Идеалистическая психология. Материализм и идеализм в психологии
Идеалистическое направление русской психологической мысли начала XX в.
Развитие психологической теории в России, борьба в ней материализма и идеализма приняли особенные формы. Самобытность русской психологической мысли, не только творчески обобщившей достижения мировой психологии, но и создавшей новые пути в общем развитии науки, связана с историей передовой русской общественной мысли, классического философского материализма и передового естествознания.
В развитии научной психологической мысли в России особое место принадлежит М. В. Ломоносову. Конечно, в России существовала и до Ломоносова философская мысль, развивавшаяся в психологическом направлении. При этом именно с Ломоносовым особенно тесно связаны оригинальные пути становления русской передовой психологической мысли. В своих работах по риторике и по физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей. Еще в 1744 ᴦ. в ʼʼКратком руководстве по риторикеʼʼ Ломоносов утверждал, что содержанием идей являются вещи природы. Положение о первичности материи и зависимости от нее психических явлений последовательно развивалось Ломоносовым в его физических работах, особенно в его теории света (1756), где, между прочим, дана интересная попытка объяснения физиологического механизма ощущения цвета.
С точки зрения Ломоносова, нужно различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. Анализ страстей и их выражения в речи, данный Ломоносовым, представляет крупный исторический интерес. Источниками страстей и их формой выражения являются действия и страдания, определяемые Ломоносовым как ʼʼвсякая перемена, которую одна вещь в другой производитʼʼ. Такое понимание психики уже расходится с психологической концепцией X. Вольфа, господствовавшей в то время в философии и психологии и от которой, возможно, ранее отправлялся Ломоносов.
С середины XVIII в., в связи с зарождением в рамках феодальной России буржуазных отношений, наряду с богословской церковной идеологией и идеалистическим рационализмом, со времен Петра проникающим в Россию из Западной Европы, начинает сказываться в России и влияние французских просветителей и материалистов.
Это влияние впервые сказывается непосредственно в психологических воззрениях Я. П. Козельского (ʼʼФилозофические предложенияʼʼ, 1768) и опосредованно проявляется в психологической концепции А. Н. Радищева, вполне самостоятельной и оригинальной в разрешении психогенетической проблемы, в установлении ведущей роли речи в психическом развитии человека. Эта концепция изложена Радищевым главным образом в его основном философском трактате ʼʼО человеке, его смертности и бессмертииʼʼ. Психологические воззрения Радищева являлись составной частью его философского, материалистического и гуманистического мировоззрения.
В начале XIX в., когда более радикальная часть дворянства, дворянские революционеры стали в ряды декабристов, более умеренное либеральное дворянство стало противопоставлять реакционной официальной идеологии (представленной ʼʼБиблейским обществомʼʼ, Голицыным, Фотием) идеи немецкой идеалистической философии. На психологию этого времени особенно значительное влияние оказал Шеллинᴦ. Первыми яркими выразителями шеллингианских идей выступают Д. М. Велланский (ʼʼБиологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологииʼʼ, 1812) и В. Ф. Одоевский (ʼʼПсихологические заметкиʼʼ). Духом позднего шеллингианства проникнуты работы П. С. Авсенева, X. А. Экеблада (ʼʼОпыт обозрения биолого-психологического исследования способностей человеческого духаʼʼ, 1872) и др.
Размещено на реф.рф
Эти работы трактуют психологию в плане общей антропологии, подчеркивают ʼʼцелостностьʼʼ человеческого существа, связь его со всей вселенной и выдвигают идеи развития, однако не в естественнонаучной, а метафизической трактовке. Конкретные факты, выявляющие реальный процесс развития, заслоняются или попросту заменяются метафизическими размышлениями, часто довольно шаткими.
От русских шеллингианцев нужно отделить А. И. Галича. В философском отношении Галич сам испытывал явное влияние Шеллинга. При этом в системе его психологических взглядов, представленных в замечательном труде ʼʼКартина человекаʼʼ (1834), Галич выступает как оригинальный ученый и развивает передовые для своего времени идеи, связывая переход от сознания к самосознанию с ʼʼпрактической стороной духаʼʼ, т. е. деятельностью человека в общественной жизни.
ʼʼЯ знаю, что я живу не иначе, как обнаруживая свою деятельность (хотя бы то было и по поводу внешних раздражений), - пишет Галич, - не иначе, как проявляя свою жизнь для себя и для других, не иначе, как выводя на позорище временные отдельные порождения моего средобежного могущества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ везде и остается основанием последних, составляющих совокупность или сумму моего бытия историческогоʼʼ. ʼʼПускай мысль делает различия между внешним и внутренним, в практике мы действительно и существуем и знаем про себя столько, сколько удается нам показать то, что мы есть и чем мы могли бы бытьʼʼ. ʼʼРаскрывшееся сознание моей жизни исторически подает мне и способы распознавать свое лицо с другими отдельными лицами. Я и самого себя и всякого другого принимаю за особенное, определенное существо, и приветствую в нем братаʼʼ. В связи с этим подчеркиванием деятельности, ʼʼпрактической стороны духаʼʼ, в ʼʼКартине человекаʼʼ Галича ярко выдвигаются проблемы личностно-мотивационного плана - побуждения, склонности, страсти и т. д. Связанное ʼʼс историческим бытиемʼʼ народа духовное развитие личности, по Галичу, наиболее существенно сказывается в нравственных чувствованиях и поступках человека. Отсюда специальное место в его системе занимает критическая этика, вызвавшая крайнее недовольство официальной науки николаевской России.
Решающее значение для развития передовой русской психологии XIX в. имели психологические воззрения великих русских философов-материалистов - А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и в особенности Н. Г. Чернышевского.
Идея Герцена о ʼʼдеянииʼʼ как существеннейшем факторе духовного развития человека сохраняет все свое принципиальное значение и по сегодняшний день, так же как острую актуальность сохраняет по отношению и к современной психологии его общее требование ʼʼодействотворенияʼʼ науки.
Белинский во второй период своего творческого развития также высказал требование передовой общественной мысли - дать психологию личности, а не лишь отдельных способностей.
В противоположность дуалистическим идеалистическим теориям, противопоставляющим психическое и физическое, Добролюбов отстаивает их единство.
ʼʼСмотря на человека как на одно целое, нераздельное существо, - пишет Добролюбов, - мы устраняем и те бесчисленные противоречия, какие находят схоластики между телесной и душевной деятельностью... теперь уж никто не сомневается в том, что все старания провести разграничительную черту между духовными и телесными отправлениями напрасны и что наука человеческая этого достигнуть не может. Без вещественного обнаружения мы не можем узнать о существовании внутренней деятельности, а вещественное обнаружение происходит в телеʼʼ.
Философские идеи Чернышевского, его материализм и психофизиологический монизм находят себе блестящее конкретное претворение у И. М. Сеченова. Его знаменитые ʼʼРефлексы головного мозгаʼʼ (появившиеся в 1863 ᴦ. в виде журнальных статей в ʼʼМедицинском вестникеʼʼ, а в 1866 ᴦ. вышедшие отдельной книгой) определили новые пути физиологии головного мозга, оказав, как известно, значительное влияние на И. П. Павлова.
Сеченов заложил в России также основы психофизиологии органов чувств и наметил в ней, в частности в теории зрения, связи его с осязанием и т. д., новые, оригинальные пути. При этом было бы совершенно неправильно рассматривать Сеченова только как физиолога, который в качестве такового своими физиологическими трудами оказал более или менее значительное влияние на психологию.
И. М. Сеченов был и крупнейшим русским психологом, и можно с определенностью утверждать, что не только Сеченов-физиолог оказал влияние на Сеченова-психолога, но и обратно: занятия Сеченова с ранней молодости психологией оказали прямое и притом очень значительное влияние на его физиологические исследования, в частности те, которые определили его концепцию рефлексов головного мозга. Он сам об этом прямо свидетельствует (см. его работу: Автобиографические записки. М., 1907).
В своей психологической концепции Сеченов выдвинул изучение психических процессов в закономерностях их протекания как основной предмет психологии и особенно подчеркнул значение генетического метода. В своей борьбе против традиционной идеалистической психологии сознания Сеченов (в замечательной статье ʼʼКому и как разрабатывать психологиюʼʼ) поставил перед научной мыслью задачу, которая сохраняет свое значение и по сегодняшний день. Основную ошибку психологов-идеалистов Сеченов видел в том, что они являются, как он выражается, ʼʼобособителями психическогоʼʼ, т. е. в том, что они вырывают психическое из связи природных явлений, в которые они в действительности включены, и, превращая психическое в обособленное, замкнутое в себе существование, внешне противопоставляют тело и душу. В своих ʼʼРефлексах головного мозгаʼʼ, о которых И. П. Павлов говорил как о ʼʼгениальном взлете сеченовской мыслиʼʼ, и в других своих психологических работах, с которыми ʼʼРефлексы головного мозгаʼʼ связаны органической общностью единой концепции, Сеченов пытался разрешить эту задачу - преодоления обособления психического - теми средствами, которые в то время были в его распоряжении. Он отвергает отожествление психического с сознательным и рассматривает ʼʼсознательный элементʼʼ как средний член единого - рефлекторного - процесса, который начинается в предметной действительности внешним импульсом и кончается поступком. Преодоление ʼʼобособленияʼʼ психического - это, по существу, та самая задача, которую сейчас новыми, открывшимися ей в настоящее время средствами, решает советская психология.
Своими идеями и исследованиями Сеченов оказал прямое влияние на развитие в России экспериментально-психологических исследований, сближавших русскую психологию с передовым русским естествознанием. Идеями Сеченова в значительной степени определялось формирование русской экспериментальной психологии в 80-х-90-х гᴦ. прошлого столетия.
В тот же период, когда развертывается деятельность Чернышевского и Сеченова, вскрывающего физиологические предпосылки психологии, - в 60-х гᴦ. - А. А. Потебня выдвигает в русской науке положение о единстве сознания и языка и ставит перед историей языка задачу ʼʼпоказать на деле участие слова в образовании последовательного ряда систем, обнимающих отношение личности к природеʼʼ.* Применяя исторический принцип не только к внешним языковым формам, но и к внутреннему строю языков, Потебня делает первую и единственную в своем роде блестящую попытку на огромном историческом материале наметить основные этапы развития языкового сознания русского народа. На тонком анализе обширного языкового материала Потебня стремится вскрыть историческое становление и смену разных форм мышления - мифологического, научного (ʼʼпрозаическогоʼʼ) и поэтического. Для Потебни, в отличие от Г. В. Ф. Гегеля, поэтическое мышление является не низшей ступенью мышления, а своеобразной и специфической по отношению к ʼʼпрозаическомуʼʼ и научному мышлению, но не менее значительной, чем последнее, формой познания. Потебня подчеркивает также роль слова и в развитии самосознания.
В психологии, разрабатываемой в середине прошлого столетия, находят также отражение тенденции эмпирической психологии. В центре этого течения, ориентирующегося по преимуществу на английскую эмпирическую психологию, - принцип ассоцианизма. Впервые влияние эмпиризма сказалось еще в работе О. М. Новицкого ʼʼРуководство к опытной психологииʼʼ (1840), но в определенное течение это направление оформляется лишь в 60-х-70-х гᴦ. Его основным представителем является М. М. Троицкий (ʼʼНаука о духеʼʼ). Он пытается свести всю духовную жизнь к ассоциациям. В своей ʼʼНемецкой психологии в текущем столетииʼʼ (1867) он подвергает критике немецкую метафизическую идеалистическую психологию. В. А. Снегирев (ʼʼПсихологияʼʼ, 1873) также признает закон ассоциации основным законом психической жизни и примыкает к английской эмпирической психологии, но позиция его эклектична: свой ассоцианизм он пытается примирить с самыми различными психологическими направлениями и точками зрения.
Проводниками идеалистических тенденций в психологии в данный период выступают такие люди, как К. Д. Кавелин и Н. Н. Страхов. Οʜᴎ вступают в борьбу против материалистического направления физиологической психологии (механистические представители которой склонны были, правда, свести психологию к физиологии).
Особое место в психологической литературе этого периода занимает основное произведение одного из крупнейших представителей русской педагогической мысли - ʼʼЧеловек как предмет воспитанияʼʼ (1868-1869) К. Д. Ушинского.
Ушинский, широко используя в своем труде материал, накопленный мировой психологической наукой его времени, сумел подчинить весь данный материал установкам, глубоко характерным для самобытных путей как его собственной, так и вообще передовой русской общественной мысли. Первая, важнейшая из этих установок связана с ʼʼантропологическимʼʼ подходом к изучению психологии. Этот подход к проблемам психологии означал рассмотрение всех сторон психики человека в целостно-личностном, а не узкофункциональном плане; психические процессы выступают не как лишь ʼʼмеханизмыʼʼ (в качестве каковых их по преимуществу стала трактовать экспериментальная функциональная психология на Западе), а в качестве деятельности человека, благодаря чему они могли получить у Ушинского подлинно содержательную характеристику. Вторая существенная установка, специфическая для Ушинского, заключалась в том, что антропология у него выступала как антропология педагогическая. Это значит, что человек рассматривался им не как биологическая особь с предопределенными его организацией неизменными свойствами, а как предмет воспитания, в ходе которого он формируется и развивается; его развитие включено в процесс его воспитания. В ходе этого последнего подрастающий человек выступает как субъект, а не только как объект воспитательной деятельности учителя. Ушинский с исключительной четкостью и последовательностью проводит через все свои психологические и педагогические построения особенно дорогую ему мысль о труде, о целеустремленной деятельности как основном начале формирования и характера и ума.
В случае если в работах И. М. Сеченова была выдвинута роль физиологических основ и материалистических установок в разработке психологии, то в труде Ушинского, вышедшем почти одновременно с работами Сеченова, впервые выступила роль педагогической практики для системы психологических знаний.
В случае если 30-е гᴦ. были отмечены нами как время появления первых светских работ по психологии, то 60-е гᴦ. должны быть выделены как эпоха, когда создаются предпосылки для подлинно научной ее разработки. Этот период отмечен большим ростом психологической литературы, публикация которой в 60-х гᴦ. резко повышается.
Экспериментальная психология начала развиваться в России в 80-х-90-х гᴦ. прошлого столетия, когда возник ряд экспериментальных психологических лабораторий: В. М. Бехтерева (в Казани), В. Ф. Чижа (в Юрьеве), А. А. Токарского (в Москве), а также А. О. Ковалевского, В. М. Сикорского и др.; в последующие годы развертывают свою работу лаборатории Н. А. Бернштейна, Г. И. Россолимо и др.
Важную роль в развитии мировой экспериментальной психологии играли лучшие представители русской психологической науки. Это относится прежде всего к одному из крупнейших и наиболее передовых представителей экспериментальной психологии в России Н. Н. Ланге, автору прекрасного курса ʼʼПсихологияʼʼ. Его ʼʼПсихологические исследованияʼʼ, вышедшие в 1893 ᴦ., посвящены экспериментальному изучению: одно - перцепции, а другое - произвольного внимания.
Эти исследования привлекли к себе широкое внимание в мировой психологической науке; из них первое - о перцепции - было опубликовано в отчете Лондонского международного конгресса экспериментальной психологии; исследование о внимании вызвало специальные отклики со стороны крупнейших психологов различных стран - В. Вундта͵ У. Джемса, Г. Мюнстерберга и др.
Н. Н. Ланге же создал одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии при Одесском университете. Вслед за тем такие же лаборатории были организованы в Петербурге (А. П. Нечаев) и Киеве, потом (в 1911) в Москве создан был первый в России Институт экспериментальной психологии при Московском университете. Возглавивший данный институт Г. И. Челпанов выпустил в 1915 ᴦ. первое русское общее руководство по экспериментальной психологии (ʼʼВведение в экспериментальную психологиюʼʼ).
За данный же период - конец XIX и начало XX в. - в русской психологической литературе появился ряд экспериментальных работ, посвященных специальным психологическим проблемам: работы Н. Я. Грота об эмоциях (с основными положениями которого, высказанными в опубликованной во Франции статье, перекликаются некоторые тезисы одного из крупнейших французских психологов - Т. Рибо), В. М. Сикорского (его исследования об умственной работоспособности нашли многочисленных последователей в Западной Европе), А. Ф. Лазурского, одна из базовых работ которого о классификации личности была издана Э. Мейманом (в выходившей под его редакцией серии ʼʼPadagogishe Monographienʼʼ) и оставила заметный след в последующих зарубежных теориях по психологии личности.
Оставаясь на позициях опытного научного исследования, Лазурский ищет для изучения сложных проявлений личности новые методические пути. Стремясь сочетать преимущества эксперимента с систематическим наблюдением, он намечает свою оригинальную методику ʼʼестественного экспериментаʼʼ.
Наряду с общей психологией начинают развиваться и другие отрасли психологического знания - патопсихология (Н. А. Бернштейн, В. П. Сербский), психология слепых (А. А. Крогиус), психология ребенка (представленная рядом работ Д. М. Трошина, В. М. Сикорского и др.), зоопсихология, основоположником которой в России является В. А. Вагнер (см. его двухтомные ʼʼБиологические основания сравнительной психологии [Биопсихология]ʼʼ, 1913). Вагнер выступает одним из создателей биологической зоопсихологии, строящейся на базе дарвинизма.
В данный же период начинают более интенсивно развиваться специальные отрасли психологического знания, выработка которых диктовалась нуждами практики - медицинской и педагогической.
Наши клиницисты (начиная с С. С. Корсакова, И. Р. Тарханова, В. М. Бехтерева, В. Ф. Чижа и др.) были одними из первых, привлекшими психологию на помощь клинике, а К. Д. Ушинский, рассматривая в своем замечаюльном трактате человека как предмет воспитания, закладывает основы подлинной педагогической психологии значительно глубже, принципиально правильнее и притом раньше, чем это было сделано, к примеру, Э. Мейманом.
Попытку развернуть психологию в педагогическом аспекте, использовав психологические знания в интересах обучения и воспитания, делает вслед за Ушинским еще в конце 70-х гᴦ. П. Ф. Каптерев. Каптерев культивирует педагогическую психологию, к которой он относит основы общей психологии (в понимании, близком к английской эмпирической психологии), психологию ребенка и учение о типах. Учение о типах - типология детей, в частности школьников, - разрабатывается П. Ф. Лесгафтом (ʼʼШкольные типыʼʼ, ʼʼСемейное воспитание ребенка и его значениеʼʼ, 1890).
Разработка педагогической психологии получает в дальнейшем более широкий размах и развитие в направлении, приближающемся к меймановской ʼʼэкспериментальной педагогикеʼʼ на базе развития экспериментальной психологии. Она находит себе выражение в трудах съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике (1906-1916 гᴦ.).
В 1906 ᴦ. собирается первый Всероссийский съезд по педагогической психологии, в 1909 ᴦ. - второй (см. ʼʼТрудыʼʼ 1-го и 2-го съездов), в 1910 ᴦ. собирается первый Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике, в 1913 ᴦ. - второй и в 1916 ᴦ. - третий (см. ʼʼТрудыʼʼ 1-го, 2-го и 3-го съездов).
Идеалистическое направление русской психологической мысли начала XX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Идеалистическое направление русской психологической мысли начала XX в." 2017, 2018.
Поскольку материя и сознание есть, существуют, постольку с необходимостью в философии возникли вопросы: «Что является фундаментом мира – материя или сознание?» и « Что является главным (первичным) в познании - чувства или разум?» В зависимости от того как решался первый вопрос, в философии сложились следующие основные направления: материализм; идеализм; дуализм . В зависимости от того как решался второй вопрос, в философии сформировались такие основные направления, как: эмпиризм и рационализм
МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита» ) – направление в философии, сторонники которого считали, что материя является первоначалом, предельным основанием мира, а сознание - есть продукт материи. Материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. Сознание - это свойство такой материи, как человеческий мозг. Сознание не является самостоятельной субстанцией, т.е. не может существовать без материи, будучи ее свойством. Знаменитые философы-материалисты : Фалес, Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро, Маркс и многие другие. Философы, представляющие направление материализма, опираются на науку (прежде всего на естественные науки: физику, математику, химию и т.д.), многие положения философов-материалистов логически доказуемы.
Вульгарный материализм. В философском материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Бюхнер, Фохт, Молешотт) чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной; сознание считают такой же материей как и серое вещество человеческого мозга.
ИДЕАЛИЗМ (так называемая«линия Платона») – направление в философии, сторонники которого считали, что идея (нематериальное) является фундаментальным началом мира, а материальный мир - это производная от идеи (нематериального).
В идеализме существуют два самостоятельных направления : объективный идеализм и субъективный идеализм .
Объективный идеализм. (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) Основатель - Платон. Согласно концепции объективного идеализма: идея является началом всех вещей и явлений материального мира. У Платона мир делится на два мира - «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» - материальный мир создан «миром идей». Каждая единичная вещь является воплощением идеи: например, живая, реальная лошадь – это воплощение идеи лошади, реальный, материальный дом – это воплощение идеи дома, реальные добрые и красивые люди - это воплощение идей добра и красоты и т.д.). «Мир идей» существует всегда, вечно, никогда не меняется; меняется только «мир вещей». Этот «мир идей» существует вне сознания человека, независимо от человека.
Субъективный идеализм . (Беркли, Юм и др.). - Идеи существуют только в сознании человека. Идеи материальных вещей также существуют только в сознании человека. Вне сознания отдельного человека идеи и материальные вещи не существует.
Идеализм как философское направление господствовал в древней Греции, в средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - философское направление, которое допускает одновременное существование двух независимых первых начал мира (субстанций) - материальной (обладает свойством протяжения) и духовной (обладает свойством мышления). Материальная субстанция производит материальные вещи, а духовная субстанция - идеи. В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная. Материя и дух существуют всегда и взаимодополняют друг друга.
ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria - опыт) - в философии представляет одновременно и философское направление и метод в познании . Основатель эмпиризма - английский философ 17 в ека Ф.Бэкон . Важнейшими его представителями в 17-18 вв. были также Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк. Представители эмпиризма убеждены, что только чувственный опыт есть единственный источник знания, только органы чувств дают человеку надежное знание. Человеческий разум лишь обобщает материал, полученный органами чувств из опыта. Научный метод эмпиризма - индукция. Истинное знание мы получаем только из опыта, т.е. когда идем от частного к общему. Например, опыт показывает, что многие отдельные металлы (частное) плавятся, следовательно все металлы обладают свойством плавления (общее). Конечная цель познания - господство человека над природой. Характерная для эмпиризма тенденция считать более надежным знание, которое получено посредством органов чувствнашла выражение в различных формах позитивизма 19-20 вв. Позитивисты проводили резкую границу между теоретическим и эмпирическим знанием. Например, представители логического позитивизма, считали достоверными только так называемые протокольные предложения, которые являются концентрированным выражением чувственного опыта: «Корова - травоядное животное» , «У квадрата равные углы», «Все металлы плавятся», «Целое больше, чем его часть» и т.д. Все подлинные научные теории и предложения могут быть сведены (редуцированы) к протокольным предложениям. Все то, что не может быть сведено к протокольным предложениям, т.е. к чувственному восприятию, логические позитивисты считали лишенным познавательного значения и попросту бессмысленным.
Эмпиризм является противоположностью рационализма.
Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское направление и метод в познании . Основатель рационализма – французский философ 17 в екаР.Декарт. Важнейшими его представителями в 17 в. были также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Представители рационализма убеждены в том, что истинное знание можно получить только из разума без влияния опыта и ощущений. Научныйметод рационализма– дедукция. Истинное знание мы получаем только из разума, т.е. когда идем от общего (идей) к частному (к опытным, чувственным фактам). Существуют истины, которые очевидны для разума (аксиомы) и не нуждаются в доказательстве посредством опыта, например, - бог, число, воля, тело, душа, «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д. Подобного рода истины дают возможность познавать эмпирический, чувственный мир. Разумрасширяет и углубляетзнаниячеловекаоб окружающем мире. Рационализм является противоположностью эмпиризма, иррационализма, философии жизни и др.
Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный) - особое направление и метод в философии. Важнейшие представители - Ницше, Шопенгауэр. Представители иррационализма отрицают возможность рационального (разумного) познания действительности. Иррационализм выдвигает на первый план нерациональные аспекты познавательных способностей человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. С их точки зрения сама жизнь, мир имеют алогичный характер, потому разум бессилен их познать.
АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицательная приставка, gnosis - знание, agnostos - недоступный познанию). Представители агностицизма убеждены в том, что мир непознаваем. Важнейшие представители - философы Нового времени (17 в.) - Д. Юм и И. Кант. И.Кант признает, что независимо от нас существует внешний мир - «вещь в себе ». «Вещь в себе» - источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения и понятия дают нам представления - «вещи для нас». Но вопрос о том, похожи ли наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы видим алый цвет вишни, ощущаем ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все эти наши субъективные переживания наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только сквозь призму своей чувственности . Поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. После Канта каждый философ уже проводит границу между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей агностицизма в философии 20 в . был К. Поппер . Этот философ был убежден в том, что познавая мир человек получает не истинные знания, а лишь обнаруживает ложь в своих воззрениях. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании заблуждений.
Заслуга агностицизма перед философией заключается в том, что он опроверг позицию «наивного реализма» - веру в то, что внешний мир именно таков, каким мы его себе представляем.
Фотограф Andrea Effulge
Под идеалистической философией понимаются все направления и концепции внутри этой науки, прослеживающие в себе идеализм как основу. Поэтому для того, чтобы разобраться в сути этих направлений и концепций в философии, следует познакомиться с самим понятием идеализм, а также его следствиями.
Идеализм (от греческого idea – идея) – фундаментальный принцип в науке, утверждающий первичность имматериального (идеального) перед материальным, если узко. А так же первичность бестелесного, бесчувственного, субъективного, оценочного и непространственного в любых явлениях и процессах над материальным, которому присущи объективность, телесность, чувственное ощущение без оценок и наличие пространства, если рассматривать понятие широко. То есть, в многом справедливо, что идеализм - это альтернатива материализму, а в космогонических (происхождения Вселенной) вопросах эти понятия зачастую рассматриваются как антагонисты. Таким образом, несложно понять, что идеалистическая философия полностью включает в себя все свойства идеализма.
Важно понимать, что термин идеализм не нужно смешивать с понятием идеалист, так как последнее образовано от термина «идеал», которое в свою очередь не синоним понятия «идея».
Сама идеалистическая философия делится на два направления, расходящихся в фундаментальном следствии, несмотря на согласие в остальных мнениях. Эти направления: объективный и субъективный идеализм, то есть субъективно и объективно идеалистическая философия. Первое, объективное направление, заявляет, что имматериальное, то есть идеальное, существует вне и независимо от какого-либо сознания, второе же, субъективное направление, утверждает, что только в каком-либо сознании может существовать идеальная реальность. Здесь важно понимать, что «идеальная» реальность это не синоним «совершенная», пониманием настоящего значения терминов и отличается научное восприятие от обывательского.
Одним из первых занимавшихся проблемами идеалистической философии, кто известен истории, был Платон. У этого мыслителя идеализм был представлен в дуалистической связке восприятия мира разумом. Первая часть, это восприятие и осознание истинной сути вещей – их идей, которые вечные и точные, а вторая часть, это ощущение вещей в их материальной форме, которая многогранна, обманчива и временна.
Мнение различных религиозных мыслителей – сторонников религиозно-идеалистической философии мы опустим, как заведомо антинаучное или вненаучное, где, например, идея понималась как вечный и точный образ любой вещи, явления или процесса, как истинная задумка в уме бога. К таким сторонникам идеалистического направления в философии относился и Джордж Беркли, который называл сторонников материализма в лучшем случае вульгарными атеистами, а в худшем даже сектантами атеизма.
Новое слово в идеалистической философии, впрочем, как и в многих областях этой науки, сказал Иммануил Кант, который своим трансцендентным ограничил познание идеи и идеального сознанием, как феноменом, приступающим к этому с трудом. То есть, Кант проводил прямые параллели своей концепции с формальным идеализмом.
Кант как основатель германской классической философии мотивировал появление других типов идеализма, которые сформулировали мыслители его эпохи. Например, абсолютный идеализм Гегеля, объективный Шеллинга, и субъективный Фихте. Ключевые отличия этих взглядов внутри идеалистической философии в том, что Кант утверждал полноту и завершённость мира в самом себе, но непознаваемость некоторых его частей для разума. Фихте называл реальность (среду) вне разума субъекта ограниченной для последнего и потому провоцирующей разум на рефлексию и упорядочивание внутреннего (идеального) мира. Шеллинг считал, что граница между идеальным (разумом) и материальным есть тождество любого объекта и субъекта, то есть тайная первооснова. А Гегель с своим абсолютным идеализмом упразднял материальную реальность, отводя ей только роль констатации идеального, которое раскрывалось в первой. То есть, идеалистическая философия Гегеля отводила идеализму роль абсолютного процесса, где диалектически протекает имманентная констатация любых идей. Да, к пониманию этот предмет весьма сложен, но для глубокого его рассмотрения необходимо тесно знакомиться с трудами каждого из представителей идеалистической философии. Последнего в рамках статьи тебе, читатель, я предоставить по понятным причинам не могу.
Георг Гегель не только внёс существенный вклад в совершенствование философии, но и сформулировал новый тип идеализма – абсолютный. Основная критика абсолютности в идеалистической философии заключается в её отрыве от реальности, то есть, она хороша в теоретическом и отвлечённом построении всех известных условий и величин, но трудно применима на деле в бытии и жизни разумного существа – человека. В последнем была обнаружена граница изысканий мыслительной науки, где она переставала быть практически полезна; по крайней мере, на данном этапе эволюции разума.
Современная идеалистическая философия обозначила себя тем, что более не рассматривает идеализм как антагониста материализма, а лишь как его альтернативу, в то же время, противопоставляя первый реализму. Вообще наблюдается устойчивая тенденция маскировки идеалистической философией своего фундаментального принципа, основанного на идеализме, за двусмысленными или нейтральными понятиями, названиями и оборотами. Но несмотря на это, идейная модальность любых концепций и направлений в современной философии, не относящейся к материализму или реализму, бесспорна.
Становление психологии как самостоятельной науки произошло в последней четверти XIX в., когда она отделилась от философии, сблизилась с естественными науками и разработала собственный экспериментальный метод. Развитие взглядов на сущность психики связано с решением основного вопроса философии - о соотношении материи и сознания, соответственно формирование психологии как самостоятельной дисциплины происходило под влиянием борьбы между идеалистическим и материалистическим мировоззрением.
В первобытном обществе люди верили, что внутри человека находится другое существо, временно выходящее из него во время сна и покидающее тело через рот после смерти.
Демокрит (V-IV вв. до н.э.) постулировал идею, что душа состоит из атомов и умирает со смертью тела. При этом душа - материальное, движущее начало.
ВIV в. до н. э. греческие философы высказали мысль, что существует дух - нечто нематериальное, похожее на пламя или дуновение, ответственное за поведение человека.
Платон (472-348 гг. до н. э.) полагал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, которому противостоит материя. Посредник между этими мирами -душа. Человек не познает, а скорее вспоминает то, что уже знала душа. Платон считал, что душа имеет три части: чувственная часть находится в печени, как у животных; в сердце она пребывает в виде гнева и совести; разумная часть помещается в голове человека. Душа бессмертна, и после смерти она, согласно Платону, переносится «в мир идей».
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал трактат «О душе», который считается первым трудом по вопросам психологии. В своих работах Аристотель использовал такие понятия, как «ощущение», «память», «чувства», «произвольные и непроизвольные движения». Он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, так как имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать ее нельзя, поскольку это знание лежит за пределами человеческих возможностей. По мнению Аристотеля, душа - внутренний движитель, позволяющий человеку реализовывать себя. Центр ее находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств, где они накапливаются и объединяются в результате рассудочного мышления и в конечном итоге определяют поведение. Проявлениями души являются мышление, знание, мудрость. Аристотель полагал, что одна часть души смертна, как у животных, а другая принадлежит вечному разуму, и поэтому бессмертна и духовна. Всего он выделял три составляющие души человека:
1) душа растительная, которая ведает функциями питания,
размножения;
2) душа чувствующая, животная, обеспечивающая чувства осязания, боли, удовольствия;
3) душа разумная.
У растений, по мнению Аристотеля, имеется только растительная душа, у животных - растительная и чувствующая, но все, что растет и развивается, полагал он, имеет душу. Аристотель придерживался позиции, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем.
Идеи философов Древней Греции господствовали до V в. н. э. Средние века характеризовались демонологическим пониманием психических болезней. Близкие к научным воззрения в области психологии стали формироваться в эпоху Возрождения, в XV-XVI вв., когда появилось представление о том, что мышление есть свойство материи.
Следующий этап развития психологии связан с развитием механики, математики и естественных наук.
Р.Декарт (1595-1650) ввел понятия рефлекса и сознания, а также создал механистическую модель человека, согласно которой раздражения от органов чувств по чувствительным нервам идут к отверстиям в головном мозге, «животные души» вытекают из мозга по трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются и двигаются; в головном мозге находится «разумная душа», управляющая страстями. Декарт противопоставлял душу и тело, т.е. был представителем дуализма, предполагавшего существование двух независимых субстанций: материи и духа.
Начиная с этого времени психология стала наукой не о душе, а о сознании. Душа начинает пониматься как сознание, связанное с работой мозга: способность думать, чувствовать, желать. Таким образом, доминировала интроспективная трактовка сознания, для которой был характерен отрыв психического начала от объективного бытия. Психическая жизнь рассматривалась как субъективный мир, познаваемый лишь путем самонаблюдения. Основным методом психологии сознания стала интроспекция («заглядывание внутрь»). Почти все теории конца XIX и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Это вело к ограничению предмета исследований областью осознаваемых переживаний, рассматриваемых в отрыве от окружающей действительности и деятельности человека. Доминировал описательный, а не объяснительный подход к изучению психики.
Эволюционное учение Ч.Дарвина (1809-1882) утвердило ведущее значение окружающей среды в динамике эволюционного развития психических процессов. Благодаря концепции Дарвина психическую жизнь стали рассматривать как результат биологической эволюции. Его последователь Э.Геккель (1834-1919) утверждал, что основы психологии нужно искать исключительно в физиологии нервной системы.
В этот же период активно развивалась физиология органов чувств. Появилось большое количество работ, посвященных изучению локализации функций в головном мозге (Г.Фритче и Ф.Гитциг открыли центры движений и чувствительности, а П. Брока и К. Вернике - моторный и сенсорный центры речи).
Большое значение также имело изменение статуса психиатрии и отношения к душевнобольным в обществе. Принятие положения о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить, положило начало сравнительным исследованиям психики в норме и при патологии. Знания о психической деятельности, накопленные в медицине, явились основой для создания научной психологии, возникновение которой было связано с проникновением в нее экспериментальных методов.
Первое психологическое исследование заключалось в изучении зависимости между силой действующего раздражителя и величиной вызываемой им реакции, что легло в основу структуралистического подхода. Так же как в физике и химии, где свойства вещества определяются по составляющим его элементам, структуралисты старались выявить и описать психические элементы, каковыми, по их мнению, являются ощущения, образы и чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать наиболее детальное описание этих элементов. Для достижения этой цели структуралисты применяли метод экспериментальной интроспекции: испытуемого, прошедшего предварительную подготовку, просили описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации.
Исследования, посвященные общим закономерностям развития чувствительности и функционированию отдельных органов чувств, имели огромное значение для становления психологической науки. С работ Г. Гельмгольца по психофизиологии органов чувств началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Труды Э. Вебера, посвященные экспериментальному исследованию чувствительности человека, позволили определить соотношение между силой стимула и величиной ощущения, т.е. между приростом раздражения и ощущением. Впоследствии Г. Фехнер дал математическую интерпретацию найденной Вебером закономерности. Способы математической обработки и обобщение результатов этих исследований заложили основы экспериментального психофизиологического метода.
Эксперимент быстро внедряется в психологию. В 1879 г. в Лейпциге В.Вундтом (1832-1920) создается первая экспериментальная психологическая лаборатория. В России подобная лаборатория была основана в 1885 г. В.М.Бехтеревым (1857-1927) при медицинском факультете Казанского университета. В 1896 г. С. С. Корсаков организовал такую же лабораторию в Москве на базе психиатрической клиники. Несколько позднее лаборатории экспериментальной психологии открылись при медицинских факультетах целого ряда университетов России: в Одессе, Киеве, Дерпте (Тарту). Начинает осуществляться интроспекция в специально созданных условиях. Экспериментальные исследования позволили изучать память, внимание, эмоционально-волевую сферу. Однако, применяя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистической позиции. Основным источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях. Описывались психические элементы (ощущения, образы, чувства). Естественно, что у разных испытуемых они очень редко совпадали и даже у одного и того же человека в разное время проявлялись по-разному. Поэтому дальнейшее изучение психической деятельности стало базироваться на наблюдении поведения человека со стороны.
В начале XX в. сформировалась единая концепция управления поведения человека нервной системой и в то же время наступил кризис интроспективной психологии, причинами которого явились отрыв ее теории от практики и отсутствие объективного научного подхода в этой области. Кризис психологии сознания был предопределен успехами неврологии и психологии, особенно во Франции, где широко развивалось учение о подсознательном начале в психической жизни человека. Как следствие кризиса, в психологии стали складываться новые направления: бихевиоризм, экзистенциализм, психоанализ, гештальт-психология.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) как новое психологическое течение возник во втором десятилетии XX в. Предметом изучения стало поведение человека, а не его сознание. Психика теперь рассматривалась как функция мозга - отражение, т. е. психология начала базироваться на философии диалектического материализма. Бихевиоризм выступал в качестве альтернативы интроспективной психологии и исключил из объектов рассмотрения все психологические феномены, не подлежащие объективному исследованию, фиксации и измерению. С точки зрения представителей бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении, поскольку именно оно является единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению и обладающей параметрами, которые можно непосредственно измерить и на которые можно воздействовать, а следовательно, изучать их так же, как это принято в естественных науках. Ортодоксальный бихевиоризм отождествляет психику и поведение, понимаемое как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды, фиксируемые стимулы. Человек при этом рассматривается как носитель определенных форм поведения, образующихся по принципу «стимул - реакция». Все психологические феномены, опосредующие реакции человека, долгое время игнорировались как ненаблюдаемые. Однако в дальнейшем появляется понятие промежуточных переменных (медиаторов, посредников) - процессов, опосредующих влияние внешних раздражителей на поведение человека. Усложнение традиционной бихевиористской модели «стимул - реакция» за счет введения промежуточных переменных знаменует переход к необихевиоризму. Основная формула поведения приобретает вид «стимул-промежуточные переменные-реакция» (S-г-s-R). В соответствии с этим стимулы стали обозначать как независимые переменные, а реакции - как зависимые. В настоящее время понятие промежуточных переменных трактуется довольно широко. В качестве их рассматриваются внимание, представления, мотивы, установки, отношения и даже сознание. Изучение промежуточных переменных является одной из основных задач психологии на современном этапе.
В становлении бихевиоризма огромную роль сыграли работы И.М. Сеченова (1829-1905) и И.П.Павлова (1849-1936), поскольку ими были заложены основы материалистического понимания принципов работы нервной системы. И. М. Сеченов полагал, что внешнее воздействие лишь в результате опосредования сложными внутренними психическими процессами рождает в конечном итоге образы, мысли, идеи. И. П. Павлов на основе теоретических высказываний И.М.Сеченова о рефлекторной природе деятельности мозга разработал экспериментально обоснованное учение. Созданная им условно-рефлекторная теория выделяла роль сигнала, внешней среды. Был доказан динамический характер локализации функций в коре головного мозга, а также внесена ясность в понимание физиологической сущности типов нервной системы.
В рамках бихевиоризма были разработаны теории научения - приобретения опыта, умений и навыков.
Один из вариантов научения - классическое обусловливание - связан с именем И. П. Павлова. В классической павловской схеме условного рефлекса S -R, где S - стимул, R - реакция (поведение), реакция возникает в ответ на воздействие какого-либо стимула (раздражителя). Павлов впервые объяснил, как нейтральный стимул может вызвать ту же, что и безусловный раздражитель, реакцию, которая протекает автоматически, на врожденной основе, без предшествующего опыта индивида (т.е. как нейтральный стимул становится условным раздражителем). Это происходит при смежности (совпадении по времени) безусловного и нейтрального раздражителей, с некоторым опережением последнего, а также при повторении - многократном сочетании нейтрального и безусловного раздражителей.
Основатель бихевиоризма Дж.Б.Уотсон считал, что каждой ситуации или стимулу соответствует определенное поведение, или реакция, и поэтому любую деятельность человека можно объяснить по вышеупомянутой схеме S -R («стимул - реакция»).
Его последователь Б. Скиннер (1938) высказал мысль, что поведение определяется своими последствиями. На организм воздействуют условным раздражителем и подкрепляют его безусловным, стимул следует после поведенческой реакции. Результатом научения является оперант (отсюда - оперантное научение). В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий эффект, поэтому такое научение обозначается как научение типа R. Оперантное, или инструментальное, поведение - поведение типа R - это поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением. Скиннер, подчеркивая различия между респондентным и оперантным поведением, указывает, что респондентное поведение вызвано стимулом, который предшествует поведению, а оперантное поведение - стимулом, следующим за поведением. Другими словами, в классическом обусловливании стимул предшествует поведенческой реакции, а в оперантном - следует за ней. Позитивное или негативное подкрепление усиливает поведение. Позитивное подкрепление основано на применении стимулов (наград), которые усиливают поведенческую реакцию. Негативное подкрепление заключается в усилении поведения за счет негативных стимулов. Наказание отличается от негативного подкрепления тем, что направлено на ослабление поведенческой реакции.
Наказание также подразделяют на позитивное и негативное: первое основано на лишении индивида позитивного подкрепления, а второе - на предъявлении негативного (аверсивного) стимула.
Например, при позитивном наказании родители за плохую успеваемость лишают ребенка какого-то подарка, а при негативном - ругают за плохую успеваемость.
Если бихевиористы и основоположники условно-рефлекторной теории в объяснении поведения человека отдавали предпочтение факторам внешней среды, сигналам, идущим извне, то ученик и последователь И.П.Павлова П.К.Анохин (1979) показал, что не менее важную роль в отборе полезных приспособительных действий играет работа самого мозга.
Представители экзистенциализма (идеалистического направления) М.Хайдеггер и К.Ясперс занимались проблемой существования (экзистенции) человека, которое трактовали как чисто индивидуальное «бытие для смерти», изолированное от общества.
Глубинная психология понимает сознательную психическую жизнь только как выражение очень сложных, бессознательных, подсознательных процессов, которые имеют характер влечений и составляют ядро личности.
Глубинная психология включает три направления:
1) психоанализ Фрейда;
2) индивидуальная психология Адлера;
3) аналитическая психология Юнга.
Психоанализ З.Фрейда (1856-1939) вначале применялся для лечения неврозов, и особенно истерии, затем стал научно-исследовательским методом и, наконец, самостоятельной дисциплиной, которая попыталась дать философское истолкование феномена человеческой культуры и смысла жизни вообще. Развитие метода описал сам Фрейд в своей автобиографической книге «О себе и о психоанализе» (1946). Большое влияние на него оказали результаты исследовании Ж. М. Шарко (изучение связей между гипнозом и неврозом), а также случай из врачебной практики выдающегося венского врача И.Брейера, лечившего в 1880-1882 гг. с помощью гипноза одну больную, страдавшую истерическими параличами и контрактурами. В гипнотическом сне пациентка находила взаимосвязи между симптомами своего заболевания и травмирующими обстоятельствами из ее жизни, оттесненными в подсознание и неосознаваемыми в состоянии бодрствования. При этом больная реагировала на психотравмирующие факты бурным аффектом, «завершала подавленный психический процесс», в результате чего произошел «катарсис». После предварительного сообщения «О психическом механизме истерических явлений» (1893) и опубликования книги «Исследования истерии» в 1895 г. Брейер и Фрейд прекратили совместные исследования. В процессе дальнейшего развития своего учения Фрейд пришел к убеждению, что невротические явления вызываются, как правило, возбуждениями сексуального характера, актуальными сексуальными конфликтами или возникают под влиянием ранее пережитых сексуальных впечатлений, и стал рассматривать неврозы как расстройства половой функции. Фрейд создал метод свободных ассоциаций, которые больной воспроизводил, лежа на кушетке с закрытыми глазами. Позднее Фрейд предложил метод объяснения сна, имеющего, по его мнению, свою символику, отражающую подавленные желания, как правило, сексуального характера. Фрейд называл сновидения «королевской дорогой в подсознание». В процессе психоанализа пациент оказывает психологическое сопротивление, иногда даже переносит на врача свою ненависть (transfer - перенос). Это противодействие пропорционально силе подавляемых влечений, которые Фрейд относил к периоду детской сексуальности. Половая функция, вначале аутоэротическая, проходит в своем развитии несколько стадий: оральную, садистическо-анальную и, наконец, генитальную. Сексуальную энергию Фрейд обозначил термином «либидо». Психоанализ переоценил роль сексуальности в жизни человека, за что Фрейда упрекают в пансексуа-лизме.
Согласно психоаналитической концепции большинство психических процессов происходит в области бессознательного, и лишь незначительная их часть осознается. Между бессознательной и сознательной областью имеется предсознание, в которое поступают только те мысли, представления и стремления, которые были пропущены цензурой «Я». Психоанализ Фрейда игнорирует историко-общественное развитие и экономические, общественные отношения.
Большое значение для развития психологической науки имеют следующие аспекты учения Фрейда:
Создание динамической и глубинной концепции личности в противовес дедуктивной и статической психологии;
Акцент на значение подсознательных компонентов психической жизни и их связи с сознанием;
Подчеркивание важности ранних детских впечатлений;
Выделение роли биологических потребностей;
Исследование механизма неврозов;
Изучение сновидений, их символики и так называемых ошибочных действий (описки, оговорки и т.п.).
Индивидуальная психология Адлера сформировалась на основе теорий Фрейда и изучения неврозов, но избежала свойственных психоанализу генерализаций и стала самостоятельным направлением, уделяющим много внимания общественной детерминации психического развития. Адлер разработал понятие так называемой неполноценности органов и распространил его на любую недостаточно или дефектно-развитую функцию (задаток), как соматическую, так и психическую: конституциональная слабость, сердечные дефекты, горб, заикание, «леворукость» и т.п. Психические процессы находятся в гармонии там, где имеется равновесие между потребностью в самоутверждении и потребностями общества. Неполноценность органов может привести к возникновению повышенного чувства недостаточности, проявляющегося в избегании людей, потере уверенности в себе, отчуждении, утрате смелости. Противоположной реакцией является гиперкомпенсация: человек не только компенсирует свою неполноценность, но и гипертрофированно развивает функцию пораженного органа. Возможен и иной путь - замещение дефекта другим видом интенсивной деятельности в доступной области, в которой индивид старается выделиться. Например, человек с физическим недостатком стремится к достижению в области культуры или политики. Адлер подчеркивает значение социальной среды, особенно семейной. По его мнению, необходимы правильная жизненная линия, хорошее воспитание или психотерапия, направленная на формирование жизненной смелости. Работы Адлера важны, поскольку в них содержатся описания продуманных мероприятий и теории, относящиеся к исправительной педагогике и психотерапии.
В аналитической психологии психиатра К. Г. Юнга фрейдовский термин «либидо» используется для обозначения жизненной энергии, проявляющейся не только как сексуальность, но и как творчество. Юнг видит в индивидуальном и коллективное бессознательное, в котором заключены архетипы - прообразы, определяющие развитие научной, нравственной, художественной и религиозной сферы жизни. Их создавал опыт человечества в течение тысячелетий. К ним относятся, например: anima - символ женского естества в подсознании мужчины и противоположный ему animus - естество мужчин в коллективном обессознательном женщины.
Гештальт-психология сформировалась при господстве идеалистической философии в Германии в начале XX в. В ней мир рассматривается как совокупность организованных форм (гешталь-тов). В основе этого направления лежит мысль Эренфельса о качестве формы: мелодия остается мелодией, несмотря на перенесение (транспортировку) ее в любую тональность, так же как и копии картины, нарисованные разными красками и разного размера. Следовательно, формы (образования) не являются только простым механическим слагаемым элементом, а представляют собой новую структуру. Гештальт - это целостное образование, имеющее собственное свойство, которое не исчерпывается свойствами отдельных его частей. Хотя части и целое взаимообусловливают друг друга, свойства целого всегда превалируют, доминируют над свойствами частей, иными словами, наблюдается фено-минальная и функциональная доминантность целого над частями. Образ рассматривается как самостоятельный феномен. Константность, т. е. постоянство образа при меняющихся условиях восприятия, является основным свойством гештальта.
Оно нарушается, если образ воспринимается изолированно от целостного зрительного поля. В этом заключается феномен «фигуры и поля». Фигура - это замкнутое, выступающее на передний план целое, отделенное от фона контуром. Фон - то, что находится позади фигуры. Реверсибильная фигура «ваза-лицо» демонстрирует основные положения данного феномена (рис. 1). В гештальт-психологии интеллект трактовался как поведение, направленное на решение проблем.
Гуманистическая психология сформировалась как альтернатива бихевиоризму в 50-е годы XX в. Один из ведущих представителей этого направления Р.Мэй писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Целостный подход к личности является фундаментальным принципом гуманистической психологии, которая основывается на вере в возможность реализации способностей каждого человека при условии предоставления ему свободы выбора своей судьбы. В качестве детерминанты поведения и развития личности рассматривают потребность в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к достижению определенных жизненных целей. Основной стержень гуманистической психологии - оптимистический взгляд на природу человека. Американский психолог К.Роджерс (1902-1987), один из основоположников гуманистической психологии, считал, что в каждом человеке заложено стремление полностью проявить себя, и он наделен побуждениями, необходимыми для развития всех своих возможностей. Общественные нормы и воспитание принуждают его в ущерб собственным чувствам и потребностям принимать ценности, навязанные другими, что служит источником неудовлетворенности и нарушения поведения. Терапевтический метод Роджерса основан на том, чтобы дать больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно реализовать свои способности.
22. Материализм и идеализм
Глашатаем эмпиризма выступил Френсис Бэкон (XVI в.) , сделавший главный упор на создание эффективного метода науки. В своем труде «Новый Органон» Бэкон отдал пальму первенства индукции, т. е. такому толкованию множества эмпирических данных, которое позволяет их обобщать с тем, чтобы предсказывать грядущие события и тем самым овладевать их ходом.
При разработке проблем, связанных с методологией, и методов познания ученые разделились на два течения – эмпирическое и рационалистическое. Разногласия между ними возникали по трем кардинальным вопросам: об источниках и происхождении знаний, о природе всеобщих понятий, о соотношении и границах познавательных возможностей человека. Основатели эмпирического направления Бэкон, Гоббс, Локк и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт.
Представители рационалистического течения, пионерами которого выступили Декарт и Лейбниц, считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а всеобщие понятия происходят из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей. В соответствии с этими различиями представители эмпиризма рассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагающую восхождение от частных и отдельных фактов, устанавливаемых в чувственном опыте, к общим принципам и законам, тогда как представители рационализма видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как способе выведения искомых истин из принципов либо ранее установленных, либо врожденных.
Достаточно остро стоял также вопрос о природе самих познавательных способностей человека, их отношении к внешнему физическому миру, с одной стороны, к телесному организму – с другой.
Эти споры породили психофизическую проблему, различные способы решения которой разделили мыслителей на два других непримиримых лагеря – материализма и идеализма.
Эта линия борьбы стала ведущей в усилении и дифференциации идейных позиций не только между упомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Так, Декарт, Лейбниц и Спиноза, будучи родоначальниками рационализма, в решении психофизической проблемы были противниками и выступали с разных позиций: Декарт – с позиций дуализма; Лейбниц – идеализма; Спиноза – материализма. Подобным образом и эмпиризм развивался как представителями материалистического направления (Бэкон, Гоббс, французские и русские материалисты XVIII в.), так и сторонниками идеалистических течений (Беркли, Юм и др.).
Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич2. Материализм и идеализм в социальной философии В зависимости от того, как, в частности, объясняется природа побудительных сил деятельности людей, истолковывается сущность и социальная направленность их деятельности и общественных отношений, из содержания которых
Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер МаксИДЕАЛИЗМ ЛИ САНКХЬЯ? Есть и еще один вопрос, решение которого не легко. Спрашивается, понимали ли индусы тот факт, что мы сознаем только наши ощущения и что все, называемое нами телом или внешним объективным миром, есть только результат неизбежного вывода нашего ума –
Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк34. Идеализм Философское учение, согласно которому действительность представляет собой исключительно умозрительный характер. Беркли отстаивал такую форму идеализма, главная действительная роль в которой отводилась Господу Богу: действительность, по мнению Беркли, не
Из книги История психологии автора Лучинин Алексей Сергеевич22. Материализм и идеализм Глашатаем эмпиризма выступил Френсис Бэкон (XVI в.) , сделавший главный упор на создание эффективного метода науки. В своем труде «Новый Органон» Бэкон отдал пальму первенства индукции, т. е. такому толкованию множества эмпирических данных,
Из книги Диалектическая логика. Очерки истории и теории автора Ильенков Эвальд ВасильевичОчерк 6. ЕЩЕ РАЗ О ПРИНЦИПЕ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИКИ. ИДЕАЛИЗМ ИЛИ МАТЕРИАЛИЗМ? До сих пор мы говорили в основном о позитивных завоеваниях Гегеля, составивших эпоху в логике как науке. Коснемся теперь исторически неизбежных "издержек производства", связанных с идеализмом
Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих1. Идеализм Тем самым, что самосознание есть разум, его доселе негативное отношение к инобытию обращается в положительное отношение. До сих пор для него все дело сводилось к его самостоятельности и свободе, к тому, чтобы спасти и сохранить себя для себя самого за счет мира
Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин ФёдоровичИсторический идеализм...Каждая эпоха - сознательно или подсознательно - живет тем, что родилось в головах мыслителей, влияние которых она на себе испытывает. Платон неправ, когда утверждает, что мыслители должны быть кормчими государства. Характер их господства над
Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич4. Методологический материализм, Экономический материализм Философская недоразвитость материализма так очевидна, что среди мыслителей, стоящих на уровне современной философской культуры вряд ли можно найти хотя одного представителя этого миропонимания.Историк
Из книги Теория познания автора ЭтэрнусМатериализм и объективный идеализм Понятия: материализм, и объективный идеализм - пожалуй, всем известны. Теория познания (гносеология), для этих философских терминов - «как мать родная». Рассмотрим их содержание:Объективный идеализм - это вера в то, что реальность
Из книги От Спинозы до Маркса автора Луначарский Анатолий ВасильевичИдеализм
Из книги Командующее Я автора Шах ИдрисИДЕАЛИЗМ Идеализм никогда не должен исключать желания познать истину. Если же это происходит, то разрушается нечто гораздо более ценное, вторичным проявлением которого, собственно, и является идеализм. Идеалисты должны быть всегда готовы к поиску ответов на вопросы и
Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор2. Идеализм - Сильная сторона идеализма в том, что он улавливает единство духовного целого. Он не хочет оставить ничего в обособленности, но хочет постигнуть его исходя из целого, связать со всем остальным. Но слабая сторона его состоит в том, что он не замечает того, что
Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл ТеодорИдеализм Позитивизму противостоит идеализм, как миросозерцание, полагающее бытие тождественным бытию духа, которое служит предметом понимающего изучения в науках о духе (Sein des Geistes, das in den Geisteswissenschaften verstehend erforscht wird).Идеализм знает, что все объекты есть лишь для некоторого
Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель Из книги Диалектическая логика. Очерки истории и теории. автора Ильенков Эвальд ВасильевичОчерк шестой. Ещё раз о принципе построения логики. Идеализм или материализм? До сих пор мы говорили почти исключительно о позитивных завоеваниях Гегеля, составивших эпоху в логике как науке. Коснёмся теперь исторически неизбежных «издержек производства», связанных с
Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич2. Идеализм Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Как мы уже знаем, идеальное в философии – это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Здесь может возникнуть вопрос – если идеальное является