер. Это выбор жизненного направления, любовная линия, философские воззрения и мысли. Герои романа «Обломов» различны, но они все живые люди, обладающие индивидуальными чертами характера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, свои убеждения, взгляды на мир. К примеру, Андрей Штольц достаточно честолюбив, требователен к себе и окружающим, Ольга Ильинская - романтическая натура, которой не чужды поэзия и музыка, Захар рассеян и ленив.

Читателя к пониманию простой истины приводит характеристика романа. Обломова сгубил не удар, от которого прервалось земное существование его, а бездейственное, апатичное отношение к жизни, себе самому.Важно жизнь не проспать, не растратить попусту, а реализовать свою сущность через различные ее проявления, такие как деятельность, культура, искусство, личное счастье.

Роман «Обломов» является составной частью гончаровской трилогии, куда также вошли «Обрыв» и «Обыкновенная история». Напечатан был впервые в 1859 году в журнале «Отечественные записки», однако фрагмент романа «Сон Обломова» автор опубликовал 10 годами раньше, еще в 1849 году. По утверждению автора, черновик целого романа в это время уже был готов. Поездка в родной Симбирск с его старинным патриархальным укладом во многом вдохновил его на публикацию романа. Однако, пришлось сделать перерыв в творческой деятельности в связи с кругосветным путешествием.

Анализ произведения

Введение. История создания романа. Основная идея.

Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.

Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».

Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.

Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.

Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.

Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности - все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.

С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа - Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.

Образы главных героев

В противопоставление Обломову идет описание Андрея Ивановича Штольца. Это два антипода: Взгляд Штольца устремлен четко вперед, он уверен, что без развития нет будущего для него как для личности и для общества в целом. Такие люди движут планету вперед, единственная доступная для него радость - постоянный труд. Он получает удовольствие от достижения целей, ему некогда строить эфемерные воздушные замки и прозябать подобно Обломову в мире бесплотных фантазий. При этом, Гончаров не пытается сделать одного из своих героев плохим, а другого хорошим. Наоборот, он не раз подчеркивает, что ни тот ни другой мужской образ не является идеалом. Каждому из них присущи как положительные черты, так и недостатки. Это еще одна черта, позволяющая причислить роман к реалистическому жанру.

Так же как и мужчины, женщины в этом романе тоже противопоставлены друг другу. Пшеницына Агафья Матвеевна - жена Обломова представлена как недалекая, но чрезвычайно добрая и покладистая натура. Она буквально боготворит мужа, стараясь сделать его жизнь как можно более комфортной. Бедняжка не понимает, что тем самым сама роет ему могилу. Она - типичный представитель старого строя, когда женщина - буквально рабыня своего мужа, не имеющая права на собственное мнение, и заложница бытовых проблем.

Ольга Ильинская

Ольга же, прогрессивная молодая девушка. Ей кажется, что она сможет изменить Обломова, наставить его на истинный путь и у нее почти это получается. Она невероятно сильна духом, эмоциональна и талантлива. В мужчине она хочет видеть прежде всего духовного наставника, сильную цельную личность, как минимум равную ей по складу мыслей и убеждениям. Вот тут то и происходит конфликт интересов с Обломовым. К сожалению, он не может и не хочет соответствовать ее высоким требования и уходит в тень. Не в силах простить подобного малодушия, Ольга рвет с ним и, тем самым спасает себя от «Обломовщины».

Заключение

В романе поднята довольно серьезная проблема с точки зрения исторического развития российского общества, а именно «Обломовщина» или постепенная деградация отдельных слоев российской общественности. Старые устои, которые люди не готовы менять и совершенствовать свое общество и быт, философские вопросы развития, тема любви и слабости человеческого духа - все это по праву позволяет признать роман Гончарова гениальным произведением 19 века.

«Обломовщина» из общественного явления постепенно перетекает в характер самого человека, затягивает его на дно лени и морального разложения. Мечты и иллюзии постепенно вытесняют реальный мир, где подобному человеку просто нет места. Отсюда проистекает еще одна проблематичная тема, затронутая автором, а именно вопрос «Лишнего человека», коим является Обломов. Он застрял в прошлом и порой его мечты даже превалируют на действительно важными вещами, например, любовью к Ольге.

Успех романа во многом был обусловлен совпавшим по времени глубоким кризисом крепостнического строя. Образ заевшегося помещика, неспособного к самостоятельной жизни, очень остро был воспринят общественностью. Многие узнали в Обломове себя, а современники Гончарова, например, писатель Добролюбов быстро подхватил тему «Обломовщины» и продолжил ее развивать на страницах своих научных трудов. Таким образом, роман стал событием не только в области литературы, но важнейшим общественно-политическим и историческим событием.

Автор пытается достучаться до читателя, заставить взглянуть на собственную жизнь, и возможно, что-то переосмыслить. Только правильно истолковав пламенный посыл Гончарова, можно изменить свою жизнь и тогда, можно избежать печального финала Обломова.

В центре повествования находится помещик Илья Ильич Обломов, более 10 лет назад уехавший из своего родового имения Обломовка в Петербург. В юности у него имелось немало планов проявить себя, многого добиться в жизни, сделать карьеру, однако Обломов очень быстро разочаровывается как в службе, заключающейся в монотонном писании бумаг, так и в светской жизни, ограничивающейся лишь игрой в карты и злословием о знакомых. В начале романа читатели видят Илью Ильича постоянно лежащим дома на диване и категорически не желающим покидать постель, чтобы куда-либо отправиться или чем-то заняться.

При этом сам Обломов не считает себя бездельником. Он постоянно разрабатывает план переустройства своего поместья и не перестает мечтать о сладкой, сытой, спокойной жизни в деревне вместе с женой и детьми или о совершении великого подвига, о грандиозной славе, хотя все это так и ограничивается мечтаниями на диване. Илья Ильич крайне ленив и сам это осознает, мысль о том, чтобы хотя бы сменить квартиру, приводит его в панический ужас, не говоря уже о поездке в Обломовку или за границу, как ему советует доктор, видя нарастающее ожирение пациента и несомненную перспективу апоплексического удара в недалеком будущем.

Все знакомые относятся к Обломову несколько презрительно, считая, что он не способен ни на что, кроме лежания на диване и поглощения пищи, окружающие думают, что у него едва ли имеются какие-либо мысли. Они ошибаются, у Ильи Ильича богатый внутренний мир, он нередко думает о том, как изменить судьбы всего человечества, сделать людей счастливыми и принести им как можно больше пользы. Однако он даже не пытается воплотить в жизнь хоть какие-то свои надежды и мечты, в реальности ему лень даже подняться с дивана для того, чтобы слуга Захар мог убраться у него в спальне. Илья Ильич с негодованием отвергает его предложение уйти из дома на весь день, хотя периодически и отчитывает Захара за царящий в квартире беспорядок.

В своем сне Обломов возвращается во времена своего детства, когда родители всячески лелеяли его и никогда не позволяли ему ничего делать самостоятельно, он, как напоминает Илья Ильич слуге, от рождения ни разу не натягивал чулок, это всегда делали сначала няня, а потом приставленный к подростку Захар. Став взрослым, Обломов не только не умеет, но и не желает предпринимать никаких усилий, хотя и боится, что останется вовсе ни с чем, ведь дела в Обломовке, судя по письмам старосты, идут все хуже и хуже.

Основное противостояние в этом произведении начинается с того момента, когда к Обломову приезжает его старинный друг Андрей Штольц, с которым они сблизились еще в период обучения в пансионе. Штольц полностью противоположен Илье Ильичу, он является чрезвычайно активным и энергичным человеком, почти постоянно находится за границей по делам своей компании, к тридцати с лишним годам он уже успел существенно продвинуться по службе и заработать немалые капиталы, тогда как ленивый и мечтательный Илья не сумел достигнуть абсолютно ничего.

Едва появившись в квартире Обломова, Штольц начинает возмущаться тем, что его друг полностью погряз в своей лени и давно не выходит из дома, он заставляет Илью Ильича ездить в гости вместе с ним, и Обломов вынужден ему подчиниться, невзирая на отчаянное нежелание бывать в обществе. В их последующих беседах Илья старается доказать Андрею, что нахождение в свете, наполненном злобными сплетнями и бесконечными картами, является таким же бессмысленным и бездеятельным времяпровождением, как и его лежание. По словам Обломова, в этом обществе невозможно научиться ничему полезному ни для ума, ни для души, и он предпочитает оставаться дома, чтобы, по крайней мере, не засорять своего сердца и головы.

В то же время Илья Ильич соглашается с обличениями друга относительно того, что он напрасно тратит свою жизнь, он и сам в глубине души чувствует, как изо дня в день опускается и тупеет. Он не против поехать с Андреем за границу, однако так и не может решиться на это окончательно в силу своей беспредельной лени и страхом перед любыми переменами, и в итоге Штольц все же уезжает один.

У Обломова завязывается роман с юной Ольгой Ильинской, с которой его знакомит тот же ближайший приятель. На некоторое время Илья словно пробуждается от своей многолетней спячки, его переполняют чувства и он готов полностью изменить свою жизнь и измениться сам. Но, как только от Обломова начинают требоваться конкретные действия, связанные с предстоящей женитьбой, Илья тут же начинает снова испытывать боязнь того, что у них с Ольгой ничего не получится, он полностью не уверен в себе, к тому же Обломов не имеет представления о том, в каком состоянии его имение и сможет ли он обеспечить будущую семью. Его все больше пугают настойчивость и решительность Ольги, в глубине души он прекрасно понимает, что они не являются подходящей парой. Решение возлюбленной расстаться с ним Илья Ильич воспринимает очень болезненно, пережив после этого длительную горячку, но в то же время понимая неизбежность такого поворота событий.

Финал романа вызывает искреннее сожаление. Обломов рано уходит из жизни, так ничего и не совершив, последние годы он живет сладкой и спокойной жизнью, окруженный заботой со стороны своей супруги Агафьи Матвеевны, и всецело смиряется с тем, что он уже никак не сможет идти одной дорогой со Штольцем и Ольгой, вступившими в брак. После его смерти остается маленький сын Андрей, которого друзья Обломова берут к себе на воспитание, рассчитывая вырастить его так, чтобы хотя бы он в дальнейшем вел полезное, деятельное существование.

Образ Ильи Ильича крайне неоднозначен, в нем немало положительных черт, таких, как доброта, мягкость, нежность, честность, верность дружбе. Однако все имеющиеся в нем замечательные качества оказываются не в силах противостоять лени, избалованности, полнейшему отсутствию воли, заложенным в нем еще в детские годы, поэтому в итоге Обломова ожидает бесславный, грустный конец. Это произведение и спустя полтора столетия после его написания заставляет читателей размышлять о том, почему все же судьба центрального героя романа оказалась столь печальной и достойный человек так и не нашел для себя никакого применения в окружающей действительности.

8e296a067a37563370ded05f5a3bf3ec

Часть 1

Главный герой произведения Илья Ильич Обломов. Ему тридцать два года. Живет он в Санкт-Петербурге на Гороховой улице. Описание в романе начинается с утра одного из дней. Обломов как обычно лежит в постели. Вообще ленивый образ жизни и постоянное лежание - основные черты, которые присущи герою. Его слуга Захар уже полностью привык к такому образу жизни барина. Утром к Обломову приходят Волков, Судьбинский, Пенкин. Все они пытаются расшевелить героя, заставить его посетить светское праздничное гуляние. Обломов рассказывает им о своих проблемах, но они мало интересуют посетителей. Только один друг Ильи Ильича – Андрей Штольц может помочь ему разобраться в хозяйственных проблемах поместья. Его-то герой и ждет с нетерпением. Обломов, переехав в столицу, пытался привыкнуть и влиться в светскую жизнь. Но герой почувствовал свою ненужность и лег в итоге на свой диван. Этим днем Обломов уснул. Сон погрузил его в родное село с мирной и спокойной жизнью. У жителей Обломовки нет никаких забот и проблем. Сон прервался сообщением о приезде Андрея Ивановича Штольца.

Часть 2

Штольц был давним другом Обломова. Его детство прошло в соседнем с Обломовкой селе Верхлеве. С Ильей Ильичем Андрей Иванович были ровесниками. Но они представляли собой полные противоложности друг друга. Штольц в силу своего воспитания, рано сформировался как личность. Он был очень активен и находился в постоянном движении. Штольц решает вытащить Обломова из постели. Он везет его в гости к разным людям. Энергия Штольца положительно влияет на Обломова. Он начинает вставать утром, пишет, читает книги и газеты. Многие знакомые просто шокированы такими изменениями. Однажды, душа Обломова просто потрясена. Он влюбляется в Ольгу Ильинскую. Но девушка слишком требовательна к герою, многое в нем она не понимает.

Часть 3

Пока Штольц отсутствует в городе, Обломов попадает под влияние Тарантьева и переезжает в новую квартиру на Выборгскую сторону. Проблемы окружают героя вновь. Он не умеет бороться с жизнью, управлять имением, разбираться в людях. Как-то Обломов знакомится с Агафьей Пшеницыной. Атмосфера ее дома очень похожа на родную Обломовку. Постепенно Пшеницына начинает контролировать все хозяйство героя. Существование Обломова опять начинает напоминать сладостный сон. Иногда покой нарушается встречами с Ольгой Ильинской. Слухами об их свадьбе Обломов возмущен, он оказывается опять не готов к принятию решений. Ольга окончательно отворачивается от него.

Часть 4

Обломов проболел около года. Агафья Матвеевна по-прежнему заправляла хозяйством. Она даже поняла, что полюбила Обломова. Их жизнь становится очень размеренной и спокойной. Ольга тем временем решает выйти замуж за вернувшегося из-за границы Штольца. Через несколько лет Штольц посещает Обломова. Он находит своего друга в прежнем состоянии. Приезд друга совершенно не тревожит Обломова. Он лишь просит Штольца позаботиться о его сыне Андрее, которого родила Агафья Матвеевна. После смерти Обломова она полностью посвятила себя сыну.